Закрыть itemscope itemtype="" > Сектоведение А.Л. Дворкина Отзыв на книгу «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования» (изд. Братства во имя св. князя Александра Невского, Н.Новгород, 2000). Часть 1 17.11.2016 1674 Время на чтение 33 минут От редакции : 19 ноября исполнится ровно два года как отошёл в мир иной замечательный философ, правовед, геополитик, эколог, участник и организатор патриотических объединений 1970-2014 годов Сергей Антонович Шатохин (13.03.1939 - 19.11.2014). Мы продолжаем в его память публиковать его труды. См. « Прощальное слово Сергею Антоновичу Шатохину ». Сегодня мы предлагаем вниманию читателей в небольшом сокращении работу С.А. Шатохина, датированную январем 2001 года. Дальнейшее развитие событий покажет, что Шатохин совершенно верно уловил в то время искажение А.Л. Дворкиным традиционного православного святоотеческого понимания сектантства. Впоследствии, такого рода понимание привело Дворкина и его единомышленников не только к пропаганде экуменизма и модернизма, но и к попыткам расширительного толкования сектанства, что выразилось в выдумывании «сект» «царебожников», «иоанногрозненцев» и «григориераспутинцев», к войне против Боголюбского монастыря и в целом к шельмованию всех традиционалистов внутри Русской Православной Церкви. Разумеется, нельзя умалить заслуг А.Л. Дворкина в борьбе против сект новейшего времени, и «Русская народная линия» всячески поддерживала его деятельность в этом направлении. Но нельзя не видеть и другой стороны деятельности Дворкина, стороны разрушительной и вредной для Церкви и Государства Российского. Надеемся, что эта публикация станет не только данью памяти С.А.Шатохину, но и информацией к размышлению для тех, кто пытается понять проблемы современного сектоведения. Наше общество, Россия ныне переживает трудные времена. Надежду на возрождение русского народа питает только Православие, Церковь. Это понимают враги нашего народа. Известно, что маниакальный русофоб З. Бжезинский публично называл Русскую Православную Церковь главным препятствием в реализации планов установления полного и долгосрочного господства над Россией.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Собор Русских святых – подлинный День России И день борьбы с украинским сепаратизмом 24.06.2022 1674 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора В воскресенье 26 июня Церковь отмечает праздник всех святых, в земле Российской просиявших, день русских святых. Праздник установлен в 16 веке святым московским митрополитом Макарием, актуализировавшим почитание на Московской Руси Киево-Печерских преподобных – основателей русского монашества. В полемике с униатством наместник Киево-Печерской Лавры архимандрит Захария (Копыстенский) установил праздник всех святых, в Малой России просиявших, и написал апологетический трактат «Палинодия или книга обороны», в котором констатирует тот факт, что в Киеве и Москве живёт один православный русский народ, а Московский Патриарх является Патриархом Великой и Малой России, хотя формально Киевская и Малой России митрополия до 1686 года находилась в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Но тогда Константинопольские Патриархи были православные и патриарх Паисий официально даёт идеологу русского воссоединения Патриарху Никону титул Патриарха Великой, Малой и Белой России. Патриарх Никон еще раз подтверждает праздник всех русских святых, а потом его снова возобновляет Собор 1917 го года. Все русские святые отрицали и обличали лживую униатскую идею отдельности малороссов и белорусов от великороссов. Святой Царьградский Патриарх Афанасий (Пателарис), чьи мощи пребывают в Харькове, в своём слове к царю Алексею Михайловичу настойчиво призывал его освободить Малороссию. Святой игумен Афанасий Брестский лично пробрался к царю Михаилу Фёдоровичу и требовал от него ввести войска и освободить Малороссию и Белоруссию, а затем пожертвовал монастырскую казну на вооружение православного русского восстания Богдана Хмельницкого. Святые новомученики и исповедники Российские были убиты большевиками за обличение украинского сепаратизма .  Святой Патриарх Тихон отверг Брестский мир, завив, что Церковь не может признать мир, по которому «Мать городов русских Киев и другие русские земли навсегда отторгаются от России».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/24/so...

Закрыть itemscope itemtype="" > Собрать камни истории 14.08.2018 793 Время на чтение 11 минут О первых храмах старого Саратова и первых произведениях каменного церковного зодчества в нашем городе рассказывает настоятель саратовского храма в честь Страстей Господних, руководитель проекта «Утраченные храмы Саратова» священник Кирилл Петрович. Известно, что Саратов за свою более чем 400-летнюю историю трижды выстраивался на новом месте, а современный город был перенесен с луговой стороны на правый берег в 1674 году по указу царя Алексея Михайловича. В левобережном Саратове, по замечанию А.А. Гераклитова, в 1621 году уже существовали две церкви, упоминание о которых он обнаружил в Московском государственном архиве - Троицкий Собор и Никольская церковь (А.Леопольдов называет ее во имя Смоленской Божией Матери). Не позднее 1623 года там же был Богородицкий, или Казанский, мужской монастырь, следовательно, с церковью в честь Казанской иконы Божией Матери. На основании скреп окладной росписи 1634 года по городу Саратову, историк П.П. Смирнов указывает имена двух городских священников - соборного попа Никольской церкви Василия и попа Самсона из некоей другой церкви. Также уже в 40-х годах XVII века существовал женский монастырь с Крестовоздвиженским храмом. Все эти церкви были деревянными. Первое столетие третьего Саратова остается одним из самых малоизученных периодов его истории, не случайно А.Н. Минх называет Саратовский край до 1860-х годов «Грибоедовской глушью», поскольку в печати о нем не было точных сведений. Тем не менее, некоторое представление по указанной теме из имеющихся немногочисленных источников можно составить. При перенесении города на правый берег его административным и историческим центром стала Старособорная площадь (ныне Музейная), а точнее сам Троицкий собор. Вокруг него располагались остальные постройки. Эта ситуация не была случайностью, являясь отражением мировоззрения жителей города, которые были людьми православными. Поэтому все первое и лучшее посвящалось Богу - не только место для церкви, но и появившаяся новая технология каменного зодчества была, прежде всего, посвящена Богу через строительство храмов.

http://ruskline.ru/opp/2018/avgust/14/so...

Закрыть itemscope itemtype="" > У нас одни корни, мы ветви одного древа О митрополите Никодиме (Ротове) и правильном отношении к католикам 17.08.2016 1674 Время на чтение 10 минут От редакции : Несомненно, эта статья вызовет дискуссию. И это тот случай, когда стоит специально отметить во избежание недоразумений, что автор выражает свою личную точку зрения, а не позицию редакции. В любом случае, думаем, стоит поблагодарить автора за смелость в отстаивании своих взглядов. Цитируем Святое Писание: «Бог есть любовь» - и ненавидим. Произносим слова молитвы перед Святым Причастием: «Первее примирися тя опечалившим» - и продолжаем враждовать. За тысячу лет, как отпал Рим от Православной Церкви, у нас православных христиан накопилось к католической церкви немало претензий и обид, мы не согласны с их догматами и канонами, наши святые отцы справедливо осуждали их вероучение, у нас нет с ними евхаристического общения. Но все же, несмотря на все эти многовековые расхождения в догматах, на все взаимные обиды, разве, в конце концов, не должна примирить нас обращенная ко всем христианам заповедь Божья - «Да любите друг друга!» «Мы добиваемся не победы». «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас», - писал во второй половине 4-го века великий вселенский учитель святитель Григорий-Богослов. К тому времени уже прошло немало лет, как в Никее состоялся Первый Вселенский Собор, осудивший ересь Ария. Сам основатель этой ереси, не признававший основной догмат христианской церкви о Единосущии Бога-Сына Богу-Отцу, давно умер, однако богопротивное дело нечестивца продолжали его многочисленные последователи. Арианство стало в Римской империи направлением христианства, которое поддерживалось государством. Отказавшийся признать арианскую ересь не только господствующей, но и равноправной ортодоксальной ветви учения Христова - почитаемый православный святой архиепископ Афанасий Великий был изгнан со своей Александрийской кафедры. И только, когда к власти пришел император Феодосий Великий, никейская формула христианства была утверждена им в Римской империи в качестве единой государственной религии. «В соответствии с Нашим распоряжением, все народы, находящиеся под управлением Нашей Милости, должны придерживаться веры, переданной римлянам апостолом Петром», - гласил изданный в 380 году в Фессалониках эдикт императора Феодосия Великого «О вселенской церкви». - Ибо она очищает и по сей день. Это есть та вера, которой следует понтифик Дамасий, а также епископ Александрии Петр, человек апостольской святости. Следуя апостольской святости, иначе говоря, в соответствии с учением апостолов и Евангелия, мы должны верить в единого Бога Отца, Сына и Святого Духа, придерживаясь положения о том, что они равны по величию, а также догмата о Святом Духе».

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/18/...

И. С. Мазепа. Гравюра. 1706 г. Худож. М. Бернигерот Иван Степанович (20.03. 1639, с. Мазепинцы близ г. Белая Церковь (по др. данным - Белая Церковь) - 21/22.09.1709, с. Варница близ г. Бендеры), гетман Левобережной Украины (1687-1708) и «обоих берегов Днепра» (1704-1709). Из укр. правосл. шляхты. Учился в Киево-Могилянской академии , знал латинский, немецкий и польск. языки. В 1656 г. стал пажом польск. кор. Яна II Казимира и выполнял роль камердинера. В 1663 г. М. участвовал в дипломатической подготовке Черниговского похода Яна II Казимира (на территорию Левобережной Украины). В 1666 г., после скандала из-за адюльтера с замужней шляхтенкой, перешел к восставшему против поляков гетману П. Д. Дорошенко и вместе с ним с 1669 г. стал фактически подданным Османской империи. В 1674 г., когда М. вез пленных казаков с Левобережной Украины в качестве заложников в Крым, он сам попал в плен к запорожскому кошевому атаману И. Д. Сирко и едва не был им убит, но избежал гибели и стал служить левобережному гетману И. С. Самойловичу. С 1682 г. М.- генеральный есаул. После 1-го Крымского похода рус. войск (1687) по указанию кн. В. В. Голицына вместе с войсковым судьей В. Л. Кочубеем составил донос на Самойловича, в результате которого тот был сначала приговорен к смертной казни, но впосл. сослан в Сибирь. 25 июля 1687 г. на раде во время остановки на р. Коломак М. был избран гетманом Левобережной Украины. Тогда же он пошел на соглашение с рус. правительством («Коломакские статьи»), тем самым формально усилив позиции царской власти на Гетманщине. В 1689 г. одним из первых поддержал царя Петра I Алексеевича в его борьбе за власть с царевной Софией Алексеевной . Пользовался полным доверием Петра I. В 1692-1695 гг. М. разбил отряды «гетмана» Петрика (авантюриста, чьи претензии на гетманство поддерживал крымский хан), во время Азовских походов 1695-1696 гг. действовал в низовьях Днепра в составе войска Б. П. Шереметева, а в 1697-1698 гг. вместе с рус. войсками участвовал в походе на Очаков. 1 сент. 1707 г. по просьбе Петра I имп. Иосиф I пожаловал М. титул князя Свящ. Римской империи (грамоту на титул М. не получил, поскольку переданные им за нее деньги не дошли до императора).

http://pravenc.ru/text/2561228.html

Иоаким, патриарх Московский и всея Руси (Савелов) Родился в 1620 году Происходил из рода московских дворян Савеловых. Дворянское происхождение заставило его в молодости поступить на военную службу, но эта деятельность была не по душе молодому Савелову, и на 35 году жизни (в 1655 году) он оставил воинское звание и вступил в число иноков Киево-Межигорского монастыря. В 1657 году назначен патриархом Никоном строителем Новгородского Иверского монастыря. Вскоре, по ходатайству боярина Ртищева, переведен в Москву строителем Андреевского монастыря, а затем келарем Новоспасского монастыря. С 1664 года – архимандрит Чудовского монастыря. 22 декабря 1672 года хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан митрополита. 26 июля 1674 года, после годового междупатриаршества, избран патриархом Московским. В 1681 году дал грамоту о построении каменной церкви в честь иконы Божией Матери Владимирской в г. Арзамасе, вместо сгоревшей. В 1685 году посвящал Гедеона, князя Четвертинского, в митрополита Киевского. Скончался 17 марта 1690 года. Погребен в Московском Успенском соборе. Самостоятельная деятельность Иоакима проявилась с 1673 года, с назначением его митрополитом Новгородским. Первые его распоряжения касались внешней обрядности, на которую он вообще обращал большое внимание. Он указал игуменам и протопопам, спорившим о местах, «кому под кем стоять и заседать», установил, кем должна собираться церковная дань, ввел представление сведений митрополиту о материальном положении причта и приходов. В 1673 году посылал из Новгорода архимандрита Макария на увещевание взбунтовавшихся монахов Соловецкого монастыря. Будучи избран на патриарший престол, Иоаким за все свои 16 лет патриаршества принимал деятельное участие в событиях религиозной и политической жизни Московского государства. Основные его усилия были направлены на борьбу против новых веяний, проникавших в то время в русское общество, против стремлений сблизиться с иноземцами, против иностранного влияния, шедшего, главным образом, из Польши.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иона, митрополит Ростовский и Ярославский (Сысоевич) Родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово, неподалеку от города Ростова. Монашество принял в Углицком Воскресенском монастыре. Был архимандритом Белогостицкого Георгиевского и Авраамиева Богоявленского Ростовских монастырей. 15 августа 1652 года патриархом Никоном хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Ростовского и Ярославского. В 1654 и 1656 годах присутствовал в Москве на Соборах об исправлении церковных книг. В 1663 году участвовал в разборе дел патриарха Никона . Во время удаления патриарха Никона в монастырь был местоблюстителем патриаршего престола со 2 сентября по 18 декабря 1664 года. В 1664 году по приговору всех архиереев удален от управления делами патриархии за то, что принял благословение от прибывшего в Москву после долгого отсутствия патриарха Никона . В 1666 году присутствовал в Соборе, осудившем патриарха Никона . С 1674 по 1690 год участвовал во всех последующих Соборах и съездах иерархов в Москве. 5 июля 1690 года удалился на покой. Скончался 20 декабря 1690 года. Погребен в Ростовском кафедральном соборе. Митрополит Иона известен своей ревностью к церковному благолепию. В своей епархии им воздвигнуты следующие храмы и церковные строения: Введенская трапезная и Никольская церкви в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор и Михаило-Архангельская церковь в Белогостицком Георгиевском монастыре, стены и башни митрополичьего дома, Воскресенская церковь митрополичьего дома, церковь Григорьевского затвора в митрополичьем доме, Белая, Отдаточная и Ионинская палаты, церковь Спаса на Сенях, Сретенская церковь, звонница, декоративное убранство ворот и трапезной Борисоглебского монастыря, звонница Ростовского собора, собор Петровского монастыря, церковь Иоанна Богослова в митрополичьем доме, Троицкий собор в Зачатьевском монастыре, комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, митрополичий дом с церковью Леонтия в Ярославле, каменный храм в честь Зачатия праведной Анны в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре. Многие постройки были украшены фресками, наделены щедрыми митрополичьими вкладами.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Карандашевская. Спасский Новоприлуцкий Козьеручьевский монастырь. Спасская Козьеручьевская пустынь /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1617. Год утраты:1764 (упразднен) Адрес: Архангельская область, Приморский район, деревня Карандашевская Координаты: 64.328461, 41.455654 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты На месте нынешнего Спасоприлуцкого прихода, расположенного по правому берегу р. Сев[ерной] Двины в 57 верстах выше г. Архангельска и в 7 вер. от ближайшего Коскогорского прихода, до 1764 года находился Спасский Козеручьевский общежительный мужской монастырь, бывший сначала самостоятельным, а потом приписным к архиерейскому дому. Основателем его был некто инок Иоасаф, родом свирянин и постриженник пустыни преп. Александра Свирского, пришедший на это место 25 марта 1617 года. Здесь означенный инок выпросил у царя и великого князя Михаила Феодоровича в Курейской волости столько места, сколько потребно для кельи и церкви, поставил келью и по благословению Ионы, митрополита Сарского и Подонского, устроил первый деревянный храм во имя Нерукотворенного образа Христа Спасителя с приделом в честь Александра Свирского, освящённый 24 сентября 1618 г. Преемник Иоасафа с 28 ноября 1637 года старец Иосиф, получив в том же году от царя и великого князя Михаила Феодоровича по отце его Святейшем Патриархе Филарете Никитиче 50 рублёв жалованья, по благословению Патрираха Московского Иоасафа I, вместо старого храма построил в 1640 г. новый с приделом Знамения Пресвятой Богородицы. По смерти Иосифа (25 марта 1657 г.) строителем монастыря был старец Тихон, при котором 8 мая 1666 года церковь сгорела, и приступлено было 1 июня 1670 года к постройке нынешней каменной пятиглавой церкви во имя Нерукотворенного Спаса с приделом по южную сторону во имя мученика Христофора, освящённый 7 мая 1674 г.

http://sobory.ru/article/?object=60297

Клементьево. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная, оштукатуренная, приходская церковь построенная в 1703 г. в стиле барокко. Изначально - двухэтажный ярусный храм с отдельно стоящей колокольней был выстроен на средства князя Б.И. Прозоровского в стиле московского барокко. В нижней Никольской церкви имелись Преображенский и Ильинский приделы. Многоярусная надвратная колокольня была построена в 1730-х гг. над въездом в церковный двор на средства И.М. Ефимовского. В храме были родовые усыпальницы Прозоровских и Ефимовских. Церковь закрыта в 1931 г., разобрана в 1940 г. Из кирпича рядом построена школа. От церковного здания уцелела только стройная надвратная колокольня с пристроенными к ней с севера и юга служебными строениями. На двухъярусном кубическом основании колокольни установлены два восьмерика, верхний из которых перекрыт куполом с барабаном главки. Декор здания сводится к лопаткам и простым оконным наличникам. Внутреннее убранство отсутствует. Передана верующим в начале 2000-х гг. На этом месте была деревянная церковь Святого Николая, уничтоженная в Смутное время. В 1629 г. она построена вновь. В 1653 г. село входило в Шеборшинскую дворцовую волость. В 1691 г. в жалованной грамоте написано: «великие государи (Петр и Иоанн) пожаловали боярина, князя Петра Ивановича Прозоровского за его многие службы, что он при великих государях живет непрестанно, со всем усердием... велено ему дать вотчину из своих великих государей дворцовых волостей в Московском уезде: Шеборшинскую, Тягожскую и Карачаровскую с селами, деревнями и пустошами». В 1701 г. Клементьево отдано князю Борису Ивановичу Прозоровскому по разделу с его братом Петром Ивановичем. Князь Борис Иванович Прозоровский (1654-1718) в 1670 г. был мучим в Астрахани Разиным. В 1672 г. пожалован чином стольника (первым для юношей из родовитых семейств), в 1674 г. - комнатный стольник царя Феодора Алексеевича. В 1682 г. - участник Собора по уничтожению местничества, боярин,в период двоецарствия Иоанна и Петра Алексеевичей он постоянно сопровождал царя Иоанна на богомолья, с 1692 по 1697 г. - воевода в Нижнем Новгороде. В 1697 г. пожалован саном ближнего боярина.

http://sobory.ru/article/?object=07299

Кромы. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Одновременно с основанием в 1594 г. города Кромы в Кромском кремле – рубленом возвели и деревянный Успенский собор. Во время осады в 1605 г. Кром войсками царя Бориса Годунова собор сгорел вместе с кремлем. Переживший в годы Смутного времени (1604–1612) две тяжелые осады и ряд татарских и литовских набегов городок сильно обезлюдел, и кромляне по бедности своей долго не могли возобновить соборную церковь. В 1673–1674 гг. собор, наконец, срубили, но не в кремле, вероятно, по причине тесноты последнего, а на соседнем холме в остроге Завитай, на месте, где ранее стояла Покровская церковь (сейчас здесь находится районный Дом культуры. – В.Н.). Собор строился на средства попа Герасима, который собрал деньги, «испродавжи пожитки свои и всякую рухледишку». В сметном списке 1682–1683 гг. содержится его краткое описание: «... соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы деревянноя с приделам и папертью. Олтари круглые, главы на осьмереках побиты чешуею, кресты опаены белым железом, церковь крыта тесом». Судя по описи, храм был двухшатровым – второй шатер венчал придел. В 1759 г. вместо деревянного выстроили кирпичный «изрядной работы» Успенский собор. Он был небольшим и представлял собой четверик, увенчанный четырехскатной крышей с небольшой главкой, к главному объему с западной стороны примыкала небольшая трапезная. В начале XIX в. согласно новому регулярному плану, утвержденному в 1780 г., собор перенесли во второй раз на новое место. Новый храм заложили на месте разобранной кирпичной Пятницкой церкви, построенной в 1775 г., вокруг которой ранее разбили обширную площадь, где располагались дом городничего и присутственные места. Собор строился на средства прихожан, среди которых особенно выделялся кромской купец Петр Иванович Горбунов, ходивший для сбора пожертвований по домам с чудотворной иконой Страстной Божией Матери. Крестообразный в плане, храм внутри имел три престола: Успения Божией Матери (центральный), теплый – Покрова Богородицы (южный), освященный епископом Никодимом в 1837 г., и Св.

http://sobory.ru/article/?object=44930

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010