Глава 15 1–7. Царствование 10-го иудейского царя Азарии-Озии. 8–12. Захария, 15-й царь израильский. 13–16. Селлум, 16-й израильский царь. 17–22. 17-й Менаим. 23–26. 18-й Факия. 27–31. 19-й Факей. 32–38. 11-й царь иудейский Иоафам. 4Цар.15:1 .  В двадцать седьмой год Иеровоама, царя Израильского, воцарился Азария, сын Амасии, царь Иудейский: 4Цар.15:2 .  шестнадцати лет был он, когда воцарился, и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Иехолия, из Иерусалима. 4Цар.15:3 .  Он делал угодное в очах Господних во всем так, как поступал Амасия, отец его. 4Цар.15:4 .  Только высоты не были отменены: народ совершал еще жертвы и курения на высотах. 4Цар.15:5 .  И поразил Господь царя, и был он прокаженным до дня смерти своей и жил в отдельном доме. А Иофам, сын царя, начальствовал над дворцом и управлял народом земли. 4Цар.15:6 .  Прочее об Азарии и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских. 4Цар.15:7 .  И почил Азария с отцами своими, и похоронили его с отцами его в городе Давидовом. И воцарился Иофам, сын его, вместо него. Продолжительному (52 года) 5 и цветущему царствованию Азарии-Озии, которому четвертая книга Царств уделяет лишь несколько стихов, а вторая книга Паралипоменон посвящает целую главу ( 2Пар.26 ). Там сообщается, что благочестие Азарии-Озии было особенно твердо, и успехи его царствования были особенно заметны во время руководительства им со стороны богопросвещенного первосвященника Захарии ( 2Пар.26:5 ). Из деяний этого царя, способствовавших благоустроению и процветанию Иудейского царства и доставивших Озии широкую известность даже у других народов, там названы: военные удачи в столкновениях с филистимлянами, аравитянами и аммонитянами; укрепление Иерусалимских стен башнями и особо изобретенными машинами для метания стрел и камней; возведение сторожевых башен в пустыне, иссечение там водоемов для скота, обширное скотоводство и разведение винограда и наилучшее вооружение войска в 307500 чел., с 2600 военачальниками (ст. 6–15). Но эти редкие успехи подали повод Азарии-Озии к самопревозношению и святотатству, которое и было наказано проказой, поразившей его в самом храме, где он дерзнул было присвоить себе первосвященнические функции ( 2Пар.26:16–21 ; ср. блаж. Феодорит, вопр. 46). Пораженный проказой и, как такой, обязанный по закону жить вне города ( Лев.13:46 ; 4Цар.7:3 ), Озия поселился «в отдельном доме» (ст. 5; 2Пар.26:21 ), евр. бе-бет га хофшит, LXX оставляют евр. термин без перевода: εν οκω αφφσυσθ (так и блаж. Феодорит, вопр. 46, слав.: «в дому апфусоф»); евр. хофшит заключает в себе понятие отдаленности и свободы, почему в Vulg: in domo libera Seorsum. Вероятно, Озия жил теперь в отдельном загородном доме, может быть, им нарочито для себя воздвигнутом (не «в больнице», как Гезениус, проф. Гуляев и пр. ). Делами управления до смерти Озии заведовал сын его Иоафам (ст. 5, 2Пар.26:21 ). Погребен был, как прокаженный, отдельно от других царей, хотя и близко к ним ( 2Пар.26:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И вот в шестисотый год жизни Ноя «…разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей » (Быт.7:11–12). И после окончания этих дней вода все прибывала и прибывала на землю. Сто пятьдесят дней поднимался ее уровень, так что даже все высокие горы, какие есть на земле, покрылись водой. « И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле » (Быт.7:21). Так совершилось великое наказание Божие развращенному и утопавшему во зле человечеству. Погибли все люди, и только один Ноев ковчег, заключивший в себе избранное семя для развития новой жизни, носился по необъятному морю, прообразуя собой грядущую Церковь Христову. Целый год продолжался потоп. Когда же сошла вода и земля обсохла, Господь повелел Ною выйти из ковчега и выпустить животных для размножения на земле. Выйдя из ковчега, Ной прежде всего воздал благодарение Господу за чудесное избавление. Он построил жертвенник Господу, взял чистых животных и принес во всесожжение. Такое благочестие Ноя было приятно Господу, и Он « сказал в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека » (Быт.8:21). Так как Ной со своим семейством являлся новым родоначальником человечества на земле, то Бог повторил ему благословение, данное прародителям: « И благословил Бог Ноя и сыновей его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]… » (Быт.9:1). После потопа наряду с растительной пищей Господь разрешил человеку употреблять в пищу и мясо животных, только запретил вместе с мясом есть кровь, ибо « душа тела (животных) в крови… » (ср. Лев.17:11). В то же время дан был закон против человекоубийства — на том основании, что все люди братья, и каждый из них носит в себе образ и подобие Божие. « Кто прольет кровь человеческую, – говорит Господь, – того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию » (Быт.9:6). И установил Господь завет с Ноем и его сыновьями и со всем их потомством « и со всякою душею живою » (Быт.9:10), который заключался в том, что « не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на истребление земли » (Быт.9:11). Знаменем этого вечного завета была избрана Богом радуга, появляющаяся в небе после дождя в знак того, что это не дождь потопа, а дождь благословения (Быт.9:12–17). Сыновья Ноя

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Объясн. Ещё новорождённому Младенцу Иисусу Христу мудрые волхвы уже принесли дары: злато, ладан и смирну. Не отвергал Спаситель даров и жертв и в конце Своей земной жизни: Мф.26:11 ; Лк.21:3 . О приношениях в храм пророчествовали: Малахия Мал.1:11 и Исаия Ис.60:7 . Мк.12:41–44 . «И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу». Объясн. Отсюда видно, что жертва на устроение и украшение храма угодна Господу. Чтобы не соблазнить в этом отношении других, Сам Сын Божий дал пошлину на храм: Мф.17:27 ; конечно, это приношение должно быть чистосердечное: 1Пар.29:17 . Лк.8:3 . «И Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим». Объясн. Вот пример служения Христу, на котором основывается христианское чувство, выражающееся в пожертвованиях на храмы, иконы и всякие другие благотворения, соединённые с именем Христовым: Мф.17:27 ; Мк.12:41 ; Мф.25:35 . Лк.21:4 . «Ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила всё пропитание своё, какое имела». Объясн. После этих слов Господа, не остаётся сомнения, что дары, приносимые в храм, приносятся самому Богу (ст.4) и, стало быть, угодны Ему: ( Мф.26:10–11 ; Сир.35:7–8 ; 2Кор.9:7 ). О светильниках и фимиаме Откр.1:12 . «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мной; и, обратившись, увидел семь золотых светильников». Объясн. Если в небесном чертоге Господа упоминается о золотых светильниках, то на каком же основании можно отрицать их необходимость на земле в храме для людей, облечённых чувственной плотью, требующей и в деле религии чувственные предметы: Лев.24:4 ; Деян.20:8 . Правда, что здесь под семью светильниками разумеются семь Церквей: ст.20, но достаточно и одного сравнения Церквей с светильниками, чтобы последние были употребляемы как прообразы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В ветхом завете храм был дан только еврейскому народу, в новом же завете он сделался достоянием всех народов. Дом Мой, домом молитвы наречется для всех народов, сказал Христос Спаситель ( Мк.11:17 ); поэтому новозаветные храмы устроятся не в Иерусалиме только ( Ин.4:21 ), но на всяком месте среди верующих. Как ветхозаветный храм во всех своих богослужебных приспособлениях устроен был по образу, показанному Моисею Самим Богом ( Исх.25:1, 8:9 ), так и новозаветные храмы с главнейшими предметами богослужения устрояются по образу храма небесного, показанного Богом тайнозрителю Иоанну ( Откр.11:1, 19, 15:5–8, 4:2–11 ). Храмы, как места особенного присутствия Божия и места молитвы, будут существовать на земле до второго пришествия Христа Спасителя. Апостол Павел, говоря о втором пришествии Христа Спасителя, замечает, что день Христов не наступит, доколе не придет прежде человек греха, сын погибели, т.е. антихрист, противящийся и превозносящийся выше всего... так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога ( 2Фес.2:1–4 ). По Слову Божию, пребывание рукотворенного святилища-храма среди народа означает пребывание там Самого Бога ( 3Цар.9:3 ; Иез.43:5–7 ; Лев.26:11–12 ). Следовательно, наоборот, отсутствие святилища, храма у известного народа есть верный признак того, что этот народ отступил от пути Божия, и Господь оставил его. б) Об иконах Почитая храмы Божии, мы должны почитать все святыни храма: св. иконы, честный крест, св. мощи, ибо все это установлено Самим Богом. В частности, относительно свящ. изображений, или икон, Богом даны следующие повеления: И сказал Господь Моисею, говоря: сделай из золота двух херувимов чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки и положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе ( Исх.25:1, 18:19–22 ; читай также Исх.26:1–31 ). В храме иерусалимском, заменившем скинию, также были поставлены св. изображения херувимов. И поставил он (Соломон) херувимов среди внутренней части храма... И на всех стенах храма кругом сделал резныя изображения херувимов... На двух половинах дверей из масличнаго дерева он сделал резных херувимов... ( 3Цар.6:23–27, 29:32 ). И хотя Соломону не было особого повеления от Бога сделать эти изображения, Господь не только не осудил его за это, но даже выразил особое благоволение к нему. Я услышал молитву твою, – говорил ему Господ, – и прошение твое, о чем ты просил Меня. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни ( 3Цар.9:3, 8:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

9 Да найдет рука Твоя всех врагов Твоих, десница Твоя да найдет всех ненавидящих Тебя. 10 Тогда положишь их, как раскаленную огнем печь, во время лица Твоего: Господь гневом Своим приведет их в смятение, и поест их огонь. 11 Плод их от земли истребишь и семя их от сынов человеческих. 12 Ибо они уклонили против Тебя зло, составили замыслы, которых не могут исполнить. 13 Обратишь хребет их, остальное Твоё приготовишь для лица их. 14 Вознесись, Господи, в силе Твоей, воспоем и прославим силы Твои. Псалом 21 1 В конец. Об утреннем заступлении. Псалом Давида. 2 Боже, Боже мой, вонми мне! Для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова грехопадений моих. 3 Боже мой! Взываю днем, и не слышишь, и ночью, и не в безумие мне. 4 Ты же во святом живешь, хвала Израиля! 5 На Тебя надеялись отцы наши, надеялись и Ты избавил их. 6 К Тебе взывали, и были спасаемы, на Тебя надеялись и не были в стыде. 7 Я же – червь, а не человек, поношение у людей и унижение в народе, 8 все, видящие меня, насмехались надо мною, кивали головою, говорили устами: 9 он надеялся на Господа, пусть Он избавит его, пусть спасет его, если угоден Ему. 10 Но Ты извлек меня из чрева, надежда моя от сосцов матери моей. 11 К Тебе привержен я от рождения, от чрева матери моей Ты – Бог мой. 12 Не отступай от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет. 13 Окружило меня множество тельцов, тучные волы обступили меня. 14 Раскрыли на меня пасть свою, как лев, похищающий и рычащий. 15 Я разлился, как вода, и разсыпались все кости мои, сердце моё стало, как воск тающий, посреди чрева моего. 16 Сила моя изсохла, как черепок, и язык мой прилип к гортани моей, и в прах смерти Ты низвел меня. 17 Ибо окружило меня множество псов, скопище злых обступило меня, они пронзили руки мои и ноги мои, 18 сосчитали все кости мои, а сами смотрели презрительно на меня. 19 Разделили ризы мои себе и об одежде моей метали жребий. 20 Ты же, Господи, не удали помощь Твою от меня, вонми мне на защиту. 21 Избавь от меча душу мою и от руки пса единородную мою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Иез.5:9 .  И сделаю над тобою то, чего Я никогда не делал и чему подобного впредь не буду делать, за все твои мерзости. Неслыханному безбожно будет соответствовать неслыханное наказание. Здесь весьма ощутительно видно, насколько для пленников была чем то неслыханным гибель нации. Для завоевания Иерусалима и вавилонского плена здесь кажется слишком сильное выражение (по-видимому, противоречащее Мф 24.21 ); можно разуметь разрушение Иерусалима при Тите и Адриане; и едва ли этому последнему пониманию может мешать соображение, что иудеи тогда не были уже народом Божиим и что они наказывались тогда за новый уже грех – отвержение Мессии (Клифот, Das Buch Ezechiels Prophet, 1864–1865, на это место), народ и грех его нельзя так дробить по эпохам. Иез.5:10 .  За то отцы будут есть сыновей среди тебя, и сыновья будут есть отцов сво­их; и про­изведу над тобою суд, и весь остаток твой раз­вею по всем ветрам. Этою ужасною противоестественностью тем, которые не останавливаются перед нарушением самых основных требований естественного нравственного закона, грозит и Лев. 26.29 ; Втор 28.53 ; но здесь угроза отягчается еще последними словами: «сыновья будут есть отцов». Подобное уже имело место при осаде Самарии ( 4Цар 6.24–29 ) и вероятно, это не простая гипербола при опасении ужасов вавилонской осады Иерусалима в Плач 2:20, 4:10 ; Вар. 2.8 ; Иер 19.9 . «Можно разуметь и римскую осаду» (блаж. Иероним). – «Я весь остаток твой, т. е. уцелевшее от осады, развею». Такая же метафора в Иез.12.14, 17.21 ; cp. Иер 49.32, 36 . Иез.5:11–17 . Наказание Иерусалима описывается ближе, в его исполнении, под все повторяющимся уверением, что не Иезекииль, а Господь так говорит; это делается в трех различных тирадах, которые отделяются друг от друга через столько же раз повторенное: «Я Господь изрек сие» (ст. 13, 15 и 17). Иез.5:11 .  Посему, – живу Я, говорит Го­с­по­дь Бог, – за то, что ты осквернил святилище Мое всеми мерзостями тво­ими и всеми гнусностями тво­ими, Я умалю тебя, и не по­жалеет око Мое, и Я не по­милую тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.4:7 .  Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы? Иов.4:8 .  Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его; Иов.4:9 .  от дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают. В подтверждение справедливости своего взгляда Елифаз ссылается, во-первых, на опыт и знание самого Иова, не видавшего будто бы в течение своей жизни случаев гибели праведника (ст. 7); и во-вторых – на личный опыт. Последний ручается за то, что наказываются лишь те, которые подготовляли почву для зла ( «оравшие нечестие») и делали его ( «сеявшие зло»; ср. Ос 10.13 ). Уподобление злодеев в их деяниях земледельцам вызывает соответствующий образ для выражения мысли о наказании их божественным гневом. Насаждения злодеев погибают, подобно трудам земледельцев, от знойного ветра (ст. 9; ср. Иер 4.11 ; Иез 17:10, 19:12 ; Ос 13.15 ). Иов.4:10 .  Рев льва и голос рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются; Иов.4:11 .  могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассеиваются. Гибель целой семьи львов представляет, по мнению экзегетов, намек на судьбу семейства Иова. Иов.4:12–21 . Для сообщения своему взгляду большей убедительности, авторитетности Елифаз ссылается на бывшее ему откровение, описывая сначала форму, в которой оно было сообщено (ст. 12), затем время получения (ст. 13), испытанное при этом состояние (ст. 14–16) и, наконец, самое содержание (ст. 17–21). Иов.4:12 .  И вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него. Иов.4:13 .  Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, Сообщенное в форме шепота (евр. «семец», переданное в синодальном чтении выражением «нечто», Симмах переводит « ψιθυρισμς», Вульгата – «sussurus» – «шелест», «шепот») и проникшее в душу Елифаза помимо его сознания и воли ( «тайно принеслось слово», в буквальном переводе: «ко мне прокралось слово»), откровение было получено им «среди размышлений о ночных видениях». Еврейское «бишифим», чему соответствует синодальное «среди размышлений», собственно значит «ветви», «разветвления», по отношению к душевной деятельности «перепутывающиеся мысли», «сумятицу мыслей» (Дильман). Откровение падало на то время, когда Елифаз пробудился с душою, смущенною беспокойными мыслями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6) Прикосновение к умершим есть осквернение ( Лев.21:11 ; Чис.19:11 ). Таково было ветхозаветное установление. В новозаветное время тело человека, облагодатствованное в таинствах, сподобляется быть храмом Святого Духа ( 1Кор.3:16, 6:19 ). Останкам святых человеков присуща благодать Божия. Почитание святых мощей и есть почитание присущей и действующей через них силы Божией. О каком осквернении здесь может быть речь? «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян.10:15 ). 7) Нетленных останков не может быть: «тление не наследует нетления» ( 1Кор.15:50 ). Апостол не о мощах говорит, а об изменении при воскресении мертвых силою Божией тел земных, тленных, смертных на тела нетленные, бессмертные ( 1Кор.15:52–54 ). «Тление (тело смертное, тленное) не наследует нетления», а должно измениться. Святые мощи прежде общего воскресения процветают начатками нетления, но и они при «последней трубе» изменятся в тела духовные, бессмертные. «В будущем веке», – говорит блаженный Феофилакт , – «будет наслаждаться Царством не нынешнее тело, состоящее из плоти и крови. Ибо там нет пищи и питья, которыми питается нынешнее тело… Посему необходимо нашему телу сделаться духовным и нетленным». 412 – «Плотью и кровью называет», – объясняет блаженный Феодорит , – «природу смертную. Α ей, будучи еще смертною, невозможно улучить Небесного Царства. Сие то и присовокупил апостол: и тление не наследует нетления. Но ясно, что, сделавшись нетленною, насладится обетованных благ». 413 8) Чудес от мощей не может быть: «разве над мертвыми Ты сотворишь чудо?» ( Пс.87:11–13 ). Из приведенного текста только сектанты способны делать такой вывод. О всемогуществе Божием псалмопевец ясно учит: «Бог наш – на небесах и на земле; творит все, что хочет» ( Пс.113:11 ). «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах..». ( Пс.134:6–10 ). «Кто Бог так великий, как Бог наш! Ты – Бог, творящий чудеса» ( Пс.76:14–15 и др.). Какой же истинный смысл разбираемого места? «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо?» Т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Открой перед служителем алтаря Господня всю душу твою со всеми ее греховными делами и нечистыми помыслами, помня слова Св. Писания: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. Сол. 28:13). Не забывай, что все, что откроешь на исповеди здесь, на земле, будет закрыто там, на небе; и что скроешь здесь, на земле, то откроется, как преступление, там, на небе, в день страшного суда Христова над всем миром и тобой! 1) Покаяние, или Исповедь, существовала еще в Ветхом Завете: Лев. 5:5–6 ; Числ. 5:7 ; Прит. 28:13 ; Прем. Сол. 11:24; Примеры: Числ. 12:11–13 ; 2Цар. 12–13 ; Ездр. 10:10–11 ; Неем. 1:6–7 ; Ионы гл. 3–я. 2) Проповедовал о Покаянии и Иоанн Креститель: Мф. 3:2–6; Мр. 1:15 . 3) Христос обещал Апостолам дать власть прощать или не разрешать людям их грехи: Мф. 16:19; 18:18; а по воскресении дал им эту власть: Иоан. 20:21–23 . 4) Св. Апостолы пользовались данной им властью прощать или связывать грехи: 1Тим. 1:20 ; 1Кор. 5 гл. и 2Кор. 2:8–10 . 5) Апостолы передали эту власть своим законным преемникам, пастырям Церкви: Иак. 5:14–16 ; 1Тим. 5:18–20 ; Еф. 4:11 ; Иуды ст. 22–23, ибо Христос сказал им: Мф. 28:20. 6) Все грехи могут быть прощены, кроме «греха к смерти»: Иоан. 5:16 , «хулы на Духа Святого»: Мф. 12:31–32; непочитания за святыню «Крови Завета» и произвольного греха: Евр. 6:4–6; 10:26–29 . 7) Без исповеди во грехах человек не может наследовать вечной жизни: Откр. 21:27 . О Святом Елеосвящении «Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Елеосвящение есть такое таинство, в котором, при помазании пресвитерами Церкви больного елеем во имя Господне и при их молитве о нем, подается больному, по вере его и молящихся пресвитеров, не только исцеление тела, но и прощение грехов. Священное употребление елея, или масла, было еще в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Ясно, что, по Апостолу, нравственное чувство в человеке живо только до тех пор, пока в нем живет идея Всесвятейшего Существа Бога. Кто почитает Бога, тот облагораживает сам себя, а кто отвергает Его, тот падает все ниже и ниже в нравственном отношении. «Независимой» морали Апостол, очевидно, не признает. Рим.1:28 .  И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, Рим.1:29 .  так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, Рим.1:30 .  злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, Рим.1:31 .  безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Рим.1:32 .  Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют. Второе проявление гнева Божия. За то, что язычники не восхотели познание о Боге сделать руководящим началом в своей жизни, Бог отдал их во власть полного потемнения нравственного сознания. – «Превратному уму». Ум превратный ( αδκιμος) – не в состоянии узнать, в чем зло и в чем добро. – «Непотребства» ( τα μ καθκοντα) ­­ то, что считалось ранее безнравственным и у самих язычников и что они потом, с утратою правильно функционирующего ума, стали считать хорошим и потому безбоязненно совершать. – «Так что они исполнены…». Здесь Апостол дает более обстоятельное описание «непотребств» язычников. Перечень пороков у Ап. Павла дается еще в следующих местах; Рим 13:13 ; 1Кор 5:10–11, 6:9–10 ; 2Кор 12:20–21 ; Гал 5:19–21 ; Еф 4:31, 5:3–4 ; Кол 3:5, 8 ; 1Тим 1:9–10 ; 2Тим 3:2–5 . Как там, так и здесь Апостол не держится строго логического распорядка: встречаются рядом понятия более широкие и более тесные, связываются родственные пороки и подобоименные (напр., φθνος и φνος). От перечня грехов, встречающегося в Ветхом Завете (напр., Ucx XX-XXIII гл.; Лев. 19 ; Втор. 27 ) перечень Ап. Павла отличается тем, что в Ветхом Завете выступают, прежде всего, на вид отдельные действия и особо грубые грехи, а у Павла находятся на первом плане греховные настроения, как источник отдельных грехов. – «Они знают праведный суд Божий» (ст. 32-й), т. е. чего требует Бог, как Законодатель и Судия. Это – естественный закон нравственного сознания ( Рим.2:15 ), который устанавливает такое положение, что делающие такие дела достойны смерти, т. е. вечной смерти. Нужно заметить, что и язычники имели понятие о вечных адских мучениях, ожидающих упорных грешников по смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010