823 Исх 3, 14. 824 По новому Синодальному русскому переводу: Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди — ред. 825 У пер.: действительным — ред. 826 У пер.: корабля — ред. 827 У пер.: окраины — ред. 828 Мф 11, 11. В тексте дана сноска: Мф 11, 19 — ред. 829 Исх 20, 12 17]; Лев 20, 9. 830 Ис 29, 13. 831 Исх 20, 21; Лев 20. 832 1 Тим 5, 3. 833 1 Тим 5, 17. 834 Втор 25, 4. 835 Лк 10, 7. 836 У пер.: истрачиваю — ред. 837 Деян 10, 15. 838 1 Кор 10,21. 839 У пер.: претыкание — ред. 840 По новому Синодальному русскому переводу: Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой небесный насадил, искорнится — ред. 841 У пер.: недоумение — ред. 842 По новому Синодальному русскому переводу: Всякое растение, которое не Отец Мой небесный насадил, искорнится — ред. 843 У пер.: насаждение — ред. 844 1 Кор. 3, 6. — По новому Синодальному русскому переводу: Я насадил, Аполлос поливал — ред. 845 1 Кор 3, 6. 846 1 Кор 3, 9. 847 У пер.: разные природы — ред. 848 Иер2, 21. 849 Тит 3, 10–11. 850 Мф 10, 5. 851 Мк 7, 26. 852 У пер.: Ханянитянка — ред. 853 У пер.: покланяется — ред. 854 У пер.: в целом его виде–ред. 855 У пер.: остатками щенков — ред. 856 Пс 21, 17. 857 Фил 3,2. 858 Мф 9, 22. 859 По новому Синодальному русскому переводу: Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому, и, взойдя на гору, сел там. И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым — ред. 860 По новому Синодальному русскому переводу: И Он исцелил их; так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева — ред. 861 По новому Синодальному русскому переводу: лодку — ред. 862 По новому Синодальному русскому переводу: Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня нахдятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге — ред. 863 У пер.: Он имеет — ред.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

17 будут обитать под ним всякие птицы. «Величественному кедру» больше не будут угрожать другие царства (птицы наподобие орлов). Более того, он сам стане прибежищем для всевозможных птиц. Глава 18 18:1–32 Вавилонское пленение не только наказание за грехи одного поколения. Напротив, непокорство Израиля продолжалось при жизни многих поколений, «с того дня, как вышли отцы их из Египта, и до сего дня» ( 4Цар. 21,15 ), пока, наконец, не начался над ним суд. Накопившаяся общая вина народа привела к разрушению Иерусалима. В ответ уведенные в плен стали сомневаться в правосудии Божием. Но Иезекииль настаивает на том, что Господь наказывает за грехи как предшествующих поколений, так и данного конкретного человека. 18 на горах жертвенного не ест. О трапезах идолопоклонников на высотах (6,13; 20,28; Исх. 32,5.6 ). к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается. Закон запрещает половые сношения с женщиной во время менструации (22,10; 36,17; Лев. 18,19 ). 18 должнику возвращает залог его. См. также ст. 12,16; Исх. 22,26 ; Ам. 2,8 . На обломке исписанной глиняной таблички, найденной в Иавне-яме и восходящей в концу VII в. до Р.Х., полевой батрак подает жалобу деревенскому чиновнику на своего работодателя за то, что тот взял в залог его одежду и теперь не возвращает. 18 лихвы не берет. См. ст. 13 и 17; Исх. 22,25 ; Лев. 25,35–37 ; Втор. 23,19.20 . 18 сын, который, видя все грехи отца своего... не делает подобного. Праведный сын не должен отвечать за грехи нечестивого отца (см. ком. к ст. 10; Втор. 24,16 ; 4Цар. 14,6 ). 18 праведник, если отступит от правды своей. Бог не только прибежище во времена печали. Его нельзя считать лишь Спасителем, одновременно не признавая Господом. 18:30–32 Предостерегая от совершения беззаконий и неизбежности наказания, Господь не желает смерти грешника ( 2Пет. 3,9 ). Покаяние это путь к жизни (59,20; Иер. 18,8 ; Мф. 3,2.8; 4,17 ; Деян. 3,19 ; 2Кор. 7,10 ). 18 сотворите в себе новое сердце и новый дух. Новое сердце и новый дух это дар Божий (36,26), а не человека (ср. Еф. 2,8.9 ). Вот почему пророк призывает к покаянию. Глава 19

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ам. 2 :8. И связывая свои одежды веревками, устраивали завесы близ жертвенниковъ 24 и вино от неправдъ 25 пили в дому бога своего. Ам. 2 :9. А Я истребилъ 26 Амморея пред ними, высота коего была подобна высоте кедра; и крепок он был как дуб. И Я изсушил плод его сверху и корни его снизу. Ам. 2 :10. И Я вывел вас из земли Египетской и водил вас в пустыне сорок лет, чтобы получить вам в наследие землю Амморейскую. Ам. 2 :11. И брал Я сынов ваших в пророки и юношей ваших в освященные 27 . Ужели не было сего, сыны Израилевы? говорит Господь. Ам. 2 :12. А вы поили освященных вином, пророкам приказывали, говоря: «не пророчествуйте»! Ам. 2 :13. Посему Я переверну васъ 28 , как перевертывается колесница 29 , наполненная соломою. Ам. 2 :14. И не убежитъ 30 скороход, и сильный не сохранит силы своей и храбрый не спасет жизни 31 своей, Ам. 2 :15. И стрелок из лука не устоит, и быстроногий не уцелеет, и всадник не спасет жизни 32 своей, Ам. 2 :16. И твердый 33 не найдет силы в сердце своем, нагим бежит в тот день, говорит Господь. Глава 3 Ам. 3 :1. Слушайте слово сие, которое изрек Господь на вас, дом Израилев, и на все племя, которое Я вывел из земли Египетской, говоря: Ам. 3 :2. Только вас Я знал из всех племен на 34 земле, посему отмщу на вас все грехи ваши. Ам. 3 :3. Пойдут ли двое совершенно 35 вместе, если не знают друг друга? Ам. 3 :4. Заревет-ли лев из рощи своей, не имея добычи? Издаст-ли вообще львенок голос свой из логовища своего, если не похитит чего-либо? Ам. 3 :5. Или упадет птица на землю без ловца? Или упадет сеть на землю, если ничего не попало? Ам. 3 :6. Трубит-ли в городе труба, и не устрашился-бы народ? Будет-ли в городе бедствие, которого не попустил-бы Господь? Ам. 3 :7. Ибо не совершит Господь Бог дела, если не откроет наставления 36 Своего рабам Своим, пророкам. Ам. 3 :8. Лев заревет, кто не убоится? Господь Бог сказал, кто не будет пророчествовать? Ам. 3 :9. Возвестите селениямъ 37 в Ассирии и в селениях Египетских, и скажите: соберитесь на гору Самарийскую и увидите много удивительного 38 среди нея и насилие, совершаемое на ней.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Принять послание Христа — значит утратить те основания, на которых люди в мире сем строят свою жизнь, и начать возводить ее совершенно другом фундаменте. Сделаться гражданами и посланцами того мира, где «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:6-9) Это нелегко и требует немалой решимости; это подвиг веры. Мы неизбежно постоянно дышим воздухом этого мира, который наполнен враждой; мы рискуем — как об этом предупреждал Спаситель — навлечь на себя ненависть людей, потому что им перенести врага гораздо легче, чем того, кто отказывается от вражды. Враг только подтверждает картину мира человека, его чувство смысла, единства и достоинства; тот кто уклонятся от вражды — ставит всю эту картину под вопрос. Но мы знаем, что наш Царь — это «Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис.9:6), Он ведет и введет нас в мир, где уже никогда не будет вражды, ненависти и мести. В мир, которому мы уже принадлежим здесь и сейчас — если следуем за Ним. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2022/04/27/pasha-i-po...

(1) Руководителю: на айелэт-ашшахар; псалом Давида. (2) Б-г мой! Б-г мой! Зачем Ты оставил меня, далек Ты от спасения моего, (от) вопля моего. Б-г мой! (3) Взываю я днем, но Ты не отвечаешь, и ночью без умолку я. (4) А Ты, Святой, обитаешь (среди) славословий Йисраэйля! (5) На Тебя уповали отцы наши, уповали – и Ты спасал их, (6) К Тебе взывали они – и спасены были, на Тебя уповали – и не были пристыжены. (7) Но я – червь, а не человек, (в) поношении (у) людей и в презрении (у) народа. (8) Все видящие меня насмехаются надо мной, разевают рот, качают головой. (9) (Кто) полагается на Г-спода, того избавит Он, спасет его, ибо благоволит к нему. (10) Ты исторг меня из чрева, успокоил меня у груди матери моей. (11) На (попечение) Твое брошен я от утробы, от чрева матери моей – Б-г мой Ты. (12) Не удаляйся от меня, ибо бедствие близко, ибо нет помощника. (13) Обступило меня множество быков, сильные (быки) Башана окружили меня. (14) Разверзли на меня пасть свою, (как) лев терзающий и рыкающий, (15) Как вода, пролился я, и рассыпались все кости мои, стало сердце мое, как воск, растаяло среди внутренностей моих, (16) Высохла, как черепок, сила моя, и язык мой прилип к гортани моей, прахом смертным Ты делаешь меня, (17) Ибо окружили меня псы, толпа злых обступила меня; как лев, (терзают) руки мои и ноги мои. (18) Пересчитать (мог бы) я все кости мои. Они смотрят и разглядывают меня, (19) Делят одежды мои между собой и об одежде моей бросают жребий. (20) Но Ты, Г-споди, не удаляйся! (21) Сила моя, на помощь мне спеши! Спаси от меча душу мою, от пса – единственную мою. (22) Спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов. Ты ответил мне! (23) Возвещу имя Твое братьям своим, в собрании восхвалять буду Тебя. (24) Боящиеся Г-спода, восхвалите Его! Все семя Йаакова, чтите Его и благоговейте пред Ним, все семя Йисраэйля! (25) Ибо не презрел Он и не отверг мольбу бедняка, и не скрыл лица Своего от него, и когда он воззвал к Нему – услышал. (26) От Тебя – слава моя в собрании большом; выполню обеты свои перед боящимися Его. (27) Есть будут смиренные и насытятся, хвалить будут Г-спода ищущие Его, пусть живо будет сердце ваше вовек. (28) Вспомнят и возвратятся к Г-споду все концы земли, и склонятся пред Тобой все племена народов. (29) Ибо Г-споду – царство, и властелин (Он) среди народов. (30) Вкушали и поклонялись все тучные земли; пред Ним повергнутся все сходящие в прах; и души его не оживит. (31) Потомство (их) служить будет Ему, рассказано будет о Господе (из рода) в род. (32) Придут и расскажут о справедливости Его, (о том), что сотворил Он, народу, который родится.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

5 . Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Подножием Божиим в Св. Писании, кроме земли ( Мф. 5:35 ), называется храм Иерусалимский и в нем – ковчег завета, как это видно из Пс. 131:7 , где сказано: «Войдем в жилище Его, поклонимся подножию ног Его» (Сн. 1Пар. 28:2 ). «Подножием ног Его, – поясняет бл. Феод., – древле признаваем был храм в Иерусалиме; ныне же признаются по всей земле и на море церкви, в которых приносим поклонение Всесвятому Богу. Сказано же: возносите – вместо: проповедуйте высоту Его. Посему воздавайте Благодетелю, чем можете, окажите Ему подобающее чествование». «Кто высок, как Бог, и всю тварь имеет под ногами Свонми, Тот, не переменяясь, соделался человеком. И так Сего, говорит Давид, без изменения соделавшегося человеком, возносите, поклоняясь Ему и плоти Его единым поклонением» (Св. Афанасий). 6 . Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их. Т.е. возносите, прославляйте Господа Бога, как прославляли Его Моисей, Аарон и Самуил. «Подражая благочестию сих чудных мужей, воздавайте Богу подобающее чествование» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «Сей ныне, поколику соделался человеком и воцарившийся на земле, есть Тот самый, Которого древле призывали Моисей, Аарон и Самуил». Моисей поставлен здесь в числе иереев, потому что, по повелению Божию, не раз приносил жертвы ( Исх. 24:6, 29:25 ; Лев. 8:6 ), помазывал Аарона и сынов его, освящал скинию ( Лев. 8:10 и др.). Самуил, по велению Божию, приносил жертвы и призывал в молитвах имя Божие ( 1Цар. 7:9–10 ) и, еще будучи отроком, служил пред Господом, надевая льняной ефод ( 1Цар. 2:18 ). 7 . С Евр.: «В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им». 8 . И мщая на вся начинания их. Симмах перевел: «И был мстителем за оскорбления их». Бл. Феодорит: Ты, Господи, наказал тех, которые оскорбляли Моисея и Самуила; например: «желавших восхитить власть у Моисея предал огню, а возмущавшихся против пророка Самуила предал владычеству Саула и обременил всякого рода бедствиями». По св. Афанасию, Ты, Господи, был милостив к Моисею и Аарону и тогда, когда обличал их согрешения, наприм. – Аарона, согрешившего при слитии тельца, а Моисея у воды пререкания ( Чис. 20:24 ). С Евр.: «Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом, прощающим и наказывающим за дела их».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

8 прости народу Твоему. И в отношении находящихся за пределами Израиля представителей избранного народа обетования Господа сохраняют свою силу ( Неем. 1,11 ; Пс. 105,46 ). Соломон просит Господа простить кающихся пленников и «возбудить» в пленивших сострадание к ним. 8 ибо Ты отделил их Себе в удел из всех народов земли. Поскольку Господь особо выделил Израиль и вывел его из египетского плена, чтобы он стал Его особым наследием ( Исх. 19,3–6 ; Втор. 4,20; 9,26; 25,19 ), Соломон молит Господа не забыть об этом, если Израиль снова окажется в плену. 8 И стоя благословил все собрание Израильтян. В ст. 23–53 Соломон у жертвенника молился Господу от лица всего собрания. Теперь, обернувшись лицом к собравшимся, Соломон благословляет их от имени Господа и просит Его внять молитве (ст. 56–61). 8 Господь, Который дал покой народу Своему Израилю. После бурного периода скитаний по пустыне и войн Израиль ожидало исполнение «всех благих слов Его, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея» ( Исх. 33,14 ; Втор. 12,10 ). Израиль, наконец, вкусил покой в земле обетованной (см. ком. к 5,4). 8 Господь есть Бог и нет кроме Его. Первая заповедь ( Втор. 4,35; 5,6 ). 8 двадцать две тысячи крупного скота. Ср. Езд. 6,16–18 . 8 всесожжения. См. ком. к 3,4. хлебное приношение. Хлебное приношение или приношение муки часто сопровождало принесение в жертву скота ( Лев. 2; 7,11–14; 9,4; 14,20 ; Чис. 15,1–10 ) и являлось выражением благодарности Богу и прославлением Его. тук мирных жертв. См. Лев. 3 . медный жертвенник. Он помещался напротив входа в храм (ст. 22,54). 8 И сделал Соломон в это время праздник. См. ком. к 8,2. от входа в Емаф. Емаф находился у северной границы контролируемой Израилем территории, приблизительно в шестидесяти пяти километрах к северу от Кадеса, на реке Оронт ( Нав. 13,5 ; 4Цар. 14,25 ). до реки Египетской. По всей видимости, река Води Аль-Ариш на северо-востоке Синая. На праздник стеклись люди из самых дальних пределов царства Соломона (4,21). 8 радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю. Господь в милосердии Своем исполнил данное Давиду обетование о том, что его потомок построит храм, который намеревался построить сам Давид ( 2Цар. 7,1–16 ). Бог милостиво даровал Израилю святилище ( Втор. 12 ) и обетованный покой (5,4). Глава 9

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

     Праздник ветхозаветной Пятидесятницы явился прообразом новозаветной, христианской Пятидесятницы, торжествуемой в воспоминание вступления Бога с человеком в Новый Завет. Он был утвержден в пятидесятый день после восстания Спасителя из гроба сошествием Святого Духа на апостолов. Праздник Кущей      В пятнадцатый день седьмого месяца тишри начинался праздник, установленный в воспоминание сорокалетнего странствия евреев по пустыне, когда они жили в кущах (шалашах, палатках) (см.: Лев 23, 34). На кровлях домов или во дворах строили шалаши из пальмовых и финиковых ветвей. В них евреи жили с пятнадцатого по двадцать второе число месяца тишри: празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской (Лев 23, 41–43). Этот праздник был временем всеобщего веселья, с каким иудеи не проводили ни один другой праздник. Даже язычники отзываются о нем как о празднике особенно значительном. Плутарх именует его величайшим еврейским праздником и сравнивает с некоторыми греческими праздниками. Тацит в своем описании Палестины не забывает упомянуть о празднике Кущей. В дни Кущей весь народ — священники и левиты, богатые и бедные — должен был наслаждаться одной радостью. Вне шалашей никто не должен был ни пить, ни есть, чтобы живее чувствовать положение своих предков в пустыне. Книга Неемии так описывает это торжество: Все общество возвратившихся из плена сделало кущи и жило в кущах. От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны Израилевы. Радость была весьма великая. И читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего дня. И праздновали праздник семь дней, а в восьмой день попразднество по уставу (Неем 8, 1 7–18).      Около пятнадцатого числа месяца тишри у евреев заканчивались важнейшие работы. Поэтому в праздник Кущей приносилось благодарение Богу за плоды. В продолжение этих дней все израильтяне носили в руках своих как памятники благодеяний Божиих ветви деревьев. С ветвями евреи ежедневно в продолжение праздника обходили кругом жертвенника. В последний, восьмой день в воспоминание хождения кругом Иерихона жертвенник обходили семь раз с хвалебными песнями из 117-го псалма: О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! (Пс 117, 25). В греческой форме это еврейское молитвенное восклицание вошло в наши христианские песнопения. Осанна! Это восклицание звучало на улицах Иерусалима в те предпасхальные дни, когда Спаситель наш совершил Свой торжественный вход во святой град: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф 21,9). Псалом 117-й, из которого взято восклицание осанна, был частью так называемого «аллилуиа» («восхвалите Господа») — пасхального гимна. В руках народ держал ваии — пальмовые ветви.

http://pravoslavie.ru/104164.html

В 7-й главе той же книги повествуется о видении самого Даниила (Дан. 7:1–28). Пророку предстали четыре зверя, выходящие из бушующего моря: лев с орлиными крыльями, медведь с тремя клыками, барс с четырьмя крылами и четырьмя головами и чудище с железными зубами и десятью рогами. Среди этих рогов вырос новый рог, исторгший три других, и были на нём «глаза человеческие и уста, говорящие высокомерно». Затем на огненном престоле воссел Ветхий днями в белоснежных одеждах, «и судьи сели, и раскрылись книги». Жуткий зверь с говорящим рогом был убит и сожжён, а у прочих зверей была отнята власть. Даниил увидел, как «с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не разрушится». Один из предстоящих объяснил Даниилу: «Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и во веки веков». Пророчества Даниила вызывали живой интерес: ведь этот пророк точно указал время пришествия Христа (Дан. 9:25–26). Описанные им четыре царства хорошо укладывались в мировую историю: Нововавилонское царство (золотой лев) сменила Персия (серебряный медведь), ее поглотила Македонская держава Александра, разделившаяся после его смерти (медный барс о 4 головах). А затем почти всю вселенную объединила в своих железных объятиях могучая Римская империя. От всех прочих её отличало отсутствие единого правящего этноса (что объясняло непохожесть олицетворявшего её чудища ни на какого зверя), а примесь глины к железу легко объяснялась постепенным смешением воинственных римлян с подчинёнными народами. Рога можно было соотнести с боровшимися за власть императорами, а «высокомерные уста», угнетающие «народ святых», естественно было отождествить с приходом Антихриста — за которым наступало Царство Божие. Именно такое толкование дал Книге Даниила св. Ипполит Римский (III в.), и позднее оно стало весьма популярно. Между прочим, Ипполит, подчитав сроки минувших царств, предположительно вычислил и время господства римлян: 500 лет. Любопытно, что между установлением империи при Августе (30 г. до Р.Х.) и её падением при Ромуле Августуле (476 г.) прошло почти ровно столько времени — 506 лет. Но «пала» только Западная половина. Восточная Римская империя, которую мы знаем как Византию, не просто уцелела: она просуществовала ещё без малого 1000 лет.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/86...

В Ветхом Завете юридический статус вдовы еще не был четко определен. О ней складывается общее впечатление как о слабой и беззащитной женщине, поставленной в один ряд с сиротами и пришельцами, и большая часть упоминаний о вдовах связана с недопустимостью неправедного суда по отношению к ним. “Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову!” ( Втор 27:19 ; ср. Втор 24:17 ). Бог предстает в качестве высшего Судии обездоленных, Он “дает суд сироте и вдове, и любит пришельца…” ( Втор.10:18 ; ср. Пс.67:6 ; Сир.35:14 ), — а также хранит и поддерживает их ( Пс.145:9 ). Находя в Боге своего высшего покровителя, вдовы и сироты могли отдавать свое имущество на хранение в иерусалимский храм. На вопрос царского посланника о том, насколько велики сокровища этого храма, “первосвященник показал, что это есть вверенное на сохранение имущество вдов и сирот, и частью Гиркана, сына Товии, мужа весьма знаменитого…” ( 2Мак.3:10 ). Вдовы наряду с пришельцами, сиротами и левитами раз в три года имели право на десятую часть дохода каждого, кто соблюдал Моисеев закон ( Втор.14:28–29 ); вдовы могли после сбора урожая подбирать остатки снопов на поле ( Втор.24:19 ; Руфь 2:2–3 ), а в садах — плоды маслин и виноградных лоз ( Втор.24:20–21 ). Они получали какие-то добровольные даяния в честь праздников седмиц ( Втор.16:10–11 ) и кущ ( Втор.16:13–14 ). По событиям середины II в. до Р. Х. известно, что обездоленные получали определенную часть военной добычи: “После субботы, уделив из добычи увечным, вдовам и сиротам, остальное (предводительствуемые Иудой Маккавеем — А. П. ) разделили между собою…” ( 2Мак.8:28 ; см. также 2Мак 8:30 ). Состояние безбрачия, а соответственно, и вдовства в Ветхом Завете не считалось благоприятным для женщины 43 . И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день и скажут: “Свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, — сними с нас позор” ( Ис 4:1 ). После смерти мужа вдова могла вернуться в дом своего отца ( Быт.38:11 ; Лев.22:13 ). Согласно закону левирата, чтобы не пресекся род умершего, на вдове должен был жениться его брат ( Втор.25:5–10 ; Быт.38:8 ). Только первосвященник не мог взять в супруги вдову ( Лев 21:14 ).

http://azbyka.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-ra...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010