А вот жертва Авеля совершается в точном соответствии с предписаниями Книги Левит: «И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его» ( Быт. 4:4 ). Откуда древние люди знали такие тонкости, которые позже будут записаны Моисеем? Вот это знание, которое передавалось от отца к сыну, в те времена считалось естественной формой богопознания. В наше время оно называется Священным Преданием. Ной, который никогда не читал Книгу Левит, знает, какие животные чистые, какие нечистые ( Быт 7:2–3 ). И Авель знает, как приносить жертву: «от первородных стада своего и от тука их» ( Быт. 4:4 ). Сказано: «и принесет он из мирной жертвы в жертву Господу тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях» ( Лев. 3:3 ). Авраам знает, что такое «десятина», когда приносит ее царю Салима Мелхиседеку ( Быт. 14:20 ), Иаков знает, что такое «обет» – обещание Богу десятины по обету ( Быт. 28:22 ), то есть в случае, если исполнятся какие-то обстоятельства. То есть мы можем служить Богу, но Бог смотрит на сердце человека, как он служит Богу, с каким намерением он совершает свои пожертвования, приносит свою жертву перед Богом. И вот здесь мы коснемся темы, которую нам очень важно осознать! Каин приносит жертву без пролития крови. Моисеев закон учит нас, что жертву без пролития крови приносили за малозначительные проступки ( Лев. 2:4 ). То есть если совершалось какое-то незначительное преступление, то приносилась такая жертва, жертва без пролития крови. Но если грех был какой-нибудь серьезный, он требовал и серьезного отношения, серьезной жертвы. И приносилась жертва с пролитием крови, когда приносящий ее как бы признавал себя достойным смерти, и такая жертва носила заместительный характер. Авель приносит именно такую жертву! В Книге Левит есть очень интересный текст. Там сказано, что если священник осмотрит прокаженного и увидит, что проказа на его теле местами, он объявит его нечистым. Дальше сказано: «Если же проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног, сколько могут видеть глаза священника, и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым…» ( Лев. 13:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И дела трудов их обетшают: не только сами праведники будут жить до глубочайшей старости, но и дела их праведных трудов обетшают, или сделанное ими долго просуществует и для отдаленных потомков их станет глубоко древним (таковы дома, города и стены праведных, Ис.58:11–12 ). 23–24. Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними. И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу. (Избраннии же Мои не имут трудитися вотще, ниже породят чад на проклятие, яко семя благословено есть Богом, и внуцы их с ними будут. И будет, прежде неже воззвати им, Аз услышу их, еще глаголющым им, реку: что есть?) Избранные рабы Божии и жить будут долго, и трудиться будут в радости, ибо всякое дело их, в поле или в винограднике, будет не напрасным (ст.13–14,21); они будут рождать детей не на проклятие, а на благословение от Господа (ст.20); и не только они сами будут жить долго, и увидят детей своих, но даже и внуки их будут жить с ними долго (ст.22). И к этим потомкам Господь будет так же милостив, как и к их праведным предкам: с истинно отеческой любовью, бдительностью и предупредительностью Господь будет приходить к ним на помощь; Он будет слышать не только их слова, но и тайные вздохи их сердца, прежде нежели они выскажутся в словах молитвы (ср.ст.1; гл.58:8–9). 25. Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь. (Тогда волцы и агнцы имут пастися вкупе, и лев яко вол снесть плевы, и змия землю яко хлеб: не повредят, ниже погубят на горе святей Моей, глаголет Господь). Благословение избранных рабов Божиих выразится в полноте их радости, ибо на месте их обитания не будет ни откуда зла, вражды и страха. На святой горе Божией они будут представлять мирную паству Господа: здесь и волк будет пастись вместе с агнцем; и лев будет как вол есть солому, – не будет кровожадным; и змея будет питаться прахом земли, как хлебом, – никому не повредят, никого не погубят.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

«Потаенные места» – тайники, куда прятались наиболее ценные вещи. – Братьями и соседями едомитян были амаликитяне, хорреи, симеониты и др. племена. Иер.49:11 .  Оставь сирот тво­их, Я поддержу жизнь их, и вдовы твои пусть надеют­ся на Меня. Так как Едом не может уже сам заботиться о своих вдовах и сиротах, то должен вручить их милосердию Иеговы, Который и обещает им защиту. Иер.49:12 .  Ибо так говорит Го­с­по­дь: вот и те, которым не суждено было пить чашу, непремен­но будут пить ее, и ты ли останешься не­на­ка­за­н­ным? Нет, не останешься не­на­ка­за­н­ным, но непремен­но будешь пить чашу. «Которым не суждено было» – это, конечно, евреи, которые должны были наследовать блага земли обетованной ( Исх 3.7–8 ). Иер.49:13 .  Ибо Мною клянусь, говорит Го­с­по­дь, что ужасом, по­смея­ни­ем, пустынею и про­клятием будет Восор, и все города его сделают­ся вечными пустынями. «Восор» – Боцра, гл. город Идумеи (ср. Ис 34.6 ). Иер.49:16 .  Грозное по­ложе­ние твое и надмен­ность сердца твоего обольстили тебя, живущего в рас­селинах скал и занима­ю­щего вершины холмов. Но, хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое, и оттуда низрину тебя, говорит Го­с­по­дь. Жилища свои идумеи высекали в скалах, делали там искусственные, недоступные для пришельцев из других мест, пещеры. Иер.49:19 .  Вот, восходит он, как лев, от воз­выше­ния Иордана на укреплен­ные жилища; но Я заставлю их по­спешно уйти из Идумеи, и кто избран, того по­ставлю над нею. Ибо кто подобен Мне? и кто по­требует ответа от Меня? и какой пастырь про­тивостанет Мне? «Он», – конечно, вавилонский царь. – «Как лев от возвышения Иордана». – точнее: как лев из высоких зарослей Иордана (ср. Иер 12.5 ). – «На укрепленные жилища», – т. е. на города идумейские. – «Но Я заставлю», точнее: в самом деле, Я заставлю их (едомлян) поспешно уйти… и т. д. – «Пастырь» – царь, предводитель. Иер.49:20 .  Итак выслушайте определе­ние Го­с­по­да, какое Он по­ставил об Едоме, и намере­ния Его, какие Он имеет о жителях Фемана: истин­но, самые малые из стад по­влекут их и опустошат жилища их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разъяснение дано в книге Лев.23:15 «отсчитайте себе от первого дня после праздника (пасхи), в который приносите сноп потрясения, семь полных недель " … Здесь, таким образом, второй день пасхи ясно определяется началом счисления «семи седмиц», и начало для всех уже одно, строго определенное, независящее от раннего или позднего посева разных домохозяев. Затем, в той же 16 главе в 13 стихе не совсем понятное название праздника кущей употребляется без пояснений: «праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и с точила твоего». Очевидно, как своеобразное и само по себе малопонятное название праздника, так и время его празднования предполагают подробные и всеми уже известные разъяснения, находящиеся в Лев.23:34–44 и Числ.29:15–39 . Такие же «пропуски» и «предварительные пояснения» заметны в 18 главе в законах о священниках и левитах (1–8 ст.). Например, во 2 стихе читаем: «удела ему (т.е. Левиину колену) не будет между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему». Своеобразное наименование Господа «уделом» Левиина колена и ссылка на бывшие слова Самого Господа получают свое объяснение лишь в предыдущих книгах: «и сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела. Я – часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых» ( Числ.18:20 ), при чем употребляются вполне тождественные технические термины: «часть и удел» – chelek и nachalah. То же сходство видно в законах 14 и 18 глав Второзакония и 6 и 7 глав книги Левит и 18 главы Чисел 49 . Очень характерен (например, во Второзаконии 18, 1) термин: они должны питаться «жертвами» (по – еврейски – собственно огнями). Этот термин ясно указывает на употребление огня при жертвоприношении, о чем говорится в соответствующих законах Лев.3:7;24:7,9 и др. Таких примеров масса. Точно также и третий – пророческий отдел Второзакония (28–33гл.) стоит в такой же теснейшей связи, как вывод и теократическое освящение всей предыдущей и современной Моисею истории Израиля и его отношения к закону и Законодателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Книжникам и фарисеям, которые присутствовали при этом и искали повода обвинить Его, сказал: «Я не пришел нарушить закон или пророков, но исполнить ( Мф.5:17 )». Но исполнение потребно там, где есть недостаток. И каково должно быть исполнение, (сие) показывает, говоря: «вот, восходим мы в Иерусалим, и исполнится все, что написано обо Мне ( Лк.18:31 )». А о недостатках сказал: «древнее прошло ( 2Кор.15:17 )». Тем же, кои крещены в то, что совершенно, и погружены были в то, что превосходнее, и обновлены посредством того, что изобильнее, говорит: «скорее небо и земля прейдут, нежели пропадет одна черта из закона ( Лк.16:17 )», и: «всякий, – говорит, – кто нарушит одну из заповедей ( Мф.5:19 )», то есть, нового завета. «Кто ударяет тебя в (одну) щеку, обрати ему и другую ( Мф.5:39 )». Сим утверждает, что то (сказанное древним) изречение: «удар за удар (ср. —87— Исх.21:25; 24:19:20 )» несовершенно, поскольку то, что совершенно и истинно, установил во дни благодати, говоря: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не можете войти в царство небесное ( Мф.5:20 )». Итак, тем сказано было: «не убивай ( Исх.20:13 )», вам же: «не гневайся ( Мф.5:22 )»; тем: «не прелюбодействуй ( Исх.20:14 )», а вам: «не вожделей ( Мф.5:28 )», там «зуб за зуб ( Исх.21:24 ; Лев. 24:20 ; Втор.19:21 )», а здесь: «кто ударяет тебя в щеку, обрати к нему и другую ( Мф.5:39 )». И иным образом тому же учит: «если ты, – говорит, – хочешь принести дар твой на алтарь твой, то оставь дар твой и пойди примиришься ( Мф.5:23:24 )», – что сказал для того, дабы никто не оставался в сомнении о том, справедливо или нет пренебречь Божественным жертвоприношением и оставить без отмщения преступников. «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев ( Мф.5:20 )». Поскольку, если закон повелевает: «не собирай колосьев после жатвы твоей, и не сбивай маслин твоих два раза, и не подбирай ягод в винограднике твоем, но пусть остается это бедным ( Лев.19:9:10 )», если сие сказано тем, которые живут под законом, то что повелевается христианам, коим Господь сказал: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не можете войти в царство небесное ( Мф.5:20 )».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Кто ударяет тебя в (одну) щеку, обрати к нему и другую» (ср.: Мф. 5:39). Этим утверждает, что то (сказанное древним) изречение: «удар за удар» (ср.: Исх. 21:23–25), несовершенно, поскольку то, что совершенно и истинно, установил во дни благодати, говоря: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не можете войти в Царство Небесное» (Мф. 5:20). Итак, тем сказано было: «не убивай» (Исх. 20:13), — вам же: «не гневайся» (ср.: Мф. 5:22); тем: «не прелюбодействуй» (Исх. 20:14), — а вам: «не вожделей» (ср.: Мф. 5:28); там: «зуб за зуб» (Исх. 21:24. Лев. 24:20. Втор. 19:21), — а здесь: «кто ударяет тебя в щеку, обрати к нему и другую» (ср.: Мф. 5:39). И иным образом тому же учит: «если ты хочешь принести дар твой на алтарь твой, то оставь дар твой и пойди примириться» (ср.: Мф. 5:23–24), — что сказал для того, дабы никто не сомневался, справедливо или нет пренебречь Божественным жертвоприношением и оставить без отмщения преступников. «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев» (Мф. 5:20). Поскольку, если закон повелевает: «не собирай колосьев после жатвы твоей, и не сбивай маслин твоих два раза, и не подбирай ягод в винограднике твоем, но пусть остается это бедным» (ср.: Лев. 19:9–10), — если сие сказано тем, которые живут под законом, то что повелевается христианам, которым Господь сказал: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не можете войти в Царство Небесное» (Мф. 5:20)! «Вы слышали, что сказано " не убивай " , ибо кто убивает, подлежит суду. А Я говорю вам: кто говорит брату своему: " безумный " » (ср.: Мф. 5:21–22). Потому что это имя («безумный») также оскорбляет человека по причине (выражаемого им) пренебрежения. Человек, хотя и простой, понимает течение времени, мудрый же понимает течение помыслов [если люди простые или необразованные умеют наблюдать течение времени, то мудрые понимают и течение помыслов, и потому могут умерять и подавлять движения гнева и вызывающие обиду слова]. Итак, совершенных хотел привести к совершенным, то есть совершенных — к Ангелам. У Господа праведники виновны, дабы и сами признавали себя виновными друг перед другом. Бог дал свободу человеку, которого создал по образу Своему, дабы тот властвовал над желанием, — как и Бог, имеющий (это) по (самой) Своей природе. И примет, как и Бог, хотя уже всем владел по природе, однако свободно подверг Себя изменчивостям человеческой жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

823 Исх 3, 14. 824 По новому Синодальному русскому переводу: Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди — ред. 825 У пер.: действительным — ред. 826 У пер.: корабля — ред. 827 У пер.: окраины — ред. 828 Мф 11, 11. В тексте дана сноска: Мф 11, 19 — ред. 829 Исх 20, 12 17]; Лев 20, 9. 830 Ис 29, 13. 831 Исх 20, 21; Лев 20. 832 1 Тим 5, 3. 833 1 Тим 5, 17. 834 Втор 25, 4. 835 Лк 10, 7. 836 У пер.: истрачиваю — ред. 837 Деян 10, 15. 838 1 Кор 10,21. 839 У пер.: претыкание — ред. 840 По новому Синодальному русскому переводу: Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой небесный насадил, искорнится — ред. 841 У пер.: недоумение — ред. 842 По новому Синодальному русскому переводу: Всякое растение, которое не Отец Мой небесный насадил, искорнится — ред. 843 У пер.: насаждение — ред. 844 1 Кор. 3, 6. — По новому Синодальному русскому переводу: Я насадил, Аполлос поливал — ред. 845 1 Кор 3, 6. 846 1 Кор 3, 9. 847 У пер.: разные природы — ред. 848 Иер2, 21. 849 Тит 3, 10–11. 850 Мф 10, 5. 851 Мк 7, 26. 852 У пер.: Ханянитянка — ред. 853 У пер.: покланяется — ред. 854 У пер.: в целом его виде–ред. 855 У пер.: остатками щенков — ред. 856 Пс 21, 17. 857 Фил 3,2. 858 Мф 9, 22. 859 По новому Синодальному русскому переводу: Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому, и, взойдя на гору, сел там. И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым — ред. 860 По новому Синодальному русскому переводу: И Он исцелил их; так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева — ред. 861 По новому Синодальному русскому переводу: лодку — ред. 862 По новому Синодальному русскому переводу: Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня нахдятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге — ред. 863 У пер.: Он имеет — ред.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Сразу две заповеди прямо нарушил Давид – заповедь Десятословия «не прелюбы сотвори» ( Исх.20:14 ; Втор.5:18 ), не прелюбодействуй, и заповедь, данную еврейскому народу для соблюдения чистоты его богоизбранности: не брать " себе жен иноплеменных из народов земли» ( 1Ездр.10:2 ) 341 ( Неем.13:26 ). (надо полагать, что жена хетта Урии также была из хеттского народа). Нарушил он и еще одну заповедь Десятословия: «не убий» ( Исх.20:13 ; Втор.5:17 ), нарушил косвенно, приказав послать Урию на верную смерть, но мы-то уже знаем, что Бог желания в деяния вменяет. Поэтому блудное поползновение Давида стало для него источником осквернения – а под осквернением Ветхий Завет понимает прежде всего нечистоту сакральную, негодность для пребывания в общении Дома Божия 342 ( Лев.15:31 ), – «не должно осквернять землю, на которой вы живете, среди которой обитаю Я; ибо Я Господь обитаю среди сынов Израилевых» ( Числ.35:34 ). О грехе же Давидовом сказано так: «С женою ближнего твоего не ложись, чтобы ... оскверниться с нею» ( Лев.18:20 ).. Но слезами Давида, которые он проливал об этом согрешении своем, до сих пор плачет весь мир, вспоминая свои грехи, – эти слезы слились в 50-й псалом, который нам положен и для ежедневного чтения 343 , и для чтения в случаях особых, когда власть греха обуревает нас особенно сильно. Но кто видел мои слезы? кто слышал мой плач о грехах? Откуда это окамененное нечувствие 344 ? А ведь оно есть – не лгу же я себе, когда ежевечерне прошу Господа избавить меня от него... Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Преступи среде. Чти вторнику. Очисти, якоже мытарь, вопию Ти, Спасе, очисти мя: никтоже бо сущих из Адама, якоже аз, согреших Тебе. Рече Господь притчу сию: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лк.18:10–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

   Сразу две заповеди прямо нарушил Давид — заповедь Десятословия «не прелюбы сотвори» (Исх.20:14; Втор.5:18), не прелюбодействуй, и заповедь, данную еврейскому народу для соблюдения чистоты его богоизбранности: не брать «себе жен иноплеменных из народов земли» (1Ездр.10:2) (Неем.13:26). (надо полагать, что жена хетта Урии также была из хеттского народа).    Нарушил он и еще одну заповедь Десятословия: «не убий» (Исх.20:13; Втор.5:17), нарушил косвенно, приказав послать Урию на верную смерть, но мы-то уже знаем, что Бог желания в деяния вменяет.    Поэтому блудное поползновение Давида стало для него источником осквернения — а под осквернением Ветхий Завет понимает прежде всего нечистоту сакральную, негодность для пребывания в общении Дома Божия (Лев.15:31), — «не должно осквернять землю, на которой вы живете, среди которой обитаю Я; ибо Я Господь обитаю среди сынов Израилевых» (Числ.35:34). О грехе же Давидовом сказано так: «С женою ближнего твоего не ложись, чтобы ... оскверниться с нею» (Лев.18:20)..    Но слезами Давида, которые он проливал об этом согрешении своем, до сих пор плачет весь мир, вспоминая свои грехи, — эти слезы слились в 50-й псалом, который нам положен и для ежедневного чтения, и для чтения в случаях особых, когда власть греха обуревает нас особенно сильно.    Но кто видел мои слезы? кто слышал мой плач о грехах?    Откуда это окамененное нечувствие? А ведь оно есть — не лгу же я себе, когда ежевечерне прошу Господа избавить меня от него...     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Преступи среде. Чти вторнику.     Очисти, якоже мытарь, вопию Ти, Спасе, очисти мя: никтоже бо сущих из Адама, якоже аз, согреших Тебе.    Рече Господь притчу сию: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.18:10—14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Ис.66:3 . «Воскуряющий фимиам (в память) то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их». Объясн. Здесь обличается еврейский народ за свою нераскаянность, за принесение жертв без соответствующего душевного настроения; без сокрушения сердца, смирения и трепета пред Богом: ст.2. А эти именно качества и требуются от молящихся Православной Церковью. Следовательно, относить этот стих Исаии к Православной Церкви неразумно, тем более что православные при светильнике и фимиаме молятся не идолу, а истинному Богу и употребляют таковые по Слову Божию: Исх.31:11 ; Лев.24:4 . Иер.6:20 . «Для чего Мне ладан, который идёт из Савы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне». Объясн. Устами пророков изобличаются обыкновенно неблагодарные и вероломные евреи за то, что они оставили Господа: Ис.1:4 , суд превратили в отраву: Ам.5:7 , руки полны крови: Ис.1:15 . При таком их беззаконии бесполезна всякая обрядность, как, например, и описанная здесь. Но для людей, послушных заповедям Господним, должны были быть святы повеления Господни и о светильниках и о фимиаме (ладане): Исх.25:31:37, 30:1:7, 35–38 . В Новом Завете нигде не говорится об отмене употребления светильников и фимиама, но в пользу их было сказано: Деян.20:7 ; Мф.2:11 ; Флп.4:18 ; Откр.1:18:7:3–5 . О продаже в храме церковных свечей Мк.11:15 . «Пришли в Иерусалим. Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул». Объясн. Иерусалимские торжники и менялы превратили храм в дом торговли: Ин.2:16 и сделали его вертепом разбойников: Мк.11:17 ; в православном храме продажа свечей представляет собой не столько торговлю, сколько приём денежных жертв для возжжения светильников: Деян.20:8 ; Исх.25:31 ; Лев.24:4 . Лк.19:45 . «И вошед в храм, начал выгонять продающих в нём и покупающих». Объясн. Здесь опять-таки разумеются Иерусалимские торжники и менялы, превратившие храм в дом торговли и вертеп разбойников: Ин.2:16 ; Мф.21:13 , сравнивать это с продажей свечей неразумно, ибо для поддержания храма продающие свечи церковные старосты как бы жертву принимают на храм: Мф.17:24 ; Мк.12:41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010