См. Быт. 20,7 ; Исх. 32,11–14 . 7 Дети... отцы... женщины. Языческие боги возымели над народом всеобъемлющую власть. для богини неба. Так вавилоняне называли богиню Иштар (Астарту). Ср. 44,19.25. 7 на людей и на скот... и на плоды земли. Крушение связей между Богом и Его народом затрагивает все мироздание (см. Ос. 2,18 ). 7 ешьте мясо. Даже поедая мясо жертвенных животных ( Лев. 1,9 ), люди не смогут привлечь внимания Господа (см. 1Цар. 15,22.23 ). 7:22–23 Приносимые в жертву животные не будут угодны Богу до тех пор, пока не будет принесена жертва послушания, основанная на вере и смирении ( Быт. 4,4.5 и ком.; Мих. 6,6–8 ; Евр. 11,4.6 ). Я буду вашим Богом, а вы... Моим народом. Эти слова отражают суть завета (см. Лев. 26,12 ). 7 жили по внушению... злого сердца своего. Ср. 3,17; Быт. 6,5 . Иеремия твердо уверен в том, что человеческому сердцу присуща изначальная склонность ко злу. 7 Остриги волоса твои. Эти слова обращены к Иерусалиму, который персонифицируется с женщиной. Пострижение волос может быть связано с предписаниями для назореев, нарушивших религиозную чистоту ( Чис. 6,5–9 ). 7 в доме. При царе Манассии иноземные культы проникли даже в храм ( 4Цар. 21,7 ), и хотя Иосия пресек их, можно предположить, что во времена Иоакима подобная практика возобновилась. Все это лишь подтверждает сказанное Иеремией об упорствующей во грехе Иудее. 7 высоты. Обычное название тех мест, где происходили языческие культы (см. 4Цар. 23,8.9 ). 7 Тофетем. Букв.: «огненное место». Оно находилось в Енномовой долине, и именно там в жертву языческому богу Молоху приносили детей. Однако в Израиле человеческие жертвы «заменялись» жертвенными животными ( Исх. 13,2; 34,19.20 ). Приношение в жертву детей было воспрещено ( Лев. 18,21; 20,2.5 ). Ср. также 4Цар. 23,10 и ком. долиною сыновей Енномовых. Эта долина находится к юго-западу от Иерусалима. От ее названия происходит греческое слово «геенна», означающее «ад» ( Мф. 18,9 ). Глава 8 8 раскидают их пред солнцем и луною... всем воинством небесным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Так основал Христос царство духовное и жезлом власти духовной окружил верных чад Своих, побеждающих язычество, как глиняные сосуды, и дал им власть духовную рассеять тьму языческую. Не о земной власти должно здесь думать, а о духовной. Хотя часто Господь буквально сокрушал народы любодействующих идолослужителей и повергал их на одр и в великую скорбь, христианам же давал времена мирные и славные. Обетование в стихе 26–27 указывает также на Страшный суд, когда прельщенные будут осуждены верующими и сокрушатся, как глиняные сосуды ( 1Кор. 6:2 ). Отец передал суд Сыну, а Сын передает суд святым Своим. Так Отец через Сына, а Сын через святых Своих осудят и сокрушат мир грешников. Откр.2:28 И дам ему звезду утреннюю. Еще одно обетование побеждающим фиатирские грехи. Им обещает Господь дать звезду утреннюю. Что это? Сам Господь и объясняет: «Я есмь... звезда светлая и утренняя» (22,16) – это Христос. Победитель примет Самого Христа, Звезду светлую. Вечер мировой истории, сгущается мрак. Тьма окутала землю. Но чем ночь темней, тем ярче звезды. Густ мрак греха, светел свет святых, звезд церковных просиявших. Перед утром же бывает особенно темно. Потом наступает заря, и мы видим утреннюю звезду. Так и здесь. На склоне истории, после гущи предутреннего мрака антихристова, является заря и звезда утренняя – Христос. Это Его второе славное пришествие. Но и сейчас в жизни побеждающий обретает звезду утреннюю. Рассеивается мрак земли, исчезает греховная темень, рассветает, и рождается в сердце утренняя звезда – Сам Господь Иисус Христос. И иное содержание имеет это обетование. Читаем. «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы» ( Ис. 14:12 ). И слова Христа: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» ( Лк. 10:18–19 ). Так сокрушает Христос под ноги верных Своих сатану и всю силу вражью. Побеждающему Христос дает власть над падшею звездою и всей ее силой. Тот, кто грехом сокрушал людей, сокрушается теперь людьми, победившими грех. Так бывает в Священном Писании , что столь разное и противоположное сравнивается с одним и тем же. Так, например, Христос – лев от колена Иудина (5,5); антихрист – молодой лев, который выбегает от Васана ( Втор. 33:22 ); дьявол ходит, как рыкающий лев ( 1Пет. 5:8 ). Откр.2:29 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам. Читать далее Источник: Толкование на Апокалипсис/протоиерей Геннадий Фаст – Красноярск : Енисейский благовест, 2004. - 496 с., ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

17 будут обитать под ним всякие птицы. «Величественному кедру» больше не будут угрожать другие царства (птицы наподобие орлов). Более того, он сам стане прибежищем для всевозможных птиц. Глава 18 18:1–32 Вавилонское пленение не только наказание за грехи одного поколения. Напротив, непокорство Израиля продолжалось при жизни многих поколений, «с того дня, как вышли отцы их из Египта, и до сего дня» ( 4Цар. 21,15 ), пока, наконец, не начался над ним суд. Накопившаяся общая вина народа привела к разрушению Иерусалима. В ответ уведенные в плен стали сомневаться в правосудии Божием. Но Иезекииль настаивает на том, что Господь наказывает за грехи как предшествующих поколений, так и данного конкретного человека. 18 на горах жертвенного не ест. О трапезах идолопоклонников на высотах (6,13; 20,28; Исх. 32,5.6 ). к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается. Закон запрещает половые сношения с женщиной во время менструации (22,10; 36,17; Лев. 18,19 ). 18 должнику возвращает залог его. См. также ст. 12,16; Исх. 22,26 ; Ам. 2,8 . На обломке исписанной глиняной таблички, найденной в Иавне-яме и восходящей в концу VII в. до Р.Х., полевой батрак подает жалобу деревенскому чиновнику на своего работодателя за то, что тот взял в залог его одежду и теперь не возвращает. 18 лихвы не берет. См. ст. 13 и 17; Исх. 22,25 ; Лев. 25,35–37 ; Втор. 23,19.20 . 18 сын, который, видя все грехи отца своего... не делает подобного. Праведный сын не должен отвечать за грехи нечестивого отца (см. ком. к ст. 10; Втор. 24,16 ; 4Цар. 14,6 ). 18 праведник, если отступит от правды своей. Бог не только прибежище во времена печали. Его нельзя считать лишь Спасителем, одновременно не признавая Господом. 18:30–32 Предостерегая от совершения беззаконий и неизбежности наказания, Господь не желает смерти грешника ( 2Пет. 3,9 ). Покаяние это путь к жизни (59,20; Иер. 18,8 ; Мф. 3,2.8; 4,17 ; Деян. 3,19 ; 2Кор. 7,10 ). 18 сотворите в себе новое сердце и новый дух. Новое сердце и новый дух это дар Божий (36,26), а не человека (ср. Еф. 2,8.9 ). Вот почему пророк призывает к покаянию. Глава 19

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Вы – свет мира ( Мф.5:14 ). Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:16 ). В подготовительной школе, то есть в Ветхом Завете, сказано: Не убий ( Исх.20:13 ; Втор.5:17 ). В высшей школе Христова Евангелия сия заповедь углубляется, воспрещая даже гнев на брата своего, то есть исторгается корень, от которого проистекает убийство ( Мф.5:21–22 ). В подготовительной школе сказано: Не прелюбодействуй ( Исх.20:14 ; Втор.5:18 ). В высшей, Христовой, школе сия заповедь уходит вглубь вплоть до корня и семени прелюбодеяния. – А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ). В подготовительной школе еще сказано: Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои ( Мф.5:33 ; ср.: Лев.19:12 ; Чис.30:3 ; Втор.23:21 ). В высшей школе Спасителя запрет простирается гораздо дальше, так что возбраняется клятва вообще. – А Я говорю вам: не клянись вовсе... Но да будет слово ваше: «да, да»; [и] «нет, нет» ( Мф.5:34,37 ). Ведь когда брат говорит брату в присутствии Отца, то клятва не только не нужна, но и оскорбительна. Еще сказано в подготовительной школе: Око за око и зуб за зуб ( Исх.21:24 ; Лев.24:20 ; Втор.19:21 ). В высшем Христовом университете это считается товариществом, но для братства нужна новая заповедь. – А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую ( Мф.5:39 ). Вот что такое братство. Ибо Отец Небесный со всеми Своими небесными Ангелами зрит все и обо всем помнит. Еще сказано в подготовительной, низшей школе: Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего ( Лев.19:18 ; Мф.5:43 ). Сие есть лишь нечто из добра, но [отнюдь] не добро совершенное. В высшем же университете Мессии это считается недостаточным. Посему Мессия и заповедует: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф.5:44 ). Ведь люди, которые для вас враги и которые поступают с вами не по-братски, не ведают, что творят; не знают они, что их против вас подстрекает злой дух, человекоубийца, богоотступник и лиходей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Глава 23 1–9. Законы, разъясняющие девятую заповедь. 10–19. Законы о праздниках и праздничных временах. 20–33. Обещание покровительства народу израильскому во время пути в обетованную землю, при завоевании ее и после водворения в ней. Исх.23:1 .  Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды. Произнесению справедливого приговора о подсудимом немало мешает существование разного рода недостоверных, ложных о нем слухов. Поэтому во имя справедливости не следует распространять о нем что-нибудь дурное, как выдуманное самим, так и слышанное от других: не следует быть «переносчиком в народе» ( Лев.19:16 , Притч. 10:18 , Пс. 100:5 ). Из желания угодить «великому» ( Лев.19.15 ), стремящемуся погубить невинного подсудимого, не следует помогать ему («давать руку») ложным показанием против обвиняемого. Такого свидетеля ждет установленное законом наказание ( Втор. 19:18–19 , Притч. 19:5, 9 ). Исх.23:2 .  Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды; При показаниях на суде должно руководиться не мнением большинства, а одной лишь истиной. Ей не нужно изменять даже в том случае, когда большинство свидетелей показывает заведомую неправду с целью погубить подсудимого ( Притч. 18:5 , Мф. 27:24–26 , Мк. 15:15 , Лк. 23:23 , Деян. 24:27, 25:9 ). Исх.23:3 .  и бедному не потворствуй в тяжбе его. Снисходительное, сострадательное отношение к бедным ( Исх. 22:22, 24 и др.) не должно мешать справедливости; если он виновен, то следует наказать его ( Лев.19:15 ). Исх.23:4 .  Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; Исх.23:5 .  если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним. Справедливость заставляет относиться и к врагу, как к брату ( Втор. 22:1–4 ). Эта мысль и поясняется двумя примерами помощи врагу в бедствии, причем во втором случае помощь требует уже больше самоотвержения, так как гораздо труднее работать вместе с врагом в его интересах ( «развьючь вместе с ним»), чем помочь врагу в его отсутствие ( Исх.23:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так зачем же оккультисты посылают людей на крещение? Ведь посылают не только крещеных людей на повторное крещение, но и некрещеных на первое крещение. Однако смысл от этого не меняется. Не секрет, что для привлечения людей оккультисты широко используют православную атрибутику – кресты, иконы, ладан, церковные свечи, православные молитвы. Для чего это им нужно? Ответ очевиден. Не каждый человек пойдет к гадалке или экстрасенсу, если тот скажет ему примерно такие слова: «Я занимаюсь черной магией, нахожусь в непосредственном контакте с бесами, а тебе, чтобы получить помощь от меня, нужно служить дьяволу». Для того, чтобы привлечь клиента, необходимо прикрыться чем-то святым, не вызывающим в человеке никакого подозрения. И даже выдать себя за святого! Это залог успеха, ибо человек всегда тянется к святому, божественному. Приходит человек к экстрасенсу, а у него весь дом заставлен православными иконами, висят лампады, воскуряется фимиам, горят церковные свечи, а сам служитель черного культа, увешанный крестами и даже епископскими панагиями, с блаженным лицом ведет прием клиентов. Порой приходится сталкиваться с людьми, которых оккультисты посылают в храм за свечами, ладаном, иконами. Трудно бывает переубедить этих людей в том, что они тяжко согрешают, идя на поводу у гадалок и экстрасенсов. Ведь посылают их в храм Божий, а не в сатанинское капище. К сожалению, вразумить удается немногих, т.к. для большинства из этих людей посещение гадалок и экстрасенсов становится обыденностью и даже нормой жизни, а мнение самих оккультистов – непререкаемым авторитетом. Это плоды духовной безграмотности. Ведь обращение к оккультистам – это обращение к дьяволу. Занятие оккультизмом – это общение с бесами и служение им. Священное Писание изобилует моментами, ясно говорящими о грехе обращения к оккультистам. Еще в Ветхом Завете было запрещено обращаться к таким людям или самому заниматься магией и колдовством под страхом смертной казни. Вот, что говорит Писание: «Не ворожите и не гадайте» ( Лев.19:26 ), «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них» ( Лев.19:31 ), «Ворожеи не оставляй в живых» ( Исх.22:18 ), «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лицо Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» ( Лев.20:6 ), «…не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» ( Втор.18:11 ), «И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов … ибо они пророчествуют вам ложь» ( Иер.27:9-10 ).

http://azbyka.ru/mozhno-li-krestitsya-vt...

    П. Ты хорошо сказал.     К. Но и еще точнее различая эти недуги, закон говорит: и если будет подозрение и предположение, что проказа появилась или в заструпевшей ране, или в части тела некогда обожженной, то пусть опять прилагает жрец то же тщание и наблюдение. И если кажущееся расцветшим белое не изменилось в проказу, то да будет чист, сказано. Если же будет ясным изменение белого в проказу, то будет нечист и осквернен (Лев. 13:18-28). Закон и чрез это указует нам, что душевные недуги, а они бесчисленны, — извлеченные честною жизнью и по времени доведенные как бы до заструпления, если бы по нашему небрежению были снова как бы разбережены, то Христос, великий наш Первосвященник, осмотрит их и произнесет весьма правый суд. Ибо если болезнь дошла до одних только помыслов, то и в таком случае больной отнюдь не безукоризнен: отлучен, сказано, будет (Лев. 13:26), однако не отвержен совершенно и не совсем умер. Если же болезнь перешла пределы помыслов и даже желания, если вновь заболевший ею уже как бы потерпел полную перемену к худшему, то положить на него наказание за осквернение. Итак, должно особенно остерегаться, чтобы успокоившиеся страсти пробуждать снова, не возобновлять духовных ран и не возвращаться опять к прежним порокам. Иначе и мы услышим святого, воскликнувшего: «Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2:22).     П. Мне кажется, что ты говоришь это правильно и весьма кстати.     К. Итак, о проказе, о струпьях и ранах закон преподал нам это; но к сему присовокупляет и говорит: «Если у мужчины или у женщины будет язва на голове или на бороде» голову, и если, говорит, будет некоторая впалость на ней от того, что кожа разрушается и оседает, и если будет изменение волоса в белый, то таковый, без сомнения будет прокаженный и нечистый. Если же ничего такого не будет, то да «острижет», сказано, голову или бороду подвергшийся белой сыпи. Остригши же таким образом волосы, пусть придет к жрецу и затем подвергнется испытанию; ибо если пятно или белая сыпь не распространяется в ширину, но остается как бы на месте или приходит к уменьшению, то пусть будет чист опять; потому что эта болезнь — не проказа, но только подозревается и кажется такою (Лев. 13:29 и далее).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

   Разве люблю я Бога так, как это делали наши аввы, те, кого мы называем «наставниками монахов и собеседниками Ангелов»? Нет, сама жизнь свидетельствует здесь против меня — потому что я всечасно готов, забыв о Нем, делать всякое мирское дело, добиваясь временного благополучия и призрачной, всегда ускользающей славы от людей. Но можно ли этого добиться, оставаясь всегда на Божественней страже, будучи всегда внимательным к Божественному зову и готовым незамедлительно ответить на него?     «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов», — сказал Христос (Мф.8:22; Лк.9:60). А я — услышал ли эти слова?    Разве люблю я ближнего, как заповедал Господь: «как самого себя» (Лев.19:18; Мф.19:19, 22:39; Мк.12:31, 33; Лк.10:27)? Я и себя-то любить не умею — как отдам я любовь ближнему? Ведь чтобы отдать, надо где-то взять, и чтобы что-то сделать, нужно сперва этому научиться... Я же, в погоне за призраком мира сего, могу скорее обидеть, чем возлюбить.    Это ли — не следы того кровавого истечения, которое от заповедей Пятикнижия делает человека нечистым настолько, что возбраняет ему не только прикасаться к святыне (Лев.5:2—3, 15:31), но даже и быть в обществе Господнем (Лев.15:1—15, 25—30, 18:19; Иез.36:17)?    Но вспомним Евангельский рассказ о жене кровоточивой, много лет страдавшей от несчастья своего и верою исцелившейся одним только прикосновением ко Господу: «Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк.8:42—48; Мк.5:25; Мф.9:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Глава 2 1–13. Жертва бескровная: хлебный материал и добавление: елей, ладан, соль. 14–16. Приношение начатков первых плодов. Лев.2:1 .  Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана, В отличие от кровавых жертв zebachim (от гл. zabach умерщвлять, б. ч. для ритуальных целей), жертва бескровная или растительная называется minchah, или, как здесь, qorban minchah; по LXX: δρον θυσα (также προσφορ, μννα, σεμδαλις), Vulg.: oblatio sacrificil. В свою очередь от растительной жертвы из твердых продуктов, minchah, отличается растительная жертва жидкая, жертва возлияния, nesech, LXX: σπονδεον, σπονδ, Vulg.: libamen, libamentum. В дозаконное время minchah имело общее значение дара ( Быт 32:21–22, 43:11, 15 ) и означало даже и кровавые жертвы, напр., жертва Авеля так же названа минха, как и жертва Каина ( Быт 4.3–5 ). В законодательстве же Моисеевом минха означает собственно бескровную жертву, которая в главных продуктах – муке, елее и вине – представляла на служение Богу земледелие Израиля, как жертва кровавая – скотоводство; обе главные отрасли древнееврейской промышленности должны были доставлять на алтарь бога Израилева свои произведения. Бескровная жертва могла быть и была двоякая: 1) самостоятельная, отдельная от жертвы кровавой (такая описывается в Лев.2 ), и 2) добавочная при кровавой жертве, всесожжении или мирной. Вопреки отрицанию, у некоторых библеистов (Бэр, Герлах и др. протестанты), самостоятельного существования бескровной жертвы в Ветхом Завете, последняя, несомненно, существовала, как показывают уже жертвы Каина ( Быт 4 ), Мелхиседека ( Быт 14 ) и Гедеона ( Суд. 6.18 ). Самостоятельною же жертвою бескровною были, напр., хлебы предложения в святилище. По учению отцов и учителей Церкви (И. Злат., Амврос., Евсевий, блаж. Иероним), бескровная жертва Ветхого Завета предызображала новозаветную жертву евхаристии. Лев.2:2 .  и принесет ее к сынам Аароновым, священникам, и возьмет полную горсть муки с елеем и со всем ливаном, и сожжет сие священник в память на жертвеннике; это жертва, благоухание, приятное Господу;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Сверх этого». Всякое усиленное посредством какой-либо божбы заверение – «от лукавого:» от зла, от неправды; так как виновник всякого зла есть диавол, то – от диавола (Златоуст, Феофилакт, Евфимий Зигабен) . Запрещая клясться вовсе, Спаситель, очевидно, не разумеет клятвы законной, необходимой в общественной (какова присяга) и частной жизни клятвы именем Божиим. Сам Он утвердил клятву на суде, когда на слова первосвященника: Заклинаю Тебя Богом живым, – отвечал: Ты сказал, так как у евреев обыкновенно суд произносил клятвенную формулу, а обвиняемый усвоял ее себе словами: Аминь, да будет так, ты сказал ( Мф.26:63–64 ). Апостол Павел призывает Бога во свидетельство истины своих слов, что есть, очевидно, та же клятва ( Рим.1:9,9:1 ; 2Кор.1:23,2:17 ; Гал.1:20 ; Флп.1:8 ; 1Фес.2:5 ; Евр.6:16 ). Клятвы были предписаны Законом Моисеевым, но Господь не отменил этих клятв ( Исх.22:11 ; Лев.5:1 ; Чис.5:19 ; Втор.29:12–14 ). Отменяются клятвы пустые, фарисейски-лицемерные и легкомысленные. Мф.5:38 . Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. «Око за око и зуб за зуб». Законы, изложенные в Исх.21:24 ; Лев.24:20 ; Втор.19:21 . Строгие, даже суровые, законы эти даны были «не для того, чтобы друг у друга вырывали глаза, но дабы удерживали руки свои от обид, ибо угроза, заставляющая страшиться наказания, обуздывает стремление к делам преступным» (Златоуст; ср.: Феофилакт). Хотя Закон же сам и пророки ограничивали действие этого закона, запрещая и обличая любомстительность ( Лев.19:18 ; Плач.3:27–30 ; Притч.24:29 ), тем не менее закон этот был в действии и, будучи дан, как и другие подобные законы, по жестокосердию, или жестоковыйности, или грубости иудеев ветхозаветных, не согласился с высокой любовью христианской и потому требовал отмены или совершенствования. Мф.5:39 . А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. «Не противься злому». Злому действию, причиняемому недобрым или злым человеком, а так как виновник зла – диавол, то под злом можно разуметь здесь «диавола, действующего посредством человека, наносящего обиду. Итак, ужели диаволу не должно противиться? Должно, но не так, а как повелел Спаситель, то есть готовностью терпеть зло. Таким образом ты действительно победишь лукавого» (Златоуст, Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010