—327— дням воскресным, при запертых дверях, – Христос (на этих собраниях) присутствует невидимо как Бог, а видимо в Теле (Евхаристии), дозволяя прикасаться Святой Своей Плоти, когда по благодати Божией приступаем к приобщению Таинственной Евлогии (Евхаристии), принимая Христа в руки 20, 26–27. Ср. Евхаристия. Богохульство даже в отношении не истинных и не сущих по природе богов служит как бы некиим упражнением и дорогою к хуле и Истинного Бога. Поэтому закон Моисея воспрещает хуление их ( Лев.24:15 , Исх.22:28 ). Законодатель думал, что имя божества, хотя бы и ложно оказывалось у кого, должно чтиться и прославляться подобающим образом. Закон конечно отнюдь не повелевает воздавать какое-либо почитание ложным богам, но научает считать досточтимым имя божества, хотя бы оно было похищенным 19, 7. Бог. Простая и чуждая всякой сложности природа 8, 39–40; –1, 9–10. 113; 1, 32–33. 180. 181. Обладает простотою, как собственным благом и совершенством 5, 19. 339. 342. Не подлежит пространственным, временным и количественным определениям: I, 1. в. 31. 36–37, – наполняет всё – мир видимый и невидимый; – но наполняется только Собою Самим 9, 5, и не ограничивается пространством 8, 18, – неизреченною силою наполняет всё, соприсутствует ангелам на небе, пребывает и среди обитателей земли, не оставляет лишенным Своего божества и самый ад и, присутствуя везде во всём, ни в чём не отсутствует. Всякое место и всякое создание объемлет божественная рука, сохраняя бытие тварей и содержа жизнь нуждающимся в жизни. Но Сам Он не пребывает в месте и не подлежит местным передвижениям, ибо это свойство тел, а Бог наполняет всё, будучи неограничен местом, неизмерим расстоянием, не обдержен количеством, ничем вообще не объемлется, ни нуждается в переходе с места на место, но пребывает во всём и ничего не лишает Себя 1, 9–10. 116–117, бестелесное Божество представлять пространственным – глупо 8, 23. б. 267; 10, 34–37. 20, – божественная действенность и сила состоят именно в том, чтобы быть везде, неизреченно наполнять небо и землю, всё вмещать и ничем не быть вмещаемым, ибо Бог не объемлется местом и не ограничивается ни пространством ни какими-либо пределами, – ничего такого не допускает бескачественная, беспредельная и бестелесная природа 17, 12–13. 71, – но хотя Божество и не находится в каком-либо месте, однако-ж и не отсутствует решительно ни в чём из сущего, – Оно всё наполняет

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бенедикт XIV (антипапа), (1425 – 1430 [?]) Евгений IV (Габриэле Кондульмер), 1431.III.3 – 1447.II.23 Феликс V (Амадей, герцог Савойский) (антипапа), (1439.XI.5 – 1449.IV.25) Николай V (Томмазо Парентучелли), 1447.III.6 – 1455.III.24 Каликст III (Алонсо де Борха) (Борджа), 1455.IV.8 – 1458.VIII.6 Пий II (Энеа Сильвио Пикколомини), 1458.VIII.19. 1464.VIII.15 Павел II (Пьетро Барбо), 1464.VIII.30 – 1471.VII.26 Сикст IV (Франческо делла Ровере), 1471.VIII.9 – 1484.VIII.12 Иннокентий VIII (Джамбаттиста Чибо), 1484.VIII.29 – 1492.VII.25 Александр VI (Родриго де Борджа), 1492.VIII.11– 1503.VIII.18 Пий III (Франческо Тодескини-Пикколомини), 150З.IX.22 – 1503.Х.18 Юлий II (Джулиано делла Ровере), 1503.Х.31 – 1513.II.21 Лев Х (Джованни Медичи), 1513.III.11 – 1521.XII.1 Адриан VI (Адриан Флоренс), 1522.I.9 – 1523.IX.14 Климент VII (Джулио Медичи), 1523.XI.19 – 1534.IX.25 Павел III (Алесеандро Фарнезе), 1534.Х.13 – 1549.XI.10 Юлий III (Джованни Мария Чокки дель Монте), 1550.II.7 – 1555.III.23 Марцелл II (Марчелло Червини), 1555.IV.9 – 1555.IV.30, Павел IV (Джанпьетро Караффа), 1555.V.23 – 1559.VIII.18 Пий IV (Джованни Анджело Медичи), 1559.XII.25 – 1565.XII.9 Св. Пий V (Антонио Микеле Гислиери), 1566.I.7 – 1572.V.1 Григорий XIII (Уго Бонкомпаньи), 1572.V.13 – 1585.IV.10 Сикст V (Феличе Перетти), 1585.IV.24 – 1590.VIII.27 Урбан VII (Джамбаттиста Кастанья), 1590.IX.15 – 1590. IX.27 Григорий XIV (Никколо Сфондрати), 1590.XII.5 – 1591.Х.16 Иннокентий IX (Джованни Антонио Факкинетти), 1591.X.29 – 1591.XII.30 Климент VIII (Ипполито Альдобрандини), 1592.I.30 – 1605.III.5 Лeb XI (Алессандро Медичи), 1605.IV.1 – 1605. IV.27 Павел V (Камилло Боргезе), 1605.V.16 – 1621.I.28 Григорий XV (Алессандро Людовизи), 1621.II.9 – 1623.VII.8 Урбан VIII (Маффео Барберини), 1623.VII.6 – 1644.VII.29 Иннокентий Х (Джамбаттиста Памфили), 1644.IX.15 – 1655.I.7 Александр VII (Фабио Киджи), 1655.IV.7 – 1667.V.22 Климент IX (Джулио Роспильози), 1667.VI.20 – 1669. XII.9 Климент Х (Эмилио Альтьери), 1670.IV.29 – 1676.VII.22

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвестите народам деяния Его! 13 Ибо взыскав за кровь, помянул Он убогих, не забыл вопля их. 14 Помилуй меня, Господи! Воззри, сколь унижен я врагами моими, Ты, возносящий меня от врат смерти, 15 Чтоб возвещал я славу Твою у врат дочери Сиона; и мы возрадуемся, спасенные Тобою. 16 Погрязли народы в злодействе, ими сотворенном; в сети, расставленной ими, увязли ноги их. 17 Совершая суды, открывается людям Господь; в делах рук своих увяз грешник. 18 Да сойдут грешники во ад, все народы, забывающие Бога! 19 Ибо не до конца забыт будет нищий, надежда убогих не погибнет до конца. 20 Восстань, Господи! Да не торжествует нечестивый человек; да совершится суд Твой над народами! 21 Поставь, Господи, законодателя над ними, да уразумеют народы, что они только люди! 22 Зачем, Господи, отдалившись от нас, не взираешь Ты на благоденствие и скорби? 23 Когда гордится нечестивый, разгорается зависть нищего, и оба вязнут в кознях, замышленных ими. 24 Ибо хвалят грешника льстецы за прихоти души его и творящего обиды благословляют. 25 Прогневал Господа грешник, сказав в великой дерзости своей: «Не взыщет Бог!»; нет Бога пред очами его. 26 Оскверняются пути его во всякое время; о судах Твоих позабыл он; подчинил он себе врагов своих. 27 Ибо сказал он в сердце своем: «Не поколеблюсь! Из рода в род потомки мои не испытают зла»! 28 Уста его полны проклятий, горечи и лжи; на языке его тягота и мучение. 29 Сидит он с богатыми в засаде, в тайниках, готовый убить неповинного; очи его следят за нищим. 30 Подстерегает он тайно, как лев у логова своего, подстерегает, готовый схватить нищего, схватить нищего, накрыв его сетью своей. 31 Повергнет его на землю; но пошатнется и падет сам, одолев убогого. 32 Ибо сказал он в сердце своем: «Забыл про нас Бог, отвратил лицо Свое навек, — не видит Он нас». 33 Восстань, Господи, Боже мой, да вознесется в защиту рука Твоя, не забудь убогих Твоих! 34 Чем прогневал нечестивый Бога? Сказал в сердце своем: «Не взыщет Он!» 35

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

16 Если в данном пассаже автор придерживался тактической терминологии, то речь идет о повороте кругом. Однако, более вероятно, автор не имел в виду какой-то конкретный поворот. Пселл справедливо считает, что построение клином удобно именно для маневрирования отряда, а не для прорыва строя врага (Ael. Tact., 18, 4). 18 Стратегия в данном случае обозначает способы ведения войск полководцем, т. е. одну из обязанностей стратега. 19 В данном случае фаланга строится колонной, которая, идя вперед, имеет лохагов или справа, или слева, в зависимости от места нахождения противника. См.: Asclep. Tact., 11, 1; Ael. Tact., 36, 3; Arr. Tact., 28, 3. 20 Данными названиями обозначали расположение крыльев или других более мелких подразделений фаланги на марше. Первое построение представляет собой две параллельные колонны, имеющие лохагов с внешних сторон, а урагов на внутренней стороне построения. Назад обращенная дифаланга, наоборот, имеет урагов, построенных с внешних сторон, а лохагов – внутри. Подобнообращенной считалась фаланга, на крыльях которой все лохаги стояли или с правой, или с левой стороны. А различнообращенной на марше была фаланга, у которой лохаги на одном крыле стояли справа, а на другом – слева. См.: Asclep. Tact., 11, 3–4; Ael. Tact., 36, 7–37, 5; Arr. Tact., 29, 1–4. 21 Пселл для обозначения построения легковооруженных позади гоплитов употребляет термин «пристроение», который в других тактиках называется «подстроение» (Asclep. Tact., б, 1; Ael. Tact., 31, 4; Arr. Tact., 26, 7). Слово же «пристроение» упоминается в «Тактике» Асклепиодота без всякого объяснения (Asclep. Tact., 10, 1). Древние тактики полагали, что лековооруженные могли достаточно эффективно производить метания из-за шеренг гоплитов (Asclep. Tact., 2, 1; Ael. Tact., 4, 3; Arr. Tact., 5, 5). Впрочем, существовало и противоположное, более приближенное к практике, мнение. Так, на небольшую пользу от подобной стрельбы указывает византийский император Лев Мудрый (Tact., 12, 41): «Если лучники принуждены стрелять через своих передних вверх, то они из-за этого, как и их стрелы, бесполезны по отношению к неприятелю в схватках, происходящих в битве, как учит опыт…». Подобного же мнения придерживался и Г.Л. Дельбрюк (Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории/Пер. с нем. T. I. СПб., 1994. C. 55, 126–127).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/o...

Когда речь идет о склонности, любви или, напротив, о неприязни и отвращении, испытываемых человеком, эти чувства нередко описываются как действия или состояния его Д. Так, о любви Сихема, сына Еммора Евеянина, к дочери Иакова Дине говорится: «И прилепилась душа его (    ) к Дине» (Быт 34. 3; ср.: 34. 8). Еще отчетливее эта идея выражена в Книге Песни Песней Соломона, где влюбленные говорят друг о друге: тот, «которого любит душа моя», или та, «которую любит душа моя» (       - Песн 1. 6; 3. 1, 2, 3, 4). Связью человеческих душ являются также отношения 2 друзей или отца и сына. О чувствах Ионафана к Давиду говорится: «...душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1 Цар 18. 1; ср.: 18. 3; 20. 17). В кн. Второзаконие встречается выражение «друг твой, который для тебя, как душа твоя» (Втор 13. 6(7)). Когда Иосиф вынудил своих братьев, принимавших его за егип. вельможу, привести к себе Вениамина и захотел хитростью оставить его при себе, то один из братьев, Иуда, сказал ему: «...если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душою которого связана душа его (        ), то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб» (Быт 44. 30-31). Высказывания о Д. как о субъекте любви или неприязни могут приобретать и богословский смысл. Любовь человека к Богу или, напротив, греховное пренебрежение Его заповедями и законами осмысляются как деятельность Д.: «...к Тебе прилепилась (  ) душа моя...»- говорит, обращаясь к Творцу, псалмопевец (Пс 62(63). 9); «...если душа ваша возгнушается (  ) Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой...» (Лев 26. 15); «...их душа отвращается от Меня» (       - Зах 11. 8). Нередко и Божественные любовь и ненависть описываются в тех же терминах «душевных движений», что и человеческие чувства: «Я оставил дом Мой,- говорит Яхве прор. Иеремии об Израиле,- покинул удел Мой; самое любезное для души Моей (    ) отдал в руки врагов его» (Иер 12. 7); «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лицо Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» (       - Иер 15. 1); «Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась (  ) от тебя» (Иер 6. 8; ср.: Иез 23. 18); «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит (  ) душа Моя» (Ис 1. 14); «Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит (  ) душа Его» (Пс 10(11). 5; ср.: Притч 6. 16); «...и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается (  ) вами» (Лев 26. 11, ср.: 26. 30; ср.: Иер 14. 19); «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит (  ) душа Моя» (Ис 42. 1; ср.: Мф 12. 18). К этой же группе значений относятся случаи употребления слова   в составе устойчивого выражения   «всей душой»: «...люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею...» (Втор 6. 5; ср.: 30. 6).

http://pravenc.ru/text/180712.html

Енё Гергей СПИСОК ПАП И АНТИПАП Св. Петр, (33)-64(67) Св. Лин, 67–76(78) Св. Клет(Анаклет), 76(78)-88(90) Св. Климент I, 88(90)-97(99) Св. Эварист, 97(99)-105(107) Св. Александр I, 105(107)-115(116) Св. Сикст I, 115(116)-125 Св. Телесфор, 125–136 Св. Гигин, 136–140 Св. Пий I, 140-(154)155 Св. Аникет, (154)-(165)166 Св. Сотер, (165)166-(174)175 Св. Элевтерий, (174)175–189 Св. Виктор I, 189–199 Св. Зефирин, 199–217 Наталис (антипапа) (199-[?]) Св. Каликст I, 217–222 Ипполит (антипапа), (217–235) Св. Урбан I, 222–230 Св. Понтиан, 230.VII.21–235. IX.28 Св. Антер, 235.XI.21–236.I.3 Св. Фабиан, 236.I.10–250.I.20 Св. Корнелий, 251.III-253.VI Новациан (антипапа), (251–268) Св. Луций I, 253.VI.25–254.III.5 Св. Стефан I, 254.V.l2–257.VIII.2 Св. Сикст II , 257.VIII.3O-258.VIII.6 Св. Дионисий, 259.VII.22–269. XII.26 Св. Феликс I, 269. I.5–274. XII.30 Св. Евтихий, 275.I.4–28З.XII.7 Св. Гай, 283.XII.17–296.IV.22 Св. Марцеллин, 296.VI.30–304.X.25 Св. Марцелл I, 308.V.27–309.I.16 Св. Евсевий, 309(310)IV.18–309(310) VIII.17 Св. Мильтиад (Мельхиад), 311.VII.2–314.I.11 Св. Сильвестр I, 314.I.31–335.XII.31 Св. Марк, 336.I.18–336.X.7 Св. Юлий I, 337.II.6–352.IV.12 Либерий, 352.V.17–366. IX.24 Феликс II (антипапа), (355–358; 365.XI.22) Св. Дамас I, 366.X.1–384.XII.11 Урсин (антипапа), (366–367) Св. Сириций, (384.XII.l5–399.XI.26) Св. Анастасий I, 399.XI.27–401.XII.19 Св. Иннокентий I, 401.XII.22–417.III.12 Св. Зосима, 417.III.18–418.XII.26 Св. Бонифаций I, 418.XII.29–422.IX.4 Евлалий (антипапа), (418.XII.29–419) Св. Целестин I, 422.IX.10–432.VII.27 Св. Сикст III, 432.VII.31–440.VIII.19 Св. Лев I (Великий), 440.IX.29–461.XI.10 Св. Иларий, 461.XI.19–468.II.29 Св. Симплиций, 468.III.3–483.III.10 Св. Феликс II, 483.III.13–492.III.1 Св. Геласий I, 492.III.1–496.XI.21 Св. Анастасий II, 496.XI.24–498.XI.19 Св. Симмах, 498.XI.22–514.VII.19 Лаврентий (антипапа), (498,501–505) Св. Гормизд, 514.VII.20–523.VIII.6 Св. Иоанн I, 523.VIII.13–526.V.18 Св. Феликс III , 526.VII.12–530.IX.22 Бонифаций II, 530.IX.22–532.X.17

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

1 Деян. 17:28 (по буквальному переводу с принятого греческого текста) 2 Официальное, так сказать, название этого поста „Святая Четыредесятница»; „великою» в богослужебных книгах называется только последняя его неделя, Страстная. 3 На кн. Бытия бес. 2. 4 Евр. 4:12 5 Типик. гл. 32 и passim 6 Тип. гл. 35. 7 Глава VI. Перевод К. Д. Попова, изд. „Посредника». Москва 1906г. 8 Похвала 25-я. 9 Epist. De jejun. Coteler. Monum. Eccles. Gr. T. II 10 Taanith, III,5 11 Русская живопись не раз блестяще использовала этот сюжет 12 Стихотворение „На постное молчание». Феофил в пасх. письме и Кирилл Александрийский говорят, что мы постимся в Четыредесятницу „по евангельским и апостольским преданиям». 13 Слово 34 14 Слово 11 15 На ев. Матфея, бес. 47 16 4, 10—11. 17 „Наблюдаете " - (подстерегать, сторожить). 18 Деян. 20:16. 1 Кор. 16:8. 19 Рим. 14:5. 6. 20 Деян. 20:7. Апок. 1:10. Послание ап. Варнавы 16 гл.: „мы проводим в радости восьмой день, в который Иисус воскрес из мертвых». 21 Пост. апост. кн. VIII, гл. 33. 22 „Secundum traditionem apostolorum». Письмо к Марцелле. 23 „Apostolica institutio». Sermo VI de Qudrag. В другом же месте св. Лев говорит, что пост в Четыредесятницу „установлен апостолами по наставлению Духа Святого» (sermo IX). 24 Bingham Jos. Origines sive antiquitates ecclesiasticae, vol. IX, Halae 1729, стр. 190. 25 Пис. к Луц. 26 Послания гл. 7. 27 Гл. 3. 28 Do jejun. с. XIV. 29 Не понятно, почему прот. Дебольский видит в этом месте „Пастыря» Ермы речь о св. Четыредесятнице („Дни богослужения Прав. кафол. Вост. Церкви», изд. 6, Спб. 1866, ч. 2, стр. 19). 30 Гл. 6, 7 и 8. 31 , гл 8.Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, herausg. v. Gebhardt u. Harnack. Leipzig 1886, II Band, S. 25. 32 Там же, S. 225— 237. 33 Обстоятельство, не оговоренное в ссылке на это послание у прот. Дебольского (цит. соч. стр. 11), между тем как и в русском переводе „Писаний мужей апостольских» свящ. П. Преображенского (Москва, 1862 г.) это послание, как подложное, не помещено.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3680...

Леонид, архиепископ Ярославский и Ростовский (Краснопевков Лев Васильевич) Родился 16 февраля 1817 года в Петербурге в дворянской семье. Первоначальное образование получил в английском, затем во французском пансионах. В 1829 году определен в горный кадетский корпус. В феврале 1834 года оставил корпус и определился юнкером на Балтийский флот. В 1838 году по внутреннему влечению к монашеской жизни поступил в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии. В 1840 году после смерти отца и по предложению митрополита Московского Филарета (Дроздова , † 1867; память 19 ноября/2 декабря) переехал в Троице-Сергиеву лавру для продолжения образования в Московской духовной академии. В 1842 году окончил курс духовной академии со званием магистра и определен преподавателем в Вифанскую духовную семинарию. 23 сентября 1845 года пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре; 30 сентября рукоположен во иеродиакона, а 1 октября митрополитом Филаретом рукоположен во иеромонаха. С 23 апреля 1848 года – бакалавр Московской духовной академии. С 19 декабря 1849 года – ректор Вифанской духовной семинарии и настоятель Московского Иоанно-Златоустовского монастыря. 1 января 1850 года возведен в сан архимандрита, переведен настоятелем Московского Знаменского монастыря. Назначен членом Московской духовной консистории и членом конференции внутреннего правления Московской духовной академии. С 31 августа 1853 года – ректор Московской духовной семинарии. С 22 апреля 1854 года – настоятель Заиконоспасского монастыря. 26 апреля 1859 года в Московском Успенском соборе хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. В 1863 году назначен председателем Московского губернского присутствия по предмету улучшения быта духовенства. В 1864 году в Москве принимал деятельное участие в переговорах с делегатом Нью-Йоркской конвокации пастором Юнгом о соединении Церквей. С 20 ноября 1867 года по 25 мая 1868 года по смерти митрополита Филарета (Дроздова) управлял Московской епархией. 15 мая 1876 года возведен в сан архиепископа Ярославского и Ростовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глава LIX Эта глава тесно связана с предыдущей: мы видели в ст. 3–4 главы 58, как понимали и исполняли Иудеи пост, который среди их вполне утратил значение „субботы покоя“, „смирения души“, по выражению Лев. 16:31 . Точно также утратила среди них всякое духовное и нравственное значение суббота, хотя обрядный покой сохранялся с большою строгостью. В главе 59-й развивается мысль, почему Иудеи дошли до такого низкого нравственного уровня (2–19); в ней указывается падение идеи правды среди народа; глава эта величественно заканчивается обещанием, что „придет Искупитель Сиона“. С пришествием Его связуется благодатная помощь Духа Божия, Который есть „Дух истины, Который от Отца исходит“ ( Ин. 15:26, 16:13 ). 1 . Вот, рука Господня не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Прежде всего пророк устанавливает руководящую мысль, составляющую основание спасения. Господь вечен и неизменяем: Он есть Иегова: „Сущий“ в прошедшем, настоящем и будущем 1755 ; в Нем нет и не может быть изменений. Он также „человеколюбив, милосерд, долготерпелив и многомилостив и истинен“ 1756 во все дни, как Он в священных откровениях глаголал о Себе и Моисею на Синае и явил Себя в образах на Хориве пророку Илии – тем двум великим избранникам Ветхого Завета, которые в день Преображения Господня предстали пред Него воплощенного на Фаворе, и были видимы плотскими очами избранных учеников ( Мф. 17:2–3 ). Никогда не оскудеет, не ослабеет и не сократится рука Господня, милующая грешника кающагося; никогда ухо Господне не закрыто для услышания молитвы верующего. Но надо каяться, надо веровать! „Грядущего ко Мне не изжену вон“, глаголал Господь Иисус ( Ин. 6:37 ); но не стой упорно на месте, гряди к Отцу блудный сын, и еще издалека „увидит тебя Отец небесный и сжалится над тобою“ ( Лк. 15:20 ). Но именно этого чувства покаяния, анализа своих действий, сознания своей греховности не было у Иудеев. Они делали неправду и зло и были убеждены в своей праведности. От 2 до 16 стиха включительно пророк раскрывает Израилю ряд его беззаконий и грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

мон. Лазарь (Афанасьев) Содержание Пролог Глава 1. «Один ее вид умилял сердца» Глава 2. Дом Пресвятой Богородицы Глава 3. Первые настоятели Глава 4. Пустынники Рославльских лесов Глава 5. Построение Предтечева скита Глава 6. Старец-настоятель архимандрит Моисей (Путилов) Глава 7. О русском старчестве Глава 8. Иеромонах Леонид на пути в Оптину Глава 9. Труды и дни старца Леонида (Наголкина, в схиме Льва) Глава 10. Соратники и сотаинники старцы Лев и Макарий (Иванов) Глава 11. Монахи-подвижники. Старец Макарий Глава 12. Сотрудники старца Макария по изданию святоотеческих книг Глава 13. Издательское дело. Создание библиотеки. Русские писатели в Оптиной: Жуковский, Снегирёв, Гоголь, Муравьёв, Шевырёв Глава 14. Кончина старцев Макария и Моисея. Настоятель обители архимандрит Исаакий (Антимонов). Из Оптинского некрополя Глава 15. Старец Иларион (Пономарёв). Монахи Флавиан, Карп, Климент, Феодосий, Агапит Глава 16. Великий старец Амвросий (Гренков) Глава 17. Толстой, Достоевский и Леонтьев в Оптиной. Некрополь 1880-х годов Глава 18. Великий князь Константин Константинович Романов в Оптиной пустыни Глава 19. Духовные дарования старца Амвросия Глава 20. Благодатный наставник Глава 21. Создание Шамординского монастыря. Схиархимандрит Агапит (Беловидов) – автор книг об Оптинских старцах. Некрополь 1890-х годов Глава 22. Старцы Анатолий (Зерцалов) и Иосиф (Литовкин) Глава 23. Старец Варсонофий (Плиханков) Глава 24. Инок Павел как летописец обители Глава 25. Семья К.Р. (Великого князя Константина Константиновича Романова) в селе Прыски близ Оптиной в 1901 году. 1904 год – начало Русско-Японской войны Глава 26. Старец Варсонофий в Маньчжурии. Епископ Трифон (Туркестанов) в скиту Оптиной пустыни Глава 27. Старец Варсонофий – скитоначальник. Сергей Нилус. Монах-художник отец Даниил (Болотов). Иван и Николай Беляевы Глава 28. Духоносное слово старца Варсонофия Глава 29. Оптинская смута. Схима отца Варсонофия. Смерть Толстого – отец Варсонофий на станции Астапово Глава 30. Кончина старца Иосифа Глава 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010