17 будут обитать под ним всякие птицы. «Величественному кедру» больше не будут угрожать другие царства (птицы наподобие орлов). Более того, он сам стане прибежищем для всевозможных птиц. Глава 18 18:1–32 Вавилонское пленение не только наказание за грехи одного поколения. Напротив, непокорство Израиля продолжалось при жизни многих поколений, «с того дня, как вышли отцы их из Египта, и до сего дня» ( 4Цар. 21,15 ), пока, наконец, не начался над ним суд. Накопившаяся общая вина народа привела к разрушению Иерусалима. В ответ уведенные в плен стали сомневаться в правосудии Божием. Но Иезекииль настаивает на том, что Господь наказывает за грехи как предшествующих поколений, так и данного конкретного человека. 18 на горах жертвенного не ест. О трапезах идолопоклонников на высотах (6,13; 20,28; Исх. 32,5.6 ). к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается. Закон запрещает половые сношения с женщиной во время менструации (22,10; 36,17; Лев. 18,19 ). 18 должнику возвращает залог его. См. также ст. 12,16; Исх. 22,26 ; Ам. 2,8 . На обломке исписанной глиняной таблички, найденной в Иавне-яме и восходящей в концу VII в. до Р.Х., полевой батрак подает жалобу деревенскому чиновнику на своего работодателя за то, что тот взял в залог его одежду и теперь не возвращает. 18 лихвы не берет. См. ст. 13 и 17; Исх. 22,25 ; Лев. 25,35–37 ; Втор. 23,19.20 . 18 сын, который, видя все грехи отца своего... не делает подобного. Праведный сын не должен отвечать за грехи нечестивого отца (см. ком. к ст. 10; Втор. 24,16 ; 4Цар. 14,6 ). 18 праведник, если отступит от правды своей. Бог не только прибежище во времена печали. Его нельзя считать лишь Спасителем, одновременно не признавая Господом. 18:30–32 Предостерегая от совершения беззаконий и неизбежности наказания, Господь не желает смерти грешника ( 2Пет. 3,9 ). Покаяние это путь к жизни (59,20; Иер. 18,8 ; Мф. 3,2.8; 4,17 ; Деян. 3,19 ; 2Кор. 7,10 ). 18 сотворите в себе новое сердце и новый дух. Новое сердце и новый дух это дар Божий (36,26), а не человека (ср. Еф. 2,8.9 ). Вот почему пророк призывает к покаянию. Глава 19

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

49–52). Еще: у пр. Амоса мы находим такое место: вы говорите: когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота – чтоб открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами. В этих словах пророк упоминает о новомесячии и субботе, как установлениях давно известных, с которыми было соединено между прочим, ограничение в торговле, и выставляет на вид, как преступление, как беззаконие, употребление фальшивых мер и весов. Но постановления относительно новомесячий и суббот мы имеем в кнн. Исход и Числа ( Исх. 20:10; 28:11–14 ; Числ. 10:10 ); а законы, воспрещающие как нечто безнравственное, употребление фальшивых мер и весов, помещены в кнн. Левит и Второзаконие ( Лев. 16:36 ; Втор. 25:14 ). Таким образом один стих в книге пр. Амоса (8:5) свидетельствует, что во время этого пророка существовали законы Моисеевы, помещенные в последних четырех книгах Пятикнижия. Но пророк Амос жил и действовал во 2-й половине VIII века до Р. X., и значит, в это время существовали в Израиле, как известные, все законы Пятикнижия Моисеева, в том числе как те, которые новейшей критикой относятся к царствованию иудейского царя Иосии, так и те, которые, по утверждению той же критики, возникли уже после плена. Этот вывод найдет многочисленные подтверждения в других пророческих писаниях, относимых критикою к тому же VIII столетию. Так, знакомство с законами Моисея, вообще со всем Пятикнижием обнаруживает пр. Осия, живший, как мы уже знаем, в одно и то же время с пр. Амосом. Вот примеры. Пр. Осия, говоря (1:10): будет число сынов Израилевых как песок морской, воспроизводит характерное выражение, которое встречается только в кн. Бытия (22:17; 32:12) и более нигде в ветхозаветной Библии; замечая: будут есть – и не насытятся, он повторяет, выражение кн. Лев. (26:26): вы будете есть – и не будете сыты; употребляя выражения «они возвратятся в Египет», «забыл Израиль Создателя своего», приводит на память сказанное во Втор. 28:68; 32:18 . Далее. В 9пр. Осия указывает на одно из давнопрошедших событий: (отцы ваши) пошли к Ваалфегору и предались постыдному, и этим обнаруживает знакомство с событием, рассказанным в кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

На самом первом плане выступает первосвященник Каиафа, увековечивший свое имя в летописях человечества ненамеренным, бессознательным пророчеством: «Лучше, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» ( Ин.11:50–52 ). Иосиф Каиафа, шестьдесят девятый первосвященник, был возведен в этот сан Валерием Гратом, римским правителем Иудеи, в 26 году по P. X., а низведен в 34 г. Вителлием, правителем Сирии (через год после распятия Господа Иисуса). Не может быть сомнения в том, что не за личные достоинства возведен он в этот сан: личные достоинства, в это время интриг и подкупов, которыми добивались первосвященства, не могли иметь никакого значения; зять Анны, т. е. человек партии, преобладавшей в то время в среде священства, ею, конечно, и был он выдвинут на это важное место. Еврейский историк того времени Иосиф Флавий проходит молчанием его первосвященническую деятельность, несмотря даже на то, что он держался дольше других в этом звании, не упоминает и об его происхождении 45 , отличая от других лишь прозвищем – очень некрасивым («каиафа», с еврейского, разносчик вестей, сеятель смут, «сплетник» – в наихудшем значении слова), а прозвища, как известно, в те времена были полной характеристикой лица: очевидно, это была одна из темных по происхождению, пустых и ничтожных по деятельности личностей, на каких историки не тратят много слов. Едва ли и сам он разумел значение носимого им звания, и не был больше римским чиновником, т. е. доходной статьей правителя области, чем первосвященником: с разумением своего звания, он не дерзнул бы «разодрать одежды свои» ( Мф.26:65 ), что положительно было воспрещено первосвященникам Моисеевым законоположением ( Лев.21:10 ), не посрамил бы своего звания – бродяжничеством, зауряд с другими, на судьбище к язычнику («и поднялось все множество их» ( Лк.23:1 ), звания, которое, по тому же законоположению, так строго должен был охранять ( Лев.21:12 ), и не заявил бы себя вместе с другими таким горячим сторонником римского цезаря ( Ин.19:15 ). Особенно резко выразилось его ничтожество, и как личности и как высшего сановника в мире еврейства, в том обстоятельстве, что его тесть, отставной первосвященник, на деле был главным действующим лицом в Иерусалимском совете: до того главным, что считался отнюдь не отставным, a действительным («при первосвященниках Анне и Каиафе», Лк.3:2 .), при котором зять состоял как бы временно первосвященником («отвели к Анне, он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником», Ин.18:13 ). Человек партии, Каиафа не иным чем мог быть как жалким орудием и охранителем интересов этой партии, а никак не блюстителем правды закона – в качестве первосвященника, что и выразил он своим заявлением: «вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер» и т. д. Кто же в это время стоял во главе партии, решившейся во что бы то ни стало погубить Господа Иисуса?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Потому и говорит Господь: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф.7:18 ). Вот чему Он учит: дерево целомудрия – доброе и не может приносить плоды распутства; дерево праведности – доброе и не может приносить плоды неправедности. И наоборот – если в уме твоем укоренилось «дерево худое», не может оно «приносить плоды добрые». Ибо если укоренилось в тебе зло, не даст оно доброго плода; если в твоем сердце пустило росток неразумие, на нем никогда не зацветет цветок мудрости; если в нем растет дерево несправедливости или беззакония, подобные деревья никогда не порадуют нас добрыми плодами. Таким образом, если мы исполняем заповеди Бога, в которых дождь слова Божьего, о чем мы говорили выше, деревья, насажденные на поле нашей души и на просторе нашего сердца, принесут добрый сладостный плод радости. А хочешь, покажу тебе на примере Евангелия, что деревьям даны имена отдельных добродетелей, о которых мы говорили выше? Я призываю в свидетели мудрейшего Соломона, сказавшего о мудрости: «Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее» ( Прит.3:18 ). Таким образом, если мудрость – «древо жизни», то, несомненно, есть и иное – древо рассудительности, иное – знания, иное – праведности. Ибо здесь не сказано, что из всех добродетелей одна только мудрость достойна называться «древом жизни», а прочие добродетели не получили подобных именований. И «дерева полевые дадут плод свой» ( Лев.26:4 ). Мне думается, что и благословенный Давид также относил это к себе, когда сказал: «А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием» ( Пс.51:10 ). Этим он ясно показывает, что масличное дерево символизирует праведника и святого. 5 . «И молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда» ( Лев.26:5 ). Если в моей душе посеяно семя доброе, которое, приняв от Бога благодатную влагу дождя, растет и развивается, образуя колос, то непременно наступает жатва, а за жатвой обязательно следует молотьба, когда зерна очищаются. И так как душа, которая произрастает из слова Божьего, политая небесным дождем, дает прежде урожая росток, необходимо, чтобы урожай, состоящий из этих ростков, был очищен на току; иными словами, чтобы происходящая из души мысль раскрылась и пришла в соответствие с Божественными книгами либо через наставников, либо через сами эти книги; чтобы если в них окажется что-то пустое и избыточное, что-то, похожее на мякину или остатки колосьев, то душа могла бы сдуть это дуновением духа различения (ср. Евр.5:14 ) и оставить только чистое зерно, которым только и может «благоразумный домоправитель» накормить слуг господина своего, раздавая «им в свое время меру хлеба» (ср. Лк.12:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«Все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» ( Пс. 95:5 ). Хотя между святыми изображениями (иконами) и не святыми (идолами) есть сходство в том, что они делаются иногда из одних и тех же материалов, но «чистое нельзя смешивать с нечистым», ибо между святыми иконами и идолами величайшая разница: а) Идолы появились вследствие человеческого «неведения о Боге», «заблуждения», «тщеславия», «вымысла» ( Деян. 17:29 ; Прем. 13:1–10; 14:12–21 ; Иер. 10:14–15 ). б) Св. иконы делаются людьми, верующими в истинного Бога, во имя Божие и вследствие повеления святейшей воли Божией ( Исх. 25:1, 18; 26:1 ). В религиозном значении разница выразилась в том, что в кумирах и идолах язычники видели своих богов, богинь и разных небожителей: Прем. 13:10 . «Но более жалки те, и надежды их – на бездушных, которые называют богами дела рук человеческих, золото и серебро, изделия художества, изображения животных, или негодный камень, дело давней руки. Ср.: Прем. 15:14–15 и Откр. 9:20 .» Но фигуры на крышке ковчега завета и на занавеси представляют собою изображения небожителей – херувимов, среди которых являл Себя Сам Господь, и эти изображения сделаны были по заповеди Господней ( Исх. 25:18; 26:1 ; Лев. 16:2 ). В религиозном употреблении также существовала разница: изображения херувимов на занавеси и на крышке ковчега завета поставлены были в храме в срединной части, куда лицом обращен был молящийся народ. И здесь перед изображением первосвященник по повелению Божию курил фимиам: Исх. 40:26 . «И поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою» Исх. 40:27 . «и воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею. Ср.: Лев. 16:12–15 ; 3Цар. 8:7, 22 .» Кумиры и идолы первоначально появились вследствие человеческого «неведения», «заблуждения», «тщеславия», «вымысла»: Иер. 10:14 . «Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа. Ср.: Прем. 13:1–10; 14:12–21 .» Изображения херувимов или св. иконы делаются людьми, верующими в истинного Бога, вследствие прямого повеления святейшей воли Божией:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

3Цар.8:31 .  Когда кто согрешит против ближнего своего, и потребует от него клятвы, чтобы он поклялся, и для клятвы придут пред жертвенник Твой в храм сей, 3Цар.8:32 .  тогда Ты услышь с неба и произведи суд над рабами Твоими, обвини виновного, возложив поступок его на голову его, и оправдай правого, воздав ему по правде его. (ср. 2Пар.6:22–23 ). Первый случай, когда имеет быть нужда в милостивом принятии Иеговой молитв в храме, касается случаев проступков с недостаточно ясными уликами. По закону, обличаемый в подобного рода проступке приходил вместе с потерпевшим к жертвеннику Иеговы и клятвой свидетельствовал свою невинность, причем присутствовавший здесь священник изрекал проклятия, имевшие постигнуть его в случае виновности и нераскаянности ( Исх.22:8,11 ; Чис.5:19–21 , ср. у проф. Гуляева, цит. соч., с. 222). Эти клятвы включены здесь в число молитв, ибо клятва, по существу своему, есть благоговейное, подобное молитвенному, призывание имени Иеговы ( Лев.19:12 ; Втор.6:13,10:20 ; Ис.48:1 ; Иер.12:16 и др.), которому был посвящен храм, и даже поставлены на первом месте как выражение ревности Израиля о святости имени Иеговы, каковая ревность составляла долг Израиля ( Сир.23:9 ). Поэтому первое прошение Соломона (ст. 31–32) можно сопоставить с первым прошением молитвы Господней: «да святится имя Твое» ( Мф.6:9 ). 3Цар.8:33 .  Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и умолять Тебя в сем храме, 3Цар.8:34 .  тогда Ты услышь с неба и прости грех народа Твоего Израиля, и возврати их в землю, которую Ты дал отцам их. (ср. 2Пар.6:24–25 ). Второй случай: пораженный за грехи свои нашествием неприятеля и отведением некоторой части своей в плен, Израиль будет умолять Иегову в храме Соломоновом. Боязнь быть удаленным из священной, избранной Богом страны более всего смущала древнего израильтянина (ср. Божеств. угрозы ( Лев.26:17 ; Втор.28:25 ) ). Здесь, однако, не имеется в виду плен вавилонский, с которым был разрушен храм Соломонов, между тем в ст. 33 говорится о молитве Израиля именно в храме; вероятно, разумеется одно из нередких нападений на Израиля со стороны соседних племен, причем возможно было и пленение некоторых евреев (ср. ( Суд.2:14–15 ) и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

XXXIII. Во-первых, [воздается поклонение] тем, на ком почил Бог, Который один только - свят и во святых почивает, как-то: во Святой Богородице и всех святых людях. Это же суть те, которые по возможности уподобились Богу как вследствие своего собственного так и Божия пребывания и содействия, - те, которые поистине называются богами, не по природе, но по благодати, подобно тому как раскаленное в огне железо называют огнем не по природе, но по положению и по участию в огне. Ибо говорит [Писание]: Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш (Лев 19: 2). Это прежде всего зависит от произволения. Потом всякому, кто предпочтительно избирает благое, Бог помогает в деле достижения [самого] блага. Затем [говорит Бог]: И буду ходить среди вас (Лев 26: 12); и [еще читаем в Писании]: Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор 3: 16). Потом: Дал [Иисус Христос] им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь (Мф 10: 1). И: Дела, которые творю Я, и он [верующий в Иисуса Христа] сотворит, и больше сих сотворит (Ин 14: 12). Затем: Живу Я, говорит Господь Бог. Я прославлю прославляющих Меня (1 Цар 2: 30). И: Если с ним пострадаем, с ним и прославимся. И: Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд (Пс 82: 1). Посему, подобно тому как они поистине суть не по природе, но как причастники Того, Кто Бог по природе, так и достойны поклонения они не по природе, но как имеющие в себе самих Того, Кто по природе достоин поклонения; совершенно так, как и накаленное в огне железо не по природе недоступно для прикосновения и жгуче, но как причастное тому, что жгуче по природе. Итак, они служат предметами поклонения как прославленные Богом, как сделавшиеся, при содействии Бога, страшными для врагов и благодетелями для приходящих [к ним] с верою не как к богам и благодетелям по природе, но как к слугам и служителям Бога и как таким, которые, вследствие своей любви к Нему, получили счастливый удел: дерзновение [или свободный к Богу доступ]. Итак, поклоняемся им, так как [в этом случае] угождаем [самому] царю, видящему, что возлюбленный Им слуга служит предметом поклонения не как царь, но как послушный служитель и доброжелательный друг. И приходящие с верою получают согласно своим прошениям - все равно, [сам] ли слуга выпрашивает это от царя, или царь принимает честь и уважение со стороны того, кто [чего-либо] домогается от его слуги; ибо тот прочил во имя его; так и те, которые приступали [к Иисусу], получали исцеление через Апостолов. Таким образом, тень, и головотяжи, и убрусы Апостолов источали исцеления. Те же, которые мятежным образом и изменнически желают, чтобы им поклонялись как богам, недостойны поклонения и заслуживают вечного огня. И те, которые высокомерным и гордым духом не поклоняются слугам Божиим, осуждаются как надменные и кичливые, нечестиво поступающие в отношении к Богу, И свидетелями служат дети, презрительно поносившие Елисея и сделавшиеся пищею для

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/933/...

«В приближающихся ко мне освящусь, – говорит Господь об Аароне и сыновьях его, – и пред всем народом прославлюсь» ( Лев.10:3 ), и что приближающийся ко Господу по «дару и праву» священства был не человеками поставленный, а избранный Самим Богом, на это указывает Сам Господь, говоря, что Он знает, «кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе» ( Чис.16:5 ). Присоединяя к рассмотренному о значении священства назначение священников быть также учителями закона Божия в народе, дабы «научать сынов израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» ( Лев.10:11 ; Втор.33:10 ; 2Пар.17:9 ; Иез.44:23 ), мы будем иметь следующее определение священства в ветхозаветной церкви: «Священство было божественным учреждением с даром и правом предстательства пред Богом за все общество верующих, с полномочием, полученным от Бога очищать грехи, нести на себе, как иерархических лицах, недостатки приношений народа Богу и благословлять народ от лица Самого Бога во имя Его. При этом на иерархии лежала обязанность руководить народом в делах веры и научать его всем уставам, которые изрек Господь чрез Моисея». В чем же, спрашивается, народ еврейский мог уподобляться этому служению священства в своем служении целому миру, как «царство священников и как царственное священство»? Очевидно, «священство», как Божественный дар и как Божественное право, с абсолютной властью Божия полномочия, не могло принадлежать целому народу еврейскому, так как в среде самого народа эти – право, дар и полномочие – принадлежали только избранным и нарочито во имя Божие посвященным в это служение иерархическим лицам. Но если с Божественной стороны право Божественное не принадлежало целому народу, то с человеческой стороны ему принадлежали: достоинство призвания в особое служение перед Богом в качестве народа, хранителя и чтителя Закона Божия, полномочие общенародного приближения к Богу, получение дара благословения от Бога и самое главное – право предстательства перед Богом в «Святом Семени» ( Быт.18:26–32 ; Исх.32:11–14 ; Иер.5:1 ; Ис.6:13 ; Чис.3:12–13, 45 ; Чис.8:14–19 ), «в котором благословятся все племена земные» ( Быт.12:3 ) «и все народы земли» ( Быт.22:18 ) и «Которое есть Христос» ( Гал.3:16 ), – говорит Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

«Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюся в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» ( Лев. 26:12 ). «Вы храм Бога живого». Верующих в Иисуса Христа Апостол называет храмом Божиим: потому что они посвящаются на служение Богу, и в них обитает Бог, как Апостол писал в первом послании к Коринфянам: не веете ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор. 3:16 ). «Храм Бога живого». Истинного Бога Апостол называет Богом живым, показывая существенное свойство истинного Бога, как самосущей или независимой, безначальной, вечной жизни, в отличие от мнимых мертвых или безжизненных богов языческих, или идолов, которые вымышлены слепотствующим разумом человеческим. Вемы, говорит Апостол, яко идол ничтоже есть в мире. «Мы знаем, что идол в мире ничто» ( 1Кор. 8:4 ). «Как сказал Бог – вселюся в них, и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут Моим народом». Это неоднократно говорил Бог к избранному израильскому народу ( Лев.26:12 ; Иезек. 37:23. 27). Избранный народ израильский пользовался особенным благоволением Божиим. Бог извел его из Египта, и чрез то освободил его от рабства египетского; Бог дал ему чрез Моисея свой закон; Бог, среди избранного народа, устроил скинию или походный храм, в котором благоволил являть особенное свое присутствие чрезвычайными откровениями. Так эти и многие другие дела божеского попечения об избранном народе изображали особенное присутствие Бога среди своего народа. А народ израильский, со всеми Божескими, к нему благодеяниями служил образом нового избранного народа, который образовал Иисус Христос, – народа христианского; или, иначе сказать, – ветхозаветная Церковь , с своим храмом и со всеми действиями его Богослужения, предизображала Церковь новозаветную, то есть общество верующих в Иисуса Христа, – и многоразличные обрядовые действия ветхозаветного Богослужения были сению или образами будущих благ ( Евр.10:1 ), дарованных новозаветной Церкви. Поэтому Апостол сказанное Богом народу израильскому относит к новому народу, к верующим в Иисуса Христа: на них исполняются в большей полноте те Божеские обетования, которые над израильтянами исполнились только отчасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Клятва произносится в знак отрицания своей вины, поддержки какого-либо утверждения и т. д. В Библии, как правило, произнесение клятвы сопровождается призванием Бога в свидетели или выражением готовности принять Его кару в случае нарушения клятвы. Так, например, Ионафан клянется перед Давидом словами: «…жив Господь Бог Израилев!.. пусть то и то сделает Господь с Ионафаном и еще больше сделает…»(1Цар. 20:12-13), а в другом месте Давид клянется перед народом: «…то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь» (2Цар. 3:35). Порою в клятве упоминается только ее объект или агент, а угроза проклятия за невыполнение лишь подразумевается; так, один египтянин для гарантирования своей безопасности требует от Давида клятву, в которой просит указать Бога в качестве агента: «поклянись мне Богом, что ты не умертвишь меня и не предашь меня в руки господина моего» (I Цар. 30:15) , метонимически под словом страх Бог указан и в клятве Иакова : «…Иаков поклялся страхом отца своего Исаака» (Быт. 31:53), (см. также Матф. 5:36). Для евреев клятва была сакральным актом, святость которого отражена в утверждении, что ложно поклявшийся именем Бога бесчестит его (см. Лев. 19:12), а также в представлении, что даже Бог скрепляет Свои обещания клятвой (см. Быт. 22:16-17; 1Цар. 3:14; Иер. 22:5, 44:26, 49:13; Ис. 45:23). Согласно библейскому законодательству суд признавал клятву одной из форм доказательства (см. Исх. 22:7-11), следовательно, отказ от произнесения клятвы был равносилен проигрышу в тяжбе. Тяжущиеся стороны могли клятвой добиться вызова в суд свидетеля, который видел, слышал или знал что-либо по тяжбе. Нарушение клятвы предписано искупать кровавым жертвоприношением (см. Лев. 5:4). Клятвенный зарок, данный зависимой от отца или мужа женщиной, мог быть отменен в день, когда им это стало известно (Чис. 30:4-16). В Библии подсудность Богу клятвопреступника или давшего Его именем ложную клятву вытекает из стиха в Десяти заповедях: «...не пощадит Яхве того, кто произнесет имя Его всуе» (Исх.

http://bogoslov.ru/article/3109806

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010