30 мая 1869 года сформирована самостоятельная епархия Новоархангельская и Алеутская, которая 10 июня 1870 года переименована в Алеутских островов и Аляски Алеутских островов и Аляски Кафедра в Сан-Франциско Имена Сведения рукоположен с 05.07.1870 по 12.04.1877 член Московской синодальной конторы, с 12.08.1889 епископ Аксайский, викарий Донской епархии; 02.05.1914 Нестор (Засс), епископ рукоположен с 17.12.1878 30.06.1882 (утонул) временно управлял с 30.06.1882 по 20.12.1887 Владимир (Соколовский), епископ рукоположен с 20.12.1887 по 08.06.1891 епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии; 27.11.1931 Николай (Адоратский) бывший епископ Новомиргородский викарий Херсонской епархии с 08.06.1891 по 07.09.1891 епископ Балтский, викарий Подольской епархии; 1896 рукоположен с 29.09.1891 по 14.09.1898 епископ Таврический и Симферопольский 20.12.1915 Сведения Стефан, архиепископ Суздальский и Тарусский 1661–1662 архиепископ Суздальский и Юрьевский Феодосий, митрополит Сербский и Архангельский с ноября 1665 по 17.05.1667 митрополит Белгородский и Обоянский Иоаким (Дьякович), епископ Архангельский и Сербославянский с 19.09.1667 21.07.1678 Иосиф, архиепископ бывший архиепископ Коломенский и Каширский 29.06.1681 Никита (Тотемский), епископ Звенигородский и Архангельский с 06.11.1681 по 24.12.1681 епископ Коломенский и Каширский Никодим (Скребницкий), епископ бывший епископ Черниговский и Новгород-Северский с 1740 по 1742 с 01.09.1742 – епископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский Лев (Юрлов), епископ бывший епископ Астраханский и Ставропольский с 22.04.1742 28.01.1755 Холмогорская и Важеская Учреждена в марте 1682 года. Кафедра в Холмогорах Имена Сведения Афанасий (Любимов), архиепископ рукоположен с 18.03.1682 0.09.1702 Парфений (Небоза) митрополит бывший митрополит Азовский с 03.12.1703 02.01.1704 (умер по дороге к месту назначения) Сильвестр (Крайский) епископ рукоположен с 11.03.1705 митрополит Смоленский и Дорогобужский архиепископ с 18.09.1705 по сентябрь 1707 Рафаил (Краснопольский), архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

с 17.06.1641 31.05.1655 Иосиф, архиепископ, сщмч. рукоположен с 04.05.1656 до 11.05.1671 (казнён с Разиным) митрополит с 08.06.1667 Парфений, митрополит рукоположен с 25.02.1672 05.10.1680 Никифор, митрополит рукоположен с 26.06.1681 22 (28). 10.1682 Савватий, митрополит рукоположен с 04.03.1683 01.07.1696 Сампсон, митрополит рукоположен с 02.02.1697 03.04.1714 Иоаким, епископ рукоположен с 22.01.1716 по 23.06.1723 епископ Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии Астраханская и Ставропольская С сентября 1723 года Имена Сведения Лаврентий (Горка), епископ рукоположен с 06.09.1723 по 07.09.1727 епископ Великоустюжский и Тотемский Варлаам (Леницкий), епископ бывший епископ Коломенский и Каширский с 7.09.1727 по 07.06.1730 епископ Переяславский и Бориспольский, викарий Киевской епархии Лев (Юрлов), епископ бывший епископ Воронежский и Елецкий с 08.07.1730 по 02.10.1730 на епархии не был был под судом, лишён сана, расстрижен и сослан в 19.04.1742 признан невиновным, восстановлен в сане, состоял при Архангельском соборе; 28.01.1755 Иларион, епископ рукоположен с 15.08.1731 09.06.1755 Мефодий, епископ рукоположен с 10.05.1758 29.05.1776 Антоний (Румовский), епископ бывший епископ Переславль-Залесский и Дмитровский с 19.09.1776 архиепископ с 30.05.1785 на покое; 10.11.1786 Никифор (Феотоки), архиепископ бывший архиепископ Славянский и Херсонский с 28.11.1786 по 16.04.1792 31.05.1800 Тихон (Малинин), архиепископ бывший епископ Тверской и Кашинский с 18.05.1792 14.11.1793 Феофил (Раев), епископ бывший епископ Тамбовский и Шацкий с 06.02.1794 по 11.03.1794 епископ Тамбовский и Шацкий Платон (Любарский), епископ бывший епископ Тамбовский и Пензенский, с 11.03.1794 архиепископ с 01.04.1796 по 16.10.1799 переименован архиепископ Астраханский и Моздокский Астраханская и Моздокская С 16 октября 1799 года Имена Сведения Платон (Любарский), архиепископ бывший архиепископ Астраханский и Ставропольский с 16.10.1799 по 04.12.1803 переименован архиепископ Астраханский и Кавказский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Можно указать несколько причин, почему в Москву не назначали самостоятельного архиерея. Первая из них, по нашему мнению, заключалась в том, что Св. Синод, удерживая управление Московской, бывшей Патриаршей, областью, как бы, сохранял за собой высокие права патриарха; во-вторых, сборы с Патриаршей области шли на содержание Св. Синода; с открытием Московской епархии средства Св. Синода должны были сократиться. Немаловажной причиной замедления открытия Московской епархии была невнимательность светского правительства к упорядочению церковной жизни при ближайших преемниках Петра I до императрицы Елизаветы Петровны. Пора временщиков иностранцев, во главе с Бироном, Остерманом и др., вообще печально отражалась на русской церковной жизни. Временщики и их приближенные, живя роскошно, нередко пользовались церковными средствами, которые главным образом доставляла бывшая Патриаршая область с ее Казенным и Дворцовым приказами. Как известно, в борьбу политических партий и временщиков втянулись члены Св. Синода ( Феофан Прокопович , Георгий Дашков, Лев Юрлов, Феофилакт Лопатинский и др.). При этой борьбе было не до открытия Московской епархии, которая могла выдвинуть сильную личность с претензиями на патриаршество, что и говорили про Георгия Дашкова, Феофилакта Лопатинского, Питирима нижегородского и даже царского духовника архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Варлаама. 562 Можно указать и другие причины, почему для упорядочения Московской церковной и епархиальной жизни принимались разные полумеры и вопрос об открытии самостоятельной Московской епархии все откладывался, пока не вступила на престол дочь Петра – Елизавета, когда патриаршество со всеми его учреждениями уже отходило в область преданий, или было только мечтой старорусских людей. Забота о сохранении бывшей Патриаршей области в её целости утрачивались. В конце царствования Анны Иоанновны стали собирать статистические сведения об епархиях и архиереях, 25 апреля 1740 г. Кабинет Его Императорского Величества потребовал от Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Несмотря на религиозность и благочестие императрицы (она любила ездить на богомолья, участвовать в богослужениях, беседовать с духовными особами), в царствование А. И. репрессиям подверглись 9 архиереев и значительное число священников и монахов. В 1730 г. число членов Святейшего Синода было увеличено с 4 до 12 чел., однако к 1740 г. в результате политических репрессий в составе Синода осталось лишь 2 архиерея и 1 протопоп. Только за 1732-1733 гг. в Тайной канцелярии было приговорено к различным видам наказаний 148 лиц духовного звания, что составило 37,5% от общего числа осужденных. Главным организатором «архиерейских процессов» являлся президент Синода архиеп. Новгородский Феофан (Прокопович), широко использовавший покровительство А. И. и личные связи с нем. придворной верхушкой в борьбе со своими политическими противниками в Святейшем Синоде и в среде высшего духовенства. Одним из первых подвергся преследованию Воронежский еп. Лев (Юрлов) , обвиненный в том, что по получении известия об избрании на российский престол А. И. не отслужил торжественного молебна, а во время богослужения велел возносить имя бабки умершего имп. Петра II царицы Евдокии Феодоровны Лопухиной без упоминания ее монашеского имени - Елена. Получившее политическую окраску дело было передано для рассмотрения в Святейший Синод. Еп. Льва поддержали архиеп. Ростовский Георгий (Дашков) и митр. Коломенский Игнатий (Смола) . Однако архиеп. Феофан постарался придать всему делу характер гос. измены и, пользуясь поддержкой А. И. и Кабинета министров, заставил Святейший Синод лишить обвиняемого священного и монашеского сана и предать его гражданскому суду. После расстрижения 2 окт. 1730 г. еп. Льва под именем Лаврентий сослали в Кий-Островский мон-рь на Белом м. Позднее архиеп. Феофан подготовил обвинительный материал против покровителей репрессированного архиерея - митр. Игнатия и архиеп. Георгия. Они были обвинены в попытке замять «дело» еп. Льва. Не дожидаясь окончания следствия, архиеп. Георгий попросился на покой, но и этот шаг не спас его от расправы. 28 дек. 1730 г. он был лишен архиерейского сана и отправлен в заключение в Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз., а затем переведен в Нерчинский мон-рь . Митр. Игнатия также лишили священного сана и сослали 2 февр. 1731 г. в Свияжский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь .

http://pravenc.ru/text/115600.html

В царствование Петра II (7 мая 1727 г. – 19 января 1730 г.), при господстве старорусской партии, Питирим оставался в тени, как миссионер, успевший дважды издать свою «Пращицу» (1721 и 1726 гг.), хотя вызывался в Петербург на череду служения. 303 С восшествием на престол Анны Иоанновны (25 февраля 1730 г.) снова вырос авторитет Феофана Прокоповича , а с ним и Питирима; напротив, для их недоброжелателей наступило тяжелое время. Первый год Аннинского царствования был ознаменован несколькими процессами иерархов, обвиненных в политической неблагонадежности. Имена большинства этих иерархов уже известны, то были Лев Юрлов, Георгий Дашков, Игнатий Смола, Сильвестр Холмский, Варлаам Ванатович, Феофилакт Лопатинский и Варлаам Псковский. 304 Аннинское правительства сразу обратило внимание на раскол, как противоцерковное явление, и вспомнило Питирима. В манифесте 17 февраля 1730 года Синоду говорилось: «раскольников, невежеством своим противляющихся Святой Церкви, обращать увещанием и учением». 305 8-го мая именным указом повелено Синоду в деле обращения раскольников поступать согласно петровским указам, данным Питириму нижегородскому «и во всем, что принадлежит к обращению раскольников и искоренению их противного учения всякое вспоможение чинить». 306 16 мая, в исполнение именного указа, Св. Синод снова отдал архиепископу Питириму взятые у него города: Балахну, Юрьевец-Повольский, Яропольч, Гороховец, Арзамас, Вязниковскую Слободу с их уездами, а также Галичский уезд по р. Унжу и Флорищеву пустынь – по всем духовным и раскольническим делам и поставлением во священство. Кстати Синод распорядился произвести следствие над архим. Лаврентием и чернецом Варсонофием. Последний называл себя игуменом Юрьевец-Повольского Пушавенского Воскресенского монастыря и, подобно Лаврентию, жалуясь на «обиды и напрасные налоги», просил об отписке от Питирима Юрьевца-Повольского с его монастырем. 307 Тогда же Св. Синод, по собственной инициативе, поручил Питириму, сверх дел духовного характера, производить там с 1731 г. «для лучшего по близости расстояния» все денежные сборы, состоявшие в ведении Синодального Казенного Приказа, и высылать их в Москву. Только назначение Питирима в синодальные члены (с 21 июля 1730 г.), сопряженное с отлучками из Н. Новгорода, и указание его, что сборы «учинят помешательство и остановку духовным делам», дали Синоду повод отменить свое решение. 308

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Ныне в монастыре существует одна только двухэтажная Соб. церковь , в коей престолы: вверху Знамения Богородицы, а внизу Сергия Радонежского, с приделом Николая Чудотворца. Храм этот начат строением в 1679 году, на том самом месте, где была домовая фамилии Романовых церковь, кончен 1683 и освящен патриархом Иоакимом 27 июля 1684 года, при царях Иоанне и Петре; а потом, по обветшании, возобновлен усердием и коштом купца Корзинкина, в 1823 г. – В главном иконостасе находится образ Знамения Богородицы, в жемчужном окладе, сделанном Боярином Иваном Михайловичем Милославским; а в ризнице хранится другая такая же икона, меньшей величины, на которой оклад вышит по золоту весьма богато жемчугом, в 1630 году – вероятно труд царских рук; также здесь есть два напрестольные серебряные позлащенные креста, с мощами и надписями, пожертвованные один в 1623 г. великою инокинею Марфою Иоанновною, а другой в 1685 г. Царевною Татьяною Михайловною, и большое серебряное антидорное блюдо, существующее с 1595 года, и бывшее, как полагать должно, еще в домовой церкви Романовых. – Под папертью храма погребен генерал-лейтенант и Александровский кавалер Ивана Михайлович Лихарев († 1725), которого и портрет над могилою находится. В этой же обители скончался и погребен бывший Воронежский Епископ Лев (Юрлов), пострадавший в царствование императрицы Анны Иоанновны, и живший здесь по возвращении из крестного Архангельского монастыря, где он был в заточении. Также погребены здесь Авраамий, митрополит Рязанский и Муромский, и ближний стольник Михаил Ржевский. До учреждения штатов принадлежало Знаменскому монастырю в разных селах и деревнях более 1600 душ крестьян. ЗЛАТОУСТОВСКИЙ, муж. 3 класса, в Москве, в Белом городе, между улиц Мясницкой и Моросейки; состоит под управлением архимандрита. Он основан, по мнению некоторых писателей, московскими гостями (купцами), в XIV веке, если не прежде; но другие полагают, что начало обители относится ко времени княжения Uoahha III . Впрочем, достоверно известно, что игуменство учреждено здесь именно этим Государем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Астраханская Учреждена в 1602 году Астраханская и Терская Кафедра в Астрахани Феодосий (Харитонов) епископ, рукоположен с 1602, архиепископ с 1605; †18.12.1606 (по дороге в Астрахань) Кафедра пустовала почти девять лет, в городе были смуты. Онуфрий архиепископ, рукоположен с 15.02.1615 †23.07.1628 (1627) Макарий архиепископ, рукоположен с 13.01.1629; †28.01.1638 Рафаил архиепископ, рукоположен с 17.05.1638; †20.12.1640 Пахомий епископ, рукоположен с 17.06.1641; †31.05.1655 Иосиф архиепископ, сщмч., рукоположен с 4.05.1656 митрополит с 8.06.1667; † до 11.05.1671 (казнен С. Разиным) Парфений митрополит, рукоположен с 25.02.1672; †5.10.1680 Никифор митрополит, рукоположен с 26.06.1681; †22 (28).10.1682 Савватий митрополит, рукоположен с 4.03.1683; †1.07.1696 Сампсон митрополит, рукоположен со 2.02.1697; †3.04.1714 Иоаким епископ, рукоположен с 22.01.1716 по 23.06.1723 еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии Астраханская и Ставропольская С сентября 1723 года Лаврентий (Горка) епископ, рукоположен с 6.09.1723 по 7.09.1727; еп. Великоустюжский и Тотемский Варлаам (Леницкий) епископ, бывший еп. Коломенский и Каширский с 7.09.1727 по 7.06.1730; еп. Переяславский и Бориспольский, викарий Киевской епархии Лев (Юрлов) епископ, бывший еп. Воронежский и Елецкий с 8.07.1730 по 2.10.1730 на епархии не был; был под судом, лишен сана, расстрижен и сослан, в 19.04.1742 признан невиновным, восстановлен в сане, состоял при Архангельском соборе; † 28.01.1755 Иларион епископ, рукоположен с 15.08.1731 †9.06.1755 Мефодий епископ, рукоположен с 10.05.1758 †29.05.1776 Антоний (Румовский) епископ, бывший еп. Переславль-Залесский и Дмитровский, с 19.09.1776 архиепископ с 30.05.1785 †10.11.1786 Никифор (Феотоки) архиепископ, бывший архиеп. Славянский и Херсонский с 28.11.1786 по 16.04.1792 на покое; †31.05.1800 Тихон (Малинин) архиепископ, бывший еп. Тверской и Кашинский с 18.05.1792 †14.11.1793 Феофил (Раев) епископ, бывший еп. Тамбовский и Шацкий с 6.02.1794 по 11.03.1794 еп. Тамбовский и Шацкий

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Смещение епископа или лишение его сана являлись прерогативой вышестоящих церковных инстанций и не могли производиться государственной властью, так как сообщение или отнятие благодатных даров (харизмы) было совершенно вне ее компетенции. Вместе с тем в синодальный период государство неоднократно принуждало Святейший Синод смещать епископов или лишать их сана. Так, Петр I повелел извергнуть из сана и казнить Ростовского архиепископа Досифея, Игнатия, епископа Тамбовского, приказал лишить сана, Игнатия, митрополита Крутицкого, — сослать в Сибирь. Уже после Петра I по требованию государственной власти Святейший Синод лишил сана Феодосия Яновского, сосланного затем в монастырь с именем монаха Федоса. По повелению императрицы Анны Иоанновны были лишены сана Лев Юрлов, Казанский митрополит Сильвестр Холмский, Киевский архиепископ Варлаам Ванатович, архиепископ Евфимий Коллети и архиепископ Феофилакт Лопатинский; впрочем, при императрице Елизавете оставшиеся в живых были восстановлены в сане. Екатерина II приказала лишить сана митрополита Арсения Мацеевича. При Александре I был лишен сана и сослан в монастырь Могилевский архиепископ Варлаам Шишацкий за то, что в 1812 г. после захвата Могилева французами он приветствовал Наполеона и присягнул ему на верность  . В последующее время, особенно при Николае I и в обер–прокурорство Победоносцева, многие епархиальные архиереи смещались и отправлялись на покой по монастырям за проступки административного характера. Последним случаем такого рода было, кажется, смещение Саратовского епископа Гермогена Долганова при обер–прокуроре Саблере в 1912 г.  Еще одним нововведением Петра I стала отмена белого клобука для митрополитов, при этом все епископы получили право ношения саккоса, что ранее было привилегией митрополитов. Впавший в немилость Нижегородский митрополит Сильвестр Холмский был в 1719 г. перемещен сначала в Смоленск — в сане митрополита, но без белого клобука, затем — простым епископом в Тверь (1720–1723) и наконец — в Рязань (1723–1725). Даже Московская кафедра с 1742 по 1775 г. замещалась архиепископами. Лишь Платон Левшин стал митрополитом (1775–1812), но его преемник Августин Виноградский (1818–1819) снова был в сане архиепископа, да и сам Филарет Дроздов в 1821–1826 гг., уже возглавляя Московскую епархию, имел сан архиепископа. В Петербурге после 1770 г. в череде митрополитов оказался и один архиепископ — Амвросий Подобедов (1799–1801)  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В правление Екатерины в сфере Церковной жизни не замедлило сказаться вступление на церковно-правительственное поприще лиц, тяготевших к русской церковной старине и отрицательно относящихся к петровским преобразованиям. Эта общая перемена настроения неблагоприятно сказалась на архиепископе Феофане. Первый вице-президент Синода архиепископ Новгородский Феодосий (Яновский) написал в Святейший Синод донос на владыку Феофана, в котором указывал, что в Псково-Печерском монастыре лежат на полу 70 икон со снятыми, ободранными окладами и драгоценными украшениями. Этот донос мог весьма повредить владыке Феофану как епархиальному архиерею, поскольку его отношение к иконам уже давно вызывало подозрения. Но обвинение в «ереси» рухнуло, как только выяснилось, что относительно икон распорядился архимандрит Маркелл (Родышевский), судья псковского архиерейского дома. Архиепископу Феофану удалось не только опровергнуть выдвинутые против него архиепископом Феодосием обвинения, но в своём защитительном письме он дал подробное перечисление злоупотреблений владыки Феодосия как епархиального архиерея, особо упомянув о его отрицательных высказываниях в адрес царствующей императрицы и её фаворита князя Александра Меньшикова. Участь Феодосия была решена. По указу императрицы он был сослан в Николо-Корельский монастырь, лишён епископского и священнического сана. 5 февраля 1726 года Феодосий скончался в монастыре простым «чернецом Федосом». Архиепископ Феофан стал первым вице-президентом Синода и наследовал Новгородскую кафедру владыки Феодосия. 25 июня 1725 года владыка Феофан был назначен архиепископом Новгородским. Он настойчиво отказывался от этого лестного назначения и покорился только указу императрицы. После назначения владыки Феофана первым вице-президентом Святейшего Синода последовало назначение вторым вице-президентом архиепископа Тверского Фефилакта (Лопатинского), который и возглавил оппозицию владыке Феофану в Синоде. Вскоре она настолько усилилась, что стало возможным назначение в Синод архиепископа Ростовского Георгия (Дашкова). В 1727 году членом Синода стал епископ Воронежский Лев (Юрлов). В июне того же года членом Синода стал находившийся на покое бывший митрополит Крутицкий Игнатий (Смола).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С сер. XVIII в. на местах управление духовенством осуществлялось через духовные правления (их было 5), подчиненные консистории. Правление состояло из 3 присутствующих, избиравшихся благочинными округа и утверждавшихся архиереем, канцелярии и благочинных. В 1801 г. была введена должность уездного надзирателя за благочинными, на к-рую назначался присутствующий в консистории. В его обязанности входило наблюдение за поведением подведомственного духовенства и ревизии в храмах. В уезды, где не было надзирателя, епископ для ревизии назначал доверенных лиц, преимущественно протоиереев и соборных священников. В каждом благочинии был свой духовник, избираемый местными священнослужителями и утверждаемый архиереем. В 1829 г. епархия была разделена на 50 благочиннических округов, в 1864 г.- на 64 благочиния. Духовное образование В кон. XVII в. упоминаются приходские духовные школы в Воронеже и уезде, Коротояке, Острогожске, Черкасской слободе, при архиерейском доме. В 1708 г. был издан указ об определении детей священнослужителей в греч. и лат. школы, в нач. 20-х гг. XVIII в. Синод докладывал Верховному тайному совету, что в В. е. «тех школ не учинено». В 1728 г. еп. Лев (Юрлов) учредил школу (в составе низших классов) при архиерейском доме, с 1732 г. в ней действовали слав. и лат. классы, к 1744 г. школа прекратила существование. 31 мая 1745 г. еп. Феофилакт (Губанов) издал указ об учреждении семинарии, занятия начались в февр. следующего года, было набрано 150 учеников. В 1762 г. еп. Иоанникий (Павлуцкий) закрыл семинарию, студентов распустил, нек-рых «употребил в черную работу» при архиерейском доме, других направил обучаться грамоте в славяно-российских школах в Воронеже и Острогожске. В 1764 г. при Благовещенском кафедральном соборе свт. Тихон Задонский учредил образовательные курсы для священно- и церковнослужителей и мирян, в уездах назначил «способных людей» для катехизаторских бесед. В 1765 г. свт. Тихон восстановил семинарию при архиерейском доме. В 1777 г. были открыты философский, богословский, в нач. 80-х гг. XVIII в.- греч. классы, преподавали нем. и франц. языки, в 1779 г. был введен полный курс обучения. Семинария имела одну из лучших б-к среди средних духовных учебных заведений. В кон. XVIII в. там преподавал прот. Евфимий Болховитинов (впосл. митр. Евгений ), начавший систематическое изучение церковной и светской истории Воронежского края. По инициативе прот. Евфимия в 1798 г. открылась губ. типография, где в 1800-1801 гг. было издано «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии». Прот. Евфимий был автором трудов, посвященных Воронежским архипастырям и семинарии. В 1817 г. ДС была переведена из архиерейского дома в особое здание. В 1854 г. при семинарии открылось миссионерское отд-ние, где изучали старообрядчество и сектантство. В 1901 г. в семинарии обучались 572 студента.

http://pravenc.ru/text/155254.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010