Когда эти повеления были исполнены, причем в последнем случае торжественный ход продолжался семь дней, то результаты получились поразительные: Иордан расступился и пали стены Иерихона ( Нав. 3:14 –16; 6:7–15,19 ). Такие же торжественные ходы с ковчегом завета совершали благочестивые цари Давид ( 2Цар. 6:1 –3, 13–15 ; 1Пар. 13:1–7; 15: 3–29 ) и Соломон ( 3Цар. 8:1 – 5 ; 2Пар. 5:2–6 ). В христианской Церкви вместо ковчега завета носится величайшая христианская святыня – св. крест, на что указывает и св. ап. Павел, говоря: «Иисус, дабы освятить людей кровью Своею, пострадал вне врат. Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» ( Евр. 13:12 – 13 ), т. е. св. крест. Кроме св. креста у нас в крестных ходах несут св. иконы – Спасителя, Богоматери и особенно чтимых святых, хоругви, Евангелие и т. д., звонят в колокола и кропят св. водой. Но опять – не без основания: ношением св. икон мы изображаем самый первый крестный ход – к Голгофе ( Лк. 23:26–27 ; Мф.27:32–33 ; Ин. 19:16–18 ). Как там Симон Киринейский впереди всех нес крест, а за ним следовали Сам Иисус Христос, Матерь Его, пресв. Дева Мария, и с ней апостолы, жены мироносицы и многие уверовавшие во Христа; так и у нас в крестных ходах за крестом следуют иконы Спасителя, Богоматери и др., с той лишь разницей, что там были «первообразы, а здесь их священные образы». Евангелие предносится в знак того, что оно есть «светильник ногам и свет стезям нашим» ( Пс. 118:105 ). Колокольный звон производится по примеру трубного гласа, сопровождавшего ковчег завета ( Нав. 6:7–8,12 ; 2Цар. 6:15 ), а кропление св. водой – по примеру того кропления, которое совершали ветхозаветные священники в знак освящения и очищения домов от проказы и других видов нечистоты ( Лев. 14:51–52 ). Церковные хоругви – это как бы знамена, подобные тем, которые имелись при всяком колене и племени сынов избранного народа Божия, как ополчения Его ( Чис. 10:14,18,25 ). Ношение их во время крестных ходов означает то, что Церковь Христова на земле шествует к небу по пути крестному и воинствует с плотью, миром и диаволом под знаменем св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Сорок дней пребывая на земле по Своем воскресении, Господь наш неоднократными явлениями уверил Своих учеников в несомненной истине Своего воскресения (см.: Деян. 1:3 ). В первый день Он явился святым мироносицам – и прежде всех – Марии Магдалине (см.: Ин. 20:1–18 ; Мф. 28:9–10 ), апостолу Петру (см.: Лк. 24:34 ; 1Кор. 15:5 ), ученикам, шедшим в Еммаус (см.: Лк. 24:13–35 ), десяти апостолам и прочим верующим в Сионской горнице (см.: Лк. 24:36–48 ; Ин. 20:19–23 ); засим, в восьмой день, в той же горнице, – опять апостолам для уверения Фомы (см.: Ин. 20:24–31 ); на море Тивериадском, в Галилее, – семи ученикам (см.: Ин. 21:1–24 ), на одной из галилейских гор – более пятистам последователей (см.: Мф. 28:16–20 ; 1Кор. 15:6 ); затем апостолу Иакову (см.: 1Кор. 15:7 ) и, наконец, в день вознесения, опять всем апостолам (см.: Лк. 24:50–52 ; Деян. 1:3–12 ). Торжественному воспоминанию славного воскресения Христова посвящен праздник Пасхи. Пасха – слово еврейское и значит прехождение, потому что израильтяне, вкушавшие при исходе из Египта пасхального агнца, были избавлены от Ангела, который, истребив первенцев египетских, прошел мимо домов еврейских ( Исх. 12:27 ). Пасхою назывался и агнец пасхальный (см.: Исх. 12:11 ), и самый праздник в память исхода из Египта (см.: Лев. 23:5 ; Чис. 9:2, 4–5, 28:16 ). Но так как ветхозаветная пасха была прообразованием новозаветной и истинная наша Пасха, за ны пожренная, есть Христос ( 1Кор. 5:7 ), смертию Своею и славным воскресением избавивший нас от власти диавола и рабства греху, то название Пасхи удержано и в Церкви христианской для светлого праздника Воскресения Христова. Праздник Пасхи есть древнейший, восходящий ко временам апостольским (правило апостольское 7), хотя до IV века праздновали его на Востоке и Западе не в одно время. Этот спор о времени празднования Пасхи был решен определением I Вселенского (Никейского) Собора, который постановил совершать Пасху в день воскресный по полнолунии, бывающем в весеннее равноденствие, или вслед за ним. По той причине, что праздник Пасхи падает не на одно и то же число месяца, он есть подвижный и притом – определяющий время празднования других подвижных праздников, как то: Входа Господня в Иерусалим, Вознесения, Пятидесятницы. Главнейшие праздники, двунадесятые, имеют предпразднства и попразднства, но для светлого праздника Пасхи как величайшего торжества Христовой Церкви «предпразднственным очищением», по выражению святого Григория Богослова 223 , служит вся Четыредесятница; попразднством же можно считать все седмицы до отдания Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

В домостроительстве нашего спасения участвовали три Лица Пресвятой Троицы, ибо Святого Духа Господь наш Иисус Христос послал от Отца Своего (см.: Ин. 15:26 ), а посему и праздник Пятидесятницы, прославляющей сошествие Святого Духа на апостолов, заключает в себе сугубое торжество – в честь Пресвятой Троицы вообще и в особенности в честь Святого Духа. Воскресный день, называемый Троицыным, посвящается преимущественно прославлению Пресвятой Троицы, а понедельник, именуемый Духовым днем, – прославлению Святого Духа, сошедшего на апостолов. О начале сего праздника можно судить по вечернему последованию, совершаемому в Троицын день: коленопреклоненные молитвы, читаемые на вечерне, составлены святым Василием Великим . Святые отцы IV и последующих веков говорили поучения в сей праздник, а именно: святой Григорий Богослов († 389 г.), святой Иоанн Златоуст († 404 г.), святой Прокл, архиепископ Константинопольский († 446 г.), святой Лев Великий († 461 г.), святой Григорий Двоеслов († 604 г.). Паремии, читаемые на великой вечерне, заимствованные – первая из – книги Чисел ( Чис. 11:16, 17:24–29 ) говорит о вдохновении семидесяти старейшин, избранных Моисеем, вторая – из книги пророка Иоиля ( Иоил. 2:23–32 ) предсказывает об излиянии Духа Божия во времена новозаветные, и третия – из книги пророка Иезекииля ( Иез. 36:24–28 ) возвещает об очищении и обновлении сердца силою Святого Духа. Утреннее Евангелие ( Ин. 20:19–23 ) повествует о явлении Господа ученикам в первый день по воскресении и о даровании им Святого Духа, а на Литургии – чтение из книги Деяний Апостольских ( Деян. 2:1–13 ) излагает историю священного события и чтение из Евангелия ( Ин. 7:37–52, 8:12 ) возвещает проповедь Самого Господа об излиянии Святого Духа на верующих. Стихиры составлены в древнее время (одна по надписанию принадлежит святому Льву), а каноны (первый – творение святого Косьмы Маюмского и второй – Иоанна) прославляют в величественных чертах сошествие Святого Духа на апостолов. Особенность этого праздника – вечерняя служба, совершаемая вслед за Литургиею, с чтением трех умилительных молитв с коленопреклонением, составленных святым Василием Великим .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

церквей Божиих, что так должно веровать, исповедовать и писать всем почитателям Никейского собора, презрителям постановлений которого даже и малейшей йоты их – объявлена решительная анафема от святых Отцов, как пяти упомянутых, так и всех последующих соборов (гл. 8–10). Из этой ложной и безотчетной ссылки на все соборы Вселенские и на святых Отцов, всякий ясно видеть может, чего хочет Папа. Но удержимся от суждений и последуем за папским посланием. После сего Папа обращает к греческим пастырям подслушанную им, по его же словам, y черни пословицу. «Так-то, – восклицает он, – juxta vulgi proverbium, не плюй выше своей головы, иначе тебе же попадет в лицо. Так-то вы, по своей надутости осмелившись подвергать осуждению (praejudicum) верховный престол Римский, под которым никакой смертный не смеет произносить суда (facere judicium), сами подверглись анафеме всех вселенских Отцов на всех святых соборах. Вы хуже старинного вещуна Валаама: его не могли склонить к проклятию Израильтян ни обещания, ни угрозы царя Моава ( Чис.23 ); a вас, напротив, ни любовь к Богу и ближнему, ни уважение к божественным канонам, ни запрещение православных, как y вас говорится, царей ваших, ничто не удерживает от анафематства, коим вы обременяете род избран, царское священство (Sacerdotium), язык свят ( 1Пет. 2 )(гл. 11). «Достоверно ли Папа знал, что Михаил и Лев Акриданский предавали Запад анафеме, запирали католические храмы, отнимали монастыри латинские 51 и проч.? Нет, он ничего этого не знал; основывался на одной только молве, верил наговорам врагов греческого народа; он сам повторяет беспрестанно, что обо всем этом носится только молва, говорят (fertur, fama asserit, narrant) и проч. Зачем же он так решительно утверждает, поносит и осуждает то канонами соборов, то текстами писания такие дела, подлинности которых не доказывает и доказать не может? Таким же образом и далее выдает небывалое за подлинные факты. Наговорившись достаточно о ключах Апостола Петра, об исключительной его власти вязать и решать (Мф.16:19), a, следственно, о таковой же власти пап, яко наместников Петровых, и мимоходом погрозив восточным, что если они будут связаны и не разрешены Римским первосвященником, то погибнут на веки, – Папа теперь приступает и решительно принимается за мнимую грамоту Константина Великого , которою сей премудрый Государь будто бы утвердил за вселенским Папою Сильвестром и за всеми его преемниками, даже до скончания века, не только императорскую власть и достоинство, но еще даровал им императорские тиары и придворную свиту. «Ибо, – говорит Папа, – он, Император, почитал до крайности нелепым – земному владычеству подчинять тех, кого Божественное величество поставило над небесным 52 . И что значит земное владычество над небесным? – продолжает он, – ничего: vanitas vanitatum (гл. 12)! »

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посты По закону Моисея для всех евреев был установлен только один день поста в году — в день Очищения (Йом кипур) (см.: Лев 16, 29; Чис 29, 7). Однако любой из сынов Израиля мог добровольно наложить на себя пост. О таких постах часто говорится в книгах Ветхого Завета. Пост мог быть однодневным, а иногда продолжался много дней: пророк Моисей на горе Синай в присутствии Бога провел без еды и воды сорок дней (см.: Исх 34, 28). Столько же дней постился и пророк Илия (см.: 3 Цар 19, 7–8). Пост у евреев предполагал полное воздержание от пищи. Давид ничего не ел семь дней (см.: 2 Цар 12, 16-21). Постящийся человек обычно надевал вретище, отказывался от ежедневных омовений, посыпал голову пеплом (см.: 3 Цар 21,27; Неем 9, 1). Евреи добровольно прибегали к посту: 1) перед решающими событиями, исход которых зависел от Божией милости (см.: 2 Цар 12, 16, 21–23; Есф 4, 3, 16 и др.); 2) во время искреннего покаяния и смирения пред Богом (см.: 1 Цар 7, 6; 3 Цар 21, 27; Езд 10, 6; Неем 9, 1) и 3) для достижения полноценного общения с Богом (см.: Исх 34, 28; Втор 9, 9, 18). В вавилонском плену для евреев были установлены однодневные посты: в девятый день четвертого месяца (таммуза) как скорбная память взятия Иерусалима халдеями (58 7–586 до Р.Х.), в десятый день пятого месяца (ава), в который был разрушен город и сожжен храм (см.: Иер 52, 12–13), в один из дней седьмого месяца (тишри) — в память об убийстве Годолии (см.: Иер 41, 1–3). Фарисей из притчи Господней постился два раза в седмицу добровольно, что и ставил себе в заслугу. У фарисеев было в обычае поститься в пятый день недели, когда пророк Моисей взошел на Синай, и во второй, когда он спустился с горы. Посты соблюдались евреями с особой строгостью: от вечера и до вечера, то есть двадцать четыре часа, в течение которых они не ели и вообще воздерживались от чувственных удовольствий. При этом они облекались во вретище, снимали сандалии, посыпали голову пеплом, ходили с неумытыми руками и с не помазанною елеем головою. Пророки обличали внешний пост без покаяния и смирения, который ведет к гордости и духовной слепоте.

http://pravoslavie.ru/104164.html

_________________________________________  Все библейские цитаты с упоминанием иссопа (12 цитат) 1. Исх. 12, 22 " и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра " . 2. Лев. 14, 4 " то священник прикажет взять для очищаемого двух птиц живых чистых, кедрового дерева, червленую нить и иссопа " . 3. Лев. 14, 6 " а сам он возьмет живую птицу, кедровое дерево, червленую нить и иссоп, и омочит их и живую птицу в крови птицы заколотой над живою водою " . 4. Лев. 14, 49 " И чтобы очистить дом, возьмет он две птицы, кедрового дерева, червленую нить и иссопа " . 5. Лев. 14, 51 " и возьмет кедровое дерево и иссоп, и червленую нить и живую птицу, и омочит их в крови птицы заколотой и в живой воде, и покропит дом семь раз " . 6. Лев. 14, 52 " и очистит дом кровью птицы и живою водою, и живою птицею и кедровым деревом, и иссопом и червленою нитью " . 7. Чис. 19, 6 " и пусть возьмет священник кедрового дерева и иссопа и нить из червленой шерсти и бросит на сожигаемую телицу " . 8. Чис. 19, 18 " и пусть кто-нибудь чистый возьмет иссоп, и омочит его в воде, и окропит шатер и все сосуды и людей, которые находятся в нем, и прикоснувшегося к кости [человеческой], или к убитому, или к умершему, или ко гробу " . 9. 3 Цар. 4, 33 " и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах " . 10. Пс. 50, 9 " Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега " . 11. Ин. 19, 29 " Тут стоял сосуд, полный уксуса. [Воины], напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его " . 12. Евр. 9, 19 " Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ " . 1 Hareuveni Nogah. Tree and Shrub in Our Biblical Heritage, Neot Kedumim Ltd. Kyriat Ono, 1989.

http://e-vestnik.ru/analytics/issop_o_ka...

25-й день месяца Хаслева, 148 года – 165 г. до Р. Х. (ср. к 1Мак.1:54 ). 1Мак.4:53 . и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений. «Принесли жертву по закону», т. е. предписанную в законе утреннюю жертву ( Исх.29:38–42 ; Чис.28:3–7 ). Эта жертва, как все установленные для новомесячий и праздничных дней, соединялась обыкновенно с жертвой за грех ( Чис.28:15,22,30 и д.). Так как в Моисеевом законе нет особой жертвы для очищения и освящения алтаря, то последнее совершилось вместе с очищением священников, через окропление жертвенною кровью по Лев.8:15 . 1Мак.4:54 . В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлен он с песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами. «С песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами», ср. 1Пар.16:42 . – Обновление и очищение храма и жертвенника совершилось «в тот самый день», в который некогда произошло и осквернение, т. е. 25 Хаслева. Это совпадение отмечают также – 2Мак.10:5 и Иос. Фл. в Antt. XII, 7, 6. – Промежуток времени от осквернения до очищения исчисляется в 3 года (ср. 1Мак.1:54 ; 1Мак.4:52 ); двухгодичное время, указываемое для сего в 2Мак.10:3 , – должно быть признано неправильным. 1Мак.4:55–56 . И весь народ падал на лицо свое, и молились и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им. Так совершали обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы. «Жертву спасения и хвалы» – θυσαν σωτηρου κα ανσεως – т. е. жертву спасения, или – что то же – хвалы. Двойной родительный падеж не означает здесь двух особых видов жертвы благодарственной (собственно ουσα σωτηρου есть греч. перевод евр. ...) – и эта последняя разделялась на 3 вида: жертву хвалы, жертву обета и добровольную жертву усердия ( Лев.7:12,16 ), причем жертва хвалы именно и была θυσα ανσεως σωτηρου – «мирная жертва благодарности» ( Лев.7:13,15 ) – или просто – θυσα ανσεως – жертва благодарности ( Лев.7:12 ). – Единственное число « θυσιαν» («жертву спасения и хвалы») подле множественного ολοκαυτματα («всесожжения») означает не одну только единственную жертву этого рода, но употреблено в общем значении: это были по преимуществу семейные жертвы составлявшие вместе и праздничную трапезу участников жертвы, так что число жертв этого рода определялось числом желавших принести оную.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Откр.13:10 . «Кто ведёт в плен, тот сам пойдёт в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых». Объясн. Вся 13 глава Откровения изображает антихриста, который, будучи слугою сатаны, уведёт многих в плен, многих убьёт, но и сам будет убит духом уст Господних: 2Фес.2:8 , следовательно, к обычным войнам между народами это место не имеет никакого отношения. Не война для защиты отечества Священным Писанием осуждается ( Лк.14:31:3:14 ), а самоуправное и незаконное употребление оружия: Мф.26:51 . Быт.9:6 . «Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукой человека: ибо человек создан по образу Божию». Объясн. Здесь осуждается не война, на которую Сам Бог посылал Израильтян: Нав.8:1 , а самоуправное и незаконное употребление оружия. Если сказано, что начальник есть Божий слуга... не напрасно носит меч: Рим.13:4 , то в наказание делающему злое, очевидно, допустимо оружие отмщения со стороны правосудия. Из Евангельской истории видно, что воинское звание не воспрепятствовало получать от Иисуса Христа похвалу и исполнение просьбы: Мф.8:8–10 ; срав. Деян.10:1–7 ; Лк.3:14 . Исх.20:13 . «Не убивай». Объясн. Этой заповедью запрещается лишение жизни ближнего по гневу, ненависти и т.п. Но в других местах того же Ветх. Завета иногда предписывается воевать с другими народами, например, враждебно поступающими в коварстве своём: Чис.25:15–18 , а также предоставляется и суду поступать с убийцей по всем строгостям закона: Быт.9:6 ; Лев.24:21 . Закон о каре взявшим меч по гневу на ближнего не отменён: Мф.26:52 . Тот же самый начальник, который носит меч на злодеев внутренних, должен обращать меч свой и против злодеев внешних: Рим.13:3–4 . Основные места Священного Писания, относящиеся к вопросу о войне Чис.31:1–2 . И сказал Господь Моисею, говоря: Отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдёшь к народу твоему: Чис.25:16–18 ; ср. Нав.8:1 . Лк.3:14 . Спрашивали его (Иоанна Крестителя) также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В христианскую эпоху восьмой день мог также быть простым обозначением определённого срока, но в данной статье будут рассматриваться только те места из греческой христианской литературы, где говорится о восьмом дне как о священном и особенном или, по крайней мере, освящённом использованием в Ветхом Завете и Новом Завете. В Бытии указывалось, что обрезание необходимо совершать на восьмой день после рождения ( Быт. 17:14; 21:4 ) 52 . Восьмой день оказывается священным в законодательстве о принесении жертв ( Исх. 22. 29 ). Во время обрезания происходило наречение имени, как, например, когда Моисей нарекал имя Аарону ( Лев. 9:1 ). Лев. 23:36 особо подчёркивает священный характер восьмого дня: «в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте». При более точном переводе с греческого получается следующий вариант: «семь дней приносите всесожжения Господу, и день восьмой да будет для вас званным святым…» ( Лев. 23:36 ) 53 . В греческом тексте пропадает буквальный смысл стиха, передаваемый в русском переводе, ближе повторяющем еврейский оригинал. Но в нём усиливается таинственный мистический смысл восьмого дня, что со временем станет доброй почвой для христианской экзегезы. Восьмой день, также как и первый, – особый день упокоения ( Лев. 23:39 и др.) 54 . Об этом же говорится в Чис. 29:35 «В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте…» 55 . В псевдоапокрифической «Книге юбилеев» приводится точный подсчёт дней при творении Адама. В этом тексте дни творения и события дней творения распределены по неделям от сотворения мира. В частности, здесь сказано, что «на восьмой день от сотворения мира в день воскресный заповедал Бог Адаму воздерживаться от древа познания» 56 . При всей ненадежности данного памятника связь восьмого дня с днём воскресным важна для последующей традиции, хотя эта связь установлена не в этом только памятнике, а определяется всей библейской традицией, – ведь воскресенье следует за субботой, особенным седьмым днём творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Мф.24:30 . тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; «Знамение Сына Человеческого»: «т.е. крест, который светлее солнца: поскольку солнце помрачается и скрывается, а крест является... Но для чего является сие знамение? Для того, чтобы совершенно посрамить бесстыдство иудеев. Ибо Христос придет на суд, имея величайшее оправдание – крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть» (Злат., ср. Вас. В. 2, 355). – «Восплачутся»: от страха славного пришествия Господня, видя этот мировой переворот, новый порядок вещей, разрыв и преобразование всех отношений предшествующей жизни и пр., – или частнее, «восплачутся все колена на земли иудейской, оплакивая свое непослушание, восплачутся и все, которые земная мудрствуют, хотя бы то были и христиане» (Феофил.). – «Грядущего на облаках небесных»: Господь и вознесся на облаках ( Деян.1:9 ). – «С силою и славою великою»: сила Его проявится особенно тогда в потреблении огнем земли ( 2Пет.3:7,10–12 ), в воскресении мертвых ( Ин.5:29–30 ; 1Кор.15:52 ), в изменении живых во образ воскресших ( 1Сол.4:17 ; 1Кор.15:52 ) и в суде над живыми и мертвыми ( Мф.25:34–46 ). Слава Господа явится тогда в величии всего Его пришествия, окруженного тьмами Ангелов ( Мф.25:31 ). Мф.24:31 . и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. «С трубою громогласною»: не то, чтобы каждый Ангел был с трубою громогласною, но будет греметь одна последняя труба ( 1Кор.15:52 ), труба Божия ( 1Сол.4:16 ), и при звуке этой трубы посланы будут Мессиею Ангелы. По гласу этой трубы последует и воскресение мертвых (1Кор.; 1Сол. в указ. местах). Иудеи обыкновенно созывали в собрания посредством труб ( Лев.25:9 ; Чис.10:2 ; Суд.3:27 ). Спаситель пользуется сим знакомым иудеям образом для обозначения некоего таинственного действия Божия, по мановению которого Ангелы соберут избранных при втором пришествии Христовом. – «Избранных»: истинных христиан, призванных к наследию в царстве Христовом. Ангелы соберут также и творящих беззаконие (ср. Мф.13:41 ). Первые будут собраны для вечной славы, последние – для вечного мучения. – «От четырех ветров»: с востока, запада, севера и юга. Иудеи четыре эти стороны называли иногда четырьмя ветрами ( Иез.37:9 ; Ис.43:5–6 ). – «От края до края неба», со всей земли, со всего видимого пространства земного шара (ср. Втор.4:32 ; Пс.18:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010