О поездке к отцу Иоанну Рощину вспоминал и протоиерей Борис Балашов: «Ему было уже более ста лет. Из дома он не выходил. Его близкие давно умерли. За ним ухаживали бабушки из числа прихожан. Митрополит Иоанн любил ездить к нему на исповедь. В одну из таких поездок зимой 1971/72 г. он взял меня с собой. По просьбе архиерея накупили целую сумку рыбных консервов. Этими подарками Владыка хотел побаловать престарелого пастыря. Мы приехали в бедную крестьянскую избу. В небольшой комнатке, которую отец Иоанн называл своим «уголком», перед простыми иконами теплилась лампадка. А на столе лежали две большие горы записок: одна – о здравии, а вторая – об упокоении. Пробудясь от сна и прочитав утренние молитвы, отец Иоанн служил молебен, на котором он молился о здравии всех тех, чьи имена были написаны в поминальных записках. После молебна служил панихиду – и опять в молитве чтение горы заупокойных записок. Владыка сам оставил свои записочки батюшке Иоанну для поминовения и мне предложил сделать то же. При этом он попросил отца Иоанна особо помолиться о еще не родившемся ребеночке, которого ждала моя жена. На обратном пути в Ярославль митрополит указал мне на тот специфически пастырский молитвенный подвиг, который престарелый протоиерей Иоанн Рощин совершал ежедневно». В селе Новый Некоуз на севере епархии служил архимандрит Таврион (Ботозский). Люди ехали к нему как к духовнику за советом и молитвенной поддержкой со всех концов страны – из Ярославля, Москвы, Перми, Уфы, с берегов Невы… Отец Таврион учил внимательно относиться к своей жизни, вникать в содержание Таинств христианской веры и жить этим содержанием. Он был непримиримым обличителем удовлетворенности внешним, формальным исполнением молитвенного правила, поста. Такую великую любовь нес старец к людям, что стремился каждого накормить, утешить, исцелить. Его активная деятельность вызывала недовольство властей. В 1969 году отец Таврион уехал в Латвию и по благословению Владыки Леонида (Полякова) стал духовником Спасо-Преображенской пустыни Свято-Троицкого женского монастыря под Ригой. Митрополит Иоанн пишет об этом так:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

1 Ильинский Г. А. Значение Афона в истории славянской письменности. «ЖМНП», 1908, ноябрь, ч. 18, новая серия, с. 2. 2 Духовно-нравственным связям Афона и России посвящено фундаментальное исследование архиепископа Рижского и Латвийского Леонида (Полякова) «Афон в истории русского монашества (XI–XVIII вв.)». Диссертация МДА. Ярославль. 1964; сжатое изложение в «БТ», 1970, 5, с. 5–24. 5 Цит. по: Повести Древней Руси XI–XII века. Л., 1983, с. 182 (русский перевод Д. С. Лихачева). 9 Студийский устав составлен преподобным Феодором Студитом (759–826), настоятелем Студийского монастыря в 798 г. В Россию Студийский устав дошел в нескольких списках, древнейшим из которых является список XII века (прим. авт.). 13 См. Тихомиров M. H. Исторические связи русского народа с южными славянами. В «Славянском сборнике». М., 1947, с. 166 (подробнее см. в: Петровский М. Иларион, митрополит Киевский и Доментиан, иеромонах Хиландарский. Известия Общества русского языка и словесности (ИОРЯС). Т. 13, кн. 4, 1908). 14 См. Волков Н. В. Статистические сведения о сохранившихся древнерусских книгах XI–XIV вв. и их указатель. «Памятники древней письменности и искусства». СПб., 1897. Т. 123, с. 23–24. 16 См. Семенов А. И. Лисицкий монастырь – пригородный центр новгородского книгописания. «Труды Отдела древнерусской литературы» (ТОДРЛ). 1969. Т. 17, с. 369. 19 Вздорное Г. И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII -начала XV вв. М., 1980, с. 42. 20 См. Соболевский А. И. Южно-славянское влияние на русскую письменность в XIV–XV вв. СПб., 1894, с. 14. 22 Вздорнов Г. И. Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV–XV вв. ТОДРЛ, 23. Л., 1968, с. 180–181. 27 См. Горский А. В. О сношениях Русской Церкви со святогорскими обителями до XVIII столетия. «Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе». М., 1848, с. 139–141. 33 Цит. по: Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской Духовной академии. Составил иеромонах Иосиф. М., 1882, с. 150.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Наставлял никогда ни на какие ротации не обижаться. – О кресте не забывайте! – говорил он. Я как-то рассказал отцу Дионисию о том, как владыка Леонид (Поляков), назначенный в Елоховский собор, сменил там бессменного в течении 40 лет настоятеля протопресвитера Николая Колчицкого и чего это ему стоило. Дело в том, что отец Николай был непререкаемым авторитетом, – ему даже архиереи прекословить боялись. Бухгалтер собора, бывшая его почитательницей, поносила нового начальника самыми последними словами: – Да что это за архиерей такой? – кричала прямо во дворе. – Да он даже священником быть недостоин! и т. д. Его Преосвященство отшучивался и никаких мер не предпринимал. – Владыка, да вы бы ее уволили, что ли? – однажды не сдержался я, наслушавшись этих отповедей. А он меня огорошил: – Зачем? – А что это она тут раздоры сеет… – растерянно ответил я. – Ты знаешь, – сказал он мне тогда, – крест свой все равно нести надо. Тут я уже знаю, чего мне от нее ждать. Убери ее, так враг как-нибудь иначе подступать будет. Уволю эту, так ударит с другой стороны через кого-то еще, а я, может быть, и не готов окажусь. Поэтому лучше терпеть, а то новых искушений не оберешься. Однако, как только в собор назначили очередным настоятелем митрополита Пимена, будущего Святейшего, он эту сотрудницу тут же рассчитал. Самое смешное, что к тому времени она владыку Леонида вспоминала уже так: – Вот святой архиерей был!.. Когда я отцу Дионисию рассказал всё это, он прямо ахнул: – Вот так пример! Так и нужно поступать. Какой замечательный образ мыслей изложил владыка Леонид. Уволить проще всего. Обидеть, выгнав и не вразумив. Куда как сложнее терпением приобрести душу. Лучше всегда действовать благорасположением! Так можно даже внутренне неустроенных людей развернуть к возможному совершенству. Скольких он так обратил ко Христу? Вечная тебе память, отец Дионисий. Протопресвитер Владимир Диваков на отпевании архимандрита Дионисия скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ольга Рождественская 31 января 2018, 17:00

http://pravoslavie.ru/109768.html

После кончины игумении Зинаиды матушка Магдалина была возведена в сан игумении 7 мая 1977 года. В течение 25 лет Господь мудро вел ее к этому ответственному служению, закаляя в горниле духовного и жизненного пути. Большую часть своего настоятельства она провела под святительским омофором митрополита Леонида (Полякова). Они глубоко уважали друг друга, оба по-родительски любили сестер и как бы дополняли друг друга. Требуя послушания, матушка игумения сама была образцом для подражания, пребывая в полном послушании правящему архиерею. Так было при владыке Леониде, так было и при владыке Александре. Начало 1990-х годов ознаменовалось большими торжествами — монастырь отмечал свое столетие. Среди гостей были духовные дочери игумении Магдалины, бывшие насельницы рижской обители. Сегодня многие из них стоят во главе возрожденных православных монастырей: игумения Митрофания (Перетягина) — в Пензе, игумения Никона (Перетягина) — в Шамордино, игумения Олимпиада (Баранова) — в Хотьково, игумения Сергия (Конкова) — в Дивеево, игумения Тавифа (Горланова) — в Муроме, игумения Сергия (Рузавина) — в Чебоксарах, игумения Любовь (Якушина) — в Ташкенте, игумения Иоанна (Смуткина) — в Александрове. Матушка Магдалина воспитала четырнадцать игумений, и поэтому не случайно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал ее «всероссийской игуменией». В последние годы матушка тяжело болела. Гипертония и диабет сильно ее истощали. Но она терпеливо изо дня в день продолжала нести свое послушание, оставаясь требовательной и мудрой настоятельницей. В ночь на 10 октября 1996 года, после принятия Святых Христовых Тайн игумения Магдалина тихо и безмятежно отошла ко Господу. При огромном стечении народа чин отпевания совершал Высокопреосвященнейший архиепископ Александр в сослужении рижского и латвийского духовенства. В эти скорбные дни многие духовные дочери почившей старицы прибыли со всех концов России, чтобы попрощаться и почтить память незабвенной матушки. Троицкий собор в Риге не вмещал многочисленных почитателей. После обнесения тела вокруг монастыря матушку Магдалину перевезли в Спасо-Преображенскую пустынь, где она была погребена на монастырском кладбище.

http://e-vestnik.ru/church/vserossijskay...

   4 ноября 1962 г. скончался митрополит Нестор (Анисимов), получивший известность еще в предреволюционные годы как камчатский миссионер, хиротонисанный в сан епископа Камчатского и Петропавловского в 1916 г. Владыка Нестор был членом Поместного Собора 1917—1918 г. На исходе гражданской войны он вывез святые мощи великой княгини Елисаветы и ее келейницы Варвары с Урала на Святую землю. В 1948 г. он был арестован и восемь лет провел в лагере в Мордовии. По возвращении на свободу он встретил самое теплое и заботливое отношение к себе со стороны первосвятителя и был назначен на Новосибирскую кафедру. Возраст (митрополит Нестор родился в 1884 г.) и тяжелая болезнь заставили его в 1958 г. уйти на покой, но, как только он немного поправился, он захотел вернуться к архиерейскому служению и был назначен временно управляющим Кировоградской епархией. За отпеванием митрополита Нестора об упокоении его души молился Святейший Патриарх Алексий I. Погребли его в Переделкине, около церкви Преображения. На мраморном кресте написано: «Митрополит Нестор. Камчатский миссионер».    Из маститых архиереев старшего поколения помимо Святейшего Патриарха в середине 60-х гг. на кафедрах оставались митрополиты Симферопольский Гурий (Егоров), Куйбышевский Мануил (Лемешевский), архиепископы Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), Калужский Ермоген (Голубев), Орловский Палладий (Шерстенников), Псковский Иоанн (Разумов). Большую часть епископов к тому времени составляли уже архиереи, родившиеся в XX в. и хиротонисанные в послевоенные годы. Типичными для этих лет были хиротонии монахов, получивших образование в возрожденных духовных академиях — Московской и Ленинградской. В 1959 г. Леонида (Полякова) хиротонисали во епископа Курского, в 1960 г. Сергия (Петрова) во епископа Белгород-Днестровского, в 1961 г. Николая (Кутепова) во епископа Мукачевского и Никодима (Руснака) во епископа Костромского; в 1962 г. Серафима (Никитина) во епископа Курского, Никона (Фомичева) во епископа Выборгского; в 1964 г. Антония (Мельникова) во епископа Белгород-Днестровского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Отношение же самого архипастыря к советскому периоду в истории России было все-таки совсем другим. «Залогом будущего воскресения Святой Руси,— говорил митрополит Иоанн,— была и есть Церковь Православная, торжествующая ныне свою духовную победу над богоборцами и христоненавистниками. Церковь никого не принуждает – но всех зовет разделить с ней это ее торжество». После кончины митрополита Иоанна на Санкт-Петербургскую кафедру был переведен митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Котляров), став постоянным членом Священного Синода.    В 90-х гг. Церковь потеряла еще несколько архипастырей, и среди них митрополитов Рижского Леонида (Полякова), Луганского Леонтия (Гуди-мова), архиепископов Саратовского Пимена (Хмелевского), Полтавского Савву (Бабинеца), пребывавшего на покое архиепископа Никона (Фомичева). Трагически погиб в 1994 г., вскоре после архиерейской хиротонии, епископ Саратовский Нектарий.    В середине 90-х гг. продолжалось возвращение Церкви отнятых у нее ранее храмов. В конце 1994 г. количество приходов приблизилось к 16 тыс., через год, в декабре 1995 г., Церковь насчитывала уже более 17 000 приходов, а в начале 1997 г. число их достигло 18 000. В одной только Москве, по словам Святейшего Патриарха, сказанным на Московском епархиальном собрании 12 декабря 1996 г., в ведении Церкви находилось 389 храмов, в том числе 254 приходских. Из них в 298 совершалось богослужение, а в 80 оно не было возобновлено. Число московских храмов приблизилось к дореволюционному, правда, Москва имела тогда около 400 церквей, и среди них около 300 приходских, в той черте города, которая ныне опоясывает только центр столицы и прилегающие к нему районы, а население города выросло с тех пор более чем в 5 раз. В Москве в декабре 1996 г. на приходах служило 480 священников и 165 диаконов; в это число, естественно, не входит монастырское духовенство.    О трудностях и недостатках приходской жизни, о задачах духовенства, как неизменных и вечных, не зависящих от обстоятельств времени, так и диктуемых злобой дня, напоминает Святейший Патриарх Алексий II в своих традиционных выступлениях на Московских епархиальных собраниях, созываемых в конце каждого года.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Вы говорите о задаче интеграции в систему  отечественного высшего образования. Ставит  ли  Церковь задачу  (м.б. долгосрочную), интеграции в систему отечественного начального и среднего образования -? Отец Кирилл,  Вы в широкой  аудитории  говорите, шутя о " шантаже " . А   не услышат ли об этом " шантажируемые " госструктуры  и министерства, и  м.б. не имея  достаточного чувства юмора, не примут ли  они  какие - либо дополнительные " оборонительные меры " -?  Занимаясь  подготовкой  материалов  по истории восстановления духовных школ (с 1943 по 1955 гг.)  по дневниковым записям митрополита Григория (Чукова),  вспоминаю преложение студента  ЛДА Льва Полякова (кажется его), будущего Леонида, митрополита Рижского и Латвийского, о том, чтобы оканчивающим  Академию пастырям,  давать, помимо диплома, очередную награду.  Спасибо  Вам и порталу Богослов за возможность  узнать  о реформе.         иеромонах Лазарь (Куликов), Волгоград 27 июня 2010г. 17:46 Доброго дня, коллеги! Много сделано, но еще предстоит сделать многое... 1. Досточтимый о. Архимандрит, употребляемый Вами термин " пропедевтический курс " немного некорректно используется, т.к. согласно традиционному подходу пропедевтический курс - это  курс " Ввведение в специальность " , объем которого не больше 74 часов в семестр и предполагает завершение - сдачей зачета. Более грамотно было бы назвать этот курс - подготовительное отделение, которое и предполагает обучение по нескольким предметам (катехизис, библейская история, ц-с язык и т.п.) и может продолжаться до 2х лет. На этот статус имело бы смысл перевести все Епархиальные Духовные училища - драгоценное детище правящих архиереев, а не рубить с плеча имеющуюся структуру (о которой Вы даже не упомянули, см. Патриарший календарь). Именно формат подготовительного отделения позволит 16-17 летним юнцам " мягко " войти в структуру духовного образования. И уже на этой стадии можно было бы заложить сильную филологическую подготовку (у большинства абитуриентов проблемы даже с родным русским языком), в том числе и по древним языкам - о чем неоднократно говорил Митрополит Иларион.

http://bogoslov.ru/article/903429

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИВАКОВ Владимир Иванович (род. 14.06.1937, Москва), прот. Из семьи военнослужащего. Окончил 3 курса Электромеханического техникума в Москве. В 1956 г. поступил во 2-й класс Московской ДС. Во время обучения начал служить иподиаконом в Богоявленском соборе в Елохове у митр. Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) и архиеп. Леонида (Полякова) . В 1960 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия I поступил в МДА. 18 нояб. 1962 г. был рукоположен во диакона. 19 дек. 1963 г. Патриархом Алексием I рукоположен во иерея. Окончил МДА в 1964 г. со степенью кандидата богословия. С апр. 1964 г. служил в храме св. апостолов Петра и Павла в Лефортове. В марте 1967 г. перемещен в храм свт. Николая в Хамовниках. Стараниями Д. был возвращен участок вокруг храма, а церковная ограда перенесена на первоначальное место. Фасад храма был отреставрирован, восстановлены старинные фрески, до этого скрытые под более поздней росписью, сделаны были и новые росписи. С 10 дек. 1979 г. Д. служил в ц. прп. Пимена Великого, где также занимался благоукрашением храма и расширением его земельных владений. С 23 окт. 1987 г.- настоятель храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище, где наладил хозяйственную жизнь прихода. В 1988 г. на 1-м Епархиальном собрании московского духовенства избран в Епархиальный совет, в 1991 г. стал его секретарем. С июля 1990 г.- благочинный Северного округа Москвы. 31 авг. 1990 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назначил Д. настоятелем храма Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение»). С 10 мая 1991 г.- благочинный Центрального округа Москвы, 10 дек. 1991 г.- зав. канцелярией Московской Патриархии. Находясь на должностях благочинного и секретаря Епархиального совета в период массового открытия церквей, Д. проводил учредительные приходские собрания практически во всех вновь открытых приходах, деятельно помогал решать трудности, возникавшие при передаче храмов Церкви. В 1997 г. Патриархом Алексием II удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до «Отче наш». В 2006 г. Д. стал лауреатом премии «Человек года» в номинации «Религия» за вклад в духовное возрождение России. Награжден орденами: св. Даниила Московского 2-й степени, прп. Сергия Радонежского 2-й и 3-й степени, св. Владимира 3-й степени; гос. орденами Почета и Дружбы, а также медалями и знаками отличия различных светских министерств и ведомств. Соч.: У врат Наина//ЖМП. 1972. 11. С. 37. Лит.: Абрамов А. , свящ. Юбилей пастыря: [Прот. В. Дивакова]//ЖМП. 1997. 8. С. 52-53; он же. Славные юбилеи неутомимого делателя на ниве Христовой//Там же. 2002. 6. С. 38-40. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/171951.html

А Сидонский мне сказывал, что он писал в своем проекте: а) переводить прямо с еврейского; б) разногласия LXX с еврейским не выставлять, но в) где оно очевидно представляет лучшее чтение, там им пользоваться, не отмечая… Новый перевод Ветхого Завета на русский язык, выходящий в Лондоне, делается поляком, не знающим вовсе еврейского языка. Это слышал от Осинина. Августа 21. Василий Борисович поручил благодарить Владыку за милостивейшее внимание к нему… Августа 22. В. И. Кутневич сказывал, что 1) напечатано Евангелие в русском переводе с славянским текстом и будет разослано по епархиям для продажи при церквах; 2) Нашлось еще 20.000 экземпляров Евангелия и Псалтири, напечатанных при Графе Протасове и теперь имеющих быть пущенными в продажу. 3) Что заготовленные Библийским Обществом издания Пятокнижия Моисеева и других исторических книг Ветхого Завета, по недостатку места, переданные Протасовым в Лавру Митрополиту Никанору, по соглашению между ними, будто бы все сожжены. 4) Готовится к изданию азбука Славяно-русская, со включением молитв, краткого катихизиса Платонова и краткой истории священной из „начатков“, – все это за 6 коп. сер., печатается в 1.000.000 экземпляров. Августа 23. Князь, говорят, сказал Владыке о новых назначениях. 1) Киевский Митрополит не согласился теперь отпустить своего наместника. 2) Антоний Кишиневский чуть не на коленах отпрашивался от своего назначения. 197 ю 3) Антоний Нижегородский – на Волынь 198 . 1861. 13 июня. Приснилось мне, будто переданы мне чрез Преосвященного Леонида, викария Московского, два пакета из Св. Синода с надписанием на мое имя. В надписи над одним сказано, что я назначен архимандритом Новгород-Северского монастыря (Черниговской епархии) в надежде пострижения для приготовления к высшему служению. В другом пакете, именно в надписи на нем, сказано, что мне поручено заниматься с преосвященным Филаретом отыскиванием житий русских святых. По первому пакету мне казалось, что имеют меня в виду назначить к епископскому служению. И я склонился к этому: тогда как Петр Симоныч 199 настоял на том, чтобы я оставался в настоящем моем положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

На квартире у Бориса Никольского и в IX аудитории университета стала собираться поэтическая молодежь сразу двух факультетов, на которых он читал лекции: студенты юрфака – Александр Блок, Александр Кондратьев, Виктор Поляков и филфака – Лев Карсавин, Леонид Семенов, Борис Садовской, Николай Недоброво и многие другие. Один из студентов особо подчеркивал, что во времена «ожесточенных споров и непримиримой вражды партий… в стенах IX аудитории раздавались бодрые, спокойные и светлые, словно сама великая природа, стихи „одного из величайших лириков на земле»». Вскоре от чтения и обсуждения стихов Фета и самих студентов Борис Никольский решил перейти к делу – изданию студенческого поэтического сборника, подготовленного уже к концу 1901 года. Но вышел он лишь в 1903 году, поэтому и блоковским дебютом позднее стали считать стихи, появившиеся в том же 1903 году в третьем номере журнала Мережковского и Зинаиды Гиппиус «Новый Путь». Это была очень удобная версия для советского литературоведения, поскольку после 1905 года Борис Никольский стал одной из самых одиозных фигур, а в 1919-м был расстрелян как черносотенец. Его имя стало таким же запретным, как входившего в тот же «черный список» и расстрелянного в 1918 году Михаила Меньшикова. Борис Никольский не мог оставаться одним из первых литературных наставников и первым публикатором автора «Двенадцати». Все это не могло не сказаться на судьбе «Литературно-художественного сборника», ставшего дебютом лучших его учеников, начиная с Александра Блока, стихи которого открывают сборник. Подобные сборники и альманахи выходили и ранее, особенно в Московском университете, оставаясь чисто любительскими изданиями. Не редкостью были и поэтические кружки в том же Московском университете, наибольшую известность из которых получили кружки 20-х и 30-х годов Семена Раича и Николая Станкевича. В конце века центр тяжести явно переместился в Петербургский университет и связан с именем Бориса Никольского. В «Литературно-художественном сборнике» представлены три стихотворения Александра Блока, семь – Александра Кондратьева, пять – Леонида Семенова, да и другие публикации заслуживают внимания.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010