Благословение наше и молитва да сопутствуют вам на тр[удной] и славной стезе вашей. «О сем радуйтесь, поскорбев еще немного, ибо сказано: «С[озижду] Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ю»». ГАРФ. Ф. Р-440. Оп. 1. Д. 55. Л. 20–21. Машинопись. Ежедневный обзор печати (сводка) Осведомительного агентства от 8 июля 1919 г. 35. Постановление Собора с ходатайством о помиловании преступивших закон 24 мая 1919 г. Вознеся благодарственное моление Господу Богу, сподобившему довести наши труды до успешного окончания, Юго-Восточный Собор Православной Российской Церкви объемлет в своей молитвенной памяти и тех, которые совершили великий грех перед Святой Церковью и Родиной, но совершили его по неразумению или введенные временно в соблазн, раскаявшись в содеянном ими прегрешении. Памятуя завет Спасителя нашего о милости и прощении грехов даже врагам нашим, Собор приемлет на себя священный долг возбудить через своего председателя пред Главнокомандующим Вооруженными силами Юга России, а также перед атаманом Всевеликого войска Донского и атаманами Кубанского и Терского казачьих войск ходатайство о том, не признают ли они возможным в ознаменование светлого торжества церковного Собора оказать милость смягчением участи тех, кто, по мнению властей, может быть помилован без нарушения требований государственной необходимости. Председатель Собора Товарищи председателя архиепископ Димитрий Товарищ председателя Собора протопресвитер Георгий Шавельский Секретарь Собора профессор Донского университета Павел Верховской ГАРФ. Ф. Р-3696. Оп. 2. Д. 4. Л. 52. Машинописный подлинник. Дата в нижнем левом углу и формулы подписей вписаны чернилами от руки – автограф Е. Махароблидзе. Подпись Председателя Собора отсутствует. Остальные подписи – автографы. Оп. 1. Д. 1. Л. 98. Копия с экземпляра, заверенного секретарем Собора профессором П. В. Верховским, не имеющая смысловых разночтений с подлинником. Вверху страницы рукописная помета карандашом: «1 экз.» – автограф П. В. Верховского. 36. Краткий обзор деяний Юго-Восточного Русского Церковного Собора в Ставрополе 19–24 мая 1919 г. мая 1919 г.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но уже в конце 1919 года архимандрита Виктора призвали к епископскому служению, а Лавру митрополит Вениамин вверил 27-летнему иеромонаху Николаю (Ярушевичу) . Владыка высоко оценил о. Николая как организатора приходской жизни Петергофа, и 30(17) сентября 1919 года направил в Высшее Церковное Управление ходатайство об утверждении его в должности настоятеля петергофского Петропавловского (бывшего придворного) собора. Однако митрополит опередил свое время: в ответном указе Священного Синода от 21 (8) октября подчеркивалось, что «монашествующие только временно могут быть откомандированы к приходской церкви» 865 . Не прошло и двух месяцев, как Петроградский архипастырь вызвал иеромонаха из «временной командировки». 14 декабря 1919 года о. Николай стал наместником Александро-Невской лавры и на следующий день был возведен в сан архимандрита 866 . О том, какого напряжения требовала его деятельность в условиях «советской действительности», свидетельствуют неоднократные прошения о. Николая на имя митрополита о предоставлении краткого отпуска «ввиду сильного нервного переутомления». Одному митрополиту никакого отпуска не полагалось. Даже лаврский скит под Лугой, где владыка мог провести несколько дней на лоне природы, в начале 1920 года был реквизирован и переоборудован «под дом отдыха для рабочих» 867 . Любимым местом уединенных прогулок митрополита стало Никольское кладбище Лавры. Захарьевская церковь до революции была полковым храмом Кавалергардского полка. Вопрос о положении церквей бывшего военного ведомства требовал скорейшего разрешения, и на рубеже 1918/1919 года Петроградский митрополит дважды направлял в Священный Синод соответствующие представления. Благодаря его настойчивости 12 апреля (30 марта) 1919 последовал синодальный указ об их передаче в епархиальное ведомство. Также по его донесению в начале сентября 1919 года Священный Синод издал указ о передаче в ведение Петроградского епархиального начальства всех церквей Синодальных подворий (Ярославского, Благовещенского, Митрофаниевского, Троицкого) и бывших синодальных учреждений Петрограда 875 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Студентов 1, 2 и 3-го курсов «ввиду исключительно тяжелых политических и бытовых условий переживаемого времени» было решено перевести на следующие курсы без экзаменов с условием их последующей сдачи в течение 1918/19 уч. г. На 2-й год на тех же курсах было оставлено 38 студентов, 8 не являвшихся на занятия в течение всего года были исключены из академии. В авг. 1918 г. МДА в последний раз перед почти 30-летним перерывом приняла абитуриентов в Троице-Сергиевой лавре. 1918/19 уч. год был для академии чрезвычайно сложным. «Из зданий нас постепенно вытесняют, а денег на содержание Академии у Церкви нет»,- писал в февр. 1919 г. проф. Попов петербургскому коллеге Н. Н. Глубоковскому (цит. по: Сосуд избранный. 1994. С. 258). 23 марта 1919 г. был арестован архим. Иларион. Академический Покровский храм был запечатан, начали служить в надвратной ц. св. Иоанна Предтечи, но там было тесно и холодно, поэтому службы перенесли в трапезный храм прп. Сергия (Там же. С. 265). С осени 1919 г. занятия академии стали проходить в Москве. Приход академического храма, после скорого закрытия лавры был переведен в Пятницкую, затем во Введенскую ц. около лавры, в помещении же Покровского храма разместился городской клуб. На основании введенных в марте 1917 г. «Временных правил» в состав студентов Академии зачислялись без поверочных испытаний воспитанники духовных семинарий 1-го и 2-го разрядов и окончившие курс в высших светских учебных заведениях. Принимались и выпускники 4-годичных семинарий и средних учебных заведений, но с обязательством сдать необходимые экзамены в течение 1-го года обучения в академии. Для организации учебных занятий в Москве и решения текущих вопросов Совет МДА учредил исполнительную комиссию во главе с ректором прот. А. П. Орловым (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 3. Д. 394). К нач. 1919/20 уч. г. состав академической корпорации был еще довольно полным: ректор, проректор, 9 ординарных и 14 экстраординарных профессоров, доцент, и. д. доцента и лектор. Занятия 1919/20 уч. г. начались с торжественного молебна, отслуженного 10 окт. в Князь-Владимирской ц. епархиального дома патриархом Тихоном. Академические занятия проходили до нояб. 1919 г. в помещении Усачевской биржевой артели на Мясницкой (д. 8), с нояб.- в новом помещении той же артели в Спасоглинищевском пер. (д. 4). Весной 1920 г. академия ненадолго переместилась в Московский епархиальный дом в Лиховом пер. В 1920/21 уч. г. занятия продолжились с окт. в храме св. Иоанна Воина на Божедомке, а с 1 янв.- в храме Св. Троицы в Листах. 1921/22 уч. г. начался 15 авг. в помещениях Высокопетровского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

Поддерживал организованное в Архангельске антибольшевистское правительство т. н. Северной обл. во главе с Н. В. Чайковским и ген. Е. К. Миллером. 27 февр. 1919 г. постановлением Архангельского епархиального совета были введены дни всенародного покаяния (13-15 марта) в память о новомучениках, пострадавших за веру от большевиков. По приходам были разосланы списки священно- и церковнослужителей, убитых красноармейцами и красными партизанами во время гражданской войны. 16 марта в Архангельске был проведен общегородской крестный ход с молебном в память о новомучениках; в числе других местных святынь на крестном ходе с честью несли чудотворную икону Божией Матери Грузинской. Одним из первых важных деяний Архангельского епархиального совета было ходатайство перед местными властями о возобновлении преподавания во всех учебных заведениях Закона Божия (принято Архангельской городской думой в мае 1919). П. неоднократно посещал с пастырскими поездками отдаленные приходы и монастыри. В ходе этих поездок совершались архиерейские богослужения, читались проповеди «применительно к обстоятельствам времени, переживаемым Родиной», проводились миссионерские совещания с местным духовенством, раздавалась литература религиозно-нравственного содержания. П. содействовал широкому распространению известия о явлении детям Пресв. Богородицы над Архангельском. 4 сент. 1919 г. на объединенном собрании епархиального и миссионерского советов под председательством П. был составлен «Акт о явлении в небе Божией Матери с Богомладенцем Иисусом Христом, бывшем в Архангельске 3 августа 1919 года» с подробным описанием видения со слов очевидцев. Известие об этом чуде было напечатано в «Архангельских епархиальных ведомостях». В связи с критическим положением на Северном фронте после эвакуации войск стран Антанты 7 сент. 1919 г. П. возглавил в Архангельске общегородской крестный ход со святынями от приходов и с Грузинской иконой Божией Матери. 21 февр. 1920 г. Архангельск заняли части Красной Армии, вскоре были закрыты духовная семинария и епархиальное жен.

http://pravenc.ru/text/2578497.html

Нестор (Анисимов Николай Александрович ; 1884–1959), митрополит. Член Собора по особому постановлению Священного Собора в сане епископа. В конце 1917 г. по поручению Св. Собора написал брошюру «Расстрел Московского Кремля», где поместил фотоснимки кремлевских святынь, разрушенных во время октябрьских боев в Москве. После учреждения в 1911 г. Камчатской миссии, в 1912 г. был назначен ее начальником. В 1916 г. хиротонисан во епископа Камчатского и Петропавловского. 1 марта 1918 г. был арестован и заключен в Политотдел штаба Красной армии (здание бывшего Александровского военного училища), затем переведен в Таганскую тюрьму. В этот же день было проведено заседание Собора, посвященное аресту епископа Нестора. 25 марта по ходатайству Собора освобожден. По окончании Собора выехал в Киев с посланием Патриарха Тихона к митрополиту Киевскому и Галицкому Антонию (Храповицкому) и к Патриархам Александрийскому и Иерусалимскому. В начале 1919 г. покинул Киев. Духовник Императрицы Марии Феодоровны, Великого князя Николая Николаевича. В 1919 г. с членами императорской фамилии отплыл в Константинополь, откуда добрался до Владивостока, оттуда на Камчатку. В сентябре 1919 г. прибыл в Омск, где обосновалось Временное высшее церковное управление во главе с архиепископом Сильвестром (Ольшевским) . В 1919 г. был командирован в распоряжение военных властей под руководством адмирала А. В. Колчака для священнослужения и проповеди в казачьих войсках. В конце 1919 г. выехал на Камчатку. В 1920 г., когда большевики взяли Петропавловск, выехал из Усть-Камчатска. Летом 1921 г. оказался в Харбине. В 1929 г. указом митрополита Сергия (Страгородского) был принят в юрисдикцию Московской Патриархии. В 1933 г. был возведен в сан архиепископа Архиерейским Синодом РПЦЗ. В 1937 г. опубликовал труд «Смута в Киеве и мученичество митрополита Владимира». В 1937 г. покинул Харбин. В 1938 г. принимал участие в Соборе РПЦЗ в Югославии. В июне 1945 г. первым из харбинских архиереев стал поминать Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. В 1945 г. назначен управлять Восточно-Азиатским митрополичьим округом. В 1946 г. назначен Экзархом Московской Патриархии в Восточной Азии с возведением в сан митрополита. В 1948 г. арестован в Харбине, перевезен в Читу, где содержался в тюрьме, затем перевезен в Москву во Внутреннюю тюрьму на Лубянке. В 1948 г. приговорен к 10 годам заключения. В 1956 г. освобожден. С 1956 г. митрополит Новосибирский и Барнаульский. В 1958 г. уволен на покой. Скончался в 1-й градской больнице Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

С 1924 г. – настоятель храма в Будапеште. Затем 20 лет настоятель парижского православного прихода в Ментоне. С 1948 г. – декан Свято-Тихоновской духовной семинарии в США. В 1951 г. вернулся во Францию, настоятель Свято-Александро-Невского кафедрального собора в Париже. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. 242 Львов Владимир Александрович (ок. 1861 – не ранее 1919), протоиерей, – на Соборе член III отдела – «О церковной дисциплине» и 1-й комиссии – «По составлению грамот и воззваний». Окончил духовную семинарию. Настоятель Николаевского собора в г. Новороссийске. Член Союза русских национальных общин. Член Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. В июне 1919 г. запрещен в служении епископом Сухумским Сергием (Петровым). 243 Малиновский Александр Платонович (1864–1931), протоиерей, – на Соборе товарищ председателя III отдела – «О церковной дисциплине», член 2-й комиссии – «Личного состава и хозяйственная», кандидат богословия. Член Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. Окончил Вологодскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию в 1889 г. С 1904 г. – законоучитель и настоятель храма Владикавказского кадетского корпуса. С 1907 г. – протоиерей. С 1918 г. – председатель епархиального совета и настоятель Ашеронского храма, а с 1920 г. после высылки главы Владикавказской епархии стал кандидатом клира на епархиальную кафедру в Тверской области, возглавлял антиобновленческое движение. С 1922 г. – председатель Владикавказского церковного управления. 244 Николайченко Иван Николаевич (1879–1946), протоиерей, – на Соборе член II отдела – «Об устройстве прихода». Родился в Кубанской обл. в семье псаломщика. С 1900 г. диакон в храме станицы Кущевская. В 1902 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию, рукоположен в иерея. До 1919 г. служил на приходах Ставропольской епархии. С 1919 г. – протоиерей, член Кубанского епархиального совета, заведующий хозяйственной частью Екатеринодарского епархиального женского училища. В 1920–1922 гг. заключен в концлагерь в Воронежской губернии. В 1922 г. – настоятель храма в ст. Пашковской Кубанской обл. В том же году вновь арестован и приговорен к 3 годам ссылки в Коми (Зырянская обл.). С 1926 г. – настоятель храма в с. Соченко Нижегородской обл. В 1927 г. приговорен к 3 годам ссылки в Туруханский край, в 1931 г. приговорен к 3 годам ссылки в г. Игарка Енисейского края за отказ отречься от священства. В 1935–1939 гг. – бухгалтер в Омске, в 1940–1941 гг. – в Таганроге и с. Матвеев Курган. Продолжил священническое служение в Таганрогском районе Ростовской обл. во время немецкой оккупации. В 1944 г. эмигрировал через Германию в Бельгию и был принят в клир Русского Экзархата Константинопольской Патриархии. В 1945 г. награжден митрой. В 1946 г. помощник настоятеля Свято-Николаевского храма в Брюсселе. 245

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако в соответствии с приказом куратора следствия – генерал-лейтенанта М.К. Дитерихса дело было у И.А. Сергеева отобрано и передано для нового следователя на стадии раскрытия. Это «П одлинное следственное производство по делу убийства бывшей Царской Семьи и членов Дома, а равно все документы, вещи и материалы, принадлежащие членам Семьи и состоявшим при них приближенным лицам, также убитым» (1 том) на 266 листах , заведенное 30 июля 1918 года Судебным следователем по важнейшим делам Екатеринбургского Окружного суда А.Д. Намёткиным, переданное им Члену того же Суда И.А. Сергееву, которое тот закончил 25 января 1919 года и передал в руки генерала М.К. Дитерихса. При этом, т.к. новый следователь еще не был назначен, Сергеев продолжил свою работу, для чего завел новый том дела. С 7 февраля по 11 июля 1919 г. – Судебный следователь по особо важным делам Омского Окружного суда Н.А. Соколов. Полтора месяца Соколов в Омске осматривал вещественные доказательства и знакомился с делом (томом 1-м, полученным от Дитерихса). Реально же передача материалов Сергеевым состоялась по приезду Н.А. Соколова в г. Екатеринбург 14 марта 1919-го года, о чем имеется соответствующая запись: « дело об убийстве б. ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II-ro» (2-й том) « на 88 листах с вещественными доказательствами, описанными им в протоколе от 28 января и 4 февраля сего года» , которое было включено в дело, начатое Соколовым 7 февраля 1919 г. в Омске . В Екатеринбурге с 14 марта Н.А. Соколов продолжил осмотр вещественных доказательств. При этом вынес постановление следующего содержания: « 1919 года марта 24 дня Судебный Следователь по особо важным делам при Омском Окружном Суде Н. А. Соколов, рассмотрев настоящее дело и приняв во внимание: что предметы, осмотренные Членом Суда Сергеевым в протоколах от 28 января сего года и 5 сентября 1918 года, осмотрены и описаны не достаточно детально; что эти документы также требуют сопоставления их с документами, описанными в протоколе от 23 февраля сего года, на основании 254 ст.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/31/...

Однако местная власть вскоре приступила к распоряжению монастырским имуществом по-своему. Поводом к этому стал поиск Грязовецким уездным отделом народного образования (УОНО) помещения для школы социального воспитания . Данный вопрос обсуждался на заседании Коллегии заведующих УОНО 16 декабря 1919 г. Коллегией было принято решение просить Грязовецкий уездный исполком предоставить помещение для данной школы при Николо-Комельском монастыре (см. Приложение, документ 1). Практически через день, 18 декабря 1919 г., в ответ на данную просьбу Грязовецкий уездный исполком постановил: «Указать Отделу народного образования на Арсениево-Комельский монастырь, в котором беспрепятственно может быть занято соответствующее для школы социального воспитания помещение, о чем поставить в известность Уземотдел» (См. Приложение, документ 2). Какими мотивами могли руководствоваться члены уездного исполкома, предложив такой вариант решения вопроса? На наш взгляд, наличие у монастыря жилых помещений и своего хозяйства позволяло местной власти сразу и без каких-либо заметных затрат решить проблему поселения беспризорных детей и обеспечения их дальнейшего существования. Исключительная выгода такого шага была очевидна, учитывая положение учреждений, находившихся в ведении Грязовецкого УОНО в 1919 г. Все они, как сообщал Отдел в Комиссариат просвещения Союза коммун Северной области в начале 1919 г., находились «в самом плачевном состоянии за недостатком ассигнованных на их содержание средств» . К тому же, монастырь был женским и, вероятно, не внушал местным управленцам опасений относительно возможного серьезного сопротивления со стороны насельниц в случае его закрытия. Наконец, по расчетам властей, монахини и послушницы могли быть привлечены к различным работам в открываемой школе. 30 декабря 1919 г. Коллегия заведующих УОНО постановила: «Считать вновь открытой Комельскую школу социального воспитания и просить Уездный исполком о передаче хозяйства монастыря в ведение Отдела народного образования» (см. Приложение, документ 3). В этот же день Грязовецкий уездный исполком принял решение: «Все хозяйство Арсениево-Комельского монастыря передать в ведение Отдела народного образования для организации сельскохозяйственной фермы и школы социального воспитания» (см. Приложение, документ 4).

http://sedmitza.ru/lib/text/9906600/

Михаил 11 февраля 2018, 00:05 Статья ни о чём. В тексте " за " и " против " взаимно сокращаются (даже не смотря на то, неугодное автору " перепутали " , " за давностью лет забыли " , " имели ввиду совсем не то " и т.д.) приводя к тому от чего так хотели уйти: " Причем документ, записанный ... Заместителем Наркома Просвещения Р.С.Ф.С.Р. М.Н. Покровским со слов бывшего коменданта Дома Особого Назначения Я.М. Юровского. " Но апофеоз всё же в начале: " Да и зачем М.Н. Покровскому, собственно говоря, было что-то менять? Ведь в его руках тогда находился один из важнейших документов по истории Октябрьского переворота! " Действительно зачем??? ведь подделывают обычно никому не нужные и ничего не значащие документы... Владимир 9 февраля 2018, 20:39 Евгений,Вы пытаетесь не имея достаточной информации,вопросом какой смысл большевикам делать ложную могилу,исключить что события в Екатеринбурге могли развиваться по совершенно другому сценарию.Это по крайней мере не дальновидно.Я задам вам другой вопрос,а какой смысл было большевикам организовывать процесс над Яхонтовым и Грузиновым и еще 28-мя своими соратниками в Перми в 1919,которые признались что убили царя и его детей и были уже РЕАЛЬНО расстреляны.Что мы имеем в сухом остатке -реальные трупы,реальный процесс над убийцами Царя и его семьи,а в сущности такую же фальсификацию. юрий 9 февраля 2018, 17:32 Из книги Э.Радзинского : В маленькой комнатке ЦГАОР на моем столе лежало дело…«ВЦИК. Дело о семье б(ывшего) царя Николая Второго. 1918-1919». (Ф. 601, оп. 2, ед. хр. 35.) 1919 год? Дело о Семье? Но в 1919 году ее уже не существовало! Значит, в этом деле, принадлежащем ВЦИК, был какой-то документ, касавшийся Семьи, но созданный уже после ее расстрела – в 1919 году!.. Оно начиналось телеграммой о снятии погон с бывшего царя… дальше была знаменитая телеграмма Уралсовета во ВЦИК о расстреле царя… и документы «монархического заговора» …И в самом конце дела находились две дурно напечатанные машинописные копии некоего документа – без названия и подписи…

http://pravoslavie.ru/110468.html

За Председателя Совета Ив. Корвацкий За Секретаря диакон Н. Соколов Ввиду крайней ограниченности времени для занятий Собора церемониальная часть Собора, по моему мнению, должна быть сокращена до возможно меньших размеров, и, прежде всего, должно быть ограничено выступление всяких депутаций. Включение новых членов в состав Собора следует наперед отвергнуть во избежание новых и новых попыток попасть в члены Собора – попыток, рассмотрение которых отнимет у Собора много времени. Я полагал бы предложить Союзу общин послать на Собор письменное или телеграфное приветствие. Прошу Предсоборную комиссию рассмотреть настоящую просьбу и о решении немедленно уведомить союз чрез прот[оиерея] Н. Розанова . (Угол Кирпичной и Медведов[ской]) Протопр[есвитер] Г. Шавельский 16.V.1919 ГАРФ. Ф. Р-3696. Оп. 1. Д. 1. Л. 10–10 об. Машинописный подлинник. Подписи – автографы. Имитация бланка: «Союз русских национальных общин. Г. Екатеринодар». Исходящий 4. На полях л. 10 слева рукописное заключение протопресвитера Г. Шавельского от 16 мая 1919 г. – автограф. 9. Проект Положения «О созываемом в Ставрополе Поместном Соборе» [Не ранее 12 мая 1919 г.] 1 . Созываемый Собор именуется Южнорусским Поместным церковным Собором. 2 . Собор действует применительно к наказу Всероссийского Священного церковного Собора. 3 . Состоящее при Соборе, согласно наказу его, Епископское Совещание в случае несогласия с тем или иным постановлением Собора обязано заявить об этом Собору не позднее следующего дня 139 поступления на рассмотрение Епископского Совещания данного постановления Собора. 4 . Члены Собора вносят свои предложения и заявления подают председателю Собора за подписью десяти лиц 140 . 5 . Президиум Собора состоит из одного председателя – епископа; трех товарищей председателя – одного епископа, одного пресвитера и одного мирянина; одного секретаря и одного помощника секретаря. 6 . Для предварительного рассмотрения вопросов, подлежащих решению Поместн[ого] Собора, при Соборе образуются отделы. На первых порах должно быть образовано 5 отделов: 1) редакционный – для редактирования соборных постановлений; 2) о Высшем церковном управлении; 3) о приходе; 4) по составлению посланий Собора и 5) об учебных заведениях духовн[ого] ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010