Когда речь идет о склонности, любви или, напротив, о неприязни и отвращении, испытываемых человеком, эти чувства нередко описываются как действия или состояния его Д. Так, о любви Сихема, сына Еммора Евеянина, к дочери Иакова Дине говорится: «И прилепилась душа его (    ) к Дине» (Быт 34. 3; ср.: 34. 8). Еще отчетливее эта идея выражена в Книге Песни Песней Соломона, где влюбленные говорят друг о друге: тот, «которого любит душа моя», или та, «которую любит душа моя» (       - Песн 1. 6; 3. 1, 2, 3, 4). Связью человеческих душ являются также отношения 2 друзей или отца и сына. О чувствах Ионафана к Давиду говорится: «...душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1 Цар 18. 1; ср.: 18. 3; 20. 17). В кн. Второзаконие встречается выражение «друг твой, который для тебя, как душа твоя» (Втор 13. 6(7)). Когда Иосиф вынудил своих братьев, принимавших его за егип. вельможу, привести к себе Вениамина и захотел хитростью оставить его при себе, то один из братьев, Иуда, сказал ему: «...если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душою которого связана душа его (        ), то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб» (Быт 44. 30-31). Высказывания о Д. как о субъекте любви или неприязни могут приобретать и богословский смысл. Любовь человека к Богу или, напротив, греховное пренебрежение Его заповедями и законами осмысляются как деятельность Д.: «...к Тебе прилепилась (  ) душа моя...»- говорит, обращаясь к Творцу, псалмопевец (Пс 62(63). 9); «...если душа ваша возгнушается (  ) Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой...» (Лев 26. 15); «...их душа отвращается от Меня» (       - Зах 11. 8). Нередко и Божественные любовь и ненависть описываются в тех же терминах «душевных движений», что и человеческие чувства: «Я оставил дом Мой,- говорит Яхве прор. Иеремии об Израиле,- покинул удел Мой; самое любезное для души Моей (    ) отдал в руки врагов его» (Иер 12. 7); «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лицо Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» (       - Иер 15. 1); «Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась (  ) от тебя» (Иер 6. 8; ср.: Иез 23. 18); «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит (  ) душа Моя» (Ис 1. 14); «Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит (  ) душа Его» (Пс 10(11). 5; ср.: Притч 6. 16); «...и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается (  ) вами» (Лев 26. 11, ср.: 26. 30; ср.: Иер 14. 19); «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит (  ) душа Моя» (Ис 42. 1; ср.: Мф 12. 18). К этой же группе значений относятся случаи употребления слова   в составе устойчивого выражения   «всей душой»: «...люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею...» (Втор 6. 5; ср.: 30. 6).

http://pravenc.ru/text/180712.html

26, 16, 18). Аарону поставлен вечный завет и семени его на дни неба, чтобы они служили Господу и вместе священнодействовали и благословляли народ Его именем Его; Он избрал его из всех живущих, чтобы приносить Господу жертву, курение и благоухание в память умилостивления о народе своем; Он дал ему Свои заповеди и власть в постановлениях судебных, чтобы учить Иакова откровениям и наставлять Израиля в законе Его (Сир. 45, 19–21). Закон истины... во устах их. Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник (malah) Господа Саваофа (Мал. 2, 6–7). Так говорит Господь Саваоф: спроси священников о законе (Агг. 2, 11). Пророк Иезекииль упрекает священников за то, что они оскверняют закон, данный Богом, не отделяют святаго от несвятаго и не указывают различия между чистым и нечистым, закрыли уста свои от суббот (Иез. 22, 26; ср.: 44, 23). Тот же пророк повторяет многие законы Моисея, которые священники должны особенно хранить и тщательно проводить и в свою, и в народную жизнь (см.: Иез. 45, 9–25; 46, 5–20; ср.: Лев. 19, 19, 27; 21, 1, 5, 7, 13, 14; 17, 15; 22, 8; 23, 4 и др.). В исторической жизни еврейского народа священники нередко и выступают учителями закона. Но характерно для ветхозаветного священства, что священники выступают проповедниками уже данного закона. В первый раз, непосредственно от Бога закон возвещается не через священников, а через других лиц; священники уже после распространяют готовый закон (см.: Лев. 10, 11); проповедь ветхозаветного священника есть только проповедь закона, чтение закона, проповедь по чужой тетрадке. Есть, однако, небольшая группа фактов, когда священник или первосвященник сообщает волю Божию, непосредственно открытую ему Богом. Мы разумеем все то откровение или возвещение воли Божией, которое получалось через урим и туммим. Урим и туммим — это что-то совершенно непонятное и темное в сфере ветхозаветного священства. Вид и значение урима и туммима нет возможности ясно и опрделенно представить, и представители науки отказываются от этой задачи.

http://pravoslavie.ru/5840.html

Подобно закону о пище, израильтянам дан был закон об одежде, которая напоминала им о святом служении их Богу и отличала их от других народов. Для предохранения от отяготительной роскоши и в облегчение бедным, евреям запрещалось одеваться в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна вместе ( Лев.19:19 . Втор.22:11 ). Для лучшего охранения целомудрия, женщины еврейские не должны были наряжаться в мужскую одежду, и мужчины – в женское платье: «мерзок пред Иеговой, Богом твоим, всякий делающий это» ( Втор.22:5 ); по обычаю язычников 88 , не должны были обстригать кругом верхние волосы головы и бороды ( Лев.19:27 ). На краях своей простой одежды израильтяне должны были иметь кисти, к которым пришивали нить яхонтового цвета, для того, чтобы, смотря на нее, вспоминали и исполняли заповеди Господни, не ходили вслед сердца своего и очей своих и были святы пред Богом ( Чис.15:38–40 ). Законодатель, внушая иудеям исполнение закона и не давая места забвению, постановил: «навяжи оправдания на руку твою и вместо повязки над глазами твоими» ( Втор.6:8 ). Евреи, исполняя эту заповедь, навязывали слова из закона на мышце руки и на челе над глазами. Во дни земной жизни Иисуса Христа эти свитки с написанным на них законом, привешиваемые к одежде, назывались хранилищами, коими фарисеи величались, ни мало не помышляя об исполнении закона ( Мф.23:5 ). У нынешних евреев хранилища закона именуются богомольями, с которыми они всегда совершают молитвы свои. Богомолия возлагаются на детей по достижении 12 или 13 лет с особенными обрядами. По возложении хранилищ, они считаются достигшими совершеннолетия 89 . Обязательство к хранению постановлений ветхозаветных Моисей сказал всему Израилю: «внимай и слушай, Израиль, гласа Иеговы, Бога твоего, и исполняй все заповеди и постановления Его, которые я заповедую тебе, положите слова мои в сердце ваше и в душу вашу ( Втор.11:18. 27:9, 10 ). Завещайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего. Внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идучи дорогою, и лежа, и стоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Речь Господа направлена к тому, чтобы побудить евреев дать добровольное согласие на вступление с Ним в завет. Оно прежде всего вызывается их религиозным опытом, – «вы видели». Этот опыт есть знание Божественного Правосудия по отношению к врагам, – «вы видели, что Я сделал Египтянам», и милости к ним самим. Всемогущей силой Божией евреи избавлены от рабства и приведены в безопасное место, место явления и откровения славы Всевышнего (к Себе). Эти прежние милости, возбуждая в народе ревность к исполнению воли Божьей, должны служить для него залогом, ручательством получения новых благодеяний. Исх.19:5 .  итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, И действительно, послушание воле Божьей, проявляющееся в исполнении заключаемого теперь завета, привлечет новую, чрезвычайную милость. Она выразится в том, что евреи сделаются «драгоценною собственностью Бога» (евр. segulla, 1Пар. 17:22 ; греч. λας περιοσιος) среди всех народов земли. Последние – собственность Бога по творению, Израиль же – собственность Его по избранию и спасению ( Втор. 4:20, 7:6, 14:2 , Пс. 134:4 ). Этим драгоценным уделом он и останется под условием соблюдения завета ( Втор. 26:18 ). Исх.19:6 .  а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. Драгоценную собственность Бога евреи составят потому, что, исполняя его завет, образуют царство священников. Весь народ будет находиться в ближайшем общении с Богом, какого удостаиваются лица – священники, – призванные быть посредниками между Богом и остальными людьми ( Лев.10:3 ). Являясь священником – служителем Господа ( Ис. 61:6 ), провозвестником Его воли и спасения, народ будет дорог в очах Божиих ( Ис. 42 ). Как царство священников, евреи призваны стать «народом святым» – чистым от грехов ( Лев.11:44–45, 20:26 , Втор. 14:2 ). Исх.19:7 .  И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«да от грех избывше»..., в сербск. «умерши для грехов»... — «Примеч. пер.»). По ветхозаветному учению, нести свои грехи значило подвергаться за них и наказанию (см. Лев.20:19, 17, 24:15; Иез.23:35). Равно как и нести грехи другого означает — брать на себя наказание за грехи другого (см. Лев.19:17; Чис.14:33; Иез.18:19; Иер.5:7). Следовательно, слова апостола Петра о Господе Иисусе Христе означают: Христос взял на Себя наказание за наши грехи. Наказанием человека и человечества за грех явились проклятие и смерть; Христос взял на Себя это проклятие (см. Гал.3:13) и умер за всех. Таинственным действием Богочеловеческой Христовой силы совершено, таким образом, искупление человеческого рода. Вознеся на Своем теле наши грехи на крест, Господь Иисус Христос принес тем самым жертву за грехи всего мира. Своей Богочеловеческой жертвой Господь освободил от ответственности и от наказания за грех всех верующих в Его искупительную жертву. Подъяв «на теле Своем», то есть в Своем человеческом естестве, наказание за людские согрешения, Господь открыл всему человеческому естеству путь через Божественную правду в вечную жизнь.     «Ранами Его вы исцелились» значит: смертью Его вы исцелились от греха и смерти, ибо Его смерть как искупление и исцеление имеет всечеловеческое значение и силу. Это святой Апостол весьма сильно выделяет, говоря: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1Пет.3:18). Истолковывая эти слова Апостола, святой Кирилл Александрийский замечает: «Многие из святых пророков были убиты, но ни об одном из них не говорится ни что он умер за грешников, ни что своей смертью привел нас к Богу, ни что проповедал духам в темнице. А Христос всё это совершил; и мы Им и в Нем искуплены, и Его страдание принесло спасение миру. Он, следовательно, умер не как человек, подобный нам, а как Бог во плоти, давший Свое тело в искупление за жизнь всех».    Один безгрешный Праведник пострадал на неправедных и вместо неправедных и тем самым понес наказание, тяготевшее за грех над всем человеческим родом, по праведному суду Божию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

( Иер.30:7 ). «День гнева – день сей, говорит Софония, день скорби и тесноты, день опустошение и разорения»... ( Соф.1:15 ). 1758 Прямо же параллельным по общей мысли местом к Мал.3:2, а может служить Ам.5:18–19 : «Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? он – тьма, а не свет, – то же, как если бы кто убежал от льва – и попался ему на встречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену – и змея ужалила бы его». Иудеи в Мал.2:17 требовали «Бога правосудия». Пророк обещает им пришествие «Господа» (3:1); но прибавляет (в 3:2), что это пришествие ничего для них приятного не представляет, – что оно, напротив, будет грозным и судным. § 117. . Сказуемое и здесь выражено причастием (==чл.+ part. sing. каль от гл. «стоять») и должно переводиться, как выше, будущим «устоит». LXX перевели чрез (==«или»); – впрочем, в Алекс. код. – κα. Форма ==предл. +int. ниф. от гл. () «видеть»+суф. 3 л. ед. ч. м. р. Буквально можно бы перевести по-гречески – εν τω ειναι αυτον ορωμενον или по-русски – «когда его увидят». Мы полагаем, что, в соответствие с предыдущим, == ==«в тот день, когда Он будет видим»==«в день явления Его». Но так как слова в евр. тексте все-таки нет, то вернее будет перевести: «когда Он явится» (что гл. в ниф. значит «являться», видно из след. мест: Лев.13:19 ; Суд.13:10 ; 3Цар.18:1 сл.; Дан.8:1 ; Быт.12:7; 17:1; 48:3 ; Исх.3:16 ; Лев.9:4 и др.). 1759 Параллельное выражение находим в ψ.129:3: «Если Ты, Иегова, будешь подмечать беззакония, то кто устоит, Владыко ( )?» Оба эти вопроса: «кто выдержит?» и «кто устоит?» – суть quaestiones rhetoricae, т. е. предполагающие ответ: «никто». Пришествие и явление Господа и сопровождающий его суд рассматриваются, как некоторое бремя, которого никто не в силах снести, или как бы некоторый удар, под которым никто не устоит на ногах 1760 (ср. в 1:1). Но разумеется, это отрицательное – никто не значит, что и в действительности никто не спасется на грядущем суде; напротив, из 3:16–17, 20–21 видно, что в день Господень спасутся и восторжествуют «боящиеся Иеговы».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Мк.12:29 . Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый, Слыши, Израилю, Господь Бог ваш, Господь един есть. Этими словами предварена заповедь о любви к Богу ( Втор. 6:4–5 ), потому что эта заповедь тесно связана с истиной единства Божия, так как истинно любить можно только единого истинного Бога. Словами Слыши, Израиль, Моисей возбуждал особенное внимание к своему указанию на главнейшую заповедь закона. С этой же целью, конечно, и Господь говорит их. Мк.12:30 . и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею: вот, первая заповедь! ( Втор.6:4–5 ). Эта заповедь дана Самим Богом чрез Моисея ( Втор.6:5 ). Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, т.е. всей способностью, или силой, которой мы чувствуем или желаем, и всею душею твоею, т.е. вообще возлюби Господа всецело, – всем существом своим, со всеми его силами; и всем разумением (умом) твоим, т.е. всей способностью или силой, которой мы познаем; и всей крепостью твоею, т.е. всей силой воли – третьей человеческой способности или силы. Сия есть (вот) первая заповедь – первая не по чему-либо, но по важности и значению других заповедей: она есть основание всех других заповедей, и исполнение ее есть источник всех других добродетелей. Бог – высший всех существ, и должен быть любим высшей любовью (Мих.). Человек и создан был для того, чтобы любить Бога, и любовь к Богу в нем должна царствовать над всем, что есть в душе его. Мк.12:31 . Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет ( Лев.19:18 ). Эта заповедь также дана Богом чрез Моисея ( Лев.19:18 ). Люби ближнего, как самого себя, т.е. желай и делай ближнему добро, как себе самому, и не желай и не делай ему того, чего не желал бы себе самому – ни зла, ни вреда, ни неприятности. Эта заповедь та же, что Господь ранее высказал в своей нагорной проповеди: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте с ними ( Мф.7:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Слова же, находящиеся в средине 18 и 19 ст. («...семь агнцев без порока однолетних, и одного тельца и двух овнов, – да будет это во всесожжение Господу, и мучное приношение, и возлияние к ним в огненную жертву в приятное благоухание Господу; приготовьте также одного козла, в жертву за грех»), Файнгер считает позднейшей вставкой. По его мнению, эта вставка первоначально представляла из себя замечание, сделанное каким-либо позднейшим читателем на полях, а затем была внесена и в текст. Это последнее произошло, как думает Файнгер, в конце плена вавилонского, так как, несомненно, послепленные Иудеи читали эту вставку уже в тексте, ибо, по свидетельству Иосифа Флавия 21 , в день пятидесятницы приносили в жертву 14 агнцев, 3-х тельцов и 3-х овнов, т.е., очевидно, следовали и предписанию книги Левит, гл. 23, ст. 18–21, как читается оно теперь, и книги Чисел гл. 28:26–30, где говорится, что в праздник пятидесятницы должно приносить во всесожжение двух тельцов, одного овна и семь однолетних агнцев. Основания для своего мнения Файнгер приводит такие. 1) По ( Лев.23:12–13 ) в праздник опресноков, в день возношения снопа, когда начиналась жатва, должно было принести «агнца однолетнего без порока во всесожжение Господу, и с ним мучного приношения две десятых ефы лучшей муки». В праздник же пятидесятницы вместо снопа приносились два хлеба возношения, испеченные, как бы. Как замечено выше, из такого количества муки, какое получалось от двух вымолоченных снопов. Таким образом, два хлеба вполне соответствовали двум снопам. Если же в праздник опресноков при одном снопе приносился в жертву один агнец, то, очевидно, в праздник пятидесятницы при двух хлебах должно было приносить двух однолетних агнцев, как это и выходит, если принять мнение Файнгера. 2) Если признать означенное место книги Левит не испорченным позднейшей вставкой, то, по ст. 19, в день пятидесятницы должно было приносить, между прочими жертвами, «также одного козла в жертву за грех». Но это, по мнению Файнгера, совершенно не соответствовало бы характеру праздника пятидесятницы, когда естественнее было благодарить Господа, что и совершалась принесением двух однолетних агнцев в мирную жертву ( Лев.7:12, 15 ), – а не каяться во грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Так, например, вся 12-я глава книги Левит посвящена вопросу рождения ребенка, дням очищения матери и порядка посвящения ребенка Богу. В 15-й главе книги Левит даются указания Бога относительно соблюдения телесной чистоты, как мужчиной, так и женщиной, в том числе состоящих в браке. Это связано с тем, что по закону Божиему, даже будучи единой семьей, супруги все равно должны соблюдать определенные нормы совместной жизни, в том числе в ее связи с жизнью духовной. Так, например, Господь ограничивает связи мужа и жены в период постов или других важных событий в жизни. В дальнейшем такое понимание брачных взаимоотношений найдет себе место и в Христианской Церкви. 18-я глава книги Левит является одной из наиболее откровенных по своему содержанию и одной из самых строгих по вопросам о допустимых и недопустимых отношений между людьми (в том числе, между мужчиной и женщиной). Во многом именно на данных повелениях Господа Бога, раскрытых в этой главе, строились нравственные и межличностные отношения внутри народа избранного. В дальнейшем, все эти заповеди полностью перешли и в учение о нравственности и браке Христианской Церкви. Предупреждая об опасности нарушения установленных законов, Господь говорит: Чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас (Лев. 18: 28). Относительно добрачной чистоты и запрета на внебрачное сожитие в 19-й главе книги Левит есть особое указание Божие, данное родителям: Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнилась земля развратом (Лев. 19: 29). Как мы помним из первой книги Священного Писания, а именно книги Бытия, именно за такие грехи и был уничтожен мир в результате потопа, когда только праведный Ной и его семья были спасены Самим Богом. Вспомним причины уничтожения жизни водами потопа: И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время (Быт. 6: 5). После потопа Господь обетовал, что больше ни разу Он не уничтожит жизни таким способом, однако и человек не должен был больше впадать в грех распутства и телесно-духовного разложения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Христос оставил пример и образец, как действовать христианам в жизни (1 Пет. 2:21), или идти по следам Его. Пребывающий в Нем внутренно, непременно и в жизни и в действиях поступает или старается поступать, как Он поступал. Если не поступает, то и не пребывает, — тот лжец, обманывает себя и истины в нем нет (1, 6 и парал.).     7Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начало. 8Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.    7—8. Предваряющие воззвания, или обращения, со словами: дети, возлюбленные указывают на особенное значение и важность истин, о которых с таковым предварением хочет говорить апостол, и особенно — задушевное обращение апостола с верующими. Это видим и у других апостолов (ср. 1 Пет. 2:10 и парал.). — Пишу вам не новую заповедь (ст. 7), но притом и новую заповедь пишу вам (ст. 8); заповедь о любви апостол называет и древнею и новою; не новою — древнею в том смысле, что она не только была заповедана Богом в откровенном законе Его, данном чрез Моисея, как точно определенная заповедь (Лев. 19:18), но предписывается и всеобщим законом совести, так что это заповедь не иудеев только, но и язычников, и, следовательно, не только закона Моисеева, но и всякого закона. Эта заповедь от начала. — «Так как послание это соборное, писано обще ко всем, к иудеям и к язычникам, то по отношению к иудеям можно сказать, что апостол пишет им заповедь о любви, не новую, а древнюю. Ибо и на скрижалях Моисеевых написано было: люби, после Бога, и ближнего своего, как самого себя (Лев. 19:18). Но как, скажет иной, по отношению к язычникам апостол пишет о древней заповеди, когда нигде ничего такого у них не находится? Отвечаем. Закон о любви к ближним написан и у язычников. Как так? Он написан у них на скрижали сердца естественными помыслами. А что помыслы, насажденные в нас природою, называются естественным законом, в этом может удостоверить апостол Павел, который говорит: вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего, находящемуся во мне (Рим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010