Итак, разберемся в сомнениях отца Сергия, а также попытаемся определить, в чем он прав и в чем он не прав. В начале своей книги отец Сергий приводит примеры школьного плоского богословия (в том числе приводит цитату из одной моей статьи, в свое время помещенной в его журнале). Прав он в этом или не прав? Очень во многом прав. Более того, я могу увеличить число примеров вульгарного плоского богословия. Как это ни неприятно, приходится при этом ссылаться и на такого замечательного, одаренного человека, каким являлся покойный о. Сергий Булгаков. В своей книге «Неопалимая купина» он утверждает, что «Богоматерь пребыла безгрешна, ни одно приражение греха не приблизилось к Ее пречистой душе, носительнице совершенного девства» (см. прот. Сергий Булгаков, «Неопалимая купина», ИМКА-Пресс, Париж, 1927 г., стр. 18). Спрашивается, откуда он это может знать? Неизвестно. Доказательства? Никаких, кроме церковных песнопений (и то притянутых за волосы). Далее следует уже прямо монофизитское утверждение, что Христос не мог умереть естественной смертью. «Как Адам до грехопадения не был доступен естественной смерти (тоже, кстати, надуманное утверждение богословов, ибо из Библии это совершенно не видно), …так и новый Адам не подлежал естественному закону смерти, но добровольно подчинился лишь смерти насильственной…» (там же, стр. 19). Утверждение нелогично, ибо если бы не подлежал закону естественной смерти, то каким же образом Он мог все-таки быть убит? Если Он добровольно подчинился насильственной смерти, то тогда становится совершенно непонятной вся трагедия Гефсиманского сада (насколько Пастернак здесь ближе к Христу, чем знаменитый богослов!). И наконец, утверждение монофизитское или даже докетическое, ибо если Он не подлежал закону смерти, то как же Он был ребенком, отроком, мужем; как мог Он тогда алкать, жаждать, страдать от усталости? Тогда остается только утверждать вместе с евтихианами, что это было притворство из смирения, что это был лишь Бог, разыгрывающий роль человека. Вся страшная и таинственная история Агнца Божия, таким образом, принимает характер какого-то травести, водевиля с переодеванием.

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

Неопалимая Купина — это выражение Божественной природы. В пламени куста тебе может открыться, Кто Я. Твой Господь, Господь Любовь, разве Он – не поглощающий огонь? Как и пламя куста, Я — Любовь, отдающая Себя и никогда не оскудевающая. Я щедрость, не знающая никакой меры. О Моей Любви нельзя сказать «вот до сих и не дальше». Я — Любовь, всегда стремящаяся включить, вобрать в Себя всех людей, которые встречаются у Нее на пути (и которые от Нее же и берут свое начало). Как огонь не разрушает древесину горящего куста, так и Я не разрушаю людей, которых Я сотворил. Я хочу лишь убрать то, что в человеке противоречит самой сущности Любви. Я беру и делаю Своим. Я преобразую и преображаю. Я животворю. Я переношу на другой уровень — выше. Тот, кто любит, входит в единение с теми, кого он любит. Я вхожу в единение с вами, возлюбленные Мои. И при этом не может быть смешения между Мною, Кто есть Любовь, и вами – теми, кто Любовь принимает. О, теперь ты видишь это великое зрелище? Видишь ли ты пламя, которого никто не возжигал, но которое изливается прямо из Моего Сердца, пламя, которое есть Я? Видишь ли ты Божественный пожар, распространяющийся по всему миру? Вся Вселенная есть Неопалимая Купина. Безграничная Любовь Дитя Мое, ты видел Куст, который горел, не сгорая. Ты познал Любовь, которая есть поглощающий огонь и которая хочет тебя всего целиком. «Великое видение» Неопалимой Купины может помочь тебе подобрать для Меня новое имя; оно не отменяет того имени или тех имен, которыми ты пользовался до сих пор, и все же оно может, как вспышка молнии в ночи, своим живым светом обновить всё вокруг. Часто ты называл Меня таким именем, которое Мне не соответствует. Или, вернее, это вечное имя было, конечно, Моим, но оно недостаточно ясно передает то, что так ощутимо выражает собою Божественная жизнь, и не доносит до тебя того, что Я хотел бы открыть тебе в ответ на твою молитву, — это лишь одна из сторон Моего бытия, с помощью которой тебе приходилось обращаться ко Мне. Вы зовете Меня Богом. Это традиционное имя почиталось и восхвалялось множеством людей. Этих людей оно воодушевляло и продолжает воодушевлять и наделять силой. Безумен тот, кто попытался бы уменьшить его значение. Нечестивец тот, кто решит его уничтожить. Поклоняйся Мне как своему Богу. Почитай это имя, которым Меня называют.

http://azbyka.ru/fiction/bezgranichnaja-...

Председатель Синодального отдела по социальному служению вручил сертификаты священникам, прошедшим курс «Организация церковной помощи в чрезвычайных ситуациях» Священнослужители отметили ценность практических уроков по оказанию первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, занятий с психологами МЧС МЧС открыло круглосуточный телефон экстренной «горячей линии» в связи с запахом сероводорода в Москве По предварительным прогнозам погодные условия до 15:00 11 ноября 2014 года останутся неизменными. Ветер юго-восточный, 0,3 м/с не позволяет перемешиваться воздушным массам и возможное улучшение метеообстановки ранее вышеуказанного времени не прогнозируется. Я работал в первом вагоне… — спасатель МЧС о катастрофе в метро, космосе и буднях Очень часто приходится принимать решения, от которых не просто зависит, выживет человек или не выживет, а зависит – выживет этот человек или тот. Я понимаю, что от нашего решения будет зависеть не просто жизнь кого-то, а смерть конкретного человека. Вятская епархия вручила МЧС икону «Неопалимая Купина» «Неопалимая Купина» - одна из самых известных в России в XVI-XIX веках чудотворных икон Богоматери, почитавшаяся как защитница от стихийных бедствий, особенно от пожара Двух детей, семерых взрослых и котенка спасли пожарные в Ленобласти Сигнал о пожаре поступил в пожарную охрану глубокой ночью, — сообщает ГУ МЧС России по Ленинградской области. Горел двухэтажный деревянный жилой дом в г. Волосово. Бойцы 119-ой пожарной части немедленно отправились на место пожара. «Загорелась пристройка к квартире на первом этаже. Пристройка горела открытым пламенем и огонь перекинулся в жилое помещение. Из-за сильного задымления жильцы […] В Мордовии пожилой мужчина спас друга-инвалида Пострадавший с ожогами был доставлен в центральную районную больницу. Сейчас его жизни ничего не угрожает. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/tag/mchs/page/32/

Кость Григорий Нисский на Пс. 6:3 («исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены»): «Костями же называет целомудренные помыслы, поддерживающие собою душу» (In ps. 6 – 61 ЗА). Крещение Святоотеческая традиция едина в понимании символики таинства крещения как подражания Христу в его трехдневной смерти и Воскресении. Вода крещения означает смерть человека плотского для всей прежней жизни и чувственных устремлений в будущей (христианской) жизни. Трикратное погружение в воду означает уподобление трехдневному пребыванию Христа во гробе, а осенение Св. Духом означает новое рождение для христианской благочестивой жизни, воскресение для жизни духовной. Крещение, пишет Василий Великий , содержит в себе «образ смерти и жизни; изображением смерти служит вода, а залог жизни подается Духом... вода изображает собою смерть, принимая тело как бы во гроб, а Дух сообщает животворящую силу, обновляя души наши из греховной мертвенности в первоначальную жизнь... Посему великое таинство крещения совершается тремя погружениями и равночисленными им призываниями, чтобы и образ смерти запечатлелся в нас, и просветились души крещаемых чрез предание им Боговедения» (De Spiritu S. 15– 129А-132В). Крылья Применительно к Богу и душе Григорий Нисский считает, что крылья означают силу, нетление, блаженство и другие возвышенные свойства (Cant. cant. XV – 1101 А). Под «тенью Божиих крыл», служащей нам защитой и покровом, Григорий понимает добродетели (In ps. inscr. II 14 – 585CD). Купина неопалимая Известный эпизод из жизни Моисея, когда из горящего, но не сгорающего куста (купины) терновника к нему обратился сам Бог ( Исх. 3:2 и далее), Григорий Нисский истолковывает как символ Девы Марии: «Этим научаемся таинству, явленному в Деве, от которой в рождении воссиявший человеческой жизни свет Божества сохранил воспламененную купину несгораемою, так что и по рождении не увял стебель ее девства» (Ое vita Moys. – 332D). Впоследствии это толкование, общезначимое в патристике, легло в основу иконографического сюжета «Богоматерь-Неопалимая купина».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерей Ростислав Снигирёв 4. Общие сведения о книге Исход Название Еврейское название книги (евр.: Вээле шемот – «и вот имена») в соответствии с первой фразой отвечает традиции, принятой на Древнем Востоке. В эллинистическом иудаизме она называлась в соответствии с главной темой – ξοδος – выход. В соответствии с этой традицией устанавливается название второй книги Пятикнижия в LXX. Из греческого языка это наименование перешло в латинские переводы (Exodus в Вульгате) и затем в новые языки. Русское и славянское название этой книги – «Исход» – является переводом греческого ξοδος. Дополнение «Вторая книга Моисея» указывает на традиционное представление об авторстве книги. Богослужебные чтения Богослужебные чтения из книги Исход подразделяются на два типа – рядовые и праздничные. Пять рядовых паремий читаются в седмичные дни Страстной Седмицы. При этом в первые три дня читается повествование о Моисее (см.: Исх. 1:1 – 20; 2:5 – 10; 2:11 – 22 ), прообразовавшем Христа, а на вечерне Великого Четверга, когда воспоминается установление Нового Завета в чаше Крови Христовой (см.: Лк. 22, 20 и др.), читается повествование о приготовлении к заключению Завета Ветхого (см.: Исх. 19:10 – 19 ), в Страстную же Пятницу читается повествование о богоявлении Моисею на горе Синайской (см.: Исх. 33:11 – 23 ). Праздничные паремии из книги Исход следующие. Повествование о несгорающем терновом кусте (слав.: купина неопалимая) (см.: Исх. 3:1 – 8 ) читается в качестве первой паремии на Благовещение, так как неопалимая купина прообразует Божию Матерь, безвредно вместившую огнь Божества, воплотившегося в Ней в день Благовещения. Повествование об установлении Пасхи (см.: Исх. 12:1 – 11 ) читается в качестве третьей паремии на вечерне Великой Субботы, так как наступающая Пасха новозаветная была прообразована описываемой Пасхой ветхозаветной. Повествование о посвящении Богу первенцев и выкупе их (см.: Исх. 12: 51; 13:1 – 3, 10 – 12; 14 – 16; 22:29 ) читается в качестве части первой составной паремии на праздник Сретения, указывая на его содержательную часть.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Открытый лекторий о богословском наследии XX века проходит в Москве 21.02.2023 15:41:46 МОСКВА 22 февраля (среда) в 19:00 состоится заключительная встреча открытого лектория «Неопалимая купина. Богословское наследие XX века» — совместного проекта ПСТГУ и издательства «Никея», сообщает Седмица.ru со ссылкой на сайт КЦ Фавор . Одна из фундаментальных коллизий, которая сопровождала богословскую мысль на протяжении прошлого столетия и последних двадцати лет, — отношение к традиции, к святоотеческому преданию. Как именно мы должны его сохранять — консервируя или развивая? Где допустимые границы богословского творчества? Что происходит с церковной мыслью в тот момент, когда она вступает на неведомые в прежние столетия пути? Интенсивно и параллельно друг другу в богословской мысли развивается стремление к новаторству — и, наоборот, к жёсткому фундаментализму. Что будет являться «золотой серединой» и можно ли нащупать её критерии? Наконец, как богословская проблематика ХХ века влияет на мысль сегодняшнюю, современную нам, какие задачи оставляет и к чему зовёт? К беседе приглашают кандидат богословия, доцент протоиерей Владимир Шмалий; кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН, руководитель фонда «Теоэстетика» Алексей Михайлович Гагинский и соредактор книжной серии «Неопалимая купина» (изд-во «Никея») Егор Агафонов. Мероприятие очное, для участия регистрируйтесь по ссылке: . Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2023/02/21/otkrytyy-l...

— Господи, — не унимался Моисей, — пошли другого, кого можешь послать! Купина и Терновый венец Слово «купина» означает всего-навсего колючий куст. Что же это было за растение? Ученые предлагают разные версии, называют и ежевику, и ясенец… Но многие считают, что это был терновый куст. Тёрн — растение с колючими шипами. Эта версия кажется богословам предпочтительной и символичной. Почему? Вспомним: тёрн появляется в библейской истории ещё раз, уже во времена Христа. Венец из колючих терновых веток в насмешку положат на голову Иисуса римские солдаты, чтобы поиздеваться над Ним. И как Моисей, который после долгих сомнений возле тернового куста взял на себя крест тяжелого служения и стал спасителем для своего народа, так Иисус, приняв терновый венец страданий, служил всем людям и стал Спасителем для всего человечества. И вот здесь уже Голос из тернового куста зазвучал грозно: слишком долго избранный противился воле Бога. Сколько можно уговаривать того, кто должен подчиняться с первого слова?! — Разве нет у тебя Аарона брата? Я знаю, что он может говорить!.. И Бог напомнил Моисею, что брат его красноречив, то есть умеет хорошо и красиво говорить! Господь будет передавать Свою волю Моисею, а тот — Аарону. И брат громко, ясно, убедительно донесёт эту волю еврейскому народу и фараону! Сам Господь же будет наставлять их обоих и учить, что делать. Услышав это, Моисей выпрямился и впервые улыбнулся: да! Брат! У него же есть старший брат Аарон! Он помнил его с ранних детских лет! Брату можно доверять, а если что — Господь поможет. И значит, задача, которую Бог поставил Моисею, может быть выполнена! — И жезл сей возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения, — прогремел Голос ему вслед. После этого куст погас сам собой. Всё, что Моисей должен был услышать, было сказано. Всё получится с Божией помощью Пастух уверенно перехватил свой посох: да, теперь он уверен, всё получится так, как сказал ему Господь. Он шагал прочь от тернового куста, возвращаясь к своей семье. Он знал, что сделает. Он возьмет жену и сыновей, соберётся и пойдёт в Египет к своим братьям. Никого уже не осталось там из тех слуг фараона, которые охотились за ним. Он будет в безопасности. И Господь будет рядом — подскажет, что делать, что говорить, даст силу. Моисей будет действовать не сам, а как проводник воли Бога. Это его путь и его служение.

http://foma.ru/neopalimaja-kupina-chudo-...

Ю.Кублановский: - Совершенно с Вами согласен. Музейное сообщество как раз неплохое. И достаточно солидарное. В литературе тоже то здесь, то там встречаются огоньки. Так вот. Тут строфа, тут стихотворение. Как у меня в одном из стихов сказано: «надо минималистом неуступчивым стать, наконец». Я таким стал. Конечно хотелось бы другого, большего, чтобы нынешняя культура отвечала русским задачам, была пропитана русским духом, но я понимаю, что откуда же взяться после десятилетий такого террора, а потом застоя? С миру по нитке, но все же какой-то жирок культурный начинает накапливаться, чуть-чуть, но начинает. Я тоже исхожу из своих наблюдений. У моей дочери 8 детей. Все они читают книги. Все они прекрасно знают роман Достоевского «Бесы». Старшие, разумеется. Их жизнь немыслима без культуры и Церкви. Вот уже 8 человек растет, молодых, за которых нестыдно, которых можно предъявить обществу, человечеству, как вот, это сделано. Но у них есть друзья, единомышленники. Им 20-21 год. Это капля в море по сравнению с миллионами поклонников Ксюши Собчак. Но спасется малое стадо. Так что скажу, завершая год, что, наверное, также как у Вас он в очень противоречивых заканчивается настроениях. Надежды и вместе с тем сомнения большие. Е.Никифоров: - Я хотел бы со своей стороны закончить Вашими стихами, если позволите. Они не самые последние. Это 1978 год. «Купина небес неопалима». Купина небес неопалима. Колосятся иней, снег. Ночь светла от голубого дыма. Темен мой ночлег. И хрустят дорожки в дольнем мире, днем горевшем золотым огнем, чтобы было и тесней и шире мне в Отечестве своем. . ..Рабьим страхом душу не унижу: этот снег и эту жесть, черный сад и голубую крышу я беру как есть – в жадном тигеле расплавить снова – Господи, благослови – косность речи и свободу слова, дар Твоей любви. Ю.Кублановский: - Это стихотворение я не вспоминал лет 35-40, спасибо, что напомнили. Е.Никифоров: - Надеюсь, мы еще встретимся в студии, чтобы обсудить стихи как свободное слово, которое точно выражает то, что происходит в нашем мире, а нам это понимать крайне необходимо, и понимать верно.

http://radonezh.ru/2019/12/30/my-zhili-v...

Файл : Храм иконы Божией Матери «Неопалимая купина» (Никитинка)5 (2).jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 755 × 538 (106 Кб) 774 × 551 (121 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующие 2 страницы используют этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры SAMSUNG Модель камеры GT-I9192 Время экспозиции 1/460 с (0,0021739130434783) Число диафрагмы f/2,6 Светочувствительность ISO 50 Оригинальные дата и время 15:32, 1 октября 2017 Фокусное расстояние 3,7 мм Дополнительный комментарий User comments Ширина 1280 пикс. Высота 720 пикс. Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 72 точек на дюйм Вертикальное разрешение 72 точек на дюйм Программное обеспечение Windows Photo Editor 10.0.10011.16384 Дата и время изменения файла 22:18, 8 июня 2021 Порядок размещения компонент Y и C Центрированный Программа экспозиции Приоритет диафрагмы Версия Exif 2.2 Дата и время оцифровки 15:32, 1 октября 2017 Конфигурация цветовых компонентов Выдержка в APEX 0,0021739130434783 Диафрагма в APEX 2,76 Яркость в APEX 88 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 2,76 APEX (f/2,6) Режим замера экспозиции Центровзвешенный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Тип сцены 49 Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) 1 Тип сцены при съёмке Стандартный Насыщенность Нормальная Резкость Нормальная Номер изображения (ID) S08Q0LEGC01 Версия блока GPS-uhфopмaцuu 2.2.0.0 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Храм_икон...

Песнь 7 Ирмос: От Иудеи дошедше, отроцы/в Вавилоне иногда/верою Троическою пламень пещный попраша, поюще://отцев Боже, благословен еси. Веселие мирское пресецы и душетленное пристрастие умертви во мне, Дево,/презрение временных, желание вечных благ и нетленную радость подаждь ми с поющими:/отцев Боже, благословен еси. Безчинное веселие и излишество, ум вредящее, душе скверну раждающее, отлучи от мене, Дево,/и сподоби во здравии душевнем и телеснем духовнаго утешения наслаждатися с поющими:/отцев Боже, благословен еси. Грехом, смерть лютую раждающим, оскверних душу мою,/но Ты, Пречистая Владычице, огнезрачная и неопалимая Купина явльшися,/тину страстей моих изсуши огнем Божия благодати и настави мя на богоугодное житие,/украси же воздержанием и целомудрием и даждь ми чистым сердцем пети:/отцев Боже, благословен еси. К Твоей огнезрачней иконе взирая, молю Тя, Владычице,/омраченнаго мя самолюбием светом зрака Твоего просвети/и, похоти плотския укротивши во мне, огнем Божия любве хладное сердце мое воспламени,/да Рождшемуся от Тебе достойно возмогу пети:/отцев Боже, благословен еси. Песнь 8 Ирмос: Царя Небеснаго,/Егоже поют вои ангельстии,//хвалите и превозносите во вся веки. Возмущение души моей утоли, Всенепорочная,/от клеветы наветующих избави мя,/вражду греховную во мне укроти и ненависть мрачную отврати от мене, Дево,/да прославляю Тя, Чистая, во веки. Огнь ярости, во мне зело разжженный, росою благодатныя молитвы Твоей угаси,/хулу, умножающую души моей озлобление, и всякий вид злобы, гнездящийся в сердце моем, искорени, Дево,/да Тя прославляю, Чистая, во веки. Образ Христов евангельскими добродетельми напиши в души моей, Богоблагодатная,/укрепи и утверди мя во всяком деле блазе, от всякия же злобы отврати сердце мое,/да мирными усты прославляю Тя, Чистая, во веки. Кротким оком Твоим виждь мое смирение, Пренепорочная Богоневесто,/и приклони ухо Твое к молитве сердца моего,/кротостию и незлобием благоукраси мя, помраченнаго безобразием злобных страстей,/и сотвори причастника блаженства, кротким обетованнаго,/да радуяся прославляю Тя, Чистая, во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010