Аристен . Давший обет священства не должен быть волшебником, или обаятелем, или числогадателем, или астрологом, или делателем хранилищ. Если окажется, что кто-либо из посвященных лиц занимается каким-нибудь подобным злохудожеством, таковый извергается из церкви. Вальсамон . Настоящее правило запрещает лицам посвященным быть волшебниками, или обаятелями, или числогадателями, или астрологами и осуждает на отлучение от общения тех, кто носит предохранилища. Итак волшебники суть те, кои по какой-нибудь причине прибегают к сатане; а обаятели, чарователи – те, которые говорят напевания и посредством их привлекают демонов в свои желания; числогадатели те, которые думают, что небесные тела имеют владычество над всем и что наши дела устрояются согласно с движением их; астрологи – те, которые с содействием демонов делают предсказания по звездам и верят им. А поскольку существуют четыре науки: арифметика, музыка, геометрия и астрономия; то не скажи, что правилом запрещаются все 4, но только астрономия. Прочти 22ю главу 39-го титула 10й книги Василик , где говорится: геометрия изучается открыто, а математика осуждается, как запрещенная; и древнего толкователя, который на поле против сего говорит: математикою назови астрономию. А о том, как наказываются законами волшебники и обаятели и подобные, прочти того же 39-го титула 60й книги, 23ю главу и далее до конца; ищи также 25ю главу 9го титула настоящего собрания. Славянская кормчая . Волхв или обавник, или чародеец, или вещец, или звездочтец, или узолник, священник и всяк причетник, да не обрящется. ( Никон . 47). Толкование . Аще обрящется от священнического чина кто таковая злохитреная деяния научився и творя, или волхвуя, или обавая, или призванием нечистых дух, уведев нечто от них и прорицая; или звездословием рожество и счастие человеком поведая; или узлы творя, обязая ошиях человеческих, или о неких удех, таковый от церкви да изринется. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке.

http://azbyka.ru/pravo/laodikijskij-sobo...

переводе на первом месте поставил 50 (из 85) первых апостольских канонов, затем каноны Соборов Никейского, Анкирского, Неокесарийского. Ок. сер. V в. в Италии был составлен сборник канонов, переведенных с греческого на лат. язык неизвестным автором. Этот сборник назван, однако, именем св. Исидора, архиеп. Севильского, жившего в 1-й пол. VII в., потому что именно в этом переводе читаются помещенные здесь правила в позднейшем сборнике, приписанном Исидору (Collectio canonum Isidori Mercatori). В наст. время признается, что мн. статьи сборника фальсифицированы, и теперь он получил соответствующее название - «Сборник лже-декреталов Псевдо-Исидора» (Collectio falsarum decretamm Isidori Mercatori) (см. в ст. Лжеисидоровы декреталии ). В XVI в. Пасхазий Кинель издал «Кодекс канонов Римской Церкви» (Codex canonum ecclesiae romanae). Этот кодекс считается офиц. кодексом Римской Церкви кон. V в. В нем помещены правила Никейского, Сардикийского, Карфагенского, Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Халкидонского, К-польского, Антиохийского и Лаодикийского Соборов, канонические послания (декреталы) пап, относящиеся к V в., неск. имперских законов по церковным делам и различные статьи религ. содержания. Н. С. принял 15 правил для церковного устроения, в основном касавшиеся церковного благочиния и чистоты супружеской жизни клира и мирян. Никакие др. решения этого Собора неизвестны. Прав. 1 запрещает жениться тому, кто принял священный сан,- эта практика, распространенная во мн. древних Церквах, была канонически утверждена Трулльским Собором (прав. 6). А 26-е Ап. прав. повелевает: «…да из вступивших в клир безбрачными желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы». Желающий вступить в клир и иметь супругу должен жениться еще прежде своего поставления в иподиаконы. «…Женитьба духовного лица после рукоположения показывала бы, что оно не понимает всей высоты телесного воздержания, приличествующей его сану, и, служа соблазном народу, она низводила бы его до некоторой степени с высоты его сана в ряды обычных мирян.

http://pravenc.ru/text/2564920.html

Разделы портала «Азбука веры» О запрете клирикам содержать корчму. Никакому клирику не позволяется содержать корчемницу. Ибо если таковому запрещается в корчемницу входить, то насколько более – прислуживать в ней другим и браться за то, что ему не дозволено? Итак, если он совершит таковое, пусть либо прекратит, либо будет извержен. Μηδεν ξεναι κληρικ, καπηλικν ργατριον χειν. Ε γρ τ τοιοτ εσιναι ν καπηλε οκ πιττραπται, πσ μλλον λλοις ν τοτ διακονεσθαι, κα μ θμις ατ γχειρεν; ε δ τι τοιοτον διαπρξοιτο, παυσσθω καθαιρεσθω. Толкования Зонара . Слова: « клирику содержати корчемницу » должно понимать в смысле: « самому ему лично действовать в ней и служить »; ибо неблаговидно и даже очень неприлично клирику управлять корчемницею, принимать входящих в нее, предлагать им кушания и наливать вино; ибо кому совершенно воспрещено по 54-му правилу святых Апостолов входить в корчемницу, как таковый будет проводить в ней время постоянно? А кто делает это, тот по правилу или должен престать, или должен подвергнуться извержению. Но если какой клирик, владея подобным заведением, отдаст его в наймы другому, то не должен потерпеть вреда по отношению к своему званию. Аристен . Если клирику воспрещено входить в корчемницу , то еще более должно быть воспрещено иметь ее. Итак, от должен или престать, или быть изверженным. Не дозволяется клирику иметь корчемницу и действовать в ней. Ибо, если воспрещено ему входить в чужую корчемницу, разве только сделает это по необходимости; то еще более не следует ему иметь корчемницу и служить в ней другим. А кто дерзнет делать это и не хочет престать, должен быть извержен. Вальсамон . 54е правило святых Апостолов говорит, что клирики ядущие в корчемнице отлучаются; а настоящее определяет, чтобы клирик не имел корчемницы, то есть не производил корчемной торговли; ибо если он имеет корчемное заведение на правах хозяина и отдает его в наймы другим, нет в этом нового; потому что это делается и монастырями и различными церквами. Поэтому слово иметь принимай здесь вместо действовать . А так как иное дело – входить в чужую корчемницу и вкушать пищу, и иное – заниматься корчемным промыслом, то в Апостольском правиле говорится, что клирик, ядущий в корчемнице и не исправляющийся после внушения, отлучается, по причине конечно сравнительно меньшей важности греха; а тот клирик, который производит корчемный промысел, если не исправляется после внушения, по настоящему правилу извергается, конечно, по причине большей тяжести греха. Прочти написанное в указанном 54м Апостольском правиле, также Лаодикийского собора 24е правило , Карфагенского собора правило 40е ( 49 ) и последнюю главу 1го титула 4й книги Василик , которая помещена вне 35й главы 9го титула настоящего собрания.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

Разделы портала «Азбука веры» О запрете церковнослужителям оставлять церковные двери ради молитвы. О том, что не должно служителям даже и ненадолго оставлять без присмотра двери и предаваться молитве. τι ο δε πηρτας, κν βραχ, τς θρας γκαταλεπειν, κα τ εχ σχολζειν. Толкования Зонара . Слугами (πηρται) отцы называют иподиаконов; а иподиаконам определено стоять у дверей святых церквей. Итак, правило говорит, что этим во время литургии не должно оставлять дверей и упражняться в молитве; ибо молиться в это время и освящать божественные дары есть дело священников. Итак, слугам как запрещено носить орари, или прикасаться к владычным сосудам по 21 и 22 правилам, так запрещено и упражняться в молитве. Должно прочесть и написанное в 22м правиле . Аристен . Слуге не должно молиться, оставив двери, хотя бы и на малое время. Во время священных литургий слуге не должно, хотя бы на малое время, оставлять двери алтаря и упражняться в молитве, дабы не оказалось, что он пренебрегает лежащею на нем службою, и собственную молитву предпочитает церковному благочинию. Вальсамон . Мы сказали в 22м правиле , что слуги суть иподиаконы и что они имеют всякую необходимость стоять во время литургии у дверей святых церквей, дабы вводить и изводить оглашенных, находящихся в покаянии и прочих. Итак, поскольку некоторые из них, оставив возложенную на них службу, прикасались к Божественным тайнам; то отцы определили, что они должны пребывать у церковных дверей, а не прикасаться к Божественным тайнам и не молиться за людей, подобно священникам. Прочти 21е и 22е правила, и что в них написано. Славянская кормчая . 42. Слугам не подобает, ни вмале дверей оставльше помолитися. Толкование . Егда совершаются святые службы, не подобает поддиаконом алтарных дверей ни вмале отступити, и на молитву упразднитися, да не обрящутся небрегуще о лежащей на них работе, и свою молитву честнейшию творяще церковного строения. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 8  чел. Всего просмотров 550 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/laodikijskij-sobo...

Разделы портала «Азбука веры» Об анафеме сознательно почитающим еретических лжемучеников. О том, что не должно никакому христианину оставлять мучеников Христовых и прибегать к лжемученикам, т. е. к мученикам, которых почитают еретики или которые были объявлены еретиками, потому что они чужды Богу. А обращающимся к ним да будет анафема. τι ο δε πντα Χριοτιανν γκαταλεπειν μρτυρας Χριστο, κα πιναι πρς τος ψευδομρτυρας, τουτστιν αρετικν, ατος πρς τος προειρημνους αρετικος γενομνους οτοι γρ λλτριοι το Θεο τυγχνουσιν. στωσαν ον νθεμα ο περχμενοι πρς ατος. Толкования Зонара . Сказано и выше в одном месте, что некоторые из еретиков во времена гонений пострадали и пребыли тверды в мучениях до смерти, которых соеретики их чтили как мучеников; каковых правило именует лжемучениками и называет удаленными от Бога. Некоторые из верных приходили ко гробам их. Таковых приходящих правило подвергает проклятию. Аристен . Воздающий честь еретическому лжемученику, да будет анафема. Кто удаленным от Бога воздает честь, как мученику, тот должен быть и сам удален от Бога. Вальсамон . 9е правило настоящего собора говорит, что лишаются общения на некоторое время ходящие на кладбища еретиков, которые называются у них и мученическими местами. А настоящее правило предает их анафеме: и есть различие в правилах. Ибо там ходящие ходили по заблуждению и обману от кого-нибудь затем, может быть, чтобы получить исцеление; и поэтому наказываются умеренно. А здесь они совершили это зло с полным душевным расположением, и отступили от Бога, и поэтому предаются проклятию. А почему еретики называются лжемучениками, об этом сказано в 9м правиле . Славянская кормчая . Иже лживые еретические мученики почитает, да будет проклят. Толкование . Аще кто яко истинные мученики, ложные еретические мученики почитает, иже не за правоверную веру скончашася, и чюжди суть от Бога: таковый чюжд от Бога есть и сам, и да будет проклят. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 8  чел. Всего просмотров 550 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/laodikijskij-sobo...

Блаженный Иероним А.В.Карташев. Вселенские соборы//II Вселенский собор в Константинополе 381 г.(оглавление) Ограничиваясь общими сведениями ο начальных стадиях развития восточного монашества, мы не можем не выделить на его фоне одной типичной западной фигуры, связавшей дело своего целожизненного подвига с пребыванием на Востоке. Таковым был блаж. Иероним. Он родился в Далмации, в городе Стридоне, разрушенном готами. Иероним приехал в Рим учиться. Сливаясь с языческим студенчеством, он вел вольный образ жизни, чем впоследствии так покаянно мучился. Но в Риме же он и стал христианином, крестился и почувствовал влечение к отшельничеству. Вместе со своим студенческим товарищем Руфином они уехали из Рима на родину Руфина в Аквилею. Здесь составился целый кружок юношей-аскетов. Иероним потом вспоминал, что он чувствовал себя в этом идеалистическом обществе как «среди святых.» Судьба рассеяла этих товарищей, но не по распутьям мира сего, a по гнездам отшельников греческого Востока. Аквилейский кружок молодых идеологов аскезы решил пойти на выучку к сирийским подвижникам. Друзья двинулись на Восток вместе. Двое вернулись с дороги домой. Двое умерли в пути. Сам Иероним, добравшись до Антиохии, свалился с ног от тяжкой и длительной болезни. Β бреду видел яркий сон. Голос совести упрекал его за чрезмерную привязанность к языческой литературе. Иероним дал обет — впредь никогда не раскрывать языческих поэтов и ораторов. Весь отдался изучению греческого языка специально для штудирования Священного Писания под воздействием толковательных лекций знаменитого Аполлинария Лаодикийского. Иеронима привлекали крайности аскезы сирских пустынников. Он ушел к ним, но не выдержал их бескнижности. Смело вернулся к книгам и вплотную занялся изучением еврейского и арамейского языков. По природе своего ума не философ, Иероним не увлекался богословием, не воспринял никакой отравы из уроков Аполлинария, но усвоил филологическую технику. Иеронима даже мучили восточные догматические споры. Ему учение ο трех ипостасях казалось даже учением ο трех субстанциях. Равно и практические, юрисдикционные споры Востока раздражали его, особенно в монашеской среде. Иероним упрекал сирских монахов: «Стыдно сказать, из глубины пещер мы изрекаем осуждение вселенной. Валяясь во вретище и пепле, мы выносим приговоры епископам. Что делает дух власти под туникой кающегося? Вериги, рубище, длинные волосы — знаки не царской власти, a сокрушения и смирения.»

http://sedmitza.ru/lib/text/435116/

26). На Востоке эта должность существовала недолго и исчезает уже в 5 веке, а обязанности экзорцистов перешли к совершающему оглашение и крещение священнослужителю. По-видимому, последний раз экзорцисты на Востоке упоминаются в 6 постановления 3 титула I книги кодекса, но уже 123 новелла (гл. 19) пропускает их в числе клириков. На это разногласие в законодательстве Юстиниана указывает номоканон Фотия в 31 главе I-ro титула 949 , хотя и не разрешает его. Василики при перечислении клириков (III, 1, 42) 950 об экзорцистах не упоминают. Пропускают Василики экзорцистов и даже тогда, когда приводят 6 постановление 3 титула I книги Кодекса (Вас. III, 3, 5), на что обращает внимание Вальсамон в толковании на I, 31 номоканона 951 . Вальсамон уже не знает о существовании особых экзорцистов и отождествляет их с катахетами 952 . То же повторяет и Константин Арменопул в Синопсисе канонов 953 . Гоар упрекает восточных за то, что они не сохранили должностей остиария, экзорциста и аколуфа 954 . Распространение священнобрачного законодательства и на екзорцистов сделано было по-видимому, лишь на Западе, где эта должность долгое время существовала 955 в качестве второй в ряду ordines minores. О таком распространении упоминает, напр., кардинал Гумберт, а в позднейшее время Тридентский собор. На Востоке особая должность экзорцистов существовала очень не долго, – в IV – VI веках. Естественно, что восточное церковное право не знает о специальных законах относительно брака экзорцистов. е) Должность привратника (ϑυρωρς, πυλωρς, στιριος, ostiarius, janitor) также появилась в средине третьего века, а до этого времени их обязанности пополняли диаконы и иподиаконы. Постановления апостольские (8, 11 русск. пер., 267) возлагают обязанность стоять при дверях на диаконов и иподиаконов, и 22 и 43 правила Лаодикийского собора на одних иподиаконов, (πηρτην), но из этих же правил видно, что тогда уже и в некоторых церквах иподиаконы стали тяготиться этою своею обязанностью и она перешла к особым лицам 956 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Аристен . После молитвы об оглашенных должно приносить молитву о находящихся в покаянии, а после сего молитву верных; и после мира, то есть целования, должно совершаться приношение; а входят в алтарь и причащаются священники. Настоящее правило учит порядку молитв, как они должны совершаться; и говорит, что прежде совершается молитва об оглашенных, потом приносится молитва о тех, которые находятся в покаянии, и после сего молитва верных; потом бывает мир и целование, и таким образом совершается святое приношение и причащаются внутри алтаря одни священники. Вальсамон . Оглашенными называются готовящиеся ко крещению, а находящимися в покаянии – те, которые за какое-нибудь согрешение подвергнуты епитимии; верными – удостаиваемые и святого причащения. Таким образом оказывается, что в тогдашнее время в божественном священнодействии имело место какое-то другое последование; и поэтому отцы определили здесь постановленное. А так как ныне это переменено на другое последование, то нет нужды представлять толкование этого. А мир бывает между епископами посредством целования; ибо целование есть знак любви, а за любовью следует мирствование. Заметь, что и настоящим правилом одним посвященным предоставляется приобщаться внутри алтаря. А о том, чтобы миряне не входили в алтарь, прочти 69е и 70е правило 6го собора и настоящего собора 44е правило . Славянская кормчая . Яко подобает своей прежде беседы епископом о оглашеных молитву творити, о иже в покаянии сущих. И тем изшедшем подрукою и отступльшем, тако верным молитвам 3м быти. Единой убо первее с молчанием. 2ю же и 3ю с возглашением исполнити, и потом мир подати епископу попом: тогда и простым людем мир подати, и тако святое приношение совершити. И единем подобно есть святительским входити во алтарь и приобщатися. Толкование . Особ прежде поучив оглашеные, и молитву о них сотворив егда изыдут оглашении из церкви, о сущих в покаянии молитву сотворити. И тем приступльшим под руку его, и тако отшедшем, бывают о верных три молитвы. 1я втайне. 2я и 3я со гласом совершается. И тако мир дается. Егда же презвитери мир дадут епископу, тогда и мирстии человецы дают мир, и тако святую службу совершают. Единем же священником достойно входити в жертвенник, и причащатися.

http://azbyka.ru/pravo/laodikijskij-sobo...

Реферат проф. М.А. Остроумова очень интересен и важен в вопросе о происхождении сборников с кратким текстом правил. Он оказывает большую услугу и в решении нашего вопроса о правилах Лаодикийского собора – со стороны грамматической формы их изложения. После объяснения происхождения и значения этой формы, данного в реферате проф. Остроумова, уже нельзя ставить этой формы в предосуждение правилам Лаодикийского собора и говорит, будто до нас совсем не сохранилось правил Лаодикийского собора и будто в частности из 13 правила сего собора в его настоящем изложении мы не можем почерпнуть никакого определенного понятия о том, что постановил Лаодикийский собор об участии мирян в выборах кандидатов на священство. Если же г. Заозерский утверждает противное, если он полагает и считает непреложной истиной, что 13 правило Лаодикийского собора не есть правило, содержащее определенную каноническую норму, как думали доселе, а есть бессодержательный заголовок утерянного правила, то, если угодно, это действительно научная новость, но новость особого рода, которой место в области научных курьезов. II. Рассуждение о внешней форме изложения 13 правила Лаодикийского собора велось г. Папковым под руководством и защитой проф. Заозерского с тою целью, чтобы опорочить неприятное им правило и, если можно, свести значение его к нулю. Они держатся мысли, что в настоящем своем изложении это правило не содержит в себе определенной канонической нормы и даже не дает определенной мысли. Такое мнение вызвало основательные возражения против себя со стороны проф. Остроумова и г. Барсова. Гг. Папков и Заозерский хотя и пытались отстаивать свое мнение, но тщетно; против очевидности спорить нельзя. В самом деле, если бы в 13 правиле Лаодикийского собора было сказано только буквально: «о выборах на священные степени», то это был бы заголовок правила, ничего определенного не говорящий. Но в 13 правиле Лаодикийского говорится, что выборы в священные степени нельзя вверять (положим) сборищу народа. Тут мысль есть. Если бы было сказано, что можно поручать выборы сборищу народа, то мысль была бы другая, противоположная первой. Можно ли же говорить, будто в настоящей редакции изложения 13 правила Лаодикийского собора не содержится никакой определенной нормы? Если и есть в 13 правиле Лаодик. собора в его настоящем изложении неясность, то она зависит не от косвенной речи, а от неопределенного значения слова τοις οχλοις а также слова εκλογη. Значит для выяснения мысли 13 правила Лаодик. и нужно только постараться определить надлежащим образом значениие этих терминов. С этого и должны были начать свою работу гг. Папков и Заозерский. Все, что говорилось ими о косвенной речи изложения 13 правила Лаод. собора, как о недостатке изложения, препятствующем уразумению смысла правила, не касается существа дела и есть праздная и забавная игра в открытия, особенно для той практической цели, для которой предприняли свои «учения изыскания» упомянутые авторы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Затем во многих древних рукописях вслед за этой надписью идет пояснение такого рода: « γα συνδος κατ Λαοδικεαν τς Φρυγας Πακατινης συγκροθεσα κ διαφρων παρχιν τς Ασιανς, ρους ξθετο κκλησιαστικος, ς ποττακται (Beveregii. Pandectae canonum. Oxonii. 1672. t. II. Annotationes in canones. p. 193. – Ραλλη Σνταγμα PaXXrj Eo-fcayfia. t. III. p. 171.– Pitra. Juris ecclesiastici graecorum historia et monementa. t. I.p. 494. Бенешевич. Древне-славянская Кормчая XIV титулов без толкований. т. I. вып. 2. Спб. 1906. стр. 267). Это объяснение удержал в своем переводе Дионисий Малый, у которого читается: Sancta synodus, quae apud Laodiceam Phrygiae Pacatianae convenit ex diversis regionibus Asiae, deficiones exposuerit ecclesiasticas, quae subter annexae sunt. По-русски: Святый собор, собравшийся во Фригии Пакатианской из разных стран Азии, изложил церковные определения, которые ниже сего прилагаются. Это пояснение не оставляет никакого сомнения насчет того, что положения, следующие за надписью и пояснением, и есть настоящие соборные определения. Затем, каждое из последующих положений называется правилом (κανων) первым, вторым и т. д. Первое (говорит) о том, что (περ το) свободно и законно соединившимся вторым браком по прошествии известного времени должно по снисхождению даровати общение. Двенадцатое правило о том, что епископов следует поставлять на церковное начальство по суду митрополитов и окрестных епископов. Тринадцатое правило говорит о том, да не будет позволяемо сборищу народа избирать имеющих произвестись во священство. Таким образом все изложение постановлений Лаодикийского собора от начала до конца в своем целом внушает нам, что здесь пред нами самые правила этого собора, а не что-нибудь другое. Но этому препятствуют, говорит г. Папков в одно слово с проф. Заозерским, начальные слова текста – περ το. Не будь их, текст обратился бы в правило; присутствие же их служит признаком, что это только заголовок. Но ужели же эти два слова имеют такое важное значение, какое придает им г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010