В 1881-1886 годах занимал Гурийскую кафедру. В 1886-1898 годах вновь епископ Горийский, а с 20 марта 1898 года перемещен на Гурийско-Мингрельскую кафедру. Был почетным членом Казанской духовной академии. 4 ноября 1903 года уволен на покой. Скончался 9 ноября 1907 года и похоронен в соборном храме Шио-Мгвимского монастыря. Был прославлен в лике святителей в сентябре 1996 года на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви, в акте канонизации поименован вместе со святителем Гавриилом (Кикодзе) " вторым апостолом Абхазии " Его мощи почивают в Шио-Мгвимском монастыре. Оценки деятельности Биограф преосвященного указывает на то, что епископ Александр принадлежал к тем " избранным, отмеченным благодатью свыше, натурам, которые, служа украшением своего звания, вместе с тем украшают и всю страну " . Своей простой жизнью и христианским смирением преосвященный напоминает тех древних иерархов и пастыре-учителей, для которых как бы не существовало потребностей тела. Преосвященный все свои средства употреблял на дела благотворительности. Щедрость его давно была известна всем в Грузии. Не мало сирот и бедняков получало на его средства воспитание и образование. Щедрые пожертвования делал епископ Александр на монастыри. Так, Шио-Мгвимская пустынь, возведенная потом в нештатный необщежительный мужской монастырь, содержалась на проценты с капитала в 21.100 рублей, пожертвованного епископом Горийским Александром. Иоанно-Зедазнийский нештатный необщежительный мужской монастырь содержался на проценты с капитала в 10.000 рублей, пожертвованного епископом Горийским Александром. Кроме этих пожертвований Преосв. Александр делал пожертвования в пользу Абхазского и Кутаисского духовных училищ и на школу при Илорской церкви, в пользу героев защитников Севастополя и их семейств. На свой личный счет возобновил древний каменный храм, находящийся на берегу моря в двух верстах от Сухуми и древний храм в самом Сухуми. Владыка всячески старался о приумножении и распространении монашества в Грузии и о содействии, таким образом, подъему нравственности и религиозности в народе.

http://pravicon.com/info-3627

с 18.10.1892 по 21.02.1898 митрополит Московский и Коломенский; 24.01.1918 (убит) Викарии Мцхетско-Карталинской (Грузинской) епархии Горийские епископы С 30 июня 1811 года. Кафедра в Тифлисе Имена Сведения Досифей (Пицхелаури), епископ рукоположен с 30.01.1812 по 30.08.1814 архиепископ Алавердский и Телавский Гервасий (Мачавариани), епископ бывший (с 30.06.1811) епископ Цылканский с 30.08.1814 05.02.1817 Стефан (кн. Джорджадзе), архиепископ бывший архиепископ Руставский с 28.12.1818 18.11.1839 Никифор (кн. Джорджадзе), епископ рукоположен с 05.04.1842 03.12.1851 Иоанн (Авалиани), епископ рукоположен с 13.04.1852 06.04.1858 рукоположен с 06.12.1858 по 02.06.1860 епископ Имеретинский; 26.04.1896 Геронтий (Папиташвили), епископ бывший епископ Мингрельский с 19.05.1862 по 30.05.1869 на покое; 01.07.1871 Александр (Окропиридзе), епископ бывший епископ Абхазский с 30.05.1869 по 20.03.1898 епископ Гурийско-Мингрельский; 09.11.1907 Алавердский епископ С 1 марта 1886 года Имена Сведения Виссарион (Дадиани), епископ бывший епископ Мингрельский, викарий Имеретинской епархии с 01.03.1886 по 06.06.1898 епископ Имеретинский; 04.08.1900 Владикавказский епископ С 3 апреля 1875 года. Кафедра во Владикавказе Имена Сведения Иосиф (Чепиговский), епископ рукоположен с 13.11.1875 по 29.06.1885 епископ Владикавказский и Моздокский С 23 апреля 1885 года преобразована в самостоятельную епархию с присоединением Моздокской епископии. Кафедра во Владикавказе, в составе Грузинского экзархата. Сухумская 45 Возобновлена 12 июня 1885 года. Кафедра в Сухуми Имена Сведения Геннадий (Павлинский), епископ рукоположен с 28.12.1886 31.03.1889 Александр (Хованский), епископ рукоположен с 29.05.1889 12.02.1891 Агафодор (Преображенский), епископ бывший епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии со 2.03.1891 по 17.07.1893 епископ Ставропольский и Екатеринодарский; после 1919 Духовные миссии Духовная миссия в Японии Образована в 1870 году Ревельский епископ Имена Сведения равноапостольный, начальник Духовной миссии, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

XVII в. Евдемон, изображенный вместе с Георгием Дадиани-Липартиани (предположительно это кн. Георгий II (1658-1672)) и его супругой Хварашан в южном рукаве церкви ( Такаишвили. 1913/1914. С. 123; Чихладзе. 1997. С. 107-109). Исторические персонажи, помещенные в росписи северного рукава церкви, представлены изображениями семьи Кации Чиквани, родоначальника новой династии владетельных князей Дадиани. В пространной ктиторской надписи кон. 70-х гг. XVII в. Кация Чиквани объявил сев. рукав кафоликона М. усыпальницей для своей семьи ( Такаишвили. 1913/1914. С. 121-122). Старший сын и наследник Кации - Георгий III Липартиани-Чиквани - с 1701 г. в исторических документах упоминается уже как Дадиани-Липартиани и фактически становится родоначальником новой династии владетельных князей Дадиани ( Тугуши. 1991. С. 140). До XIX в. М. служил усыпальницей представителей новой династии Дадиани ( Такаишвили. 1913/1914. С. 126-128). В М. похоронены последний владетельный князь Мегрелии Давид Леванович Дадиани (1813-1853) и его супруга Екатерина Александровна Чавчавадзе-Дадиани (1816-1882), дочь знаменитого груз. поэта кн. А. Чавчавадзе и сестра Нины Чавчавадзе, жены А. С. Грибоедова. На мраморном престоле в алтаре кафоликона М. упоминается имя чкондидели Григория (Дадиани) ( Чубинашвили. 1948. С. 53-55). В рамках церковно-адм. реформы, проведенной в XIX в. после присоединения Грузии к России и утраты Грузинской Церковью автокефалии, кафоликон М. становился кафедрой Чкондидской епархии, с 23 июня 1829 г.- Мингрельской, с 1874 г.- Мингрельского вик-ства в составе Имеретинской епархии Грузинского Экзархата, с 12 июня 1885 г.- Гурийско-Мингрельской епархии (наряду с Александро-Невским собором в Поти) ( Кирион (Садзаглишвили). 1901. С. 74-75; Кадария. 2003. С. 62-63). Еп. Гурийско-Мингрельский свт. Александр (Окропиридзе) в 1902 г. поставил настоятелем Успенского собора М. свящ. Варфоломея Осидзе, служившего здесь до закрытия церкви в 1930 г., когда была упразднена восстановленная в 1917 г.

http://pravenc.ru/text/2562406.html

С 1863 г. в Грузии по примеру внутренних областей России правительство осуществляло программу помощи бедным священно- и церковнослужителям. При мон-рях были основаны т. н. попечительства (), работа к-рых была направлена на улучшение условий жизни сельского духовенства. При церквах появились кассы помощи, к-рые собирали пожертвования. При Тифлисском Сиони функционировало братство Пресв. Богородицы, в Кутаиси - братство святых Давида и Константина Аргветских ( Хуцишвили. 1987. С. 26). Возобновление храмов и спасение святынь во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Дабский мон-рь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. Дабский мон-рь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. В 1-й пол. XIX в. приходили в упадок храмы и монастыри К.-К. е., в т. ч. действующие. В особенно тяжелом положении оказался мцхетский кафедральный патриарший собор Светицховели , после упразднения Патриаршества в Грузии лишившийся своего статуса (главным собором Грузинского Экзархата стал Тифлисский Сиони). В 20-х гг. XIX в. разрушились ограда и колокольня Светицховели, под угрозой оказалось здание храма. Экзарх Грузии архиеп. Евгений (Баженов) (1 сент. 1834 - 12 нояб. 1844) выделил на восстановление ограды и колокольни Светицховели 30 тыс. р., но проблему решить не удалось. Светицховели реставрировали еще 2 раза: в 1860-1874 и 1891-1900 гг., но храм постоянно требовал внимания ( Натроев. 1900. С. 221, 310-312). В 1897 г. экзарх Грузии архиеп. сщмч. Владимир (Богоявленский) (18 окт. 1892 - 21 февр. 1898) основал и возглавил Комитет обновления храма Двенадцати апостолов Мцхетского Патриархата. В разное время председателями Комитета были епископы Леонид (Окропиридзе ; впосл. католикос-патриарх всей Грузии), Кирион (Садзаглишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Кирион III ) и др. «Развалины монастыря Квели-Цминда-Мхтис-Ашо-Бем в Большисском ущелье». Фотография И. П. Рауля. 70-е гг. XIX в. (частное собрание) «Развалины монастыря Квели-Цминда-Мхтис-Ашо-Бем в Большисском ущелье». Фотография И. П. Рауля. 70-е гг. XIX в. (частное собрание) При экзархе Грузии архиеп. Исидоре (Никольском) (12 нояб. 1844 - 1 марта 1858) был отреставрирован Тифлисский Сиони, а также мон-ри Алаверди, Самтавро, Марткопи, Кватахеви. В 1889 г. по распоряжению российского имп. Александра III был возобновлен и восстановлен мон-рь Бодбе, где покоились мощи просветительницы Грузии св. равноап. Нины.

http://pravenc.ru/text/1681175.html

Юрисдикционное определение русской, грузинской и негрузинской паствы в Церкви Закавказья 13 марта 1917 г. еп. Леонид (Окропиридзе; впосл. Католикос-Патриарх) письменно уведомил экзарха Грузии Платона (Рождественского) о том, что, согласно Мцхетскому церковному Постановлению, он смещен с должности экзарха, лишен сана Карталинско-Кахетинского архиепископа и прав на управление духовными уч-щами (Сакартвело. 1917. 63. С. 2). Архиеп. Платон ответил, что не может «подчиниться постановлению Мцхетского Собора. Только высшая духовно-правительственная власть, которая поставила меня экзархом Грузии, архиепископом Карталинским и Кахетинским, может лишить меня законно данной мне должности и звания, а не Собор из канонически подчиненных мне клира и мирян, отложившихся при том от подчинения не только мне, но и Святейшему Синоду, или, что то же, Правительствующему Российской Церкви Собору. Я доложу об этом Святейшему Синоду,- продолжал он,- и буду ожидать от него распоряжений, а пока остаюсь, конечно, вашим экзархом и буду пользоваться правами экзарха и властью» (Там же). ВУ передало свое решение Временному правительству, и 27 марта последнее признало автокефалию Грузинской Церкви, но как Церкви национальной, без географических границ, оставив, т. о., негруз. приходы в Грузии в ведении РПЦ. Окончательное установление правового положения Грузинской Церкви предоставлялось Учредительному собранию. Церковь ап. Иоанна Богослова в Тифлисе. XIX в. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь ап. Иоанна Богослова в Тифлисе. XIX в. Фотография. Нач. ХХ в. 19 марта 1917 г. рус. духовенство Тифлиса по инициативе военного духовенства назначило на 22 марта созыв общего Собора рус. духовенства и рус. паствы Тифлиса с целью определения позиции по вопросу об автокефалии ГПЦ. Собор прошел в здании школы при ц. во имя св. Александра Невского в Тифлисе. Экзарх Платон ознакомил собрание с событиями 12 марта и выразил отрицательное отношение к молчанию Святейшего Синода, а также объявил о своей самостоятельности в принятии решений, касающихся происходящих в Г. Э. событий. Собор единогласно принял решение об учреждении в Тифлисе Представительского союза русского духовенства и паствы, руководителем которого назначался экзарх Грузии Платон (Рождественский). Также были приняты решения о сохранении в Закавказье РПЦ в юрисдикции Святейшего Синода, о создании Исполнительного комитета рус. духовенства и паствы под руководством экзарха Платона, к-рый мог бы сотрудничать с ОЗАКОМ, об установлении членами комитета 12 духовных лиц и 3 мирян, о переводе всей негруз. паствы Православной Церкви Закавказья в т. н. Кавказский Экзархат в юрисдикцию Святейшего Синода (ЦГИАГ. Ф. 1701. Оп. 1. Ед. хр. 22. Л. 1, 43).

http://pravenc.ru/text/168201.html

1962. С. 132). Церковь в Долискане. 937–958 гг. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в Церковь в Долискане. 937–958 гг. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в После увольнения Гогебашвили и др. груз. педагогов Кувшинский ужесточил режим семинарии: учащимся было запрещено разговаривать по-грузински, из б-ки была частично изъята лит-ра, под строжайший запрет попала и груз. периодика, расцвело доносительство. В кон. 70-х гг. XIX в. за чтение запрещенной лит-ры из семинарии было исключено неск. десятков человек ( Хундадзе. Очерки. 1951. С. 243). В стенах ДС был организован тайный кружок, где читали запрещенную лит-ру из нелегальной б-ки народников, т. н. б-ки Иванова, издавали рукописный журнал, нек-рые из студентов примкнули к народническому движению. После вмешательства жандармерии кружок был запрещен, а его участники арестованы. Многое для просвещения народа и возвращения в образование груз. языка сделали причисленные в кон. XX в. к лику святых груз. архиереи святители Гавриил (Кикодзе; в 1859-1860 еп. Горийский, в 1860-1896 еп. Имеретинский, в 1869-1886 управлял Абхазской епархией) и Александр (Окропиридзе; в 1862-1869 еп. Абхазский, в 1869-1881 еп. Горийский, в 1881-1886 еп. Гурийский, в 1886-1898 еп. Горийский, в 1898-1903 еп. Гурийско-Мингрельский). С детства приобщенные к рус. культуре и получившие образование на рус. языке, они горячо отстаивали национальные вероисповедные права грузин. По инициативе и на личные средства свт. Гавриила было открыто более 100 приходских школ и б-к, в 1890 г. в г. Кутаис основано жен. епархиальное уч-ще, а в 1894 г.- ДС. Благодаря его материальной помощи неск. человек получили высшее образование, он помогал вдовам, сиротам и одиноким людям. За большие заслуги в сфере просвещения он был избран почетным членом Об-ва по распространению грамотности среди грузин (1879). Благодаря ему 18 тыс. абхазов приняли Православие, при его материальной помощи были построены и отремонтированы десятки церквей и мон-рей (Гелатский, Моцаметский, Джручский и др.). Отрицательно он отнесся к увольнению груз. преподавателей после доноса Керского. В письме на имя экзарха архиеп. Евсевия он указывал, что увольнение груз. педагогов, отстаивающих национальные интересы, наносит вред самой идее многонациональности Российского гос-ва (Джвари Вазиса. 1906. 7. С. 14).

http://pravenc.ru/text/168201.html

При церквах и мон-рях ОВПХК основало бесплатные больницы. Так, в 1911-1914 гг. в Сухумской епархии действовало 6 монастырских больниц (жен. мон-ри Дранда, Мокви и др.) на 120 коек (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 586. Л. 67; Ед. хр. 54599. Л. 19), лечебные стационары были сформированы и при жен. мон-рях Карталинско-Кахетинской (Бодбе, Самтавро, Теклати, Мамкоди) и Гурийско-Мингрельской епархий (Матходжи) (ЦГИАГ. Ф. 1612. Оп. 1. Ед. хр. 44. Л. 38). Открывались приюты для престарелых, инвалидов и детей-сирот (Кавказ. 1910. 65. С. 3). Гонорары за лекции, семинары и проповеди, к-рые читали экзархи и архиереи Г. Э., распределялись среди бедноты (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 22944. Л. 67; Ед. хр. 23290. Л. 2; Сахалхо газети. 1914. 1152. С. 2; Закавказская речь. 1913. 291. С. 3). В 1901 г. Святейший Синод в связи с проблемой расхищения и порчи груз. церковных ценностей направил в Грузию председателя Московского имп. археологического об-ва П. С. Уварову для выяснения возможности хранения и защиты от разграбления ценной церковной утвари и икон. Под ее рук. должны были составить описи представлявших ценность икон, фресок, рукописей, книг, предметов церковной утвари и др., Грузинскому экзарху было поручено оказывать ей содействие (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 22364. Л. 2). В отчете на имя экзарха Уварова отмечала, что в Грузии нет условий для защиты церковных ценностей, вслед. чего их необходимо вывезти в Россию (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 46852. Л. 1-2). Это вызвало возмущение в груз. обществе и среди духовенства. 12 дек. 1902 г. еп. Гурийско-Мингрельский свт. Александр (Окропиридзе) направил в Грузино-Имеретинскую синодальную контору протест (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 46852. Л. 10-11), еп. Горийский свт. Кирион (Садзаглишвили) выделил на складе Тифлисского свечного завода специальное хранилище для церковного имущества. В 1902 г. экзарх Алексий (Опоцкий) по требованию груз. духовенства (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 46364. Л. 9) разрешил специальной группе, возглавляемой проф. Ф. Жордания, начать сбор церковных ценностей (ЦГИАГ. Ф. 489. Ед. хр. 46852. Л. 7).

http://pravenc.ru/text/168201.html

По возвращении на родину К. 12 окт. 1904 г. был рукоположен во диакона еп. Имеретинским Леонидом (Окропиридзе) (впосл. католикос-патриарх Грузии), через неделю - во иерея. Назначен настоятелем ц. во имя арх. Михаила в Кутаисе, занимал должность председателя педагогического совета Кутаисского женского епархиального училища. В 1905 г. возведен в сан протоиерея и награжден набедренником. В конце года переведен в Тифлис и назначен инспектором Тифлисского женского епархиального училища и настоятелем ц. во имя св. Нины при училище. Вошел в состав комитета Церковного музея при Обществе распространения грамотности среди грузин . В 1908 г., расширив и существенно переработав свое кандидатское сочинение, защитил в КДА диссертацию и получил степень магистра. Отказался от предложения занять должность Дмитриевского (зав. кафедрой литургики и церковной археологии), в нояб. 1907 г. оставившего преподавание в КДА и перешедшего в С.-Петербург (ИППО, СПб ДАиС и др.). Избран членом правления груз. Историко-этнографического общества (1909), читал курс лекций на тифлисских Высших женских курсах (с 1913). 29 марта 1909 г., на Пасху, награжден скуфьей, 6 мая 1912 г.- камилавкой, 12 мая 1915 г.- золотым крестом. 23 сент. 1916 г. назначен ректором Тифлисской ДС; также был избран членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы . Участвовал в движении за восстановление автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). На I поместном Соборе ГПЦ (8-17 сент. 1917) выступил с докладом «О богослужении и священстве в Грузинской Православной Церкви» и выдвинул несколько предложений: заменить в богослужебных книгах церковное письмо нуцхури более понятным гражданским письмом мхедрули; сократить время совершения литургии; дать священнослужителям право вне церкви носить гражданскую одежду, брить бороду и стричь волосы и др. В сент. 1917 г. возглавил группу преподавателей Тифлисской ДС, которые должны были осуществить национализацию ДС (т. е. уволить со службы всех преподавателей русского происхождения) ( Егоров В., свящ. К истории провозглашения грузинами автокефалии своей Церкви в 1917 г. М., 1917. С. 31-32). Был избран членом учрежденного на Соборе Католикосского Совета (занимал должность до кон. 1922). 14 сент. 1917 г., в день интронизации католикоса-патриарха всей Грузии Кириона III (Садзаглишвили) , К. был награжден правом ношения митры.

http://pravenc.ru/text/1684111.html

   Там же. С. 18—19.    Там же. С. 19.    Там же. С. 20.    Там же. С. 25—33.    Там же. Вып. 2. С. 3.    Там же. Вып. 3. С. 3—4.    Там же. С. 13.    Там же. Вып. 2. С. 22.    Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. М., 1918. Т. 9. Вып. 1. С. 41.    Там же. С. 66.    Собрание определений и постановлений. Вып. 3. С. 61.    Там же. Вып. 4. С. 31—43.    Там же. С. 47.    Там же. С. 28—30.    Там же. С. 23. Глава II. Русская Церковь при Святейшем Патриархе Тихоне (19...    Извещая Церковь о восшествии на престол, Патриарх Тихон обратился к пастве с посланием: «В дни многоскорбные и многотрудные, вступили мы на древлее место патриаршее. Испытания изнурительной войны и гибельная смута терзают Родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменных и междоусобные брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная. Затемнились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного, ослабела и самая вера, неистовствует безбожный дух мира сего». В слове, произнесенном перед новогодним молебном 1 января 1918 г. в храме Христа Спасителя, Патриарх Тихон сравнил февральские и октябрьские государственные перевороты с печальным опытом Вавилонского строительства. Слова и проповеди первосвятителя, его послания воспринимались верующими как голос церковного разума среди охватившей страну гражданской войны и возобновившихся военных действий на фронтах первой мировой. Революционные преобразования коснулись всех сторон жизни России, а для националистов явились толчком к сепаратистским выступлениям. В Киеве Центральная рада, добивавшаяся при Временном правительстве автономии, теперь торопилась утвердить «самостийную Украинскую народную республику», отделились Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия, Финляндия, оккупированная Германией Польша, Прибалтика.    Это повлекло за собой раскольнические действия и в церковных кругах. Еще в марте 1917 г. без согласия кириархальной Церкви, против воли экзарха Грузии архиепископа Платона группа епископов провозгласила автокефалию Грузинской Церкви. Местоблюстителем Католикосом поставлен был Леонид (Окропиридзе), епископ Гурийско-Мингрельский. Не возражая в принципе против независимости Грузинской Церкви, Святейший Патриарх Тихон выразил сожаление о неканоничности отделения, о непослушании грузинских архиереев Поместному Собору и своему кириарху владыке Платону, которого они самочинно объявили лишенным звания экзарха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4120...

«Нет ничего сильнее милосердия Бога». Часть 2 Беседа с архимандритом Антонием (Гулиашвили) – Отец Антоний, вы были очень близки с патриархом Ефремом. – Да. А ему ведь присудили десять лет лагерей, и семь лет он провел в заключении. Все это время он переписывался со схимонахиней Ангелиной. В этих письмах он рассказывал ей, что он воспитанник Шио-Мгвимского монастыря, где упокоился его дядя, владыка Александр (Окропиридзе). Что надо преодолеть девять рвов, чтобы пройти из Тбилиси в Мцхету. Описал он, среди прочего, и свой сон: он должен попасть в монастырь, но поднялась огромная волна – и ему не пройти. Он понимает: это всего лишь сон, но боится, что волна снесет его. Но вдруг появляется всадник на белом коне, хватает его за руку и переводит через ров. В этом же письме епископ Ефрем написал: «Мне здесь быть семь лет». Они прошли, его вызвали к лагерному начальству: «Вы освобождены». А он с присущим ему юмором говорит: «Давай мои зубы». У него несколько зубов выпало, потому что он перенес цингу. Вообще юмор не оставлял владыку никогда. Очень показательная история приключилась с патриархом Ефремом во время его первой поездки за границу – во Францию. Официальную делегацию возглавлял А.Н. Косыгин. По прилету в Париж ему представили Святейшего Патриарха. Косыгин сказал: «А у меня зять – грузин». Патриарх сразу нашелся: «Ну и как, не позорит грузин?» И у них завязалась теплая, непринужденная беседа. Да, наши прежние руководители были неверующими, но они были доступными для общения, умели уважать возраст, положение. Сейчас это ушло, как кажется, безвозвратно, и ничего доброго не происходит. У нас один батюшка есть, который на исповеди говорит: «Следующий». Это что, прием в каком-то учреждении? Очень печально!.. Еще патриарх рассказывал такую историю. Как-то ему надо было перебраться через реку на пароме. Но на него уже закрыли вход. Он просит: «Пустите меня, а то другой паром через неделю придет». – «Нет, ни в коем случае». И паром отчалил, проплыл несколько метров и – утонул. Когда Святейший Патриарх говорил об этом, дрожь по телу проходила. Господь сохранил его. Разве это не чудо?

http://pravoslavie.ru/39050.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010