Выше мы заметили, что г. Гардгаузен неточно и неполно приводит в своём Каталоге приписки к описываемым им рукописям и этим самым вносит в свой учёный труд неточности и даже ошибки при определении дат рукописей. Теперь то же самое мы должны сказать относительно заглавий рукописей и перечня статей, входящих в них. Отсутствие указанных качеств в данном случае наводит лиц, пользующихся Каталогом г. Гардгаузена, на заключения относительно интереса и важности описываемых им рукописей ошибочные и даже совершенно несогласные с настоящей действительностью, которая открывается лишь после непосредственного знакомства с рукописью, а посему для науки далеко небезразличные. Так, например, только что упомянутую рукопись 1099 г. 741 он обозначает в Каталоге следующим образом: Τριδιον ποημα ωσφ κα Θεοδρου (pag. 161), тогда как в действительности заглавие её читается так: ρχ σν Θε το Τριωδου τς γας τεσσαρακοστς μχρι τς κυριακς μεγλης ποημα ωσφ κα Θεοδρου. Это полное заглавие настоящей рукописи в научном отношении гораздо важнее, чем сокращённое в Каталоге г. Гардгаузена. Оно не только говорит о творцах канонов и стихир постной Триоди, что можно встречать весьма частой в других рукописях, но и об объёме постной Триоди, что гораздо важнее, и что очень редко можно видеть в памятниках. Из настоящего заглавия ясно, что Постная Триодь 1099 года по объёму вполне тождественна с Триодью, ныне у нас принятой в церкви, тогда как у греков и у нас в старину Постная Триодь оканчивалась пятницей шестой недели поста, а с субботы Лазарева воскресенья или цветоносия начиналась уже Цветная Триодь, и самое своё название получившая от названия этой субботы. Заглавие бомбицинного Типикона 1214 года 1097, приведённое г. Гардгаузеном в таком виде: Τυπικν κατ τν τπον τς λαρας – το... Σββα (pag. 222), дало вам основания думать, что в этой рукописи мы имеем Типикон, изложенный по чину лавры преп. Саввы Освященного, и что он сходен с Типиконом из библиотеки патриаршей иерусалимской с заглавием: ρχ σν Θε γ το Τυπικο, περιχον(τος) τν πασαν κολουϑαν κα διταξιν τς κκλησας, γινομνη(ν) π σου πατρς μν Σββα το χαϑηγητο τς ρμου κα γιασμνου.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

По сравнению с армянскими лекционариями в рассматриваемом сборнике мы находим дальнейшие изменения, какие с течением времени испытало иерусалимское богослужение при сохранении в то же время своей древней основы. Начнем опять таки с богослужения подвижных дней. 40-ца в нашем памятнике предваряется мясопустной неделей. Для нее положены на утрени 3 Евангелие Мф. 5:17–48 (6, 7 и 3 заповеди и о любви к врагам в Нагорной проповеди ), а на литургии – Лк. 7:36–50 (Господь на вечери у Симона фарисея). В сырную неделю утреннее Евангелие Лк. 12:32–40 (заповедь бодрствовать в ожидании пришествия Господа), на литургии же – наше (лишь несколько длиннее: Мф.6:16–33 ). 1 неделя поста: Мф. 7:13–29 (конец Нагорной проповеди) и Мф. 6:1–15 (о милостыне, молитве и прощении обид); 2 неделя: Мф. 22:1–14 (притча о браке царского сына) и Лк. 15:11–32 (притча о блудном) 4 ; 3 неделя: Мф. 20:1–16 (притча о работниках в винограднике) и Лк. 18:9–14 (притча о мытаре и фарисее); 4 неделя: Мф. 21:33–46 (притча о злых виноградарях) и Лк. 10:25–37 (о милосердном самарянине); 5 неделя: Мф. 23:1–39 (обличительная речь Господа книжникам и фарисеям) 5 Лк. 16:19–31 (притча о богатом и Лазаре) 6 и Ин. 9:1–38 (о слепорожденном). Как видим, для 40-цы в Иерусалим избраны едва ли не самые трогательные, в смысле побуждения души к покаянию, зачала: этим иерусалимская система сильно отличается от константинопольской, назначающей для данного периода, за исключением приготовительных дней, большую часть чтений из рядовых зачал Евангелия Марка, которые с удобством можно прочесть во всякое другое время года. Для литургии Лазаревой субботы евангелистарий назначает Ин. 11:1–45 , но пред ним помещено зачало Ин. 11:55–57 (толки евреев, собравшихся на Пасху, о Христе), часть древнего чтения при возвещении Пасхи, с не совсем понятным заголовком: ες τν δπρθεσιν предназначалось ли оно в качестве заключения к Евангелию предшествующей недели (между ними стоит упоминавшаяся выше запись), или же употреблялось при старинном обряде возвещения Пасхи, сказать трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Касательно этого поминовения у нас существуют следующие постановления: 1) По Великим государям Императорам и Императрицам, по Государыне Цесаревне Анне Петровне поминовения, конечно, вместе с заупокойными литургиями, должны быть отправляемы архиереями и настоятелями монастырей всякий раз непременно (за исключением особенно важных препятствий) в показанные (в нарочитом издаваемом от св. Синода реестре) месячные числа, также и в прочих градских кафедральных архиерейских соборах соборне, а равно и священнослужителями ружных и приходских градских церквей в показанные месячные числа, как указано в реестре против каждого имени порознь; 2) По Великим Государям Царям и Царицам и по прочим высоким особам отправление заупокойных служб предоставляется архиереям на их волю, с тем только, чтобы прочие духовные лица этого не опускали. Монастырские же настоятели и священнослужители кафедральных архиерейских соборов должны отправлять означенные поминовения в показанные надлежащим реестром месячные числа, сами неотменно (за исключением основательных причин, в числе коих, между прочим, считаются также присутствие в судебных местах, и учение в училищах). Что до священнослужителей городских соборов, ружных и приходских церквей, то они обязаны совершать показанное поминовение по второму пункту, указываемому в реестрах, помесячно, т. е. сколько в каком месяце показано лиц, тех и поминать в конце каждого месяца за одной панихидой, когда это будет удобнее. Если по какой-либо уважительной причине священник не может совершить помянутой панихиды в требуемое время, то он должен совершить ее в другое подходящее время неотменно. 3) Когда поминовение которого-либо из указанных лиц случится во время великого поста, или в воскресные и праздничные дни, то по токовым надобно совершать заупокойные службы в ближайшие субботы, по обычаю. Наконец, 4) если память которого-либо из этих лиц случится между субботой Лазаревой и Фоминым понедельником, т. е. в неделю Вайи и на страстной и светлой седмице, το заупокойную литургию и панихиды по таковым должны быть совершаемы на Фоминой неделе во вторник (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В противоположность этому Эгерия без всяких сомнений говорит о восьми неделях предпасхального поста в Иерусалиме (Itin., 27:1): «hic octo septimanae attenduntur ante pascha». Эгерия объясняет разницу между про­должительностью поста в ее родной Церкви и Иерусалимской (используя тот же самый аргумент, который приводит Дорофей): исключением суббот и воскресений из числа великопостных дней. Несомненно, Эгерия была свидетельницей того же восьминедельного поста, который Дорофею был известен как «отеческий» и который практиковался в поздних палестин­ских и византийских обрядах. По общему признанию, Эгерия говорит, что в богослужебном плане пост имел все те же элементы в течение всех восьми недель 65 , и единственным отличием непостных недель являлось добавление третьего часа (27:4), отличие, которое могло в лекционарии не отразиться. Считается общепринятым, что свидетельство Эгерии о восьмине­дельном посте – единственное, и что более поздний AL предписывает семинедельный Великий пост 66 . В действительности же AL также свиде­тельствует, не напрямую, о существовании восьминедельного периода поста в Иерусалиме: как отметил А. Рену, в иерусалимском посте, как он представлен в AL, «il faut soustraire les dimanches et vraisemblablement les samedis» 67 . Раз уж воскресенье изымается из счета сорока дней, то пере­ход на восьминедельную систему уже произошел, так как система семи­недельного поста (40 дней плюс Великая неделя) считает воскресенье в числе сорока дней; далее, решающее значение имеет замечание, сделан­ное Рену (ibidem, n. 3), что суббота также изымается. Таким образом, расширение иерусалимского поста с семи до вось­ми недель, по всей видимости, произошло где-то между 350 г. (Кирилл) и началом 380-х (Эгерия). Очевидно, что восьминедельный пост был наложен на семинедель­ную последовательность; фактически два организационных принципа про­должают сосуществовать, в какой-то степени, в позднем палестинском бо­гослужении. Подготовительная восьмая (т.е. первая) неделя поста отражена в богослужебных чтениях в GL, но не в AL. Палестинские, так же как и позд­ние византийские 68 , богослужебные книги, собственно говоря, ограничива­ют tessarakoste до шести недель между Мясопустом и Лазаревой субботой 69 ; в то же время они рассматривают субботы и воскресенья как непостные дни и, соответственно, постоянно упоминают восьминедельный пост­ный период.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

М.С. Красовицкая Лекция 9. Суббота в годовым и седмичном богослужебном круге С субботой связано очень много проблем; редко где субботнее богослужение совершается правильно, в нем много подводных камней, трудностей, к которым надо быть готовым. Материал этот не собран, не скомбинирован. В пособии К. Розанова Устав субботы расписан очень подробно, очень тщательно. В книге владыки Афанасия (Сахарова) о заупокойном богослужении рассматривается не только субботнее богослужение, но в первую очередь субботнее. Есть труды по Триоди, посвященные и чинопоследованиям, и их осмыслению, в частности, книга В. Н. Ильина «Запечатанный гроб и Пасха нетления». В этом и других трудах будет говориться об особенных субботах года, о главных субботах года, – о Лазаревой и Преблагословенной, но вы, к сожалению, пока не найдете статей, обобщающих сведения Типикона, исторические данные, толкования, касающиеся вообще субботнего богослужения и его места в Типиконе. Между тем, это богослужение стоит совершенно особняком. Воскресные службы образуют отдельный тип; есть правила богослужения в будние дни; есть праздники, имеющие один и тот же знак месяцеслова, но суббота – это нечто совершенно отдельное, обладающее столь оригинальными чертами, что ее трудно с чем-нибудь сблизить. Итак, в чем же, собственно, состоит дело? Проблема уводит нас вглубь – конечно же, мы вспоминаем 4-ю заповедь Декалога: «Помни день субботний». Эта заповедь формально не может быть сохранена в христианстве, т.к. главным днем для нас является воскресенье. Это главный праздник года, это главный праздник седмицы, это день неделания мирских дел. В древности он назывался днем Солнца, днем осьмым, т.е. днем, выходящим за рамки тварного мира и времени, принадлежащим будущему веку. Можно говорить о целом богословии воскресного дня. Да, значение этого особенного дня, седьмого дня перенесено на воскресенье, но то же ли самое есть новозаветное воскресенье, что и ветхозаветная суббота? Нет, конечно же, не то же самое. Парадоксальным образом суббота в ее ветхозаветном значении в определенной степени сохраняется в новозаветном богослужении. И воскресенье – это не то, что суббота в контексте Ветхого Завета и тогдашнего богослужения. Здесь, собственно, можно видеть корень противоречия. Это как бы тот «день седьмой», о котором говорит заповедь, но все-таки и не тот день. Суббота потеряла свое прежнее непреложное, абсолютное значение – и все-таки навсегда осталась выделенной в течение седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вербное воскресенье Вербное воскресенье — детский праздник Страдания детей якобы смягчают сердца взрослых. Логика проста. «Мы, дескать, уже лучше не станем и достойны кары, ибо – грешники, но дети-то за что страдают?» Непрочная радость Выходной день, народу немного… Трое мужчин стояли возле входа. Один из них в упор смотрел на меня. В этом взгляде были вызов, презрение и ощущение полной победы. - Мы же не можем его обыскать, если вы не уверены, - сказал сопровождавший меня «мент». – Только документы проверить. Протопресвитер Александр Шмеман: В отсвете Лазаревой субботы и Вербного воскресенья (+Аудио) Как случилось, что тот, кого Бог создал для жизни, кого почтил образом Своей неизреченной славы и красоты, подчинился смерти? И вот его, друга Божия, берут и прячут под камень, ибо он уже смердит, и уже боятся его живые, хотя знают, что всем им без исключения предстоит этот спуск в царство распада и тьмы. И горний ангелов полет Нынче мысль человеческая не от ветки ивовой (вербной лозы) идёт к воспоминанию шествования Христа на ослице в ликующий Иерусалим, а как раз наоборот. Лоза, к сожалению, стала не праздничным атрибутом, а главным действующим символом Входа Господнего в Иерусалим. На исходе сил на пороге Страстной седмицы Мы вступаем сегодня в тяжелые дни: в дни, когда мы вспоминаем Страсти Христовы, в дни, когда и нам будет нелегко приходить в храм выносить долгие службы, молиться. Многие поставят перед собой вопрос: А стоит ли ходить, когда тело так устало, когда мысли разлетаются, когда нет внутренней собранности и настоящего участия в том, что происходит?.. Вербное воскресение: Христос – не президент Пожалуй, самыми искренними по отношению к Христу были дети, те самые, которые встречали его радостными криками и пальмовыми ветвями: им-то как раз не надо объяснять разницу между тугим кошельком и добрым сердцем. Своей искренностью по отношению к Богу дети – как тогда, так и сегодня – показывают нам Его правоту. Как жить, чтобы не стать предателями Господа? Не распинаем ли мы Господа, причиняя ближним своим боль, которая может быть даже неисцельной, которая останется на всю жизнь в их сердцах? Если так - тогда вспомним слова Господни: «Что вы сделали для ближнего, то вы сделали для меня». Да, мы умеем радоваться, мы умеем встречать Господа, но мы также умеем Его предавать.

http://pravmir.ru/tag/verbnoe-voskresene...

Вот так и Лазарево воскресение… А завтра, на «Вход» зазвонят долго и торжественно… И тоже будет сначала вечерня, но уже великая… Это закат «Человека Христа». К нему Он идет. К сему и мы перейдем сейчас… Но в заключение этой главы у меня ставится вопрос. Ад и смерть будут уничтожены Крестом Христовым. Как же ад раньше этого выпустил Лазаря? Пусть хоть и одного, но, значит, «ранее» Искупления? «Без» Искупления еще? Как же это примирить? В ответ на это я встретил в песнопениях следующие мысли: – Страсти знамения и креста Твоего, уверяти хотя (желая), Блаже, адово несытное чрево растерзав, восставил еси яко Бог четверодневнаго (5-й тропарь 4-й песни канона повечерия в пятн. Ваий). И в икосе на Лазарево восстание поется: идем… говорит Господь ученикам, – и Лазарев гроб узрим; тамо бо хощу чудодействовати, совершая креста предначинание и всем подая Божественное оставление… Итак, Господь это сделал в виде чрезвычайного исключения, дабы показать «знамение» (явление) силы грядущего Креста Своего; это есть «предназначена» действия Его смерти… Как бы «предпразднство» Великой субботы, когда Он поразит ад… И здесь суббота… Потом вход – Царское шествие – «воскресение». И чрез неделю, в другое воскресение, – восстание… Но и при всем том нужно принять во внимание, что Лазарь лишь временно избавлен от смерти, для чего и был вызван из ада, временно еще оставлен жить… И живет еще 30 лет, «умирает паки» «и погребается» на Кипре. И следовательно, и он подвергся закону смерти. И он воспользуется Искупительною жертвою Спасителя в свое время, вместе со всеми. …Однако время приступить уже и к сей Всеспасительной жертве. Итак, мы теперь знаем, что нынешнее шествие есть ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПОБЕДОНОСНУЮ ВОЙНУ с «горьким царством смерти». И эта война окончится победоносно – преславным низвержением ада и всеобщим воскресением. И в жизни мы знаем, что народ устраивает торжественные манифестации не только тогда, когда празднует достигнутую победу, но уже и при самом вступлении в войну, при выступлении войск, а особенно при виде вождя выступающего воинства приходит в приподнятое настроение и провожает «грядущих» на войну торжественными кликами. А когда война кончится победоносно, то народ обычно празднует не только день окончательной победы и разгрома врагов, но и начало, день объявления войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Великий пост обмочит хвост (оттепель) . Кто все четыре поста постится, за того все четыре евангелиста. Не мяскай (т. е. не проси мяса), кошка услышит. Даровая суббота, Феодорова, на первой неделе великого поста (курск.) . Неделя средокрестная, перелом поста. Щука хвостом лед разбивает. В среду средокрестной недели кресты пекут (запекая в один из них деревянный крест и засевая хлеб, на счастье того, кому он достанется) . Канун вербного воскресенья: св. Лазарь за вербой лазил. Верба хлест, бей до слез, не я бью, верба бьет и пр. Верба кра сна – бьет напрасно; верба бела – бьет за дело. На вербной мороз – яровые хлеба хороши будут (новг.) . Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут (яросл.) . Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) веткой с вербного воскресенья. Плотва трется в первый раз на вербной; в другой – когда распустится береза; в третий – на вознесенье (южн.) . На Лазареву субботу сеют горох. Лазарь, Лазарь, приди нашего киселя есть (говорят в Лазарево воскресенье) . Когда воскресенье бывает в субботу? Великий пост всем прижмет хвост. В страстную среду обливают скотину снеговой водой. В великий четверток парят кринки можжевелом, чтоб был хороший верх (сливки) . Кто в великий четверток легко и рано встает, встает рано во весь год. В великий четверток стегают скот вереском, чтоб не лягался. Если в великий четверток холодно, то весна холодна до седьмой недели; если дождь – то мокрая. В великий четверток мороз, так и под кустом овес. В великий четверток приговаривают: “Мороз, мороз, не бей наш овес!” Какова погода в чистый четверток, такова и в вознесенье. Калят (жгут, пекут) соль с квасной гущей: четверговая соль целебная. Печная зола со страстного четверга, пятницы и субботы охраняет капусту от червя. В чистый четверток золу выносят в курятник, чтоб куры неслись. Коли в чистый четверток горящие свечи донесены от стояния домой, то будет урожай яровой пшеницы (ворон.) . Свечу от трех заутрень (на пятн., на субб., на воскр.) зажигают при родах.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

То, что название «Четыредесятница» связано с сорока днями поста, является также из того, что далее сказано в Апостольских постановлениях: «Совершайте пост этот прежде поста пасхального [вероятно, имеется в виду пост Страстной седмицы], начиная с понедельника [то есть с Чистого понедельника], оканчивая же в пятницу [накануне Лазаревой субботы]. После этих дней [сорока дней Четыредесятницы], отпостившись, начинайте святую неделю Пасхи, постясь в нее со страхом и трепетом». Четыредесятница очень рано была названа Великой. Это наименование было дано ей не только для того, чтобы выделить ее из других многодневных ежегодных постов, но и для того, чтобы подчеркнуть ее значение: строгость поста и предполагаемого им подвига вообще, а также цель, ради которой он был установлен, то есть нашу духовную подготовку к главному христианскому празднику – Пасхе. 5. Великая Четыредесятница, как известно, начинается с Чистого понедельника. Предшествующий ей период продолжительностью в три недели, от воскресенья мытаря и фарисея, с которого начинается употребление в богослужении Постной Триоди («открывается Триодь», как говорят в Греции), до Недели сыропустной, представляет собой подготовительный период, готовящий нас к вступлению в Четыредесятницу. Чтения Священного Писания и чудесные песнопения, полные умиления и сокрушения, раскрывают перед нами значение истинной молитвы, искреннего покаяния, поста и воздержания. Первая неделя – сплошная, то есть во все ее дни, включая среду и пятницу, разрешена любая пища. Во вторую неделю (от воскресенья блудного сына до мясопустного) любая пища разрешается во все дни, кроме среды и пятницы. В эти два дня положен пост, как и в дни Четыредесятницы. Эта неделя – и особенно третье воскресенье – называется мясопустной, так как в это время мы прекращаем вкушение мяса, то есть как бы прощаемся с ним, делаем ему «отпуст», собираясь вскоре начать пост. Третья неделя начинается с поне­дельника (после Недели мясопустной) и завершается сыропустным воскресеньем. Эту неделю – более известную под именем масленицы – святой Феодор Студит называет «предпостной», а церковные песнопения – «предочистительной» неделей, ибо она по преимуществу готовит нас к вступлению в Четыредесятницу. В эту неделю запрещается вкушение мяса, но разрешается – во все дни – вкушение рыбы, сыра (и всех прочих молочных продуктов) и яиц. Сыропустной Неделей завершается трехнедельный подготовительный период и на следующий день мы входим в Великую Четыредесятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В праздники двунадесятые господские, в число которых входит и Сретение, чтения воскресные опускаются вместе со всей службою воскресною – οδν τν ταστασμων ψλλομεν, λλα πντα ορτς 717 . В недели периода триодного чтения κ προκειμνου βιβλου сохраняют свое место и первенство пред специальными чтениями не только минейными 718 , но и триодными, оттесняя эти последние, по мере их наличности, или на вторую кафизму или на канон 719 . Чтения минейные, в свою очередь, вытесняют в недели этого периода чтения круга триодного по 3 п. канона 720 . В отношении характерного случая сочетания чтений праздника Благовещения с чтениями праздничных дней триодного периода Типикон предусматривает вместе с праздником Ваий также субботу Лазареву, указывая на тот и другой день один и тот же порядок чтений, отмеченный и в Алексеевском Уставе: чтения триодные и минейные сохраняются, но минейные, как и вся служба минеи, т. е. праздника Благовещения, предшествуют чтениям и службе триоди 721 . В первые дни страстной седмицы Типикон указывает порядок противоположный Алексеевскому: чтение и служба триоди предшествуют чтениям и службе Благовещения 722 ; часы в эти дни, равно как и в великий четверг совершаются в келлиях, а чтения на них из четвероевангелия отменяются 723 . В Великий четверг в том же случае сохраняется порядок Алексеевского Устава: чтения праздника Благовещения занимают место на кафизмах, отодвигая чтение великого четверга – слово Златоуста – на канон 724 ; кафизм в этот день вместо одной, положенной обычно в великий четверг, бывает несколько (α στιχολογαι) 725 . Подобное же происходит и в великую субботу: вместо одной 18 кафизмы указываются α στιχολογαι, и на них прежде слова великой субботы Епифания отмечаются еще ναγνσεις – чтения, очевидно, праздника 726 . Последование службы великого пятка замечаний о чтениях в этом случае не имеет 727 . В первый день Пасхи чтение Благовещению, вытесняет собою пасхальное чтение по 6 п. канона 728 . Сочетание нескольких произведений, относящихся к а) нескольким памятям дня или к б) одной, следует правилам Алексеевского Устава: а) чтение как и служба святому под числом предшествуют службам и чтениям других святых того же дня 729 , б) слова предшествуют произведениям житийно-повествовательного характера 730 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010