2 . По окончании 49-го года, т. е. в 50-м году, наступал юбилейный год. 1422 Священники торжественно возвещали о нем звуком труб в праздник Очищения ( Лев.25:8 ; Числ.36:4 ). Все предписания о субботнем годе прилагались также и к нему, даже более, все рабы еврейского происхождения получали свободу во время юбилея; долги отпускались вполне; должники, проданные в рабство, становились свободными; дома и поля, расположенные в городах неукрепленных, возвращали их прежним владельцам, не взирая ни на какую продажу и сдачу. Целью этих распоряжений было – воспрепятствовать накоплению богатств в известных семьях и обеднению других и сохранить различие колен. 388. – О праздниках вообще Кроме субботы и новомесячий, каждогодно были еще праздники, предназначенные для воспоминания великих событий, которыми ознаменован был исход евреев из Египта, или к благодарению Бога за Его благодеяния. Их было числом три: Пасха, Пятидесятница, праздник Кущей. Был еще день, посвященный очищению от грехов, его можно считать за четвертый праздник. 1423 Праздник Пасхи 1424 1 . Праздник Пасхи, величайший из всех, напоминал об освобождении евреев от рабства ( Исх. 12 ); он обозначал в то же время начало весны и жатвы. Слово Пасха означает переход, и содержит намек на прохождение ангела-губителя, который поразил всех первенцев египетских и пощадил евреев. 1425 Этот праздник назывался также „праздником опресноков“, mazzoth ( Исх.12:15; 34:18 ; Лев.23:6 ; Лк.22:1 и сл.), потому что в течение семи дней, в которые он продолжался, евреи ели· лишь пресный хлеб. С вечера 14-го abib’a, называемого позднее nisan, исчезало все квасное; при захождении солнца ( Втор.16:6 ) закалали пасхального агнца, который был избираем с 10-го дня этого месяца; священники проливали его кровь у подножия алтаря, пред которым его закалали, потом прикрепив его, не сокрушая ни одной кости, к двум поперечным шестам в форме креста, жарили на огне и, наконец, законно чистые евреи ели, с горькими травами, жертву ( Числ.9:9–12 ; Исх.12:43–46 ), служившую прообразом И. Христа ( 1Кор.5:7 ; Ин.19:36 ). Приготовляли одного агнца на десять лиц; 1426 те, которые отказывались вкушать его, были исключаемы из состава народа Божия ( Числ.9:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Нек-рые законы впосл. пополнялись и уточнялись частными постановлениями, вызванными различными обстоятельствами и нуждами. Так, уже после сообщения закона о Пасхе (Исх 12) было дано постановление об удалении нечистых во время этого праздника (Числ 9). Десятисловие (см. Десять заповедей ) запрещало употребление имени Господа напрасно (Исх 20. 7), а наказание за богохульство было установлено в связи с конкретным случаем (Лев 24. 10-16). Общее положение о субботнем покое в десятисловии (Исх 20. 10) было также дополнено законом о наказании за его нарушение (Числ 15. 32-36). Следы такого процесса формирования З. М. можно видеть в постановлениях Второзакония . Книга была написана накануне вступления евреев в землю обетованную, поэтому нек-рые ранние постановления, касавшиеся кочевой жизни, становились неактуальными, а иногда и неисполнимыми и были заменены законами, применимыми в условиях оседлого образа жизни (ср.: Исх 23. 14-17; 34. 18-23; Лев 23 и Втор 16. 7, 15-16) ( Юнгеров. 2003. С. 18-19). Происхождение З. М. Согласно церковной традиции, текст законов восходит к самому Моисею ( Михаил (Лузин). 1899. С. 8-10; Жданов. 1913. С. 44; Юнгеров. 2003. С. 17-20). Поскольку закон (система в виде предписаний) рассматривается как неотъемлемая часть Пятикнижия, при обосновании данной т. зр. на происхождение З. М. используются те же аргументы, к-рые приводятся в пользу ранней датировки возникновения Пятикнижия (см. разд. о теориях происхождения Пятикнижия в ст. Пятикнижие ). О том, что автором законов является сам Моисей, говорится прямо в Пятикнижии и в Книге Иисуса Навина (Исх 17. 14; 24. 3-4, 7; 34. 27-28; Числ 33. 2; Втор 31. 9). Кроме того, ряд филологических и стилистических особенностей текста Пятикнижия по отношению к более поздним историческим книгам также позволяет, по мнению ряда толкователей, датировать его домонархическим периодом. Сомнение в Моисеевом авторстве законов Пятикнижия возникает в зап. науке во 2-й пол. XVII в. В кон. XIX в. представители историко-критического метода (см.

http://pravenc.ru/text/182513.html

Наиболее разделенное как будто тем сильнее стремится к соединению для восполнения своей односторонности недостающими себе противоположными качествами чужого“. 35 Постановления, определяющие брачные отношения израильтян между собой, можно разделить на общие, имеющие значение для всего народа, и специальные, назначенные на исключительные случаи. Подробному изложению постановлений, касательно брачных союзов на различных степенях родства, в законе предпосылается общее определение, по которому “никто ни к какой родственнице (scheer basero) no плоти не должен приближаться с тем, чтоб открыть наготу“ ( Лев.18:6 ). Употребленное здесь еврейское выражение – scheer basero 36 обыкновенно относится в кровному родству . Этимологическое значение слова scheer не определено. Некоторые исследователи находят в нем связь с schaar – оставаться 37 (отюда scheer – остаток после чего-нибудь, часть чего-нибудь общего). Это объяснение, по-видимому, находит опору в буквально-еврейском тексте, в общем библейском воззрении, по которому все родство считается как бы одною плотью, так что по отношению к каждому члену родства остальные члены этого же родства считались как бы членами его плоти. Другие прямо придают ему значение “плоть“, которое более просто и объяснимо в данном случае. Но какое бы из этих двух значений мы не выбрали, во всяком случае с ним в употреблении его ( Лев.18:12–13, 17; 20:19 ; Числ.27:11 ) неразрывно понятие кровного родства. Выражение basar, буквально означающее “плоть“ или “тело“, употребляется также в отношении к кровному родству ( Быт.32:14; 37:27 ; Суд.9:2 ; 2Цар.5:1 ; 1Пар.11:1 ). Оба слова scheer basar в ( Лев.25:49 ) употреблены вместе в значении mischpachah – “семейства“, или членов его, связанных между собою узами кровного родства. Подобное же значение это выражение имеет и в рассматриваемом месте. В буквальном переводе scheer basero значит “остальные части своей плоти“, или “плоть своей плоти“. Значение его в смысле кровного родства становится ясным из сопоставления его с выражением Адама, сказанным им в отношении к сотворенной из его плоти жене: “это кость от костей моих и плоть от плоти моей“ ( Быт.2:23 ) – выражение, употреблявшееся для обозначения ближайшей кровной связи или родства. Другое, употребленное в рассматриваемом постановлении выражение “открывать наготу“, по мнению Зальшюца, 38 не тождественно с выражением beschlafen – переспать (по-славянски), означающим простой акт плотского соединения, для выражения чего есть особое слово ( Лев.18:20, 23 и др.). Оно шире этого последнего и означает брачные отношения вообще, что видно из равносильной замены этого выражения другим выражением “брать жену“ ( Лев.18:18 ). В ближайшем смысле, в применении к данным постановлениям, оно означает незаконный брак, преступное кровосмешение. Такое понимание мы и будем иметь в виду при дальнейшем изложении постановлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

Идея всеобщей греховности и вытекающая отсюда всеобщая потребность очищения греха и примирения с Богом выражаются во всём ветхозаветном обрядовом культе. Жизнь Израиля, по закону Моисея, обставляется омовениями, очищениями, кровавыми умилостивительными жертвами ( Лев.17:11 . ср. Евр.9:22 ; Лев.1:4, 4:24–26 ); считаются нечистыми рождение и смерть или прикосновение к трупу ( Лев.12:6–8 ; Числ.19 ; ср. 31:19): в день очищения за всех сынов Израилевых приносится жертва для очищения грехов их ( Лев.16:17, 30–34 ); даже самый храм, святое жилище Иеговы, через грех Израиля делался нечистым и нуждался в повторявшемся очищении и освящении. Из всеобщности греха совесть Израиля делала заключение: «никто не может увидеть Бога и остаться живым» ( Исх.33:20 ; Втор.5:24 ; Суд.6:22–23, 13:22 ; Ис.6:5 . ср. Быт.16:13, 32:30 ). Прочие народы ходили своими путями и были ещё более греховны, чем Израиль. Таким образом, вся человеческая история от первого Адама до второго, т. е. Иисуса Христа, не знает никаких исключений из всеобщего закона греха. В священных книгах Ветхого Завета находятся многочисленные изречения, содержащие в себе прямое, категорическое указание на безусловную всеобщность греха в роде человеческом. Соломон в молитве, произнесённой им при освящении храма, говорит: «несть человек, иже не согрешит» – « » ( 3Цар.8:46 ; 2Пар.6:36 ). Среди людей нет, и не может быть человека безгрешного. Грех, в смысле наследственного внутреннего влечения человека ко злу, неизбежен для всех 93 . Ту же истину о безусловной всеобщности греха выражают друзья Иова и сам праведный Иов. «Кто бо чист будет от скверны? никтоже, аще и един день житие его на земли» ( Иов.14:4–5, 15:14, 25:4 ). Псалмопевец Давид исповедует всеобщую греховность и виновность людей пред Богом во многих своих псалмах. Так в Пс.13 читаем: «Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго» ( Пс.13:2–3 ; ср. Рим.3:10–12 ). При первом взгляде может показаться, что этот псалом изображает исключительно порчу язычников или людей «заведомо» преступных, в противоположность роду праведному ( Пс.13:4 ), и к догмату о наследственном грехе не применим 94 . Но, при внимательном рассмотрении его содержания, выражение «мой народ» следует относить к истинному народу Иеговы, «нищим» ( Пс.13:6 ), противополагаемым беззаконной, нечестивой массе вообще, безотносительно к её национальности. В характеристике таких людей много общечеловеческих черт, свойственных всем людям, но только в различной степени. Все люди без исключения уклонились от Бога, как истинной своей цели, все испорчены (alach) и неспособны на духовное добро, даже все в известной степени враждебны Богу и Его бытию. Таким образом, это место заключает в себе изображение нравственного характера естественного человека вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов: ; Исаии 15:16, 19:28; Лев. 14:12 ; Числ. 5:19 ; Второз, 6:13, 10:20, 23:21; 29:12–14; Сирах. 23:9–11 ; Исаии 45:23; Иерем. 4:2; Псал. 14:4 ; Иезек. 20:5–6, 15–23, 36:7, 47:13–14; Мф. 26:63–64 ; 2Кор. 1:23 ; Галат. 1:20 ; Филип. 1:8 ; 1Солун. 2:10 ; 2Тим. 4:1 ; Евр. 6:13–17 ; Откр. 10:5–6 . Израильский: Быт. 21:25–24, 24:1–9 ; 1Цар. 24:22–23 ; 3Цар. 8:31–32 . Св. пророк Исаия предсказал о новозаветной клятве именем Божиим у христиан: Исаии 43:23; Исаии 65:15–16. Клятву именем Божиим употребил Христос: Мф. 26:63–64 ; ее употреблял св. апостол Павел: Рим. 1:9 ; 2Кор. 1:23 и придавал ей большое значение: 1Тим. 1:10 ; Евр. 6:16–17 ; клялся именем Божиим и ангел: Откр. 10:5–6 . Третья заповедь запрещает напрасное, легкомысленное призывание имени Божия: Исх. 20:7 . Христос запрещает клятву ложную, не именем Божиим, а различными предметами: Мф. 5:34–37, 23:16–22 ; как и апостол Иаков: 5:12. Форма присяги пред св. Евангелием и св. Крестом взята из Св. Писания: 3Цар. 8:31–32 и Исх. 22:11 , как и обычай поднимать во время присяги вверх руку: Исх. 6:8 ; Быт. 14:22–23 ; Откр. 10:5–6 .   О СУДАХ. Сектанты, на основании Евангельского текста: «Не судите, да не судимы будете. Ибо, каким судом судите, таким будете судимы» ( Мф.7:1–2 ), впрочем не все, а только некоторые, отрицают установленные государством суды. Такое отрицание основано всецело на непонимании слова Божия. В данном месте Христос говорил не о судах, как государственных установлениях, а о наших душевных настроениях, по отношению к другим людям, именно – о том, чтобы люди не злословили ближних, не позорили их честь и доброе имя, не распространяли бы клевет, не осуждали бы поведение других и не смеялись бы над другими людьми, выставляя напоказ с худой стороны их поступки, а обращали бы больше внимания на самих себя, проникаясь сознанием, что они грешны пред Богом, и были бы смиренны и благочестивы. Вот о чем говорит Господь Иисус, требуя от людей прекращения всяких пересудов и сплетен.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Перечислю в общих чертах ряд вопросов, регулируемых законом, чтобы вы себе представляли объем тем, которые в нем затрагиваются. Во-первых, установление единобожия и запрет идолопоклонства ( Исх. 20:2–6 ). Затем – обрезание, запрет произнесения имени Божия ( Исх. 20:7 ), запрет ложной клятвы и богохульства, закон о субботе ( Исх. 20:11 ), закон о почитании отца и матери ( Исх. 20:12 ) – эти законы о почитании отца и матери есть в книгах Исход, Левит и Второзаконие, где с разных сторон рассматривается отношение детей и родителей, почитание старцев. Запрет на убийство ( Исх. 20:13 ), регулирование кровной мести и закон о городах-убежищах ( Втор. 19 ), погребение неизвестных людей, странников, законы о драках и о членовредительстве ( Исх. 21:18–36 ), запрет на прелюбодеяние ( Исх. 20:14 ), ритуальные испытания женщин, обвиненных в неверности ( Числ. 5 ). Запрет воровства, запрет нарушения межи между полями, увещание не желать чужого. Правовое положение рабов-иноплеменников и рабов из евреев, похищение и продажа людей, запрет на браки с иноплеменниками. Закон левирата ( Втор. 25:5–10 ) и правила развода, правовое положение сыновей и закон о наследии дочерей. Правила ведения войны, призыва на воинскую службу и случаи освобождения от воинской обязанности ( Втор. 20 ), порядок раздела добычи. Положения о праздниках: о субботнем дне, о Пасхе, о празднике седмиц и празднике кущей ( Втор. 16 ; Лев. 23 ). Закон о взимании процентов и налогов, организации суда, свидетелях и наказании за лжесвидетельство, принципах личной ответственности. Правила о принесении десятины левитам. Правила об обетах, о назореях ( Числ. 6 ) и об обетах женщин. Правила о чистом и нечистом, правила об очищении от проказы, различные правила ритуальной чистоты. Эти заповеди собраны в несколько больших групп помимо Декалога, который повторяется дважды – в книге Исход и в книге Второзаконие. Один кодекс законов содержится с 20-й по 23-ю главы книги Исход, другой с 17-й по 26-ю главу книги Левит – сборник, который иногда называют «Кодексом Святости», а также в книге Второзаконие с 12-й по 27-ю главу; хотя отдельные указания встречаются и вне связи с другими, когда заповеди даются по каким-то частным случаям. 9.2.Общечеловеческое значение Закона. Закон как руководство к праведности

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Марк. 10:45 ). Слово λτρον (LXX этим словом переводят еврейское kopher), особенно в связи с ντ, обозначает цену или плату, за которую, напр., первенцы, посвящавшиеся на служение Богу, освобождались от этого ( Числ. 18:15–16 ), военнопленные и рабы получали свободу ( Лев. 19:20; 25:51 ; Ис. 45:13 ), преступники, обязанные нести по закону наказание и даже иногда смерть, освобождались от наказания ( Исх. 21:30 ; Числ. 35:31–32 , Притч. 6:35 ). Такое же значение имело и пожертвование И. Христом Своею жизнью. Он Своею смертью дал выкуп за нас (ντ – вместо). Мы обязаны были нести, как наказание за свои грехи, смерть; но Его смерть явилась выкупною платою, или средством для освобождения нас от этого наказания, заменою нашей смерти (ντλλαγμα – обмен, замена у Мф. 16:26 и Мрк. 8:36–37 , – то же, что λτρον). В притче о добром пастыре, называя Себя единым истинным Пастырем словесных овец, Он говорил: Аз есмь добрый Пастырь: пастырь добрый полагает душу свою за овцы,... и Аз... душу Мою полагаю за овцы... Никто-же возьмет ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе: область (ξουσαν) имам положити ю, и область имам паки прияти ю: сию заповедь приях от Отца ( Иоан. 10:11. 14. 15. 18 ). Таким образом, добровольная, по заповеди Отца, смерть Иисуса Христа есть смерть за людей, цена нашего избавления или искупления от смерти. Аз приидох, да живот имут и лишше имут (10 ст.). По другим наставлениям Спасителя, Ему надлежало вкусить смерть, дабы, подобно умирающему в земле зерну пшеничному, сотворить плод мног ( Иоан. 12:23–24 ); или: якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому, да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный ( Иоан. 3:14–15 ). В беседе о хлебе животном, давая обетование об установлении таинства евхаристии, Иисус Христос говорил: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки: и хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за грехи мира ( Иоан. 6:51 ). В этих словах показывается, что Иисус Христос отдал Свою плоть, чтобы даровать миру жизнь, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Когда же между ними встречалась недельная суббота, то, чтобы не уравнивать ее с теми праздничными субботами и не называть последний день праздника «третьею» субботою, – что случилось бы, если бы недельную субботу назвать второю, – назвали ее «второпервою». Третьи думают, что это была суббота после второго дня Пасхи; особое название она получила у иудеев по своей важности, потому что от нее начинали высчитывать пятьдесят дней до праздника Пятидесятницы. Но как ни различны эти мнения о значении слова δευτερπρωτος, все они согласны в том, что рассматриваемое событие произошло около праздника Пасхи. Если же так, то местом этого события должна быть Иудея, ибо только на юге Палестины колосья созревают, до годности к употреблению их в пищу, ко времени Пасхи. 124 . Ев. Марк (23–24) действие учеников Иисуса, за которое их осуждали фарисеи, указывает только в том, что они срывали колосья, тогда как Матфей прибавляет, что они и ели, а Лука – растирали руками и ели. Можно думать, что действие учеников Иисуса осуждалось как своего рода труд, нарушающий, по понятиям фарисеев, закон о покое субботнего дня ( Исх. 20:10, 35:2–3 . Числ. 15:32–36 .) Фарисеи не могли порицать учеников за то, что они, проходя чужими полями, срывали колосья, потому что законом это было дозволено ( Втор. 23:25 ). Точно также ни в вопросе фарисеев, ни в ответе на него И. Христа нет намека, что здесь было еще нарушение закона, который не позволял употреблять в пищу новые плоды раннее 16 числа Нисана, когда приносился в жертву Богу первый сноп ( Числ. 33:14 ). Ответ Господа более кратко передает ев. Лука, более подробно – Матфей, а ев. Марк пополняет ев. Матфея в конце ответа (28). Ученики Иисуса срывали колосья, проходя засеянными полями, потому что иного способа утоления своего голода во время пути они не имели, следовательно, по нужде. Поэтому Христос, защищая учеников Своих, прежде всего указывает из ветхозаветной истории пример подобного же нарушения предписаний закона по нужде ( 1Цар. 21 гл.). «Неужели вы никогда не читали, что сделал Давид, когда имел нужду» (Мр.)? Царь и пророк Давид, гонимый Саулом, приходит в Номву, где тогда была скиния; он и его спутники томимы были голодом, а между тем первосвященник 125 не имел простого хлеба, которым бы он мог напитать их; тогда этот предлагает путникам хлебы предложения, которые должны съедать одни священники ( Лев. 24:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСХОД [греч. Εξοδος; лат. Exodus], одно из центральных событий Свящ. истории ВЗ: уход сынов Израилевых из Египта; название 2-й книги Пятикнижия , к-рая рассказывает об избавлении евреев от егип. рабства, о начале странствия по пустыне и заключении завета с Богом на горе Синай. Наименование кн. Исход и ее место в каноне Переход через Чермное море. Роспись синагоги в Дура-Европос. Ок. 250 г. (Национальный музей, Дамаск) Переход через Чермное море. Роспись синагоги в Дура-Европос. Ок. 250 г. (Национальный музей, Дамаск) В евр. традиции кн. Исход, как и др. книги Пятикнижия, названа по ее первому значимому слову - «Шэмот» в начальных словах книги: «Веэлле шэмот» (    ,       «Вот имена» - Исх 1. 1). В переводах Библии на рус. и западноевроп. языки это название восходит к переводу LXX (Εξοδος) или Вульгаты (Exodus). Наименование книги в сир. переводе Пешитты также следует этой традиции:     - «Книга Исход». Кн. Исход содержит повествование об исполнении Божественных обетований, данных патриархам в кн. Бытие, образуя т. о. тематическое единство с др. книгами Пятикнижия, однако расположение ее текста в каноне имеет ряд особенностей. Заглавные стихи кн. Исход не являются продолжением заключительных стихов предыдущей книги (Быт 50. 26), но представляют собой краткое повторение имен сыновей Иакова из Быт 46. 8-27. Последние стихи этой книги (Исх 40. 36 сл.) отсылают к Числ 9. 15-23, к-рые завершают рассказ о скинии, а начальные слова кн. Левит (Лев 1. 1) являются продолжением не последнего стиха кн. Исход, а предшествующего ему Исх 40. 35. Текстология кн. Исход Текст кн. Исход представлен в 4 текстологических традициях: евр. тексте (MT), греч. тексте Септуагинты (LXX), Самарянском Пятикнижии и кумран. рукописях. В целом текст кн. Исход хорошо сохранился в евр. рукописной традиции: МТ на основе Ленинградского кодекса (B19a) был отдельно издан Г. Куэллом в сер. BHS (Exodus et Leviticus/Ed.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

22 тишрей – Шмини-Ацерет – 8-й день праздника Сукот. Иногда считается отдельным праздником. Этот день назывался «святым и великим» ( Ин.7:37 ). Так как в этот день совершалось священное собрание, то он получил и другое название – «день собрания» ( Лев.23:36 . Числ.29:35–38 ). В Шмини-Ацерет произносят поминальные молитвы и молитву о дожде не только в Израиле, но и в странах диаспоры, так как праздник падает на начало сезона дождей. Сукот завершается праздником Симхат-Тора. 23 тишрей – Симхат-Тора – праздник Торы (пятикнижие Моисеево), когда завершается годичный цикл чтения Торы (вся Тора разделена на 54 недельных отрывков, по числу недель в году. Таким образом установлен годичный цикл публичного чтения Торы). В синагоге в этот торжественный день раскрывается Арон акодеш (ивр. «святой киот» или шкаф), в котором хранятся свитки Торы и каждый из присутствующих может прикоснуться к ним. В это время община поёт «От Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима» ( Ис.2:3 ). Симхат- Тора – послеталмудический праздник. Он основан на рассказе о царе Соломоне, который устроил праздник, когда закончил читать Тору. Поэтому читается последняя часть Торы, Второзаконие 33:1–34:12, а для того чтобы цикл не прерывался, за ней следует первая часть Торы, Бытие 1:1–2;3 . Этот праздник – выражение ликования по поводу того, что Бог явил еврейскому народу Тору, по которой этот народ будет жить. Праздник сопровождается веселием и песнями, а на следующую субботу начинается новый годичный цикл чтения Торы. Мархешван или Бул Восьмой месяц еврейского календаря ( 3Цар.6:38 ). Отличительной чертой является отсутствие праздников. Дождливый месяц. Время сева ячменя и пшеницы. Созревали зимние сорта смокв. В Северной Галилее – время сбора урожая олив. Кислев или Хаслев Девятый месяц еврейского календаря ( Неем.1:1 . Зах.7:1 ). Начало зимы. Дожди и снег в горах. С 25 кислева по 2 тевета – праздник Ханука или праздник Обновления – очищение храма ( Ин.10:22 ). Хотя по еврейским законам Ханука менее важна, нежели суббота, Рош- Ашана, Сукот или Шавуот, тем не менее это один из самых весёлых и любимых праздников. Ханука – праздник радости, торжества и света. Иосиф Флавий называл его «праздником светильников».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010