Та же идея объединяет и освещает все повествования и последующих частей Пятикнижия. Повествование о рождении и избрании Моисея, начинающее книгу Исход, несомненно, стоит в теснейшей связи с историей патриархов книги Бытия и заключает в себе лишь исполнение обещанного Господом патриархам попечения об их семени, «стенавшем от руки египтян.» В связи с призванием Моисея стоит исход из Египта и путешествие в обетованную патриархам землю, как исполнение обещанного патриархам обладания данной им Господом землей «наследия.» А это повествование составляет главный и существеннейший момент в содержании всех четырех книг: Исход, Левит, Числ и Второзакония; все события, в них заключающиеся, примыкают к исходу из Египта, странствованию по пустыни и приходу к Иордану и Палестине. Правда, в этих повествованиях не упоминается, часто встречающееся в книге Бытия, обетование Господне о «благословении» всех народов и спасении от греха, но тесная связь событий, здесь заключающихся, с патриархальной историей и постоянное настойчивое указание священного историка на эти события, как на исполнение обетовании Господних патриархам (Исх.32:13; 33:1; Лев.20:24, 26; Втор.4:36; 6:10, 18, 26; 8:1, 18; 9:27; 19:8; 26:3—10; 29и др.) дают знать, что спасительные обетования ни на минуту не оставляли Бытописателя в изложении событий и законов Исход, Левит, Числ и Второзакония. Как в книге Бытия описывается воспитание «святого семени» в лице лишь патриархов, так в этих книгах описывается воспитание того же «святого семени» в целом еврейском народе. Патриархов, для сего, Господь удаляет из среды окружавшего, грубого по вере и жизни, язычества, и весь народ удаляет Господь от того же язычества; патриархов поддерживает и взращает Господь Своими откровениями и обетованиями, и весь народ поддерживает и духовно взращает Господь Своими постоянными откровениями, законами и организацией его жизни. Несомненно, хотя во всех повествованиях и пророчествах сих книг (Лев.26; Втор.28—33 глл.) преимущественное внимание священного историка и народа сосредоточено на обетованной Ханаанской земле, «текущей молоком и медом,» но среди этих более близких утешительных надежд у Бытописателя постоянно видны духовные возвышенные надежды, к коим должна вести Израиля жизнь в обетованной земле; тем более, что эта жизнь, по его пророчествам, кратковременна, за ней последует удаление и рассеяние жестоковыйного народа по всем странам земли (Лев.26; Втор.28—32 глл.). Высшим же блаженством для Израиля, по речам Моисея, является «святость народа» в очах Божиих и близость Господа к народу до «вселения и хождения» среди него (Лев.18:1—6; 19:2—4; 20:7, 26; 26:11—13; Втор.26:16—19; 28:9—10; 30:6), т.е. тот же идеал, который оттеняется в патриархальной истории и обетованиях о спасении людей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

20 не убивай. Утверждается святость человеческой жизни. Никто, кроме Бога, не может даровать жизнь, никто, кроме Него, не имеет права посягать на нее. 20 не прелюбодействуй. Прелюбодеяние является попранием установленных Богом брачных отношений ( Быт. 2,24 ; Мф. 19,4–6 ). Кроме того, понятие прелюбодеяния связывалось с «хождением вслед чужим богам». 20 не кради. Уважение к чужой собственности является уважением прав другого человека. 20:16 См. статью «Правдивость речи, клятвы и обеты». ложного свидетельства. Ср. Мф. 5,37; 12,36 . 20 не желай. См. Мф. 6,8 : «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду». Бог подает все необходимое для жизни. 20 народ отступил. Благоговение, признающее Божию силу и славу, несовместимо с грехом (ст. 20). Подобное благоговение ощущается сильнее в новозаветном поклонении ( Евр. 12,28.29 ). 20 говори ты с нами. Здесь признается авторитет Моисея как Божиего посредника. Вероятно, Бог произносил слова закона перед всем народом израильским, который не смог вынести устрашающего гласа Божия. 20 всесожжения твои и мирные жертвы. Здесь упоминаются только два вид жертв; в книге Левит говорится о значительно большем их числе. Мирная жертва приносилась всем обществом израильтян. Часть ее сжигалась на жертвеннике, а остатки делились между тем, кто ее приносил, и священниками (18,12). Эти жертвы приносились не только священниками, они были обязательны для всех израильтян (ст. 22). 20 осквернишь их. Камни на жертвеннике считались оскверненными, если они обрабатывались рукою человека. Жертвенник всесожжения для скинии был изготовлен из дерева, оббитого медью, внутри был полый (27,8) и заполнялся землей или неотесанными камнями. Глава 21 2123,33 Господь излагает постановления Своего завета. 21 законы. Данные законы дополняют основные (20,1–17) в качестве принципов, регулирующих социальные взаимоотношения. Производный характер этих законов предполагает, что они были переданы Богом через Моисея и не произносились перед всем народом, как Десять Заповедей. Гражданские и уголовные законы представлены в 22,1 22,15; законы, касающиеся нравственности, в 22,16–27; 23,1–9; законы о поклонении в 20,22–26; 22,28–30; 23,10–19. В 22,17 и далее излагаются судебные законы (типа «Если ... тогда»), предполагающие наказания. Далее следуют императивные законы (типа законов 20,1–17, гласящих: «Не делай того-то и того-то»). Эти социальные законы были призваны регулировать жизнь Израиля в обетованной земле. В древнем мире подобные судебные законы напоминали об ответственности правителя за обеспечение правосудия на его территории. О том, когда требуется Божие правосудие, рассказывается в гл. 21–23.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

21 билет 1. Быт. 49 . Пророческое благословение Иаковом своих сыновей и предсказание о явлении Спасителя от Иуды. 2 . Книга Левит. Наименование книги, время и цель написания. 22 билет 1. Книга Исход 3–4. Призвание Моисея. Видение «Неопалимой купины». Объяснение имени Божия «Аз есмь Сущий». 2. Богослужебное употребление книги Левит. 23 билет 1. Исход 7–10. Египетские казни (обзор), чудесность этих событий. 2. Книга Левит; обзор содержания и значение книги. 24 билет 1. Исход 12. Установление Господом праздника Пасхи. Десятая казнь. Символическое и прообразовательное значение Пасхи. 2. Книга Числ. Наименование, время и место написания книги. 25 билет 1. Исх. 13–14 . Закон о первенцах. Исход евреев из Египта. Переход через Чермное море; духовно-прообразовательное значение этого события. 2. Богослужебное употребление книги Чисел. 26 билет 1. Исход 15. Благодарственная песнь Моисея. 16–17 главы: Божия помощь евреям на пути к Синаю (обзор). 2. Богослужебное употребление книги Бытия. 27 билет 1. Исход 20. Синайское законодательство. Десять заповедей Закона Божия (наизусть). 2. Книга Второзаконие, наименование, время и цель написания. 28 билет 1. Исход 24. Вступление Израиля в завет с Богом 25–27. Устройство Скинии. 2. Богослужебное употребление кн. Второзаконие. 29 билет 1. Исход 33–34. Ходатайство Моисея за согрешивший народ. Восстановление нарушенного завета с Богом и прославление Моисея. 2. Прообразы и пророчества о Иисусе Христе в книге Бытия. 30 билет 1. Книга Левит 1–7 . Постановление о жертвоприношениях (обзор). 2. Книга Левит 16 . Праздник очищения. 31 билет 1. Книга Левит 23 и 25. Постановления о праздниках; субботний и юбилейный год. 2. Облачение ветхозаветного священства. 32 билет 1. Книга Чисел, 14 глава. Возмущение народа еврейского и осуждение их на 40-летнее странствование по пустыне. 17 глава: чудесный жезл Аарона. 2. Жертвы за грех и о преступлении ( Лев. 4, 1–12; 5 и 6 главы). 33 билет 1. Книга Чисел, 19–21. Жертва рыжей телицы; изведение воды из скалы; медный змей и его преобразовательное значение. 2. Виды хлебных приношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Фон Рад правильно замечает: «Второзаконие видит в монархии не должность, которую Яхве мог бы использовать для обеспечения благосостояния Своего народа, а только установление, глава которого должен жить в обстановке чрезвычайного риска, поскольку он искушаем своим гаремом или своим богатством либо отвернуться от Яхве, либо тем, что его сердце может надмеваться «пред братьями его» 243 . Сердце, которое отвернулось от Господа, обычно становится сердцем, надмевающимся над своим народом. Ранее весь Израиль получил предупреждение о том, чтобы не говорить в своем сердце: моя сила приобрела мне богатство – это 8:17. В этом и Израиль, и его глава потенциально уязвимы. Несомненно, царь должен написать, затем регулярно читать «список закона сего» (ст. 18). П. Крейги предполагает три возможных варианта «закона сего»: закон Второзакония, Второзаконие в целом или его определенный раздел, либо же подлинный документ синайского закона – Исход (20–24) 244 . Независимо от того, какой из этих законов имеется в виду, этот документ должен был напоминать царю о его подчиненном статусе. Он не был независим. Он был орудием в Божьих руках, а не Богом. Закон о царе во многом имеет такую же структуру, как и закон о поклонении в 12-й главе 245 . В этих двух случаях народ, как только он поселится на своей земле, выразит публично свое намерение или просьбу: «поем я мяса» (12:20); «поставлю я над собою царя» (17:14). Бог дарует позволение: «по желанию души твоей, ешь мясо» (12:20); «то поставь над собою царя...» (17:15). Но к позволению добавляется условие: «Только крови не ешьте» (12:16); «Только чтоб он не умножал себе коней» (17:16). Таким образом, между этими законами и их последовательностью и структурой их формулировки предусмотрена некоторая целостность. Кармайкл называет ее «повторением». Священники и пророки (18) От «мирских» должностей судьи и царя Второзаконие обращается к описанию «религиозного» сана священника (ст. 1–8) и пророка (ст. 9–22). Все эти четыре должности иллюстрируют два способа, которыми отдельные личности занимали видное положение: харизматический (судья); наследственный (царь); наследственный (священник и левит); харизматический (пророк).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Таблица 10. Сравнение структуры левитских постановлений и пророческих речей Левитские постановления Пророческие речи «Господь сказал...» Постановление «Так сказал Господь» Книгу Левит также можно разделить на две основные части: главы 116 и главы 1727. Главы 116 отражают правила принесения жертв, а главы 1727 включают различные законы о святости. Эту структуру можно развить. Таблица 11. Структура Книги Левит I. Функция жертвы и священства в поклонении A. Законы о приношении жертв Б. Введение в должность священников B. Законы о чистоте и осквернении Г. Законы о Дне Очищения 1:116:36 1:17:38 8:110:20 1:11 5:32 16:134 II. Характеристики святости А. Законы о святости Б. Законы о святости священников, о святых днях и праздниках B. Обещания и предупреждения Г. Законы о клятвах и десятине 17:127:21 17:120:27 21:126:2 26:346 27:134 Переплетение повествований и законодательных материалов образует социально-религиозно-политический контекст всей книги. Повествование о введении в должность священников (8:110:20) следует за законами о жертвах (1:17:38) и предваряет законы о чистоте (11:115:32). Повествование о Дне Очищения (глава 16) следует сразу за законами о чистоте и предваряет законы о святости (17:121:24). Рассказ о казни богохульника (24:1023) следует сразу же за законами о святости и предваряется законами о субботнем дне, юбилейном годе и законами о благословениях и проклятиях (25:126:46). Повествование, регламентирующее правила добровольных пожертвований (клятвы) завершает книгу (глава 27). Любые структурные признаки, встречающиеся в книге должны отмечать логически выстроенное повествование, объясняющее условия необходимые для перехода от неорганизованной теократии к полноценной действующей религиозной системе. Структурированная таким образом книга является документом, который начинается с определений, необходимых для коллективного поклонения (глава 1) и завершается правилами личного поклонения, называемых клятвами (глава 27). Поскольку определения относились как к народу в целом, так и к священникам, отрывок 1:16:7 обращен ко всему Израилю и разъясняет различные приношения, их цель и функцию, в то время как отрывок 6:87:38 обращен к Аарону и его сыновьям (и ко всему священству), и объясняет их цель и функцию в принесении жертв.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Еще хуже обстоит дело в прочих 4-х книгах Моисеевых: елогист начинает употреблять и имя Иеговы; а так как иеговист с самого начала пользуется именем Елогим и не оставляет его и в последних книгах, то исчезают всякие твердые основания к различению отдельных источников на основании различия в употреблении имен Божьих. Вставки мнимого собирателя увеличиваются числом, разрастаются в объеме: вместо отдельных стихов, как в книге Бытия, собиратель начинает вставлять целые главы; в книгу Левит попадает из неизвестного источника обширный отдел с 17-й главы по 26, т. е. целых 10 глав. Появляются главы сработанные (zusammengearbeitet) неизвестным лицом из обоих источников – елогистического и иеговистического, напр. Чис.15,16,20 ; Исх.24 . Анализ в пределах этих книг становится все более и более скрупулезным и придирчивым. Для примера сообщу результат его в применении к 13 главе Чисел: 20 стих – И, 21 – Е, 22–24 – И со вставками собирателя, 25 – Е, 26-й делится по третям: 1-я – Е, 2-я – И, 3-я опять Е и т. д. За отсутствием определенных и ясных признаков начинают пользоваться такими приемами: у елогиста в книге Бытия заметна склонность к точному указанию хронологических и других цифровых данных: поэтому всякое точное указание приписывают ему, хотя бы оно состояло из одного стиха в средине главы. Елогист в кн. Бытия обнаруживает интерес к обрядовой стороне религии; следовательно, по мнению критиков, описание обрядовых постановлений книг Исхода, Левит и Чисел принадлежит также ему. Вообще гипотеза о происхождении Пятикнижия из двух первоисточников (елогистического и иеговистического), в своем применении к экзегесу, представляет гораздо более затруднений, чем традиционное мнение о происхождении книг Моисеевых от одного автора; а потому нет основания приписывать 1 и 2 главы Бытия различным писателям, если в этих главах замечается различие в употреблении имен Божьих, так как этот самый принцип оказывается неудовлетворительным в других случаях. Сказанного о гипотезе первоисточников по поводу разбора 2-й главы Бытия считаем достаточным для того, чтобы более к ней не возвращаться 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Описание дара Жертвой в подавляющем большинстве являлись одомашненные животные – бык, козел или овца. Иногда приносились хлебные жертвы. Предпочтение хлебного приношения животным, по всей видимости, зависело от уровня финансовых ресурсов. Однако Богу отдавалось то, что было самым дорогим, самым ценным. И это не все! Жертвенное животное должно было быть без изъяна. Тем же самым словом, которым описывались жертвенные животные (тамим), можно описать Ноя ( Быт.6:9 ), Авраама ( Быт.17:1 ), Иова ( Иов.12:4 ) или любого поклонника, надеющегося войти в Божье присутствие ( Пс.14:2 ). Это слово, таким образом, подразумевает как физическую, так и моральную чистоту. Даже в самом Ветхом Завете акцент, с точки зрения жертвы, постоянно перемещается от жертвенного животного без физических недостатков (Левит) к жертвенному слуге – человеку, освобожденному от моральных недостатков. Несомненно, это и есть основная идея 53-й главы Книги Пророка Исайи, где речь идет о рабе, не взявшем на себя наши немощи, который был изъязвлен за наши грехи и беззакония, однако не открывал своих уст. Сцена для Нового Завета идеологически не могла быть приготовлена более красиво (см. 1Пет.1:19 ). Хорошо известно, что пророки яростно выступали против злоупотребления жертвами. Их гнев вспыхивал каждый раз, когда они видели народ Божий в одно и то же время верно исполняющим ритуал, но неверным в образе жизни. Жертву нельзя было использовать как дымовую завесу для этической развращенности. Внешнее послушание должно сочетаться с внутренней святостью. Подтверждение этому можно найти в таких отрывках, как Книга Пророка Исайи (1:11–17), Книга Пророка Осин (6:6), Книга Пророка Амоса (5:21–24) и Книга Пророка Михея (6:6–8), – это пророческие голоса из восьмого и начала седьмого столетий до и. э. Позже, в седьмом и шестом столетиях до и. э., эта тема вновь встречается у пророка Иеремии ( Иер.6:20 ) и в его знаменитой храмовой проповеди ( Иер.7:1–15 ). Подобное настроение отражено даже в Псалтире (ср. Пс.50:18:19 ). Вероятно, самую ясную аналогию теме непорочной жертвы можно найти в проповеди пророка Малахии, прозвучавшей после возвращения из вавилонского пленения. Не только жертвы народа неполные («вы обкрадываете Меня» – 3:8), но и их жизнь нечиста («вы прогневляете Господа» – 2:17), а их жертвы Богу несовершенны («священники, бесславящие имя Мое» – 1:6). Приносимые в жертву животные были хромыми, слепыми или больными – в таком плохом состоянии, что люди не посмели бы преподнести их своему земному правителю (1:8).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Втор 10.6–7, 31; 14–15, 23; 34.16–4, 10–12 . Е. II Священная история (ЭЛОГИСТИЧЕСКАЯ); источники: устное предание, эпос и древние законодательные тексты. Записана в Северном Израиле ок. IX-VIII вв. до Р. Х. Вошла в книги: Бытие, Исход, Числа, Второзаконие. Охватывает время от Авраама до вступления Израиля в Ханаан. Основные тексты, принадлежащие Элогисту: Быт 15 (Е J); 20; 21.6–32, 34; 22.1–14, 19; 28.11–12, 17–18, 20–22; 29.1, 15, 23, 25–28, 30; 30.1-За, 6, 8, 17, 23; 31.2, 4–18а, 19–45, 51–55; 32.1–2, 13б-21, 23; 33.18б-20; 35.1–8, 16–20; 37.2б, 5–11, 14а, 15–18а, 19–20, 22, 23б-24, 28а, 28б-30, 31б-32а, 34, 36; 40.1-За, 4–5а, 6, 15а, 16–23; 41; 42.1, 3–4а, 8–26, 29–37; 43.14–23б; 45–46, 1–5а; 47.12; 48.1–2, 8–22; 50.15–26. , 20б-21; 7.20б-21а, 24; 9.22–23а, 35; 10.8–13а, 20–27; 11.1–3; 12.31–36, 37б-39; 13.17–19; 15.1–21; 17.3–6, 8–16; 18; 19.26–19; 20.1–21; 21; 22; 23; 24.3–8, 12а, 18б; 31.18б; 32.1–8, 15–35, 33. Числ 10.29–36 ; И; 12; 13.17–33 (Е Р); 16.1–34 (Е Р); 20.1–9, 12–35; 22; 23; 24; 25.1–5; 32.1–17, 20–27, 34–42. Втор 10.6–7; 27.5 –7а; 31.14–15, 23; 33; 34.5–6. Р. III Священная история (СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ); источники: устные предания, эпос, древние законодательные тексты и богослужебные уставы. Записана в Вавилоне между VI и V вв. до Р. Х. Вошла в книги: Бытие, Исход, Левит (целиком), Числа, Второзаконие. Охватывает время от сотворения мира до вступления Израиля в Ханаан. К этому источнику обычно относят следующие места Пятикнижия: Быт 1; 2.1 –4а; 5.1–28; 6.9–22; 7.6, 11, 13–16а, 18–21; 8.1–2а, 3б-5, 13а, 1419; 9.1–17, 28–29; 10.1–7, 22–23, 31–32; 11.10–27, 31–32; 12.4б-5; 13.6, 11б-12а; 16.1а, 3, 15–16; 17; 19.29; 21.1б, 26–5; 23; 25.7–11а, 12–17, 19–20, 26б; 26.34–35; 27.46; 28.1–9; 29.24, 29; 31.18б; 33.18а; 34.1–2а, 4, 6, 8–10, 13–18, 20–24, 27–29; 35.9–13, 15, 22б-29; 36 (Р J); 36.1–2а; 46.5б-27; 47.7–11, 27б-28; 48.3–7; 49.1а, 28б-33; 50.12–13. Исх 1.1–5, 7, 13–14; 2 .23б-25; 6.2–30; 7.1–13, 19–20а, 21б-22; 8.1–3, 11б-15; 9.8–12; 11.9–10; 12.1–20, 28, 37а, 40–51; 13.1–2, 20; 14.1–4, 8–9, 15–18, 21 а, 21б-23, 26–27а, 28–29; 16.1–3, 6–14, 16–18, 22–28, 31–36; 17.1а; 19.1–2а; 24.15б-28а; 25–30; 31.1–18а; 34.29–35; 35.40.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Та же идея объединяет и освещает все повествования и последующих частей Пятокнижия. Повествование о рождении и избрании Моисея, начинающее книгу Исход, несомненно, стоит в теснейшей связи с историей патриархов книги Бытия и заключает в себе лишь исполнение обещанного Господом патриархам попечения об их семени, «стенавшем от руки Египтян». В связи с призванием Моисея стоит исход из Египта и путешествие в обетованную патриархам землю, как исполнение обещанного патриархам обладания данной им Господом землей «наследия». А это повествование составляет главный и существенный момент в содержании всех четырех книг: Исход, Левит, Числа и Второзакония; все события, из них заключающиеся, примыкают к исходу из Египта, странствованию по пустыне и приходу к Иордану и Палестине. Правда, в этих повествованиях не упоминается, часто встречающееся в книге Бытия, обетование Господне о «благословении» всех народов и спасении от греха, но тесная связь событий, здесь заключающихся, с патриархальною историею и постоянное настойчивое указание священного историка на эти события, как на исполнение обетований Господних патриархами ( Исх.32:13;33:1 ; Лев.20:24,26 ; и др.) дают знать, что спасительные обетования ни на минуту не оставляли Бытописателя в изложении событий и законов Исход, Левит, Чисел и Второзакония. Как в книге Бытия описывается воспитание «святого семени» в лице лишь патриархов, так в этих книгах описывается воспитание того же «святого семени» в целом еврейском народе. Патриархов, для сего, Господь удаляет из среды окружавшего, грубого по вере и жизни, язычества, и весь народ удаляет Господь от того же язычества: патриархов поддерживает и возращает Господь Своими откровениями и обетованиями, и весь народ поддерживает и духовно возращает Господь Своими постоянными откровениями, законами и организацией его жизни. Несомненно, хотя во всех повествованиях и пророчествах сих книг ( Лев.26 , Втор.28–33 ) преимущественное внимание священного историка и народа сосредоточено на обетованной Ханаанской земле, «текущей молоком и медом», но среди этих более близких утешительных надежд у Бытописателя постоянно видны духовные возвышенные надежды, к коим должно вести Израиля жизнь в обетованной земле; тем более, что эта жизнь, по его пророчествам, кратковременна, за нею последует удаление и рассеяние жестоковыйного народа по всем странам земли ( Лев.26 , Втор.28–32 ). Высшим же блаженством для Израиля, по речам Моисея, является «святость народа» в очах Божиих и близость Господа к народу до «вселения и хождения» среди него ( Лев.18:1–6;19:2–4;20:7,26;26:11–13 ; Втор.26:16–19;28:9–10;30:6 ), т.е. тот же идеал, который оттеняется в патриархальной истории и обетованиях о спасении людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Добрый самаритянин (копия Делакруа)Винсент Ван Гог (1853-1890) Кто такие самаряне? В ответ Христос рассказывает притчу о милосердном самарянине — феномене, которого, по мнению ветхозаветного иудея, просто не могло быть. Почему? Дело в том, что иудеи относились к самарянам крайне негативно, поскольку этот народ, произошедший от этнического смешения евреев и языческих племен, отошел от истинного богопочитания. В ветхозаветном представлении самаряне — однозначно нечестивый, корыстный и гордый народ. Они не умеют поступать справедливо, говорит Господь: насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои, — говорится о них в Книге пророка Амоса (Ам 3:10). Поэтому, услышав, что Христос говорит о самарянине, законник мог ожидать, что далее последует рассказ о злом и неправедном человеке, поправшем закон Божий и человеческий. Однако Господь разрушает эти представления и создает совершенно иной образ. Самарянин vs священник и левит Христос рассказывает законнику притчу о человеке, попавшемся на пути из Иерусалима в Иерихон разбойникам, которые ограбили и изранили его. Только самарянин оказывается готов помочь раненому путнику в то время, как священник и левит — заведомо уважаемые в обществе люди, за глаза наделяемые высокими моральными качествами, — проходят мимо. В чем причина их, на первый взгляд, равнодушного и даже жестокого поведения? Для того чтобы понять это, необходимо представить, где разворачиваются события притчи. Дорога из Иерусалима в Иерихон, проходящая по скалистым ущельям, была извилиста и крайне опасна. Особенности этой местности на протяжении многих веков делали дорогу привлекательной для разбойников. Блаженный Иероним пишет, что, благодаря частоте случавшихся на ней преступлений, и в V веке, когда ситуация изменилась, эту дорогу все еще называли Красной или Кровавой. В одиночку пускаться в путь по такой дороге было поистине безрассудно. Первым мимо путника проходит священник (священниками в Древнем Израиле становились потомки Аарона, брата пророка Моисея. Их главной обязанностью было совершение богослужений в Иерусалимском храме). Причина его поведения кроется в существовавшем предписании не притрагиваться к мертвым: Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней (Чис 19:11). Священник шел в Иерусалим, чтобы совершить службу. Если бы он притронулся к путнику, который, вполне возможно, уже умер, то стал бы нечистым и в этом состоянии лишился права послужить в храме. Этого он не мог допустить. Священников в Израиле было много — около 20 тысяч человек, они разделялись на 24 чреды, служили в Иерусалимском храме по очереди и очень дорожили этой редкой возможностью.

http://foma.ru/pritcha-o-dobrom-samarjan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010