Разделы портала «Азбука веры» Об условиях поставления епископов и требованиях к ним. О том, чтобы епископы поставлялись на церковное начальство по решению митрополитов и окрестных епископов, при условии, если они с давнего времени испытаны в разумении веры и жительстве, сообразном с правым разумом. Περ το τος πισκπους κρσει τν μητροπολιτν κα τν πριξ πισκπων καθστασθαι ες τν κκλησιαστικν ρχν, ντας κ πολλο δεδοκιμασμνους ν τε τ λγ τς πστεως, κα τ το εθος βου πολιτε. Толкования Зонара . В древности избирал епископов городской народ. Но поскольку от этого происходили смятения; то по этой причине решения о поставлении епископов предоставлены епископам каждой области. Правило присовокупляет и то, каковы должны быть производимые во епископы, именно с давнего времени испытанные в слове веры, то есть имеющие правую и здравую веру, или и иначе, то есть которые упражнялись в слове веры и искусны в сем. Ибо великий Павел в послании к Тимофею говорит, что желающий епископства должен быть учителен ( 1Тим.3:2 ). А в послании к Титу: держащийся вернаго словесе по учению, да силен будет и утешати во здравем учении, и противяшыяся обличати ( Тит.1:9 ). Таковые качества в слове веры правило предписывает иметь тому, кто будет поставлен на епископство; а в образе жизни, то есть в поведении жизни, он должен быть самый справедливый, не коварный и не исполненный злобы, но и в этом отношении испытанный и такой, о котором известно, что жизнь его правая, и нрав и поведение безукоризненны. Аристен . Наиболее испытанный в вере и житии и наиболее разумный пригоден на епископство. Ибо епископ должен быть испытан и по вере и по правой жизни. Вальсамон . И настоящее правило запрещает черни избирать епископов; и определяет, чтобы поставляли их митрополиты и епископы. Повелевает также, чтобы они были люди испытанные и по учению, и по жизни. Славянская кормчая . Епископу подобает быти в словесех божественых писании премудру. Иже в вере и в житии и в словесех искусен, строен есть на епископство. Толкование . Подобает убо епископу, искусну быти в правоверии и в непорочне житии, и в словесех божественых писаний премудру. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 8  чел. Всего просмотров 550 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/laodikijskij-sobo...

Разделы портала «Азбука веры» О запрете епископам и пресвитерам совершать Таинство Евхаристии в домах. О том, что не должно епископам или пресвитерам совершать Приношение в домах. τι ο δε ν τος οκοις προσφορν γνεσθαι παρ πισκπων πρεσβυτρων. Толкования Зонара . Молиться верным нигде не возбранено – ни в домах, ни на полях, ни на всяком месте владычества Его; а совершать приношение, то есть, совершать проскомидию (προσκομιδν ποιεν) должно только в храме и в алтаре. Итак, правило не дозволяет делать этого ни епископам, ни пресвитерам. Аристен . Епископ, или пресвитер, не должен совершать приношения в доме. В доме бескровная жертва не совершается ни епископом, ни пресвитером; но должно приносить в кафолической церкви. Впрочем, 31е правило 6го собора Трулльского дозволяет с ведома епископа совершать литургию и в молитвенных домах, находящихся внутри домов, крещения же ни под каким видом; но должно в кафолических и только в кафолических церквах удостаивать пречистого просвещения тех, которые желают креститься, как говорит 59е правило того же собора. Вальсамон . Это дозволено новеллою императора господина Льва Мудрого . Прочти еще 6го собора 31е и 59е правила. Славянская кормчая . 57. Епископ или пресвитер в дому просфиры да не приносит. Толкование . Во дворех бескровная жертва не свершается, ни от епископа, ни от пресвитера: но в соборней церкви подобает приносити просфиру, сиречь служити. Обаче, 31е правило 6го Вселенского собора иже в Трулле Полатнем прощает с повелением епископа и в сущих во дворех молебных храмех, рекше, церквицах, службу творити: крестити же кого отнюд не повелевает, но токмо в единех соборных церквах, пречистого сподоблятися просвещения хотящим креститися, якоже, 59е правило тогожде 6го собора повелевает. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 8  чел. Всего просмотров 550 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/laodikijskij-sobo...

   гипертрофией рационалистической заносчивости, обольщающей и самого изобретателя ереси и увлеченных им учеников, неким новым разъяснением тайны откровения, кажущимся упрощением, а на самом деле оказывающимся упразднением, разрушением догмата. Как и все догматы, догмат о Богочеловеке, есть превышающая наш «арифметический» разум тайна. Но эта тайна есть богооткровенный и богоданный нам факт, т. е. непреложная, неотменяемая истина. Вот уж воистину cest à prendre ou à laisser. Когда наш малый разум — ratio, не постигающий и тайны мирового бытия и тайны нашего собственного я, воображает, что он их как-то постиг, и затем смело врывается внутрь тайны догмата, разбивает грани его кристаллического очертания — определения, он творит варварское насилие над тайной, «сходит с ума» и в сумасшедшем экстазе кричит «эврика»! Так под чарами обольстителя наши прародители впали в иллюзорный восторг «еже разумети». Есть пророческий восторг от Духа Святого, и есть лжеблагодать от «духа лестча». Надо иметь дар различения духов... от Бога ли они?» (I Кор. 12:10). Бедный умник Аполлинарий Лаодикийский, сочинив свою «аполлинаристскую» ересь, упростившую (т. е. разрушившую) тайну Богочеловека, в «лжеблагодатном» восторге приписал к тексту своих толкований преискреннее самоизлияние: «О новая вера! О, божественное смешение: Бог и плоть составили одну природу!» Чтобы не соскользнуть в эту манящую бездну лжеразума и не полететь в обольстительном восторге на крыльях демонов (Мф. 4, 6), Халкидонский собор поставил в христологическом оросе как будто простенькие перегородки, барьер, предохраняющий от срыва в бездну ересей. Барьер очень тонкий, едва заметный, кружевной, состоящий всего из четырех отрицаний. Но платоническая и неоплатоническая философия хорошо вышколила гносеологически головы членов комиссии. Они знали, что только так человеку дано рассуждать об абсолютном и непостижимом. А пройденный опыт подтверждал, казалось, простенькую школьную директиву. Комиссия начертала: 1) «Неслитно» — συγχτως — ибо крайние монофисты вливали воду плоти в огонь божества, и она испарялась, пропадала, или же, как трава сгорала, оставалась только огненная стихия природы божественной, т. е. «одна природа». 2) «Непревратно — τρπτως — ибо для более лукавых, яко бы умеренных монофизитов человечество испревращалось в своем существе, теряло свою реальность, становясь только кажущейся оболочкой. 3) «Неразделимо — διαιρτως» -, а у несториан две природы рядом подлеположены лишь в иллюзорном объединении. 4) «Неразлучимо — χωρστως», а у маркеллиан в день последнего суда Богочеловек отлучит от Себя, покинет в ничто отслужившую Ему роль человеческую природу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

2005. С. 339). Кроме того, в сборнике встречаются правила, идентичные или близкие по содержанию, напр. 10-е («Не должно церковным, без разбора, совокупляти детей своих брачным союзом с еретиками») и 31-е («Не подобает со всяким еретиком заключати брачный союз, или отдавати таковым сынов или дщерей, но паче брати от них, аще обещаются христианами быти»), а также 9-е («На кладбища всяких еретиков, или в так именуемые у них мученические места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы...») и 34-е («Всякому христианину не подобает оставляти мучеников Христовых, и отходити к лжемученикам, которые, то есть, у еретиков находятся, или сами еретиками были...»). Близки по содержанию правила 22 («Не должно низшему служителю церковному орарь носити, ни двери оставляти») и 43 («Не подобает слугам церковным и на малое время оставляти двери, дабы в молитвословии упражнятися»). Наиболее вероятным объяснением наличия дублей в сборнике канонов Л. С. является предположение о его составном характере. Подобная ситуация была характерна для периода становления канонического права правосл. Церкви Востока. Компиляцией, напр., является сборник канонов, приписываемых Карфагенскому Собору 419 г.: в действительности в сборник вошли каноны большого числа Карфагенских Соборов III-VI вв. Не исключено, что подобным образом и правила Л. С. являются обобщением фригийского церковного законодательства ( Петр (Л " Юилье). 2005. С. 339). Вместе с тем в отличие от Карфагенских Соборов сведений о др. Соборах в Лаодикии не сохранилось. Каноны Л. С. охватывают широкий круг тем, среди к-рых преобладает тема взаимоотношения правосл. христиан с инаковерующими. Правила 6, 31-34, 37-39 содержат запреты евхаристического, молитвенного и даже бытового общения с иноверцами (иудеями и язычниками), еретиками и раскольниками. 7-е и 8-е правила посвящены присоединению к Церкви крещенных в еретических или раскольнических общинах. 7-е правило предусматривает присоединение через Миропомазание (впосл. 2-й чин присоединения к Православию ) новациан, фотиниан, тетрадитов (четыредесятников), а 8-е правило предписывает перекрещивать (впосл.

http://pravenc.ru/text/2463109.html

Разделы портала «Азбука веры» О запрете служить заклинателями лицам не поставленным епископом. О том, что те, которые не были произведены епископами, не должны заклинать ни в церквах, ни в домах. τι ο δε φορκζειν τος μ προαχθντας π πισκπων, μτε ν τας κκλησαις, μτε ν τας οκαις. Толкования Зонара . Ha основании 10-го правила Антиохийского собора, хорепископам предоставлено между прочим производить и заклинателей . Каким же образом здесь правило говорит, что не должны делать заклинаний те, которые не произведены епископами? И так говорят, что и хорепископы имеют чин епископов, почему и 14е правило Неокесарийского собора говорит, что они представляют образ 70-ти Апостолов, а 8е правило Антиохийского собора дозволяет им давать мирные письма, что принадлежит епископам. Аристен . He произведенный епископом не заклинает. И заклинатели, как и прочие члены клира, принимают производство от епископа. И так кто не произведен на таковую степень епископом, тот не может совершать заклинаний ни в домах, ни в церкви. Вальсамон . Некоторые брались заклинать, то есть оглашать неверных, не приняв этого чрез епископское руковозложение; и когда обвиняли их, то они представляли, что делали это не в церкви, а в каком-нибудь доме, а этим хотели устранить от себя обвинение. Итак, отцы говорят, что и производить заклинания есть церковная служба и никто нигде не должен сего делать, если не будет произведен от епископа. Исключи мне заклинателя, произведенного хорепископом; ибо и этот правильно будет оглашать, хотя и не произведен от епископа, ибо ты узнал из 10-го правила Антиохийского собора, что хорепископ может производить и заклинателя. Славянская кормчая . He заклинает кто, аще не будет от епископа поставлен. Толкование . Заклинатели от епископа приемлют поставление, якоже и прочие священнического чина. Аще убо не поставлен будет от епископа в степень, заклинати не может ни в домех, ни в церкви. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 13  чел. Всего просмотров 550 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/laodikijskij-sobo...

Разделы портала «Азбука веры» О необходимости пресвитерам оказывать епископам подобающую их сану честь. О том, что не должно пресвитерам прежде входа епископа входить и садиться в алтаре, но должно входить с епископом, если только нездоров или находится в отъезде епископ. τι ο δε πρεσβυτρους πρ τς εσδου το πισκπου εσιναι κα καθζεσθαι ν τ βημτι, λλ μετ το πισκπου εσιναι πλν ε μ νωμαλοη ποδημο πσκοπος. Толкования Зонара . Лицами посвященными должно быть соблюдаемо всякое благочиние; a то обстоятельство, если прежде епископа, имеющего войти в алтарь, входят пресвитеры и сидят там, и его оставляют одного, или допускают, чтобы он входил несколько после них, есть безчиние и служит к уничижению архиерея; почему правило возбраняет это. А определяет, что священники должны входить вместе с епископом, разве только кто немощен, то есть, болен и не может стоять долго. А когда архиерей находится в отсутствии: то не служит к уничижению его, если некоторые из священников войдут в алтарь, может быть, прежде прочих. Аристен . Пресвитер не входит в алтарь прежде епископа и не садится. Когда присутствует епископ и участвует в служении: то прежде входа его пресвитер не должен входить в алтарь и садиться; ибо это есть безчиние и замешательство. Вальсамон . Благочиние прекрасно и повсюду, а еще более среди посвященных. Посему отцы и запрещают пресвитерам пренебрегать епископа и прежде его входа входить в алтарь и садится; но повелевают входить вместе с епископом. Но как бы кто указал на немощь, или отсутствие епископа: то ввиду сего отцы сказали, что такая причина основательна, и не припятствуют священнику входить в алтарь прежде. Славянская кормчая . 55. Пресвитер во алтарь прежде епископа, да не внидет, ни сядет. Толкование . Пришедшу епископу и служащу в церкви, прежде того входа, да не внидет пресвитер во алтарь, ни сядет; се бо бесчиние есть, и смятение. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 13  чел. Всего просмотров 550 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/laodikijskij-sobo...

Разделы портала «Азбука веры» О запрете молиться с еретиками О том, что не должно молиться вместе с еретиками или раскольниками. τι ο δε αρετικος, σχισματικος συνεχεσθαι. Толкования Зонара . Если верные не должны есть, или молиться вместе с еретиками, или принимать от них благословение, то еще более не должны заключать с ними брак и отдавать им в супружество сыновей, или дочерей; ибо они научат их своему зломыслию и совратят из правой веры в развращенные свои мнения. А если еретики хотят отдать в супружество верным своих детей, обещая из неверных сделаться христианами, или от развращенных учений перейти в православие, – в таком случае это дозволяется настоящим правилом. А слова: « не подобает со всяким еретиком заключати брачный союз », не так должно понимать, что со всяким не должно, а с некоторыми должно; но одним разом вообще отцы запрещают это, потому что правило почти что говорит, что ни с одним еретиком не должно заключать брачного союза. Это – особенность Писания; ибо Давид говорит: не убойся, егда разбогатеет человек, яко внегда умрети ему, не возмет вся ( Пс.48:17–18 ). Итак, что? Что-нибудь по крайней мере возьмет? Конечно, ничего. И в другом месте: еда не всуе создал еси вся сыны человеческия ( Пс.88:48 )? А кого-нибудь создал всуе? Никто не скажет этого. Так должно понимать и здесь выражение: « со всяким ». Таково и выражение: да не внидеши ко всякому ближнему плоти твоея . А еретиками называются те, которые погрешают о вере; раскольниками же те, которые относительно веры и догматов здраво мыслят, но по некоторым причинам отдаляются и устрояют свои отдельные собрания. Аристен . He отдавать детей в супружество еретикам должно, но брать от них, если обещают быть христианами. Брать у еретиков детей, если они дают обещание быть христианами и сочетать их в общение брака с детьми христиан дозволено. А отдавать христианских детей для сочетания с еретиками запрещено во многих правилах. Аристен . Благословения еретиков суесловия. He должно принимать приносимого еретиками; ибо это скорее суесловия, чем благословения.

http://azbyka.ru/pravo/laodikijskij-sobo...

Разделы портала «Азбука веры» Повеление периодевтам и пресвитерам ничего не творить без воли епископа. О том, что в малых городах и селах должно поставлять не епископов, но периодевтов, а поставленным прежде ничего не делать без воли епископа города. Таким же образом и пресвитерам ничего не делать без воли епископа. τι ο δε ν τας κμαις κα ν τας χραις καθστασθαι πισκπους, λλ περιοδευτς τος μν τοι δη προκατασταθντας, μηδν πρττειν νευ γνμης το πισκπου το ν τ πλει σατως δ κα τος πρεσβυτρους μηδν πρττειν νευ τς γνμης το πισκπου. Толкования Зонара . Архиерейский сан досточтим; а быть епископам в малом городе, или в селе, где нет города и людей немного, это легко ведет к уничижению архиерейства. Почему это и запрещается сим правилом; тоже постановлено и в 6м правиле Сардикийского собора; а повелевается в малых градах и селах быть периодевтам . A периодевтами называются потому, что, не имея собственной кафедры, они обходят и наставляют верных. Если же некоторые, говорит правило, поставлены в таковые места епископами прежде этого правила, то они ничего не должны делать без ведома городского епископа, от которого приняли хиротонию. Также и пресвитеры, по словам правила, ничего не должны делать без ведома своего епископа. Аристен . В малый град, или в село не поставляется епископ, но периодевт; а если кто поставлен, то не должен распоряжаться ничем без епископа города. В каком-либо селении, или и в малом городе, в котором достаточно и одного пресвитера, не необходимо быть епископу, дабы не уничижалось имя епископа; но должно посылать в них для исправления душевных погрешностей периодевтов, которых ныне называют и экзархами. А если какие ранее были: то хотя чести они не должны быть лишены, но епископского не должны производить ничего без ведома епископа того города, которому подчинены эти села. Вальсамон . Другими правилами определено доставлять в селения и местечки хорепископов и пресвитеров; a настоящее правило повелевает быть периодевтам, а не епископам, дабы не могло подвергнуться уничижению архиерейство, когда село, в которое поставлен епископ, не имеет множества людей в честь Бога и архиерейства.

http://azbyka.ru/pravo/laodikijskij-sobo...

Так предписывает правило. Этим разрешается великое возражение тех, которые говорят, будто лица, имеющие только пострижение чрез архиерейское руковозложение и еще непричтенныя к клиру, не суть клирики, так что они имеют право опять обращаться в мирское звание. Ибо совершенно ясно открывается, что как скоро кто примет руковозложение пострижения от архиерея, он тотчас делается клириком, так как ему дозволяется и читать на амвоне. А мне кажется, что и тот, кто просто облекся в черную одежду с целию вступить в клир, не может сложить с себя это одеяние, ибо изъявил намерение посвятить себя Богу, и потому не может нарушить своего обета Богу, и насмеяться над святым образом, подобно позорищным, что именно много раз я говорил и относительно монахов; а о тех, которые облеклись черные одежды с пением трисвятого, говорю решительно, что они не могут переменить одежды. Правило говорит, что всякий игумен, утвержденный архиереем, если он священник, имеет право делать чтецами монахов в своем монастыре и только в своем; по этому некоторые спрашивали: вместе ли с производством во игумена дается ему право совершать это, и без нарочитого разрешения архиерея? И некоторые говорили, что за руковозложением игуменства без особого указания следует и это, потому что правило не прибавляет более ничего; для подтверждения своих слов они пользовались и 24м правилом Лаодикийского собора. А другие напротив полагали, что, поскольку и чтец есть клирик, то он необходимо должен быть поставляем с руковозложением епископа, или с его дозволения; почему и игумен тогда может совершать в своем монастыре производство во чтеца, когда и это будет ему дозволено архиереем его. Ибо если не скажем этого, то по необходимости признаем за ним право без архиерейского дозволения принимать и исповедь монахов своих и других, что невозможно. Ибо только архиереям и тем священникам, которые от них получат дозволение, предоставлено свыше вязать и решить. А когда с противной стороны сказали, что если требуется на это для игумена еще особенное дозволение местного епископа, то предоставленное игумену правилом обращается в ничто; те со своей стороны отвечали, что и таким образом дается игумену большое право; ибо когда ни один священник не может совершать производства во чтеца, хотя бы было дозволено это архиереям, указанные игумены по архиерейскому определению совершают это, что и есть особенное преимущество.

http://azbyka.ru/pravo/sedmoj-vselenskij...

Свобода борьбы партий А.В.Карташев. Вселенские соборы (оглавление) Осенью 363 г. возвращается в Антиохию Мелетий и собирает собор. Откликаются на призыв 27 епископов. Мелетий просто и прямо предлагает им декларировать, что они держатся веры Никейского собора 325 г. Следовательно, это было актом простого присоединения к решению прошлогоднего Афанасиева Александрийского собора 362 г. B соборный акт свой Мелетий вносит и самый текст Никейской веры с толкованием «омоусион» в том смысле, что Сын рожден от существа (ек тис усиас) Отца и подобен Отцу по существу (ομοιος κατ ουσιαν τω Πατρι). «И слово «усиа» принято не от язычников , a для отвержения «из несущего» нечестивого Ария (очень остроумная защита!) и — новых еще более бесстыдных и дерзновенных аномеев .» Тут были епископы, бывшие ставленники Акакия Кесарийского (как сам Мелетий или Пелагий Лаодикийский). Был и сам Акакий. Но не закричал «караул!,» а... подписался под постановлением, т.е. под Никейской верой (!!!). Такова картина честности людской, и епископской в частности, особенно яркая в смутные времена . Деяния собора были направлены к новому императору Иовиану. Может быть, потому и «струсил» Акакий. Св. Афанасий должен был бы радоваться этому новоникейству. Но такова сила предубежденности и влияния усердных наушников, что и сам Афанасий в письме к новому императору спешит предупредить его против Антиохийских отцов: «Они принимают вид, что исповедуют Никейскую веру. A в действительности отрицают ее, перетолковывая единосущие .» Даже арианами называет их Афанасий. Почему такая глубина недоверия? Это можно отчасти объяснить тем, что ведь под православным соборным постановлением 363 г. Мелетия стоит циническая подпись Акакия. Эта «переметная сума» могла испортить репутацию искренности любому документу, под которым она поставлена. По кончине Иовиана Сенат и армия избрали императором старого генерала Валентиниана (364-375). Хотя романтик язычества Юлиан и уволил со службы Валентиниана как христианина, но сам Валентиниан религиозно был прохладным и толерантным. Он был только политиком. Для разделения забот об управлении империей он разделил ее по-старому на две половины. Для всего Запада столицей (в смысле военного штаба) назначался Медиолан, a для Востока — Константинополь. Но сама территория западной империи, по привычному римскому пониманию, доходила на востоке до близкого соседства с Константинополем, включая в себя все придунайские страны на Балканском полуострове — всю Фессалию, Фракию, Македонию, Истрию, Далматию, Паннонию. A территория восточной империи почти вся простиралась в пределы Азии и Африки: Фракия, Малая Азия, Сирия, Египет. Управление Востоком Валентиниан возложил на своего брата Валента (364-378).

http://sedmitza.ru/lib/text/435059/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010