10:19). Он ходит, как лев, с великой яростью, но если нападет на имеющих Христа, и крест на челе, и огонь Духа, и светильник никогда не угасающий, то не в состоянии будет даже взглянуть на них, но, обратившись назад, убежит и не посмеет возвратиться. А дабы тебе убедиться, что сказанное мною — не пустословие, посмотри на Павла. Он также был человек, и, однако, этот лев так боялся его, что бегал от одежд и тени его. И неудивительно; он не мог выносить благоухания Христова, исходившего и распространявшегося от Павла, не мог взирать на светильник добродетели. « Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих » (ст. 4). Всегда нужно помнить, что должно не просто только молиться, но молиться так, чтобы быть услышанным. Молитва недостаточна для получения желаемого, если мы не будем воссылать ее так, как угодно Богу. И фарисей молился, но не получил пользы; и иудеи также молились, но Бог отвращался от молений их, потому что они молились не так, как должно молиться. Поэтому нам заповедано молиться такою молитвою, которая могла бы быть вполне услышана. Это пророк выразил и в предыдущем псалме, где не только просил быть услышанным, но вместе с тем сделал все должное и со своей стороны. Что же такое? Именно: « каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою »; еще: « утомлен я воздыханиями моими »; еще: « удалитесь от меня все, делающие беззаконие »; и еще « иссохло от печали око мое » (Пс. 6:6–9). 4. Все это, именно: рыдания, слезы, воздыхания, удаление от людей порочных, страх и опасение суда Божия, достаточны для того, чтобы быть услышанным от Бога. И в другом месте пророк сказал: « услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор » (Пс. 4:2). Чтобы быть услышанным от Бога, это зависит от следующих условий: во–первых, если мы достойны получить просимое; во–вторых, если мы молимся согласно с законами Божиими; в–третьих, если молимся непрестанно; в–четвертых, если не просим ничего житейского; в–пятых, если просим полезного; в–шестых, если исполняем должное и со своей стороны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

(1) Руководителю: на айелэт-ашшахар; псалом Давида. (2) Б-г мой! Б-г мой! Зачем Ты оставил меня, далек Ты от спасения моего, (от) вопля моего. Б-г мой! (3) Взываю я днем, но Ты не отвечаешь, и ночью без умолку я. (4) А Ты, Святой, обитаешь (среди) славословий Йисраэйля! (5) На Тебя уповали отцы наши, уповали – и Ты спасал их, (6) К Тебе взывали они – и спасены были, на Тебя уповали – и не были пристыжены. (7) Но я – червь, а не человек, (в) поношении (у) людей и в презрении (у) народа. (8) Все видящие меня насмехаются надо мной, разевают рот, качают головой. (9) (Кто) полагается на Г-спода, того избавит Он, спасет его, ибо благоволит к нему. (10) Ты исторг меня из чрева, успокоил меня у груди матери моей. (11) На (попечение) Твое брошен я от утробы, от чрева матери моей – Б-г мой Ты. (12) Не удаляйся от меня, ибо бедствие близко, ибо нет помощника. (13) Обступило меня множество быков, сильные (быки) Башана окружили меня. (14) Разверзли на меня пасть свою, (как) лев терзающий и рыкающий, (15) Как вода, пролился я, и рассыпались все кости мои, стало сердце мое, как воск, растаяло среди внутренностей моих, (16) Высохла, как черепок, сила моя, и язык мой прилип к гортани моей, прахом смертным Ты делаешь меня, (17) Ибо окружили меня псы, толпа злых обступила меня; как лев, (терзают) руки мои и ноги мои. (18) Пересчитать (мог бы) я все кости мои. Они смотрят и разглядывают меня, (19) Делят одежды мои между собой и об одежде моей бросают жребий. (20) Но Ты, Г-споди, не удаляйся! (21) Сила моя, на помощь мне спеши! Спаси от меча душу мою, от пса – единственную мою. (22) Спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов. Ты ответил мне! (23) Возвещу имя Твое братьям своим, в собрании восхвалять буду Тебя. (24) Боящиеся Г-спода, восхвалите Его! Все семя Йаакова, чтите Его и благоговейте пред Ним, все семя Йисраэйля! (25) Ибо не презрел Он и не отверг мольбу бедняка, и не скрыл лица Своего от него, и когда он воззвал к Нему – услышал. (26) От Тебя – слава моя в собрании большом; выполню обеты свои перед боящимися Его. (27) Есть будут смиренные и насытятся, хвалить будут Г-спода ищущие Его, пусть живо будет сердце ваше вовек. (28) Вспомнят и возвратятся к Г-споду все концы земли, и склонятся пред Тобой все племена народов. (29) Ибо Г-споду – царство, и властелин (Он) среди народов. (30) Вкушали и поклонялись все тучные земли; пред Ним повергнутся все сходящие в прах; и души его не оживит. (31) Потомство (их) служить будет Ему, рассказано будет о Господе (из рода) в род. (32) Придут и расскажут о справедливости Его, (о том), что сотворил Он, народу, который родится.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

2 . Прежде всего покажем, что написанное о жертвах есть, по словам Апостола, «образы для нас» ( 1Кор.10:6 ), истина которых показана в другом, дабы слушающие не подумали, что мы рассматриваем закон Божий в ином ключе, отличном от того, в котором он написан, грубо искажая его, словно бы то, что мы утверждаем, не опирается на апостольский авторитет. Так, Павел, в Послании к евреям писавший, что те, кто, конечно, читал закон, размышляли над ним и хорошо его знали, но, не имели должного осознания того, как следует понимать сказанное о жертвах, говорит так: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» ( Евр.9:24 ). И еще сказано о жертвах: «Ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» ( Евр.7:27 ). Но зачем искать о Нем отдельные свидетельства? Если кто критически разберет все Послание к евреям, и особенно то место, где первосвященник закона сравнивается с первосвященником обета, о котором написано: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Евр.5:6 ), то обнаружит, что весь этот отрывок из апостольского послания показывает, что описанное в законе есть примеры и образы истинного. И потому надлежит нам постараться найти первосвященника, который «однажды в году» (ср. Лев.16:34 ), то есть в настоящем веке, принес жертву Богу, облаченный в одеяния, свойства которых мы с помощью Господа покажем. Сказано: «Священный льняной хитон должен надевать он» ( Лев.16:4 ). Лен произрастает из земли, поэтому «священный льняной хитон» надевает истинный Первосвященник Христос, когда принимает природу земной плоти; о плоти же сказано: «Земля ты и в землю возвратишься 57 » (ср. Быт.3:19 ). Потому Господь мой и Спаситель, желая воскресить то, что возвратится «в землю», воспринял земное тело, чтобы мог Он вознести его с земли на небо. А написанное в законе, что первосвященник одет в «льняной хитон», заключает в себе образ этой тайны. Добавленное же слово «священный» не должно воспринимать как излишнее. Ибо тот «хитон», который был плотью Христа, – «священный», так как был не зачат от мужского семени, но порожден Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

В. Какие виды греха противны 7-й заповеди? О. 1. Блуд, или незаконный плотский союз между мужчиной и женщиной, не состоящими в браке. 2 . Прелюбодеяние, или измена чистоте брака со стороны одного из супругов. 3 . Кровосмешение, или плотский союз между лицами, состоящими в близком родстве). 84 4 . Гомосексуализм (педерастия и лесбианство), в наше время (конец 2001 г.) узаконенный в качестве брака в ряде стран, также является блудом для христианина: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделают мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» ( Лев. 20, 13 ). Также: Лев. 18, 22 ; Рим. 1, 26–28 ; Кор. 6, 9–10. В. Как объяснил 7-ю заповедь Господь в Евангелии? О. Он сказал: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф. 5, 28 ). «Лучше ожениться, нежели разжигаться», писал ап. Павел ( 1Кор. 7, 9 ), и называл такое грубо-чувственное вожделение «злою похотью». В. Как оберегать себя от такого тонкого внутреннего прелюбодеяния? О. Должно уходить, даже БЕГАТЬ, от всего, что может возбудить в сердце нечистые мысли и чувствования, как-то: скверных книг и картин, сладострастных танцев и песен, «сальных анекдотов», сквернословия, бесстыдных костюмов и телодвижений, соблазнительных зрелищ и т. п. Должно по Евангелию и не смотреть на то, что соблазняет 85 «Ибо воля Божия есть освящение ваше, – говорит ап. Павел, – чтобы вы воздерживались от блуда, чтобы каждый из вас умел соблюдать (телесный) свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотей, как и язычники, не знающие Бога» ( 1Фес. 4, 3–5 ). В. Как думать нам о тех, кто, называясь христианами, живут, как многие теперь, в блуде? О. Отнюдь не соблазняться их примером, ибо слишком тяжёл их грех . Ведь тела наши, знаем мы, суть «члены Христовы и храмы Святого Духа» ( 1Кор. 6, 15–19 ), а «кто разорит храм Божий, того покарает Бог» ( 1Кор. 3, 17 ) свидетельствует, применительно к данному случаю, ап. Павел. С такими закоснелыми блудниками он даже заповедует – не иметь общения ( 1Кор. 5, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Здесь Он представляет Себя таки же Владыкою, как и Отец, потому что Он сам Пастырь и у него есть Свои овцы. Видишь ли, как в притчах Он говорит возвышеннее, как здесь речь прикровенна, и не подает слушателям явного повода (к падению). Что же делает наемник? " Видит приходящего волка, и оставляет овец; и волк " приходит и " расхищает их " . Так поступили те, но Он – напротив. Даже в то время, как был схвачен, Он говорил: " оставьте их, пусть идут, да сбудется слово " , что никто из них не погиб (Иоан.18:8,9). Но можно здесь разуметь и волка мысленного, – потому что и ему Он не попустил расхищать овец. Но это не только волк, а и лев: " противник ваш диавол " , говорит Писание, " ходит, как рыкающий лев " (1Пет.5:8). Это змей и дракон: наступайте " на змей и скорпионов " (Лук.10:19). 4. Потому умоляю, будем всегда оставаться под руководством Пастыря. А мы останемся, когда будем слушать гласа Его, – когда будем послушны Ему, – когда не будем следовать за чужим. Какой же глас Его? " Блаженны нищие духом. Блаженны чистые сердцем. Блаженны милостивые " (Матф.5:3,7,8). Если будем исполнять это, – останемся под руководством Пастыря, и волк не в состоянии будет проникнуть к нам; а если и войдет, то сделает это на свою погибель. Мы имеем Пастыря, который столько любит нас, что положил за нас и душу Свою. Если же Он и могущ, и любит нас, то что может воспрепятствовать нам спастись? Ничто, если только мы сами не отступим от Него. А как мы можем отступить? Послушай, что говорит Он: " никто не может служить двум господам, Богу и маммоне " (Матф.6:24). Итак, если мы будет работать мамоне, то не будем уже оставаться под владычеством Божиим. Пристрастие к богатству хуже всякого тиранства: удовольствия не доставляет никакого, а порождает заботы, зависть, коварство, ненависть, наговоры и бесчисленные препятствия к добродетели, – беспечность, распутство, любостяжание, пьянство. А это и свободных делает рабами, и даже хуже рабов, рабами не людей, но ужаснейшей из страстей и болезней души.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Изумленное молчание субботы Слава нового мира ещё не явлена нам. Перед нами только гробный камень с глупыми печатями. 4 мая, 2013 Слава нового мира ещё не явлена нам. Перед нами только гробный камень с глупыми печатями. Возлег уснул еси яко лев , — так пелось на субботней утрене. Древние христиане вспоминали в этом песнопении пророчество Иакова о пришествии Примирителя: Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? (Быт 49:9). Христос-Примиритель лежит во гробе. И люди и природа безмолвствуют в изумлении: Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали (Ис 52:15). В этом дивном безмолвии творится новый мир, мир бессмертия и жизни с избытком, мир, в котором нет вражды между Богом и человеком, где нет чужих, но все и каждый — свои Богу (Еф 2:19). В этом изумлённом молчании — предчувствие неудержимой радости и торжествующего ликования перед грядущей новизной мира. Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце (Ис 65:17). Время печали и отчаяния умирает вместе с умерщвлённой смертью, и уже ничего не страшно. Се, творю все новое (Откр 21:5). Начальник этого нового мира — Христос, как “зерно… в бок а земли сеется”. Зерно нового мира, где не будет вражды между землёй и небом. И из этого корня вырастет Церковь — единство людей в любви, плод мира. Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин 12:24). Стража у Гроба Господня Многоплодная новизна соединится в единстве небесного и земного под главою Христом (Еф 1:10). Но слава нового мира ещё не явлена нам. Перед нами только гробный камень с глупыми печатями. Верные жёны несут миро для Божественного мертвеца, ученики молчат и таятся в недоумении, стражники даже не предполагают, кто разбудит их в этот раз. Мы уже знаем, что Христос воскрес, но ещё не явлен любящим Его. Но перед тайной Воскресения, перед тайной нового мира бессильны слова. Тайне прилично молчание: цари закроют пред Ним уста свои (Ис 52:15).

http://pravmir.ru/izumlennoe-molchanie-s...

Когда речь идет о склонности, любви или, напротив, о неприязни и отвращении, испытываемых человеком, эти чувства нередко описываются как действия или состояния его Д. Так, о любви Сихема, сына Еммора Евеянина, к дочери Иакова Дине говорится: «И прилепилась душа его (    ) к Дине» (Быт 34. 3; ср.: 34. 8). Еще отчетливее эта идея выражена в Книге Песни Песней Соломона, где влюбленные говорят друг о друге: тот, «которого любит душа моя», или та, «которую любит душа моя» (       - Песн 1. 6; 3. 1, 2, 3, 4). Связью человеческих душ являются также отношения 2 друзей или отца и сына. О чувствах Ионафана к Давиду говорится: «...душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1 Цар 18. 1; ср.: 18. 3; 20. 17). В кн. Второзаконие встречается выражение «друг твой, который для тебя, как душа твоя» (Втор 13. 6(7)). Когда Иосиф вынудил своих братьев, принимавших его за егип. вельможу, привести к себе Вениамина и захотел хитростью оставить его при себе, то один из братьев, Иуда, сказал ему: «...если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душою которого связана душа его (        ), то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб» (Быт 44. 30-31). Высказывания о Д. как о субъекте любви или неприязни могут приобретать и богословский смысл. Любовь человека к Богу или, напротив, греховное пренебрежение Его заповедями и законами осмысляются как деятельность Д.: «...к Тебе прилепилась (  ) душа моя...»- говорит, обращаясь к Творцу, псалмопевец (Пс 62(63). 9); «...если душа ваша возгнушается (  ) Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой...» (Лев 26. 15); «...их душа отвращается от Меня» (       - Зах 11. 8). Нередко и Божественные любовь и ненависть описываются в тех же терминах «душевных движений», что и человеческие чувства: «Я оставил дом Мой,- говорит Яхве прор. Иеремии об Израиле,- покинул удел Мой; самое любезное для души Моей (    ) отдал в руки врагов его» (Иер 12. 7); «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лицо Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» (       - Иер 15. 1); «Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась (  ) от тебя» (Иер 6. 8; ср.: Иез 23. 18); «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит (  ) душа Моя» (Ис 1. 14); «Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит (  ) душа Его» (Пс 10(11). 5; ср.: Притч 6. 16); «...и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается (  ) вами» (Лев 26. 11, ср.: 26. 30; ср.: Иер 14. 19); «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит (  ) душа Моя» (Ис 42. 1; ср.: Мф 12. 18). К этой же группе значений относятся случаи употребления слова   в составе устойчивого выражения   «всей душой»: «...люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею...» (Втор 6. 5; ср.: 30. 6).

http://pravenc.ru/text/180712.html

Мерзость пред Богом и людьми Ангелы возвещают небесную кару Содому и Гоморре. Н. Ломтев. 1845 г. Государственная Третьяковская галерея Как мы смогли убедиться, языческий мир не просто не боролся с развратом — разврат был его нормой. Совсем иная картина открывается нам в Библии. Ветхий Завет повествует о полном уничтожении Богом городов Содома и Гоморры со всеми его жителями, практиковавшими мужеложство и разврат (см.: Быт. 19: 1–26). В христианском лексиконе грех гомосексуализма так и именуется — «содомский грех». Приведем несколько цитат из Священного Писания на этот счет: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев. 18: 22); «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев. 20: 13). Церковь отлучает раскаявшихся содомитов от Причастия на срок до 30 лет Как видим, этот грех карается самым суровым образом. Новый Завет полностью созвучен с Ветхим относительно мерзости и недопустимости содомского греха: «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1: 26–27); «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10). Каноны Церкви устанавливают епитимью и отлучение от Причастия на срок до 30 лет для раскаявшихся в этом грехе . Также Канонами предписывается извержение из сана клириков-содомитов. Кроме того, запятнавшие себя подобным грехом никогда не могут быть приняты в церковный клир. Юстиниан I принял закон, согласно которому мужеложники карались смертью Христианский писатель и богослов Климент Александрийский, живший во II веке, писал: «Уже сама природа воспротивилась соитию мужчины с мужчиной. Недозволительно человеку соитие, совершаемое без цели зачатия, ни неестественное при этом положение, ни с субъектами связи, несоединимое в себе соединяющими» .

http://pravoslavie.ru/96256.html

Например: Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жуёт жвачку, ешьте ( Лев.11:3 ). Соответственно, корова является кошерным животным, а свинья – нет. Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя (в воде, в морях ли, или реках), тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас ( Лев.11:9–10 ). Применительно к конкретным водным обитателям это означает, что, например, лососевые – кошерны, а осетровые, как и икра, от них полученная, – нет. То же самое относится и ко всем морепродуктам. Кроме того, даже в составе чистого животного присутствуют части, употребление которых в пищу возбраняется. Например, недопустимо есть бедро животного, из которого не удалён седалищный нерв, поскольку патриарх Иаков был ранен в бедро во время ночного борения с Богом 907 . Отдельный вопрос – раввинистическое осмысление предписания не вари козлёнка в молоке матери его ( Исх.23:19 ). Талмудическая традиция расширительно толкует это указание, объясняя его как запрет на одновременное вкушение мясной и молочной пищи. Разница между трапезами, включающими различные продукты, должна составлять не менее шести часов. Данные ограничения касаются и посуды, в которой приготавливаются продукты. Например, капля молока, упавшая в кастрюлю с мясным блюдом, делает это блюдо некошерным, и сама посуда также становится осквернённой и требует ритуального очищения. В отношении алкогольных напитков тоже действуют правила кашрута. Вино является неотъемлемой частью праздничных трапез, во время которых произносятся особые благословения. Однако не всякое вино иудей может употреблять. Кошерным считается только вино, приготовленное евреем. Вместе с тем следует отметить, что степень строгости требований кашрута серьёзно различается в разных религиозных общинах в зависимости от степени их традиционности. Субботние исключения Нормы иудаизма предполагают возможность нарушения субботнего дня в сложных обстоятельствах в связи с необходимостью оказания помощи страдающему, больному или для спасения жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

С изгнанием из едемского сада для людей исчез на земле рай. Бог не лишил дерево жизни его силы, не разрушил сада пред глазами изгнанников, но преградил им возвращение в него, показывая, что этот сад должен оставаться недоступным до того времени, когда грехи будут заглажены, уничтожена смерть Победителем змея ( I Kop. 16, 26 ), и когда на новой земле, в Небесном Иерусалиме снова произрастет и принесет плоды дерево жизни. 1 См. Bibl. Commentar. u. das. А. T. и. С. F. Keil u F. Delitzech, I Th., I Bd. S. 6–37. 3 См. Keil, Einleitung in die Schift. d. A. T, s. 69. Kurtz, Die Einheit der Genes. 1846 s. XLV-XLVI. 4 Исх. 34, 10: И был ответ: се Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каковых не было по всей земле… Числ. 16, 13 : Если Господь сотворит чудо и земля разверзет уста свои и поглотит вас (Дафана, Корея и Авирона)... то знайте, что люди сии презрели Господа. Пс. 50, 12 : Сердце чисто созижди во мне, Боже. Иов: 38, 7. 12 Таковы: Иустин мученик , Ириней, Григорий Нисский , Василий В., Златоустый, Кирилл Иерусалимск., Феодорит, Амвросий, Августин. – Намек на таинство Пресв. Троицы находили даже в первых словах кн. Бытия, как они читаются в подлиннике: bara Elohim. В этих словах, именно Elohim, стоит во множественном, bara – в единственном числе. Сверх того, в слове „bara“ заключаются начальные буквы имен трех лиц Пресв. Троицы, именно a-abh отец, b-ben сын, r ruach дух. – См. Dereser, Die heilige Sehr., 1. Тн, 1. Bd., s. 9. 15 Делич; Genes. 3. 78. – Объяснение это очень древнее. Оно встречается в Тартум. Ионафана, у иудейских толковников, у Филона. Последний говорит: οαλγεται τν λων πατρ τας αυτο δυνμεσιν ( δυνμεις – имел). – Некоторые, впрочем, толковники не придают никакого значения множественной форме слова: „Сотворим“; таков, напр., Розенмюллер. 19 Исаии 11, 6: „Тогда волк будет жить вместе с агнцем, и барс будет лежать вместе с козлищем; и телец и лев молодой, и бык вместе будут ходить и дитя малое будет водить их“, – и т. д. Исаии 65, 25: „Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а пищею змея будет персть“ и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010