По благословению митрополита Московского Платона (Левшина) в 1792 г. приступили к строительству храма святителя Мартина Исповедника. В 1798 г. храм был выстроен, в ноябре того же года завершилось возведение еще одного здания рядом с Мартиновской церковью - частного народного училища. Оно также было построено на средства В.Я. Жигарева. В 1800-1801 г.г. церковь была расписана в итальянском стиле живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились и до нашего времени. Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса. Настенная живопись церкви в итальянском стиле была нетрадиционна. Так, на парусах под барабаном были написаны несвойственные для православного храма сюжеты: пророк Моисей, апостол Петр в окружении множества фигур. В 1806 г. состоялось освящение нового храма Высокопреосвященным Платоном, митрополитом Московским. Главный престол нового храма был освящен в честь Вознесения Господня, а два придела – в честь Грузинской иконы Божией Матери и во имя святителя Мартина Исповедника. Храм святителя Мартина Исповедника всегда занимал особое место среди памятников русского классицизма. Это связано с тем, что он стоял особняком в истории московской архитектуры и выделялся своей оригинальностью. Расположенный на вершине холма, резко обрывающегося к берегу Яузы, храм был в свое время одной из наиболее мощных и значительных градостроительных доминант не только района Таганки и Рогожской улицы, но и всего Заяузья. В 1812 г. во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника пострадал от пожара. В течение 9 лет, с 1813 по 1821 г., приводились в порядок железные покрытия и облицовка здания. При одном из ремонтов «послепожарного» периода заложили открытый прежде переход между храмом и колокольней. На протяжении всего XIX в. главный храм Вознесения Господня оставался холодным. Только в 1904 г. на средства старосты церкви, московского купца Сергея Андреевича Александрова в храме было устроено калориферное отопление. Одновременно с этими работами в церкви была обновлена живопись.

http://sobory.ru/article/?object=02328

Л. Анисов XXXVIII глава Освободившись от множества епархиальных дел, митрополит Платон надеялся провести последние дни свои в уединении, занимаясь только молитвою, хозяйством и лечением болезней. Но, видимо, суждено ему было Промыслом Божиим до самой кончины служить Церкви и Отечеству. В последних числах мая 1812 года владыка отправился в Махрищский монастырь и оттуда в Берлюковскую пустынь для поправления здоровья и для обозрения хозяйственных дел. В Москву митрополит Платон прибыл в июне, в те самые дни, когда войска Наполеона переступили российскую границу. В Первопрестольной о нашествии французов еще не знали. Не ведали москвичи беды, о которой предупреждал митрополит Московский после заключения Тильзитского мира. Архипастыря, приехавшего поклониться мощам святителей Московских и благословить паству, древняя столица встретила с восторгом. Народ толпами сопровождал его повсюду. 19 июня митрополит Платон возвратился в Вифанию. Там и настигла его страшная весть. – Боже мой, до чего я дожил! – воскликнул старец и горько заплакал. Русской земле, давно не обагряемой кровью, предстояло пресытиться ею, как некогда, во времена монголов и Литвы. – Идут против России, – говорил в ту пору один из архимандритов, – вернее сказать, против Церкви Христовой, ибо русский народ-богоносец, в нем хранится истинная вера Христова. Русские войска были собраны в губерниях, смежных со Смоленскою. Император выехал туда, был в Вильне, в Полоцке. Вся древняя столица ожидала возвращения государя с нетерпением. Многие жители выезжали по дороге в Фили встречать его. Когда 12 июля, ночью, государь прибыл в Москву, грустный, подавленный тяжестью совершающихся событий, один из толпы, посмелее других, из купцов, подошел к нему и сказал: «Не унывай! Видишь, сколько нас в одной Москве, а сколько же по всей России! Все умрем за тебя». Он передал словами то, что было на сердце у каждого. На другой день был царский выход в Успенский собор. При встрече Александра I пели: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его вси ненавидящии Его» 302 . Встреча была торжественная, всеобщее воодушевление трудно было описать. Государь вышел из собора в слезах.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

В Москве откроется новый православный детский приют Москва, 14 сентября 2015 г. 17 сентября 2015 года в 15.00 в Москве по адресу Шоссейная ул., 74 состоится открытие нового детского приюта при Патриаршем подворье храмов Николо-Перервинского монастыря. Это крупнейший детский православный приют, созданный в городе при поддержке Правительства Москвы, сообщает Синодальный информационный отдел .      Еще в 1993 году Николо-Перервинскому монастырю на правах собственности было передано отдельно стоящее трехэтажное здание общей площадью 7 тыс. кв. м. Было принято решение создать на его базе Социально-реабилитационный центр и православную гимназию имени святителя Платона (Левшина). Правительством Москвы была выделена бюджетная субсидия на реализацию этого проекта. Строительство объекта было возложено на компанию «Cumu-XXI век», входящую в группу компаний «Новард». К 2013 году было воссоздано историческое здание начала XX века, которое было построено еще до революции на средства монастыря. При реконструкции удалось сохранить старинные фасады и исторический облик здания в целом. Изначально в нем размещалось духовное училище. После реконструкции, помимо самой гимназии, в здании также разместился пансион для учеников. Оба корпуса, учебный и жилой, входят в состав духовно-социального центра «Неопалимая Купина». Здесь созданы все условия для гармоничного развития детей с учётом их индивидуальных особенностей. В основе - классическое образование, православная культура и традиционные российские ценности. Николо-Перервинская обитель, по преданию, была основана еще во времена Куликовской битвы. Первоначально монастырь именовался «Никола Старый», однако уже в писцовых книгах XVI века он именуется «Перервинским». В 1669 году в обитель привезли с Афона второй список Иверской иконы Божией Матери, сделавшийся вскоре одной из самых почитаемых русских святынь. Новейшая история Николо-Перервинской обители начинается со времени пребывания в ней Патриарха Московского и всея Руси Адриана (годы патриаршества 1690-1700). В 1775 году архиепископ Московский и Калужский, позднее - митрополит Московский Платон (Левшин, 1775-1812), замечательный русский иерарх, основывает здесь семинарию, которая стала именоваться Платоновской и просуществовала почти 40 лет с 1775 по 1814 годы. На место ее пришли Николо-Перервинские приходское и уездное училища (1823-1867), Перервинское Духовное училище (1867-1917) и, наконец, с 1996г., снова Перервинское Духовное училище, которое 17 июля 2001 года на заседании Священного Синода было преобразовано в Духовную семинарию. Её ректором был назначен настоятель Николо-Перервинской обители протоиерей Владимир Чувикин.

http://pravoslavie.ru/82122.html

Архив Пн В Екатерининском ставропигиальном мужском монастыре торжественно отметили престольный праздник и 365-летие обители 8 декабря 2023 г. 12:36 7 декабря 2023 года, в день памяти великомученицы Екатерины, в  Екатерининском ставропигиальном мужском монастыре  подмосковного города Видное состоялись торжества в честь престольного праздника и 365-летнего юбилея обители. Праздничное богослужение в Екатерининском соборе возглавил наместник монастыря епископ Видновский Тихон , викарий Патриарха Московского и всея Руси. Его Преосвященству сослужили: протоиерей Павел Недосекин, секретарь Брюссельско-Бельгийской епархии ; иеромонах Софроний (Горохольский), благочинный церквей Видновского округа, настоятель Успенского храма г. Видное; братия обители и духовенство Московской митрополии в священном сане. На богослужении пел хор Екатерининского монастыря. По окончании Божественной литургии владыка Тихон совершил славление перед ковчегом с частицей мощей великомученицы Екатерины. Священнослужители, насельники монастыря, прихожане и паломники вознесли общую молитву празднуемой святой. С юбилеем обители епископа Тихона тепло поздравили протоиерей Павел и монастырская братия. Его Преосвященство обратился к присутствующим с ответным поздравлением и с архипастырским словом о святой покровительнице обители. Епископ Тихон также отметил вклад всех добровольных помощников, которые уже на протяжении многих лет после возрождения монастыря прилагают силы для его благоукрашения, и выразил надежду, что святая Екатерина и впредь будет благословлять верующих и оказывать им действенную помощь в духовном делании. В завершение торжества все гости был приглашены на праздничную трапезу. Екатерининский мужской монастырь был основан царем Алексеем Михайловичем в середине XVII века, после того как самодержцу явилась на этом месте великомученица Екатерина. К концу столетия монастырские храмы отстраиваются в камне. В XVIII веке своим расцветом Екатерининская обитель обязана трудам митрополита Платона (Левшина) и настоятелю обители архимандриту Мелхиседеку. В войну 1812 года Екатерининская обитель не пострадала. На протяжении многих десятилетий здесь совершали молитвенный труд подвижники благочестия. При советской власти в 1931-1934 годах на территории монастыря работала детская воспитательная колония, а с 1935 по 1954 год находилась печально известная тюрьма «Сухановка». Монашеская жизнь в обители возобновилась в 1992 году. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6083084.ht...

С преобразованием в 1781 г. села Подол в город Воскресенская церковь стала его главным храмом. В конце XVIII столетия по благословению архиепископа Московского и Калужского Платона (Левшина) церковь обновили. Возможно, одновременно с этими работами был устроен и придел во имя Святой Троицы. Его освящение, как указывает Л. Р. Вайнтрауб, совершено в 1790 г. Во время Отечественной войны 1812 г. настоятелем храма Воскресения Христова священником Феофилактом Ивановым от разграбления неприятелем была спасена церковная утварь. Воскресенский храм был вновь освящен в 1813 г., после освобождения Подольска от захватчиков: Троицкий придел — 8 марта, центральный престол — 30 марта, а позже — и придел святителя Николая Чудотворца. В августе 1818 г. подольчане обратились к архиепископу Московскому и Коломенскому Августину (Виноградскому) с прошением о дозволении возвести в городе новый каменный храм во имя Святой Троицы с приделами Успения Пресвятой Богородицы и апостолов Петра и Павла. Старую городскую Воскресенскую церковь предполагалось оставить в качестве кладбищенской. Просьба жителей Подольска была удовлетворена. Строительство Троицкого храма началось летом 1819 г., но шло медленно из-за нехватки средств. В 1825 г. причт Воскресенской церкви перевели в новый недостроенный Троицкий собор. Кладбищенский храм все более и более ветшал. В 1839 г. его состояние характеризовалось как аварийное: протекала тесаная крыша, из-за этого в сводах и стенах стали появляться трещины. К 1847 г. положение ухудшилось до такой степени, что епархиальное начальство запретило богослужения в Никольском приделе. Из-за разногласий между городничим и городскими главами ремонт церкви, на который Подольская городская дума выделила средства, был отложен на длительный срок. В 1853—1854 гг. в Воскресенском храме велась реставрация. Полностью заменили старую кровлю церкви, фасады выбелили, а стены расписали. Таким образом, храм был подготовлен к освящению. Деньги на проведение реставрационных работ среди прочих жертвовал и московский купец второй гильдии Сергей Трифонович Прохоров. Он же испрашивал благословения у епархиальной власти на восстановление самостоятельного прихода Воскресенской церкви. Однако эта идея не вызвала положительного отклика со стороны причта Троицкого собора и его настоятеля, протоиерея Василия Березкина.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

Большую часть жизни он был преподавателем в “Сиротском доме” в Галле, где перевел на русский язык с Галльского издания 1735 года знаменитую “Wahres Christentum” (“О внутреннем христианстве”) Иоанна Арндта. Замечательна в этом отношении также фигура Платона Левшина (1737–1811), знаменитого митрополита Московского при Екатерине Второй, которого С.К.Смирнов, историк Академии, впоследствии точно назвал “ Петром Могилой Московской Академии”. Платон был более проповедником и катихизатором, чем систематическим богословом. Но его “катихизисы”, проповеди “или первоначальное наставление в христианском законе”, гремевшие в Москве уже в 1757–58 годах, знаменовали новый поворот в истории богословия. Его лекции, читанные для Великого Князя (впоследствии Императора) Павла, были изданы в 1765 году под заглавием “Православное учение или сокращенная христианская Богословия”. Это был первый опыт богословской системы по-русски. Разумеется, для использования в школах она была переведена на латынь. И на этом настоял сам Платон: он полагал, что преподавание богословия на любом другом языке означает снижение образовательного стандарта. Заметим, что это мнение исходит от ревностного борца за “просвещение народа”, талантливого проповедника христианской веры и нравственности. Даже в старости, перед самой Освободительной войной 1812 года, Платон был поражен проектом преподавания в духовных школах на русском и горячо против этого возражал. В русских писаниях Платона поражает запутанность богословских терминов, заимствованных из разных латинских источников. В вопросах нравственных он чувствует себя гораздо уверенней, чем в вероучительных. Учение о Церкви, о Предании, о Таинствах в течение всего XVIII века оставалось неясным и неразработанным 15 . Однако реформа все же стала шагом вперед, началом творческого роста. В новом псевдоморфозе было немало неправильного и болезненного – но это была болезнь к жизни и к росту, а не к смерти и разложению. Между двумя крайностями – мистико-философским энтузиазмом с одной стороны и боязливым недоверием ко всему новому с другой – открылся узкий и трудный путь Церковного Богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Синода с предписанием: «классы, назначенные для Академии московской, учредить в Донском монастыре, а доколе не будут учреждены, обучаться слушателям ее по прежнему в монастыре Заиконоспасском; сочинение же плана о учреждении в том монастыре классов возложить упомянутого Донского монастыря на архимандрита и Московской Академии ректора Евлампия, который, сочинив его, должен представить Вашему Преосвященству‚ а Вы в Святейший Синод с своим мнением». Но дело кончилось так же, как и в половине столетия: монастырских корпусов, годных и удобных для помещения классов, не оказалось; по сделанной смете требовалась огромная сумма для возведения новых зданий Академии, и Св. Синод указом от 2 февраля 1799 года признал помещение Академия в Донском монастыре неудобным. Главным неудобством было – недостаток суммы: это видно из того, что указом Св. Синода от 14 февраля того же года предписано академическому начальству оставлять от 12000-й штатной суммы 2000 рублей ежегодно в видах построения Академии в Донском монастыре 2 . В 1807 году, когда сумма на содержание Академии была удвоена, Академия по приказанию митрополита Платона стала оставлять на непредвиденные расходы по 4000 рублей в год. Вследствие таких экономических распоряжений Академия внесла в 1808 году из остаточных денег в Сохранную Казну 5000 рублей, в 1809-м – 9000 рублей, в 1811 г. – 5000 р., в 1812 году – 1000 р., итого имела, кроме вкладных, своей суммы 23000 рублей 3 Между тем в Синоде началось новое течение, в пользу перемещения Академии не в Донской монастырь, а в Троицкую Лавру. В этом смысле еще в 1800 году был дан митрополиту Платону указ Св. Синода. Платон в своем ответном представлении Синоду предлагал вместо Лавры Воскресенский монастырь: «полагаю, писал он, что предпочтительно выгоднее Академию Московскую перевести в Воскресенский Монастырь; поскольку там и Академия и монастырь составят едино начальство, а архимандрит первостепенного монастыря имеет быть и ректором Академии‚ чего в Троицкой Лавре, по ее положению, учредить не без трудности, и Академия осталась бы некоторым образом зависящею от лаврского начальства; в таком случае могли бы старшие семинарии преимуществовать пред Академией» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Итак, митрополите Платон был против перемещения Академии в Лавру. Эту свою тенденцию он не раз высказывал в своей переписке с архиепископом петроградским Амвросием и своим викарием‚ епископом Августином. 8-го марта 1800 года он пишет первому: «Не знаю с чего вышло, чтоб Академию перемещать в Лавру. Я не предвижу еще удобности в том, а более наклоняюсь на Воскресенский монастырь, как и всегда к тому расположен был. Прошу дать совет» 5 . Через одиннадцать дней Платон снова пишет Амвросию о том же и с еще большей настойчивостью: «Академию в Лавре завести, кажется, невместительно; ибо для Академии надобно особое начальство, с другим не соединенное, и что будет ректор Академии в Лавре, когда семинарии в Москве он будет предпочтительнее. Да и Новгородский (митрополит Гавриил) ко мне писал, что Академии нельзя быть в Лавре, а надлежит быть в Москве, по воле государевой» 6 . Однако, несмотря на противодействие митрополита Платона мысль о переводе Академии в Лавру все более и более прививалась в правительственных сферах, и через девять лет Платон снова беспокоится в своем письме к епископу Августину: «что Академия переведется в Лавру, приятно ли то Академии» 7 . Нерешительность правительства в деле перемещения Академии прекратил 1812-год. Война сделала академические здания еще менее пригодными для Академии. Избегнув пожара, они потерпели большие повреждения; по донесению академического начальства «как в классических, так и жилых покоях оконницы были выбиты и многие покои сделались неспособными для жилья, коих исправление требует великих издержек» 8 . И хотя по удалении неприятеля была произведена временная починка зданий и учебная жизнь Академии открыта в них снова 3 марта 1813 года 9 , однако перемещение стало неотложной необходимостью. И вот в 1814 году Комиссия Духовных Училищ бесповоротно решила перевести Академию в Троицкую Лавру, в здания Лаврской семинарии. Между тем Академия путем ежегодных 2000-х, а затем 4000-х сбережений, согласно указу Синода от 14 февраля 1799 г., и приказаниям митрополита Платона, на учреждение новых академических корпусов накопила к этому времени 30000 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Самуилом (Миславским) в 1782 г. Ориентированная на догматические сочинения лютеран. богословов XVII в., в первую очередь на «Loci theologici» Герхарда, догматическая система Феофана (Прокоповича) делится на 2 части - «О Боге в Себе» и «О Боге во вне». В 1-й части излагается учение о Боге едином по существу и троичном в Лицах, во 2-й - о Боге Творце видимого и невидимого мира и о Промысле Божием, общем (по отношению ко всему творению) и частном (по отношению к падшему человеку). Такая структура деления догматики, несмотря на то что отдельные правосл. богословы (еп. Гедеон (Вишневский), еп. Кирилл (Флоринский) , Христофор (Чарнуцкий) и др.) еще продолжали следовать методологии XVII в., стала в рус. догматической науке c кон. XVIII и до нач. XX в. в целом общепринятой. Ближайшими по времени продолжателями архиеп. Феофана были архим. Иоакинф (Карпинский), архиеп. Сильвестр (Лебединский) , архиеп. Георгий (Конисский) , еп. Феофилакт (Горский) (его курс Д. б. служил учебным руководством в МДА в посл. четв. XVIII в.) и еп. Ириней (Фальковский) (в 1802 опубл. сокращенный вариант догматической системы Феофана (Прокоповича) под названием «Theologiae christianae compendium», служивший учебным руководством в нач. XIX в.). Во 2-й пол. XVIII в. языком научного богословия впервые становится русский. 1-м опытом было сочинение митр. Платона (Левшина) «Православное учение, или Сокращенная христианская богословия» (1765); написано на основе уроков, преподанных наследнику престола, буд. имп. Павлу I , отличается лаконичностью, ясным языком, отсутствием излишнего формализма. Сочинения архим. Макария (Петровича) «Церкви Восточныя православное учение» (1763) и иером. Ювеналия (Медведского) «Христианская богословия» (1806) имеют вводный, катехизический характер и не отвечают всем требованиям догматико-богословской систематизации. В XIX в. направление развития Д. б. в России было определено рядом офиц. церковных документов (Конспект богословских наук (1812), Устав академий и семинарий (1814), Правила преподавания семинарских наук (1838)), принятых с целью реформирования системы духовного образования.

http://pravenc.ru/text/178718.html

А. Беляев. 3 В библиотеке Вифанской семинарии хранится оригинал русской церковной истории, весь писанный рукою Платона, за исключением предисловия, с такою его надписью: «все то писано моею рукою. Платон м. Московский 1805 года». Почерк рукописи твердый и в ней мало помарок. Рукописный текст в печатном издании в немногих местах изменен и дополнен. Рукопись 2139. 7 Письма эти хранятся в библиотеке Вифанской семинарии. Из этих писем два письма: И. Тургенева и Г. Гагарина были напечатаны покойным профессором Москов. Дух. Акад. Н.С. Казанским в Чтен. Общ. Люб. Дух. Просвещ. за 1876 г. 8 В конце 27 главы напечатано: Архиепископ Василий писал к Феодору епископу тверскому о рае, находится ли он на земле, как Василий утверждал, или должно разуметь рай мысленный, как Феодор полагал. В сем писании Василиевом добрая простота видна, но просвещение не видно. Крат. Церков. Рос. Истор. Стр. 175–176. 9 Следуя этому указанию Тургенева, митрополит Платон в своей истории о Мартине написал: «В книге Пращице напечатано, что был собор в Киеве в 1157 году на одного монаха, именем Мартина, который называл себя Греком сродником Цареградскому Патриарху Луке; но после оказался Армянин родом. Сей Мартин учил разным ересям, смешанным из Армянских и Латинских заблуждений между собою не сообразных, яко-то, между прочим: поститься в каждую субботу, а в великую субботу не поститься; изображать крест двуперстно, как ныне раскольники изображают; ходить в обрядах церковных посолонь, служить на седми просвирах, аллилуя говорить по дважды; и прочия разные нелепости». Крат. Рос. Цер. Истор. Стр. 89. 11 Серафим Глаголевский, скончавшийся в сане митрополита Новгородского в 1843 г., был епископом Смоленским с 1805 по 1812 г. 13 Но боимся, как бы те паписты, который живут в соседней с нами Польше, не замыслили чего-нибудь теперь. 14 В своей истории м. Платон говорит, что первый самозванец не был Гришка Отрепьев, дворянина галицкого сын, но некто подставной от некоторых злодеев подставленный. Стр. 167 15 Князь Гавриил Петрович Гагарин, бывший министр коммерции, известен как составитель акафистов и служб святым. Скончался в 1807 г. Он был одним из влиятельных членов масонского общества и в духе этого общества им написано сочинение: «Забавы моего уединения в селе Богословском».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010