преподобных Оптинских старцев (причисление которых к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году) - в лике преподобных: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1856-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) - как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) - как преподобномученика. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии за период, прошедший со времени последнего заседания Священного Синода, по вопросу подготовки Соборного прославления новомучеников и исповедников Российских XX века, материалы о которых были представлены в Комиссию правящими Преосвященными и наместниками ставропигиальных монастырей, а также по вопросу прославления других подвижников веры и благочестия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских XX века представленных: от Алма-Атинской епархии: священника Василия Краснова (1886-1937), Георгия Юренева (1887-1937), священника Павла Гайдая (1896-1937), священника Иоанна Глазкова (1884-1937), священника Александра (Орлова; 1875-1937), диакона Михаила Исаева (1875-1937); от Барнаульской епархии: архиепископа Барнаульского Иакова (Маскаева; 1878-1937) и с ним убиенных священника Петра Гаврилова (1870-1937), священника Иоанна Можирина (1870-1937), инока Феодора (Никитина; 1873-1937),

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

10 . Монахиня Евникия, пела на клиросе и была прекрасная золотошвейка. Долго была слепой. Похоронена на кладбище города Мологи. 11 . Монахиня Евфрасия, беспомощная древняя старуха. Увезли родственники, а куда? Не знаю. 12 . Монахиня Фаина, косоротая, была алтарницей, следила за порядком в алтарях и варила на кухне пищу. Рясофорные 13 . Васса, глухая, старшая на Даче. Раньше ее никто не вставал и позднее ее никто не лягет. В сенокос била косы, чинила грабли, ремонтировала конскую упряжь, а во время посевной пахала от зари до зари: трех лошадей сменят, а она одна. Помяни ее, Господи. 14 . Анна Усанова, урожденка деревни Большой Борок. Была главная белошвейка, гладью, шелком, шерстью делала всевозможные искусственные цветы. Лучшая певчая и чтица на правом клиросе. Умерла в Ленинграде, пережила блокаду. 15 . Анна Бурова, главная регентша. Откуда родом и где померла? Не ведаю. 16 . Александра Пашнова. 17 . Екатерина Манькова, родом от Коприна, певчая правого клироса – альт, лучшая живописка и рукодельница. Померла и похоронена в г. Тутаеве, где исполняла должность псаломщика при соборе. В г. Ярославле в церкви у Креста на потолке ею написано изображение Св. Троицы. 18 . Екатерина Осипова, певчая – альт, живописна, но неважная. Умерла где-то в Мукачеве. Приняла постриг в схиму с именем Сергии. 19 . Елизавета, родом из Кулиги, дер. Новоселка, певчая – альт. Померла где-то в Костромских пределах. 20 . Ольга Кокушкина, певчая – тенор и лучшая белошвейка и цветочница. Померла в г. Рыбинске. 21 . Крушкова Екатерина, певчая – тенор и рукодельница. Похоронена в г. Рыбинске у Покрова, где исполняла должность псаломщика. 22 . Евдокия, родом от Краснова Холма, певчая. 23 . Елена Смирнова, лучшая певчая – дискант и регентша. Училася живописи, но писала неважно, зато пела хорошо. 24 . Анна Поснова, певчая, родом с Дубровы от Веретеи. 25 . Анна Сенова, певчая – тенор. Умерла в Рыбинске. 26 . Евдокия, баритон, родом из деревни Сосновицы, Станово. 27 . Екатерина Гаврилова, певчая, ходила в очках, родом с Кулиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Екатерина Осипова, певчая – альт. Живописка, но неважная. Умерла где-то в Мукачеве, приняла постриг в схиму с именем Сергии. Александра Пашнова. Елизавета (Елиз. Ермиловна Ковалькова), родом из Кулиги, деревня Новоселка, певчая – альт. Померла где-то в костромских пределах. Ольга Кокушкина. Певчая – тенор и лучшая белошвейка и цветочница, померла в г. Рыбинске. Екатерина Крушкова. Певчая – тенор и рукодельница Похоронена в г. Рыбинске у Покрова, где исполняла должность псаломщика. Евдокия (Евд. Даниловна Евстафьева), родом от Красного Холма, певчая. Анна Поснова, певчая, родом с Дубровы от Веретеи. Анна Сенова, певчая – тенор, умерла в Рыбинске. Евдокия (Евд. Михайловна Орлова) – баритон, родом из деревни Сосновицы, Станово. Екатерина Гаврилова, певчая, ходила в очках, родом с Кулиги. Анисия (Анисия Алексеевна Лаврова) – певчая. Умерла в Ленинграде. Ольга (Ольга Александровна Горбунова)– певчая. Умерла в селе Диево-Городище. Анна Маринина. Умерла в селе Чамарово. Мария Суходаева. Умерла в г. Рыбинске. Мария Болонкина. Где померла? Не знаю. Мария Кузнецова. Родом с Сити. Похоронена в Рыбинске. Надежда Горохова. Убита ворами в 1933 году. Анна Голубева. Певчая и белошвейка». Две «штатные» иконописки, или по-новому, как значится в документах артели – художницы, также участвовавшие во всех сельскохозяйственных работах – это молодая тетка о. Павла Ольга Ивановна Груздева и Александра Александровна Масленикова, которая была родом с Мологи (впоследствии умерла в Рыбинске). Новая пролетарская власть художества в обители не поощряла, поэтому уже 1 апреля 1920 года в Афанасьевскую общину приходит приказ: «Отделение Обобществления сел. хоз. Мологского Уземотдела предлагает Вам все принадлежности художественной мастерской (иконописной, находящейся в вашем распоряжении), как-то: бюсты, кисти, краски и все прочее передать в ведение Мологского Пролеткульта. Означенные материалы благоволительно сдать по описи члену правления Пролеткульта Ф. Ф. Дьяконову Зав. Отобсельхозом Я. Новиков».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

губерниях. Прямоугольный объем здания с равновысокой полукруглой апсидой, увенчанной главой, замыкался с запада приземистой 3-ярусной колокольней; барочными были рустованные лопатки, рамочные наличники окон, прямоугольных внизу и круглых во 2-м свете. Симметричная композиция 5-главой ц. в честь Успения (1785), сооруженной на средства помещика И. М. Колошина в Наволоках (ныне - Кинешемский р-н Ивановской обл.), продолжает одну из типологических схем московского зодчества: к 8-гранному объему с узкими диагональными гранями первоначально примыкали прямоугольные и равные ему по высоте алтарь и трапезная (впоследствии была расширена), декор, основанный на чередовании вертикальных ниш, объединяющих оси прямоугольных окон, и рустованных поверхностей, обладает чертами раннего классицизма. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы в с. Кулиги. 1794 г. Фотография. 2008 г. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы в с. Кулиги. 1794 г. Фотография. 2008 г. В период классицизма в Нерехтском и Костромском уездах появились храмы центрического типа. В 1770-1811 гг. по заказу помещика Т. И. Лялина в стиле раннего классицизма была сооружена ц. Св. Троицы в с. Острецове Нерехтского у. (ныне Родниковский р-н Ивановской обл.), проект к-рой, вероятно, выполнял московский зодчий. Украшением стен служат вертикальные ниши, объединяющие прямоугольные нижние окна и круглые проемы 2-го света, простые рамочные наличники с горизонтальными сандриками, 4-колонные портики на всех фасадах, кроме восточного, где поставлен пилястровый портик. Купольные барабаны увенчаны ярусными луковичными главками барочного силуэта. Храм в Острецове послужил образцом для построенной по заказу петербургского купца Ф. Д. Сыренкова ц. Св. Троицы (1800) в с. Шилекше Кинешемского р-на Ивановской обл., где в упрощенном виде (без боковых сев. и юж. портиков) была воспроизведена объемная композиция прототипа и его декор. Оригинальной композицией обладает ц. Воскресения Христова (1782) в с. Остров Нерехтского у. (ныне Гаврилов-Ямский р-н Ярославской обл.): фасады приземистого четверика фланкированы узкими ризалитами с треугольными фронтонами, оси прямоугольных проемов объединены вертикальными нишами.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Мологский Афанасьевский монастырь, от которого, собственно, и начиналась Кулига, стоял, как уже было сказано, на возвышенном месте к северо-востоку от города Мологи. С восточной его стороны протекала река Молога, впадающая в Волгу версты через две, далеко за Волгою и Мологою простирались обширные луга. С западной стороны прилегали к монастырю поля и луга, за которыми шёл густой высокий лес. У стен Мологского Афанасьевского монастыря начиналась Подмонастырская Слобода, а далее дорога шла между овсяных полей в деревню Большой Борок, где в начале века имелись две мелочные лавки, кузница, а также маслодельное заведение. По соседству с Большим Борком находилась деревня Новосёлки, откуда родом мать о. Павла – Александра Николаевна, урождённая Солнцева. После коллективизации в Новосёлках разместился Кулигский сельский Совет. За д. Новосёлки дорога поворачивала налево вдоль речки Уймицы, которая извиваясь, пересекала Кулигу и вливалась в реку Мологу около стен Афанасьевского монастыря. «Живописные луга долины Уймицы были богаты щавелем, диким луком, а по весне сладкими опестышами, – пишет в своих воспоминаниях уроженец Кулиги Г.И. Корсаков.  – Среди лугов за Уймицей находилось несколько небольших, богатых рыбой и чистейших озёр. (...) За мостом дорога шла вдоль изгороди, за которой на пригорке стояли дома Старой Бортницы. Можно было раздвинуть жерди, пройти по тропинке мимо колодезного журавля и увидеть уходящую вправо улицу. Из-за берез, рябин и черемух смотрели избы глазами-окнами на дорогу, на заливной луг перед рекой Мологой и темнеющей вдали ивовый тальник на острове р. Мологи. Окна с резными наличниками возвышались далеко от земли. Почти все дома были покрыты дранкой, а длинные дворовые пристройки – чаще всего ржаной соломой. Неказистый частокол или заросли боярышника отделяли усадебные участки от улицы. Между домами кое-где виднелись трубы бань». Кулигские деревни тесно располагались вблизи монастыря, внутри кулигского «коленца,» так что жители этих деревень роднились друг с другом, как мы видим и в «Родословной» Груздевых. Прадед о. Павла Алексей Терентьич с «супругой Феклой Карповной» имели шестерых детей – «два сына и четыре дочери: первый сын был Иосиф (Осип) Алексеевич, который женился на Александре Васильевне из деревни Старое Верховье». Эта деревня находилась недалеко от самого крупного селения Кулиги – Замошье. В Старом Верховье до революции насчитывалось 73 дома. Иван Осипович, сын Иосифа Алексеевича, был женат «на девице из Боронишинского прихода Александре», у них родились двое детей – Николай и Мария. «Иван Осипович был рыбак, как-то зимой поехал на реку Мологу ловить рыбу и при спуске с горы напоролся на пешню, отчего и умер. Жена его Александра перебралась к родственникам в Питер, а там Бог знает, что с ней стало, ведь Питер-то большая деревня».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Русская Православная Церковь Главным событием, безусловно, является состоявшееся воссоединение Русской Православной Церкви За границей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Позади остались 80 лет вынужденного разделения. Новые святые нашей Церкви Священный Синод Русской Православной Церкви в минувшем году причислил к лику святых 26 подвижников, прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Российских: – от Архангельской епархии: Антонины (Брянских; † 1938); – от Брянской епархии: священника Григория (Фаддеева; † 1937); – от Московской епархии: протоиерея Сергия (Кудрявцева; † 1937), протоиерея Василия (Мирожина; † 1941), протоиерея Александра (Орлова; † 1937), протоиерея Александра (Покровского; † 1937), протоиерея Иоанна (Хрусталева; † 1937), священника Сергия (Кочурова; † 1941), протодиакона Сергия (Станиславлева; † 1942), диакона Гавриила (Архангельского; † 1938), диакона Трифона (Родонежского; † 1938), диакона Феодора (Смирнова; † 1938), псаломщика Николая (Некрасова; † 1938), послушницы Матроны (Макандиной; † 1938), Димитрия (Волкова; † 1942), Никиты (Сухарева; † 1942), Гавриила (Фомина; † 1942); – от Оптиной пустыни: иеромонаха Гурия (Самойлова; † 1937), иеромонаха Игнатия (Даланова; † 1942), монаха Евтихия (Диденко; † 1937), монаха Викентия (Никольского; † 1937), монаха Авенира (Синицына; † 1937), монаха Саввы (Суслова; † 1937), монаха Марка (Махрова; † 1937) и Бориса (Козлова; † 1937). – от Чебоксаро-Чувашской епархии: игумении Тамары (Сатси; † 1942). Кроме того, наша Церковь по запросу Сурожской епархии установила празднование Собора святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, в третью неделю по Пятидесятнице. Монастыри В этом году по решению Священного Синода было благословлено открытие сразу 17 монастырей Русской Православной Церкви: – Николо-Пешношского мужского монастыря поселка Луговой Дмитровского района Московской области (основан в 1361 г. одним из учеников преподобного Сергия Радонежского – преподобным Мефодием Пешношским);

http://pravoslavie.ru/5066.html

преподобных отцев Печерских Антония, (+ 1073, память 10 июля, 2 сентября), Феодосия (+ 1074, память 3 мая, 14 августа, 3 сентября), Моисея Угрин а (+ ок. 1043/после 1051, память 26 июля), Нестора Летописца (+ 1113-1116, память 27 октября), князя и инока Николы Святоши , Черниговского, Печерского (+ 1143, память 14 октября)  и всех отцев Киево-Печерских; преподобных Иова (1551–1659, память 28 августа/10 сентября, 28 октября/10 ноября и 6/19 мая) и Амфилохия (1897–1971, память 29 апреля/12 мая), чудотворцев Почаевских, схимонаха Досифея Китаевского , схим. (+ 1777, память 25 сентября/8 октября), преподобного Серафима Саровского, преподобной Александры Дивеевской (+ 1789, память 13/26 июня), преподобного иеросхимонаха Парфения Киевопечерского (1790–1855, память 17/30 марта) святых новомучеников и исповедников: священномученика Владимира , митрополита Киевского (1848–1918, память 25 января/7февраля), Константина , митрополита Киевского ( Дьякова , 1871–1937), Александра , архиепископа Харьковского (Петровского, 1851–1940, память 19 мая/1 июня), Прокопия, архиепископа Херсонского (Титова, 1877–1937), и с ним иерея Иоанна Скадовского (+ 1937, 10/23 ноября), Анатолия, митрополита Одесского (Грисюка, 1880–1938, память 10/23 января), Онуфрия , архиепископа Курского и Обоянского (Гагалюка, 1885–1938, память 19 мая/1 июня), Макария , епископа Днепропетровского (Кармазина, 1875–1937, память 20 ноября/3 декабря), Василия, епископа Прилукского (Зеленцова, 1870–1930, память 22 марта/4 апреля), Иоасафа, епископа Могилевского (Жевахова, 1874–1937, память 22 ноября/5 декабря), Дамаскина, епископа Глуховского (Цедрика, 1877–1937, память 2/15 сентября), Аркадия, епископа Бежецкого (Остальского, 1889–1937, память 16/29 декабря ), Порфирия, епископа Симферопольского и Крымского (Гулевича, 1864-1937, память 19 ноября/2 декабря), Сергия, архиепископа Мелитопольского (Зверева, 1872–1937, память 1/14 ноября), святителей исповедников Луки , архиепископа Симферопольского и Крымского , и Афанасия, епископа Ковровского ,

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

Летников Сергей Иванович (1892-?) – купец. Родился в селе Протопопово Коломенского уезда Московской губернии. Сын лесопромышленника. Служил инструктором в «Союзпечати» Коломенского района. В 1925-1930 гг. лишен избирательных прав. Проживал по адресу: Коломна, ул. Ивановская, 5. Арестован 17 сентября 1937 г. 9 октября 1937 г. тройкой УНКВД приговорен к смертной казни (ГАРФ, Ф. 10035, Оп. 1., Д. П-23911). Расстрелян в Бутове 13 октября 1937 г. Реабилитирован в 1956 г. ; дата обращения 17 сентября 2023 г. Аметов Василий Никифорович – кустарь-портной. Проживал в Коломне. Активный прихожанин. Другие данные не обнаружены. Панин Николай Алексеевич (1864-?). Родился в Коломне в купеческой семье. Проживал по адресу: Коломна, ул. Плотницкая, д. 7, кв. 1. Арестован 31 октября 1938 г. Обвинялся по статье 58-10-1 УК РСФСР. Дело прекращено. (ГАРФ, Ф. 10035, Оп. 1, Д. П-8370) ; дата обращения 17 сентября 2023 г. Рождествин (в деле фигурирует как Рождественский) Александр Сергеевич (1898-1937) - священник. Родился в селе Горки Коломенского уезда Московской губернии. Служил в храме Святителя Николая в том же селе. Арестован 5 октября 1937 г. 19 октября 1937 г. тройкой УНКВД приговорен к смертной казни. Расстрелян 21 октября 1937 г. в Бутове. Реабилитирован в 1959 г. http://www.sinodik.ru/?q=bio&id=92343 ; http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/7785/ (дата обращения 17 сентября 2023 г.); Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД " Объект Бутово " 08. 08. 1937-19. 10. 1938. - М.: " Зачатьевский монастырь " , 1997. – 420 с. - С. 291. Кудимов (Кудинов) Иван Порфирьевич (1887-?) – крестьянин. Родился в селе Паны Наровчатского уезда Пензенской губернии. Заведующий магазином 46 Горторга Коломны. Агент Фабрики-Кухни Коломенского Торга. Проживал в пос. Боброво, ул. Шоссейная, 57. Арестован 30 октября 1938 г. Осужден 11 апреля 1939 на 3 года исправительно-трудовых лагерей с поражением в правах на 3 года. Реабилитирован в 2001 г. (ГАРФ, Ф. 10035, Оп. 1, Д. П-8852) ; дата обращения 17 сентября 2023 г.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/06/...

4–13 Сборник статей, читанных в отделении русского языка и словесности И. Акад. Наук т. 7. С. Пб. 1870). 9. О греческом Кондакария 7–8 века Московской Синодальной библиотеки сравнительно с древним славянским переводом. В Записках И. Акад. Наук 1869 г., т. 16, прилож. 4, стр. 1–37. Тоже и в Сборнике статей, читанных в отд. рус. яз. и слов. И. А. Н. 1870 г., т. 7, стр. 1–37, 7. Отдельный оттиск. С. Пб. 1869). 10. О неизданных канонах в греческой февральской минее конца 10 века Московской Синодальной библиотеки. Москва, 1870. Стр. 24. 11. О писание образа Неопалимой купины. (В Московских Епархиальных Ведомостях за 1870 г., 1 и 2. Отдельный оттиск. Москва, 1870. Стр. 15), c литографическим снимком. 12. О миниатюрах славянской Псалтири 13 века. (Первоначально напечатано в Древностях. Трудах Москова. Археолог. Общества. За 1870 год, т. 3, вып., стр. 1–28 110 ; а отсюда перепечатано в Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения). Срв. отзыв И. Д. Мансветова об этой статье в Чтениях в Общ. люб. дух. просв. за 1871 г. 2, стр. 35 и дал. 13. О миниатюрах и украшениях в греческих рукописях Императорской публичной библиотеки, одной рукописи 1072 г. библиотеки Императорского Московского Университета и одной из библиотеки г. Норова, хранящейся в Московском публичном музее. (В чтениях в Общ. люб. дух. просв. за 1870 г. кн. 11, стр. 215–276). С литографическими снимками и рисунками. Отдельный оттиск М., 1870. 14. О лицевом греческом акафисте Божией Матери, 2й половины 14 века, Московской Синодальной библиотеки 429. (Там же, 1870, кн. X, стр. 118–126). С литографическим снимком. Отд. оттиск. М., 1870. 15. О древних иконах в московском Даниловом монастыре, сев. ап. Петра и Павла, Владимирской Божией Матери, с акафистом по полям, и семи вселенских соборов. (Там же, 1871 года, 1, стр. 20–23 и 2, стр. 28–31). С рисунками и снимками литографическими. 16. О писание Евангелия, писанного на пергаменте, в Новгороде, для Юрьевского монастыря, 1120–1128 года. (Печатано в приложении к Чтению в Общ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Василий (в миру Цветков Гавриил Георгиевич) (1867-1937) – архимандрит, преподобномученик. Уроженец села Лески Екимовской волости Рязанского уезда Рязанской губернии. Принял монашеский постриг в 1893. Иеродиакон (1896). Иеромонах (1899). Игумен (1911). Архимандрит (1916). Служил в Рязанской и Зарайской (и Шацкой) епархии в 1893-1912 и в 1916-1937, а в 1912-1916 -–в Астраханской и Енотаевской епархии. В 1915 сопричислен к ордену Святой Анны III степени. Арестован 26 августа 1937. 11 октября 1937 приговорен к расстрелу по обвинению, что «за весь период революции вел непримиримую борьбу против Советской власти и партии ВКП(б), направляя свою контрреволюционную деятельность к свержению существующего строя». Реабилитирован в 1989. http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/8689/ ; дата обращения: 12 января 2023 г.; http://azbyka.ru/days/sv-vasilij-cvetkov ; дата обращения 12 января 2023 г. Боев Петр Алексеевич (1888-1937), послушник. Родился в селе Поныри Курской обл.; русский; образование низшее; беспартийный; заведующий кладовой 4-й автобазы г.Москвы, монах монастыря Коренная Пустынь и Троице-Сергиевой лавры. Из анкеты арестованного: " В 1907-1908 - трудник в Коренной Рождество-Богородичной пустыни Курской губернии. 1905-1909 - трудник в Свято-Троице-Сергиевой Лавре г. Сергиев Посад Моск. обл. В 1909 был призван на военную службу, на которой был по декабрь 1917 г. С 1918 по 1922 служил в Красной Армии, с 1922 по 1925 работал в органах милиции, из которых был уволен " . Проживал: г. Москва, ул. Покровская (Бакунинская), д. 85, кв. 90. Арестован 28 августа 1937 г. Приговорен к ВМН " тройкой " при УНКВД по Московской обл. 8 октября 1937 г. по обвинению в " контрреволюционной агитации " . Реабилитирован 31 марта 1958 г. http://www.sinodik.ru/?q=bio&id=79372 ; дата обращения 12 января 2023 г. Щербаков Симеон (Семен) Агапович (1873-1937). Уроженец деревни Истешево Владимирской губернии. Проживал в Москве по адресу ул. Ольховская, д. 31, кв. 4. Стекольщик завода «Штамп». Монархист. Арестован 1 сентября 1937. Приговорен к расстрелу 25 сентября 1937. http://lists.memo.ru/d37/f475.htm ; дата обращения 12 января 2023 г.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/06/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010