Вот почему терпение является высочайшим христианским достоинством, наряду со смирением, кротостью, незлобивостью. Ибо все эти качества питают нашу внутреннюю свободу перед лицом утесняющих внешних обстоятельств, порождают духовную независимость и христианское самостояние личности, столь ценимые в человеческом общежитии. Современный нерелигиозный человек тоже стремится к автономии и независимости индивидуального существования, однако эта цель всегда будет оставаться для него недостижимой, потому что она преследуется при помощи греховных средств, путем угождения страстям и потакания своим слабостям и искушениям. «Говорите: слава Богу о всем! Слава Богу, что посылает что потерпеть, ибо это то же, что доставлять случай к заслужению Царствия Божия, которое обетовано терпящим и в терпении благодушествующим. Терпеть терпите, но приложите и благодушие… То от Бога, а это от вас, и будет у вас точка соприкосновения с Господом», — учит святитель Феофан Затворник. Да поможет нам Бог обрести сию великую добродетель и дарует дух терпения рабам Своим по их молитвам! Аминь. О любви. Слово за литургией Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого поста в Успенском кафедральном соборе города Смоленска (28 февраля 2001 г.) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Святой преподобный Ефрем Сирин завершает вторую часть великопостной молитвы прошением ко Господу о ниспослании духа любви, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога (1 Ин. 4, 7). Здесь любовь как величайшая из христианских добродетелей заключает собой перечень этих необходимейших добродетелей: целомудрие, смиренномудрие, терпение… В молитвословии преподобного Ефрема Сирина они предстают как духовные средства, которые нам необходимо употребить для того, чтобы наполнить спасительным содержанием свою внутреннюю жизнь. Эти добродетели действительно помогают сформировать духовное пространство человеческой жизни таким образом, чтобы мы имели возможность наслаждаться полнотой бытия, были счастливы, или, как говорит о том Слово Божие, обрели блаженство. Основным содержанием духовной жизни человека должна стать любовь, делающая полноту существования достоянием личности. Ибо если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13, 1–3).

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

Все это и проясняет тот запутанный вопрос, с которого мы начали разговор в этой статье. Мы сознаем свою греховность, и знаем, что спастись мы можем только через Христа. Но как? Это одновременно и просто, и сложно: «Бдите и молитесь, да не внидите в напасть» (Мк. 14,38). Мы всегда должны находиться в молитвенном ожидании для кого-то единственного, а для кого-то и не единственного жизненного выбора, который определит нашу судьбу и судьбу людей вокруг нас. Причем, вопреки бытующему мнению, сделать сам выбор совсем несложно. Что за выбор между Светом Христовым и тьмой? Трудность в том, чтобы очи нашего сердца были достаточно чистыми и незахламленными сучковатыми бревнами, чтобы в нужный момент распознать Спасителя на фоне миллиона несущественных вещей и событий. Именно ради этого, раз в году мы и пытаемся проводить генеральную уборку нашей души Великим Постом. Дорогие усердные читатели, если Вы дочитали до этого места, у Вас может возникнуть резонный вопрос: «Написав так много о великомученике Феодоре Тироне, что Вы конкретно предлагаете? Мало того, что мы посещаем одну или несколько служб Великого канона, хотя бы одну из Литургий Преждеосвященных Даров, собираемся пойти на Литургию в воскресенье, так, по-Вашему, еще и в субботу надо прийти на службу?! Простите, но не у каждого есть возможность взять отпуск на всю седмицу, а по-другому никак не получится. Да и не везде служат, наверное.» В нашей семье мы давно нашли ответ на этот вопрос. Память Феодора Тирона стала для нас одним из любимых семейных праздников. В этот день мы печем особый ржаной каравай с крестом, символизирующий, что Феодор, как поется в песнопении праздника, «огнем бо всесожжегся, и яко хлеб сладкий Троице принесеся». Конечно же делаем и коливо – пшеничную кашу, заправленную медом и разными сухофруктами. Кроме событий праздника она напоминает нам еще и важнейшие евангельские слова, применимые и к святому великомученику: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.» (Ин 12,24-25) Готовим и другие постные блюда. Перед трапезой поем молебен святому Феодору с чтением канона, текст которого нетрудно найти в интернете. Наш сын всегда с нетерпением ждет окончания первой седмицы ради этого незатейливого, но очень теплого праздника.

http://pravmir.ru/feodor-tiron-razglyade...

Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его, как поклялся он Господу, дал обет Богу Иакова: “Не войду я в шатёр дома моего, не взойду на устланное ложе моё, не дам сна очам моим, и векам моим – дремоты, и покоя вискам моим, пока не найду места Господу, обители Богу Иакова!” Вот, мы услышали о ней в Ефрафе, нашли ее на равнинах дубравных, войдём в обители Его, поклонимся месту, где стояли ноги Его. Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей, – священники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются. Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего. Клялся Господь Давиду в истине и не отречётся от неё: “От плода чрева твоего посажу на престоле твоём; если сохранят сыны твои завет Мой и эти свидетельства Мои, которым научу их, и их сыны до века будут сидеть на престоле твоём”. Ибо избрал Господь Сион, назначил его в жилище Себе: “Это покой Мой во век века, здесь поселюсь, ибо Я избрал его. Добычу его благословением благословлю, нищих его насыщу хлебом, священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются. Там возращу рог Давиду, приготовил Я светильник помазаннику Моему: врагов его облеку стыдом, а на нём расцветёт святыня Моя”. Псалом 132 Се что добро, или что красно? Но еже жити братии вкупе. Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его, яко роса Аермонская сходящая на горы Сионския, яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века. Вот, что так прекрасно или что так приятно – как только жить братьям вместе! Как мvpo на голове, сходящее на бороду, бороду Ааронову, сходящее на кайму одежды его; как роса Аэрмонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь навеки. Псалом 133 Се ныне благословите Господа вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего, В нощех воздежите руки ваша во святая, и благословите Господа. Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю. Вот, благословляйте ныне Господа, все рабы Господни, стоящие во храме Господнем, во дворах дома Бога нашего. По ночам возносите руки ваши ко святыням и благословляйте Господа. Да благословит тебя Господь с Сиона, Сотворивший небо и землю.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bozhestve...

Где же всего ощутительнее являет Господь свой Божественный покров, Свое благодатное и таинственное присутствие, Свою державную помощь, как не во св. храме Своем? Сюда бежит кающийся христианин, подобно жаждущему еленю, устремляющемуся на потоки водные. Для него – радость услышать, когда кто позовет его во храм Божий. «Возрадовался я, когда сказали мне; «пойдем в дом Господень!» Туда восходят племена, племена Господни, по постановлению Израилеву, славить имя Господне. Там стоят престолы дома Давидова». Под домом Господним, под племенами Господними, под постановлениями Израилевыми, под престолами суда, под престолами дома Давидова, разумеется св. церковь Христова, разумеются все уверовавшие в Господа Иисуса, из всех племен и народов, разумеются уставы и законы Господа Иисуса, разумеются свят. престолы, на которых приносится Отцу небесному бескровная, умилостивительная жертва за грехи наши. – В порыве высокого созерцания своего и духовной радости верующий и кающийся христианин изливается в благожеланиях своих церкви Божией: «да будет мир окрест стен Твоих, благоденствие в чертогах Твоих! Ради дома Господа Бога нашего, желаю блага тебе!» ( Пс.121:7, 9 ). Первое чувство у кающегося христианина, когда он возводит очи свои к Господу Богу, и сосредоточивает мысль свою во храме Божием, – это чувство живейшей и полнейшей рабской преданности Господу Богу. «К Тебе возвожу очи мои, живущий на небесах! Как очи рабов устремлены на руку господ своих; как очи рабы – на руку госпожи её: так очи наши к Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас». Так в чувстве искреннейшей преданности своей взывает он ко Господу. – Но этот светлый и радостный взор христианина на Господа вскоре омрачается слезами покаяния и умиления, когда он вспомнит грехи свои. «Помилуй нас Господи, помилуй нас; ибо довольно напитались мы презрением; душа наша наполнилась поруганием от надменных, презрением от гордых». Так вопием мы ко Господу, сознавая нашу греховность, дерзкое нападение на нас врагов наших, и преобладание над нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. (Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня, услышь голос моления моего, когда я взываю к Тебе). Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. (Да приидет молитва моя, как фимиам (дым от ладона), пред лице Твое, возношение рук моих, как вечернее приношение). После этого поются стихи из псалмов, в которых изображается надежда на скорое пришествие Избавителя людей от греха, проклятия и смерти. Вот некоторые из этих стихов. Изведи из темницы душу мою, а исповедатися имени Твоему. Мене ждут праведницы, дóндеже воздаси мне. Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего. Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит. У Господа милость, и многое у Него избавление; и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. (Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние. Из глубины взываю к Тебе, Господи, Господи, услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих. Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, кто устоит? У Господа милость и скорое у Него избавление и Он избавит Израиля от всех беззаконий его). Между этими стихами поются священные песни, называемые стихирами на «Господи воззвах». Одни из этих стихир показывают нам, в чем должен состоять наш истинный пост, побуждают нас к раскаянию в своих грехах и сокрушенной молитве, а в других мы прославляем мучеников, апостолов и других святых, как усердных наших заступников и молитвенников пред Богом. Вот какие, например, поются стихиры: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем... дадим алчущим хлеба и нищия безкровныя введем в домы», «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления: сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Да исправится молитва моя После начала Великого поста мы сугубо молимся и постимся и направляем все наши усилия на познание Божией воли о нашей жизни. Во время вечерни, которая служится вместе с Литургией Преждеосвященных даров, на протяжении Великого поста, мы часто слышим эти стихи из псалма 140: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею – жертва вечерняя». «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе». «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих». «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех». В этих стихах говорится о посте, об уклонении от зла или пустословия, от греховных дел и от злых людей. В них также содержится прошение к Богу уподобить нашу молитву кадилу, дым которого подымается прямо к Нему на небеса во время каждого богослужения. На картинке в клубах кадильного дыма, поднимающегося к Господу, напишите несколько слов собственной молитвы, с которой вы хотите обратиться к Нему (ваши нужды, просьбы о других, слова хвалы и благодарности Ему – то, с чем вы хотите обратиться к Богу). За шесть дней до Пасхи Время Пасхи быстро приближалось – заканчивалось пребывание Господа нашего Иисуса Христа на земле со Своими учениками. Первосвященники и фарисеи старались найти какой-нибудь повод для того, чтобы предать Его смерти. Они часто подходили к Нему и задавали непростые вопросы о Законе и Пророках, пытались искусить Его, вынудить сказать что-либо против Моисея и пророков. Но Господь не отвечал ничего, что было бы направлено против Закона, но являл людям, что Бог желает большего, чем одно только соблюдение установлений Закона. Он хочет, чтобы они переменили желания своих сердец и свои помышления. «Пустите детей приходить ко Мне!» Однажды люди принесли к Нему детей, чтобы Спаситель благословил их. Но ученики говорили с ними весьма сурово и старались совсем не допустить их к Нему. Увидевши это, Спаситель вознегодовал и сказал ученикам: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». И, обняв детей, возложил на них руки и благословил их. И сказал: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Если Господь не построит дома, впустую потрудились строители; если Господь не сохранит города, впустую бодрствовал страж. Впустую для вас встречать рассвет, вставать после сидения, вкушающие хлеб печали, когда Он даст возлюбленным Своим сон. Вот, наследие от Господа – сыновья, награда – плод чрева. Как стрелы в руке сильного, так сыновья изгнанников. Блажен, кто исполнит желание своё через них: не постыдятся они, когда будут говорить с врагами своими в воротах. Псалом 127 Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его. Труды плодов Твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет. Жена твоя, яко лоза, плодовита в странах дому твоего, сынове твои, яко новосаждения масличная, окрест трапезы твоея. Се тако благословится человек бояйся Господа. Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего, и узриши сыны сынов твоих. Мир на Израиля. Блаженны все, боящиеся Господа, ходящие по путям Его. Плоды трудов твоих ты будешь есть, блажен ты, и хорошо тебе будет. Жена твоя, как виноградная лоза плодовитая по сторонам дома твоего; сыновья твои – как саженцы масличные вокруг трапезы твоей. Вот, так будет благословен человек, боящийся Господа. Да благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь блага Иерусалима во все дни жизни твоей, и увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля. Псалом 128 Множицею брашася со мною от юности моея, да речет убо Израиль: множицею брашася со мною от юности моея, ибо не премогоша мя. На хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое. Господь Праведен ссече выя грешников. Да постыдятся и возвратятся вспять вси ненавидящии Сиона. Да будут, яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше, еюже не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти собираяй, и не реша мимоходящии: благословение Господне на вы, благословихом вы во имя Господне. Много раз ополчались на меня с юности моей, – так да скажет Израиль; много раз ополчались на меня с юности моей, – и вот, не одолели меня! На спине моей работали грешники, продолжали беззаконие своё. Господь праведный рассёк шеи грешников. Да постыдятся и обратятся вспять все ненавидящие Сион! Да станут как трава на кровлях, которая, прежде чем её вырвут, засохла: ею не наполнил руки своей жнец и пазухи своей – собирающий колосья, и не сказали проходящие: “Благословение Господне на вас, благословляем вас во имя Господне!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bozhestve...

Еще этот говорил, как пришел другой вестник к Иову и сказал: «Огонь пал с неба [на землю] и сжег овец, и пастухов сжег также; и я один, спасшись, пришел возвестить тебе». Еще этот говорил, как пришел другой вестник к Иову и говорит ему: «Всадники построились тремя отрядами против нас, и окружили верблюдов, и захватили их, и отроков убили мечами; а я один спасся и пришел возвестить тебе». Еще этот говорил, как иной вестник приходит к Иову, говоря: «Когда сыновья твои и дочери твои ели и пили у [сына твоего], брата их старшего, внезапно сильный ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и упал дом на детей твоих, и они скончались; и спасся я один, и пришел возвестить тебе. Услышав такое, Иов встал, разодрал одежды свои, остриг волосы головы своей, (и посыпал прахом голову свою); и, пав на землю, поклонился Господу и сказал: «Сам я нагим вышел из чрева матери моей, нагим отойду и туда. Господь дал, Господь отнял; как Господу было угодно, так и совершилось; да будет имя Господне благословенно вовеки!» Во всем этом, случившемся с ним, ни в чем не согрешил Иов, даже устами своими, и не произнес безрассудного о Боге. Иов 1:13–22 И тотчас, «Да направится молитва моя:» Евангелие от Матфея, зачало 102. Мф 24: 36–26, 2. И прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. ВО СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК НА ПОВЕЧЕРИИ Повечерие совершаем великое и на нем поем трипеснец преподобного Андрея Критского. Глас 2. Песнь 3 Ирмос: Бесплодный мой ум/плодоносным, Боже, во мне яви,/Возделыватель доброго, насадитель благ,/по милосердию Твоему. Кончины время: обратимся наконец –/Христос учит;/ибо Он придет во одно мгновение,/придет и не замедлит,/совершить суд над миром Своим. Внезапность Своего пришествия являя,/Христос сказал,/ что, как при Ное некогда,/нежданная погибель/снова постигнет землю. Открылся чертог,/с ним устроен и Божественный брак,/близко Жених, призывающий нас;/отныне будем готовы! Симонов кров вместил Тебя, Иисусе-Царь,/не вмещаемого всем мipoм,/и женщина грешная мvpoм Тебя помазала.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Жена соображала, что, если Христос исцелил у Симона проказу, то и у нее может исцелить болезнь душевную. И вот, когда Он возлежал за вечерей, она возливает на голову Его миро, стоящее более 300 динариев. За это ученики, а более всех Иуда, вознегодовали на жену, но Христос вступился за нее, чтобы они не уничтожили благого в ней намерения. При этом случае Христос упоминает о Своем погребении, отклоняя Иуду от предательства, жену же удостоивая чести тем, что благое дело ее будет проповедано по всей вселенной. В Евангелии, положенном на утрене Великой среды, повествуется об эллинах, желавших видеть Иисуса, и о словах, сказанных Христом по этому случаю. Чудо воскрешения Лазаря произвело огромное впечатление не только на иудеев, но и на иностранцев, стекавшихся в Иерусалим в большом количестве на праздник Пасхи. Естественно, что они пожелали видеть великого Чудотворца, молва о Котором наполнила всю Иудею. Это желание свое они передали через Апостола Андрея Иисусу Христу. Христос ответил им: пришел час прославиться Сыну человеческому и объяснил необходимость Своей крестной смерти. После этой беседы Христос отошел и скрылся от народа. Столько чудес Он сотворил перед ними, и они не веровали в Него, замечает с горечью евангелист Иоанн и, в объяснение этого грустного явления, приводит пророчество Исайи о том погибельном ослеплении и окаменении людей, на которых не может уже действовать ничто. Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него, прибавляет евангелист, но ради фарисеев, не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, потому что возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию. В стихирах хвалитных и стиховных с одной стороны ублажается женщина, возлившая щедрой рукой миро на Иисуса, с другой –изображается в мрачных чертах нечистая страсть, полонившая душу Иуды и обнаружившаяся в упреке, высказанном им женщине. В литургийном Евангелии этого дня приводится повествование об этой самой женщине, воспоминанию которой посвящена и вся служба великой среды. В этот день литургия преждеосвященных даров совершается в последний раз, прекращается также великое повечерие, не слышится более молитва св.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Бог усмотрит Слово протоиерея Александра Шаргунова на Литургии Преждеосвященных Даров в пятницу 5 седмицы Великого поста 16.04.2021 1358 Время на чтение 9 минут «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя», — молились мы позавчера двадцатью четырьмя покаянными стихирами. Вся Церковь, говорят святые отцы, есть Церковь кающихся и Церковь погибающих. Мы все уже спасены — Церковь исповедует эту тайну, — и в то же время все мы погибаем. И цена нашего спасения должна быть пережита нами на той глубине, на какой она была явлена Самим Спасителем. Сегодняшнее наше слово — о святом пророке Аврааме. Чтение о нем продолжалось за всеми богослужениями этой седмицы. Но о самом главном событии мы слышали сегодня. О том непостижимом и страшном, что произошло с ним после долгого испытания его верности Божиим обетованиям и после их исполнения — рождения возлюбленного сына Исаака. Совершается высшее испытание веры Авраама. в его принесении в жертву Исаака, сына обетования, говорят нам святые отцы, уже прообразуется Голгофа. Эта жертва Авраама должна и нам напоминать о нашей жизни, должна каждого из нас подвергать испытанию, насколько глубока наша вера и верность Богу. Ибо и для нас придет час, когда Божии пути будут не нашими путями. И ответ человека, верного своему Богу, будет для нас непонятен. Кто может в самом деле это понять, что так подобало пострадать и войти в славу Христу — истинному, как говорят святые отцы, Исааку. Потому это и есть испытание, которое превосходит наше разумение, — испытание веры. «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама», — слышим мы в книге Бытия. То есть испытывал его на крепость веры. «И сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я». Единственный ответ человека, который всегда слушает Бога и готов к послушанию Ему. «Бог сказал» — постараемся осознать, что в этих словах Бога присутствует Божия любовь. И в будущем Господь хочет как бы опереться на то, что Он заповедует Аврааму. «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, сына обетования и старости твоей — у тебя нет никого, кроме него, и в нем все твое потомство — этого ребенка, которого ты так любишь, Исаака, имя которого ты произносишь с таким радостным изумлением, и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/16/bo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010