В целом, по словам первого историка Тридентского собора монаха-сервита Паоло Сарпи (1552–1623), «Лев был бы идеальным папой, если бы к его положительным качествам прибавились хотя бы умеренное знание религии и склонность к благочестию, о котором он практически не заботился». Когда папа в 1517 г. закрыл V Латеранский собор без принятия каких-либо решений, кардиналы составили заговор с целью его убийства. Когда попытка отравить папу окончилась неудачей, утонченный гуманист Лев Х приказал повесить его главу Альфонсо Петруччи, а его сообщников, включая племянника папы Сикста IV Рафаэля Риарио кардинала делла Ровере, – лишить сана, конфисковать их доходы и обязать к уплате больших денежных штрафов. Во избежание нового заговора Лев Х назначил 39 новых кардиналов из числа своих приверженцев. Правление Льва X – это новое время безграничного непотизма. Его целью было передать Италию в руки дома Медичи. Для своего брата Джулиано Медичи он хотел приобрести неаполитанский трон, что означало столкновение с интересами французов, которые по-прежнему претендовали на Неаполь. Своего же племянника Лоренцо Лев Х хотел одарить Северо-Итальянским королевством, которое объединило бы Милан, Тоскану, Урбино и Феррару. В эту империю должно было войти затем и Папское государство. Для достижения этих целей папа намеревался использовать противоречия среди великих держав. Вначале он продолжил антифранцузскую политику своего предшественника, но неудачно: потерпев поражение под Равенной, он вынужден был отказаться в пользу французов от Пармы и Пьяченцы, а заключенный при этом конкордат отменял Прагматическую санкцию в части упомянутых в ней «галликанских свобод» и обеспечивал королю право выдвижения кандидатов в епископы (их посвящение оставалось за церковью). Однако вместе с усилением французского господства в Италии поднялась одновременно и мировая держава Габсбургов, которая вскоре стала представлять для папской самостоятельности более реальную опасность, чем французы. Папа оказался в сложном положении: если, опираясь на Габсбургов, удалось бы изгнать французов, то Италия и с севера, и с юга была бы окружена Габсбургами. Если же победит Франциск I и захватит Неаполь, то Италия окажется под французским господством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец, ни один специалист по истории церковного права не может пройти мимо грандиозного многотомного исследования активного участника I Ватиканского собора монсеньора фон Гефеле «История Соборов» (1855–1874), доведенного до Латеранского собора 1517 г. 909 , – настоящей исторической панорамы деятельности церковных соборов, основанной на широчайшей источниковой базе. Из трудов по истории Вселенских соборов отметим также не потерявшую своего значения работу кардинала Ньюмана «Ариане IV века» (1833) 910 , связанную с историей I–II Вселенских соборов, а также посвященное 1500-летию Халкидонского собора З-томное исследование под редакцией историков-иезуитов Алоиза Грилльмайера и Генриха Бахта 911 ; исследование ο. Ф. Дворника, связанное с историей «Фотиева собора» 869–870 гг., и его сводные труды по истории Вселенских соборов 912 . Вьеннскому собору 1311–1312 гг. посвятил монографию о. Эвальд Мюллер 913 . Заслуживающие внимания работы связаны с изучением концилиаристской теории: это серия исследований известного американского медиевиста, специалиста по истории средневековых церковных и государственных институций и их взаимовлиянию Брайана Тирни (р. 1922) и монография Эрнеста Фрейзера Джейкоба (1894–1971) 914 . Отдельно критически изданы материалы соборов в Констанце (о. Генрихом Финке) 915 и Базеле (Йоханнесом Халлером с коллективом соавторов) 916 , монографических исследований которых до Новейшего времени практически не было, а также Ферраро-Флорентийского собора (специалистами Папского Восточного института под руководством о.-иезуита Георга Хофманна) 917 последнему собору посвящена монография иезуита о. Джозефа Джилла 918 . Освещение историографией Тридентского собора находится под влиянием того конфликта, под знаком которого проходил этот собор, – конфликта между концилиаристской и «папской» богословскими концепциями. Начало антипапской историографической концепции положил венецианский монах, член ордена сервитов о. Паоло Сарпи (1552–1623) – «литературный диверсант» (как называет его монсеньор Хьюдж), верно служивший Венецианской республике и вставший на защиту ее интересов в конфликте с папой Павлом V, наложившим на нее интердикт. Его работу, «партизанскую и весьма разрушительную», по оценке того же преподобного Хьюджа, опубликовал на итальянском языке в Лондоне под псевдонимом 919 ренегат Маркантонио де Доминис со своими добавлениями. (Любопытный парадокс: сам о. Сарпи, желая превратить Венецию в протестантскую республику, до конца жизни исполнял обязанности католического священника.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Добродетель совершенствует природу, но не уничтожает ее. 2 Доказательства этой главы, кроме подлинных документов, включенных в изложение: Жизнеописания св. Игнатия, написанные иезуитами Рибаденейрой, Маффеи и Бугуром. Рассказ Рибаденейра представляет Игнатия особенно смешным в момент его обращения. Этот историк был в тесной дружбе со своим героем, и иезуиты уважали его. См. также «Историю иезуитского ордена» иезуита Орландини, кн. I, II и III. «Imago priimi soeculi Societatis Iesu...», или описание иезуитского ордена в его первое столетие, изданное бельгийскими иезуитами. 3 Жизнь Валтасара Альвареца. Соч. Луи дю Пон, гл. 43; См. также: Алегамб. Библиотека писателей иезуитского ордена. С. 1. 5 Игнатий часто ставит Иисуса Христа наряду с Богородицей и делает из Его человечества настоящую личность, ходатайствующую за грешников. «Наставление к упражнениям» отмечает, что Игнатий, говоря об Иисусе Христе, говорит о Нем не как о Боге, но как о человеке – ходатае и посреднике (Direct, in Exercit., с. 15). Принимая эти слова в буквальном значении, и толкуя книгу Игнатия, согласно Наставлению, приходится ей приписать важное заблуждение, относительно воплощения. 6 4-й Латеранский собор происходил в 1215 году при Иннокентии III, а 2-й Лионский – при Григории X в 1274 году. На обоих было запрещено разрешать образование новых монашеских орденов, что не помешало последним размножаться, с разрешения пап. 9 Профессы – те члены ордена иезуитов, которые посвящены во все тайны его и занимают высшие должности. 10 От изд. Степени соответствуют: послушнику, рясофорному монаху, мантийному и схимнику. Но схима не о Господе Иисусе, а о папе. 11 Источники этой главы, кроме подлинных документов, вошедших в изложение: Дюбуле. История Парижского университета; Д’Аржантре. Сборник мнений о новых заблуждениях. Реестры Парижского парламента; А. де Ту. Всеобщая история. 16 Эти преувеличенные похвалы можно встретить в большинстве сочинений иезуитов, и, в особенности, в книге «Imago priimi soeculi», разбор которой мы дадим впоследствии. 17 Иезуиты неправильно уверяли, что их первые отцы все получили ученые степени в Парижском университете. По крайней мере, трое не получили этих степеней, как видно из списков этого заведения. Поэтому, Дюбуле, в своей «Истории Парижского университета», просто замечает, что первые иезуиты говорят, что удостоены степени. Он слишком добросовестный ученый, чтобы так выражаться, если бы заявления иезуитов были основательны. Читать далее Источник: История иезуитов/Архимандрит Владимир (Гетте). - Москва : Изд-во М.Б. Смолина (ФИВ), 2016. - 512 с. (Серия " Православная мысль " ). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Как и на др. Соборах этого времени, на Л. С. были рассмотрены споры о церковной юрисдикции и имуществе, в т. ч. тяжбы между аббатствами Сен-Бертен и Клюни и дела о владениях мон-ря святых Андрея и Григория в Риме. Ульгер, еп. Анже (1125-1148), представил Собору иск Матильды († 1167), дочери англ. кор. Генриха I (1100-1135) и жены Гальфрида Плантагенета, гр. Анжу (1129-1151). Она обвиняла своего двоюродного брата Стефана (король Англии в 1135-1154) в незаконном захвате англ. престола. Однако папа Иннокентий II, ранее уже признавший Стефана законным монархом, отказался рассматривать претензии Матильды ( John of Salisbury. Historia pontificalis/Ed., transl. M. Chibnall. Oxf., 1986. P. 84-85; Letters and Charters of Gilbert Foliot/Ed. A. Morey, C. Brooke. Camb., 1965. P. 65-66). На Л. С. состоялась торжественная канонизация Стурмия (Стурма), аббата мон-ря Фульда († 779) ( Innocentius II, papa. Epistolae et privilegia. 392//PL. 179. Col. 450; Jaff é . RPR. N 8007). По-видимому, Л. С. рассмотрел также нек-рые вопросы, касавшиеся церковных дел на Ближ. Востоке: спор между лат. патриархами Иерусалима и Антиохии о юрисдикции над Тиром, отношения с армянами, яковитами и маронитами ( Foreville. Latran. 1965. P. 79-83; также см.: Hiestand R. The Papacy and the Second Crusade//The Second Crusade: Scope and Consequences/Ed. J. Phillips, M. Hoch. Manchester, 2001. P. 33-34). Встречающееся в лит-ре утверждение (впервые - в сер. XVI в. у итал. историка О. Панвинио), что Л. С. принял постановление, определявшее порядок выборов папы Римского исключительно кардиналами, не соответствует действительности. Л. С. получил неоднозначную оценку современников. Нормандский хронист Ордерик Виталий и Герхох Райхерсбергский скептически оценивали его итоги, отмечая, что большинство соборных постановлений не выполнялось на практике. Грациан включил в «Декрет» (вероятно, уже после завершения основной части работы) материал 18 из 30 канонов Л. С. Вместе с тем, как и в случае с I Латеранским Собором, Грациан практически везде указал в качестве источника не Л. С., а папу Иннокентия II. К. Пеннингтон, ссылаясь на традицию переподтверждать решения предыдущих Соборов, полагает, что Грациан использовал текстуально близкие постановления др. Собора, проведенного папой Иннокентием II (см.: Pennington. 2014. P. 682-688). Канон 29 (о запрете использования луков и арбалетов) вошел в состав Декреталий Григория IX (1234) (Liber Extra. V 15. 1; неверно атрибутирован папе Иннокентию III; см.: Duggan. 2008. P. 332).

http://pravenc.ru/text/2463161.html

Латеранский собор, который осудил его, просто перевернул формулировку, и в этом, по-моему, вся проблема. Он объявил, что так как присутствие Христа на Евхаристии реально, оно не мистическое. Решающим здесь является разъединение и противопоставление двух понятий – verum и mystice, то, что обе стороны считают их взаимоисключающими. Таким образом, западное богословие объявило, что мистическое и символическое не является реальным, а то, что реально, – не символично. Это было, по существу, крушением фундаментальной христианской мистериальности, антиномичного сочетания реальности символа и символичности реальности. Это было крушением фундаментального христианского понимания творения с точки зрения его онтологической сакраментальности (таинственности). С тех пор христианская мысль, в схоластике и после, всегда противопоставляла эти понятия и явно или не явно отрицала символический реализм и реалистический символизм христианского мировоззрения. «Если бы Бога не было» – эта формула придумана не Бонхеффером или каким-то другим современным приверженцем «безрелигиозного христианства». Она уже заложена в томизме с его эпистемологическим различением causa prima и causae secundae. Здесь подлинный источник секуляризма, который в конечном счете есть не что иное, как утверждение автономии мира, его самодостаточности с точки зрения разума, знаний и деятельности. В результате «падения» христианского символизма дихотомия «естественное – сверхъестественное» стала основой христанской мысли и опыта. И соотнесены ли как-то эти понятия по analogia entis (подобие бытия – прим. пер.), как в латинском богословии, или такая аналогия полностью отрицается, как в бартианизме, в конечном счете не имеет значения. И там, и там мир больше не является «естественным» таинством Бога, и сверхъестественное таинство теряет связь с этим миром. Но не будем заблуждаться. Эта западная теологическая формула (framework) была, по существу, принята и православным Востоком, и с конца эпохи патристики наше богословие становится гораздо более западным, чем восточным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Л.С. завершился провозглашением исповедания веры и определением в 20 правилах, которые охватывают богословское учение Л.С. Исповедание веры (символ) Л.С. Исповедание веры (символ) Л.С. 94 повторяет Халкидонский орос с добавлением, относящимся к главному для Л.С. вопросу: «...и подобно тому, как [исповедуем мы] две Его природы, [исповедуем мы] и две согласно природе воли, Божественную и человеческую, и два природных действия, Божественное и человеческое, для совершенного и полного удостоверения, что совершенным по природе Богом и истинно совершенным человеком кроме одного лишь греха является Тот же Самый и единый Господь наш и Бог Иисус Христос , как водящий и совершающий Божески и вместе человечески (ϑλων τε κα νεργν ϑεκς μα κα νϑρωπικς, volens et operans divine et humane) наше спасение». Далее следуют 20 правил Л.С. 95 , или, по греческому тексту, «Определение в главах» (ρος κεφαλαιδης). Собственно богословие Л.С. заключено в правилах 1–16, начиная с триадологии (правило 1), учения о Воплощении и мариологии (правила 2–4) с дальнейшим акцентом на полноте и сохранности двух природ Христа и их свойств (правила 5–9). Наконец, утверждаются дифелитство и диэнергизм (правила 10–11); отвергаются монофелитство и моноэнергизм (правило 12); указывается на недопустимость ставить учение об одной воле и одном действии в один ряд с православным, очевидно, подразумевая «примирительные» опыты «Эктесиса» и «Типоса» (правила 13–14); даётся православное толкование выражения «богомужное действие» (правило 15) и отвергается монофелитский аргумент, что две воли Христа якобы вносят разделение в «таинство домостроительства» (правило 16). Правила 1–11 имеют общее начало: «Если кто не исповедует по святым отцам в собственном смысле и истинно...» и общее заключение: «...да будет осуждён». Подлежат осуждению те, кто не признают: 1. ... Отца, Сына и Святого Духа, Троицу в единице и единицу в Троице, то есть одного Бога в трёх Ипостасях единосущных и равных по славе, одно и то же у Трёх божество, природу, сущность, силу, господство, царство, власть, волю, действие, владычество несотворенное, безначальное, беспредельное, неизменное, созидательное для сущего, промышляющее и содержащее...

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

(forma litterarum praedicatorum), которого предписывалось придерживаться для аналогичных епископских грамот. В данном формуляре объявлялось снятие возложенных епитимий (in remissionem vobis iniungimus peccatorum) за пожертвования на благотворительные нужды ( Mansi. T. 22. Col. 1049-1051). Собор также регламентировал деятельность квесторов (quaestores, quaestuarii, indulgentiarii, contionarii) - особых клириков и монахов, распространявших за пожертвования изданные папой или епископами грамоты об И. (indulgentiarum litteras). В 62-м каноне выдвигалось требование обязательного наличия у квесторов папских или епископских рекомендательных писем (apostolicas vel dioecesani episcopi litteras), разрешавших их деятельность. Сроки И., установленные IV Латеранским Собором, равно как и др. его положения относительно И., впосл. неоднократно повторялись мн. провинциальными Соборами. 1. Представление о необходимости временного наказания (poena temporalis) или кары за грехи, к-рое налагается Богом (муки совести, телесные недуги, общественное порицание и др.) и Церковью (епитимия) на кающегося грешника после прощения его вины в таинстве Покаяния. Требование такого «удовлетворения за грехи» проистекало из юридической трактовки теории Искупления, изложенной Ансельмом Кентерберийским в соч. «Cur Deus homo», к-рая стала основополагающей для католич. сотериологии. Понимая сущность греха как оскорбление (contumelia) Бога, похищение у Него должной чести и Его бесчестие (exhonoro), Ансельм утверждал, что грешник пребывает виновным до тех пор, пока не возместит «ущерб похищения» и даже «больше, чем было похищено» ( Anselmus. Cur Deus. I 11). Отпущение греха без возмещения должной вины представляется Ансельму несправедливостью, т. к. «отпустить грех таким образом - все равно, что не наказать» (Ibid. I 12). Равным образом представления обычного права об ущербе и возмещении, отраженные уже в некоторых Пенитенциалиях, требовали от кающегося, помимо покаяния и исповедания грехов, еще и хотя бы частичного возмещения физического или морального ущерба, нанесенного ближнему (напр., возвращение украденного или компенсация за него).

http://pravenc.ru/text/чистилище.html

Неясна аутентичность канонов, накладывавших ограничения на пастырскую деятельность монахов и аббатов (канон 16) и закреплявших исключительно за епископами право назначения приходских священников (канон 18). Из источников известно, что на Л. С. обсуждались и др. вопросы. Был подтвержден статус кафедры Гамбурга и Бремена как митрополии всей Скандинавии, в знак чего архиеп. Адальберон (1123-1148) получил от папы Каллиста II паллий; как суффраган архиепископа Гамбургского и Бременского был рукоположен Сивард, еп. Уппсалы (1123-1130 или 1133). Вероятно, этим решением Каллист II стремился укрепить дружеские отношения с имп. Генрихом V, ставленником к-рого был архиеп. Адальберон. По прошению др. приближенного императора, Ульриха, еп. Констанцского (1111-1127), была совершена канонизация одного из его предшественников на кафедре, еп. Конрада (934-975). Л. С. стал местом разрешения нескольких споров о церковной юрисдикции. Так, для рассмотрения тяжбы между епископами Генуи и Пизы о юрисдикции над Корсикой была образована (возможно, уже после формального завершения Собора) комиссия из 24 архиепископов и епископов. Также на Соборе рассматривались претензии архиепископов Равенны на юрисдикцию над Феррарой, тяжбы между епископами Сиены и Ареццо; а также аббатами мон-рей Св. Креста и св. Макария в Бордо ( Foreville. Latran. 1965. P. 51-53). Постановления Л. C. получили распространение в различных частях Европы благодаря состоявшимся в последующие годы провинциальным Соборам: в Вестминстере (1125, 1127), Бурже, Шартре, Клермоне, Бове, во Вьене, в Безансоне (все - в 1125), Руане (1126), Нанте (1127), Аррасе и Труа (оба - 1128), Шалоне и Париже (оба - 1129), Барселоне (1126) и Паленсии (1129). Однако ни в одном случае речь не шла о точном воспроизведении канонов Л. С. в полном объеме, скорее имела место адаптация основных соборных решений к местным условиям ( Duggan. 2008. P. 327). 14 канонов Л. С. имеют параллели в тексте «Декрета» Грациана , однако во всех случаях они приводятся не как решения Л. С., а как постановления папы Римского Каллиста II или (в 4 случаях) папы Урбана II. Учитывая, что многие из канонов Л. С. представляли собой повторения более ранних соборных постановлений, возможно, Грациан использовал каноны др. Соборов.

http://pravenc.ru/text/2463159.html

по случаю освящения храма, право это распространяется на дарование годовых индульгенций. Между тем легаты от ребра приобрели право жаловать индульгенции на 100 дней. Миссия их кончалась вследствие отозвания папы или по исполнении данных поручений. Обозревая все вышеуказанные права и привилегии, мы должны сказать, что в этом отношении папы сделали все, исчерпали всевозможные способы к тому, чтобы возвысить и приблизить к себе лиц, облеченных кардинальским саном. Теперь корпорация кардиналов 24 естественно заняла самый высший пост в римской иерархии и притом непосредственно после папского. В чем же, спрашивается, состоит ближайшая миссия кардиналов и как проявляется их деятельность при апостольском преемнике? Миссия и деятельность кардиналов в высшей степени многообразная, главнейшая же состоит в том, что они суть первые советники папы и непосредственные его помощники и как такие имеют огромное влияние на управление церковью, так что в целом кардиналы составляют высший церковный сенат или т.н. свящ. курию с многочисленными ее департаментами. Имея теперь последнею задачею своею очертить всю сферу деятельности кардиналов том виде, как она определилась с конца средневековой эпохи, мы обратим внимание прежде всего на занятия их в консисториях и затем конгрегациях, причем открывается возможность ознакомиться с административным устройством римско-католической церкви. Римско-католическая консистория 25 есть собор кардиналов, в известное время по требованию обстоятельность созываемых папою для решения более важных церковных и гражданских дел, предварительно рассмотренных в подведомственных ей присутственных местах. Относительно круга занятий в этом учреждении можно находить сведения еще в конституции папы Uoahha VIII de jure cardinalium. Здесь он, между прочим, предписывает по крайней мере дважды в месяц собираться при том или другом титуле или диаконии или в других церквах, по усмотрению папы, с целью иметь надзор за богослужением и соблюдением церковных обычаев, следить за жизнью и поведением клириков и надлежащими взаимными отношениями начальников и подчиненных, решать тяжбы между членами клира и народом.. По распоряжению папы Льва IV кардиналы должны были еще собираться дважды в неделю в Латеранской церкви для совместного совещания о делах церкви, дисциплине церковной и для рассмотрения и решения жалоб народа. Сохранились известия о п. Иннокентии, что он восстановил древний обычай недолго держался впоследствии. После его смерти заседания консистории сначала происходили однажды в неделю, а затем однажды в месяц. Такое уменьшение количества заседаний консистории обусловливалось преимущественно тем обстоятельством, что со второй половины средних веков значительная часть подлежавших рассмотрению консистории дел передана была особым комитетам, при чем консистория кардиналов получила высшее значение и удержала за собою право решения важнейших церковных дел. Консистория имеет два вида: консистория секретная и консистория публичная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Чиновник пригласил толпу анафематствовать преступника. Откликнулись лишь немногие. Народ был удручен и воздыхал от сочувствия страдальцу. Лишь отребье поносило «преступника.» С цепью на шее и преднесением меча папу провели по городу на гауптвахту (в преторий) и бросили в камеру с уголовными. Через час увели его в холодную одиночку для смертников (в тюрьму Диомида) уже с такой жестокостью, что поранили ему ноги и залили кровью лестницу тюрьмы. Мартин был полумертвым. Одному клирику папы, однако, разрешено было остаться при нем для услуг, но под надзором специального сторожа, назначенного стеречь смертников. Тюремные сторожихи, мать и дочь, когда начальство удалилось, смогли просунуть страдальцу одеяло, чтобы он не замерз. Поздним вечером явился посыльный от градоначальника Григория с пищей — выразить надежду, что «даст Бог, папа так не умрет,» и приказал снять кандалы с шеи. Папа ничего не сказал, только глубоко вздохнул. Он искренне ничего уже не хотел, кроме мученического конца своих мытарств. На другой день василевс был с визитом y болящего патриарха Павла и сообщил ему ο суде над папой. Это потрясло Павла, уже помышлявшего ο смертном часе. «Увы мне, — воскликнул он, — вот еще вина моя на грядущем суде! He горе ли, что так обращаются с первосвятителями!» Павел упрашивал царя не причинять Мартину новых мук. Когда Мартин узнал об этом, он не обрадовался, ибо не видел впереди ничего, кроме тюремных страданий. Он был прав, — впереди не было просвета. Павел умер. И папа снова был свидетелем человеческой низости. Пирр хлопотал ο восстановлении его на месте Павла. Но многие находили слишком циничным, чтобы этот вчерашний «диофелит» с его римским исповеданием в эту минуту вдруг вышел бы сухим из воды. К папе в тюрьму явился чиновник Демосфен с задачей собрать материал ο, якобы, насильственном произнесении Пирром в Риме его диофелитского исповедания. Папа, конечно, сказал, что Пирр явился в Рим по своей доброй воле, что он заявил об искренней перемене его взглядов, и потому папа Теодор признал его патриархом, ибо Павел рассматривался Римом, как поставленный незаконно.

http://sedmitza.ru/lib/text/435329/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010