4) Праздник «радости о законе» (хаг симхат гаттора), празднуемый 23 тишри, – в день, в который ежегодно оканчивается и опять снова начинается чтение закона 529 . § 139. Субботний и юбилейный годы Кроме посвящения Богу отдельных дней в году, закон требовал посвящения Богу в известных случаях целых годов. К таким годам относились: а) субботний и б) юбилейный. а) Субботними годами (шенат шаббатон, Лев. 25:4 ) назывались седьмые годы годовых седьмин, наступивших у израильтян после поселения их в земле Обетованной, считавшиеся по гражданскому счислению, т. е. с 1 тишри. В каждый седьмой год годовой седьмины, по закону Моисееву, страна должна была праздновать покой Господу ( σββατον ν τ γ, 1Мак. 6:49 ). Все поля, виноградники, сады и огороды оставались невозделанными; закон не разрешал в этот год ни сеять, ни жать, ни обрезывать виноград. Все, что в этом году вырастало на полях, в виноградинках, садах и огородах, самородно, без применения человеческого труда, составляло всеобщую собственность: каждый человек, хотя бы он не имел земельной собственности, имел право пользоваться произведениями этого самородного урожая, как ими могли пользоваться также домашние и полевые животные и птицы ( Исх. 23:10–11 ; Лев. 25:1–7 ). С покоем страны соединялась также приостановка некоторых наиболее тяжелых работ, которые требовались ведением сельского хозяйства, почему этот год назывался годом бездействия ( ργν τος. De bello jud. I, 2, 4), а также – прощение долгов, неуплаченных до субботнего года (шемитта), почему субботний год назывался «годом прощения» (шенат гашемитта, Втор. 15:1–2, 9; 31:20 ). К этому же году обычно приурочивалось отпущение рабов ( Исх. 21:2 ; Втор. 15:12 ; Иер. 34и д.). В праздник Кущей, в субботние годы, народ собирался к скинии или храму, и ему прочитывался закон ( Втор. 31:10–13 ). б) Юбилейным годом (шенат йобел) назывался первый год после семи седьмин лет, или пятидесятый год (7×7) †1­50) (Лев. 25и д.) 530 . Наступление этого года возвещалось трублением в бараний рог (йобел) в день Нового года, почему он назывался годом «рога».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Праздник Опресноков (хаг гаммацот, α μραι или ορτ τν ζμων) следовал непосредственно за пасхой и продолжался семь дней (15–21 нисана, Лев. 23:6 ). В течение его израильтяне должны были есть пресный хлеб, в воспоминание тяжелой жизни в Египте и поспешного бегства отсюда ( Исх. 12:15–16 ; Втор. 16:3–8 ). В первый и седьмой день праздника заповедовался покой от дел. Кроме сего, каждый день к ежедневным жертвам присоединялись жертвы чрезвычайные, а именно: жертвы всесожжения, состоявшие из двух тельцов, одного барана и семи однолетних агнцев, с соответствующими приложениями, и жертва за грех, состоявшая из козла ( Чис. 28:17–25 ). Сверх того, после поселения евреев в Палестине, вечером в первый день праздника (15 нисана), приносился к скинии, а потом к храму сноп свежей жатвы (омер рэшит), который потрясался священником пред скинией или потом пред храмом 517 , что сопровождалось принесением в жертву всесожжения однолетнего агнца, с соответствующим приложением ( Лев. 23:9–14 ). Это делалось даже и тогда, когда 15 нисана падало на канун субботы (Менахот, X, 1). Ко времени празднования Пасхи и праздника Опресноков приурочивалась также многими уплата священной подати на скинию или храм, взимавшейся обычно в адаре или начале нисана (Шекалим). § 135. Пятидесятница Праздник Пятидесятницы 518 праздновался спустя семь седмиц (49 дней) после принесения в день Опресноков снопа потрясания, таким образом в 50-й день после Пасхи ( Лев. 23:15–16 ; Втор. 16:9–10 ), в воспоминание данного при Синае законодательства, а также вообще всех благодеяний Божиих израильскому народу, явленных во время странствования по пустыне, завоевания ханаанской земли, и сверх того в прославление Бога за новую поспевавшую к тому времени жатву. Пятидесятница праздновалась один день. Празднование ее состояло в покое от дел. В порядке богослужения оно отмечалось, во-первых, принесением начатков, состоявших из двух кислых хлебов, испеченных из пшеничной муки нового урожая, по 2 / 10 , эфы в каждом, которые потрясались пред скинией, и, во-2-х, в присоединении к ежедневным жертвам чрезвычайных жертв всесожжения, состоявших из семи однолетних агнцев, одного тельца, двух баранов, с соответствующими приложениями, жертвы за грех, состоявшей из козла, и жертвы мирной, состоявшей из двух однолетних агнцев ( Лев. 23:15–21 ). Хлебы потрясания поступали в пользу священников. В Пятидесятницу многие израильтяне совершали добровольно жертвы всесожжения и исповедания в благодарность Богу за ниспосланный им урожай. § 136. Праздник Кущей

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

благословенное. Исаия вспоминает об обетованиях, данных Богом Аврааму (41,8; 51,2; Быт. 12,3 ). 61:10 Слова данного стиха звучат как бы от имени персонифицированного Сиона и, по сути, являются ответом на сказанное в ст. 3. облек. Смена одежд символизирует в данном стихе изменение статуса Сиона (47,2; 52,1; 59,17). Глава 62 62 Сиона. См. ком. к 1,8. Не умолкну... не успокоюсь. См. ст. 6; 42,14; 57,11; 64,12; 65,6. правда. См. ком. к 1,21. спасение. См. ком. к 12,2. горящий светильник. См. 58,8; 60,1–3. 62 новым именем. Подобно новым одеждам (61,10), новое имя, данное народу Сиона, означает перемену во всей его судьбе (ст. 4, 12; ср. 1,26; 56,5; 58,12; 60,14.18; ср. Быт. 17,5.15 ; Ос.2,22.23 ; Откр.2,17; 3,12 ; ком. к 43,1). 62 венцом славы. Господь разделяет славу со Своим народом (см. ком. к 4,2). 62 оставленным. См. ст. 12; ср. 54,6; 60,15. пустынею. См. 49,8.19; 54,1. 62 сыновья. Вариант перевода «строители», предлагаемый в примечании NIV, является более предпочтительным (49,17; Пс. 146,2 ). 62 сторожей. Т.е. пророков (56,10). не умолкайте. В основе этого призыва лежат слова ст. 1. 62 десницею... и крепкою мышцею Своею. Т.е. Самим Собой (ср. 40,10; 41,10; 51,9; 52,10; 53,1; ср. Исх 6,6 ; Втор. 5,15 ). 62 в ворота. В этой поэтической картине пророк создает образ восстановленного Иерусалима как центра обновленного Сиона с широко распахнутыми воротами для свободного входа всех желающих. приготовляйте путь. См. ком. к 40,3. 62 Спаситель. См. 40,9; Зах. 9,9 ; Мф. 21,5 . награда. См. ком. к 40,10. 62 их. Все народы, собравшиеся воедино в Царстве Божием (ст. 2). народом святым. См. гл. 43; Исх. 19,6 ; 1Пет. 2,9.10 . искупленным. См. ком. к 35,9. Глава 64 64 страшные дела. Исаия обращается к истории исхода ( Втор. 10,21 ; Пс. 65,3–6; 105,22 ). 64:4 Этот стих обобщает одно из важнейших богословских положений ВЗ (43,11; Втор. 4,35 ). 64 Все мы... как запачканная одежда. Народ Божий сознает свою греховность (53,6) и духовную нечистоту ( Лев. 13,45 ; Агг. 2,13.14 ). поблекли...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

26:55. Разделение земли по жребию. При распределении земли по жребию решение отдается на Божий суд. Этот метод использовался в месопотамском городе-государстве Мари, когда царь раздавал поместья вассалам и ветеранам войны. 27:1–11 Эпизод с дочерями Салпаадовыми 27:1–11. Наследственные права дочерей. Если владелец умирал, не оставив наследников, земля обычно выкупалась его родственником-мужчиной (о левиратных обязательствах см. коммент. к Втор. 25:5–10 ; о юбилейном годе см. коммент. к Лев. 25:8–55 ; о правах родственников см.: Лев. 25:25–28 ). Для решения вопроса о праве дочерей на наследство в данном случае требуется оракул и помощь свыше, так как эта проблема не могла быть решена в рамках наличного законодательства. Закон левирата ( Втор. 25:5–10 ) здесь, по-видимому, не применим, поскольку никакие наследники-мужчины (сыновья или братья отца) не упоминаются. Поэтому в данной ситуации принимается закон, наделяющий дочерей правом наследования в отсутствие наследников мужского пола и устанавливающий порядок наследования. Несколько подобных примеров зафиксировано в месопотамских правовых документах (в шумерском статуте Гудеа (2150 г. до н.э.); в законах Алалаха [XVI11 в. до н. э.], Нузи и Эмара). Однако закон, изложенный в Чис. 27 , впоследствии пришлось изменить, так как возникла проблема возможной утраты родовой земли в случае брака дочери с представителем другого колена. Поэтому в Чис. 36:6–9 добавлено условие, обязывающее наследницу земли выходить замуж только за представителя своего колена. 27:12–23 Назначение Иисуса Навина 27:12. Гора Аварим. Эта горная гряда простирается восточнее устья Иордана у северной оконечности Мертвого моря (см.: Втор. 32:49 ). Она образует северо-западную окраину Моавитского плато. Одной из вершин этой гряды является гора Нево (2740 футов), с которой Моисей взирал на обетованную землю. 27:14. География. Напоминание о прегрешении Моисея и Аарона при водах Меривы основано на версии, представленной в Чис. 20:1–3 . Это позволяет предположить, что указанные события происходили близ оазиса Кадес-Варни (возможно, Айн эль-Кудейрат в вади эль-Айн), крупнейшем оазисе на севере Синайского полуострова. Пустыня Син – засушливый регион в Негеве, на юге Ханаана, простирающийся до Синая.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Вся история Израиля - это труды святости. Недаром пророк, использовавший титул «Святой Израилев», наилучшим образом показал реализацию Божественного плана в истории, иллюстрируя восклицание псалмопевца: «Боже! свят путь Твой» (Пс 76. 14), «Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне» (Пс 67. 25). Яхве свободно проявляет Свою святость и за пределами завета, нарушение завета со стороны народа не нарушает Божественной святости Бог свят, и поэтому Он решает войти в завет, человек, напротив, может стать святым, лишь войдя в завет. Переход через Чермное море. Роспись «дома собраний» в Дура-Европос. Ок. 250 г. (Нац. музей в Дамаске) Переход через Чермное море. Роспись «дома собраний» в Дура-Европос. Ок. 250 г. (Нац. музей в Дамаске) В Израиле существуют отдельные лица и объекты, к-рые более др. наделены Божественной святостью. Притом ВЗ говорит о святости объектов как о святости не безличной, но дарованной Яхве, т. е. святости в силу отношения с Ним. Яхве дает Свой Закон для освящения народа (Лев 22. 31 сл.). Израиль, напр., не должен предаваться порокам хананейских племен, не должен совершать браки с иноплеменниками и обязан «предавать заклятию» все, что может осквернить его (Втор 7. 1-6). Сила его не в войсках или в искусной дипломатии, но в вере в Яхве, Святого Израилева (Ис 7. 9). Израиль обязан Ему не только Своим выделением из др. народов, но и своей безопасностью (Ис 41. 14-20; 54. 1-5), достоинством (Ис 43. 3-14; 49. 7) и несокрушимым упованием (Ис 60. 9-14). Святость, наконец, становится принципом нравственного совершенствования. У пророков и во Второзаконии неустанно повторяется, что приношения жертвы за грех недостаточно, чтобы угодить Богу, но что требуются правда, послушание и любовь (Ис 1. 10-20; Втор 6. 4-9). Заповедь «святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» (Лев 19. 2; 20. 26) должна быть, т. о., понимаема не только как чистота культа, но именно как переживание святости, согласно многочисленным семейным, общественным и экономическим, равно как и ритуальным предписаниям, содержащимся в Законе (ср.: Лев 17-26). Освящение человека может возрастать. Поэтому «святыми» смогут быть названы только те, кто сумеют пройти через испытания и получить эсхатологическое Царство (Дан 7. 18-22). Это будут мудрецы, к-рые боялись Бога (Пс 33. 10), сионский «малый остаток» спасшихся, тех, к-рых Бог вписал «в книгу для житья в Иерусалиме» (Ис 4. 3).

http://pravenc.ru/text/149441.html

Множество литературных форм, собранных в Пятикнижии, можно (конечно, огрубляя) свести к двум основным формам: повествовательной/нарративной и к текстам повелений, инструкций, воззваний. Подавляющее большинство правовых, культовых и этических инструкций (ius, fas, ethos), отчасти в виде структурированных правовых корпусов ( Исх.21–23 : т.н. «книга договора»; Лев.17–26 : т.н. «закон святости»; Втор.5–28 : «второй закон»), связаны непосредственно или опосредованно с Синаем как местом божественного откровения и учреждения Израиля в качестве Божьего народа. Другие тексты инструкций вплетены в рассказы о пути Израиля из Египта через пустыню к Синаю ( Исх.12–18 ) и о пути Израиля от Синая через пустыню к равнинам Моавитским ( Чис.10–36 ). Уже краткий взгляд на Книгу Числа показывает переплетение законодательных (L) и нарративных (N) текстов: 1:1–10:10 (L); 10:11–14:45 (N); 15 (L); 16–17 (n); 18–19 (L); 20–25 (N); 26:1–27:11 (L); 27:12–23 (N); 28–30 (L); 31:1–33:49 (N); 33:50–36:13 (L). Даже Книга Левит как проект уложения Израиля является сложным взаимопроникновением повествовательных и законодательных текстов. Правовые/этические/культовые тексты интегрированы также в первоисторический рассказ о сотворении мира Быт.1–9 (ср. 9:3–6: т.н. заповеди, данные сыновьям Ноя в качестве Торы/закона для народов) и в рассказ об Аврааме (напр., Быт.17 : заповедь обрезания). Если подсчитать в Пятикнижии распределение «истории» и «закона» по главам, то мы получим приблизительное соотношение 1:1. Уже эти немногие наблюдения подчеркивают: Пятикнижие имеет диалектическую структуру истории и закона. «Закон» всякий раз вырастает из «истории» и хочет одновременно сохранить и оставить за собой динамику «истории». Примером такого динамического сочетания «истории» и «закона» (т.е. деяний и воли Бога) может служить структура библейских десяти заповедей ( Исх.20:2–17 Втор.5:6–21 ). Основу составляет «освобождение Израиля из Египта» («история»), о котором говорит в начале «базовое положение» ( Исх.20:2 = Втор.5:6 ); интенция последующих заповедей/запретов («закон») – сохранение и подтверждение этой свободы, созданной Богом и угодной Ему, для того чтобы история освобождения продолжалась дальше. Подобное же фундаментальное истолкование получает соединение исторического откровения и откровения воли Яхве в т.н. «детском катехизисе» Втор.6:20–25 . «“Закон” обретает свой смысл через историю. Только тот, кто не забывает Исход из Египта, знает, что закон означает свободу, и только он в состоянии его исполнять» (J. Assmann, Das kulturelle Gedächtnis 296).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Но человек тогда силою Божией и по телу своему станет бессмертным, чтобы во веки уже или «иметь жительство на небесах» ( Фил. 3:20 ), или в аду, – чтобы наслаждаться или страдать. Сектантские места Св. Писания, приводимые ими в доказательство своего лжеучения о бессмертии души: Лев. 17:14 ; Втор. 12:23 ; Быт. 9:4–6 ; Числ. 11:6 ; 1Цар. 24:12 ; Псал. 55:7, 123:7 ; Иезек. 13:19–20; Числ. 23:10 ; Иов. 7:15 ; Втор. 27:25 ; Быт. 17:14 ; Исх. 22:12 ; Иис. Нав. 1:28 ; Лук. 16:22 ; Иоан. 11:14; 1 Фесал. 4:16; Иоан. 6:49 ; Екклез. 9:5,10; Псал. 145:3–4 ; Иов. 14:12 ; Даниил. 13:18; Евр. 4:12; 1 Фесал. 5:23. Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов-адвентистов. Православное учение: Человек и животные созданы Богом не одинаково: Быт. 1:20–24 и ст. 20–28. Тело и душа человека тоже не одинаковым образом созданы и не одинаковой по происхождению природы: Быт. 2:7 ; Быт. 35:18 . Душа человека совершенно независимое и отличное от его тела начало: Еккл. 12:7 ; Исаии 38:12; Тов. 3:6 ; Мф. 10:28 ; Мк. 14:38 ; Иак. 2:26 ; 2Кор. 1:9 ; Прем. 15:11 ; Лев. 19:31, 20:6, 27 ; Втор. 18:10–12 . После смерти людей их души живут разумно сознательной жизнью и бодрствуют: Лук. 18:19–31, 9:28–31 ; Мф. 20:28 ; 1Петр. 3:18–20 ; Рим. 10:14 ; Откр. 4:10–11 ; Откр. 5:8–9 ; 2Петр. 1:15 ; Премудр. Солом. 3:2, 3–8; Екклез. 12:7. Только нечестивые думают, что нет души: Прем. 2:1–3 ; Прем. 16:13–14; 2 Маккав. 15:12; Мф. 17:3 ; Мк. 9:4 ; Псал. 30:6 ; Псал. 5:10 ; Деян. 2:31 . 3. О тысячелетнем царствовании христа и о втором его пришествии и кончин мира. Одним из главных лжеучений адвентизма является учение о скором пришествии на землю Иисуса Христа и о его тысячелетнем царствовании вместе со Своими святыми. Этим учением адвентисты увлекают не только слабых, а и крепких в вере, но простодушных людей. Нечего и говорить о штундобаптистах, которые почти целиком принимают этот пункт учения адвентистов о скором пришествии Христа и о Его тысячелетнем царстве. Сущность учения адвентистов о пришествии Христа и о Его тысячелетнем царствовании такова.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

А если эта идея послужила основанием для новой формулировки закона о 7-м годе в том виде, какой ему дан в 25 главе Левит, то в таком случае предшествующая ступень, находимая критикой в 15 главе Второзакония оказывается, понятно, излишней, так как в идее субботы вместе с совершенным покоем, заключается мысль и об одинаковом для всех времени прекращения работ. И в этом отношении, если бы даже верно было критическое объяснение закона Исход, данное постановление Левит, исходящее из идеи субботы, может следовать за ним непосредственно, не нуждаясь для своего возникновения в „новом шаге”, находимом во Второзаконии. Таким образом, оказывается, что постановления Второзакония и Левит о 7-м годе не имеют в действительности такого отношения между собой, при котором первое должно бы предшествовать второму; оказывается, что предпосылаемое закону Левит постановление Второзакония не объясняет в существе дела перехода прежнего закона о 7-м годе (т. е. Исход) в новую формулу, так как действительная причина этого заключается в новой идее, не находимой критикой ни в книге Исход, ни во Второзаконии, вследствие чего законы этих отделов Пятикнижия с критической точки зрения не могут, собственно, и служить к объяснению происхождения нового закона. Оставляя за собой право рассмотреть несколько далее приведённое выше мнение о времени происхождения закона о субботнем годе, обратимся теперь к оценке критических суждений о юбилейном годе. По словам того исследователя, разбором мнений которого мы доселе занимаемся, юбилей есть „искусственное установление, основанное на системе субботних годов, в которые земля оставляема была без возделывания, по аналогии с праздником Пятидесятницы”. „Как 50-й день праздновался после семи субботних дней, как заключительное торжество 49-тидневного периода, так 50-й год, следовавший за 7-ю субботними годами, был заключением 49-тилетнего круга времени. Обе его особенности (т. е. возвращение земель прежним владельцам и освобождение рабов) первоначально принадлежали, по-видимому, субботнему также году и были развиты из соответствующих им постановлений Второзакония. о 7-м годе, так что Исх. 23 глава составляет основание Лев. 25:1–7 , и Втор. 15 глава – такое же основание для Лев. 25и далее. Освобождение раба из евреев первоначально должно было совершаться в 7-й год после его приобретения, затем, вероятно, вообще – в 7-й год, а, наконец, по практическим соображениям перенесено на 50-й год. Подобно этому и возвращение земель к прежним их владельцам возникло из прощения долгов, приуроченного в 15 главе Второзакония к концу 7-го года, так как то и другое по существу дела тесно связаны между собой, как видно из Лев. 25и далее” 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Древнее естествознание делило человеческое тело (σμα) на три элемента: плоть – σρξ, кровь – αμα и στον – кость. Αμα представляла в собственном своём смысле жидкую часть тела ( Ис.49:26 ; Иез.32:5 ; 1Мак.7:17 ), а в переносном – жилище души и саму душу ( Лев.17:11; 17:14 ); στον, στεα – твёрдую часть организма, остов его ( Пс.101:6 ). А плотью евр. basar, греч. σρξ собственно называлась составная часть тела: это – мясо (в смысле греч. κρας), мягкая тёплая масса. Вот почему в Ветхом завете слово σρξ нередко употребляется в смысле объекта при глаголе φαγεν ( Лев.26:29 , Втор.28:55 и др., Пс.77:27 «плоть» пар. Зах.11:9; 11:16 – κρας). Итак, первоначальное значение слова σρξ узко и строго определённо, нисколько не шире рядом с ним стоящих αμα и στον. Но слову σρξ посчастливилось перед своими соседями: оно вошло в высшие сферы понятий, да и в своей то физической сфере выдвинулось наперёд, оставив в тени своих соседей. Почему это так случилось, понять не трудно. Из трёх элементов тела «плоть» есть господствующий количественно и притом же элемент наиболее видный, доступный и поверхностному взгляду человека. Поэтому «плоть» σρξ стала употребляться вместо σμα (=σρξ + αμα + στον). Но эти последние слова, так сказать, не сразу отстали от σρξ. В Ветхом завете и у ап. Павла σρξ стоит нередко рядом с каким-нибудь из них, усиливаясь или даже переменяясь в первоначальном значении. Σρξ и στον вместе усиленно обозначают понятие человеческого тела, описывая его в двух элементах ( Иов.2:5 ; Пс.101:6 ), а потом опять-таки усиленно выражают сущность телесной природы при изображении родственной близости «кость от костей... плоть от плоти» ( Быт.2:21–23 ; ср. Быт.29:14 ; 2Цар.5:1 ср. 1Пар.11:1 и 2Цар.19:12–13 ). Но в том же значении сущности тела и при изображении той же родственной близости σρξ употребляется одно ( Лев.18:6; 25:49 ; Неем.5:5 ). Так στον отстаёт от σρξ, и σρξ, расширяясь за его счёт в своём значении, замещает его собой. Αμα, стоя рядом с σρξ, усиливает значение последнего в другую сторону. Так как по переносному значению αμα есть душа плоти, то вместе с σρξ она означает всего человека и по душе и по телу. «Род от плоти и крови один умирает, а другой рождается» ( Сир.14:19 ). «И о злом будет помышлять плоть и кровь» ( Сир.17:30 ). Но и в этом смысле σρξ вытесняет соседа и как увидим ниже (II), расширяет своё значение в новую сторону. Таким образом, σρξ начинает получать своё переносное значение двумя путями: расширяясь на счёт στον, оно получает переносный материальный смысл; заменяя σρξ + αμα, оно расширяется в смысле антропологическом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

41 ужаснулись. Страх, внушаемый гласом Божиим (ст. 1), смущает человеческие сердца и заставляет их трепетать. 41:8–16 В этих стихах Господь объясняет Израилю его особое положение среди других народов как Божиего слуги. 41 раб. У Исаии эпитет «раб Божий» относится к Киру (45,1–4), пророкам Божиим (44,26), Его народу (в данном стихе) и к Иисусу Христу (42,1–4); все они, таким образом, составляют некое сообщество. Христос стал предельным воплощением того, к чему Израиль стремился на протяжении всей своей истории, и Тем, в Ком Господь явил Свою славу (49,3.6). Израиль... Иаков. Оба имени относятся в данном случае ко всем благочестивым чадам Авраамовым (ст. 14; 40,27; 42,24; 43,1.22.28; 44,1.5.21.23; 45,4; 46,3; 48,1.12; ср. Лк. 1,54 ). которого Я избрал. См. ком. к 14,1.2. Авраама. См. 51,2; 63,16; Евр. 2,16 ; Иак. 2,23 . 41 которого Я взял. См. ком. к 14,1.2. 41 Я с тобою. Ср. значение имени Еммануил (8,8.10; 43,2.5; 45,14; Деян. 18,9.10 ). Я Бог твой. Данный стих напоминает о главном обетовании завета (41,13.14; 43,1.5; 44,2.8;51,12; Быт. 17,7; 21,17; 26,24 ; Втор. 20,1; 31,6.8 ; Лев. 26,12 ; Иер. 32,38 ; Иез. 37,27 ; 2Кор. 6,16 ). укреплю... поддержу. Господь пребывает с людьми как милостивый Спаситель, Источник силы и Защитник (ст. 13; 42,1; 44,2; 48,13; 49,8; 50,7; 63,12; см. ком. к 40,31). десницею правды Моей. Своею властью Бог устанавливает незыблемый миропорядок (63,12; Исх. 15,6 ). 41 Я Господь, Бог твой. См. ком. к ст. 4. помогаю. См. ком. к 40,10. 41 червь. Народ Божий унижен и достоин презрения. Искупитель. См. ком. к 35,9. В древнееврейском языке соответствующее слово означает «заступник рода», то есть один из членов семьи, который при необходимости помогает своим нуждающимся родственникам. Его помощь могла быть самой разнообразной и, в частности, предусматривала месть за убийство ( Чис. 35,19 ) и выкуп из рабства ( Лев. 25,17–49 ). Святый Израилев. См. ком. к 1,4. 41 острым молотилом. Это сельскохозяйственное орудие повсеместно употреблялось в древнем Израиле (28,27; Ам. 1,3 ; Мих. 4,13 ; Евр. 3,12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010