Если же такова Церковь Христова, то очевидно, что вечное спасение только и возможно в той Церкви, которая основана Самим Иисусом Христом – Сыном Божиим. Вне этой Церкви уже нет спасения, ибо нет другого, данного человекам имени под небом, которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:12 ); ибо один только ходатай Бога и человеков – человек Христос Иисус ( 1Тим.2:5–6 ). Только в этой Церкви Христовой и Церкви истинно-апостольской и сохраняется верно и неизменно Божественное учение Господа, и правая вера в Него, потому что она, как Церковь Христова, соблюдает все, что Он ей повелел чрез Своих апостолов ( Мф.28:20 ). Потому же самому и все Богоучрежденные таинства, чрез который каждому подаются Божественные силы к жизни и благочестию (3Петр.1:3), сохраняются, и всякое благообразное и по чину их совершение ( 1Кор.14:40 ) исполняется только в истинно-апостольской Христовой Церкви, потому что здесь только и существует преемственно-действующая Богоучрежденная иерархия. Если в Церкви Христовой неизменно и постоянно пребывает ниспосланный Господом Дух Святый, то кто вне Церкви, в том нет Духа Божия. Не даст Господь Пуха Святаго тому, кто отделяется от Духа Церкви, – кто оставляет церковное собрание ( Евр.10:25 ); ибо если отвергшийся закона Моисея без милосердия наказывался смертью, то сколь тягчайшему, думаете, говорите Апостол, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет ( Евр.10:26–29 ), т.е., кто попирает основанную Кровью Господа Церковь Божию, – кто не почитает за святыню Таинство Тела и Крови Господней, которая есть пролитая за очищение наше Кровь Нового Завета, – кто всегда противится Духу благодати, живущему в Церкви Божией, тот лишает себя надежды на вечное спасение, на будущую блаженную жизнь, тому не будет прощения грехов и в будущей загробной жизни. Хула на Сына Человеческого простится человеку, но хула на Духа Святаго, грех против Духа Святаго, не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем ( Мф.12:31–32 ), сказал Сам Господь Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И вы, возлюбленные, по неведению заблудшие братия наши, раскольники и сектанты, опомнитесь, подумайте наедине пред Богом, что этим великим чудом милосердый Господь, не хотящий смерти грешника, но желающий, «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ), показывает вам ясный путь к истинной вере. Он долготерпеливый стоит у сердца вашего и стучит в него ( Откр.3:20 ), призывая вас к покаянию. Не ожесточайте же более сердец ваших, отбросьте неверие ваше, не искушайте долготерпение Божие, зовущее вас к самовольно вами оставленной, любящей и скорбящей о вас матери Церкви, в которой Господь всегда творил и теперь для вразумления вашего творит такие великие, дивные чудеса! «От всякаго, говорит Господь, кому дано много, много и потребуется» ( Лк.12:48 ). Подумайте же, возлюбленные, как много дает вам милосердие Божие: устами не двух или трех, а устами многочисленных свидетелей-очевидцев вы удостоверяетесь, что, по молитвам к Богу святых Церкви Православной, хромые ходят, слепые прозревают, беснующиеся исцеляются и больные разными недугами получают здоровье. Знайте, что это и для вас, возлюбленные, заблудшие братья, Господь прославляет Свою Церковь , свидетельствуя о святости и истинности ее многими великими чудесами, так что на страшном судище Христовом в неверии своем вы будете безответны, кто бы вы ни были, – сектанты или раскольники. «Да даст тебе Господь разумение во всем» ( 2Тим.2:7 ), и в том, что совершившимся чудесным исцелением раба Божия Владимира «благодать Господня ведет тебя к покаянию» ( Рим.2:4 ). «Вот теперь время благоприятное, теперь день спасения» ( 2Кор.6:2 ) для ищущего пути истины! «Итак будь ревностен и покайся» ( Откр.3:19 ), ибо не медлит Господь праведным судом Своим над теми, «которые упорствуют и не покоряются истине» ( Рим.2:8 ), «и в упорстве погибают, как Корей» ( Иуд.11 ); «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас не желая, чтобы кто погиб, но, чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет.3:9 ). «Итак, будь ревностен и покайся» ( Откр.3:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И настало ныне время, предреченное Апостолом, когда люди здравого учения не послушают, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Вразумлять заблудших и утверждать в знании истин веры может с успехом только тот, кто предан своему делу. Истинный миссионер твердо помнит слова первого соборного послания ев. апостола Иоанна Богослова, что не любяй брата, пребывает в смерти, что любить нужно не словом или языком, но делом и истиною, что для него не может быть бльшей радости, как слышать, что ученики его ходят в истине. Добрый миссионер знает, что ничто не может разлучить его от любви Божией. И верный этому учению, он должен постоянно подавать пример нелицемерной любви не только к присным по вере, но и ко всем вопрошающим его о правом учении. Какие же способы имеет миссионер для своего многотрудного делания? Прежде всего он должен в молитве почерпать благодатную силу для проповедания слова истины; он должен более, чем кто-либо помнить, что царствие Божие не пища и питие, но правда и мир и радость во Святом Духе. Не станет он соблазнять брата и губить своею пищей того, за кого Христос умер. Миссионер, помня наставления апостола Павла, должен во всем показывать себя образцом добрых дел. Слово миссионера должно быть слово здравое, не укоризненное. Миссионер не должен жить в злобе и зависти; он должен никого не злословить, быть не сварливым, но тихим, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. От грубых и невежественных состязаний ему следует уклоняться, ибо они рождают ссоры. Рабу Господню не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, в надежде, что Господь даст им покаяние к познанию истины. Советы эти могут принести особую пользу при собеседованиях с сектантами и раскольниками. Эти беседы являются ныне одним из наиболее пригодных средств для вразумления заблуждающихся. Для успеха беседы необходимо, чтобы миссионер проникся духом Христовой любви и желанием спасти погибающих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И я, немного отдохнув, охотно продолжал свою речь: – Напрасно ты думаешь, Архипыч, будто мы без Божественного основания присвоили своим святым разные целебные силы. Этими силами не мы их наделили, а Господь, по своему неложному обетованию: «у веровавших – сказал Он – будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками, будут брать змей; и, если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк.16:17, 18 ; ср. Мф.10:1 ). И заметьте, братцы, что Христос обещает чудодейственные силы не Апостолам только, а всем «уверовавшим» в Него (ср. Ин.14:12 ), – и не в одно какое-либо время, а во все дни проповедания на земле Евангелия, т.е. до скончания мipa ( Мк.16:15, 16 ; ср. Мф.24:14 ). При этом Господь не положил определенного предела для чудотворений своих учеников. Он сказал: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» ( Мф.17:20 ; Мк.9:23 ; Лк.17:6 ). Что же после того удивляться, если святые угодники наши, как истинные «друзья Божии» ( Ин.15:14 ). За свою подвижническую жизнь получили от Христа «власть» исцелять одержимых глазной и зубной болезнью лихорадкой, «винным запойством» (Муч. Вонифатий, 19 дек.), обузданной блудной страстью (Пр. Мартиниан, 13 февр.) и другими недугами? Это было исполнением воли Божией (ср. Иоил.2:28–32 ) и знамением милости Христовой к нашей Церкви ( Ис.35 ). Сектанты, восстающие за великих православных чудотворцев, тем самым изобличают свою принадлежность в доныне «неплодящей Церкви». Потому мы смело можем сказать им то, что говорит св. царь Давид язычникам: «что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно? Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч…» ( Пс.67:17, 18 ). Этими колесницами Он и окружает Свою Святую «Гору Васанскую» – Церковь православную (ср. 4Цар.6:17 ) и делает ее могущественною и полною благодатных сил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иной, напр., идол из упоминаемых в библии представляет половину человека и половину рыбы (Дагон Флистимский), другой – фигуру человека, с головою вола (Ваал Финикийский), или женщину с коровьей головою, украшенной огромными рогами (Астарта), или тело женщины с крыльями коршуна (Изида); медного вола с протянутыми руками человека, требующего кровавой человеч. жертвы (Молох), человека с головою птицы – ястреба или ибиса, с головою зверя – шакала, барана, львицы, кошки, крокодила. Словом – не оставалось ничего из предметов видимого мipa, – начиная от величественного светила солнца до ничтожного жука, – которые бы в измененном фантазией человеческою виде не изображались в храмах и не почитались в качестве богов. И подобными изображениями были переполнены египетские языческие храмы. Имеющиеся на нашем рисунке чудовищные изображения богов буддийского культа по своей уродливости и крайнему безобразию напоминают ту группу древних (библейских) терафимов (домашние идолы), которые своим чудовищным безобразием имели в виду приводить в ужас злых демонов, и тем (по суеверному понятию) охранять от них жилища людей. По существующим описаниям, фигура такого божества (олицетворяющего страх) представляет из себя туловище собаки с ногами орла, с руками, снабженными лапами, головою, наполовину обнаженною до костей и украшенной огромными рогами козла и проч. (Смотри описание фигуры, хранящ. в Лувр. музее Библ. истор. В.З. Фаррара т. Ι, стр. 376). Сопоставьте сии отвратительные изображения вымыслов болезненной фантазии со св. иконами по их содержанию (предмету) и происхождению. «Какая совместность святых образов (небесного) Храма Божия с идолами»? В них изображается великая благочестия тайна откровения невидимого, непостижимого и Святейшего Бога. «Единого имеющего бытие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1Тим.6:15–16 ), но Которого Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, будучи образом Бога невидимого ( Кол.1:15 ) и сиянием славы и образом Ипостаси Его ( Евр.1:3 ), Он открыл, явившись во плоти, оправдав Себя в Духе (Святом), нисшедшем на Него в телесном виде как голубь ( Лк.3:22 ), показал Себя ангелам, проповедан в народах и принят верою в мipe» ( 1Тим.3:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли апостолы? все ли пророки? все ли учители? все ли чудотворцы? все ли имеют дары исцелений? все ли говорят языками? все ли истолкователи?». ( 1Кор.12:28–30 ; Ср. Иак.3:1–2 ). Примечание. Итак, не всякий может быть пресвитером, но только тот, которому дано это, который принял рукоположение от Епископа. 7. Как примирить с этим слова апостола Петра: и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. ( Откр.5:10 ), (Срав.1:6; 1Пет.2:9 )? Все христиане называются в Слове Божием священниками в духовном смысле, во-первых, как избранники, освященные благодатью Свят. Духа в таинствах «по предведению Бога Отца при освящении от Духа, к послушанию и окроплению кровью Иисуса Христа; ( 1Пет.1:2 ); во-вторых, как таковые все христиане, подобно священникам, совершают духовную словесную службу и приносят Богу духовную жертву своими делами, жертву хвалы, жертвы благотворения. «Будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, т.е. плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу ( Евр.13:15–16 ) и самые тела ваши представьте в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим.12:1 ). Но эти слова апостолов Петра и Иоанна отнюдь не означачают того, что каждый христианин может присвоить себе право рукоположенного священника или может обходиться без него. Христианин наряду с наименованием священника в том смысле называется здесь и царем, т.е. он должен господствовать над грехом и страстями. Однако это не означает, что для христиан не нужно уж верховной власти земного царя. Апостол повелевает: «Бога бойтеся, царя чтите» ( 1Пет.2:17 ; Ср. 1Тим.2:2 ). Израильтян, как избранных из среды всех других народов, также Бог назвал – царством священников ( Исх.19:6 ), и, однако, установил для них еще особых священников в роде Аарона для совершения богослужения и приношения жертв.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, в день оный, говорит, то есть в то время, в которое Он воскрес из мёртвых и пали распинатели Его, созовите кийждо искреннего своего под виноград и под смоковницу. И если бы кто захотел принять здесь такой простой и буквальный смысл; тот должен будет утверждать, что вышеприведённые слова указывают на духовные наслаждения. Кроме того, не безосновательно, думаю, будет указать и на то, что смоковницей и виноградом, кажется, называет церковь , о которой и божественный Псалмопевец напоминает, говоря прикровенно к вышнему и небесному жениху, то есть Христу: жена твоя яко лоза плодовита во странах дому твоего ( Пс.127:3 ). И сам Бог всяческих негде сказал: винограды зреюще дата воню, смоквы изнесе цвет свой ( Песн.2:13 ): ибо Он сказал, что виноградники благоухают и цветут и обнаруживают плоды, как бы о том времени, когда церкви получили своё начало через веру в Него: под этими (виноградниками) можно разуметь множество только что уве- —43— ровавших, ещё не зрелое теперь, но в непродолжительном времени имеющее сделаться сладким и стремлениями к совершенству достигающее этого: ибо созрев и возросши в мужа совершенна исполнения Христова ( Еф.4:13 ) мы сделались как бы сладкими Богу плодами, сроднившись с церковью, как бы с матерью. Итак, если под смоковницей и виноградом разумеются церкви: то мы будем под их управлением находиться и среди них находить успокоение, говоря друг другу следующие пророческие слова: приидите, и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему ( Ис.2:3 ). И если мы достигнем этого: то будет воздавать всякую похвалу призвавшим нас к этому, говоря опять следующее: возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем ( Пс.121:1 ): ибо под плодом мы по справедливости может разуметь высшую нашу радость: почему опять скажем с Псалмопевцем: едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати и храм святой его ( Пс.26:4 ). Глава IV ст. 1–3. И обратися Ангел глаголяй во мне, и возведе мя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К св. мощам угодников Божиих, чтимых в православной Церкви, вышеуказанные слова пророка Иеремии не имеют никакого отношения. Православная Церковь чествуя св. мощи, служит не идолам, а единому истинному Богу во Св. Троице, и св. угодники суть первые и избранные чада ее, просиявшие в земной жизни богоугодными добродетелями. Слова же из Псалтири: Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? как видно из связи речи, относятся не к праведникам, а к тем, которые после смерти находятся «в месте тления» и «в земле забвения» ( Пс.87:13–14 ), то есть, к грешникам. В этих строках говорится о мертвецах, преданных забвению (Твор. блажен. Феодорита, часть третья стр. 111. Москва 1856 г.). А потому нельзя вышеуказанных слов относить к мощам св. угодников, которые отнюдь не предаются забвению, а, напротив, прославляются Церковью. Точно также слова пророка Исаии: спрашивают ли мертвых о живых не имеют никакого отношения к почитанию св. мощей. В этом стихе говорится о язычниках, которые верили разным волшебникам, вызывавшим умерших, волшебникам подобным аэндорской волшебнице, вызвавшей тень Самуила ( 1Цар.28:14 ), верили в нашептывания, чревовещания и проч. 4) Возражая против почитаны св. мощей, мнимо-духовные христиане говорят еще, что Христос обличал книжников и фарисеев за почитание к умершим праведникам: горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников ( Мф.23:29 ). И апостол Павел, продолжают мнимо-духовные христиане, пишет: отныне мы никого не знаем по плоти, если же и знаем Христа по плоти, то ныне уже не знаем ( 2Кор.5:16 ). И тело первомученика Стефана христиане во времена апостолов предали погребению, не воздавая ему почитания, а сделали только великий плач ( Деян.8:2 ). Но, во-первых, что касается слов Христа книжникам и фарисеям, то в них, как это разъяснено выше, Христос упрекает книжников и фарисеев за лицемерие, а не за почитание св. мощей. Во-вторых, из Св. Писания видно, что такие великие праведники, как патриарх Иаков и пророк Моисей, относились с почитанием к мощам святых.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

н. Сивиллиных стихов. В настоящее время Церковь в своём догматическом учении о Благодати различает среди её видов т. н. естественную благодать, (gratia naturalis), обусловливающую возможность союза (хотя и несовершенного) между Богом и человеком – даже вне церкви („foedus ante legem“ или „foedus ante aut extra legem et evangelium“). Отсюда также ясно, что Церковь признаёт и возможность действительного Откровения Божия язычникам. Но наиболее достойными таких откровений —246— среди них были, несомненно, их поэты, художники и философы. Обращаясь собственно к свидетельствам Священного Писания, мы находим почти только одно указание касательно этого вопроса, но зато весьма ценное. Это в Деян.17:23–28 ст. 2404 . Св. Апостол Павел в речи своей перед Афинским ареопагом говорил: „я нашёл жертвенник, на котором написано: неведомому Богу. Сего-то, которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. – От одной крови Он произвёл весь род человеческий..., дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живём, и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: мы Его и род. Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту или серебру“... В этих словах мы различаем следующие положения: а) Бог проповедуемый св. Апостолом, есть Тот самый, Которого чтят и Афиняне, не зная Его 2405 ; b) но знать Его они могли бы, изучая идеальные свойства человеческого духа, в котором Господь отпечатлел Свою Божественную природу; с) эту истину о теоморфичности человека провозглашали поэты греческие 2406 . И мы полагаем, что не навязываем св. Павлу никакой чуждой ему мысли, утверждая, что он допускал воздействие Духа Божия даже на языческих поэтов. —247— В священном предании мы на этот счёт находим гораздо больше свидетельств. Св. Иустин мученик центральной идеей всего своего мировоззрения сделал мысль О „λγος σπερματικς“, действующем и действовавшем во всём человечестве, – как облагодатствованном, так и вне-благодатном.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Напрасно все это, Петрович! – Нет, именно так. Смотри, вот заповедь Христа: «если не будете есть плоти Сына Человеческого и крови Его не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:43 ). Тому же учили и апостолы ( 1Кор.10:16 ). А вы не принимаете этого учения, не исполняете сих заповедей, а «кто говорит: я познал Бога, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» ( 1Ин.2:4 ). Таковы и вы: говорите, что лучше всех познали Христа, а заповедей Его не соблюдаете. Кто же вы? Вы те, о которых сказано: «имже кто побежден бывает, сему и работен есть» ( 2Пет.2:19 ). Вы служите своему собственному кичливому духу. Вы служите, далее, своей собственной похотливой плоти, ибо сказано: «к свободе вы призваны, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти» ( Гал.5:13 ). А вы, пользуясь свободой, действительно поставили эту вашу свободу поводом к угождению плоти. «Не надо, говорите вы, ни постов, ни бдений, ни поклонов и проч.». Конечно, это от того, что нежите вы свою плоть, вы поститесь, когда вздумаете, вы молитесь, когда захотели. Иначе: вы тогда все это делаете, когда вашей плоти надоест господствовать над духом, когда она пресытится. Это ли не служение плоти? А говорите еще, что вы Христовы, нет, – «которые Христовы, те плоть свою распяли со страстьми и похотьми» ( Гал.5:24 ). Скажу и еще, – кому вы служите и чьи еще вы рабы. Вы рабы мамоны. Вы часто смеетесь над служителями Церкви пастырями, что они от алтаря питаются ( 1Кор.9:13 ). А забыли вы, что «Сам Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор.9:14 ), потому что «какой воин служит когда-либо на своем содержании? кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не есть молоко от стада? (7 ст.). Забыли вы, что так жили апостолы, что даже Сам Сын Человеческий не отвергал тех, кто был гостеприимен, что Сам Он дозволил апостолам иметь «ковчежец» или кружку – ящик, куда клали свои пожертвования слушавшие учение Христа ( Ин.12:6 ). Забыли вы!… да что забыли? Вы все это знаете и помните, но так уж вы самовольны, что ни воля Господа, ни заповеди Его апостолов, ни их примеры, – ни что вам не препятствует слушаться своей гордой воли. Но из-за чего же это? Сказано: «не можете служить Богу и мамоне» ( Мф.6:24 ). Как вам служить Богу, когда вам жаль своей мамоны? – Итак, помни: гордость духовная, похоть плотская и мамона – вот ваши господа, а вы их слуги.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010