Лит.: Торжество Воронежской семинарии на первый случай радостнейшаго прибытия во град Воронеж его преосв. Мефодия, еп. Воронежского и Черкасского. М., 1795; Болховитинов Е. А., прот. Ист., геогр. и экон. описание Воронежской губернии. Воронеж, 1800. С. 217; он же (Евгений). Словарь. Т. 2. С. 68-71; Смирнов П. А. Начертание жизни и деяний... высокопреосв. Мефодия, архиеп. Псковского, Лифляндского и Курляндского. М., 1823; Смирнов С. К., прот. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 331, 333, 357-358; Амвросий (Орлов ?), архим. Мефодий (Смирнов) епископ//Воронежские ЕВ. 1879. 15. С. 668; Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Каз., 1881; 1812 год в Тверской епархии//Тверские ЕВ. 1884. 11, 15-17; Летописный синодик г. Елисеевых: (1737-1800). Воронеж, 1886; Лебедев А. П. Вступ. лекция по истории Церкви, прочитанная в имп. Московском ун-те 11 окт. 1895 г. Серг. П., 1895. С. 7-10; Никольский П. В. История Воронежской ДС. Воронеж, 1898. Ч. 1. С. 72-74; Троицкий Н. И. Сто лет бытия Тульской епархии: Ист. взгляд на епарх. жизнь с 1799 по 1899 г.//Тульская старина. 1899. Вып. 6. С. 3-5; То же// Он же. Тульские древности. Тула, 2002. С. 67-70; Стеллецкий Н., свящ. Кн. А. Н. Голицын и его церк.-гос. деятельность//ТКДА. 1900. 3. С. 493-496; Первухин Г. П., прот. О тверских иерархах. Тверь, 1901; Малицкий П. И. Отношение первого Тульского епископа, преосв. Мефодия, к проповеднической деятельности духовенства г. Тулы//Тульская старина. 1902. Вып. 10. С. 1-7; он же. Меры преосв. Мефодия, первого Тульского епископа, к подъему благочиния среди духовенства//Там же. 1903. Вып. 13. С. 18-26; Правдин А. М. Мат-лы для истории Воронежской епархии: Время еп. Арсения II (1800-1810)//Воронежская старина. Воронеж, 1904. Вып. 5. С. 161-169; Постников И. Н., свящ. Необычайное ночное происшествие: (К характеристике высокопреосв. Мефодия, архиеп. Тверского). СПб., 1905; Олейников Т. М. Воронежский архиерейский дом в XVII и XVIII вв.//Воронежская старина. 1913. Вып. 12. С. 159-401; Акиньшин А. Н. Воронежский круг общения Е. А. Болховитинова//Из истории Воронежского края. Воронеж, 2000. Вып. 8. С. 44-56.

http://pravenc.ru/text/2563124.html

И. Хитрова «Св. праведный Филарет милостивый». В 1901 г. издано исследование иером. Фаддея (Успенского) (впосл. архиепископ, сщмч.) «Единство книги пророка Исайи». Также издавались труды святителей Василия Великого (1900-1902), Афанасия Великого (1902-1903), прп. Макария Египетского (1904), различные исследования по истории Троице-Сергиевой лавры. Н. сотрудничал со многими авторами, среди которых были С. А. Нилус , А. П. Лебедев и др., чьи труды он публиковал в виде статей в журналах и отдельными изданиями. Книгоиздательская деятельность Н. позволила Троице-Сергиевой лавре на скопленный от продажи этих изданий капитал открыть собственную типографию. Позднее, находясь на Вологодской кафедре, Н. продолжал издательскую деятельность. С 1906 по 1912 г. он печатал Жития святых, в т. ч. Жития учеников прп. Сергия Радонежского преподобных Павла Обнорского, Арсения Комельского, Димитрия Прилуцкого, также вышли Жития преподобных Игнатия Прилуцкого, Евфросина Синозерского, Нила Сорского, Иоанна Устюжского, Феодосия Тотемского, Галактиона Вологодского и прав. Анны Кашинской. 26 февр. 1908 г. Н. было предоставлено право «самому быть цензором своих изданий и ответственным за них лицом» (РГБ НИОР. Ф. 765. К. 1. Ед. 6). В 1917 г. он издал книгу Нилуса «Близ есть при дверех». Сочинения Н. явились значимым вкладом в церковную духовно-просветительскую и публицистическую деятельность. В 1885 г. вышла книга Н. «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». Это издание было удостоено Синодом премии митр. Макария в 1885 г. и до 1917 г. выдержало 5 изданий. В 1897 г. Н. напечатал популярное «Толковое Евангелие от Матфея». Он активно сотрудничал во многих периодических изданиях, в т. ч. в «Церковных ведомостях», «Голосе Церкви», «Душеполезном чтении», «Приходском чтении», «Русском обозрении», «Русском слове» и др. Свои сочинения он печатал в редактируемых им изданиях. Статьи Н., к-рые в 1910-1915 гг. публиковались практически в каждом номере ж.

http://pravenc.ru/text/2577559.html

Основанное белым духовенством в Москве Общество любителей духовного просвещения имело свой собственный журнал — «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» (М., 1863–1916). Здесь, наряду со всевозможными сочинениями не всегда научного характера, имеется большой материал по истории проповедничества, а также много собраний писем. Харьковская духовная семинария издавала журнал «Вера и разум» (1889–1917), где обсуждались главным образом вопросы богословско-философского и апологетического характера. Истории сектантства были посвящены «Миссионерский сборник» (Рязань, 1890 и след.) и «Миссионерское обозрение» (СПб.—Пг., 1896–1916). О других многочисленных журналах религиозно-этического содержания будет сказано ниже, когда во 2 томе пойдет речь об истории пастырской деятельности. О журналах см.: ПБЭ. 5. Стб. 605–610; Лисовский Н. Библиография русской периодической печати 1703–1900 гг. Пг., 1915; Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928. О труде Платона Левшина см.: Соловьев С. М. Писатели русской истории XVIII века, в кн.: Сочинения (б. г.) и в: Архив историко-юридических сведений, изд. Калачевым. 2. 1 (1855); Голубев С. Т. Начало систематической обработки русской церковной истории, в: Киев. унив. изв. 1885. 4; Карташов, в: Христ. чт. 1903. 6. О Евгении Болховитинове см.: Абрамович Д. И. Памяти митрополита Евгения Болховитинова, в: Исторический архив. 1 (СПб., 1919). С. 190–223 (библиогр.); История российской иерархии. Т. 1 (М., 1807), 2 (1810), 3 (1812), 4 (1814), 5–6 (1815). Об Иннокентии Смирнове см.: Лебедев А. П. Два пионера церковно-исторической науки у нас, в: БВ. 1907. 5. С. 122–152; Карташов. Ук. соч. Митрополит Евгений Болховитинов, который сам допускал немало ошибок в своих сочинениях (У Троицы в Академии. М., 1914. С. 320), очень резко критиковал сочинение Иннокентия: Письма, в: Русс. арх. 1889. 7. С. 148; и наоборот, Филарет Дроздов отзывался о труде Иннокентия весьма положительно (Собр.

http://sedmitza.ru/lib/text/439965/

724 Саблер (Десятовский) Владимир Карлович (1847–1929), российский государственный деятель, юрист, обер-прокурор Св. Синода (1911–1915). Окончил юридический факультет ИМУ со степенью магистра (1868). Читал в ИМУ курс уголовного судопроизводства (1872–1873). Юрисконсульт Св. Синода (1873–1183), Управляющий канцелярией Св. Синода (1883–1892). С 1896 г. – сенатор. Товарищ обер-прокурора Св. Синода (1892–1905), Член Государственного совета (1906). Во время Первой мировой войны взял фамилию жены (Заболоцкой-Десятовской). В ноябре – декабре 1925 г. арестован, в 1926–1929 гг. проживал в ссылке в Твери. 725 Новгородская духовная семинария основана в 1740 г. при монастыре прп. Антония Римлянина на основе новгородской архиерейской греко-славянской школы братьев Лихудов, открытой в 1706 г. Первоначально в семинарии обучалось до 300 учеников. После перевода в 1788 г. высших классов в С.-Петербургскую семинарию, получившую в 1798 г. статус академии, Новгородская семинария стала утрачивать свое значение. Однако после открытия классов риторики (1799) и философии (1800) и возобновления при еп. Евгении (Волховитинове) старших классов – богословского (1801) и медицинского (1802) она стала вторым важнейшим центром духовного образования северо-западной части России. В семинарии изучались древние тексты, велась просветительская деятельность. Среди ее выпускников – видные государственные и церковные деятели, прославленные святые. В 1890 г. семинария переехала в новое большое трехэтажное здание. Ее библиотека считалась лучшей среди семинарских книгохранилищ вплоть до закрытия семинарии в 1918 г. В настоящее время в помещениях семинарии располагается новгородский университет. 726 См.: [Щеглов Д.] Проводы преподавателя семинарии Авксентия Георгиевича Стадницкого, перемещенного на должность инспектора Новгородской духовной семинарии/Кишиневские ЕВ. 1896. 2, 15 января. С. 52–60. 727 Феогност (Лебедев Георгий Иванович, 1829–1903), митрополит Киевский и Галицкий (1900). Окончил СПбДА (1853). Епископ Балтский, викарий Подольской епархии (1867). Епископ Астраханский и Енотаевский (1870). Епископ Подольский и Брацлавский (1874). Епископ Владимирский и Суздальский (1878), с 15.05.1883 г. – архиепископ. Архиепископ Новгородский и Старорусский (1892), постоянный член Св. Синода (1895).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

преподавал латинский яз. в Вологодском духовном училище, с 1887 г. — в Вологодской семинарии. Служил в вологодской Леонтьевской и Спасо-Преображенской Фрязиновской церквях и московской Спасо-Стрелецкой церкви. См.: Клировая ведомость Фрязиновской ц. 1912//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 32. Д. 181. Л. 3 об. — 8 об.; ВЕВ. 1914. 13. С. 325. Алексей Константинович Лебедев (14.05.1856 — 1918) окончил МДА (1882), преподаватель русского и церковно-славянского языка в Вологодском духовном училище (27.07.1882), преподаватель латинского языка в Вологодской семинарии (08.10.1887). Священник Вологодского Успенского женского монастыря (25.03.1900), инспектор Вологодской семинарии (16.03.1901). «…С 1906 по 1918 г. служил в Риге, сначала в должности смотрителя духовного училища, а потом Ректора духовной семинарии (которая во время войны была эвакуирована в Нижний Новгород). В 1918 г. он скончался в Вологодской губернии; после него осталась жена и душевнобольная дочь…». История в письмах. Из архива священномученика архиепископа Рижского Иоанна (Поммера). Тверь, 2015. Из письма В. К. Лебедева еп. Иоанну (Поммеру). С. 96–97; ВЕВ. 1905. 21. С. 309. Памятная книжка Вологодской губернии на 1893 и 1894 гг. Вологда, 1893. С. 17. Аркадий Досифеевич Брянцев (19.12.1828 — 1903), «Папаша», многолетний помощник инспектора Вологодской семинарии. См. о нём: Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1–2; Еремиевский К . Добрая память о добром старце//ВЕВ. 1908. 19. С. 439–440; Кремлёвский А. М . Геннадий Ерофеевич//Странник. 1901. 5. С. 800–817. Евлампий Николаевич Спасский (1858 — 16.06.1926) окончил Вологодскую семинарию в 1879 г., по окончании — надзиратель за учениками в Вологодской семинарии, с 1880 по 1913 г. — помощник инспектора. «По выходе из семинарии служил в медицинском техникуме секретарём» ( Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 401; ВЕВ. 1899. 15. С. 315). Ильинский Н. А . Из далёкого прошлого//ГАВО. Ф. Р-5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 246 об. — 247.

http://bogoslov.ru/article/6174623

См. выше. Имена совпадают с именами преподавателей Тамбовской семинарии, товарищей по академии и семинарии П. И. Успенского: М. В. Костров, В. И. Лебедев и С. И. Троицкий. Аркадий Досифеевич Брянцев (19.12.1828–1903) — «Папаша», многолетний помощник инспектора Вологодской семинарии. См. о нем: Ильинский. Д. 1 и Д. 2; Еремиевский К. Добрая память о добром старце//Вологодские ЕВ. 1908. 19. С. 439–440; Кремлевский А. М. Геннадий Ерофеевич//Странник. 1901. 5. С. 800–817; Бурса. Ильинский. Д. 2. Л. 425–426 об. Возможно, Наталия Борисовна Ильинская (1929–2016), внучка брата Н. А. Ильинского В. А. Ильинского. Прокошев Павел Александрович (1868 — Алма-Ата, 1942?) — правовед, доктор права. Окончил Вологодскую семинарию (1888 г.), Казанскую духовную академию (1892 г.). С 1893 г. преподавал греческий язык, словесность и историю литературы в Вологодской семинарии. С 1900 г. — экстраординарный, с 1914 по 1919 г. — ординарный профессор по кафедре церковного права юридического факультета Томского университета, участник Церковного Собора 1917–1918 гг., в 1918–1919 гг. — главноуправляющий по делам вероисповеданий в правительстве адмирала А. В. Колчака. Осужден на принудительные работы в Омске (1920–1922), после освобождения жил в Новониколаевске. На кладбище в Алма-Ате на ул. Райынбека есть могила с надписью «Прокошев Павел Александрович (1870–1948) профессор римского права Петербургского университета». Ниже на камне надпись 1868–1942. См.: Вологодский П. В. Во власти и в изгнании: Дневник премьер-министра антибольшевистских правительств и эмигранта в Китае (1918–1925 гг.). Рязань, 2006; Императорский Томский университет в воспоминаниях современников/сост. С. Ф. Фоминых и др. Томск, 2014. Ильинский. Д. 2. Л. 130 об. – 131. Гейка К. Святая Земля и Библия. СПб., 1894. Книга была подарена о. Петру 1 сентября 1910 г. от причта Богородичной тамбовской церкви ко дню 25-летия служения в священном сане (см.: Тамбовские ЕВ. 1910. 39. С. 1344). Архиепископ Иннокентий (Иван Михайлович Леоферов; 28.08.1890–1971) окончил Вологодскую семинарию (1911).

http://bogoslov.ru/article/6174946

Активное развитие в подростковом возрасте получает теоретическое рефлексивное мышление. Воображение подростка, конечно менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка. Подростки свои впечатления поломнической поездки преломляют в стихах, рисунках, дневниковых записях, которые отличаются определенной глубиной и творческой самобытностью. Московская Патриархия Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт Дипломная Работа На тему: Педагогические возможности паломничества Студентка 561 группы Авдулова Валентина Павловна Научный руководитель: монах Киприан (Ященко) к. п. н., декан пед. Кафедры Москва — 2000 г. Библиография: 1. Лебедев А. П. “Паломничество в Святую Землю во времена Древней Церкви”. – СПб., 1900 г. – 30с. 2. Зерченинов, А. “Рассуждения о важности христианских путешествий ко святым местам”. – М., 1840 г. 3. Смирнов, Н. И. свящ. “О приходских паломничествах к святыням”. — М., 1912г. –139с. 4. Руфимский Порфирий. “Путешествие учеников на богомолье в Черемисскую обитель”.- Казань., 1892г. 5. Горталов, н. К. “Молодые паломники в Св. Земле”.-СПб., 1900г. 6. Ярцев, А. “На богомолье в Троице – Сергиеву Лавру”./По поводу крестного хода/.- М., 1892г. 7. Марков, В. Ф. “Спасо-Преображенская пустынь Свято Троице-Сергиевой женской обители в г. Риге в связи с памятными днями паломничества, сопровождающего в пустынь св. чудотворную Якобштадскую икону Богородицы”. – Рига., 1911г. 8. “Белевское Никольское братство трезвости (Тульской губернии). Паломничество трезвенников Белевского Никольского братства трезвости в Оптину пустынь”. – Белев., 1912г. 9. “Экскурсия учеников Реального училища инженера Ф. Дмитриева в Троице-Сергиеву Лавру и село Коломенское”. — М., 1913г. 10. “Экскурсии. Организация и проведение”. – М., 1970г. 11. “Экскурсии в лес с отрядами младших школьников Методические рекомендации”. – М., 1955г. 12. “Экскурсии учащихся средних учебных заведений города Тифлиса в 1902г”. – Тифлис., 1903г. 13. “Экскурсия воспитанниц 2ого Киевского женского Духовного ведомства летом 1903 года”. – Киев., 1904г.

http://azbyka.ru/deti/palomnichestvo-s-d...

Архангельский М. , свящ. [Рец. на:] Михаил, архиеп. О тексте Синайской рукописи Библии. М. 1863//Странник, 1863, июнь. Архангельский М. , свящ. [Рец. на:] Норов А. Защита Синайской рукописи Библии от нападений о. архим. Порфирия Успенского . СПб. 1863//Странник, 1863, июнь. Архангельский М. , свящ. [Рец. на:] О синайской рукописи Библии, изд. К Тишендорфом//Странник, 1863, июнь. Архангельский М. , свящ. [Рец. на:] Победоносцев К. П. Тишендорф и Синайская Библия . СПб. 1863//Странник, 1863, июнь. Архангельский М. , свящ. [Рец. на:] Порфирий (Успенский) , архим. Мнение о Синайской рукописи. СПб. 1862//Странник, 1863, июнь. Архангельский М. , свящ. [Рец. на:] Хронология священно-церковной истории, от сотворения мире до ваших времен, составлена ее законоучителем, священником Иаковом Громовым. СПб 1859//Странник, 1860, I. Архангельский М. , свящ. [Рец. на:] Чтение об исторических книгах Священного Писания Ветхого Завета. Сост. П. Лебедев. М. 1860//Странник, 1861, сентябрь. Архангельский М. , свящ. [Рец. на:] Шеев М. О третьей В книге Ездры, опыт исследования о книгах апокрифических. СПб, 1861//Странник, 1861, сентябрь. Архангельский В. Библейская космогония//Православный собеседник, 1889, т. II. – С. 357–408. Б Б. М. Моральный прогресс и регресс по библейским данным (Пятикнижие)//Вера и разум, 1909, Б. [Рец. на:] Фиников. Справедливо ли во имя будто бы науки отвергать сказание Библии о сотворении мира? Новгород, 1910//Странник, 1910, сентябрь. Б[агрецов]в Л. История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия//Вера и разум, 1903, Багрецов Л. Плач пророка Иеремии (исагогико-экзегетический очерк)//Вера и разум, 1900, Базаров И., прот. Религия и примирение//Странник, 1877, III. Барановский С. Дни творения мира в библейском повествовании//Странник, 1889, III, декабрь. Беликов В., прот. Религиозно-нравственное состояние еврейского народа в период трех царей (Саула, Давида и Соломона)//Православный собеседник, 1911, т. II, июль-октябрь. Беляев А.Д. О покое воскресного дня//Вера и разум, 1890,

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

Татьяна Петрова Архиепископ Феодор (Поздеевский) – духовный сын преподобного Гавриила Седмиезерного Скачать epub pdf Преподобный Гавриил (Зырянов) – духовный наставник, оказавший влияние на целое поколение пастырей Русской Православной Церкви конца XIX – начала ХХ века. Духовным руководством преподобного пользовались сщмц. Великая княгиня Елисавета Феодоровна, сщмч. Игнатий (Лебедев), студенты и преподаватели Казанской Духовной Академии, будущие архиереи священномученики Анатолий (Грисюк) , Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Виктор (Островидов), Герман (Ряшенцев), Евсевий (Рождественский), Иоасаф (Удалов), Мефодий (Красноперов), Петр (Зверев) , архиепископы Варлаам (Ряшенцев) , Гурий (Степанов) , Иннокентий (Ястребов), Стефан (Знамировский), епископ Гавриил (Абалымов), а также схиигумения Фамарь (Марджанова) и др. Среди чад преподобного Гавриила Седмиезерного были и будущие насельники Даниловского монастыря – архимандрит Симеон (Холмогоров), автор книги о старце Гаврииле «Един от древних», епископ Варнава (Беляев) , автор книги «Тернистым путем к небу», и отец настоятель архиепископ Феодор (Поздеевский) . Архиепископ Феодор (Поздеевский) окончил Казанскую Духовную Академию в 1900 г. В этом же году был пострижен в монашество с именем Феодор, в честь великомученика Феодора Стратилата, затем рукоположен во иеромонаха. В 1902 – 1903 гг. вновь вернулся в Казань – был инспектором Казанской Духовной Семинарии. Преподобный Гавриил стал духовным наставником будущего владыки Феодора во времена его учебы в Казанской Духовной Академии, и потом на протяжении всей жизни старца владыка обращался к нему за духовной помощью и поддержкой. В те годы студенты Казанской Академии были наиболее частыми посетителями старца. «Им давно не доставало такого руководителя в духовной жизни – любвеобильного, простого и опытного, – писал в книге о старце архимандрит Симеон (Холмогоров). – Иногда приезжали к нему и из простого любопытства, а уезжали верующими»… В книге приводится один из таких случаев, который произвел большое впечатление на владыку Феодора и отца Симеона и во многом послужил для них, будущих духовных воспитателей и наставников, неким нравственным ориентиром.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

с 22.10.1757 митрополит с 8.10.1762 † 14.12.1767 Период межархиерейства с 1767 по 1774 годы. С 1 января 1775 года Новгородская епархия, не сливаясь с Санкт-Петербургской, находилась под управлением Санкт-Петербургских митрополитов. Новгородская и Санкт-Петербургская С 1 января 1775 года Гавриил (Петров-Шапошников), митрополит, бывший митр. Санкт-Петербургский и Новгородский с 1.01.1775 по 16.10.1799 митр. Новгородский и Олонецкий Новгородская и Олонецкая С 16 октября 1799 года Гавриил (Петров-Шапошников), митрополит, бывший митр. Новгородский и Санкт-Петербургский с 16.10.1799 по 19.12.1800 на покое; † 26.01.1801 Амвросий (Подобедов) митрополит, бывший архиеп. Санкт-Петербургский с 26.03.1818 †21.05.1818 25 июня 1818 года Новгородская епархия была присоединена к Санкт- Петербургской. Новгородская и Старорусская Восстановлена в 1892 году Феогност (Лебедев) архиепископ, бывший архиеп. Владимирский и Суздальский с 21.11.1892 по 13.08.1900 митр. Киевский и Галицкий; † 22.01.1903 Викарии Новгородской епархии Корельские и Ладожские епископы Викариатство учреждено в 1708 году Иоиль епископ, рукоположен с 18.01.1708 † 17.06.1712 Аарон (Еропкин) епископ, рукоположен с 24.01.1714 по 28.06.1723 (с 3.02.1716 по 1721 управлял Новгородской епархией) на покое, с 29.01.1728 еп. Корельский и Ладожский (повторно) Иоаким епископ, бывший еп. Астраханский и Ставропольский с 23.06.1723 по 11.10.1725 еп. Суздальский и Юрьевский Аарон (Еропкин) епископ, повторно с 29.01.1728 по 1.07.1730 на покое; † 1.05.1740 Иосиф епископ, бывший архиеп. Самтаврский и Горийский с 15.05.1734 по 16.10.1740 на покое; † 1.09.1750 Маркелл (Родышевский) епископ, рукоположен с 10.01.1742 † 29.11.1742 Кексгольмские и Ладожские епископы Викариатство переименовано в 1757 году Иоасаф (Хотунцевский) епископ, рукоположен с 24.05.1757 † 29.04.1759 Парфений (Сопковский) епископ, рукоположен с 6.11.1759 по 7.03.1761 еп. Смоленский и Дорогобужский Тихон (Соколов) епископ, свт., рукоположен с 13.05.1761 по 3.02.1763 еп. Воронежский и Елецкий

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010