Как мы видели, Иов правил в народе своем, и потому о нем сказано преподобным: иже первее на престоле, — тот, кто ранее был на престоле царском.    Ныне же нет у него дома, навозная куча стала его палатой, он сидит наг, пораженный неизлечимой человеческими средствами болезнью — проказой, а о больных проказой сказано: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разорвана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его» (Лев. 13:45—46). Жизнь прокаженного — в руках Господа, и если Господь совершит над ним чудо исцеления — ибо только Он силен сделать это (См.: Исх. 4:6—7; Числ. 12:10—15; Втор. 24:8—9, 28:35; 4 Цар. 5:7; Мф. 8:3; Лк. 5:13., — то после этого надлежит принести целый ряд умилостивительных жертв: жертву повинности, жертву за грех и жертву всесожжения (Лев. 14:1—32).    Некогда, говорит преподобный, был он славен и многочаден.    Ныне же — внезапно лишился он и детей своих, и дома своего, а место богатств его занимают теперь гнойные язвы его.    И друзья его стенают, не смея приблизиться к нему — прокаженному; и жена его стремится приблизить смерть его...    Однако он «и после второго, страшнейшего испытания не поколебался в вере. Он не обвинил ни в чем Бога, не воспротивился Ему, не стал возражать против тех способов управления вселенной, которыми пользуется Всевышний». Более того, он твердо убежден в необходимости сохранения жизни «несмотря ни на что и нахождения для нее цели и смысла в любых, в том числе непереносимых, условиях».    Вот — предел терпения человеческого, вернее — вот его беспредельность! Потому-то, пишет апостол, «мы ублажаем тех, которые терпели», — и добавляет: «Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:11).    Конец же терпения Иова был весьма славен: «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние... и умер Иов в старости, насыщенный днями». Написано, что он опять восстанет с теми, коих воскресит Господь (Иов. 42:12, 17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Петра диавол «ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет.5:8 )? Отвечаем: ныне деятельность сатаны, его прельщающие людей козни связаны в том смысле, что во Христе по слову Ап. Павла вам, верующим, дано «всеоружие Божие», по слову св. Петра мы можем противостоять обольщениям диавола «твердою верою» ( Еф.6:11 ; 1Пет.5:9 ). Некогда фарисеи, услышавши об исцелении Господом бесноватого, сказали: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовскаго. Но Иисус, зная помышления их, сказал им всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? Или, как может кто войти в дом сильнаго и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильнаго? и тогда расхитит дом его» ( Мф.12:24–26 . Мф.12:29 ). Сам Господь изгнание духа злобы из человека сопоставляет с связанием его. Наоборот, возобладание диавола над человеком тоже именуется связанием ( Лк.13:16 ). Святой писатель Апокалипсиса говорит верующим во Христа: «вы победили лукаваго» ( 1Ин.2:13–14 ). Следовательно, сатана ныне в прельщении людей связан, побежден силою веры в распятого за нас Господа; он ходит как лев рыкающий и ангелы его воздвигают брань против верующих, но побеждаются ими. Буквального связания сатаны не признают и адвентисты. Итак, скование сатаны в Откр.20:2 , должно понимать, как победу над ним, превращение в ничто его обольщения силою веры во Христа. Как понимать тысячу лет, на которую связан сатана по 20, 2–3 Откровения? В первое время существования христианства отчасти под влиянием представления, бывшего в ветхом завете, о наступлении славного царства Мессии в земном смысле – существовало ожидание Его пришествия именно для устроения царства славы. Оно отразилось потом в учении некоторых отцов о 1000-летнем царстве Христа на земле (хилиазм). Св. Апостол Петр посему против глумящихся над Христовой верой пишет к верующим следующее. «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один День ( Пс.89:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

(1) Руководителю [музыкантов]. На [лире] «утренней зари» . Песнь Давида. (2) Всесильный [Бог] мой, Всесильный! Зачем Ты меня оставил? Далеко спасение мое – слова вопля моего. (3) О Всесильный мой! Взывал я днем, но Ты не ответил мне, ночью – и нет мне успокоения. (4) Но [ведь] Ты, святой, живешь [в] славословиях Израиля. (5) На Тебя надеялись отцы наши, надеялись – и Ты избавлял их. (6) К Тебе взывали они – и были спасаемы, на Тебя надеялись – и не стыдились. (7) Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. (8) Все видящие меня насмехаются надо мною, устами шепчут, головой кивают. (9) Уповающий на Бога – Он избавит его, спасет его, ибо Он благоволит к нему. (10) Ты ведь вывел меня из утробы, успокоил меня у груди матери моей. (11) На Тебя оставлен я от утробы, от чрева матери моей Ты – Всесильный [Бог] мой. (12) Не удаляйся от меня, ибо беда близка, а помощника нет. (13) Множество быков обступили меня, тучные волы Башана меня окружили. (14) Раскрыли на меня пасть свою, [словно] лев, терзающий и рычащий. (15) Подобно воде пролился я, все кости мои разделились, сердце мое сделалось как воск, растаяло среди внутренностей моих. (16) Сила моя иссохла, как черепок, язык мой прилип к нёбу, Ты уготовил меня к праху смерти. (17) Ибо меня окружили псы, скопище злодеев обступило меня, словно лев [терзают] руки мои и ноги мои. (18) Я могу сосчитать все кости мои, они же смотрят и делают из меня зрелище. (19) Делят одеяния мои между собою, об одежде моей бросают жребий. (20) Но Ты, о Бог, не удаляйся; [Ты] – сила моя! Поспеши на помощь мне. (21) Избавь от меча душу мою, от пса – единую мою. (22) Спаси меня от пасти льва, [ведь] и от рогов буйволов Ты избавил меня. (23) Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания – славить Тебя. (24) Боящиеся Бога, славьте Его! Все потомство Яакова, почитайте Его! Да благоговеет пред Ним все потомство Израиля, (25) ибо Он не презрел и не отверг страданий угнетенного, не скрыл от него лика Своего, но услышал его, когда тот воззвал к Нему. (26) От Тебя славословие мое в собрании великом, воздам обеты мои пред боящимися Его. (27) Есть будут кроткие и насыщаться, восхвалят Бога ищущие Его; жить будет сердце ваше вовек! . (28) Вспомнят и обратятся к Богу [люди] со всех краев земли, повергнутся пред Тобою все семьи народов, (29) ибо Богу принадлежит царство, Он властвует над народами. (30) Будут есть и поклоняться [Ему] все тучные земли , преклонятся пред Ним все сходящие в прах, души своей не могущие оживить . (31) Потомство [человеческое, которое] будет служить Ему, будет вещать о Господе [грядущему] поколению. (32) Они придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, о том, что сотворил [Бог].

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Обвинение Иисуса Христа в богохульстве основывалось, в частности, на том, что Он говорил о Себе с помощью Имени ( Ин.8:58–59 ), наказанием за это преступление было избиение камнями ( Лев.24:16 ). Четвертая заповедь ( Исх.20:8–11 ) касается субботнего дня. В этот день должны отдыхать все люди – свободные и рабы, и даже скот. Таким образом, впервые в истории именно в древнееврейском обществе возникает идея обязательного еженедельного дня отдыха для всех членов общины. В Книге Исход заповедь связана с покоем Бога в седьмой день творения, и потому субботний покой есть приобщение к образу Божественного бытия. Второзаконие же связывает заповедь о субботе с рабским положением Израиля в Египте: израильтяне, постигшие в Египте всю тяжесть беспрерывного труда, должны понимать необходимость еженедельного субботнего отдыха для всех, включая рабов и домашний скот. О соблюдении четвертой заповеди в христианстве. Часто можно услышать, что в христианской Церкви почитание переносится с субботы на воскресенье. Однако, во-первых, соблюдение этой заповеди в любом случае состоит не в том, чтобы в воскресный день ничего не делать и пойти в Церковь , а в том, что в распорядке жизни человека должно быть время, когда он вспоминает о своем Творце и Освободителе и обращается к Нему в молитве. Во-вторых, Христос обвинял законников в непонимании смысла соблюдения субботы: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? ( Мк.3:4 ). Ответ очевиден – необходимо делать добро. Потому активное делание добра также является соблюдением субботы. Первые четыре заповеди говорят об отношении человека к Богу. Их объединяет великое завещание Моисея, оставленное им ветхозаветной Церкви незадолго до смерти: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими ( Втор.6:4–5 ). Христос Спаситель, отвечая на вопрос: какая первая из всех заповедей? – привел именно эту ( Мк.12:28–30 ) и добавил: Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Мк.12:31 = Лев.19:18 ). Апостол Павел поясняет, что эта вторая заповедь обобщает остальную часть Декалога, с пятой по десятую заповеди ( Рим.13:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Какая опять тесная связь между человеком и «землею со всем ее воинством»! Какое божественное понимание стыда наготы, как наказания за грех , а не как закона природы! Какой божественный взгляд на многообразную плоть» и зачала Ева и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа»…, и «принес Каин от плодов земли дар Господу», а Авель «от первородных стада своего и от тука их» ( Быт. 4:1–4 )!.. А вот перед нами на страницах той же библии и «вся Божья тварь», вся «многообразная языческая плоть». Когда Господь заключал Свой завет с Израилем, то не с ним только, но через него и со всяким «иноплеменником – не от семени Авраама» и со всякою плотью, которая на земле…, и с птицами, и со скотами, и со всеми зверями земными», словом, со «всею землею»… Посему и «знамение завета», как например радуга, было «знамением» для всей плоти, для всей земли; посему и к обрезанию приобщались не только «иноплеменники», но даже «плодовые деревья и виноградники» и Богу посвящались все первенцы «от человека до скота» и «жатвенного снопа» ( Быт. 9:17 ; Исх. 13 ; Лев. 19:23–25 ). Замечательно, что вместе с Израилем и через него Господь благословлял и проклинал всякий плод земли и на земле, все стихии природы: «благословен ты… и плод земли твоей, и плод твоих волов, и плод овец твоих… и небеса твои, которые над головою твоей, сделаются медью, и земли под тобою железом»… ( Втор. 28:3–24 ). Вместе с человеком у Израильтян празднует, ликует ( Исх. 20:10 ; Лев. 25:2 ; Ис. 56:9 ), постится, скорбит и покрывается вретищем «вся земля»: «сетует земля… рыдают виноградники… стонет скот… уныло ходят стада волов… Томятся овцы… и взывают… и крепко вопят к Тебе, Господи»!.. ( Иоил. 1 , срав. Ион. 3 ). «Скот также чувствует происходящее», говорит праведный Иов: «спроси у скота и научит тебя, у птицы небесной и возвестит тебе; или побеседуй с землею и наставит тебя и скажут тебе рыбы морские», хотя Господь и «научает нас более, нежели скотов земных и вразумляет нас более, нежели птиц небесных» ( Иов. 12:7–8; 35:11; 36–33 )!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/r...

Мы наметили социальные, богословские и экзистенциальные аспекты Субботы. Все они сливаются в эсхатологии: в Конце этого мира, в остановке (субботе) времени. Суббота есть заповедь о ожидании Грядущего Царства: “И если вы послушаете Меня в том, говорит Господь, чтобы не носить нош воротами сего города в день субботний и чтобы святить субботу, не занимаясь в этот день никакою работою, то воротами сего города будут входить цари и князья, сидящие на престоле Давида, ездящие на колесницах и на конях, они и князья их, Иудеи и жители Иерусалима, и город сей будет обитаем вечно. И будут приходить из городов Иудейских, и из окрестностей Иерусалима, и из земли Вениаминовой, и с равнины и с гор и с юга, и приносить всесожжение и жертву, и хлебное приношение, и ливан, и благодарственные жертвы в дом Господень. А если не послушаете Меня в том, чтобы святить день субботний и не носить нош, входя в ворота Иерусалима в день субботний, то возжгу огонь в воротах его, и он пожрет чертоги Иерусалима и не погаснет” (Иер 17:19–27). Соблюдение Субботы, прекращение активности освобождает место для пришествия Царства, а его несоблюдение ведет в пожирающий огонь. Суббота напоминает и предписывает то, ради чего мы созданы: для собраний, братства и дружества, для жертв, для чтения, для дел любви (Лев 23:3, Лев 24:8; 1 Пар 9:32, 1 Кор 16:2). Вот чем нужно “заниматься”, а не прожигать свое время на жертвенниках Системы. Но на это времени не хватает, Система затребует все наше время себе — поэтому для сохранения человеческого в человеке требуется заповедь остановки под страхом смерти. Суббота — это прежде всего праздник, а праздник — коллективная, совместная радость. Евхаристия — благодарение, Литургия — общее дело. Главный мессианский символ — брачный пир, на котором не работают, а веселятся. Время Церкви организовано праздниками, время мира — ритмами производства. Как характерно нынешнее размывание, гомогенизация времени, нынешняя нелюбовь к праздникам (“зачем?”, “какой смысл?”, “новогодняя депрессия”!). Действительно так трудно просто веселиться и просто ничего не делать, труднее ничего нет! Напомним, что праздник вменяется заповедью под страхом смерти — очевидно, Библия считает, что здесь есть нечто фундаментально важное. Праздник разбивает время, делает его разным и цветным, праздник коллективен: от дел и разъединенности мира к праздности и совместности Царства. Праздник есть остановка войны всех против всех. Ритмы же производства рождают одномерность и одиночество. Одинаковые одиночки, сидящие в одинаковых квартирах за одинаковыми компьютерами или гуляющие в одинаковых ТЦ: конвейер с одинаковой скоростью (одинаковым “временем”), производящий одинаковые товары.

http://blog.predanie.ru/article/apologij...

Умирающий Иаков, благословляя детей своих, когда дошла очередь до Иуды, четвертого из сыновей его, изрекает о нем и потомстве его следующее: Иуда, говорит старец, тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель и Ему покорность народов ( Быт.49:8–10 ). Смысл этого пророчества и по преданию иудейскому, и по толкованию свято-отечеству 375 есть тот, что колено Иудино до тех пор не перестанет иметь своих правителей и законодателей, пока не придет Примиритель (Шило), которому покорятся народы. Оно служило, таким образом, прекрасным добавлением ко всем прежним обетованиям и пророчествам, определяя, во-первых, уже в самом народе еврейском то колено, которое имело быть осчастливленным появлением среди него благословенного семени, и, во-вторых, время, когда должно было это совершиться. Так, действительно, и говорит о том история. Из всех колен Израилевых только одно колено Иудино и во время плена ( Есф.3:8 ), и после плена ( 1Езд.9:1, 8:25 ) не теряло прав ни жить по своим законам, ни иметь своих начальников. Оно потеряло их только со времени воцарения Ирода Идумеянина, но это время и было временем явления Мессии. Пророчество Валаама. Валаам был пророк, живший в Месопотамии. Призванный Валахом, царем Моавитским, проклясть Израиля, он, по вдохновению Духа Божия, вместо проклятия, изрекает благословение и дает следующее пророчество: Вижу Его, говорит пророк, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою ( Чис.24:17–18 ). О ком другом, и здесь, мог говорить пророк, как не о лице Мессии? Кто, кроме Него, мог быть настолько сильным и могущественным, чтобы пленить всех сынов Сифа или, что то же – весь род человеческий? К Нему и относимо было это пророчество и иудейским преданием, и христианскою церковию 376 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

После принесения всех этих жертв следовали жертвы всесожжения, указанный книгою Числ (гл. 28, ст. 26–31: два тельца, один овен и семь однолетних агнцев). Этими жертвами, которые были как бы одной жертвой всесожжения 32 , израильтяне желали выразить свою полную преданность Иегове, даровавшему им плодородие на полях и благоволившему принять от них благодарственные за это жертвы. Но так как грех разлучает человека от Бога ( Ис.59:2 ; 2Кор.6:14–15 ), то по всей вероятности, прежде этих жертв закалывался козел в жертву за грех народа еврейского, о чем упоминается в кн. Чисел ( Чис.28:30 ). Так как жертвы, предписываемые Чис.28:26–31 для дня пятидесятницы, были совершенно такими же, как и во все семь дней праздника опресноков ( Чис.28:16–24 ) 33 ; так как, – далее, – самое название дня пятидесятницы праздником жатвы ( Исх.23:10 , евр. хаг " гаккацир) и днем первых плодов (евр. йом " габбикурим, Чис.28:26 ) указывает на 16-е нисана, когда приносился сноп из начатков жатвы (евр. решит " гаккацир); так как, – наконец, – счисление 50 дней и семи недель от принесения первого снопа до принесения первых кислых хлебов ( Лев.23:15–16 ; Втор.16:9–10 ) поставляет день пятидесятницы в самую тесную связь с праздником опресноков: то, очевидно, тот и другой праздник можно рассматривать как одно священное время, началом которого служила пасха, серединой – праздник опресноков и заключением – пятидесятница. Это был весенний круг ветхозаветных празднеств, подобно тому как праздник труб, день очищения и праздник кущей составляли осенний круг таких праздников 34 . Кроме двух кислых хлебов и жертв, которые приносились за весь народ ( Лев.23:17–20 ; Чис.28:26–31 ), конечно, каждый израильтянин мог приносить, по своему усердию, и другие жертвы, какие желал, лично от себя. Закон Моисеев прямо предписывал: «никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа Бога, какое Он дал» ( Втор.16:16–17 ; Исх.23:15, 34:20 ). В частности же относительно праздника пятидесятницы заповедовалось: «совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословит тебя Господь, Бог твой» ( Втор.16:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Дальнейшее отношение постановлений Второзакония к законам трех предшествующих книг Пятикнижия может быть охарактеризовано так, что первые служат, по местам, пополнением и пояснением последних. Чтобы убедиться в этом, достаточно будет сопоставить между собою 19 гл. книги Левит и 24 кн. Второзакония. В Лев. 19:9–10 читаем: Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшееся от жатвы твоей не подбирай, и виноградники твои не обирай дочиста, и попадавших ягод не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. В параллельном же месте Втор. 24:19–21 значится: Когда будешь жать на поле твоем и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его: пуст он останется пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих. Когда будешь обивать маслину твою, то не пересматривай за собой ветвей: пусть остается пришельцу, сироте и вдове. Когда будешь снимать плоды в винограднике твоем, не обирай остатков за собою: пусть остается пришельцу, сироте и вдове. Таким образом, составитель Второзакония, повторяя постановления кн. Левит, делает к последним ряд добавлений; именно, на ряду с хлебным полем и виноградником, он упоминает о масличном саде в числе нуждающихся лиц, которым могут быть полезны остатки в полях и садах, он, на ряду с пришельцами называет вдов и сирот; наконец им указывается мотив для действования в духе даваемых постановлений, такое действие привлечет на действующих благословение Господне. Еще: в Лев. 19постановлено: не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра. В параллельном месте Втор. 24:14–15 предписывается: не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей в жилищах твоих: в тот же день отдай плату его (наемника), чтобы солнце не зашло после того, ибо он беден, и ждет ее дух его; чтобы он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха. Здесь пополнения к узаконению книги Левит и пояснения его со стороны составителя Второзакония еще значительнее. Во Второзаконии под защиту закона вместе с ближними ставятся и пришельцы, а в частности – наемники, бедные и нищие; объясняется, что под наемником следует прежде всего разуметь беднейшего из них, именно поденного рабочего, который по крайней своей скудости питается только тем, что выработает в течение дня, и для которого удержание платы за дневной труд неминуемо должно сопровождаться страданиями, воплями к небесам. Словом – сухой объективный закон книги Левит обращается во Второзаконии, благодаря дополнениям и пояснениям, в назидательное поучение, сердечное и трогательное. Но не подлежит сомнению, что законы и постановления, дополняемые и поясняемые, должны были появиться прежде, чем появились их дополнения и пояснения, а таким образом мы в праве утверждать, что узаконение «священнического кодекса» должны были существовать в писмени прежде составления Второзакония.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

10:11, 12). Здесь Он представляет Себя таким же Владыкою, как и Отец, потому что Он сам Пастырь и у него есть Свои овцы. Видишь ли, как в притчах Он говорит возвышеннее, как здесь речь прикровенна, и не подает слушателям явного повода (к падению). Что же делает наемник? « Видит приходящего волка, и оставляет овец; и волк » приходит и « расхищает их ». Так поступили те, но Он — напротив. Даже в то время, как был схвачен, Он говорил: « оставьте их, пусть идут, да сбудется слово », что никто из них не погиб (Ин. 18:8, 9). Но можно здесь разуметь и волка мысленного, — потому что и ему Он не попустил расхищать овец. Но это не только волк, а и лев: « противник ваш диавол », говорит Писание, « ходит, как рыкающий лев » (1 Пет. 5:8). Это змей и дракон: наступайте « на змей и скорпионов » (Лк. 10:19). 4. Потому умоляю, будем всегда оставаться под руководством Пастыря. А мы останемся, когда будем слушать гласа Его, — когда будем послушны Ему, — когда не будем следовать за чужим. Какой же глас Его? « Блаженны нищие духом. Блаженны чистые сердцем. Блаженны милостивые » (Мф. 5:3, 7, 8). Если будем исполнять это, — останемся под руководством Пастыря, и волк не в состоянии будет проникнуть к нам; а если и войдет, то сделает это на свою погибель. Мы имеем Пастыря, который столько любит нас, что положил за нас и душу Свою. Если же Он и могущ, и любит нас, то что может воспрепятствовать нам спастись? Ничто, если только мы сами не отступим от Него. А как мы можем отступить? Послушай, что говорит Он: « никто не может служить двум господам, Богу и маммоне » (Мф. 6:24). Итак, если мы будем работать мамоне, то не будем уже оставаться под владычеством Божиим. Пристрастие к богатству хуже всякого тиранства: удовольствия не доставляет никакого, а порождает заботы, зависть, коварство, ненависть, наговоры и бесчисленные препятствия к добродетели, — беспечность, распутство, любостяжание, пьянство. А это и свободных делает рабами, и даже хуже рабов, рабами не людей, но ужаснейшей из страстей и болезней души.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010