8 Небо и небо небес не вмещают Тебя. Не только храм, но и земля, и небо не могут вместить в себя Бога вселенной. 8 Мое имя будет там. Поскольку Господь обещал, что Он особенным образом будет присутствовать в иерусалимском храме, Соломон молит Бога услышать молитву, звучащую в храме. Относительно имени Божиего см. ком. к 5,5. 8 Когда кто согрешит против ближнего своего. В спорных случаях при недостаточности улик от обвиняемого могли потребовать клятву в невиновности у жертвенника в святилище ( Исх. 22,7–12 ; Чис. 5,11–31 ). Соломон просит, чтобы Господь Своим непосредственным вмешательством всегда «обвинял виновного» и «оправдывал правого» (ст. 32). 8 возврати их в землю, которую Ты дал отцам их. Соломон просит Господа о милости к тем, кто, не по своей воле оказавшись на чужбине, молит Его о прощении и возвращении на родину. См. ком. к ст. 46. 8 Когда заключится небо. Бог правит судьбой народа, Он властвует и над силами природы. Засуха, как и война ( Втор. 28,25 ), одно из возможных наказаний за нарушение израильским народом своих заветных обязательств (17,1; Втор. 28,22–24 ; Ам. 4,7.8 ). 8 голод... болезнь. Соломон упоминает и другие беды, которые могут постичь народ в наказание за беззаконие: голод ( Лев. 26,26 ), моровая язва ( Втор. 28,21.22 ), саранча ( Втор. 28,38.42 ), нашествие неприятеля ( Втор. 28,49–52 ), прочие бедствия ( Втор. 28,61; 31,29; 32,23–25 ) и болезни ( Втор. 28,22 ). 8 соделай и воздай каждому по путям его. Соломон просит Господа по справедливости судить сынов Своего народа. 8 Если и иноплеменник. Поскольку слава Божия простирается далеко за пределы Израиля, в Иерусалим почтить Господа могут придти и чужестранцы. 8 чтобы все народы земли знали имя Твое. Соломон желает, чтобы все народы, подобно Израилю, знали истинного Бога (ср. Ис. 56,6–8 ; Зах. 8,20–23 ; Мф. 28,19 ). 8 пленившие их отведут их в неприятельскую землю. Жизнь на чужбине, или в рассеянии одно из самых тяжких проклятий, которое в завете, данном на горе Синай, Господь определил Своему народу за непослушание ( Лев. 26,33–45 ; Втор. 28,64–68; 30,1–5 ; см. ком. к ст. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

8 прости народу Твоему. И в отношении находящихся за пределами Израиля представителей избранного народа обетования Господа сохраняют свою силу ( Неем. 1,11 ; Пс. 105,46 ). Соломон просит Господа простить кающихся пленников и «возбудить» в пленивших сострадание к ним. 8 ибо Ты отделил их Себе в удел из всех народов земли. Поскольку Господь особо выделил Израиль и вывел его из египетского плена, чтобы он стал Его особым наследием ( Исх. 19,3–6 ; Втор. 4,20; 9,26; 25,19 ), Соломон молит Господа не забыть об этом, если Израиль снова окажется в плену. 8 И стоя благословил все собрание Израильтян. В ст. 23–53 Соломон у жертвенника молился Господу от лица всего собрания. Теперь, обернувшись лицом к собравшимся, Соломон благословляет их от имени Господа и просит Его внять молитве (ст. 56–61). 8 Господь, Который дал покой народу Своему Израилю. После бурного периода скитаний по пустыне и войн Израиль ожидало исполнение «всех благих слов Его, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея» ( Исх. 33,14 ; Втор. 12,10 ). Израиль, наконец, вкусил покой в земле обетованной (см. ком. к 5,4). 8 Господь есть Бог и нет кроме Его. Первая заповедь ( Втор. 4,35; 5,6 ). 8 двадцать две тысячи крупного скота. Ср. Езд. 6,16–18 . 8 всесожжения. См. ком. к 3,4. хлебное приношение. Хлебное приношение или приношение муки часто сопровождало принесение в жертву скота ( Лев. 2; 7,11–14; 9,4; 14,20 ; Чис. 15,1–10 ) и являлось выражением благодарности Богу и прославлением Его. тук мирных жертв. См. Лев. 3 . медный жертвенник. Он помещался напротив входа в храм (ст. 22,54). 8 И сделал Соломон в это время праздник. См. ком. к 8,2. от входа в Емаф. Емаф находился у северной границы контролируемой Израилем территории, приблизительно в шестидесяти пяти километрах к северу от Кадеса, на реке Оронт ( Нав. 13,5 ; 4Цар. 14,25 ). до реки Египетской. По всей видимости, река Води Аль-Ариш на северо-востоке Синая. На праздник стеклись люди из самых дальних пределов царства Соломона (4,21). 8 радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю. Господь в милосердии Своем исполнил данное Давиду обетование о том, что его потомок построит храм, который намеревался построить сам Давид ( 2Цар. 7,1–16 ). Бог милостиво даровал Израилю святилище ( Втор. 12 ) и обетованный покой (5,4). Глава 9

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Иосифу было тридцать лет, когда он был освобожден из темницы и стал управителем всего Египта, чтобы Божьим промыслом мог он отвратить надвигающийся голод (ср. Быт.41:46 ). Сказано, что Иисусу было тридцать лет, когда Он пришел креститься к Иоанну, и «увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него». ( Мк.1:10 ), когда впервые начала приоткрываться тайна Троицы. И ты увидишь многое подобное. Ты узнаешь также, что на пятидесятый день совершался праздник седмиц ( Втор.16:10 ), освящая новый урожай, и пятидесятая доля добычи, захваченной в войне с мадианитянами, предназначалась Богу (ср. Чис.31:37 ). Ты узнаешь также, что Авраам поразил содомитов с тремястами человек ( Быт.14:14 ), и Гедеон одолел мадианитян с тремястами лакавших воду языком своим ( Суд.7:5–7 ). Дверь устроена не спереди или сверху, но сбоку, наклонно, так как она – время Божьего гнева, ибо сказано, что день Господень – «день скорби и тесноты» ( Соф.1:15 ); потому что хоть и кажется, что некоторые спасены, тем не менее, многие, чьи деяния осуждены, гибнут – дверь стоит наклонно, чтобы открылось сказанное пророком: «Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня, то и Я в ярости пойду против вас» ( Лев.26:27–28 ). Далее рассмотрим то, что в Писании называется отдельно двумя нижними и тремя верхними палубами, и тогда, возможно, эти слова разъяснят сказанное Апостолом: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Фил.2:10 ); здесь показано, что названное Апостолом преисподней является самой нижней палубой в ковчеге; следующая палуба, находящаяся над ней, есть область земная, а три верхние палубы, о которых сказано, все вместе являются пределами небесными, в них отмечаются добродетели тех, кто может, по словам апостола Павла, подняться «до третьего неба» ( 2Кор.12:2 ). В ковчеге много гнезд, и это указывает на то, что у Отца «обителей много» ( Ин.14:1 ). Но какой еще образ мы должны увидеть в животных, зверях, скотах и всем разнообразии живых существ, как не тот, который показал Исайя, когда сказал, что в Царстве Христа волк будет жить с ягненком, барс – с козленком, лев и вол будут пастись вместе, а детеныши их будут есть солому, и, более того, малое дитя – без сомнения, одно из тех, о которых Спаситель сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф.18:3 ), – протянет руку в гнездо аспида, и не будет ему вреда ( Ис.11:6–8 )? Или тот, уже присутствующий в Церкви, образ, которому научает нас апостол Петр, когда пишет, что было ему видение, как все четвероногие твари и звери земные и птицы небесные собраны в одно полотно веры, привязанное за четыре угла Евангелий (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

1. Иудино лобзание 1 Если вы желаете понять существеннейшие события земной жизни Спасителя и окружающих Его лиц, в частности, события, связанные с судом или взятием кого-либо под стражу, то непременно ознакомьтесь с 17-й главой Второзакония. Отсюда вы узнаете правила, коими должно было руководиться общество при задержании или карательном наказании виновных. Правила эти следующие: Казнь может присуждаться не иначе как по показаниям двух или трех свидетелей ( Втор. 17:6 ср. Чис. 35:30 ). «Рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа» ( Втор. 17:7 ). Это правило о том, что свидетель должен быть и первым палачом, введено, конечно, для того, чтобы удерживать людей от клеветы, так как, если клеветник окажется и палачом, то подвергает себя сугубой мести от родственников и друзей убитого. Свидетели, предъявляющие обвинение, должны были возложить руку на голову обвиняемого; так и поступили известные нечестивые старцы с безвинной Сусанною. «Оба старейшины, встав посреди народа, положили руки на голову ее» и начали излагать свое клеветническое обвинение, заключив его словами: «Об этом мы свидетельствуем» ( Дан. 13:34, 40 ). Так выполняли они повеление Божие Моисею об известном богохульстве: «выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями» ( Лев. 24:14 ). Повидимому, без этого судебного ритуала, то есть возложения рук обвинителя на голову обвиняемого, нельзя было предать человека суду. Вот почему слова Евангелия: «Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук» ( Ин. 7:44 ) не должно понимать как простой плеоназм в выражении; эти слова имеют такой смысл: Спасителя хотели арестовать, но никто не решился выступить против Него обвинителем и исполнить требовавшийся для сего судебный обряд, то есть возложить свою руку на Его голову. Можно думать, что, кроме этого обряда, от свидетеля требовалось сознание собственной непричастности к греху, подобному тому, в коем он обвинял преступника. Такую мысль можно находить в том же повествовании Даниила о Сусанне; смотрите, каким возгласом юный тогда еще Даниил потребовал себе права третейского суда по сему делу: «он закричал громким голосом: чист я от крови ее!» ( Дан. 13:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Мера дара бескровного, соединяемого со всесожжением, зависела от величины животного, приносимого во всесожжение. Если приносим был агнец, тогда в приношение хлебное давались десятая часть ефы 43 муки пшеничной, облитой четвертью ина 44 елеем; столько же и вина употреблялось на возлияние ( Чис.28:1–8 ). К овну, который крупнее агнца, принесенному во всесожжение, присоединялись две десятые ефы муки пшеничной и третья часть ина елея и вина; к тельцу или волу, который крупнее овна, требовались при всесожжении три десятые части ефы пшеничной муки и пол-ина елея и вина ( Чис.15:4, 16 ). В субботу, в новомесячие и в праздник кущей число животных для всесожжения усугублялось. В субботу приносили для всесожжения двух агнцев, а в новомесячие и праздник Пасхи – двух тельцов, одного овна и семь однолетних агнцев: в соответственной мере увеличивался и дар бескровный ( Чис.28:9–19 ). Чтобы каждый израильтянин, и богатый, и бедный, имел возможность по усердию своему приносить Богу всесожжение: закон требовал от богатых животного, а от бедного – горлиц или молодых голубей. Священник должен был слегка надрезать принесенную для всесожжения птицу в ее крыльях, отделить голову и сжечь на жертвеннике, кровь выпустить к стене жертвенника, а зоб бросить подле жертвенника на восточную сторону, – на место пепла ( Лев.1:14–17 . Лев.5:7 ). Всесожжение мог совершить как каждый израильтянин от своего лица, так и весь сонм. В первом случае оно называлось частным, во втором – общим или народным. Частные всесожжения совершались по добровольному усердию простыми людьми ( Лев.1 ) и князьями ( Иез.46 ) или по требованию закона, напр., назареями при очищении от осквернения по случаю внезапной при них смерти ближнего ( Чис.6 ); женщиною по рождении младенца в день очищения ( Лев.12:9–11 ). Общественное, или народное всесожжение было ежедневное и праздничное. Ежедневное, или непрерывное совершалось каждый день по утру около 9 и вечером около 3 часов пополудни ( Чис.28:4–8 ). Праздничное всесожжение состояло в большем количестве жертвенных животных ( Чис.28:9–19 ) и сопровождалось иногда трубным звуком ( 2Пар.29:21–36 . Сир.50:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Дальнейшее раскрытие райского образа херувимов представляют изображения херувимов в скинии и храме. Особенное значение при этом имеют херувимы, поставленные, по повелению Божию, на ковчеге завета с целью «осенения каппорета», а затем, и колоссальные статуи, независимо от первых херувимов, поставленные в Соломоновом храме. Они отнюдь не имели просто декоративного характера, какой принадлежал херувимам орнаментики (и эти последние употреблены были, как декорации, без сомнения, в соответствии их внутреннему смыслу). Напротив, как вся скиния, а в особенности Святое Святых, – была образом неба ( Евр. 8:5 ), жилищем Бога ( Исх. 25:8, 29:45–46 ; Лев. 15:31, 16:2 ; Чис. 2:17, 5:3 ), так, в частности, каппорет между двумя херувимами был, так сказать, престолом благодати, где, на основания Синайского завета (скрижали которого находились в ковчеге завета), Бог благоволил утвердить Свое особенное присутствие и откровение ( Исх. 24:22 ; Чис. 7:89 ). Мы говорили уже, что образы херувимов, как одна из существенных частей скинии, вместе с цельным образом последней ( Исх. 25:40 ), могли быть открыты в особенном откровения. Это само собою говорит о связи херувимов скинии с херувимами райскими. И по внутреннему своему смыслу, те и другие стоять в несомненной связи. Там и здесь херувимы являются посредствующими присутствие Божие. Там херувимы охраняют путь к древу жизни, здесь стоять в отношении к закону Божию (книга которого находилась в ковчега заветах), который для падшего человека есть древо жизни; лица их обращены к каппорету, над которым в феофаническом облаке (соответствующем огню меча райских херувимов) обитал ( Лев. 16:2 ; Чис. 7:89 ) Бог, а крылья херувимов осеняют каппорет. К существу херувимов над ковчегом завета, таким образом, принадлежать два главные момента: а) Иегова восседает между херувимами над ковчегом; отсюда называется Он , καθμενες επ τν χερουβμ, insidens cherubis, б) ковчег завета осеняется херувимами. Что касается первого момента, то смысл выражения – «восседающий на херувимах» – чрезвычайно обширен, подобно символизируемой им идее присутствия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

5), а также не было принято присягать по иску глухонемого, безумного и малолетнего (ibid. 4). По окончании допроса подсудимого и свидетелей и после обсуждения судьями дела, судьей или старшим из судей составлялся и объявлялся приговор по данному делу (Сангедрин, III, 7), который обыкновенно записывался ( Ис. 10:1 ; Иов. 13:26 ). Приведение приговора в исполнение составляло обязанность служителей при судьях ( πηρτης в Нов. Зав., ср. Мф. 5:25 ; Ин. 7:45–46 ), которые в нужных случаях были также и истязателями осужденных ( Мф. 18:34 ). В случае, если подсудимый присуждался к смертной казни, его свидетели прежде совершения казни должны были возложить на него свои руки и тем самым как бы удостоверить истинность своего свидетельства ( Лев. 24:14 ). § 87. Наказания за уголовные преступления Характер наказаний, налагаемых судом на осужденных, обусловливался характером вменявшихся им преступлений. Преступления различались уголовные и не уголовные. Соответственно сему различались наказания: а) за преступления уголовные и б) за преступления не уголовные. К уголовным преступлениям относились: 1) хуление имени Божия ( Лев. 24:10–16 ); 2) сознательное нарушение субботы ( Чис. 15:32–36 ); 3) идолопоклонство ( Исх. 22:20 ; Втор. 13:7–11; 17:2–7 ); 4) ворожба и чародейство ( Исх. 22:18 ; Лев, 22:27); 5) отклонение от истинной веры ( Втор. 13:7–12; 18:20 ); 6) неповиновение родителям, соединенное с оскорблением их ( Исх. 21:15,17 ; Лев. 20:9 ; Втор. 21:18–21 ); 7) сознательное и намеренное убийство ( Исх. 21:12–14 ); 8) покража людей ( Исх. 21:16 ) и 9) преступления против закона о рождении: детоубийство, кровосмешение с матерью, мачехой или снохой, прелюбодеяние, мужеложство, скотоложство и половые сношения во время кровоочищения ( Лев. 20:10–21 ) 278 . Кроме этих преступлений, считавшихся уголовными для всякого израильтянина, для дочерей священников считалось уголовным также блудодеяние ( Лев. 21:9 ). Впоследствии к числу уголовных преступлений раввинами было отнесено также неподчинение ученаго решению суда (Сангедрин, XI, 2). Обвиненные в этих преступлениях подлежали наказанию смертью (ср. Сангедрин VII, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

39 О первородных из нечистых животных, равно как и человеческих первенцах, Второзаконие не упоминает, из чего не следует, однако выводить, будто здесь отменен этот закон. Кн. Неемии ясно показывает его исполнение (10:36). 40 Синодский перевод этого места: мясо же их тебе принадлежит, равно как грудь возношения и правое плечо…не вполне ясен вследствие привнесения слова «равно», не требуемого текстом ( ), и совершенно не нужного по содержанию; ближе к подлиннику перевод: подобно груди возношения и правому бедру ( ). 44 Таково объяснение И.Д.Михаелиса (Mos. Recht. IV, §193, которому следовали Ян, Бауер и другие. 45 Таково мнение Заальшутца (Mos. Recht. 125). Согласиться с этим не позволяют слова Второзакония XV, 19, где речь ясно обращена к земледельцу – хозяину скота, которому запрещается работать на первородном и стричь с него шерсть. 46 Это объяснение Генгстенберга (Beitr. III, 406), которому следовали и другие. Такое понимание слов Чис. 18нельзя считать невозможным: его допускают сами по себе слова: мясо же их будет твоим, подобно груди возношения и правому бедру; эти слова можно понимать и так, что мясо первородных в такой же степени принадлежит священникам, как и в жертвах мира, от которых они получают только грудь и бедро. – Но такое объяснение является несогласным с общим содержанием законов о первородных, которые должны принадлежать Иегове ( Исх. 13:11; 22:30 ) и отдаются Им священникам ( Чис. 18:12 ), с лишением, конечно, самого приносящего права пользоваться ими, почему выкуп за первородных из людей и из не жертвенных животных назначается священникам (-ст.15): и так как первородные принадлежат всецело Иегове по общему закону, то запрещается посвящать их каким-либо особым образом Господу ( Лев. 27:26 ). В виду этого представляется более правильным видеть в Чис. 18назначение священникам всего мяса первородных, за исключением, разумеется, частей, сжигаемых на жертвеннике (ст. 17). 47 Kurtz. Opfercultus, 387; подобно этому и Keil (оставивший теперь объяснение Генгстенберга) в Commentar, 11, 451.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

44:10–14 Хотя в прошлом иноплеменники занимали некоторые должности при храме (напр., были телохранителями и скороходами), теперь, согласно Иезекиилю, для них вход вообще запрещен. Их должности переходят к левитам, которые осквернили себя идолопоклонством ( Чис. 1,50–53 ; 2Пар. 8,14.15 ). Те священнические семьи, которые впадали в идолопоклонство до вавилонского плена (8,6), теперь будут исполнять лишь второстепенные и вспомогательные функции. Само же священство будет ограничено лишь потомками сынов Садока (ст. 15; 40,46). 44 священники из колена Левиина, сыны Садока. Садок был первосвященником вместе с Авиафаром во время царствования Давида ( 2Цар. 8,17; 15,24–29 ). В дальнейшем, когда Авиафар поддержал притязания на престол Адонии ( 3Цар. 1,7 ), Садок остался единственным первосвященником, потому что он принял сторону Соломона. Священство и раньше было ограничено только сыновьями Аарона среди левитов ( Исх. 28,1 ; Лев. 8,2–7 ; 1Пар. 6,48–53 ), но Иезекииль провидит и дальнейшее ограничение вплоть до единственной семьи уже среди потомков Аарона. 44 К мертвому человеку никто... не должен подходить. Прикосновение к покойнику делало человека ритуально нечистым. Священники, и особенно первосвященники, были обязаны избегать подобных контактов ( Лев. 21,1–12 ). 44 Я их удел. Ср. Чис. 18,20–24 ; Втор. 10,9; 18,1–5 ; Нав. 13,33; 18,7 . 44 Никакой мертвечины... не должны есть священники. Запрещение есть мясо животного, найденного мертвым, распространялось на всех израильтян ( Лев. 11,39.40 ; Втор. 14,21 ). Глава 45 45:1–8 Разделение страны на уделы будет подробно изложено далее, в гл. 47; 48; сейчас же речь идет только о выделении священного участка земли. Иезекииль провидит священный участок в центре страны, длиной примерно в тринадцать км (25 тысяч локтей) по каждой стороне, причем он еще должен быть разделен на три части (ср. Откр. 21,16 ). Северная зона (около двадцати пяти квадратных миль английская квадратная миля составляет 259 гектаров) выделяется левитам. Центральная часть предназначена для святилища и священников. Южная зона, половинного размера по сравнению с двумя другими, отводится самому городу. Территория на восток и на запад в шестьдесят четыре квадратных мили выделяется князю, а вся остальная площадь страны к северу и к югу должна быть поделена между другими коленами. Интересно, что в видении Иезекииля сам храм находится за пределами города.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1304 Они при этом ссылаются на Лев.20:26 ; Втор.7:6; 14:2 ; Иер.2:3 : Пс.113:2 ; Ездр.9:2 и т. п. места, где Израиль называется святым или посвященным Богу народом, затем на Пс.46:5 , где он называется любимым Иеговой. Кроме того, настаивают на контексте с началом второй половины ст. 10-го, где говорится, что обличаемые «вероломно поступают друг против друга». Но ссылка на Пс.46:5 в данном случае мало убедительна, потому что настоящего стиха само возбуждает разногласие насчет своего смысла. Параллель с ст. 10бα – действительно серьезное основание, равно как и другие указываемые параллели. Но против того, чтобы под разуметь Израиля, Рейнке выставляет два, на наш взгляд, заслуживающих внимание довода, которые заставляют усомниться в верности этого взгляда: 1, вообще невероятно, чтобы пророк назвал обличаемый им (здесь, ниже и выше) в тяжких преступлениях народ «святыней, которую любит Иегова»; – скорее ему приличествует название «несвятого», «безбожного» народа. Те места, где Израиль называется «святым» народом, говорят о его назначении быть святым народом, народом священников, а не о том, что он – действительно святой народ. Затем, в подобных случаях пред именем Божиим употребляется предлог (как в Иер.2:3 . Ср. Ездр.8:28 ; Исх.16:23 : Лев.21:7 ; Исх.28:4, 36; 30:10; 31:15; 39:30 ; Лев.23:20; 27:9, 14, 21, 23, 30 ; Чис.6:8 ). – 2, Глагол «осквернять» никогда не употребляется в применении к народу Израильскому, а всегда – к святилищу, святыне и вообще какой-нибудь святой вещи. Сторонники же перевода чрез «святилище» настаивают на том, что точка зрения, по которой всяким грехом народа оскверняется святилище Иеговы, – «совершенно в стиле Лев.17–26 и пророка Иезекииля». 1305 Из Левит предлагаются, как особенно доказательные места, 20:3 и 26:2, а из Иезекииля 5:11. 1306 Но и против этого можно возразить, что мало ли в каком «стиле» окажется то или иное словоупотребление? – это еще не доказывает, что священный автор в этом именно стиле и мыслит. А затем, остается и отмеченное нами употребление у пророка , а не .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010