Филарет, до пострижения Василий Михайлович Дроздов, митрополит московский, родился 26 декабря 1782 г. в городе Коломне московской губернии, где отец его Михаил Феодорович был соборным протоиереем; умер 19 нояб. 1867 г. После домашнего воспитания под руководством благочестивых и просвещенных родителей, Дроздов в 1791 г. поступил в коломенскую духовную семинарию и пробыл в ней до 1799 г., когда эта семинария, за перемещением коломенской архиерейской кафедры в Тулу, была упразднена, а город Коломна с уездом был причислен к Московской епархии. Довершать свое образование Дроздову, вследствие этого, пришлось в Троицкой лаврской семинарии, находившейся под особым покровительством и ближайшим попечением знаменитого митрополита московского Платона II (Левшина) († 1812). Здесь он учился в философском и богословском классах с марта 1800-го и до нояб. 1803 г. Окончив курс наук с блестящим успехом в этой, стоявшей тогда наравне с академиями, духовной семинарии, Дроздов 21 ноября того же 1803 г., после произведенного ему лично самим митроп. Платоном экзамена, определен был на должность учителя греческого и еврейского языков в той же лаврской семинарии. Уже во время обучения в семинарии и на первых порах учительства обнаружились необыкновенные духовные дарования Дроздова и его образцово-честное поведение. «Вы подлинно имеете драгоценный залог и свидетельство Божиего к вам благоволения в талантах, а паче в честном поведении сына вашего», писал к родителю Дроздова ректор лаврской семинарии архим. Евграф Музалевский-Платонов. Особенно же блестящий проповеднический талант Дроздова скоро выдвинул его из ряда других учителей и был причиною быстрого движения его по службе. 12 января 1806 г. Дроздов произнес первую замечательную проповедь в Троицком соборе Сергиевой лавры, в день торжества освобождения лавры от поляков, и митроп. Платон от 4 марта того же года, по прочтении и совершенном одобрении проповеди, писал викарию своему, епископу дмитровскому Августину (Виноградскому) : «А у меня проявился отличнейший проповедник, учитель Дроздов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Олег Орлов, Владимирская область: Вот Леонид Евгеньевич рассказал об искупительной жертве Царя, но хотелось на будущее пожелать нашим священникам, дьяконам, кто обвиняет нас в «царебожии», повнимательнее изучать догматику. У Митрополита Макария (Булгакова) в «Православно-Догматическом Богословии» в параграфах 151-154 разбирается догматика нашего искупления Иисусом Христом. А в параграфе 153 черным по белому в четырех пунктах: а, б, в, г - говорится, кто может быть искупителем... И там не говорится, что это только один Бог может быть Искупителем, но и какой-то человек может быть искупителем. В.Бойко-Великий: Вы можете процитировать на память? Олег Орлов: На память - нет! Это же догматика! Но все сказано в тех четырех пунктах... В.Б.-В.: ...Во-первых, когда о ком-то на то есть воля Божия, во-вторых, кто сам неповинен греху, который готов искупить, в-третьих, кто добровольно на искупление решается, и четвертый пункт: когда искупительная жертва принесена . О.О.: То, что Иисус Христос и также, подобно Ему, Царь Николай соответствовали этим пунктам, - очевидно! Л.Б.: Ну, первыми «царебожниками» были, конечно, Русские Архиереи, которые сравнивали Русских Царей-Самодержцев с Богом. Достаточно вспомнить Архиепископа Августина (Виноградского). Он по поводу вхождения Императора Александра Благословенного в Париж говорит: словно Истинный Бог! В проповеди с амвона такое говорил! И проповедь его потом публиковалась. Вот каким «царебожником» был Московский Архиепископ Августин. Именно Владыка Августин выдвинул в 1812 году лозунг «За Веру, Царя и Отечество!» Таким «царебожником» был наш Русский Архиерей - святой жизни был Пастырь! Он сменил на кафедре Владыку Платона (Левшина), который был человеком своего времени, к масонству благоволил... А Владыка Августин говорит: Русский Царь как Бог! Надо знать об этом в истории нашей Церкви. Не надо, простите, трусить, малодушествовать по такому поводу. Потому что мы Господом должны обожаться! Воскресшие для Жизни Вечной люди будут как боги. Чего этого бояться?! Зачем нам изображать на католический манер, что, вот, Архиереи, Священники - это Церковь?! А мы мipяhe - так, пользователи. Мы православные - царственное священство! Ты, ты и ты... Простите, Матушка, что я так на «ты» к Вам... И нельзя нам этого забывать. А мы когда начинаем на себя принимать клевету: ой, это нас называют «царебожниками», - мы уступает прокатолическому духу в нашей жизни...

http://ruskline.ru/analitika/2018/08/201...

Святитель всемерно поддерживал их стремление. Он переводил богослужебные книги на латышский язык, открывал церковноприходские школы, обратил в Православие множество лютеран – эстонцев и латышей. Работая один со своим письмоводителем, он не знал покоя ни днём, ни ночью, не знал времени обеда и чая. Просфора вот его ежедневный и завтрак, и обед, и ужин. Просфорой да чаем он только и питался. Кожаный диван, простой стол, на котором огромная кипа исписанной и белой бумаги, письменный прибор и на конце стола стакан чая – вот вся небогатая обстановка его комнаты. За время пребывания в Риге владыка Филарет открыл 63 прихода, устроил 20 церквей постоянных и 43 временных. Эта деятельность, шедшая вразрез с интересами местных немецких баронов и немецкой партии, желавшей «онемечить» край, вызывала с их стороны резкое противодействие. Они пытались парализовать деятельность архипастыря, не гнушаясь самыми грязными доносами. Неравная борьба, длившаяся семь лет, закончилась в 1848 году переводом владыки Филарета на Харьковскую кафедру. И покинув Ригу, Филарет несказанно радовался успеху Православия в Литве, когда это дело было поставлено на подобающую высоту мудрой и опытной рукой митрополита Иосифа (Семашко ; † 1868). 6 ноября 1848 года преосвященный Филарет был назначен на кафедру в Харьков. Свободное от епархиальных занятий время преосвященный Филарет посвящал учёным трудам. Ещё в Риге он начал писать «Историю Русской Церкви» и выпустил два тома своих проповедей. В Харькове владыка Филарет составил «Историко-статистическое описание Харьковской епархии», издал свои «Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа», известный библиографический труд «Обзор русской духовной литературы с 862 по 1720 год», многие статьи и поучения. «История Русской Церкви» преосвященного Филарета – едва ли не первый опыт в этой области. Как историк архиепископ Филарет имел предшественником лишь митрополита Московского Платона (Левшина ; † 1812). Существовали отдельные очень редкие монографии, но не было полной истории Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Л. Анисов XXXIX глава В октябре 1812 года стояли такие морозы, каких в эту пору давно не видели в России. Владыка Платон переехал в Махрищский монастырь, на что уговорили его троицкие монахи. Старость сильно изменила облик владыки. Знавшие и слышавшие его прежде люди, видя теперь согбенного и дряхлого старца, едва передвигавшего ноги, иногда не узнававшего окружающих, невольно спрашивали: «Неужели это Платон?» И. М. Снегирев , тогда совсем еще молодой человек, покинувший Москву вместе со своим прадедушкой Иваном Саввичем и родителями, побывал в монастыре, где и увиделся со старцем. Вспоминая позже об этом, он писал: «...Мы поспешили к Махрищскому монастырю, стоящему на устье реки Махрища, от которой он заимствовал название. Расстоянием от Троицкой Лавры он в 30 верстах... Там мы застали митрополита Платона, привезенного на Махру из Вифании, когда неприятели появились уже на Троицкой дороге и угрожали самой Лавре, где было только несколько десятков казаков для летучей почты. С Платоном находились архимандрит Евгений, ныне архиепископ, и племянник его Иван Платонов Шумилин. Мы приютились в монастырской слободке. Когда мы сидели, грустные, в избе, вдруг отворилась дверь, и двое послушников вошли к нам с блюдами кушанья. «Его Святейшество, – сказали они, обращаясь к батюшке, – узнав о вашем сюда приезде, изволил прислать вам три блюда своего кушанья: пирог, похлебку и жареную рыбу». Такое участие и милость митрополита тронули до слез моего батюшку и матушку... После узнали, что митрополиту дали знать о приезде моего отца перед самым обедом; стол был накрыт, и кушанье поставлено. «Несите все к Михайле Матвеевичу». Батюшка после обеда ходил со мною благодарить его за такое родственное участие. Первые его слова были: «Куда делся злодей?» Батюшка, думая, что это относится к Наполеону, отвечал: «В Москве». – «Нет-нет, я спрашиваю о твоем злодее-кучере». Надобно сказать, что наш крепостной кучер, обокравши нас, уехал; в то время уже разнеслась в простом народе пущенная Наполеоном молва, ко вреду России, что он дает крепостным волю. «А Бонапарту с ватагою своей, – продолжал Платон с расстановкою, –несдобровать и в Сергиевой обители не бывать. Слышь, я ведь не велел убирать там мощей и драгоценностей. Бонапарт восстанет на святыню, а святыня против него. Куда ему устоять! – потом, как бы обращаясь на самого себя, сказал: – Каков же стал теперь Платон. Хуже богаделенного старика».

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

В 1798 году из числа значившихся по ведомости Тульской Казенной Палаты оброчных статей, отведено сему монастырю: 1) пахатная земля из состоящей Белевского уезда пустыни Обуховой – 30 десятин, 2) мельница Одоевского уезда на речке Сеженке при дачах бывшего Насасова монастыря слободы, об одном поставе и 3) рыбная ловля при оброчной мельнице, состоящей в Белевском уезде, при деревне Мезгеи, на речке, на Мезгеи, в 30 верстах от Белева. По ведомостям 1799 года в Белевском монастыре было на лице с Игуменьею 10 монахинь, а именно: 1) Игуменья Мария, 2) Казначея Наталия, 3) бывшая Казначея Досифея, монахини: 4) Мастридия, 5) Екатерина, 6) Марфа, 7) Александра, 8) Прокла, 9) Анна. Да причисленных Киевской Епархии из Новомлинского монастыря 5 монахинь. Итого с Настоятельницею 14 (недоставало до штату трех). Определенные в надежде пострижения в монахини белиц 5 человек: 1) вдова Полковника Мария Васильева дочь Левшина, 2) вдова Майора Елизавета Михайлова дочь Желябужская, 3) вдова Прапорщика Прасковья Васильева дочь Сомова, 4) Дворянская дочь девица Дарья Тиханова дочь Болтенкова. А всего с монахинями на лице 19 человек. По кончине Игуменьи Марии назначена Настоятельницею сей обители Игуменья Апполинария, посвященная из монахинь Тульской девичьей обители. Она была Настоятельницею 10 лет; с 1802 по 1812 год. Вместе с обителью приняла от управлявшей оною Казначеи Наталии 300 рублей 77,5 копеек долгу, оставшегося от займа, сделанного в 1801 году на исправление после пожара церковного поврсждения. Игуменья Апполинария усердно продолжала заботы своей предместницы о возобновлении пострадавшей от пожара во всех частях обители. При ее вступлении в управление было казенных лишь три келии. Донося о сем, она писала, что келии эти имеют пространства всего 4 аршина с маленькими сенями, а Настоятельнице и жить негде, да и некоторым монахиням в жилищах крайняя есть нужда, а также и клирошанок, когда будут, поместить негде, почему и просила дозволения построить каменные келии с деревянною внутри отделкою и деревянною . крышею, который в случае нужды могут служить покоем и для прочих сестер; ограду же вести вышиною в 5 аршин, на которую постройку обнищали граждане подать помощь и не оставление.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Самое раннее известие о Липицах содержится в грамоте царя Ивана IV к властям города Серпухова от 20 июня 1560 г. — об охране соседствовавших с этим селением лугов Высоцкого монастыря от потравы проезжими людьми. Тогда Липицы были активным пунктом на большой дороге, связывавшей столицу с Тулой и Рязанью, у перевоза через Оку, и числились селом, то есть там, видимо, успела появиться церковь. По местному преданию, вначале приходским центром данной округи было село Саларево, от которого в 1890-х гг. сохранялось лишь воспоминание в виде названия леса в нескольких километрах от с. Липицы. О бытности в Липицах Благовещенского храма на рубеже XVII-XVIII вв. свидетельствует запись на полях старинной богослужебной книги — Триоди. В этой записи говорится о пожертвовании Триоди в данный храм 4 марта 1700 г. крестьянами приходской деревни Банино Тимофеем Стефановым и его племянником Иваном Варфоломеевым. В то время приход относился к дворцовой волости, которая вскоре перешла во владение петровского канцлера графа Гавриила Ивановича Головкина. Его старанием в 1733-1735 гг. в Липицах был возведён существующий ныне храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Памятной страницею местной истории XVIII в. стали прошедшие здесь детские годы видного церковного иерарха митрополита Московского Платона Левшина (1737-1812), вмиру Петра — сына липицкого священника Георгия Данилова. При рождении будущего митрополита его отец служил причётником в селе Чашниково (ныне в Солнечногорском районе Московской обл.), позднее был переведён священником в Липицы. В изданном в 1813 г. описании поездки митрополита Платона в Киев (1804 г.) отражено посещение им родных мест в Липицах и Серпухове, где он учился грамоте во Владычном монастыре. В 1804-1806 гг., на средства помещиков братьев Михаила и Николая Михайловичей Майлевских, в трапезной Благовещенского храма устроен тёплый южный придел во имя Святой Троицы. К 1848 г. в селе имелась богадельня — тогда купец Никифор Афанасьевич Колобов завещал 3000 рублей: по тысяче на содержание этой богадельни, храма и церковного причта.

http://sobory.ru/article/?object=01600

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПЛАТОН (ЛЕВШИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Портрет тверского архиепископа Платона (Левшина). Работа А.П.Антропова, 1775 год Платон (Левшин) ( 1737 - 1812 ), митрополит Московский и Коломенский В миру Данилов Петр Георгиевич, родился 29 июня 1737 года в селе Чашникове Московской губернии в семье причетника. Образование получил сначала в Коломенской семинарии , потом перешел в Славяно-Греко-Латинскую академию . В академии получил фамилию Левшин. Ещё до окончания академии начал преподавать в ней пиитику и греческий язык. В 1757 году, по окончании, был назначен учителем этих предметов в Славяно-Греко-Латинской академии. В 1758 году был приглашён настоятелем Троице-Сергиевой Лавры в Троицкую семинарию учителем риторики. 14 августа 1758 года был пострижен в монашество с именем Платон, а 30 августа того года - рукоположен во иеродиакона . 22 июля 1759 года был рукоположен во иеромонаха и назначен префектом Троице-Сергиевой семинарии и первым соборным иеромонахом Троице-Сергиевой Лавры . С 1761 года - ректор семинарии и учителем богословия. С 1763 года - наместник Троице-Сергиевой Лавры . Спустя несколько месяцев в том же году стал придворным проповедником и законоучителем наследника престола, великого князя Павла Петровича . 16 июля 1766 года, по повелению императрицы Екатерины II , был возведён в сан архимандрита Троице-Сергиевой Лавры. Вскоре был включён в состав членов Святейшего Синода . 10 октября 1770 года был хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского с возведением в сан архиепископа и с оставлением архимандритом Троице-Сергиевой Лавры. 21 января 1775 года был назначен архиепископом Московским , по-прежнему оставаясь в должности лаврского архимандрита. С 15 ноября 1775 года - директор Славяно-Греко-Латинской академии . 29 июня 1787 года был возведён в сан митрополита Московского и Коломенского. 13 июня 1811 года в связи с тяжелой болезнью (разбит параличем) был уволен от епархиальных дел до выздоровления.

http://drevo-info.ru/articles/204.html

Устройство одного храма над другим владыка объяснил сам: «Один храм к другому имеет близкое отношение, ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Выходя из нижнего храма, восходим на сей верхний. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения». Преображенская церковь , по словам современников, была «замечательная по своей затейливости». И действительно, очень немногие провинциальные храмы имели интерьеры, подобные главному собору Вифанской обители. Вместо привычного иконостаса перед вошедшим в собор представала искусственная гора Фавор 208 , украшенная мхом, цветами, кустарником и зверьками, гнездящимися в ее уступах. Вершину горы венчал круглый резной позолоченный иконостас. В алтарь можно было подняться по двум лестницам, располагавшимся по обеим сторонам горы. Одна из них, ведущая к северным дверям алтаря, искусно сделанная в скале, представляла подобие природной и не предназначалась для повседневного пользования. Вторая приводила к южным дверям, у которых находился образ Воскресения Христова, выполненный из самоцветных камней и различных горных пород мастерами Сибири. Свет проникал через четырнадцать больших окон с цветными стеклами. По стенам церкви располагались хоры, поддерживаемые массивными колоннами, отделанными под мрамор. Нижний храм – в честь Воскрешения Лазаря – располагался внутри подножия горы Фавор, за что получил название вертепного, то есть пещерного. Слева от входа в храм, в углублении, находился дубовый гроб Преподобного Сергия Радонежского 209 . В 1786 году владыка Платон повелел перенести его из Лавры в Вифанию для освящения вновь устроенной обители. Рядом с этим местом владыка «пожелал покоиться в виду утешительного свидетельства о нетлении праведных». Здесь он и будет похоронен в 1812 году. Неподалеку от Преображенской церкви находились архиерейские покои – двухэтажное деревянное здание с небольшой домовой церковью в честь Сошествия Святого Духа. Убранство покоев носило следы ума и вкуса хозяина: залы украшали произведения живописи, графики, висели портреты царственных особ...

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Михаил, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (Десницкий Матфей Михайлович) Родился 8 ноября 1762 года в селе Топорково Богородицкого уезда Московской губернии в семье пономаря. В день своего крещения он лишился отца. При поддержке митрополита Платона (Левшина , † 1812) окончил Троицкую духовную семинарию, изучал языки в Филологической семинарии, слушал курс в университете и изучал богословские науки в Московской духовной академии. В 1785 году рукоположен во священника и служил в церкви Иоанна Воина в Москве. В 1796 году переведен в придворную церковь Зимнего Дворца. В 1799 году, овдовев, пострижен в монашество и назначен придворным иеромонахом. 6 декабря 1799 года возведен в сан архимандрита Юрьева монастыря и назначен законоучителем в сухопутный шляхетский корпус. 20 июня 1802 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 18 декабря 1803 года переведен епископом Черниговским и Нежинским. 18 ноября 1806 года возведен в сан архиепископа. В 1813 году вызван в Санкт-Петербург. С 30 августа 1814 года – член Святейшего Синода. С 15 февраля 1815 года по 7 февраля 1816 года управлял Псковской епархией, оставаясь архиепископом Черниговским. С 26 марта 1818 года – митрополит Санкт-Петербургский, а с 25 июня того же года – митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, архимандрит Александро-Невской лавры. Скончался 24 марта 1821 года. Погребен в Александро-Невской лавре, в церкви Святого Духа. Преосвященный Михаил начал свой путь с деятельности приходского священника. Уже тогда он был известен как человек благочестивый. Он заботился о своем приходе, о своей пастве, отличался особой ревностью к проповеданию слова Божия. Проповеди говорил языком, доступным для прихожан. Причем, надо сказать, речь его отличалась силой слова, он был наделен даром импровизации. Он сам рассказывал, что этот дар слова как река тек в период его священства в Москве. Однажды его проповедь слышал император Павел, который затем и способствовал возведению Михаила в архиерейский сан. Однако с назначением его на Черниговскую кафедру преосвященный Михаил лишился своего богатого дара и уже не мог говорить проповеди так свободно и без приготовления, как прежде. Но Господь для пользы его паствы, а может и для него самого, отверз уста его. При первом же служении в Санкт-Петербурге он почувствовал в себе желание сказать поучение к пастве и духовенству и, открыв уста свои, начал говорить. И снова слова потекли рекой, дар импровизации был возвращен святителю. С тех пор он каждое воскресенье без всякой подготовки говорил глубокие проповеди. Он был в эту эпоху как труба – слово Божие через него сообщалось для питания и просвещения душ алчущих. Однако, когда об этих истинах пытались говорить с ним вне церкви, то он как бы не понимал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

По благословению Митрополита Московского Платона (Левшина) в 1792 году приступили к строительству храма святителя Мартина Исповедника. В 1798 году храм был выстроен, в ноябре того же года завершилось возведение еще одного здания рядом с Мартиновской церковью - частного народного училища. Оно также было построено на средства В. Я. Жигарева. В 1800-1801 годах церковь была расписана в итальянском стиле живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились и до нашего времени. Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса. Настенная живопись церкви в итальянском стиле была нетрадиционна. Так, на парусах под барабаном были написаны несвойственные для православного храма сюжеты: пророк Моисей, апостол Петр в окружении множества фигур. В 1806 году состоялось освящение нового храма Высокопреосвященным Платоном, Митрополитом Московским. Главный престол нового храма был освящен во имя Вознесения Господня, а два придела – во имя Грузинской иконы Богоматери и святителя Мартина Исповедника. Храм святителя Мартина Исповедника всегда занимал особое место среди памятников русского классицизма. Это связано с тем, что он стоял особняком в истории московской архитектуры и выделялся своей оригинальностью. Расположенный на вершине холма, резко обрывающегося к берегу Яузы, храм был в свое время одной из наиболее мощных и значительных градостроительных доминант не только района Таганки и Рогожской улицы, но и всего Заяузья. В 1812 году во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника пострадал от пожара. В течение 9 лет, с 1813 по 1821 год, приводились в порядок железные покрытия и облицовка здания. При одном из ремонтов послепожарного периода был заложен открытый прежде переход между храмом и колокольней. На протяжении всего XIX века главный храм Вознесения Господня оставался холодным. Только в 1904 году на средства старосты церкви, московского купца, Сергея Андреевича Александрова в храме было устроено калориферное отопление. Одновременно с этими работами в церкви была обновлена живопись.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святит...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010