8 Небо и небо небес не вмещают Тебя. Не только храм, но и земля, и небо не могут вместить в себя Бога вселенной. 8 Мое имя будет там. Поскольку Господь обещал, что Он особенным образом будет присутствовать в иерусалимском храме, Соломон молит Бога услышать молитву, звучащую в храме. Относительно имени Божиего см. ком. к 5,5. 8 Когда кто согрешит против ближнего своего. В спорных случаях при недостаточности улик от обвиняемого могли потребовать клятву в невиновности у жертвенника в святилище ( Исх. 22,7–12 ; Чис. 5,11–31 ). Соломон просит, чтобы Господь Своим непосредственным вмешательством всегда «обвинял виновного» и «оправдывал правого» (ст. 32). 8 возврати их в землю, которую Ты дал отцам их. Соломон просит Господа о милости к тем, кто, не по своей воле оказавшись на чужбине, молит Его о прощении и возвращении на родину. См. ком. к ст. 46. 8 Когда заключится небо. Бог правит судьбой народа, Он властвует и над силами природы. Засуха, как и война ( Втор. 28,25 ), одно из возможных наказаний за нарушение израильским народом своих заветных обязательств (17,1; Втор. 28,22–24 ; Ам. 4,7.8 ). 8 голод... болезнь. Соломон упоминает и другие беды, которые могут постичь народ в наказание за беззаконие: голод ( Лев. 26,26 ), моровая язва ( Втор. 28,21.22 ), саранча ( Втор. 28,38.42 ), нашествие неприятеля ( Втор. 28,49–52 ), прочие бедствия ( Втор. 28,61; 31,29; 32,23–25 ) и болезни ( Втор. 28,22 ). 8 соделай и воздай каждому по путям его. Соломон просит Господа по справедливости судить сынов Своего народа. 8 Если и иноплеменник. Поскольку слава Божия простирается далеко за пределы Израиля, в Иерусалим почтить Господа могут придти и чужестранцы. 8 чтобы все народы земли знали имя Твое. Соломон желает, чтобы все народы, подобно Израилю, знали истинного Бога (ср. Ис. 56,6–8 ; Зах. 8,20–23 ; Мф. 28,19 ). 8 пленившие их отведут их в неприятельскую землю. Жизнь на чужбине, или в рассеянии одно из самых тяжких проклятий, которое в завете, данном на горе Синай, Господь определил Своему народу за непослушание ( Лев. 26,33–45 ; Втор. 28,64–68; 30,1–5 ; см. ком. к ст. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Земельные уделы всех колен израилевых были святыней Господней, а уделы священников – «святыней из святынь» ( Иез.48:12,14 ). 2) Скиния была святыней потому, что она была местом Богослужения и местом особого присутствия Божия. О ней Сам Бог сказал: «...устроят они мне святилище » ( Исх.25:8 ) – то есть материальное сооружение , которое не только само свято , но и предназначено освящать, то есть передавать свою святость. Главная же часть скинии – алтарь – назывался «святое святых». 3) Иерусалимский храм был такой же святыней. И они (скиния и храм), естественно, не только воспринимали на себя Божественную благодать и освящение, но и сообщали их людям и другим предметам, как свидетельствовал о том Сам Христос: «что больше: золото или храм , освящающий золото » ( Мф.23:17 ). 4) Скрижали завета были святынями потому, что на них были начертаны (на первых – Самим Богом, а на вторых – святым пророком Моисеем) заповеди Божии – Его святое слово. 5) Все храмовые и священнические принадлежности были святынями: «и помажь им (миром) скинию собрания и ковчег [скинии] откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая : всё , прикасающееся к ним, освятится » ( Исх.30:26–29 ). Ту истину, что материальный жертвенник не только сам свят, но и способен освящать к нему прикасающееся, подтвердил и Сам Христос: «что больше: дар или жертвенник , освящающий дар » ( Мф.23:19 ). 6) Все жертвоприношения были святыней: «посторонний не должен есть сего (мясо овна), ибо это святыня » ( Исх.29:33–34 ); «это (жертва повинности) великая святыня » ( Лев.7:1 ; ср. 6:25; 27:28); «это (кровь очистительной жертвы) святыня великая у Господа» ( Исх.30:10 ); «это (хлебное приношение) великая святыня из жертв Господних» ( Лев.2:3 ). 7) Ковчег Завета – особая, главная святыня Израиля, который находился в святейшем месте – во святая святых. В нем находились скрижали завета и посох Аарона, и с ковчегом Бог связывал Себя особым образом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

( Иер.30:7 ). «День гнева – день сей, говорит Софония, день скорби и тесноты, день опустошение и разорения»... ( Соф.1:15 ). 1758 Прямо же параллельным по общей мысли местом к Мал.3:2, а может служить Ам.5:18–19 : «Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? он – тьма, а не свет, – то же, как если бы кто убежал от льва – и попался ему на встречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену – и змея ужалила бы его». Иудеи в Мал.2:17 требовали «Бога правосудия». Пророк обещает им пришествие «Господа» (3:1); но прибавляет (в 3:2), что это пришествие ничего для них приятного не представляет, – что оно, напротив, будет грозным и судным. § 117. . Сказуемое и здесь выражено причастием (==чл.+ part. sing. каль от гл. «стоять») и должно переводиться, как выше, будущим «устоит». LXX перевели чрез (==«или»); – впрочем, в Алекс. код. – κα. Форма ==предл. +int. ниф. от гл. () «видеть»+суф. 3 л. ед. ч. м. р. Буквально можно бы перевести по-гречески – εν τω ειναι αυτον ορωμενον или по-русски – «когда его увидят». Мы полагаем, что, в соответствие с предыдущим, == ==«в тот день, когда Он будет видим»==«в день явления Его». Но так как слова в евр. тексте все-таки нет, то вернее будет перевести: «когда Он явится» (что гл. в ниф. значит «являться», видно из след. мест: Лев.13:19 ; Суд.13:10 ; 3Цар.18:1 сл.; Дан.8:1 ; Быт.12:7; 17:1; 48:3 ; Исх.3:16 ; Лев.9:4 и др.). 1759 Параллельное выражение находим в ψ.129:3: «Если Ты, Иегова, будешь подмечать беззакония, то кто устоит, Владыко ( )?» Оба эти вопроса: «кто выдержит?» и «кто устоит?» – суть quaestiones rhetoricae, т. е. предполагающие ответ: «никто». Пришествие и явление Господа и сопровождающий его суд рассматриваются, как некоторое бремя, которого никто не в силах снести, или как бы некоторый удар, под которым никто не устоит на ногах 1760 (ср. в 1:1). Но разумеется, это отрицательное – никто не значит, что и в действительности никто не спасется на грядущем суде; напротив, из 3:16–17, 20–21 видно, что в день Господень спасутся и восторжествуют «боящиеся Иеговы».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Отказ Даниила питаться яствами и вином с царского стола был вызван боязнью оскверниться, – нарушить предписания закона Моисеева о нечистой для евреев пище. Оскверняющими могли быть самые блюда, приготовленные из мяса запрещенных Моисеем животных и птиц ( Лев.11:4–19 ; Втор.14:7–18 ) и, может быть, даже окропленные кровью жертвенных животных; несоответствующий закону способ их приготовления ( Лев.11:32–38 ) и, наконец, вся обстановка вкушения пищи: пред ее принятием призывали идолов, в честь их совершали жертвоприношения, во время обеда пели хвалебные гимны богам ( Дан.5:4 ). Стремление избежать осквернения могло быть у Даниила тем сильнее, что о нем предсказывали пророки ( Ос.9:3 ; Иез.4:13–14 ). Дан.1:9 . Бог даровал Даниилу милость и бла­го­расположе­ние начальника евнухов; Дан.1:10 . и начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я го­с­по­дина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверст­ников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед­ царем. При всем благоволении к Даниилу Асфеназ не соглашается на его просьбу об изменении пищи. Он боится навлечь на себя гнев Навуходоносора. И это понятно. Возможная при перемене пищи худоба Даниила и его друзей могла вызвать различные неблагоприятные для царедворца объяснения, начиная с указания на небрежное исполнение им личного царского указа («сам определил кушанье ваше и питье ваше») и кончая предположением о хищении: назначенную юношам пищу берет себе. Подобную мысль проводит И. Флавий, дополняя библейский рассказ замечанием, что Даниил просил Асфеназа брать положенную им пищу себе, а ему и друзьям присылать растительную. Дан.1:11 . Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов при­ставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: Дан.1:12 . сделай опыт над рабами тво­ими в тече­ние десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; Дан.1:13 . и по­том пусть явят­ся перед­ тобою лица наши и лица тех отроков, которые питают­ся царскою пищею, и затем по­ступай с рабами тво­ими, как увидишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иер. 11 :22. Посему так говорит Господь сил: вот Я посещу их: юноши их от меча умрут, и сыновья их, и дочери их умрут от голода. Иер. 11 :23. И остатка не будет от них, ибо Я наведу бедствие на жителей Анафофа в год посещения их 305 . Глава 12 Иер. 12 :1. Ты праведен 306 , Господи, когда я буду оправдываться пред Тобою, (однако) я буду говорить с Тобою о правде. Почему путь нечестивых благоуспешен, все делающие беззаконие 307 благоденствуют? Иер. 12 :2. Ты насадил их, и они укоренились: народили детей и принесли плод. Ты близок в устах их, а далек от сердца их. Иер. 12 :3. А Ты, Господи, знаешь меня, видел меня и испытал, каково пред Тобою сердце мое. Собери их, как овец на заклание, и приготовь 308 их на день убиения их. Иер. 12 :4. Доколе будет плакать земля и вся полевая трава сохнуть от злобы жителей ея? Погибли скот и птицы, ибо они сказали: не увидит Бог путей наших. Иер. 12 :5. Ты бежал на своих ногах и обезсилел, как же ты сравняешься (бегом) с конями? в земле мирной ты был покоен, а что будешь делать в наводнение Иордана 309 ? Иер. 12 :6. Ибо и братья твои, и дом отца твоего, и они презрели тебя, и те, которые позади тебя, собрались, кричали 310 : не верь им, если они будут говорить тебе доброе. Иер. 12 :7. Я оставил дом Мой 311 , Я оставил удел Мой и предал возлюбленную душу Мою 312 в руки врагов ея. Иер. 12 :8. Удел Мой сделался для Меня, как лев в дубраве, возвысил на Меня голос свой, за то Я возненавидел его. Иер. 12 :9. Не норой-ли гиены или пещерой вокруг ея 313 стал для Меня удел Мой? идите, собирайте всех полевых зверей, пусть приходят пожирать его. Иер. 12 :10. Множество пастырей испортили виноградник Мой, осквернили удел Мой, обратили любимую Мою часть в непроходимую пустыню. Иер. 12 :11. Совершенно опустошили и погубили. Ради Меня совершенно опустошена вся земля, потому что никто не прилагает (этого) 314 к сердцу. Иер. 12 :12. Во всякое ущелье в пустыни пришли опустошители, ибо меч Господень пожирает от одного до другого края земли; нет мира ни для какой плоти.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Ос. 11 :7. Народ его удален 212 из (места) обитания своего, и Бог разгневается на дрогоценности 213 его и не возвысит 214 его. Ос. 11 :8. Как устрою тебя, Ефрем? Защищу-ли тебя, Израиль? Как поступлю с тобою? Поступлю-ли с тобою, как с Адамой и Севоимом 215 ? Повернулось сердце Мое из за него, возбудилось раскаяние во Мне 216 . Ос. 11 :9. Не поступлю по гневу ярости Моей, не допущу истребления Ефрема, ибо Я Бог, а не человек, среди тебя Святый, и не войду в город 217 . Ос. 11 :10. Вослед Господа пойду 218 : как лев Он возревет, ибо Он возревет, и ужаснутся чада вод 219 . Ос. 11 :11. И прилетят 220 , как птица, из Египта и как голубь из земли Ассирийской, и водворю их в домах их, говорит Господь. Ос. 11 :12. Окружил Меня ложью Ефрем и нечестием дом Израилев и Иуда, ныне Бог познал 221 их, и они назовутся 222 святым народом у Бога 223 . Глава 12 Ос. 12 :1. Ефрем — злой дух, гонялся за зноем весь день 224 : умножил пустое и суетное 225 , заключал союз с Ассириянами и посылал елей в Египет. Ос. 12 :2. У Господа суд (и) с Иудой, чтобы отомстить Иакову: по путям его и по замыслам его Он воздаст ему. Ос. 12 :3. Во чреве (матери) он запинал брата своего 226 и своим усилием преодолел Бога 227 . Ос. 12 :4. И боролся с Ангелом и превозмог 228 . Плакали и молились Мне, в дому Она нашли Меня и там сказано им 229 . Ос. 12 :5. Господь же — Бог Вседержитель, да будет память о Нем! Ос. 12 :6. И ты к Богу своему обратись, храни милость и правду, и будь всегда близок к Богу твоему. Ос. 12 :7. Ханаан 230 , — в руке его неправильные весы, — любит насилие. Ос. 12 :8. И говорит Ефрем: «однако я разбогател, нашел себе отдых»! Ос. 12 :9. Все груды его пропадут 231 для него ради неправд, которыми он согрешил. Ос. 12 :10. А Я Господь, Бог твой, извел тебя из земли Египетской, опять поселю тебя в кущах, как во дни праздника 232 . И Я говорил 233 пророкам, и Я видения умножал, и в руках пророков уподоблялся 234 . Ос. 12 :11. Если Галаад — ничто 235 , то лживы князья, приносившие жертвы и в Галгалах 236 , жертвенники их тоже, что черепахи 237 в поле диком.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

(7) Блаженный Иаков, предвозвещая в своих благословениях то, что касается Господа и Спасителя нашего, говорит так: Иуда! тебя восхвалят братья твои. Руки твои на спине врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Скимен львовый Иуда; от леторасли βλαστο), сын мой, взошел, возлег, уснул как лев и как скимен. Кто поднимет его? Не отойдет князь от Иуды и вождь от чресл его, доколе не придёт Тот, Кому назначено , и Он будет надеждой народов. [Он] привязывает к винограду жеребенка своего и к лозе жеребенка ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздей одеяние свое. Блестящи очи его от вина, и белы зубы его от молока (Быт 49:8-12) . (8) Конечно, ты знаешь смысл этих слов, и мне кажется, в данном случае можно было бы отказаться [от их разъяснения]. Но так как самая важность их вызывает необходимость говорить, то мы не обойдем их молчанием. Эти слова поистине божественные и славные, оказывающие пользу душе. В самом деле, сказав: скимен львовый, пророк обозначил Сына Божия, рожденного по плоти от Иуды и Давида. А выражением: от леторасли, сын мой, взошел он указал на плод, от Святой Девы произросший, – [тот плод], который рожден не от семени [плотского], а зачат от Духа Святого и в то же время произошел как бы от святой леторасли-земли. Исайя говорит: и произойдёт жезл от корня Иессеева, и цветок произрастет от корня его (Ис 11:1) . Этого-то, называемого Исайей цветком, Иаков и называет летораслью. И действительно, сначала Слово возросло во чреве, а потом вышло в мир. Далее, выражением: возлег, уснул как лев и как скимен обозначено трехдневное успение Христа, подобно тому как и Исайя говорит: как стал блудницей город верный, Сион, полный суда! Правда обитала в нём, ныне же [в нём убийцы] (Ис 1:21). Подобным же образом и Давид [говорит]: я уснул и спал, восстал, ибо Господь защищает меня (Пс 3:6). Это затем, чтобы показать в этом изречении как успение Его (Христа), так и последовавшее за тем воскресение. Иаков дальше говорит: кто поднимет его? - то есть говорит по примеру Павла, который выражается: и Богом Отцем, воскресившим Его из мёртвых (Гал 1:1).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Если же хочешь принести ее в жертву Господу, то соблюдаешь ее чистой и незапятнанной и возлагаешь ее «к дверям скинии собрания», то есть туда, где она может слушать Божественные книги. Твое приношение должно быть «мужеского пола», не знать женщины, отвергать вожделение, остерегаться слабости; не должно ей стремиться ни к чему распутному и малодушному. Возложи «руку свою на голову жертвы всесожжения», чтобы она была принята Господом, и заколи ее «пред Господом» (ср. Лев.1:3 и далее), то есть наложи на нее узду воздержания и не снимай с нее руку учений, подобно возложенной на свою плоть тем, кто сказал: «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:27 ). И заколи его «пред Господом», без колебаний умерщвляя свои «земные члены» (ср. Кол.3:5 ). «Сыны же Авраамовы, священники» (ср. Лев.1:7 ) приносят в жертву его кровь. Священник и сыны его есть ум в тебе и его восприятие, которые справедливо названы священником и сынами священника, ибо только они воспринимают Бога и способны к познанию Бога. Поэтому Божественное слово желает, чтобы ты принес в жертву Богу свою плоть в чистоте и рациональным пониманием, как и Апостол говорит: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим.12:1 ). Принести в жертву кровь на алтаре через священника или сынов священника значит соделаться чистым и телом, и духом. Есть и такие, кто приносит свою плоть в жертву всесожжения, но не через священника. Они совершают жертвоприношения бессознательно и не согласуясь с законом, который в устах священника, и поэтому они чисты телом, но не духом. Либо они осквернены вожделением человеческой славы, либо запятнаны страстью жадности, либо поражены бесплодием зависти и злобы, либо мучаются безумием ненависти и неистовством гнева. Таковые могут быть чистыми телом, однако они не приносят свою жертву всесожжения через руки и служение священника. Ибо не имеют в себе проницательности и рассудительности, чтобы исполнять пред Богом обязанности священника, но подобны тем пяти неразумным девам, которые, безусловно, хранили целомудрие и были чисты телом, однако не знали, как хранить «в сосудах своих» «масло» мира и любви и всех прочих добродетелей; и поэтому их не допустили на брачный пир.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Итак, Христос, пришедший в этот мир, чтобы благовествовать о Царствии Небесном, прервал молчание, которое хранил в течение нескольких часов. Его слова мало похожи на ответ подсудимого, а являются откровением о Своем Богочеловечестве. Иисус в ответ на вопрос первосвященника исповедал Себя Сыном Божиим не в силу произнесенного Каиафой заклинания, а потому что исполнились сроки: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын прославит Тебя» (Ин. 17, 1). Первосвященник услышал от Узника ответ, который не только ожидал, но и желал вызвать. Поэтому, без всякого сомнения, выглядит неискренним тот порыв его души, в котором он разодрал свои верхние одежды. Это было именно то лицемерие, которое так часто Иисус Христос открыто обнажал в вождях иудейских, особенно в фарисеях. У евреев был древний обычай раздирать свои одежды, когда они находились в состоянии глубокой печали. Так поступил патриарх Иаков, когда ему сказали, что его сына Иосифа съел хищный зверь (см. Быт. 37, 32–34). Разорвали на себе одежды братья патриарха Иосифа, когда в мешке Вениамина при обыске была обнаружена тайно положенная туда серебряная чаша (см. Быт. 44, 12-13). После военного поражения евреев от жителей Гайя разорвал на себе одежды святой праведный Иисус Навин (Нав. 7, 4–6). К этому обычаю прибег святой пророк Давид, узнав о смерти царя Саула (2 Цар. 1, 11).Это могли делать все, кроме первосвященников. Им Господь запретил раздирать одежды. Когда огонь от Господа сжег сынов Аарона Надава и Авиуда за то, что они принесли пред Господа огонь чуждый (Лев. 10, 1), Господь устами пророка Моисея сказал первосвященнику Аарону и сыновьям его Елеазару и Ифамару: «голов ваших не обнажайте и одежд ваших не раздирайте, чтобы вам не умереть и не навести гнева на все общество» (Лев. 10, 6). Никто из присутствовавших на ночном заседании синедриона, кроме Иисуса Христа, не знал, что поступок первосвященника Каиафы знаменовал завершение целого периода Священной истории. Разодранные одежды архиерея символизировали конец ветхозаветного священства.

http://pravoslavie.ru/put/070301113048.h...

переведено – " О гресе». Употребл. в евр. тексте термин – asam – по мнению гебраистов, буквально должен быть переведен словами: жертва повинности, что ближе подходит к жертве умилостивления. Подробно о характере и ритуале этой жертвы говорится специально в кн. Левит ( Лев.5:1–19 ; Лев.7:1–9 ). «Основная идея жертвоприношения – asam – есть satisfactio, или удовлетворение нарушенных прав (в широком значении понятия). Идея удовлетворения здесь создается требованием божественной справедливости, а идея искупления вытекает из факта наказания, неразлучного с преступлением». (И. Григорьев – 228 примеч.). Здесь, таким образом, дается весьма важный дополнительный штрих, что искупительная смерть Мессии имела и умилостивительный характер, по отношению к высочайшей Божественной Правде: «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс.84ст.). «Он узрит потомство долговечное и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.» Когда Господь Иисус Христос совершит Свою великую искупительную миссию и даст этим самым довлеющее удовлетворение Правде Божией, то всем этим Он снова откроет нам возможность получения многих и богатых благ от небесного Отца. Для выражения последней мысли пророк пользуется образом, наиболее понятным и симпатичным для ветхозаветного иудея. А для него, как мы знаем, одним из высших благ было многочисленное и продолжительное потомство, почему все патриархальные обетования, преимущественно и сосредоточиваются на этом именно пункте ( Быт.13:16 ; Быт.15:5 ; Быт.17:5–6 ; Быт.22:17 ; Быт.28 и др.). По отношению к Мессии это обетование имеет свое особое значение – указывает не на плотское, а на духовное потомство, т. е. на тех будущих исповедников христианства, о которых евангелист Иоанн Богослов пишет, что Господь «дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин.1:12–13 ). Не менее выразительно говорит о Нем и Псалмопевец в одном из мессианских псалмов: «потомство... будет служить Ему, и будет называться Господним во век» ( Пс.21:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010