Глава 3 Жертва мирная Лев.3:1 .  Если жертва его жертва мирная, и если он приносит из крупного скота, мужеского или женского пола, пусть принесет ее Господу, не имеющую порока, Жертва мирная или жертва спасения (LXX: θυσα σωτηρας) вместе с жертвою всесожжения (olah) была дальнейшею, дозаконною жертвою, которую, напр., видят некоторые в жертве (zebach) Иакова при расставании с Лаваном ( Быт 31.54 ), поскольку жертва здесь была соединена с пиршеством, как было обычно при жертве мирной; равным образом Иофор, еще до дарования закона, совместно с евреями приносит и всесожжение, и жертву мира. Этою давнею известностью обеих жертв объясняется краткость постановлений о них в законодательстве. Однако, кроме Лев.3 , законодатель еще не раз возвращается к речи о жертве шламим ( Лев.7:11–21, 28–36, 19:5–8, 22:29–30 ), причем выступают 3 вида мирной жертвы: 1) жертва хвалы (z. todah schlamim, Лев.7:13, 22:29 ), приносимая по побуждениям благодарности Иегове за благодеяния Его и прославления, 2) жертва обета (zebach neder) и 3) жертва вольная (z. nedabah, Лев. 7.16 ; Лев.22.18–21 ). Словопроизводство термина schlamim двоякое: от schalom – мир или от гл. schalem – быть целым, исполнять воздавать; в первом случае дается идея полного мира приносителя с Богом, во втором – идея благодарности Богу за благодеяние. Главное различие обряда этой жертвы от всесожжения – то, что в первой пол животного считался безразличным, только требование беспорочности и здесь оставалось в силе. Не упоминается при жертве мирной о птицах, как материале: обычное при жертве мирной разделение жертвенного мяса на 3 части: для сожжения Иегове, для священников и для приносителей делало невозможным употребление малой птицы в этом жертвоприношении. Лев.3:2 .  и возложит руку свою на голову жертвы своей, и заколет ее у дверей скинии собрания; сыны же Аароновы, священники, покропят кровью на жертвенник со всех сторон; Лев.3:3 .  и принесет он из мирной жертвы в жертву Господу тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лев.23:3 .  шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших. Закон о праздновании субботы, данный уже в десятословии ( Исх 20.8–11 ) и неоднократно повторяемый и после ( Исх.23:12, 34:21 ), здесь поставляется на первом месте: суббота есть знамение завета теократического Иеговы с Израилем (ср. Исх 31.13–14 ). Главным требованием выставляется полное прекращение обыденных занятий – более чем в другие праздники, строгий покой (schabbat-schabbaton) вместе c " священным собранием» (miqra qodesch); под последним может разуметься посещение святилища, при котором в субботу двойная – против обыденной жертвы – жертва ( Чис 28.9–10 ). Однако суббота не приурочивается нарочито к святилищу, напротив, предписывается празднование субботы «во всех жилищах» – по толкованию раввинов: как в обетованной земле (где было святилище), так и всюду вне ее пределов. Chab: покой нареченный свят Господеви, по LXX, ср. Vulg.: sabbati requies, vocabitur sanctus. Лев.23:5 .  в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; Лев.23:6 .  и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; Лев.23:7 .  в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; Лев.23:8 .  и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте. Пасха – воспоминание начала теократического бытия Израиля, как народа Иеговы, поставляется естественно во главе всех праздников года. Связанный с исходом Израиля из Египта – событием, начавшим новую эру в истории Израиля, праздник Пасхи – опресноков продолжался 7 дней, для вящшего укрепления в сознании народа и отдельных членов его важнейшего момента. С наибольшею полнотою дается законоположение о Пасхе в книге Исход ( Исх.12:6, 11, 15–20 ), именно при изложении самой истории исхода евреев из Египта, затем – в отдельных статьях закона ( Исх.23:15, 34:18 ). В рассматриваемом месте определяются 1) время начала праздника ( Исх.23:5–6 ): 14-го нисана вечером, собств. с евр. ben-haarbaim: «между 2-мя вечерами» (ср. Исх 12.6 ) – на закате солнца (по пониманию самарян и караимов) или от склонения солнца к закату до полной тьмы (по толкованию фарисеев, И. Флавия и Филона); 2) продолжительность праздника – 7 дней ( Лев.23:6–7 ); 3) характер празднования: покой и священное собрание в 1-й и 7-й дни ( Лев.23:7–8 ), и едение опресноков всю неделю ( Лев.23:6 ). О специальных жертвах в праздник Пасхи говорит кн. Чисел ( Чис 28.19–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лев.2:8 .  и принеси приношение, которое из сего составлено, Господу; представь оное священнику, а он принесет его к жертвеннику; Лев.2:9 .  и возьмет священник из сей жертвы часть в память и сожжет на жертвеннике: это жертва, благоухание, приятное Господу; Лев.2:10 .  а остатки приношения хлебного Аарону и сынам его: это великая святыня из жертв Господних. ст. описывают обряд жертвоприношения этой минха или азкара – сходно с предыдущим ( Лев.2:2–3 ). Лев.2:11 .  Никакого приношения хлебного, которое приносите Господу, не делайте квасного, ибо ни квасного, ни меду не должны вы сожигать в жертву Господу; Лев.2:12 .  как приношение начатков приносите их Господу, а на жертвенник не должно возносить их в приятное благоухание. Хлебное приношение должно быть чуждо всего квасного (chomez), именно в двух его видах: кислое тесто или кислый хлеб (seor) и мед (debasch, по раввинам, фруктовый); то и другое не должно воспламеняться на жертвеннике Иеговы, хотя в пищу человека оба вещества употреблялись. Это запрещение, касающееся жертв бескровных, соответствует требованию беспорочности материала – в постановлениях о жертвах кровавых. Квасное производит брожение, а это последнее рассматривалось как родственное гниению, и потому являлось образом нравственной порчи, греха (jezer hara, йецер-гара у раввинов – первородный грех , похоть; ср. евангельские изречения о " закваске фарисейской» – лицемерии, Лк 12.1 ; Мф 16.6 ; 1Кор 5.6–8 ). Мед, особенно фруктовый, по Плинию, также легко окисляется и служит для получения закваски (отсюда у раввинов гл. hidbisch ­­ слащаветь, портиться), кроме того, по Абарб., означает недостаточную деятельность рассудка, а при богослужении все силы духа должны были быть собраны и сбережены на служение Богу. По блаж. Феодориту, под именем кваса разумеется ветхость лукавства, а под именем меда запрещается сластолюбие (вопр. 1 на кн. Левит). Лев.2:13 .  Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси [Господу Богу твоему] соль.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таким образом, закон Божий требует, не только чтобы грешник не шил себе одежд, но чтобы и голова его была непокрыта, дабы, если совершает он проступок в голове своей, иными словами, если он провинился перед Богом, если грех в вере, не скрывать его, но разоблачать перед всеми, чтобы можно было исправить его, а грешник ходатайством был исцелен и удостоился прощения. Но, тем не менее, этот прокаженный должен быть закрыт «до уст» (ср. Лев.13:45 ). Почему ему предписано обнажать все части тела, а покрывать только рот? Разве не очевидно, что смежены уста того, кто заражен проказой греха; рот его покрыт, чтобы не исходили от него ни уверенность слова, ни авторитет учения. «Грешнику же говорит Бог: “что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои”» ( Пс.49:16 ). Так пусть же уста грешника будут покрыты, ибо не научивший самого себя не может учить другого (ср. Рим.2:21 ); и потому повелевается быть закрытым «до уст» тому, кто, творя зло, утрачивает свободу говорить. Сказано: «Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его» ( Лев.13:46 ). Ясно, что каждый «нечистый» извергается из собрания чистых, лишается общения со святыми и удаляется от их стана. Вот почему сказано: «Вне стана жилище его». Если же он очищается, то не идет к священнику сам, по своей воле, но, как сказано, его приводит кто-то другой, и он не входит в стан (ср. Лев.14:4 ). Ибо нехорошо, если он «войдет в стан» (ср. Лев.14:8 ) в тот же день, когда он очистился (ср. Лев.14:2 ), до того, как над ним совершат то, что должно. Потому и сказано, что «священник выйдет» к нему «из стана» (ср. Лев.14:3 ). Ибо к тому, кто не может выйти из стана, всегда выходит Тот, Кто может, потому что Он говорит: «Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» ( Ин.16:28 ). Итак, священник выходит к нему и осматривает его, исцелился ли он, очистился ли он от проказы. И когда священник осмотрит его, то «прикажет взять для очищаемого двух куриц живых чистых, кедрового дерева, червленую нить и иссопа» ( Лев.14:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

68 . Как приобщение к Божественным тайнам веры каждый верный мог приносить жертвы Богу от стада, от плодов, от птиц, муки пшеничной с елеем и солью, и этим утверждалось богообщение, жизнь с Богом на земле ( Лев.2:13 ). 69 . Аарона и сынов его Бог освятил для священнодействия через Моисея, который омыл их водою, облек в священное облачение, помазал их и одежды их священным елеем, чтобы они были священниками в скинии, где пребывал Бог, Творец неба и земли ( Исх.28:1; 40:1215 ). 70 . В скинии перед облаком славы Божией приносилась жертва всесожжения, приношение хлебное, жертва за грех, жертва повинности, жертва посвящения и жертва мирная ( Исх.29 ; Лев.1:3, 10; 8:13; 7:12; 6:25 ). 71 . За грехи одного или всего народа, за клятву безрассудную против заповедей Господних, за утаенное приносилась жертва для очищения от греха ( Лев.45 ). 72 . Заповеди Божии возвещали о добре, правде, справедливости, и утверждалось благочестие среди народа, и явилась слава Божия всему народу. 73 . Истребляются народы творящие мерзости, ибо гнусно лежать с мужчиной как с женщиной и женщине со скотом ( Лев.18:2030 ). 74 . И сказал Господь: Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш ( Лев.19:12 ). 75 . Не ешьте крови, не ворожите, не гадайте, не наполняйте землю развратом ( Лев.19:29; 20:6 ). 76 . Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога, не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении ( Лев.19:32, 35 ). 77 . Всех вышедших из Египта от 20 лет и старше мужчин было 603550, не считая жен и детей ( Исх.38:26 ), а входило всего 75 душ, через 30 лет удваивалось население и за 430 лет стало около 3 млн. 78 . Моисей впервые на земле научил благословению, дабы взывали верные: Да благословит тя Господь и сохранит тя; да просветит Господь лице Свое на тя и помилует тя; да воздвигнет Господь лице Свое на тя и даст ти мир ( Чис.6:2426 ). 79 . Бог говорил с Моисеем в скинии между двумя Херувимами. 80 . Из колена Иудина Халев и из колена Ефремова Осия, сын Навина, которого Моисей назвал Иисусом, сказали только правду при обходе земли, а остальные, ходившие в землю Ханаанскую, возроптали на Бога, распространили плохую молву о земле, оболгали все и подняли ропот, и народ возмутился на Моисея и на Бога, и осудил Бог всех на сорокалетнее странствование в пустыне ( Чис.13:2734; 14:69 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

В-третьих, наконец, предписания, касающиеся единства избранного Самим Богом колена для посредничества в этом отношении между Богом и Его людьми: «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтобы он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых» ( Исх.28:1, 29:44 ; Лев.17:6 ; Втор.18 ). А в связи с этими последними требованиями закона стоят запрещения иных, неизбранных Богом, мест служения Ему и иных, не избранных Им, посредников этого служения ( Втор.12:2–4 ; Исх.22:18 ; Лев. 20:6, 27 ). Принципом всецелой и совершенной любви к Богу объединяются все частные и разнообразные требования закона касательно культа и вообще – благоугождения Богу: касательно трех ежегодных великих праздников ( Исх.23:14, 17 ) и праздника очищения в особенности ( Лев.16 ), субботы, субботнего и юбилейного годов ( Исх.23:10–13, 31:12–18 ) с указанием образа их совершения и провождения ( Лев.23 ), – касательно разного рода приношений Господу и жертв с указанием способа их приношения и родов приносимых в жертву животных ( Лев.1–8, 22:18–33 ; Числ.28, 29 ) и под. А из принципа любви к ближнему – равной и подобной любви каждого к самому себе – развивается та сложная система предписаний закона, которая обнимает собой жизнь родителей и детей, старших и младших, господ и слуг или рабов, отдельного члена каждого семейства и целых семейств и родов, не исключаются из этой братской любви даже и инокровные члены этого народа 43 . Ненарушимость закона ограждается с внутренней, моральной стороны святостью Законодателя: «святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» ( Лев.19:2 ); а с внешней стороны – карой Его правосудия, причем всякое оскорбление величества небесного Царя наказуется смертью : «кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой. И хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество. Пришлец ли, туземец ли станет хулить имя (Господне), предан будет смерти» ( Лев.24:15–16 ) Постоянным напоминанием всех требований закона служит лежащая одесную ковчега завета «книга закона» ( Втор.31:26 ) и чтение ее пред всем народом в определенные времена ( Втор.31:10–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исх.29:5 .  И возьми [священные] одежды, и облеки Аарона в хитон и в верхнюю ризу, в ефод и в наперсник, и опояшь его по ефоду; Исх.29:6 .  и возложи ему на голову кидар и укрепи диадиму святыни на кидаре; Омовением предваряется служение при скинии; оно же требует соответствующих одежд ( Исх. 28:3–4 ). Поэтому, как будущие служители скинии, сперва Аарон, а затем его сыновья облачаются в одежды священнослужения, получают первые знаки своего сана. Исх.29:7 .  и возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его. Цель помазания Аарона особо приготовленным елеем ( Исх. 30:22–25 ), обильно возлитым на главу его ( Пс. 132:2 ), заключалась в «освящении» помазуемого ( Исх. 30:30 , Лев.8:12 ). Как самое освященное миро выделялось из круга предметов житейского обихода ( Исх. 30:32–33 ), так и помазуемые им вещи и лица освящались, назначались для священных целей. В таком смысле употреблен данный термин в замечании о первосвященнике: «на голове его елей помазания, и он освящен, чтобы облачаться в священные одежды " ( Лев.21:10 , ср. Исх.29:12 ). По мнению других, помазание служило знаком сообщения Аарону особых благодатных сил, необходимых ему для прохождения служения. Но Библия не дает оснований для такого понимания. Исх.29:8 .  И приведи также сынов его и облеки их в хитоны; Исх.29:9 .  и опояшь их поясом, Аарона и сынов его, и возложи на них повязки, и будет им принадлежать священство по уставу на веки; и наполни руки Аарона и сынов его. Сопровождалось ли облачение сынов Аарона помазанием, об этом не говорит ни данная глава, ни параллельная ей 8 гл. кн. Левит. Что же касается других, освещающих данный вопрос, мест, то между ними замечается разногласие. В то время как по указанию одних, – Лев.6:6, 8–9 ( Лев.6:13, 15 евр.), в Лев.16:32, 21:10, 12 говорится о помазании сынов Аарона ( Исх. 28:41, 30:30, 40:14–15 , Лев.10:6–7 , Чис. 3:3 ). Если два первых и последнее место могут возбуждать сомнение в тождестве помазания священников с помазанием первосвященника, то третье и четвертое не оставляют для него места. " Помажь их, – говорится в Исх.40:15 , – как ты помазал отца их». Аарону и его сыновьям, Елеазару и Ифамару, нельзя предаваться печали по умершим Надаву и Авиуду и выходить из скинии, «потому что на них елей помазания Господня» ( Лев.10:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ливан, или ладан, который полагали на муку или на хлеб или зерна. Соль, о которой в законе сказано: «всякое приношение твое хлебное солью да осолится, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси Господу Богу твоему соль» ( Лев.2:13 ). Соль служила знамением завета, который должен быть столько прочен, сколько соль предохраняет пищу от порчи 41 . Иногда на хлебное приношение возливалось вит ( Чис.15:5 ). Мера хлебного приношения была различна. В соединении с жертвами из животных она зависела от количества их ( Чис.15 ). Дар бескровный приносим был к священнику, который брал часть его с елеем и Ливаном и сжигал на жертвеннике в воню благоухания Богу. Остаток дара принадлежал священникам и всем потомкам Аароновым мужеского пола, которые должны были питаться им, как великою святынею, в месте святе, в притворе храма ( Лев.6:14–18 ). Бескровные жертвы, или дары, иногда приносимы были вместо кровных ( Лев.5:11 ), а большею частью служили дополнением их ( Чис.15 ). К дару бескровному должно отнести 12 хлебов предложения, которые еженедельно предлагаемы были на трапезе святилища от 12 колен Израиля, для засвидетельствования Богу благодарности за ежедневную пищу и в память Завета и общения с Ним ( Лев.24:5–9 ). II. Для жертв кровных употребляемы были животные и птицы чистые: телец, юница, овен, овца, козел, коза, голубь и горлица, и притом лучшие, без всякого на теле порока, чтобы приношение было приятно Богу. «Рече Господь к Моисею: глаголи Аарону и сыном его, и всему сонму Израилеву: если кто из дома Израилева или из пришельцев, поселившихся между израильтянами, по обету ли какому или по усердию приносит какую бы то ни было жертву Господу: то, чтобы сим приобрести благоволение от Бога, жертва должна быть без порока. Никакого животного, на котором есть порок, не приносите Господу; ибо это не приобретет вам благоволения. Животного слепого, или поврежденного, или изуродованного, или больного, или коростового, или паршивого не приносите Господу, и в жертву не дадите на жертвенник Господень» ( Лев.22:17–25 ). Аще приведете слепо на жертву, говорил пр. Малахия: не зло ли; и аще приведете хромо или недужно, то не зло ли; приведи е князю твоему, егда приимет е; егда приимет лице твое ( Мал.1:8 ). За исполнением закона о жертвенных животных поручено было наблюдать главным образом священникам ( Лев.10:10–11 ). Они должны были смотреть, чтобы все приносимое Богу было свято и чисто ( Лев.27:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

5 . Итак, мы видим шесть видов человеческой проказы – шесть видов, описанных следующим образом. Либо «у кого появится на коже тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы» (ср. Лев.13:2 ). Либо «проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног» (ср. Лев.13:12 ). Либо третий вид: «Если у кого на коже тела был нарыв и зажил, и на месте нарыва появился белый рубец 53 » (ср. Лев.13:18–19 ). Либо «на коже тела будет ожог» ( Лев.13:24 ). Пятый вид – когда «у мужчины или у женщины будет язва на голове или на бороде» (ср. Лев.13:29 ). Последний вид описан так: «Если на плеши или на лысине будет белое или красноватое пятно, то на плеши его или на лысине его расцвела проказа» (ср. Лев.13:42 ). И так как наше намерение – в нескольких словах наставить слушающих в том, о чем нам было прочитано, а времени, чтобы подробно обсуждать каждую прочитанную фразу, у нас нет, то давайте прибегнем к сокращенному описанию. Мне думается, что все, о чем мы говорили выше, относится к отдельным видам греха, и с этой точки зрения мы и посмотрим на раны, которые грехи наносят душе. Поэтому следует, прежде всего, сказать, что они представляют собой грехи, совершаемые нами в этой жизни; причем одни могут исцелиться от них, а иные нет. Во-вторых, должно уразуметь: то, что мы берем с собой после этой жизни, имеет большое значение и есть нечто такое, что настолько въелось в наши души, что его невозможно уничтожить; но есть и иное, что можно очистить осмотром и суждением первосвященника, для которого не может быть ничего тайного; он распределит души людей в соответствии с описанными пятнами проказы и увидит, какие из них можно исцелить, а какие нет. В этой проповеди нам не удастся свести воедино все различия, содержащиеся в этом чтении, и сразу, одно за другим исследовать их согласно указанию Писания, которое может вдохновить нас, о чем мы уже говорили выше. Ибо едва ли их могут и во многие книги вместить те, для которых при чтении Ветхого Завета Господь снял «покрывало» (ср. 2Кор.3:16 ). Итак, давайте, насколько возможно, пойдем по тому пути понимания, который открывает перед нами апостол Павел, когда говорит: «Закон имеет тень будущих благ, а не самый образ вещей» ( Евр.10:1 ) и, согласно этому, он утверждает, что написанное в законе о волах следует понимать так, что Бог печется не о волах (ср. Кор.9:9), но об апостолах. Подобным же образом мы научаемся тому, что написано о проказе, и она может быть «тенью», имеющей образ истины, проявляющийся в чем-то другом. Так давайте прежде всего войдем в эту тень Писания и поищем сокрытую в ней истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

После этого, в том же законе о «жертве спасительной 2 » нам заповедано приносить жертву, во-первых, «из быков» и, во-вторых, «из мелкого скота», то есть «из овец» или «из коз» «мужеского или женского пола» (ср. Лев.3:1,6,7,12 ), и предписано не приносить в жертву никаких других животных, кроме этих. Но вернемся немного назад и посмотрим, прежде всего, что означает сказанное: «Если человек из вас 3 хочет принести жертву» ( Лев.1:2 ), как будто жертвоприношение может совершить кто-то еще, кроме человека. Ведь достаточно было бы сказать: «Если кто из вас захочет принести жертву», но сказано: «Если человек из вас захочет принести жертву», а затем: «Если какая душа хочет принести жертву» (ср. Лев.2:1 ). Далее, когда Господь говорит Моисею во второй раз, указывая, какие жертвы должно приносить за грех , сказано: «Если священник помазанный согрешит» (ср. Лев.4:3 ), то пусть пожертвует то-то и то-то. Или когда «все общество Израилево согрешит» или «согрешит начальник» или «одна душа 4 » согрешит (ср. Лев.4:13,22,27 ), каждому повелевается принести жертву. Зачем? Или мы думаем, что все эти различия не существенны, так что одному велено делать приношения под наименованием «человек», иному – «душа», иному – «священник», иному – «общество Израилево», иному – «начальник», иному – «одна душа»? Между тем, я, по своему скромному разумению, думаю, что того, кто назван здесь «человек» и поименован прежде других, приносящих жертву Богу, должно понимать как весь род человеческий, и назван человеком тот, чья жертва «есть всесожжение из быков без порока» (ср. Лев.1:3 ). Но смотри, чтобы этот телец «без порока» не оказался тем «откормленным теленком», которого отец, потерявший сына, «расточившего имение свое», заколол для того, кто вернулся и был возвращен ему; и сделал большой пир и возрадовался, как «бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся». Этот человек, который «пропадал и нашелся», так как не было у него ничего своего, что он мог бы пожертвовать – ибо «расточил имение свое, живя распутно» (ср. Лк.15:13 ), – обрел этого теленка, посланного ему с небес, но происходящего из рода патриархов и от потомков Авраама. И потому не сказано просто «теленок», как будто велено жертвовать любого теленка, но «теленка от быков», то есть вышедшего из рода патриархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010