Из ст. 17 можно видеть, что заклание агнца пасхального, согласно и первоначальному законоположению о Пасхе ( Исх.12:6 ), как и заклание всякой жертвы вообще, даже при святилище (( Лев.1:5 ); «Толковая Библия» т. I, с. 411) было делом самих собственников-приносителей, исключая случаи ритуальной их нечистоты, когда заклание совершали левиты. Вкушение всякой святыни, следовательно и пасхальной трапезы, в нечистоте ритуальной прямо запрещено было в законе ( Лев.15:31, 22:4 ; Чис.9:6 ). Неочистившиеся израильтяне (ст. 18), давно уже порвавшие связь с законным культом Иерусалимского храма, вкушая пасху в таком состоянии, оказывались нарушителями закона. Но Езекия в осознании того, что воссоединение их с храмом важнее подробностей ритуала, молится за них Иегове о прощении их не вполне сознательного греха; в этом случае благочестивый царь уподоблялся великому Моисею в его ходатайстве за согрешивший при Синае народ израильский ( Исх.32:30 ). В обоих случаях выдающиеся люди Ветхого Завета поднимались значительно выше среднего уровня религиозно-нравственного сознания, возвышались почти до высоты евангельских понятий. Соответственно с этим, в том и другом случае последовало благодатное прощение Богом грехов народа ( «простил» – стих 20; евр. «исцелил» – ирпа; греч. σατο, т.е. грех, как духовную болезнь; ср. ( Пс.40:5 )), а также отвратил наказание смертью и т.п.. 2Пар.30:23 .  И решило все собрание праздновать другие семь дней, и провели эти семь дней в веселии, 2Пар.30:24 .  потому что Езекия, царь Иудейский, выставил для собравшихся тысячу тельцов и десять тысяч мелкого скота, и вельможи выставили для собравшихся тысячу тельцов и десять тысяч мелкого скота; и священников освятилось уже много. 2Пар.30:25 .  И веселились все собравшиеся из Иудеи, и священники и левиты, и все собрание, пришедшее от Израиля, и пришельцы, пришедшие из земли Израильской и обитавшие в Иудее. 2Пар.30:26 .  И было веселие великое в Иерусалиме, потому что со дней Соломона, сына Давидова, царя Израилева, не бывало подобного сему в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Наконец, и во время служения рабов закон требовал в отношении к ним снисходительности и мягкости. Замечательно постановление: не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего – конечно, вследствие притеснений; пусть он у тебя живет, среди вас – на месте, которое он изберет; не притесняй его (23:15,16). Особенно требовал закон кротости и милости в отношении к рабам еврейского происхождения. Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе; то не налагай на него работы рабской. Он должен быть у тебя, как наемник, как поселенец до юбилейного года пусть работает у тебя ( Лев.25:39,40 ). Еще решительнее в этом отношении постановление закона касательно положения в семье владельца дочери, проданной отцом вследствие бедности. Владельцу предлагалось взять ее себе в жену; в противном случае позволялось выкупить ее отцу, когда он захочет, и, безусловно, запрещалось господину продать ее чужому народу. Если она обручалась с сыном владельца, то вступала во все права дочери господина. Она удерживала за собой права супруги и тогда, когда сын владельца брал себе еще другую жену. Если же господин не находил возможным исполнить эти требования, т. е. сделать ее женой своей или своего сына и лишал ее прав члена семьи, или хотел продать иноплеменнику, то она могла, когда пожелает, уйти на свободу даром и без выкупа ( Исх. 21:7–11 ) 335 . Даже рабу–пленницу закон советовал брать в жены и, если потом не понравится, отпустить, куда она захочет, но не продавать ее и не обращать в рабство после того, как она была женой ( Втор. 21:10–14 ). Вообще, запрещалось господство брата над другим братом–евреем с жестокостью ( Лев. 25:46 ) 336 . Можно сказать, что у евреев рабы не были в строгом смысле невольниками; их положение было похоже на положение римских клиентов. А раб еврейского происхождения был обязан работать только на время. Чем дальше, тем больше слабело рабство под влиянием воззрений закона, который и имел в виду уничтожать его постепенно. К концу древней еврейской истории оно совсем почти исчезло.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Подобно закону о пище, израильтянам дан был закон об одежде, которая напоминала им о святом служении их Богу и отличала их от других народов. Для предохранения от отяготительной роскоши и в облегчение бедным, евреям запрещалось одеваться в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна вместе ( Лев.19:19 . Втор.22:11 ). Для лучшего охранения целомудрия, женщины еврейские не должны были наряжаться в мужскую одежду, и мужчины – в женское платье: «мерзок пред Иеговой, Богом твоим, всякий делающий это» ( Втор.22:5 ); по обычаю язычников 88 , не должны были обстригать кругом верхние волосы головы и бороды ( Лев.19:27 ). На краях своей простой одежды израильтяне должны были иметь кисти, к которым пришивали нить яхонтового цвета, для того, чтобы, смотря на нее, вспоминали и исполняли заповеди Господни, не ходили вслед сердца своего и очей своих и были святы пред Богом ( Чис.15:38–40 ). Законодатель, внушая иудеям исполнение закона и не давая места забвению, постановил: «навяжи оправдания на руку твою и вместо повязки над глазами твоими» ( Втор.6:8 ). Евреи, исполняя эту заповедь, навязывали слова из закона на мышце руки и на челе над глазами. Во дни земной жизни Иисуса Христа эти свитки с написанным на них законом, привешиваемые к одежде, назывались хранилищами, коими фарисеи величались, ни мало не помышляя об исполнении закона ( Мф.23:5 ). У нынешних евреев хранилища закона именуются богомольями, с которыми они всегда совершают молитвы свои. Богомолия возлагаются на детей по достижении 12 или 13 лет с особенными обрядами. По возложении хранилищ, они считаются достигшими совершеннолетия 89 . Обязательство к хранению постановлений ветхозаветных Моисей сказал всему Израилю: «внимай и слушай, Израиль, гласа Иеговы, Бога твоего, и исполняй все заповеди и постановления Его, которые я заповедую тебе, положите слова мои в сердце ваше и в душу вашу ( Втор.11:18. 27:9, 10 ). Завещайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего. Внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идучи дорогою, и лежа, и стоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

в) В Деян. 7:44–45 выражается мысль, что Моисеем устроенную по образу данному на горе Скинию (сн. Евр. 8:5  и Лев. 25:40 ) израильтяне под водительством Иисуса Навина «внесли во владения народов» земли Ханаанской, по низложении их. Если же, по толкованию св. отцов церкви 336 скиния ветхозаветная, означая собой, между прочим, и Церковь , то это водружение скинии в земле обетованной прообразовало собой основание Иисусом Христом, «истинной скинии – церкви» 337 в земле обетованной – царстве Божием, небесном Иерусалиме. О толковании Апостолом самой скинии речь еще впереди. И, таким образом, даже по наследованию земли обетованной ветхозаветный Израиль остался до времени наступления истинного субботствования в Новом Завете типом новозаветного Израиля и раскрывал в себе эту идею типа постоянно в упомянутом выше двойственном направлении. И новозаветное толкование так рассматривает всю его дальнейшую историю во многих местах, прямо или не прямо касаясь ее. Двойственность же направления в ней, по руководству, данному в толковании Самого Господа, особенно ясно развили и раскрыли св. первомученик Стефан ( Деян. 7 ) и св. Апостол Павел главным образом в своем послании к Евреям (11). Когда Господь изрекает грозное слово к ожесточившимся против него иудеям, вы говорите: если бы мы были в дни отцов наших: то не были бы общниками их в пролитии крови пророков. Таким образом, вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков. Дополняйте же меру отцов ваших». (Мф. 23:30–31) Далее (ст. 5) Сам же Господь объясняет, что под пророками он разумеет вообще людей Божиих, возвещавших словом или делом, жизнью волю Божию. Кратко, хотя и весьма сильно выражено Господом. Св. Стефан рассказывает в обширной речи ( Деян. 7 ), в которой он последовательно развивает ту же идею нечестивого семени, семени по плоти в его отношении к семени спасения, при всей ясности и очевидности для него великих дел Божиих, начиная с Авраама – отца этого семени и представив все важнейшие моменты дальнейшей истории; заключает же он подобно Господу, свою речь словами: жестоковыйные! Люди с не обрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали (см. Гал. 4:29 ) отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, которого предателями и убийцами сделались ныне вы, – вы, которые приняли закон при служении Ангелов (сн. Евр. 2:2 ) и не сохранили (ст. 51–53) А. с Мф. 23:35, сн. Деян. 13:40–15,41 . Срав. со всем этим также Мф. 13:14 и пар. 15:8–9 и пар. Деян. 28:26,27 ; Рим. 3:3,10,19; 9:29; 10:16; 21:11, 2–3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» (по–гречески– лампад) ( Деян. 20:7–8 ). в) Употребление при богослужении особых священных одежд : «Когда пойдешь, пишет ап. Павел Тимофею, принеси фелонь 15 , который я оставил в Троаде у Карпа, и книги особенно кожанные» ( 2Тим. 4:13 ). 7) Кто имеет право устанавливать, изменять или отменять обряды? 7) Только св. Церковь . Обряд не догмат и не составляет сущности веры: что одежда для тела, то обряд для веры. Но изменять или отменять обряды может только Церковь , власть которой, в лице ее высшей иерархии не ограничивается в делах веры и церковного порядка ( 1Кор. 14:40 ) не только на земле, но и на небе (Мф. 18:18; Иоан. 20:23 ). Поэтому, кто отвергает установленные Церковью обряды и символы, тот является непослушным сыном Церкви, о котором Христос сказал: «Если Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). О святости и почитании храмов Божьих «Святилище Мое чтите: Я Господь» ( Лев. 19:30 ). «Клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» (Мф. 23:21). «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» ( Мр. 11:17 ).                         «Храмом Божьим», или «домом молитвы» называется особое Богу посвященное здание, предназначенное для общественных богослужений и молений, научения в вере и принятия верующими благодати Божьей в святых таинствах Церкви. Будучи освящен через епископа или уполномоченных через него пресвитеров, храм делается местом благодатного и постоянного присутствия Божия, местом общения человека с Богом, делается Его «домом», Его «жилищем», местом «святым», требующим, поэтому, от верующих благоговейного почитания и поклонения «в страхе Божьем». 1) В приводимых сектантами словах святые ап. Павел и ап. Петр вовсе не отвергают вещественных, рукотворенных храмов Божьих, ибо они, будучи и при жизни своей более всех христиан «храмами Божьими» и имея в себе всю полноту благодатных даров жившего в них Св. Духа, ( 1Кор. 7:40 ) сами, однако, чтили храм Иерусалимский, как святыню, ходили в него для поклонения и молитвы и удостаивались в нем видеть Господа: «Петр же и Иоанн, читаем в Деяниях (3:1), шли вместе в храм в час молитвы девятый».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

" Мы, люди Нового Завета, гораздо счастливее: Господь нам дал такую возможность, какой не имели люди Ветхого Завета. Мы можем встречаться с Господом каждый день. Каждый день можем молиться за Божественной литургией, где Господь господствующих и Царь царствующих приходит, чтобы отдать Себя верным. Верные могут каждый день не на руки брать Господа, как старец Симеон, а принимать внутрь, в глубину сердца, души, становясь сотелесными и единокровными с Господом. Всем желаю такой встречи с Господом, особенно в праздники. Приходите в храм в эти дни, общайтесь с Иисусом Христом и будете так же исполнены радости, как был исполнен ею старец Симеон " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2:22-40). По закону Моисееву (Лев. 12) в 40-й день по рождении ребенка мать должна была прийти в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. В то же время, когда Пресвятая Дева и Иосиф Обручник вошли с Богомладенцем в храм, туда пришел и праведный старец Симеон, которому было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Увидев Младенца Иисуса, Симеон взял Богомладенца на руки и изрек пророчество о Спасителе мира: " Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля " (Лк. 2:29-32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: " Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец " (Лк. 2:35). Слово " Сретение " по-русски означает " встреча " - это встреча Ветхого Завета с Новым. ИА " Вода живая " , 14.02.19 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 2:23 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -2:23 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles Captions Audio Track Fullscreen

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Разделы портала «Азбука веры» Правильно ли я понимаю что ни где в Священных Писаниях нет никаких указаний и предписаний соблюдать тот или иной пост? Вернее их там вообще нет, а все они были придуманы уже позже людьми? 3 Ответа Нет, не правильно. Господь Иисус Христос предписал посты для своих последоваиелей в дни, после Его крестной смерти Мф. 9:14–15 Как видно из отрывка, фарисеи (ветхозаветные религиозные последователи в Иудее) много постились, и православным положен пост, о чём установленно Церковью, которая есть Тело Христово Еф. 1:22–23 Ветхий Завет знал обязательный для всех пост в день очищения (Йом-Киппур).Впоследствии число постов увеличилось: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир. ( Зах. 7:5 ) Кроме того, верующие постились по собственному желанию. Например, так регулярно постился царь Давид. Моисей постился на горе 40 дней перед получением закона. Были и всенародные посты по разным случаям. Скажем, после смерти царя Саула народ постился семь дней ( 1Цар. 31:13 ). Вы должны понять, что пост того времени,- это ничего не есть до вечера и воздерживаться от супружеского общения. А вечером допускалось немного воды и хлеба. Вот что говорит закон о посте дня очищения: никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего; а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее ( Лев. 23:28–30 ). Смиряющий нас пост весьма приятен Богу: Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. ( Иоил.2:12 ) В Новом Завете есть пожизненный постник Иоанн Предтеча ( Мф.3:4 ). Иисус Христос показал нам пример многодневного поста, когда постился без пищи 40 дней в пустыне. Призывает Он и нас к посту, обещая за это награду от Бога:

http://azbyka.ru/vopros/kem-zaveshhany-p...

Все равно встреча произойдет. Она будет окончательная: либо мы с Господом будем навеки, либо не будем никогда. Поэтому надо проводить жизнь, как старец Симеон, который был праведен и благочестив. Всем желаю проводить жизнь в праведности и благочестии, чаще посещать храм и встречаться здесь с Господом " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Верующим раздали иконки с Вифлеемским образом Божией Матери " Млекопитательница " . В праздник Сретения Господня вспоминается важное событие земной жизни Иисуса Христа (Лк. 2:22-40). По закону Моисееву (Лев. 12) в 40-й день по рождении ребенка мать должна была прийти с ним в храм, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. В то же время, когда Пресвятая Дева и Иосиф Обручник вошли с Богомладенцем в храм, туда пришел и праведный Симеон, которому было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа. Увидев Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и изрек пророчество о Спасителе мира: " Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля " (Лк. 2:29-32). Пресвятой Деве старец сказал: " Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец " (Лк. 2:35). " Сретение " по-русски означает " встреча " . Это встреча Ветхого Завета с Новым. ИА " Вода живая " , 14.02.20 Поделиться Упоминания в новостях 21 апреля 2024 21 апреля 2024 17 апреля 2024 14 апреля 2024 10 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024 20 апреля 2024 19 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 26 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024 20 апреля 2024 19 апреля 2024 18 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Грех 8-й Строение гробниц в память пророкам и прежде бывшим святым неугодно Господу, и даже противно Ему. Это видно из того, как написано: горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши. Сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы ( Лк.11:47–48 ). Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков ( Мф.23:31 ). Так ясно выражена эта истина в Св. Писании, и что народы, какие бы то они ни были сами по себе, но если они одержимы этим грехом и беззаконием, то чрез это стали врагами Богу за свою собственную непокорность воле Божией. А потому всякий человек, который познал истину Божию и спасение, дарованное Иисусом Христом для вечной жизни, то он не может иметь никакого общения в делах Божиих с людьми, которые одержимы изложенными выше грехами и беззакониями, так как Сам Господь сказал в Св. Писании в нижеследующих местах, говоря: выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас ( 2Кор.6:17 ). И апостол также говорит: я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами; не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской ( 1Кор.10:20–21 ). И еще смотрите —133— ниже: ( Откр.18:4 ; Быт.19:15 ; Лев.20:24–26 ; Числ.16:26 ; 3Цар.18:21 ; Пс.4:4 ; Прит.4:14–15 ; Песн.4:8 ; Ис.40:20; 52:11 ; Иер.50:8; 51:6:45 ; Иез.20:39 ; Мих.2:10 ; Зах.2:6–7 ; Мф.10:34–35 ; Лк.3:17; 12:51 ; Деян.20:40 ; 2Пет.1:4 ). Имея в виду изложенные выше писания, истинно верующий человек, или же желающий получить спасение для души своей, должен обязательно отделиться духовно с народами, которые одержимы грехами и беззакониями, которые изложены выше; иначе Господь угрожает непокорным осуждением на вечную погибель в адском огне, говоря: боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою; это смерть вторая ( Откр.21:8 ). Господи, долго жила душа моя с ненавидящими мир ( Пс.119:6 ); а теперь совет нечестивых будь далек от меня ( Иов.21:16 ). Душа моя не вступай на стезю нечестивых, и не ходи по пути злых, оставь его, не ходи по нему, потому что они не заснут, если не сделают зла, пропадет сон у них, если они не доведут кого до падения. Ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения ( Прит.4:14–17 ). Господи, не дай уклониться сердцу мою к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сладостей их ( Пс.140:4 ). И да отступит от неправды всякий, исповедующей имя Господа ( 2Тим.2:19 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово пробудившись ( diagrhgor»santej) может быть понято и как ‘оставаясь в бодрствовании’; если такое понимание верно, смысл отрывка будет в том, что, несмотря на сильное желание спать ( ЫpnJ ‘отягчены сном’, ср. с тем же глаголом kamabarunTmenoi Cfqalmo… ‘отяжелели глаза’ в Мк 14:40 об их сне в Гефсимании), ученики все-таки, преодолев слабость, смогли удержаться от сна. В любом случае понятно, что они увидели славу Иисуса и двух мужей, беседующих с Ним, но не смогли понять пророчества об исходе. Слова Петра kalTn ™stin nde можно понять и как ‘хорошо нам здесь быть’, то есть ‘хорошо нам здесь с Тобой, и пусть это блаженное состояние продлится’, и как ‘хорошо, что мы здесь’, подразумевая ‘хорошо, что мы можем здесь послужить Тебе, сделав кущи’. Многие современные переводы предпочитают второе понимание, но верно, по-видимому, все-таки первое, так как небесные собеседники Иисуса не нуждаются в кущах — в них нуждаются ученики, чтобы остаться на горе и, если возможно, продлить видение славы. Слово skhn» ‘палатка, шатер, куща’ у Семидесяти используется для перевода евр. ‘(остроконечный) шатер’, sukk„ ‘шатер, сложенный из циновок’ и miskan ‘жилище’. Этим словом обозначалась скиния — переносное место поклонения Богу в пустыне, а также кущи, изготавливаемые из ветвей широколиственных деревьев в праздник Кущей (Лев 23:42–43; Неем 8:14–17). В Лк 16:9 говорится о вечных обителях в Царстве Божием, ср. В доме Отца Моего обителей много (Ин 14:2) и также Откр 21:3: Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними. Может быть, Петр намеревался сделать кущи как земные образы небесных скиний, чтобы задержать на земле собеседников Иисуса и продлить чудесное видение (такой мотив находит параллель в апокрифических книгах Еноха). Если это понимание верно, слова не зная, что говорил означают, что намерение Петра было неосуществимо: свет Преображения не может остаться на земле прежде совершения исхода Иисуса Христа (Деян 1:6–8). Облако есть знак Богоприсутствия (Исх 16:10; 19:9; 24:15–18; 33:9–11) и одновременно Божественной тайны. Осенило их — глагол ‘осенять’ у Семидесяти употреблен в Исх 40:35: И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию и в Исх 24:15–18, где говорится о том, как слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней , и затем Моисей вступил в средину облака и взошел на гору.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010