Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОБРЕЗАНИЕ [древнеевр. существительное   образованное от глагола   встречается только в Исх 4. 26; греч. περιτομ; лат. circumcisio - см.: Mayer G.    //ThWAT. 1984. Bd. 4. S. 734-738; Idem.    //Ibid. 1989. Bd. 6. S. 385-387], религ. обряд у древних евреев, в иудаизме и исламе по удалению (частичному или полному) хирургическим путем крайней плоти муж. полового члена. На древность обряда в Др. Израиле указывает упоминание хирургических инструментов, восходящих к каменному веку, к-рые, судя по всему, применялись и в более позднее время (Исх 4. 25; Нав 5. 2 сл.). С. В. Тищенко Ветхий Завет и ранний иудаизм В кн. Бытие О. названо одним из условий заключения «вечного завета» Бога с Авраамом (Быт 17): Авраам станет отцом множества народов, а Господь будет Богом ему и его потомкам, рожденным от Сарры (Быт 17. 1-8). Как знамение завета Бог установил О. всякого младенца муж. пола (Быт 17. 9-14), тогда же был обрезан сын Авраама от служанки Измаил вместе с др. малолетними домочадцами Авраама муж. пола (Быт 17. 23-27). После совершения О. ребенок становится потомком Авраама, над взрослыми О. не производили (Быт 17. 12-13; ср.: Быт 21. 4; Лев 12. 3). Как особый символ этого завета О. упоминается в ряде библейских текстов (ср.: Суд 14. 3; 15. 18; 1 Цар 14. 6; 17. 26, 36; Быт 34), в частности в сцене ночной встречи Моисея и его семьи по дороге в Египет с Господом, Который «хотел умертвить его» (Исх 4. 24-26). Сепфора совершила О. сына каменным ножом и произнесла таинственные слова: «...ты жених крови у меня… по обрезанию» (Исх 4. 25-26), после чего Господь «отошел» (Исх 4. 26). В Исх 6. 12, в сцене разговора Моисея с фараоном, термин для О. используется метафорически: начальный отказ Моисея возглавить народ Израиля в его освобождении из Египта и обретении обетованной земли - что должно было произойти во исполнение завета с Богом - обосновывается тем, что буквально у Моисея «не обрезаны уста» (в синодальном переводе это передается определением, что Моисей «несловесен»).

http://pravenc.ru/text/обрезание.html

233 Мф 10,5-6 ; ср.: Мф. 15:24 . В Послании к Римлянам, написанном в 57 г., ап.Павел говорит о том, что евангельская проповедь обращена к “каждому”, однако в соответствии с замыслом свящ.истории сначала ее должны услышать иудеи, а лишь потом эллины ( Рим. 1:16 ). 234 Мф 10,16 сл.; Мк. 13:9 сл.; Лк. 10:3; 12,11; 21,12-19 . 235 Мф 10,32 сл., Мк. 8:38 ; Лк. 12:8-9; 14,26-27 . 236 Мф 10,40 ; Лк. 10:16 . 237 Ин 20,21,23 ; Мф. 18:18 . 238 1Кор. 11:1 ; Гал. 2:20 . 239 См. Лев. 18:6,16 . 240 Флавий И. Арх. XVIII, 7,1 сл.; Мф. 14:1-2 ; Мк. 6:14-16 . 241 Мф 4,24-25 ; Лк. 6:17-19 . 242 Эти слова сохранились в неизвестном древнем Евангелии (см.: Александрийский Климент. Строматы, I,24; Ориген . На Псалмы, 4,4; Медиоланский Амвросий. Послания, I,36). 243 Мф 14,13-21 ; Мк. 6:30-44 ; Лк. 9:10-17 ; Ин. 6:1-13 . Согласно Мф и Мк, умножение хлебов происходило дважды (второй раз после возвращения Христа из Финикии). В этом, по мнению некоторых толкователей, содержится указание, что священная Трапеза была введена Христом еще до Тайной Вечери как постоянный обряд, как “знамение” Церкви. Слова .….….….….…. и .….….….……, “благодарив” и “преломил”, имеют евхаристическое звучание. Согласно Лк. 24:30-31,35 , “преломление хлеба” было священным жестом, по которому ученики узнали Господа. Ин не говорит о Евхаристии на Тайной Вечери. Экзегеты думают, что это было возможно лишь потому, что она не раз уже совершалась прежде. Знаменательно, что умножение хлебов, как и Тайная Вечеря, произошло в предпасхальные дни ( Ин. 6:4 ). 244 Мф 14,22-36 ; Мк. 6:45-56 ; Ин. 6:14-21 . 245 Мережковский Д. Иисус Неизвестный. Т.2, ч. I, с.167. 246 Мф 15,1-9 ; Мк. 7:1-13 ; Лк. 11:38 . Говоря о жертве на Храм, Христос употребил слово “корван”. В позднейшей иудейской литературе оно приобрело иной смысл, и на этом основании критики подвергали сомнению точность Евангелия. Но найденная в 1955 г. вблизи Иерусалима надпись показала, что в I в. “корван” обозначал именно жертву, посвященную Богу. (см.статью Fitzmyer J. в “Journal of Biblical Literature”, 1959, N 78, р.60–65).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/4

У Августина связание сатаны на тысячу лет толкуется до конца века, а в кн. о Вере тысяча лет понимается буквально. Нигде старообрядцы не найдут в писании, что три с половиною года надобно понимать неопределенно, духовно. К уяснению читай § 5. 9) Если признать царство антихриста в 3½ года, то, говорят беспоповцы, в такое короткое время он не успеет сделать того, для чего придет. Разбор: Но антихрист будет действовать «по попущению Божию». ( Толк. на апок. зач. 36. гл. 13, ст. 5 ( Откр.13:5 ) ) и употребит все средства: любящих богатство – склонит дарами ( Дан.11:39 ): «Землю разделит в дары»), неопытных в духовной жизни прельстит ложными чудесами ( см. § 6. стр. 25–29 ). а слабых и боязливых – страшными муками, ( Б. Соб. 131. и об.: Ефр. Сирин сл. 105, л. 302 и об. ). Кроме того у него будут предотечи и помощники: «иже антихристу предотечи суть и помощники, уже строятся совершенную жертву Христову везде помрачити» ( Кириллова знам. 6, л. 37 об. ). В Б. Сборнике сл. 3, л. 131 об.: «Пошлет повеления с бесы и с чувственными человеки, все тесноты ради пищныя приидут к нему... Послет в горы и вертепы... бесовские полки, во еже взыскати скрывшияся от очию его»... «Приставники поставит творити волю его», ( Ефрем Сирин сл. 105, л. 298: у Озерского 1, стр. 429–430 и 435 ). 10) Антихрист, учат беспоповцы, – собрание еретиков и совокупность ересей, а не отдельное лицо: «столько антихристов, сколько ложных учений» ( Иерон. 13, 287 ). Разбор: Здесь у Иеронима несомненно разумеются многие антихристы, ибо он берет слова ап. Иоанна Богослова ( 1Ин.2:18 ); «слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози, потому что столько есть антихристов, сколько ложных учений». Но здесь же, немного выше, блаж. Иероним ясно отмечает последнего антихриста от учений: «Петр говорит: супостат ваш диавол, аки лев рыкая ходит, иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ), и львенок, то есть антихрист и все противные учения, слово, враждебное (Богу)»‘? (Там же). От многих антихристов необходимо различать последнего антихриста, который по учению того же Иеронима ( ч.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Кто должен платить этот налог. Обмен денег на предписанную древнюю монету. Ящики для сбора пожертвований в храме. Ковчег договора. Очищение храмовой завесы. Высокая ценность завесы, находящейся перед святилищем. Иома (  ) - День очищения) (Лев 16). Подготовка первосвященника; жребий для 2 козлов; 3 исповедания грехов первосвященника и его 3-кратное вхождение в Святая святых. Запреты, относящиеся к Дню очищения. Сукка (   - Шалаш); иногда во мн. ч.- Суккот (праздник Шалашей) (Лев 23. 33-43; Числ 29. 12-35; Втор 16. 13-15). Устройство праздничных шалашей и используемые материалы; обычай есть и спать в шалашах; праздничный букет (лулав, этрог); обряд возлияния воды. Беца (   - Яйцо (1-е слово трактата)), или Иом Тов (Праздник). О запрете работать по праздничным дням (Исх 12. 16; Лев 23. 7, 21, 25, 35, 36). Отличие от субботы и разные мнения по этому поводу в школах Гиллеля и Шаммайя. Рош Хашана (     - Новый год) (Лев 23. 24 сл.; Числ 29. 1 слл.). Четыре Новых года (в месяцы Нисан, Элул, Тишри, Шеват). Фиксация и освящение новолуний. Обычай трубить в шофары. Порядок благословений на новогодний праздник: 10 малкиййот (библейские стихи, в которых упом. Царство Божие), 10 зихронот (библейские стихи о памяти Божией), 10 шофарот (стихи, в к-рых упом. шофар). Таанит (   во мн. ч.   - Посты (Таанийот)). Когда требуется начинать молиться о дожде и поститься. Семидневные посты и соответствующие молитвы. В какие дни не следует поститься. Какие еще бывают поводы для поста. Здесь же (Таан. 3. 8) рассказывается история Хони-«кругочертителя» (Хони ха-Меаггел), мудреца, жившего во время постов 17 таммуза, 9 и 15 ава. Мегилла (   - Свиток). В тексте трактата большое внимание уделено свитку Есфирь, к-рый в Пурим читается в синагогах (ср.: Есф 9. 17-32). Когда и как читают этот свиток. Литургические чтения из Торы и пророков; какие тексты не разрешается читать публично, а какие - не должны переводиться. Моэд Катан (     - Малый Моэд, или Менее священные праздники). Даны указания о времени между 1-м и 7-м днем Песаха и между 1-м и 8-м днем праздника Шалашей, в к-рые разрешается работать.

http://pravenc.ru/text/2563848.html

Это последнее преимущественно имеется здесь в виду. Это видно из того, 1) что Спаситель, предсказывая об осаде и разрушении Иерусалима Римлянами ( Лк.19:43; 21:20 ), кажется, заимствовал выражения из этого пророчества (ст. 2, 3). 2) Спаситель, обличая книжников и фарисеев за искажение Св. Писания и за лицемерие, слова этого пророчества (ст. 13) относил к учителям и народу Иудейскому своего времени ( Мф.15:8 . Марк. 7:6 ), равно и духовный суд ослепления учителей и большей части Иудеев, изображаемый в этом пророчестве (ст. 10, 14), Спаситель и Апостолы относили к Иудеям своего времени. ( Мф.11:25 ; Рим.11:8 ; 1Кор.1:19 ). 3) В этом пророчестве говорится о таком решительном, окончательном суде, угрожающем Иудеям, следствием которого будет призвание язычников в царство Божие, вместо отверженных Иудеев (ст. 17 и сл.). 4) А к времени нашествия Сеннахирима исключительно нельзя относить этого пророчества; потому что в 3-м стихе говорится, что около Иерусалима будет поставлен острог; а Сеннахирим не делал окопов для осады; напротив сам был поражен с войском невидимою силою Божиею ( 4Цар.19:32 ). Объяснение Первая часть содержит описание внешнего суда, угрожавшего бедствием, которым поражен был Иерусалим в разных осадах, которые он выдержал; и конец суда относительно врагов, осаждавших город. Предисловие Ст. 1. Горе Ариилу! Ариилу, городу, в котором жил Давид! Ариил значит лев Божий, т. е. большой или сильный. Под Ариилом здесь разумеется Иерусалим, особенно гора Сион, как это видно из 8 стиха. Название Иерусалима Ариилом (по метонимии), по мнению некоторых, взято с жертвенника всесожжения – особенно важной принадлежности религии и храма Иерусалимского; а жертвенник (по синекдохе) называется Ариилом от горнила, которое у Пророка Иезекииля (43:15) называется Ариилом; потому что он, подобно льву, пожирал ежедневно приносимые жертвы. А другие думают, что это название Иерусалима, особенно вершины Сиона, (которая называлась городом Давида, 2Цар. 5:7 ; 1Пар.11:7 ), взято с храбрых героев, которые назывались ариилами ( 2Цар. 23:20 , с.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

1Петр.2:9 ; 2Кор.4:6 ) и, направляя и укрепляя своею благодатию верующих в Него к жизни во свете Его заповедей ( Кол. 1:11–13 ; Еф.1:17–18; 5:8, 9, 14 ; 1Ин.5:20 ), возведет их к вечно-блаженной жизни ( Ин.17:2 ; Мф.25:46 ), где праведники просветятся как солнце в царстве Отца их ( Мф.13:43 ; ср. Евсевия Кесар,). В этом последнем преимущественно смысле наша православная церковь употребляет и изъясняет 10-й ст. в своем богослужении, воспевая его в составе великого славословия и ежедневно обращаясь к Господу от лица священнослужителя с молитвою: «возсияй в сердцах наших истинное солнце правды Твоей просвети ум наш и чувства все соблюди, дабы нам, ходя во дни благообразно путем заповедей Твоих, достигнуть в жизнь вечную, ибо у тебя источник жизни, и сподобиться наслаждаться неприступным Твоим светом» (12 утр. мол. во время шестопсалмия: ср. мол. 1-го часа). Пробави милость твою вдщымъ т и правд твою правымъ сердцемъ. 11. Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем, 11 . Созерцая дарование исчисленных благ, как уже совершившееся событие, псалмопевец просит Господа и впредь продолжать ( пробави) милость Свою к верующим в Него ( вдщымъ т) и вместе с тем являть к правым сердцем (см. объясн. на Пс.7:11, 31:11 ), в их защиту, утверждение и в воздаяние, и нераздельную с милостию правду Свою. Да не мн нога гордыни, и рка гршнича да не подвижитъ мен. 12. да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня: 12 . Но обращая взор свой от созерцаемого верою к действительности, он видит гордого, неукротимого в злобе своего гонителя, который, не смиряясь пред видимой защитой Промысла гонимому, все-таки хочет преследовать и угнетать его; поэтому, вслед за молитвою о продолжении милости Божией, он молит Господа не дать врагу успеть в его злобных замыслах: да не наступит на меня нога гордыни и рука грешника да не изгонит меня (сл.-гр. – да не мн – да не подвижитъ мен – грубо-буквальный перевод с евр.), т.е. не дай гордому врагу захватить меня и подвергнуть всякого рода унижениям и казни, подобно тому, как это делали победители с своими побежденными, наступая им предварительно ногою на шею (И. Нав. 10:24 ), а равным образом не попусти нечестивому продолжать свое преследование и держать меня в изгнании (ср. 1Цар.26:19 б ). В смысле мессианском – это предвозвещение верующим, что, не смотря на свое оправдание во Христе, в течение своей земной жизни они не безопасны от нападений виновника всякой гордыни и нечестия ( Иак.4:6–7 ), – диавола, который, как лев рыкая ходит, ища кого поглотить ( 1Петр.5:8 ; ср. Еф.6:11–12 ; и бл. Августин), и что все желающие жить благочестиво во Христе гонимы будут ( 2Тим.3:12 ), а потому действуя против врагов всеми оружиями правды, десными и шуими ( 2Кор.6:7 ), должны вместе с тем вооружаться молитвою к Господу о помощи и заступлении ( Еф.6:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

ЕВАНГЕЛИСТА МАТФЕЯ И 6 ГЛ. ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ (21–36 СТ.) Святоотеческие толкования 1) Св. Григорий Нисский о блаженствах. «Творения свв. отцов». Тв. Григория Нисского . 2) Св. Лев, Папа Римский. Изъяснение изречений о блаженствах. «Воскресное чтение», 1807. 3) Св. Василий Великий о кротости. В ком она есть? Плоды оной; Как с кротостию совместно негодование? 4) Св. Иоанн Златоуст . Смерть души. «Духовная беседа». 5) На ст. 20; Преп. Максим Испов. «Воскресное чтение», 1833. 6) Преп. Исидор Пелусиот . на тот же стих. «Творения свв. отцов». 7) Св. Григорий Богослов . Гнев позволителен нам на одного диавола. 8) Исидор Пелусиот на ст. 23; «Творения свв. отцов». 9) Его жена ст. 28. «Творения свв. отцов», т. 35 и т. 36. 10) Его же. на ст. 29–30; Как должно разуметь сказанное: аще око твое или рука твоя соблажняют тя. 11) Его же о том, что душа бессмертна; «Творения свв. отцов», т. XXXV. Его же на ст. 11. 12) Его же о том, что Евангельское учение не противоречит ветхозаветному законоположению. 13) Преп. Исидор Пелусиот о клятве. 14) Св. Григорий Богослов . И давать клятву, и требовать оной значит оскорблять правду. 15) Св. Василий Великий . Не должно доводить людей до клятвы. Давший клятву в злом деле должен принести в этом покаяние и не поддерживать худого намерения под предлогом клятвы. Наказание клятвопреступнику. 16) Преп. Исидор Пелусиот об ударяемом в ланиту, ст. 39. 17) Его же на слова: бьющему тя в десную ланиту подаждь и другую. Лк. 6:29 . 18) Преп. Максим Исповедник . Учение о совершенной любви. «Воскресное чтение», 1821. 19) Св. Дмитрий Ростовский о любви ко врагам. 20) Св. Иоанн Лествичник . О кротости. Лествица, сл. 24. Новейшие толкования в духовных журналах 21) Митр. Гавриил. О блаженствах. «Христианское чтение», 1837. 22) О 8 блаженствах (ст. 3–10). «Христианское чтение», 1825. 23) Евангельские блаженства (ст. 3–12). «Христианское чтение», 1853. 24) Архиеп. Анатолий. Слова о 9 евангельских блаженствах (ст. 3–12). «Христианское чтение», 1855. 25) Прот. Нечаев. Блаженны в литургии оглашенных (ст. 3–12). «Душеполезное чтение», 1868.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

( Псал. 44:8. 109, 1 ), Elohim от Adonai ( Дан. 9:17 ). Правда иногда повторяется имя вместо того, чтобы употребить местоимение ( Исх. 16, 28. 29 . Сл. 24, 1. 2. Лев. 10, 11 ), но этого нельзя приложить к словам Захарии (2, 10. 11). 4 .     Иногда от Иеговы различается ангел Иеговы, которому вместе приписываются свойства и действия Иеговы и само имя Иеговы ( Быт. 16:7–13. 22, 1. 11. 15. 17. 18. 1.13. 16. 22 . Исх. 3:2, 4, 6. 14. 23, 20. 21. 20, 3 ). Сюда относятся места, где Мессии усвояются: а) вечность ( Мих. 5:2 . Исх. 9:6 ); б) называется он Богом крепким ( Исх. 9:6 ); в) Иеговой – правдой нашей ( Иер. 23:5, 6 ); г) предписывается благоговеть перед Ним – перед Сыном Божьим – как перед Богом ( Пс. 2:7, 11–13 ). 5 .     Наконец замечательно, что от Иеговы различается иногда дух Иеговы ( Ис. 48, 16. 63, 10. 11 ). 6 .     Сличая все таковые изречения Ветхого завета, можем видеть, что тайна св. Троицы, становилась в В. завете более ясной по той мере, как постепенно становилась более определённой мысль об Искупителе и освятителе; сперва видим повременные указания на множественность лиц в божестве, далее ангел Иеговы открывает в себе славу неведомого Бога и Дух является освятителем сердец человеческих; слава Искупителя и освятителя, открываясь более и более в частных действиях и случаях, представляла от времени до времени в большем свете различие трех лиц в божестве. Ко времени рождества Христова мысль о различии лиц в божестве переходит как будто и в верование народное. Это видно из книг апокриф. премуд. Сол. 7:25. 8, 3. 9, 1. 3. 17. 18, 15. Сир. 1:1–4 . § 45. Новозаветное учение о св. Троице. а) учение евангелия После того, как многочисленными и многообразными откровениями утверждена была в избранном народе вера в единого истинного Бога, народ Божий сделался способным к принятию высших тайн: благодать Божия благоволила через Слово вечное научить людей и самой высокой тайне существа своего, явить им и самые внутренние черты божественной природы своей. В Н. завете в ясном свете открыта тайна триипостасного Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

19 …браду Аароню… – Аарон – старший брат пророка Моисея, вместе с ним возглавивший исход евреев из Египта, первый первосвященник еврейского народа; здесь имеется в виду церемония миропомазания Аарона Моисеем, посвящения его в первосвященники (см.: «И возлил… елей помазания на голову Аарона и помазал его, чтоб освятить его»; Лев.8:12 ; см. также: Пс.132 ). 20 Ометы – подол, полы одежды. 21 …быстрейшими еленей… – Елень (ц.-сл.) – олень. 22 Фелонь – риза, длинная и широкая священническая одежда без рукавов . 23 …К боковому жертвеннику. – Жертвенник, или предложение, – находящееся в северной части алтаря возвышение, на котором приготовляется просфора. 24 …хлебов-просфор… – В православной церкви просфора – небольшая плоская двойная лепешка из квасного теста (в других конфессиях – из пресного, «опресноки»), замешанного на чистой воде без всяких примесей, с оттиснутым сверху изображением креста; символизирует тело Христово и применяется для совершения таинства Евхаристии. 25 …пресуществиться… – Пресуществление – по учению православной, а также католической и армяно-грегорианской церквей преобразование, превращение хлеба и вина в тело и кровь Христовы, чудесное проявление всемогущества Божия. Лютеранство не признает пресуществления, допуская лишь «соприсутствие» тела и крови Христовых в Евхаристии. 26 …при задернутом занавесе… – Занавес – завеса за царскими вратами, нередко называется внутренней, или горней, дверью. 27 …боковую комару храма… – Комора – кладовая, клеть, чулан; здесь: углубление в северной стене алтаря, место, где хранятся просфоры. 28 …копья, которым было прободено на кресте тело Спасителя… – См.: «…Один из воинов копьем пронзил ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» ( Ин.19:34 ). 29 …словами пророка Исаии… – Исаия – ветхозаветный пророк, предсказавший явление Мессии. 30 …на том же дискосе… – Дискос – небольшое плоское блюдо, на котором разрезается просфора. 31 …из псалма Давида… – Давид – второй царь Израиля (1055–1015 гг. до н. э.); в отрочестве пас овец, был взят к царскому двору за искусную игру на арфе, прославился победой над великаном-филистимлянином Голиафом; автор песен и псалмов, являющих собою высочайшие образцы религиозно-нравственной поэзии (см.: Пс., а также: 1Цар.16 2Цар.12 ; 1Пар.11-17 ).

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-bozhest...

674 Тимофею александрийскому был предложен вопрос, может ли муж развестись с своей впадшей в безумие женой и жениться на другой, и он ответил (15), что, по его мнению, в этом случае муж совершит прелюбодеяние. Вопрос оставался неопределенным, пока император Лев Мудрый и Никифор Ботаниат не определили своими новеллами, что брак в данном случае может быть расторгаем, и что возможен новый брак. Zhirsman, стр. 769 и сл. 679 Вас. В. 30. Ср. Иоанн, II, 54, о значении слова „татьба“, употребленного Вас. В. для обозначения лишения невинности, с согласия девицы. 682 См. 24-й и 25-й титулы IX книги феодосиевского кодекса и титул 13-й IX кн. кодекса императора Юстиниана. 683 Трул. 92. Вальсамону патр. Марком александр. был предложен следующий вопрос: девица, насильно принуждаемая отцом своим выйти замуж, дала о том знать человеку, который был влюблен в нее, и этот последний с несколькими приятелями, однажды ночью, похитил и увез ее в свой дом, с согласия её, – могут ли эти лица быть обвенчаны, когда, притом, и родители не против этого? Вальсамон ответил (отв. 65 по синтагме), что тут не только не может быть речи о браке, так как, на основании Basilic. LX, 58, 8, родители, соглашавшиеся на брак похитителя с похищенною, сами подлежат ссылке, и в виду 27 халкид., определяющего анафему за похищение, но как похититель, так и все его соучастники должны подлежать смертной казни. 684 Е νθα μν γρ υδν τι ι καινεσ διορζονται φειλομεν τοινμοις κολονθεν κα κ τϖ ν μοων τμνειν τ μοια. (Вальсамон к 28 гл. I тит. номокан. в синтагме Ралли I, 68). 685 Так напр. воспрещение обращаться к царю и к светским судьям с просьбою о рассмотрении дел (15 и 117 карфаг. и халкид. 9), с обходом церковного суда, относилось специально к духовенству. 687 И всел. 6. По мнению Гефеле (II, 13–14 и 26) и других западных ученых, этот канон принадлежит не вселенскому собору, а константинопольскому собору следующего 382 г. 689 Карфаг. 37, 118 и 139. Северная Африка, в течение почти трех веков после смерти Киприана, отстаивала свою независимость от всякого постороннего вмешательства в её внутренние дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010