2Мак.1:8 Они сожгли ворота и пролили невинную кровь. Тогда мы молились Господу и были услышаны, и приносили жертву и семидал, и возжигали светильники, и предлагали хлебы. «Они (сожгли ворота)…», т. е. вообще враги Иудеев, Сирийцы, особенно Антиох Епифан и его сообщники. – «Ворота» – τον πυλνα, в единственном числе, но, вероятно, – в коллективном значении – храмовые ворота, или священные ( πυλνες ιερο), о сожжении которых говорится в 1Mak IV: 38 и 2Mak VIII: 33 . – «Пролили невинную кровь…» соответствует 1Mak I: 37, 60 и д.; 2Mak V: 13 и д. 26. Это выражение может обозначать и вообще бедственную жизнь народа в те годы отложения Иасона от святой земли и царства, т. е. не только во время Антиоха Епифана, но и его преемников. – «Жертву и семидал…» – θυσαν κα σεμδαλιν – соответствует еврейскому – «зевах уминха» – жертву убойную и хлебную. Семидал ( σεμδαλις) – чистая пшеничная мука, как главная составная часть бескровной хлебной жертвы, у LXX часто употребляется, вместо обозначения целого, в смысле евр. «минха». – О возжигании светильников и предложении хлебов – 1Mak IV: 50–51 . 2Мак.1:9 И ныне совершайте праздник кущей в месяце Хаслеве. «Совершайте праздник кущей в месяце Хаслеве», – т. е. не собственно праздник кущей, а праздник очищения храма – по подобию или по чину праздника кущей (ср. 2Мак.10:6 ), совершаемого в месяце Тишри. Называя праздник «очищения храма» «праздником кущей в месяце Хаслеве», авторы письма показывают, что хотя празднование очищения храма сразу же вошло в ежегодный повсеместный обычай, однако, настоящее наименование его, как праздника «очищения храма», установилось не одновременно с установлением праздника, а несколько позднее. 2Мак.1:10 В сто восемьдесят восьмом году живущие в Иерусалиме и в Иудее, и старейшины и Иуда – Аристовулу, учителю царя Птоломея, происходящему из рода помазанных священников, и пребывающим в Египте Иудеям – радоваться и здравствовать. Первая половина стиха 2Мак.1:10 , содержащая хронологическую дату («в 188 году» э. Сел. – 124 г. до Р. X.), – по мнению толкователей, должна быть относима к первому, а не ко второму приводимому далее письму. В пользу этого можно указать на приводимые далее в XI главе письма, где дата времени действительно помещается в конце письма, а не в начале (XI: 21, 33 и 38).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Около 15 сентября оканчивалось у евреев собирание плодов от гумна и от точила ( Втор.16:13 ). Поэтому праздник Кущей был вместе благодарностью Богу за собрание плодов. В продолжение его все израильтяне носили в руках своих, как памятники благодеяний Божиих, ветви дерев. «В первый день, говорит закон, возьмите себе ветви красивых дерев, – ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Иеговой, Богом вашим, семь дней» ( Лев.23:40 ). С ветвями евреи ежедневно в продолжение праздника обходили кругом жертвенника, а в последний день, в воспоминание хождения кругом Иерихона, семь раз, возглашая хвалебные песни из псалма (117:25). Между различными духовными песнями, ежедневно петыми, многократно возглашали: осанна, и особенно в седьмой день; отчего праздник Кущей иудеи называли: осанна. Ветви в праздник Кущей и восклицание: осанна, служили выражением величайшей радости и высокого торжества ( Мф.21:9 . Ин.7:18 ) 63 . В благодарность за собранные плоды приносимы были в праздник Кущей, кроме ежедневного всесожжения и приношения хлебного, в великом обилии всесожжения и дары Богу с жертвою о грехе. Праздничных всесожжений было 70; начинаясь 13 тельцами, двумя овнами, 14 однолетними агнцами и соразмерным числу животных приношением хлебным, они постепенно уменьшались в числе, в течение праздника, и в седьмой день состояли из семи тельцов, 2 овнов и 14 однолетних агнцев. В восьмой день, названный нарочито святым и свободным от дел, также как и первый, приносим был во всесожжение один телец, один овен и 7 однолетних агнцев и один козел в жертву за грех ( Чис.29:12–39 ). Между тем, кто хотел, тому не возбранялось совершать данные Богу обеты. К обрядам праздника Кущей, предписанным в законе, присоединялось возлияние на алтарь воды вместе с жертвою возлияния. В последний день праздника священник, сопровождаемый левитами и народом, ходил к источнику (впоследствии Силоамскому) и наполнял золотой сосуд водою, при пении: «почерпите воду с веселием» ( Ис.12:3 ), которую, при беспрерывном игрании на семи трубах и непрестанном пении великого аллилуйя ( Пс.109–118 ), изливал на восточную сторону жертвенного алтаря, что было чувственным изображением дождя и благодеяний Божиих 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В ст. 12–15, как и в ст. 1–3, говорится о нашествии народов на Иерусалим. Здесь приводятся подробности того поражения, которое Господь нанесет им. Возвращаться к суду и бедствиям после прекрасной картины, изображенной в ст. 6–9, может быть не слишком приятно, однако именно так часто организован хиазм. Кульминация хиазма приходится на середину эпизода. 14:16–19 Народы приходят на Праздник кущей. Египет упоминается здесь как народ, от которого следовало спасти Израиль в самом начале его существования как Божьего народа. Египет часто представляется в качестве противника Бога. Здесь подчеркивается, что в Иерусалиме ожидают и прихода египтян для поклонения Господу. Народы, прежде исключенные из поклонения Господу, составляют ныне часть народа Божьего (ср.: Ис. 19:18–25 ). Структура раздела такова: 16 Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей. 17 И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них. 18 И если племя Египетское не поднимется в путь и не придет сюда, то и у него не будет дождя, и постигнет его поражение, каким поразит Господь народы, не приходящие праздновать праздника кущей. 19 Вот, что будет за грех Египта и за грех всех народов, которые не придут праздновать праздника кущей! Это очевидно позитивное пророчество (16) сопровождается четкими условиями (17–19). Повтор используется, чтобы сделать нужное ударение: «приходить… для поклонения Царю, Господу Саваофу», и «для празднования праздника кущей». Неотвратимое наказание уготовано тем, кто откажется от возможности присоединиться к народу Яхве в богослужении и празднестве. Египет – пример показательный, символический. Если египтяне сохранят враждебность, как во дни рабства Израиля в Египте, тогда они заслуживают и понесут наказание (как и прежде, ср.: Евр. 2:3 ). 14:20–21 Иерусалим очищен и свят. Эти заключительные стихи в древнееврейском подлиннике начинаются и завершаются словами в тот день, которые обрамляют материал. Слова святыня Господня были вырезаны на дощечке из чистого золота на кидаре первосвященника ( Исх. 28:36 ). Здесь это будет начертано даже на конских уборах: они так же святы, как и первосвященник. Исчезнет разница между более или менее священным и сосудами и котлами: все свято в присутствии Господа. Под Хананеем здесь подразумевается также и «торговец». Вероятно, это слово выбрано не случайно: оно одновременно указывает как на торговлю (которая изначально не содержит в себе святых побуждений), так и на нечистую религию, которую израильтяне, обосновавшись в Ханаане, должны были, как предполагалось, удалить ( Втор. 7:1–6 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

     Праздник ветхозаветной Пятидесятницы явился прообразом новозаветной, христианской Пятидесятницы, торжествуемой в воспоминание вступления Бога с человеком в Новый Завет. Он был утвержден в пятидесятый день после восстания Спасителя из гроба сошествием Святого Духа на апостолов. Праздник Кущей      В пятнадцатый день седьмого месяца тишри начинался праздник, установленный в воспоминание сорокалетнего странствия евреев по пустыне, когда они жили в кущах (шалашах, палатках) (см.: Лев 23, 34). На кровлях домов или во дворах строили шалаши из пальмовых и финиковых ветвей. В них евреи жили с пятнадцатого по двадцать второе число месяца тишри: празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской (Лев 23, 41–43). Этот праздник был временем всеобщего веселья, с каким иудеи не проводили ни один другой праздник. Даже язычники отзываются о нем как о празднике особенно значительном. Плутарх именует его величайшим еврейским праздником и сравнивает с некоторыми греческими праздниками. Тацит в своем описании Палестины не забывает упомянуть о празднике Кущей. В дни Кущей весь народ — священники и левиты, богатые и бедные — должен был наслаждаться одной радостью. Вне шалашей никто не должен был ни пить, ни есть, чтобы живее чувствовать положение своих предков в пустыне. Книга Неемии так описывает это торжество: Все общество возвратившихся из плена сделало кущи и жило в кущах. От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны Израилевы. Радость была весьма великая. И читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего дня. И праздновали праздник семь дней, а в восьмой день попразднество по уставу (Неем 8, 1 7–18).      Около пятнадцатого числа месяца тишри у евреев заканчивались важнейшие работы. Поэтому в праздник Кущей приносилось благодарение Богу за плоды. В продолжение этих дней все израильтяне носили в руках своих как памятники благодеяний Божиих ветви деревьев. С ветвями евреи ежедневно в продолжение праздника обходили кругом жертвенника. В последний, восьмой день в воспоминание хождения кругом Иерихона жертвенник обходили семь раз с хвалебными песнями из 117-го псалма: О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! (Пс 117, 25). В греческой форме это еврейское молитвенное восклицание вошло в наши христианские песнопения. Осанна! Это восклицание звучало на улицах Иерусалима в те предпасхальные дни, когда Спаситель наш совершил Свой торжественный вход во святой град: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф 21,9). Псалом 117-й, из которого взято восклицание осанна, был частью так называемого «аллилуиа» («восхвалите Господа») — пасхального гимна. В руках народ держал ваии — пальмовые ветви.

http://pravoslavie.ru/104164.html

Если праздник очищения был днем смирения душ и горького раскаяния в грехах, то праздник кущей имел веселый характер, как это ясно выражено в двух моментах, встречающихся в этом празднике и служащих предметом радости для Израиля; первый момент – окончанее полевых работ ( Исх.23:16 ) собрание произведений земли ( Лев.23:39 ), или уборка с гумна и с точила ( Втор.16:13 ); второй момент – поселение в кущах. Этот веселый характер праздника выражен ясно в самом законе: «в первый день возьмите себе ветви красивых дерев» и т. д. «и радуйтесь пред Иеговою Богом вашим семъ дней» Лев. 23:41 ; «веселись в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя,, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих» Втор.16:14 ; «потому что благословил тебя Иегова Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих и ты должен веселиться» ст. 15. – Как ни определенно выставляется в последнем месте, в качестве предмета радости, собрание всех произведений земли и с очевидностью обнаруживавшееся в этих дарах благословение Божие, однако мы не можем считать праздник кущей установленным первоначально в честь виноградной лозы, 684 и источника особенной возвышенной радости этого дня искать в том главным образом, что собрание фруктов, оливковых плодов и винограда происходило в конце уборки годовой жатвы, между тем продукты эти «более чем хлеб, предназначавшийся для ежедневного питания, служили предметом жизненных наслаждений и радости и свидетельствовали – особенно масло и вино – о богатстве и изобилии». 685 Радость праздника кущей должна была обнаруживаться не столько в обильном наслаждении этою полнотою божественного благословения, сколько в увеличенном числе жертв и в пребывании в кущах, составлявших особенность этого праздника, отличавшую его от всех других праздников. Пребывание в кущах не только дало главное название этому празднику, но и заповедано, как постановление вечное для потомства ( Лев.23:41 ). Во время пребывания в кущах потомство израильское должно было исповедывать, что в кущах Бог поселил сынов израилевых, когда вывел их из Египта ( Лев.23:43 ). Итак, праздник кущей свое ближайшее отношение имел к истории народа и только второстепенным образом относился к физическим дарам, которыми Иегова благословлял жатву.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Часть первая. Вступление. Глава 1. Два письма палестинских иудеев к египетским а) Первое письмо палестинских иудеев к египетским – с приглашением праздновать праздник кущей (ст. 1–9). б) Второе, подобное же письмо, в котором излагается а) история погибели Антиоха Епифана (ст. 10–18); б) история священного огня от жертвенника всесожжения, скрытого священниками в начале плена Вавилонского и открытого, по окончании оного, при Неемии (ст. 19–36). Ст. 7. … В царствование Димитрия, в сто шестьдесят девятом году, мы, Иудеи, писали к вам в скорби и страданиях, постигших нас в те годы, как отложился Иасон и соумышленники его от святой земли и царства… В этом стихе определяется время написания первого письма палестинских иудеев. Оно было написано после 169 года сирийского владычества в Палестине, или после 143 года до Р. X. Димитрий, о котором здесь упоминается, есть известный сирийский царь Димитрий Никатор; Иасон же – тот недостойный первосвященник иудейский, который отнял первосвященство у брата своего, Онии III-ro, но через три года сам лишен был своего звания другим братом своим – Менелаем; ибо сей последний дал денег царю сирийскому тремястами талантов больше, чем Иасон 1155 . Ст. 9. … И ныне совершайте праздник кущей в месяце Хаслеве... Праздником кущей палестинские иудеи называют, в своем письме к Египтянам, собственно, свой иерусалимский праздник обновления храма, учрежденный Иудой Маккавейским 1156 в месяце хаслеве (декабре), и называют потому, что праздник сей они праздновали так же восемь дней и с такими же церемониями, как и в октябрьские дни кущей, т. е. …с жезлами, обвитыми плющем, и с цветущими ветвями и пальмами 1157 … Цель письма Иерусалимлян усматривается в том, чтобы возвратить к религиозному единению египетских иудеев, которые отделились от палестинских, особенно, со времени Онии III-ro, когда сей первосвященник, принужденный бежать из Иерусалима, устроил особый храм в Леонтополисе и открыл богослужение, подобное Иерусалимскому. Иудеи иерусалимские не признавали законности этого богослужения. Но, если бы египетские иудеи приняли Иерусалимский праздник обновления храма, то этим они, к удовольствию Иерусалимлян, сделали бы шаг к примирению и религиозному единению.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Вероятно, 4 день праздника Кущей Ин. 7, 14–36 : Учение Иисуса Христа в храме. Последний день праздника Кущей Ин. 7, 37–53 : Желание убить Иисуса. Слова защиты от Никодима. Елеонская гора Ночь после окончания праздника Кущей Ин. 8, 1 : Господь молится на Елеонской горе. Иерусалимский храм Следующий день после окончания праздника Кущей Ин. 8, 2–11 : Прощение женщины, взятой в прелюбодеянии. Иерусалим Спор Спасителя с иудеями ( Ин. 8, 12–59 ): Ин. 8, 12–20 : “Я свет миру”. Ин. 8, 21–30 : Предостережение от неверия. Предсказание о распятии и Воскресении. Ин. 8, 31–47 : Сыны Авраамовы и сыны диавола. Ин. 8, 48–59 : Иисус Христос – предвечный Бог. Иосафатова долина Мост через Кедронский поток 465 Исцеление слепорожденного ( Ин. 9 ): Ин. 9, 1–12 : Исцеление слепорожденного. Иисус отправляет его на купальню Силоам 466 . Ин. 9, 13–23 : Допрос фарисеями исцеленного и его свидетельство. Ин. 9, 24–34 : Вторичный допрос и свидетельство исцеленного. Ин. 9, 35–41 : Духовное прозрение исцеленного и слепота фарисеев. Пророчество о духовной слепоте фарисеев: Ис. 6, 9–10 : “И сказал Он: пойди, и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их”. Ин. 10, 1–18 : Иисус Христос – Пастырь добрый. Притча о дворе овчем. Ин. 10, 19–21 : Обвинения фарисеями Иисуса Христа. Распря между иудеями. Лк. 10, 17–24 : Возращение Семидесяти. Иисус говорит о даровании власти над сатаной и упреждение от радости об этом. Краткая историческая справка – Собор семидесяти апостолов: В евангельском повествовании не открыты имена семидесяти апостолов, избранных Господом. Несомненно лишь, что первоначальный лик апостолов впоследствии изменил свой состав, так что в числе ныне чествуемых Церковью есть такие, которых Сам Христос непосредственно не посылал на проповедь, и нет некоторых из тех, которых избрал Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

За календарным «ядром» Лев 23 после присоединения к нему Лев 23. 37-38 следует позднее добавление Лев 23. 39-43 ( Hartley. 1992. P. 372-373; K ö rting. 1999. S. 99-101; Gr ü nwaldt. 1999. S. 77-78). Добавление состоит из 2 частей ( Staubli. 1996. S. 178-179). В 1-й (Лев 23. 39-41) сообщается о свежих зеленых ветвях (и, возможно, фруктах), при помощи к-рых выражали праздничное ликование; призыв веселиться в Лев 23. 40 близок к формулировкам в кн. Второзаконие, в частности к Втор 16. 14. Датировка этой практики затруднительна. Традиция использовать ветви во время совершения К. п. отражена в более поздних текстах: во Второй книге Маккавейской (II в. до Р. Х.), в Юбилеев Книге (II в. до Р. Х.) и у Иосифа Флавия , а в последующей евр. традиции - в Мишне (Мишна. Сукка. 4. 5; 3. 9). В 2 Макк 10. 6 ликование по случаю обновления Иерусалимского храма (см. ст. Ханукка ) сравнивается с торжествами при совершении К. п., при этом сообщается, что празднующие держали зеленые ветви и плоды: «И провели они в весельи восемь дней по подобию праздника кущей, вспоминая, как незадолго пред тем временем они проводили праздник кущей, подобно зверям, в горах и пещерах. Поэтому они с жезлами, обвитыми плющом, ветками с плодами (по переводу Н. В. Брагинской; в синодальном переводе - «с цветущими ветвями».- Авт.) и пальмами возносили хвалебные песни Тому, Который благопоспешил очистить место Свое» (2 Макк 10. 6-7). Согласно Иосифу Флавию, у иудеев был обычай держать в руках в К. п. ветви финиковых пальм и лимонных деревьев ( Ios. Flav. Antiq. XIII 13, 5). В книге Юбилеев сообщается о процессии вокруг жертвенника, совершаемой в К. п.: «На небесных скрижалях предписано касательно Израиля: пусть празднуют праздник Кущей в течение семи дней, с радостью, в седьмой месяц… Они должны праздновать этот праздник и жить в кущах и венчать свои головы венками и брать у ручья покрытую листьями ивовую ветвь. Так и Авраам брал ветви пальм и плоды хороших деревьев, и ходил каждый день с ветвями вокруг жертвенника. Семь раз в день, утром, он восхвалял и благодарил Бога своего за все» (16. 29).

http://pravenc.ru/text/2462363.html

всесожжения утренние и вечерние. И совершили праздник Кущей, как предписано, с ежедневным всесожжением в определенном числе, по уставу каждого дня» ( Езд.3:2 −4). О праздновании дня очищения, которое должно быть предшествовано празднованию праздника Кущей, он ничего не говорит. Равным образом ничего не говорит о праздновании дня очищения и Неемия, когда рассказывает об обнародовании Ездрой книги закона (гл. 8). Он повествует, что когда старейшины из всего народа собрались во второй день месяца Тишри к священнику Ездре, то «нашли написанное в законе, который Господь дал через Моисея, чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах, и потому объявили и провозгласили по всем городам своим, чтобы сделать кущи по написанному. Все общество возвратившихся из плена, сделало кущи и жило в кущах» (ст. 14, 15:17). Старейшины, по славам Неемии, нашли в законе указание только на праздник Кущей, и потому тотчас объявили народу о праздновании этого праздника. Относительно дня очищения, который праздновался 10-го дня, они ничего не говорят. В 24-й день этого месяца, был установлен национальный пост для всех сынов Израиля ( Неем.9:1 −3). Таким образом, «большой пост дня очищения, без всяких других церемоний, мог праздноваться на 24-й день седьмого месяца после праздника Кущей, непосредственно после прочтения закона. Для празднования 10-годня не остается места». 6 Пророк Захария также не упоминает о дне очищения. И даже мало того. Пророк Захария не только не упоминает об этом дне, но даже дает прямое, по мнению отрицательной критики, указание на то, что день очищения совсем не существовал до плена. Дело в том, что существенной особенностью дня очищения был пост. Между тем, пророк Захария свидетельствует, что евреи начали поститься в седьмой месяц только со времени плена. «И было ко мне слово господа Саваофа: скажи всему народу земли сей, и священникам, так. Когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже 70 лет, для Меня ли вы постились?» (7:4−5). И кроме того, пост, который евреи проводили во время плена в слезах, скоро должен был сделаться, по словам пророка, радостью, совершаться в радостный день.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Глава 7 1–13. Путешествие Иисуса Христа в Иерусалим на праздник Кущей. – 14–53. Выступление Христа в храме и Его речи. Ин.7:1 .  После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его. На празднике Пасхи, о приближении которого Иоанн упоминал в предыдущей главе ( Ин.6:4 ), Христос, очевидно, не был. Он путешествовал в это время и в летние месяцы, следовавшие за означенной Пасхой, по Галилее, так как в Иудею идти в это время было для Него опасно ввиду враждебных замыслов со стороны иудеев. На время этого галилейского путешествия приходятся события, о которых рассказывается в Евангелии Матфея ( Мф.15 ) и Марка ( Мк.7:1–8:10 ): спор с фарисеями о преданиях старцев ( Мф.15:1–20 ), путешествие Христа по верхней Галилее до границ Финикии, где Он исцелил дочь хананеянки, возвращение оттуда в северо-восточную область Галилейского моря и второе насыщение народа, после чего Христос со Своими учениками переправился через море в страну Далмануфскую, находившуюся в области Геннисаретской ( Мф.15:21–39 ; Мк.7:24–8:10 ), где фарисеи и саддукеи потом требовали от Него знамения с неба. В это именно время, между возвращением в страну или область Геннисаретскую и тем требованием знамения, с каким фарисеи и саддукеи обратились ко Христу, и совершилось, по всей вероятности, отшествие Христа в Иерусалим на праздник Кущей. Ин.7:2 .  Приближался праздник Иудейский – поставление кущей. О празднике Кущей см. комментарии к Лев.23:33 и сл. Ин.7:3 .  Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ин.7:4 .  Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Из слов братьев Христа (о братьях Христовых см. комментарии к Мф.1:25, 13:55 ) видно, что они знали, с одной стороны, об уменьшении последователей у Христа в Галилее ( Ин.6:66 ), с другой, о том, что в бытность Свою в Иерусалиме Господь собирал вокруг Себя большое число слушателей ( Ин.3:26, 29, 4:1 ; ср. Ин.2:23 ). «Там, в Иерусалиме, – говорят Христу братья, – Тебе только и можно теперь найти Себе учеников, если Ты вообще имеешь каких-либо учеников!» Перед теми именно учениками Христос и должен совершать Свои дела, потому что тамошние жители надежнее, чем легкомысленные галилеяне. Нужно Христу идти в Иудею и потому, что Он высказывает притязание на титул Мессии, ибо только в Иерусалиме люди в состоянии оценить как должно деятельность Христа. Там, в Иерусалиме, Мессия должен объявить об открытии Своего Царства и оттуда владычествовать над всей израильской землей и над целым миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010