«День дню передает речь, и ночь ночи возвещает знание. Нет языка и нет наречья, на которых не слышался бы голос их» ( Пс. 18:3–4 ). Тем более есть проповедь в смене одного года другим. Что дал нам год старый, чем ознаменовался, что особенное внес в нашу жизнь? Старый год дал нам голод... Божиим попущением, по выражению пророка, «отворилось небо над главою нашею медяным и земля под ногами нашими обратилась в железную; послал на нас Господь ярость и гнев и скорбь»... Целые миллионы наших собратий остались без куска хлеба; во многих местах нашей родины земля, проклятая в делах рук человека, не возвратила земледельцу буквально ничего из посеянного. Новый год застает нас в годину тяжелого народного бедствия. Надрывается сердце всякого русского, надрывается сердце всякого человека при мысли только о том, что приходится испытывать теперь многомиллионному населению несчастных, лишенному часто буквально куска насущного хлеба. Много об этом и говорилось, и писалось. Несчастье действительно велико, бедствие ужасно. И оно касается не одних только тех, кто действительно голодает, оно близко касается и нас, сытых и довольных... Некогда Спасителю сказали, что Пилат смешал кровь галилеян с их жертвами, – и Божественный Учитель даже и в этом бедствии, постигшем только несколько человек, указал нечто общее, относящееся ко всему народу: «Думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян? Нет, говорю вам: но если не покаетесь, все также погибнете» ( Лк. 13:2–3 ). То же применить должно и к нам при настоящих обстоятельствах. Признаем в этом бедствии грозное знамение Божьего наказания. Вот наблюдатели над русскою жизнью последних лет, правильнее – последних десятилетий, все единодушно говорят, что у нас стала падать религия, а это, известно, – вместе и могила нравственности; говорят, что наша наука забыла Бога, наша жизнь Его прогневала; что наше ученье, искусства, все способности наши были направлены к получению одних материальных благ. И вот «открывается гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков»; «скорбь и теснота на всяку душу человека, творящую злое» ( Рим. 1:18, 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

И вот мы нынешний день посвящаем воспоминанию, как вознесшийся Христос не покинул нас, а как обещал апостолам, так и послал им Духа Святаго Животворящаго, Которого мы и теперь получим, если будем следовать примеру апостолов. Еще одно. Смотря на изображение Вознесения Господа, мы видим величественную картину: мы видим возносящегося Господа с руками, простертыми для благословения; видим и старых, и молодых, и даже вдали детей. Здесь нет различия ни пола, ни возраста, все стоят, подняв очи кверху, как бы на молитве; и вот при таком молитвенном настроении людей, стоящих на земле, Иисус Христос возносится все выше и выше, обещая апостолам, что будет с ними пребывать вечно. Все собравшиеся равны: и дряхлый старик, и еле лепечущий ребенок; и при этом как бы видится пророческое исполнение слов Господа: посему и будут видеть, что вы ученики Мои, если будете хранить любовь между собою, а также: где есть два и три, собрани во имя Мое, ту есмь посреди вас. Здесь же (при Вознесении Господа) собрались не двое и не трое, а апостолы, Матерь Господа Мария, и еще Мария, и еще Мария, и многие другие с ними. Все они исполнились великой радости, потому что Господь обещал пребыть с ними до скончания века. Вот и мы, помолившись и несомненно очистившись и просветившись, да воспросим Господа, чтобы нам идти домой с тем же светлым чувством, с каким шли апостолы от горы Елеонской. Христос с вами. Аминь. 14 мая (Вознесение). Мы посвящаем нынешний день празднованию Вознесения Христова и воспоминанию о той великой радости, которою исполнились дети, взрослые, апостолы, присутствовавшие при Вознесении Христовом. Этот праздник особенно нам дорог и велик, потому что он первый из двунадесятых праздников, и в этот день произошло благоговейное собрание верующих. В этот праздник мы должны особенно радоваться, потому что Господь как Сам вознесся, так обещал и нас вознести с Собою на небо, обещал прославить и возвеличить наши бренные, греховные тела и доставить им великое блаженство. Вознестись и пребывать с Господом – это такое блаженство, какого мы и представить себе не можем; по выражению Ефрема Сирина , это рай земной и рай духовный. И вот перед Вознесением Своим Господь сказал Своим ученикам: Я восхожу туда, откуда Я снисшел, иду приготовить вам место, и где Я буду, там и вы будете.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

«И не введи нас во искушение…» Словом «искушение» мы определяем по крайней мере два явления, характерные для нашей жизни. Прежде всего, мы привыкли рассматривать его в качестве какой-то внешней силы, толкающей нас на грех , и частенько списываем на искушение порождения нашей собственной воли, сердца и ума. «Надо же, в какое искушение впал!» – восклицаем мы в таких случаях.Это выражение давно сделалось дурной присказкой православных христиан. Во всем мы готовы видеть сплошные искушения. Но не следует сбрасывать со счетов и наше самовольное стремление жить исключительно для себя, тщательно подыскивая в окружающих действительные и мнимые дурные качества, которые, по нашему мнению, могут нас оправдать. Речь идет о нашем собственном решительном отпадении от Бога, и никакие «искушения» тут ни при чем. Во всем виноваты мы сами… Вот как пишет об этом апостол Павел: Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести ( 1Кор. 10: 13–14 ). Вспоминается случай, описанный в одном из патериков. Великим постом игумен обходил кельи и увидел монаха, застывшего со свечой в руках в согбенном, молитвенном положении. Игумен тихонько подошел и увидел, что на самом деле инок запекает на свечке яйцо. Тот обернулся и виновато залепетал: «Прости, отче! Бес меня попутал!» А бес тем временем выгладывает из-за лежанки и усмехается: «Вот еще… Это он сам придумал!» Перескажу и фрагмент из жития преподобного Амвросия Оптинского (1812–1892). Как-то по дороге в скит он увидел, что на заборе сидит бес и болтает ножками. Преподобный спрашивает у него: «Что это ты тут делаешь?» А бес отвечает: «Скучаю. Заняться-то мне в вашем монастыре нечем. Таких монахов и искушать не надо! " Впрочем, существуют и действительные искушения. Так, сатана подступает к Господу в пустыне после Крещения. Он искушает Его как человека, ведь Бога искусить нельзя, и в Его лице – все человечество. Сначала он говорит Иисусу, который сорок дней постился и взалкал:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

(Игумения Таисия. Автобиографиче­ские записки. Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским . М.: Отчий дом, 2007. С. 80.) 195 С пристани «Борки» мы поехали на пароходе к Рыбинску и вниз по Волге на далекую Каму, куда приглашали Батюшку. – В 1908 г. отец Иоанн путешествовал по Волге и Каме на пароходе «Талант», принадлежавшем елабужским купцам Стахеевым. 1 июля отец Иоанн совершил Литургию в имении Стахеевых «Святой ключ» (Котлин. 1908. 149, 3 июля). 197 Все таковые ответы и указания я помню, и записаны они у меня для памяти, а объявить их для всех, тем более в печати, я не решаюсь. – Авт. 198 …к бывшему тогда архиепископу Новгородскому Феогносту... – Владыка Феогност (Лебедев; 1829–1903) – архиепископ Новгородский и Старорусский с ноября 1892 г.; с августа 1900 г. митрополит Киевский и Галицкий. 199 Печатается по изданиям: Таисия, игумения Леушинского монастыря. Отец протоиерей Иоанн Ильич Сергиев как пастырь. СПб., 1893; Таисия, игумения. Пре­бывание отца протоиерея Иоанна Сергиева в Леушинской обители в 1899 году//Русский паломник. 1899. 35; Таисия, игумения. Светлой памяти отца Иоанна Кронштадтского . СПб., 1909; Беседа отца протоиерея Иоанна с настоятельницею Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумениею Таисиею. С присовокуплением описания некоторых особенных событий из жизни игумении Таисии. СПб., 1909; Таисия, игумения. Светлой памяти доброго Крон­штадтского пастыря//Кронштадтский пастырь. Б/г, 18. 205 Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства. 206 Наклонил Он небеса и сошел, – и мрак под ногами Его. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных. От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их. И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего. 207

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Из этих слов Св. Писания очевидно, что глад духовный несравненно ужаснее глада телесного. Итак, представив себе, с одной стороны, великую пользу занятия словом Божиим, а с другой – великий вред от нерадения о том, мы не можем не видеть, сколь важный лежит на нас долг, – чтобы мы, зная свою слабость вообще к духовным упражнениям, каждодневно возносили молитву к Отцу Небесному, дабы Сам Он возбудил в нас твердое и пламенное расположение поучаться непрестанно глаголами живота вечного, – что заповедуется нам и по силе четвертого прошения молитвы Господней. Бесспорно, душа выше и дороже тела. Поэтому и хлеб, ее питающий, необходимее и важнее хлеба телесного. Эту истину, ясную и саму по себе, несколько раз возвещал и Господь наш Иисус Христос. В Нагорной проповеди Он говорил собравшемуся народу: «Не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся. Не душа ли больши есть пищи, и тело одежди? Не пецытеся убо, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся? Всех бо сих языцы ищут: весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех. Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам. Не пецытеся убо на утрей, утрений бо собою печется: довлеет дневи злоба его» ( Мф.6:25, 31–34 ). Дьяволу, искушавшему Господа в пустыне, Он сказал: «Не о хлебе едином жив... человек, но о в всяцем глаголе Божием, исходящим из уст Божиих» ( Мф.4:4 ). Сестре Лазаря Марфе, заботившейся об удовлетворении телесных потребностей, Он сказал: «Марфо, Марфо печешися, и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу» ( Лк.10:41–42 ). (Сост. по Паст. соб. за 1892 г. и др. источн.). 2. Библейские тексты о четвертом прошении молитвы Господней (о хлебе насущном) «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» : «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» ( 1Тим.6:6–8 ). – «Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» ( Притч.30:8–9 ). Хотя Бог дает хлеб без просьбы и всем злым людям: «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ). – «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению» ( Пс.144:15–16 ). – «Хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» ( Деян.14:17 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Имени его не знаю, потому что он вскоре уехал из П.Бурга на родину, куда-то в Таврическую губернию. У земляка и у Ворожищева я провел лишь первые несколько дней по приезде в П.Бург, а потом нанял угол на Гороховой улице у одного кучера и прожил здесь два месяца и двадцать семь дней, пока нашел место артельщика в мебельном магазине у одного немца. Но пока нашел себе должность и был свободен, я довольно часто ходил к земляку и к Ворожищеву. – На третий или на четвертый день по приезде в П.Бург, когда я жил еще с ними, Ворожищев спрашивает у меня: истинный ли я христианин? Я ответил, что христианин, и ответ этот дал в том смысле, что я не язычник, не еврей, не магометанин по происхождению. Потом Ворожищев спросил у меня: а читаю ли я слово Божие? Я ответил с смущением, что читал когда-то, когда учился еще, но мало понимаю то, что читаю. А я и читал-то затем лишь, чтобы слова разбирать, а смысл-то где же было мне понимать? Да и читал-то весьма тупо. Я и теперь читаю не бойко. А что касается до логичности… Я уже вам говорил, как я учился. Ворожищев мне объяснил, что слово Божие заключается в Евангелии, а Евангелие – это благая весть, оставленная нам Самим Господом, и в нем указан —527— нам путь спасения. При этом Ворожищев открыл в своем экземпляре Евангелия ( Лк.12:31 ) и прочел: наипаче ищите царствия Божия, и это все приложится вам. Потом Ворожищев указал мне в Евангелии от ( Ин.3:16 ), где говорится: так возлюбил Бог мip, что отдал Сына Своего одинородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Еще Ворожищев указал мне во ( Еф.2:4–10 ), где говорится, что «Бог, богатый милостью, по своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, ожитворил со Христом, благодатью вы спасены: и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Ммсусе. Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Использование специальных жестов в качестве символов присуще не только христианству. Американское правительство с 1892 года позаимствова¬ло из патриотического журнала под названием " Юс Компэньон " специальную церемонию и вскоре потребовало в законодательном порядке, чтобы каждый учащийся в государственной системе образования салютовал американскому флагу. До недавнего времени учащихся выгоняли из аудитории, если они отказывались почтить свою страну таким способом. Даже сегодня большинство американских христиан, пожалуй, подвергнут сомнению лояльность каждого, кто откажется засвидетельствовать свой патриотизм, положив руку на сердце в знак приветствия. И, тем не менее, те же самые христиане смущаются и стыдятся изображать на своей груди знак креста. Они отвергают его как некий римский или языческий пережиток прошлого. Как много они теряют! Знак, обладающий силой Хотя некоторые могут сказать, что знаки не имеют реальной силы, в народе Божием им всегда придавалось большое значение. Помните событие первой Пасхи, описанное в Ветхом Завете? Бог повелел израильтянам: «И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его» (Исх. 12:7). Он пообещал: «А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетский, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх. 12:12—13). Что замечательно в этом знаке крови на дверных косяках — это то, что он не был просто символом. Это был символ, обладающий силой — в такой степени, что он отвратил ангела смерти от уничтожения первенцев израильтян. Вообразите, в таком случае, силу животворящего креста, на ко¬тором победил смерть наш Спаситель, когда мы запечатлеваем его на своей груди. Вспомните время пребывания в пустыне, когда израильтяне умирали от укусов ядовитых змей, посланных на них за малодушие. Бог сказал Моисею: «Сделай себе медного змея и выставь его на знамя и если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21:8). Как ни невероятно это звучит для современного человека, но люди, посмотревшие на змея, выживали. Именно на этот эпизод указывал Иисус фарисею Никодиму, когда сказал: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин. 3:14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2325...

Испытайте добросовестно каждый себя самого относительно своих ежедневных попечений, забот и пристрастий и скажите по совести: о душе ли бессмертной вы больше печетесь, о ее ли исправ­лении и спасении и исполнении Божиих заповедей, или больше о плоти и ее излишних требованиях и прихотях? Отчего пьянство и распутство господствуют в людях? Отчего лихорадочная страсть к наживе и обогащению до забвения о Боге, о душе? Не в пустых ли заботах и суетах наичаще проходит жизнь ваша? К Творцу ли прилепляются верою, молитвою, покаянием, любовью сердца ваши или только к тварям? К вечным ли благам или только к временным? Испытайте себя: по вере ли вы живете или без веры, только – по плоти? Никто не может служить двум господам, – говорит Господь в нынешнем Евангелии, – ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне 388 , то есть богатству и плоти своей многострастной, ее похотям и страстям. Почему? Потому что душа наша есть дух, существо простое, – и разделение, двоякость, укло­нение в лукавство есть болезнь и пагуба ее. Например: ты стоишь в храме и думаешь о своих прибытках, процентах или об устройстве дома, или о мести ближнему, об обиде его; ты чрез то отпадаешь от Бога и служишь врагу, который учит тебя пренебрегать Богом и спасением души и служить ему, делать ему угодное. Не заботьтесь, – то есть чрезмерно, говорит Господь, – что нам есть? или что пить? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам 389 . Господь говорит о горячей, беспокойной, суетливой заботе людей только о теле и о пренебрежении потребностями духовными, покаянием, исправле­нием, любовью к Богу и к ближнему, молитвою, милос­тынею и прочим. Жизнь людей, вследствие сердечной греховной слепоты их, идет превратно, так сказать, наизнанку, или вверх ногами: прежде всего и везде стоят на первом плане телесные потребности и заботы, и в самой сильной степени, а уже потом слегка – некоторая забота, и то по временам, о душе, хотя для забот и работ для тела Бог дал человеку шесть дней в неделе, а для Бога и души день седьмой и другие праздники. А от этой превратности в заботах и вся жизнь духовная идет неправильно, или совсем не идет правильно, а душа закосневает во всяких грехах и часто совсем погибает, как, например, у пьяниц, развратных, корыстолюбивых, жестокосердых и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Итак, скажу с апостолом Павлом: Любовь наша к другу да будет непритворна; отвращайтесь от зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою будущих нетленных благ, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым Его; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах ближнего принимай­те участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуй­те смиренным; не мечтайте о себе; не воздавайте никому злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. 377 Аминь». После Литургии все гости были приглашены к отцу архиман­дриту на обед и едва успели отдохнуть, как в 6 часов началась все­нощ­­ная в нижнем, во имя Рождества Христова храме: она соверша­лась также среди церкви, перед столом с напрестольной утварью, целым собором священнослужащих. В условные 8 часов утра 15 июня раздался торжественный благовест к освящению; все поспешили на его призыв. Народу собралась такая масса, что не только была полна вся обширная церковь и паперть, но и на улице стояли толпы народа. Сегодня освящение совершал сам отец Иоанн с участием шести священников. Не выразить словами, с каким он вниманием, радостью и глубоким благоговением совершал чин освящения храма; эти чувства так и светились во всей его наруж­ности. Он весь был сосредоточен в действии. Тщательно омыв своими руками престол и приколотив гвоздями верхнюю его кипарисовую доску, он полил его благовониями и, отерев, обра­тился к народу и стал читать в Царских вратах коленопрек­лонен­но молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Иудеи названы также сидящими в тени смертной – то есть смерть представляется как бы дающей тень длинную и мрачную, смерть, конечно, здесь разумеется духовная, то есть когда человек грешит и не хочет каяться или если он не знает Бога – он как бы мертв, а оживет он тогда, когда познает Бога. Таковы были тогдашние иудеи – и к ним взывал Спаситель: покайтесь. Проходили целые столетия – и вот мы теперь гораздо счастливее иудеев: они не знали Бога, а мы уже младенцами познаем Его, принимаем святое крещение, омывающее нас от всякой скверны, телесной и душевной, мы слышим с самых ранних лет слово Божие, посещаем храмы Божии, сподобляемся соединения с Самим Господом Богом чрез принятие Его святого Тела и Крови, имеем многих руководителей, заступников и молитвенников за нас – в святых мучениках, праведниках, преподобных, имеем пастырей и учителей, наставляющих нас на всякую истину, – кажется, нам ли не иметь жизни духовной, нам ли не сиять Светом Христовым, – а между тем, увы, сколь многие из нас находятся в тени и сени смертной – увы, взывает слово Спасителя: Покайтесь и веруйте в Евангелие! И Святая Церковь непрестанно призывает нас к покаянию – в Таинстве отпущения грехов наших священниками, прежде всего в постах, когда все богослужения, все молитвенные песнопения возбуждают нас к покаянию. Покаяние отверзи ми двери... И Господь сейчас готов подать руку помощи истинно кающемуся. Будешь подражать Христу, будешь непрестанно взывать ко Господу – Ты видишь, Господи, наши слезы и струпы греховные, но и веру нашу, и покаяние наше видишь и воздыхания наши слышишь. Помилуй нас, Господи, помилуй нас. Аминь. 1892 г. Духовная академия. (В чем счастье?) Счастье – в молодости, красоте, богатстве, – говорит один; счастье – в славе, почете людском, – говорит другой; счастье – в научных или художественных трудах и открытиях, – говорит третий. Действительно ли в этом счастье? Видал каждый из нас и богатых, и славных, и молодых, и красивых, и ученых, но кто из нас видал счастливого человека? «Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме. Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все – суета и томление духа», говорит премудрый в Святой Библии ( Еккл.1:12, 14 ). «Сделался я великим и богатым, больше всех бывших прежде меня в Иерусалиме. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья. И оглянулся я на все дела мои, и вот все – суета и томление духа» ( Еккл.2:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010