8.1. После этого сказано: «Вот, народ как львенок встанет и как лев поднимется 32 » ( Чис.23:24 ). Этим, как мне видится, описаны доверие людей, верующих во Христа, и свобода, которой они обладают в вере, и радость, которую обретают в надежде. Ибо они сравниваются с львенком, когда стремятся к совершенству, радостному и скорому; и уподобляются льву, когда достигают совершенного. Как лев и львенок не боятся никакого животного или зверя, но все им подчинено, так и совершенный христианин, который берет крест свой и следует за Христом, который может сказать: «Для меня мир распят, и я для мира» ( Гал.6:14 ), все подчиняет, все попирает (ср. Лк.10:19 ). Потому что он презирает и отвергает все, что в мире, и подражает Тому, Кто назван «[львом] от колена Иудина» ( Откр.5:5 ) и львенком (ср. Чис.23:24 ), ибо как Его ученики становятся «[светом] мира» ( Мф.5:14 ), поскольку Сам Он есть «свет миру» ( Ин.8:12 ) и ниспосылает им этот дар, так и верующие в Него нарекаются львами и львятами, потому что Сам Он – лев и львенок. 8.2. Обрати внимание, что все это, очевидно, сказано не о тех, кто жил в то время, но о тех, кто придет позже; ибо сказано: «Вот, народ как львенок встанет и как лев поднимется» ( Чис.23:24 ). Определенно, народ, который, как сказано, поднимется, возникнет в будущем. Ибо если бы Валаам говорил о людях, которых видел, то, без сомнения, сказал бы: «Вот, народ как львенок восстал». Но он, конечно, говорит о тех, которые, как сказано в Псалтири, «придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь» ( Пс.21:32 ). Таким образом, этот народ – львенок, ибо, «как новорожденные младенцы, желают правдивое словесное молоко» ( 1Пет.2:2 ); но он соделывается поднимающимся львом, когда становится мужем и оставляет младенческое (ср. 1Кор.13:11 ). 9.1. «Не ляжет спать, пока не съест добычи и не напьется крови раненых» ( Чис.23:24 ). Кто, услышав эти слова, станет упорным защитником исторического повествования или, вернее, окажется столь неразумен, что по необходимости не прибегнет к очарованию иносказания и не отшатнется от звука буквы? Ибо как люди столь достохвальные и благородные, о которых сказано так много похвальных слов, доходят до того, что пьют кровь раненых, при том что Бог многими строгими повелениями запрещает употреблять кровь в пищу, так что даже нам, призванным из язычников, предписано «воздерживаться от идоложертвенного и крови» ( Деян.15:29 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Особенности принесения этих жертв в настоящий день состояли в том, что все решал один первосвященник, между тем, как в другие дни в принесении этих жертв участвовали священники, а также лицо, приносившее жертву, которое должно было возлагать руку и затем убивать животное ( Лев.1:34 ). Кроме того, в день очищения вместе с жертвами всесожжения сожигался тук жертвы за грех. О сожжении тука жертвы за грех, автор 16 гл. делает только краткое замечание: «а тук жертвы за грех воскурит на жертвеннике» (25). Один ли только тук сожигался, или с ним сожигалось еще что-нибудь, автор не указывает. Но руководясь другими местами кн. Левит (4:89, 8:16, 9:10; Исх.29:13 ), а также иудейским преданием, можно думать, что вместе с туком сожигались почки. 279 Остатки жертвы за грех сожигались вне стана. «А тельца за грех и козла за грех, – читаем в 16 гл. ,– которых кровь внесена была для очищения святилища, пусть вынесут вон из стана и сожгут на огне кожи их, и мясо их, и нечистоту их» (ст. 27). В книге Левит находим двоякого рода постановления относительно остатков жертвы за грех. В одних случаях здесь предписывается, чтобы остатки жертвы за грех съедались священниками, в других же случаях предписывается, чтобы они сжигались вне стана на чистом месте. При жертвах за грех отдельного человека остатки обыкновенно съедались священниками «на святом месте, на дворе скинии собрания» ( Лев.6:26 ). При жертвах же за грех первосвященника и всего общества, остатки обыкновенно сжигались «вне стана на чистом месте» ( Лев.4:12, 21 и др). Почему так происходило, различные толковники говорят различно. Одни, напр., утверждают, что священник мог есть остаток жертвы за грех, раз только эта жертва не за него приносилась, а за другого человека. 280 Но если бы такое объяснение было верно, то первосвященник мог бы есть остатки жертвы за грех общества, между тем, они сожигались ( Лев.4:21 ). Наиболее вероятным нужно признать то мнение, по которому сожигались остатки той жертвы за грех, кровь которой вносилась во святилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Лев 20:6. Если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее. Лев 20:27. Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них. Втор 18:20. Пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. Непочитание родителей и старших Исх 21:15. Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. Исх 21:17. Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. Лев 20:9. Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем. Втор 17:12. А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, [который будет в те дни], тот должен умереть, – и так истреби зло от Израиля. Втор 21:18-21. Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, – то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и  так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся. Комментарий Заповедь о почитании родителей включает в себя весьма конкретные действия, которые должен совершить человек. Необходимо материально поддерживать родителей в старости, нельзя распускать про них порочащих слухов и открывать их тайные недостатки. После их смерти человек обязан достойно похоронить их. Благочестивый иудей еще должен подчиняться всем советам отца, которые касаются обучения, если они не противоречат установлениям Закона. Несоблюдение субботы и праздников

http://azbyka.ru/katehizacija/o-smertnyk...

Глава 21 1–11. Законы о рабах и рабынях. 12–32. Законы, разъясняющие заповедь «не убий». 33–36. Законы, разъясняющие заповедь «не укради». Исх.21:1 .  И вот законы, которые ты объявишь им: Исх.21:2 .  если купишь раба Еврея, пусть он работает [тебе] шесть лет, а в седьмой [год] пусть выйдет на волю даром; По закону в рабы мог быть покупаем обедневший еврей за неуплату долга ( Лев.25:39 ), а также вор, оказавшийся не в состоянии уплатить за похищенное ( Исх. 22:3 ). Шестилетний срок рабства ( Втор. 15:12, 18 , Иер. 34:14 ) назначается в соответствии с заповедью о шести днях работы и покое седьмого дня. Год освобождения раба седьмой не есть седьмой юбилейный, а седьмой от начала рабства каждого отдельного раба. Если бы он был седьмым юбилейным, то рабу пришлось бы служить не шесть лет, а столько времени, сколько оставалось до него с момента поступления в рабство, в некоторых случаях месяц, даже меньше. И действительно закон прямо указывает, что в седьмой юбилейный год рабы находятся при своих господах, не получают свободы ( Лев.25:4–6 ). По окончании шестилетней службы раб отпускался на волю не только «даром», без выкупа, так как за это время он заработал двойную плату наемника ( Втор. 15:18 ), но и получал от хозяина все необходимое для обзаведения собственным хозяйством: от стад, от гумна и точила ( Втор. 15:14 ). Исх.21:3 .  если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его; Исх.21:4 .  если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один; В первом случае ( Исх.21:3 ) жена рассматривается как собственность мужа-раба, а потому с ней, своей собственностью, он и уходил на волю. Во втором ( Исх.21:4 ) она – собственность господина, в силу чего при освобождении своего мужа остается с детьми в доме хозяина. Исх.21:5 .  но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, – Исх.21:6 .  то пусть господин его приведет его [пред богов] и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Однако к Его хвале прибавлено: «У которого руки совершенны». О каком человеке, спрошу я, можно это сказать? У кого из смертных можно найти «совершенные руки»? И хотя речь, как кажется, идет об Аароне, как можно считать, что руки его совершенны – руки, которыми он сделал «литого тельца» (ср. Исх.32:4 ), которыми он вырезал идола? И даже если взять Моисея, как могут быть «руки совершенны» у того, кто не прославил Господа «у вод пререкания»? Из-за этого проступка и велено было, чтобы жизнь была отнята у него (ср. Чис.20:24; 27:13 и далее). Если захочешь вспомнить и других святых, то слово Писания ответит тебе, говоря: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл.7:20 ). Следовательно, по справедливости «руки совершенны» только у Иисуса, Который один «не сделал никакого греха» (ср. 1Пет.2:22 ), иными словами, дела рук Которого совершенны и безупречны. И потому о Нем справедливо сказано: «У которого руки совершенны, чтобы облачаться в священные одежды» (ср. Лев.21:10 ). Ибо Он – поистине Тот, Кто облачается «в священные одежды» – не те, которые «как образы» (ср. 1Кор.10:11 ), но воистину «священные». Если хочешь услышать о Его более возвышенных одеяниях, внимай пророческому слову: «Ты одеваешься светом, как ризою, бездною, как одеянием» ( Пс.103:2,6 ). Вот наружность моего великого Первосвященника, Который, как сказано, облачен в глубины познания и свет мудрости, которые воистину суть «священные одежды». Сказано: «Не должен снимать кидар с головы своей» ( Лев.21:10 ). Прежде мы говорили, что «кидар» есть вид головного убора первосвященника и считается украшением. Мой великий Первосвященник никогда не снимает это украшение со Своей священной головы. А что такое «глава Христу» – узнай от Апостола, который говорит: «Христу глава – Бог» ( 1Кор.11:3 ). Оттого Он и не снимает украшения со Своей головы, которая есть Бог, ибо Отец всегда в Сыне, а Сын – в Отце (ср. Ин.14:10 ). «И не раздерет одежд своих» ( Лев.21:10 ). Воистину Он – Тот, Кто «не раздерет одежд своих», но будут они всегда чистыми, всегда незапятнанными, всегда безупречными.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«Сверх этого». Всякое усиленное посредством какой-либо божбы заверение – «от лукавого:» от зла, от неправды; так как виновник всякого зла есть диавол, то – от диавола (Златоуст, Феофилакт, Евфимий Зигабен) . Запрещая клясться вовсе, Спаситель, очевидно, не разумеет клятвы законной, необходимой в общественной (какова присяга) и частной жизни клятвы именем Божиим. Сам Он утвердил клятву на суде, когда на слова первосвященника: Заклинаю Тебя Богом живым, – отвечал: Ты сказал, так как у евреев обыкновенно суд произносил клятвенную формулу, а обвиняемый усвоял ее себе словами: Аминь, да будет так, ты сказал ( Мф.26:63–64 ). Апостол Павел призывает Бога во свидетельство истины своих слов, что есть, очевидно, та же клятва ( Рим.1:9,9:1 ; 2Кор.1:23,2:17 ; Гал.1:20 ; Флп.1:8 ; 1Фес.2:5 ; Евр.6:16 ). Клятвы были предписаны Законом Моисеевым, но Господь не отменил этих клятв ( Исх.22:11 ; Лев.5:1 ; Чис.5:19 ; Втор.29:12–14 ). Отменяются клятвы пустые, фарисейски-лицемерные и легкомысленные. Мф.5:38 . Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. «Око за око и зуб за зуб». Законы, изложенные в Исх.21:24 ; Лев.24:20 ; Втор.19:21 . Строгие, даже суровые, законы эти даны были «не для того, чтобы друг у друга вырывали глаза, но дабы удерживали руки свои от обид, ибо угроза, заставляющая страшиться наказания, обуздывает стремление к делам преступным» (Златоуст; ср.: Феофилакт). Хотя Закон же сам и пророки ограничивали действие этого закона, запрещая и обличая любомстительность ( Лев.19:18 ; Плач.3:27–30 ; Притч.24:29 ), тем не менее закон этот был в действии и, будучи дан, как и другие подобные законы, по жестокосердию, или жестоковыйности, или грубости иудеев ветхозаветных, не согласился с высокой любовью христианской и потому требовал отмены или совершенствования. Мф.5:39 . А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. «Не противься злому». Злому действию, причиняемому недобрым или злым человеком, а так как виновник зла – диавол, то под злом можно разуметь здесь «диавола, действующего посредством человека, наносящего обиду. Итак, ужели диаволу не должно противиться? Должно, но не так, а как повелел Спаситель, то есть готовностью терпеть зло. Таким образом ты действительно победишь лукавого» (Златоуст, Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Ее повелевается есть «на святом месте, на дворе скинии собрания». «Двор скинии собрания» есть тот, который окружен стеной веры, поддерживаемой столпами надежды, укрепленной полнотой милосердия. Где этого нет, там нельзя ни принять святую плоть, ни есть ее. 9 . Хорошо, что жертва тонкой пшеничной муки приносится полной «горстью» с елеем и ладаном «в приятное благоухание Господу» ( Лев.6:15,21 ). Апостол Павел кратко объяснил этот отрывок, когда написал филиппийцам: «Я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу» ( Фил.4:18 ). Этим он показывает, что милосердием к нищим на жертву Богу возливается елей, а священническое служение, совершаемое святыми, добавляет сладость ладана. Предписано, однако, приносить пшеничную муку полной горстью, ибо тот же Апостол говорит: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» ( 2Кор.9:6 ). Наконец, есть в этой жертве, которую, как сказано, должно приносить Господу, нечто, названное «в память». Если бы я мог размышлять о законе Господа «день и ночь» (ср. Пс.1:2 ) и хранить в памяти все Писание, то принес бы жертву «в память пред Господом». Конечно, мы не можем помнить все, но доверим памяти по меньшей мере то, чему сейчас учат и что читают в церкви, чтобы, выйдя из храма и совершая дела милосердия и исполняя Божьи повеления, мы приносили в жертву с ладаном и елеем «в память пред Господом» (ср. Лев.6:15 ). Таким образом, вы научаетесь, что все услышанное в церкви – словно чистые животные; размышляя над ними, вы будете вызывать их в своей памяти и слагать сказанное в сердце своем. Но если что-то окажется выше и вне вашей памяти и за пределами вашего понимания, поступайте так, как предписывается вам следующим повелением: «А остальное из него [приношения хлебного] пусть едят Аарон и сыны его» ( Лев.6:16 ). Если что-то превосходит твое понимание или не подвластно твоей памяти, оставь это Аарону. Иными словами, отдай это священнику, передай это учителю, чтобы он мог съесть это, рассудить об этом, объяснить это.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Прежде показаны виды греха, теперь же повелевается очищать их жертвоприношениями (ср. Лев.6:6 ). Пусть осознают наученные буквой немощные и неспособные воспринимать глубокие тайны, что если кто-то «пренебрежет наставлениями Господа и солжет ближнему в том, что ему поручено, или в общении, или им похищено» (ср. Лев.6:2 ), он считается виновным в совершении тяжкого греха. И пусть таковой будет вне Церкви Божьей, ибо не поверю я, что есть в этом собрании святых кто-то, кто поступит столь опрометчиво, что отвергнет то, «что ему поручено» ближним, или разрушит общение обманом или кого ограбит или возьмет похищенное у другого и поклянется наперекор своей совести. Боже сохрани, говорю я, чтобы я подумал так о ком-нибудь из верных. Ибо я утверждаю, что вы «не так познали Христа» и не так «в Нем научились» ( Еф.4:20–21 ). Кроме того, сам закон не устанавливает эти предписания для святых и верных. Хочешь узнать, что это сказано не о святых и праведных? Послушай, какое различие делает Апостол: «Закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокорных, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери» ( 1Тим.1:9 ) и прочих подобных им. Именно для таковых, по словам Апостола, «закон положен», а Церковь Божия, оставив букву, возводится духом к еще большей святости, и Боже сохрани ей оскверниться подобными согрешениями. 3 . Посмотрим теперь, что есть то, что «поручено» (ср. Лев.6:2 ) каждому верному. Я полагаю, что нам поручены Богом как залог сами наши душа и тело. А хочешь знать, какой еще больший залог ты получаешь от Бога? Он поручает твоей душе Свой образ и подобие (ср. Быт.1:26 ). И потому ты должен вернуть этот залог неповрежденным, таким, каким получил его. Ибо если ты «милосерд, как и Отец [твой] милосерд», то носишь в себе образ Бога и хранишь «добрый залог» (ср. 2Тим.1:14 ) невредимым. Если ты совершенен, «как совершенен Отец [твой] Небесный» ( Мф.5:48 ), залог образа Божьего остается в тебе. И так же во всем прочем, если ты благочестив, если справедлив, если свят, если «чист сердцем» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

СЛОЖИВ (СЛОЖА) РУКИ сидеть Бездействовать, лениться, отдыхать, не выполнив необходимую работу. «Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» ( Притч.6:9–11 , см. также 24:33). «Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою» ( Еккл.4:5 ). Смертный грех СМЕРТНЫЙ ГРЕХ совершить: ГРЕХ Тяжкое деяние, направленное против человечности, преступление, крайне безнравственный поступок; под смертными грехами подразумеваются и конкретные пороки, представление о которых сложилось под влиянием церковной догматики: зависть, скупость, блудодеяние, обжорство, гордость, уныние, гнев (семь смертных грехов). Закон Моисеев содержит совокупность законодательных установлений древнего Израиля: предписания религиозного и гражданского права подробно изложены в Пятикнижии Моисеевом, а Книги Левит и Второзаконие почти полностью посвящены им. Правила, регулирующие религиозную, социальную, экономическую, семейную жизнь израильтян, предусматривают и наказания их нарушителям, соответственные тяжести преступления. За некоторые из преступлений полагалась смерть. Поскольку все правовые нормы опирались на религиозные установления, то отступление от них всегда было грехом. Смерти предавались за умышленное убийство, избиение матери или отца, похищение и продажа в рабство одноплеменника ( Исх.21:12–17 ); ворожба, скотоложество ( Исх.22:18–19 ); жертвоприношения идолам ( Лев.20:1–5, 27 , см. также Исх.22:20 ); обращение к волшебникам с целью вызвать умерших ( Лев.20:6 ); прелюбодеяние ( Лев.20:10–16 ). Неискупимым грехом всегда оставалось «согрешение против Господа». В Н.З. понятие смертного греха переосмысливается. В Послании галатам апостол Павел пишет: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:16–25 ). Совратить(ся) (сбиться)) с пути

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Последнее единогласно свидетельствует, что совершавшиеся в день очищения праздничные жертвоприношения приносились уже после очистительного акта. 291 И в самом деле, праздничные жертвы состояли из одного тельца, одного овна и семи однолетних агнцев, причем на каждое животное полагалась определенная мера лучшей муки, смешанной с елеем. К этим жертвам всесожжения присоединялся еще один козел в жертву за грех. Но ведь и обычные жертвы всесожжения состояли из тех же животных, так как по закону во всесожжение можно было приносить как крупные, так и мелкие животные ( Лев.1:310 ). Относительно животных, служивших материалом для праздничных жертвоприношений дня очищения, автор кн. Чисел замечает: «без порока пусть будут они у вас» (29:8). Это требование беспорочности в жертвенных животных, основано на том, что всесожжение приносилось «Господу в приятное благоухание», для того, «чтобы быть благоугодным Ему» ( Лев.22:21 ). Ничто порочное не могло быть приятно и угодно Богу. Но одно отсутствие порока не делало еще животного годным для жертвы. По законам Моисеевым, кроме беспорочности требовалось еще, чтобы животное жертвы всесожжения было мужеского пола ( Лев.1:310 ). Относительно агнцев, приносимых в жертву в день очищения, замечено, что они должны быть однолетними. Это требование применялось всегда, когда приносились в жертву агнцы. Для обозначения возраста, в который агнцы могли быть приносимы в жертву, употребляется выражение , что значит сын года. LXX толковников переводят это выражение словом ενιασιος, а Вульгата словом anniculam, что значит «годовалый, однолетний». Нельзя это выражение понимать в том смысле, что ягненок должен иметь непременно один год, для того чтобы быть годным для жертвы, 292 так как такое понимание противоречит 27 ст. 22 гл. кн. Левит, где читаем: «когда родится теленок, или ягненок, или козленок, то семь дней он должен пробыть при матери своей, а от восьмого дня и далее будет благоугоден для приношения в жертву Господу». Очевидно, выражение подлинника: «сын года», нужно понимать в том смысле, что агнцы могли приноситься в жертву на первом году своей жизни, начиная с восьмого дня. Обыкновенно же из мелкого скота приносили в жертву однолетних. 293 Из крупного скота приносили обыкновенно трехлетних, хотя иногда приносили и семилетних ( Суд.6:25 ). 294

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010