После плена субботний год соблюдался и притом с особым ригоризмом, именно относительно покоя земли (ср. 1Мак 6.20–49,53 ; Иосиф Флавий Иуд.Древн. 11:8, 6; 13:8, 1; 14:16, 12; 15:1, 2); год пред разрушением Иерусалима был также субботним. Зато чистый религиозно-нравственный дух закона более и более терялся в массе казуистических предписаний талмудических авторитетов (напр., прощение долгов было исключено из числа привилегий субботнего года посредством изобретенного Гиллелом Старшим т. наз. «прозбола», т. е. документа, гарантировавшего за кредитором право взыскивать свои долги в год субботний). Провозглашение юбилея Лев.25.9 . Лев.25:8 .  И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; Лев.25:9 .  и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; Лев.25:10 .  и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. Как после 7 недель от Пасхи следовал 50-й день – праздник Пятидесятницы, так после 7 субботних годов должен был праздноваться 50-й, юбилейный год, евр. schat-hajobel или просто jobel (также schnat-deror, Лев.25:10 , см. Иез 46.17 ; Ис 61.1 ); LXX: ενιαυτς φσεως, год отпущения, слав.: « оставления». По Исифу Флавию (Иуд.Древн. 3:12, 3) ωβλ (греч. транскрипция евр. jobel) означает λευερα. Арабск. перев.: dimissio, Vulg.: remissio. Но это не есть точная передача собственного значения имени jobel. Последнее скорее (согласно с мнением Розенмюллера, Бэра, Кейля, Рима, Штаде-Зигфрида и др.) может обозначать (по соотношению с Исх 19.13 и Нав 6.5–6 ) звуки труб (из бараньего рога сделанных), протяжные и разливающиеся во все стороны (гл. jabal – разливаться), звуки, какими по всей Палестине возвещалось народу наступление юбилейного года (название schnat-jobel, юбилейный год, посему вполне аналогично по смыслу с именем праздника 7-го новолуния, jom teruah, день трубного звука). Объявлялся юбилей в 10-й день месяца тисри оканчивающегося субботнего (49-го, Лев.25:8 ) года, т. е. в день очищения. Что юбилейный год был именно 50-м, а на 49-м, как полагали многие иудейские и христианские толкователи (из русских ученых – м. м. Филарет и Г. Властов), видно из прямого свидетельства текста Лев.25:10, 11 , где юбилейный год прямо называется 50-м, и из Лев.25:8 , где 49-й год или 7-й субботний отличается от года юбилейного; то возражение сторонников противоположного взгляда, что при принимаемом нами счислении «были бы 2 года сряду пустования земли» (Властов), устраняется уже упомянутым указанием законодателя ( Лев.25:21 ) на особое благословение Божие на урожай года предсубботнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3) “Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя по отце, не открывай наготы ее“. Оно как будто вполне совпадает со второй половиной предыдущего постановления. Кнобель старается найти различие между ст.9 и 11 ( Лев.18:9–10 ) в том, что в 9 стихе разумеется сводная сестра, родившаяся ли в законном браке, или вне законного брака, 40 а в ст.11 ( Лев.18:11 ) вместе со сводной разумеется и родная сестра, так как по его мнению выражение “жена отца“ одинаково означает как родную мать, так и мачеху. Но такое понимание едва ли основательно, тем более, что выражение “жена отца“ есть характеристическое выражение для отличия мачехи от матери. 41 Основательнее предположение, что в ст.9 ( Лев.18:9 ) разумеется и сводная и родная сестра, а в ст.11 ( Лев.18:11 ) только сводная. Такое понимание сообразнее как с самым методом изложения рассматриваемых постановлений, по которому законодатель идет от общего к частному, так и с порядком степеней родства, по которому законодатель сначала рассматривает более близкие степени, а потом переходит уже к более отдаленным. 4) “Наготы дочери сына твоего (внуки по сыне), или дочери дочери твоей (внуки по дочери), не открывай наготы их, ибо они твоя нагота“ ( Лев.18:10 ), т.е. произошли из твоей наготы, так что, открывая их наготу, ты открыл бы свою собственную наготу. 42 5) “Наготы сестры отца твоего (тетки по отце) не открывай, она единокровная отцу твоему” ( Лев.18:12 ). 6) “Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей“ ( Лев.18:13 ). Вторая группа рассматриваемых постановлений ( Лев.18:14–16 ) заключает в себе запрещения брачных отношений с женами кровных родственников. Сюда относятся следующие постановления: 7) “Наготы брата отца твоего не открывай, и к жене его не приближайся; она тетка твоя“. ( Лев.18:14 ). Здесь не два отдельные постановления, а одно, выраженное в двух формах. Постановлением не открывать наготы брата отца своего запрещается именно то, что выражено во второй половине постановления – именно, “приближаться к жене его“. Подобное уже указано было под пунктом 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

Лев.23:3 .  шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших. Закон о праздновании субботы, данный уже в десятословии ( Исх 20.8–11 ) и неоднократно повторяемый и после ( Исх.23:12, 34:21 ), здесь поставляется на первом месте: суббота есть знамение завета теократического Иеговы с Израилем (ср. Исх 31.13–14 ). Главным требованием выставляется полное прекращение обыденных занятий – более чем в другие праздники, строгий покой (schabbat-schabbaton) вместе c " священным собранием» (miqra qodesch); под последним может разуметься посещение святилища, при котором в субботу двойная – против обыденной жертвы – жертва ( Чис 28.9–10 ). Однако суббота не приурочивается нарочито к святилищу, напротив, предписывается празднование субботы «во всех жилищах» – по толкованию раввинов: как в обетованной земле (где было святилище), так и всюду вне ее пределов. Chab: покой нареченный свят Господеви, по LXX, ср. Vulg.: sabbati requies, vocabitur sanctus. Лев.23:5 .  в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; Лев.23:6 .  и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; Лев.23:7 .  в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; Лев.23:8 .  и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте. Пасха – воспоминание начала теократического бытия Израиля, как народа Иеговы, поставляется естественно во главе всех праздников года. Связанный с исходом Израиля из Египта – событием, начавшим новую эру в истории Израиля, праздник Пасхи – опресноков продолжался 7 дней, для вящшего укрепления в сознании народа и отдельных членов его важнейшего момента. С наибольшею полнотою дается законоположение о Пасхе в книге Исход ( Исх.12:6, 11, 15–20 ), именно при изложении самой истории исхода евреев из Египта, затем – в отдельных статьях закона ( Исх.23:15, 34:18 ). В рассматриваемом месте определяются 1) время начала праздника ( Исх.23:5–6 ): 14-го нисана вечером, собств. с евр. ben-haarbaim: «между 2-мя вечерами» (ср. Исх 12.6 ) – на закате солнца (по пониманию самарян и караимов) или от склонения солнца к закату до полной тьмы (по толкованию фарисеев, И. Флавия и Филона); 2) продолжительность праздника – 7 дней ( Лев.23:6–7 ); 3) характер празднования: покой и священное собрание в 1-й и 7-й дни ( Лев.23:7–8 ), и едение опресноков всю неделю ( Лев.23:6 ). О специальных жертвах в праздник Пасхи говорит кн. Чисел ( Чис 28.19–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лев. 7:12 – «А кровь да прольют окрест стола требнику» (и кровью ее кропить на жертвенник со всех сторон). На полях вместо прольют стоит окропят, так и должно быть. Лев. 7:35 – » Достояние Аарону и достояние сынов его от приносов Господних» (Вот участок Аарону и участок сынам его из жертв Господних со дня). На полях вместо слова достояние стоит помазание. Смысл стиха таков: «вот участок Аарона и сынов его». Но еврейское слово мишха, происходя из глагола машах, который значит и помазывал, и размерял, имеет значение и помазания, и доли, и участка. Исправитель удержал более известное значение слова машах, как и Онкелос и Вульгата. Лев. 8:9 – « И возложи на увясло против лица его доску златую освященную» (и возложил на голову его кидар [головной убор первосвященника, отличающийся от простого священнического только наличием диадимы], а на кидар с передней стороны его возложил полированную дощечку, диадему святыни). Против слова доску на полях поставлено коруну. Еврейское слово nezer действительно означает диадиму, а не просто доску. Лев. 8:13 – « И возложи на ня клобуки» (и возложил на них кидары). На полях вместо слова клобуки стоит шапки, как и выше, Исх. 29:9 . А ниже, в Лев. 16:4 , вместо слова клобук на полях поставлено чалма. Лев. 11:35 – « Пещи и огнища да сокрушатся» (печь и очаг должно разломать). В еврейском языке два слово пещи и огнища означают: первое – печь, второе – очаг. Лев. 16:15 – « И да заколет козла иже греха ради, иже за люди, пред Господом» 10 (И заколет козла в жертву за грех за народ). Слова за люди дополнены, потому что в прежнем переводе были опущены. Лев 17:5 – » Яко да принесут сынове Израилевы жертвы своя» (это для того, чтобы приводили сыны Израилевы жертвы свои). На полях стоит того ради, чтобы принесли. 11 Действительно, так и надлежало перевести: «Это для того, чтобы приводили сыны Израилевы». Того требует и текст еврейский, и перевод греческий. Лев. 18:21 – «От племени своего да не даст работати князю» (Из детей твоих не отдавай на служение Молоху). На полях стоит болванником. С еврейского языка должно быть: «из детей твоих не отдавай на служение Молоху». Имя Молох в еврейском языке происходит от одного корня со словом царь. Исправитель, по неверности прежнего перевода еврейскому тексту, отринул его, но не поставил имя Молоха, а предпочел поставить общее название: болванник.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

«И буду тверд в завете Моем с вами» ( Лев.26:9 ). Смотри, сколько блаженств обещано, если будем исполнять заповеди. Сказано: «И буду тверд в завете Моем с вами; и будете есть старое и очень старое 88 , и выбросите старое от лица нового» ( Лев.26:9–10 ). Как выбрасываем мы «старое от лица нового»? У нас были закон и пророки (ср. Лк.16:29 ), но очень старое было прежде закона с самого начала, когда сотворен был мир. Пришли новые Евангелия, пришли и апостолы. И выбросили мы «старое от лица» их. Как выбрасываем мы старое? Мы отвергаем закон в его буквальном понимании и устанавливаем закон по духу. Можно объяснить это и так: прежде чем пришел человек «с неба» и родился «небесный» человек, все мы были «перстные» и «носили образ перстного (ср. 1Кор.15:47 и далее). Но когда возник новый человек, созданный «по Богу» (ср. Еф.4:24 ), мы отбросили от лица его старое, совлекли прежнего «ветхого человека» и облеклись «в нового» (ср. Еф.4:22 и далее). «И поставлю жилище Мое среди вас» ( Лев.26:11 ). Если в нас есть то, о чем мы говорили выше, если, совлекшись «ветхого человека», наше сердце обновилось, приходит к нам Бог, и пребывает в нас Тот, Кто сказал: «И поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами» ( Лев.26:11 ). Душа Бога «не возгнушается» нами, если будем исполнять написанное. Но позвольте спросить, что такое «душа Бога». Ведь не подумаем же мы, что у Бога такая же душа, как у человека. Было бы нелепо так думать. И потому я дерзну сказать, что душа Бога – Христос. Ибо как Христос есть Слово Бога (ср. Ин.1:1 ), Божия сила и Божия премудрость (ср. 1Кор.1:24 ), также Он есть и душа Бога. И в этом смысле сказано: «Душа Моя», то есть Мой Сын, «не возгнушается вами» ( Лев.26:11 ); но Я «буду ходить среди вас» ( Лев.26:12 ). Сдается мне, что Бог здесь обещает не то, что Он будет ходить в земле иудеев, но если кто достоин быть настолько чист сердцем, что может принять Бога, Бог говорит, что будет «ходить» в нем. «И вы будете Моим народом, а Я буду вашим Богом, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб вы не были там рабами, и сокрушил узы ярма вашего» ( Лев.26:12–13 ). Воистину Он «вывел нас из дома рабства» (ср. Исх.13:14 ), ибо мы были рабами греха, так как «всякий, делающий грех, есть раб греха» (ср. Ин.8:34 ). А Он «сокрушил узы [нашего] ярма», того ярма, которое возложил на нашу шею тот, кто пленил нас (ср. 2Кор.10:5 ) и связал нас узами греха. А Господь наш Иисус Христос «сокрушил узы греха», уничтожил ярмо нашего рабства и возложил на нас Свое благое «бремя» (ср. Мф.11:30 ) веры и любви и надежды и всей святости. «Ему слава во веки. Аминь» ( Рим.11:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Лев.15:11 .  и всякий, к кому прикоснется имеющий истечение, не омыв рук своих водою, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера; Лев.15:12 .  глиняный сосуд, к которому прикоснется имеющий истечение, должно разбить, а всякий деревянный сосуд должно вымыть водою [и будет чист]. Лев.15:13 .  А когда имеющий истечение освободится от истечения своего, тогда должен он отсчитать себе семь дней для очищения своего и вымыть одежды свои, и омыть тело свое живою водою, и будет чист; Лев.15:14 .  и в восьмой день возьмет он себе двух горлиц или двух молодых голубей, и придет пред лице Господне ко входу скинии собрания, и отдаст их священнику; Лев.15:15 .  и принесет священник из сих птиц одну в жертву за грех, а другую во всесожжение, и очистит его священник пред Господом от истечения его. Речь идет о какой-то болезни мужского полового органа (basar, плоть вместо pudenda, ср. Лев.15:19 ; Иез.16:26, 23.20 ), но не о семятечении (как в Вульгате: qui patitur fluxum seminis). Определить болезнь в терминах современной медицины трудно. По Бейеру (de hemorroidibus ех lege mosaica impuris, ad Levit. Comment, Lips. 1792), это – геморрой, текучий и стоячий или слепой, но это противоречит указанию текста на половой характер болезни. По Михаэлису, Розенмюллеру и др., это – так называемый gonorrea virulenta или триппер, но известность его древним евреям ничем не подтверждается. Кажется, лучше принять мнение Маймонида, что данная болезнь состояла в крайнем ослаблении половых частей мужчины, вследствие чего гнойная жидкость истекала непроизвольно (помимо влияний климата, на происхождение этой болезни влиять могла необузданная неумеренность половых союзов у евреев). В таком болезненном состоянии человек не только сам был нечист в первой степени, но и передавал нечистоту (во второй меньшей степени – на один день) всем другим лицам и всем вещам и предметам, которых он так или иначе касался. Однако больной не подвергался никакому принудительному отлучению или даже надзору со стороны кого-либо; он сам должен был знать, когда будет в состоянии войти в общение с другими членами общества (ср. Втор 23.11–12 ). Но общение его с святилищем требовало, во-первых, семидневного срока домашнего очищения его ( Лев.15:13 ) и, во-вторых, жертвенного очищения выздоровевшего, бывшего, вследствие болезни, отлученным от святилища; приносились два голубя или горлицы – в жертву греха и во всесожжение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

68 . Как приобщение к Божественным тайнам веры каждый верный мог приносить жертвы Богу от стада, от плодов, от птиц, муки пшеничной с елеем и солью, и этим утверждалось богообщение, жизнь с Богом на земле ( Лев.2:13 ). 69 . Аарона и сынов его Бог освятил для священнодействия через Моисея, который омыл их водою, облек в священное облачение, помазал их и одежды их священным елеем, чтобы они были священниками в скинии, где пребывал Бог, Творец неба и земли ( Исх.28:1; 40:1215 ). 70 . В скинии перед облаком славы Божией приносилась жертва всесожжения, приношение хлебное, жертва за грех, жертва повинности, жертва посвящения и жертва мирная ( Исх.29 ; Лев.1:3, 10; 8:13; 7:12; 6:25 ). 71 . За грехи одного или всего народа, за клятву безрассудную против заповедей Господних, за утаенное приносилась жертва для очищения от греха ( Лев.45 ). 72 . Заповеди Божии возвещали о добре, правде, справедливости, и утверждалось благочестие среди народа, и явилась слава Божия всему народу. 73 . Истребляются народы творящие мерзости, ибо гнусно лежать с мужчиной как с женщиной и женщине со скотом ( Лев.18:2030 ). 74 . И сказал Господь: Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш ( Лев.19:12 ). 75 . Не ешьте крови, не ворожите, не гадайте, не наполняйте землю развратом ( Лев.19:29; 20:6 ). 76 . Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога, не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении ( Лев.19:32, 35 ). 77 . Всех вышедших из Египта от 20 лет и старше мужчин было 603550, не считая жен и детей ( Исх.38:26 ), а входило всего 75 душ, через 30 лет удваивалось население и за 430 лет стало около 3 млн. 78 . Моисей впервые на земле научил благословению, дабы взывали верные: Да благословит тя Господь и сохранит тя; да просветит Господь лице Свое на тя и помилует тя; да воздвигнет Господь лице Свое на тя и даст ти мир ( Чис.6:2426 ). 79 . Бог говорил с Моисеем в скинии между двумя Херувимами. 80 . Из колена Иудина Халев и из колена Ефремова Осия, сын Навина, которого Моисей назвал Иисусом, сказали только правду при обходе земли, а остальные, ходившие в землю Ханаанскую, возроптали на Бога, распространили плохую молву о земле, оболгали все и подняли ропот, и народ возмутился на Моисея и на Бога, и осудил Бог всех на сорокалетнее странствование в пустыне ( Чис.13:2734; 14:69 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

В-третьих, наконец, предписания, касающиеся единства избранного Самим Богом колена для посредничества в этом отношении между Богом и Его людьми: «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтобы он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых» ( Исх.28:1, 29:44 ; Лев.17:6 ; Втор.18 ). А в связи с этими последними требованиями закона стоят запрещения иных, неизбранных Богом, мест служения Ему и иных, не избранных Им, посредников этого служения ( Втор.12:2–4 ; Исх.22:18 ; Лев. 20:6, 27 ). Принципом всецелой и совершенной любви к Богу объединяются все частные и разнообразные требования закона касательно культа и вообще – благоугождения Богу: касательно трех ежегодных великих праздников ( Исх.23:14, 17 ) и праздника очищения в особенности ( Лев.16 ), субботы, субботнего и юбилейного годов ( Исх.23:10–13, 31:12–18 ) с указанием образа их совершения и провождения ( Лев.23 ), – касательно разного рода приношений Господу и жертв с указанием способа их приношения и родов приносимых в жертву животных ( Лев.1–8, 22:18–33 ; Числ.28, 29 ) и под. А из принципа любви к ближнему – равной и подобной любви каждого к самому себе – развивается та сложная система предписаний закона, которая обнимает собой жизнь родителей и детей, старших и младших, господ и слуг или рабов, отдельного члена каждого семейства и целых семейств и родов, не исключаются из этой братской любви даже и инокровные члены этого народа 43 . Ненарушимость закона ограждается с внутренней, моральной стороны святостью Законодателя: «святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» ( Лев.19:2 ); а с внешней стороны – карой Его правосудия, причем всякое оскорбление величества небесного Царя наказуется смертью : «кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой. И хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество. Пришлец ли, туземец ли станет хулить имя (Господне), предан будет смерти» ( Лев.24:15–16 ) Постоянным напоминанием всех требований закона служит лежащая одесную ковчега завета «книга закона» ( Втор.31:26 ) и чтение ее пред всем народом в определенные времена ( Втор.31:10–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исх.29:5 .  И возьми [священные] одежды, и облеки Аарона в хитон и в верхнюю ризу, в ефод и в наперсник, и опояшь его по ефоду; Исх.29:6 .  и возложи ему на голову кидар и укрепи диадиму святыни на кидаре; Омовением предваряется служение при скинии; оно же требует соответствующих одежд ( Исх. 28:3–4 ). Поэтому, как будущие служители скинии, сперва Аарон, а затем его сыновья облачаются в одежды священнослужения, получают первые знаки своего сана. Исх.29:7 .  и возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его. Цель помазания Аарона особо приготовленным елеем ( Исх. 30:22–25 ), обильно возлитым на главу его ( Пс. 132:2 ), заключалась в «освящении» помазуемого ( Исх. 30:30 , Лев.8:12 ). Как самое освященное миро выделялось из круга предметов житейского обихода ( Исх. 30:32–33 ), так и помазуемые им вещи и лица освящались, назначались для священных целей. В таком смысле употреблен данный термин в замечании о первосвященнике: «на голове его елей помазания, и он освящен, чтобы облачаться в священные одежды " ( Лев.21:10 , ср. Исх.29:12 ). По мнению других, помазание служило знаком сообщения Аарону особых благодатных сил, необходимых ему для прохождения служения. Но Библия не дает оснований для такого понимания. Исх.29:8 .  И приведи также сынов его и облеки их в хитоны; Исх.29:9 .  и опояшь их поясом, Аарона и сынов его, и возложи на них повязки, и будет им принадлежать священство по уставу на веки; и наполни руки Аарона и сынов его. Сопровождалось ли облачение сынов Аарона помазанием, об этом не говорит ни данная глава, ни параллельная ей 8 гл. кн. Левит. Что же касается других, освещающих данный вопрос, мест, то между ними замечается разногласие. В то время как по указанию одних, – Лев.6:6, 8–9 ( Лев.6:13, 15 евр.), в Лев.16:32, 21:10, 12 говорится о помазании сынов Аарона ( Исх. 28:41, 30:30, 40:14–15 , Лев.10:6–7 , Чис. 3:3 ). Если два первых и последнее место могут возбуждать сомнение в тождестве помазания священников с помазанием первосвященника, то третье и четвертое не оставляют для него места. " Помажь их, – говорится в Исх.40:15 , – как ты помазал отца их». Аарону и его сыновьям, Елеазару и Ифамару, нельзя предаваться печали по умершим Надаву и Авиуду и выходить из скинии, «потому что на них елей помазания Господня» ( Лев.10:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ливан, или ладан, который полагали на муку или на хлеб или зерна. Соль, о которой в законе сказано: «всякое приношение твое хлебное солью да осолится, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси Господу Богу твоему соль» ( Лев.2:13 ). Соль служила знамением завета, который должен быть столько прочен, сколько соль предохраняет пищу от порчи 41 . Иногда на хлебное приношение возливалось вит ( Чис.15:5 ). Мера хлебного приношения была различна. В соединении с жертвами из животных она зависела от количества их ( Чис.15 ). Дар бескровный приносим был к священнику, который брал часть его с елеем и Ливаном и сжигал на жертвеннике в воню благоухания Богу. Остаток дара принадлежал священникам и всем потомкам Аароновым мужеского пола, которые должны были питаться им, как великою святынею, в месте святе, в притворе храма ( Лев.6:14–18 ). Бескровные жертвы, или дары, иногда приносимы были вместо кровных ( Лев.5:11 ), а большею частью служили дополнением их ( Чис.15 ). К дару бескровному должно отнести 12 хлебов предложения, которые еженедельно предлагаемы были на трапезе святилища от 12 колен Израиля, для засвидетельствования Богу благодарности за ежедневную пищу и в память Завета и общения с Ним ( Лев.24:5–9 ). II. Для жертв кровных употребляемы были животные и птицы чистые: телец, юница, овен, овца, козел, коза, голубь и горлица, и притом лучшие, без всякого на теле порока, чтобы приношение было приятно Богу. «Рече Господь к Моисею: глаголи Аарону и сыном его, и всему сонму Израилеву: если кто из дома Израилева или из пришельцев, поселившихся между израильтянами, по обету ли какому или по усердию приносит какую бы то ни было жертву Господу: то, чтобы сим приобрести благоволение от Бога, жертва должна быть без порока. Никакого животного, на котором есть порок, не приносите Господу; ибо это не приобретет вам благоволения. Животного слепого, или поврежденного, или изуродованного, или больного, или коростового, или паршивого не приносите Господу, и в жертву не дадите на жертвенник Господень» ( Лев.22:17–25 ). Аще приведете слепо на жертву, говорил пр. Малахия: не зло ли; и аще приведете хромо или недужно, то не зло ли; приведи е князю твоему, егда приимет е; егда приимет лице твое ( Мал.1:8 ). За исполнением закона о жертвенных животных поручено было наблюдать главным образом священникам ( Лев.10:10–11 ). Они должны были смотреть, чтобы все приносимое Богу было свято и чисто ( Лев.27:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010