В последующей богословской и литургической традиции христианской Церкви он займет важное место как один из основных эпитетов Сына Божия. В контексте учения о предвечном существовании Сына Божия у Бога термин «Единородный» указывает на единственность и уникальность рождения Сына от Отца: у Отца нет и не может быть другого Сына, Которого можно назвать сущим в недре Отчем. Слово «недро» (κλπος), употребленное здесь Иоанном, обычно применяется по отношению к материнской утробе. Если по человеческой природе Иисус был зачат во чреве Своей Матери, то по Божественной природе Он всегда пребывал в недре Бога Отца, то есть внутри Божественной сущности. Еще три важных понятия, имеющих отношение к Сыну Божию, вводятся Иоанном в прологе: слава, благодать и истина. Термин «слава Божия» или «слава Господня» ( ko Yahw) нередко встречается в Ветхом Завете. В это понятие вкладывали прежде всего представление о таинственном присутствии Божием, являемом в зримых образах. Слава Божия явилась народу израильскому в облаке, когда народ возроптал на Господа ( Исх.16:7–10 ); слава Божия сошла в виде облака на гору Синай и пребывала на ней в течение шести дней: вид славы Божией при этом описывается как огонь поядающий ( Исх.24:15–17 ). Слава Божия нередко оказывается локализованной в каком-либо конкретном месте или связанной с тем или иным священным предметом: облако славы Божией наполняет скинию завета ( Исх.40:34–35 ), оно же является над золотой крышкой ковчега ( Лев. 16:13 ). Крышка ковчега, вернее пространство над ней, было местом особого присутствия славы Божией: Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою ( Исх.25:22 ). Слова и мы видели славу Его (κα θεασμεθα τν δξαν ατο) открывают длинный список мест из четвертого Евангелия, в которых используются глаголы, обозначающие видение. В общей сложности насчитывается 114 случаев употребления этих глаголов в Евангелии от Иоанна; из них глагол θεομαι («видеть», «смотреть», «разглядывать») использован только 6 раз, βλπω («видеть», «смотреть») – 17 раз, θεωρω («смотреть», «наблюдать», «созерцать», «видеть») – 24 раза; чаще всего – 67 раз – используются глагол ρω («видеть», переносно: «воспринимать», «понимать») и производные от него формы 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скиния была святилищем земным, буквально — «мирским», принадлежащим этому миру, то есть временным и преходящим. Соответственно и все, что находилось в скинии, было прекрасным и многозначительным, но временным. Все это пришло вместе с преходящим ветхим Законом, который был упразднен во Христе. Прежнее и пришедшее к своему концу богослужение служило только символом и прообразом того истинного служения Богу, которое непреходящее, вечное. Послание к Евреям кратко перечисляет священные сосуды и предметы, находившиеся в Святая Святых скинии Завета. Это и жертвенник для каждения, и Ковчег Завета с его содержимым. Намекая на то, что все эти сосуды были важны не только сами по себе, но служили видимыми знаками чего-то более высокого, но невидимого, «изъяснение чего может потребовать слишком много времени» (блаж. Феофилакт Болгарский), автор послания отказывается от подробных рассуждений на эту тему, как бы предлагая нам самим заняться полезным размышлением над этими предметами. Особенно плодотворно типологическое размышление над Ковчегом Завета, в котором хранились (среди прочего) скрижали Завета. Ковчег был покрыт крышкой, осеняемой крылами херувимов. Об этой крышке Моисею было сказано: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою посреди двух херувимов, которые над Ковчегом откровения» (Исх. 25, 22). Иными словами, крышка Ковчега была местом присутствия Бога среди народа, местом Славы Божией. Переводчики по-разному переводят соответствующее этой крышке слово. Например, в церковно-славянской Библии оно переводится то как «очистилище» (Исх. 25, 17), то как «очищение» (Рим. 3, 25), то как «?олтарь» (Евр. 9, 5). В переводах на другие языки слово, обозначающее крышку Ковчега, переводится как «престол милости» или «престол благодати». Как бы то ни было, но именно это место было самым святым в Святая Святых, определенным Самим Богом видимым местом присутствия невидимого Господа Бога. Отношения между Богом и народом Израиля основывались на Завете. Грех разрушал отношения с Богом. Цель жертвоприношений состояла в том, чтобы искупить грехи, то есть нарушения Завета, и восстановить связь с Господом. Но всегда могли остаться грехи, о которых человек не знал, совершенные по неведению. И потому был установлен ежегодный День Очищения, во время которого первосвященник, совершая сложный ритуал, кропил кровью жертвенного животного крышку Присутствия в знак очищения израильского народа от всех грехов, которые он совершил за истекший год. «И очистит Святое Святых и скинию собрания, и жертвенник очистит, и священников и весь народ общества очистит» (Лев. 16, 33).

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/12/6...

(Памятник веры) 5. Новейшие свидетельства священной старины в пользу четвероконечного креста Как известно, наши раскольники-старообрядцы кощунственно поносят четвероконечный крест, почитаемый православною церковью равночестно с восьмиконечным. По мнению ревнителей мнимой старины, «безчестие истинному кресту Христову – отнимать от него титлу и подножие». В древне-православной церкви, говорят раскольники, четвероконечный крест не был, будто бы, почитаем, как спасительное знамя христианства. Красноречивым опровержением такого раскольнического лжемудрования является открытый в мае 1897 года древний храм в Херсонесе Таврическом. Этот храм имеет форму четвероконечного креста; в нем найдена купель, украшенная резьбою и четвероконечными крестами. Здесь же обретен серебряный ковчег с частицами святых мощей. Верхняя крышка св. ковчега тоже украшена изображениями четвероконечного креста. Вновь открытый храм относится ко временам самой глубокой древности. На наружных стенах ковчега сделаны поясные изображения: с одной стороны – Спасителя и апостолов Петра и Павла, с другой – Богоматери и двух Ангелов; на узких сторонах два изображения неизвестных лиц. Судя по иконам Богоматери, также Ангелов и святых, напоминающих образцы древних мозаик Равенны, – вновь открытый храм относится к VI веку; во всяком случае, он выстроен во времена древнего благочестия, несколькими столетиями раньше появления так называемого никонианства. Таким образом, в древне-православной церкви четвероконечный крест почитался так же, как и в настоящее время он почитается в святой церкви, от которой отторгнулись раскольники. Так сама седая старина обличает мнимых старообрядцев в их упорном суемудрии о кресте Господнем («Миссионерское обозрение» 1898 г., февр.). 6. Св. город Иерусалим, в котором пострадал Господь Св. город Иерусалим стоит высоко на известковых юрах, на версту выше города Яффы, отстоящего от Иерусалима на 79 верст. Поэтому приходится подниматься по крутым иудейским горам. В этих горах дорога идет ущельем, довольно дикого вида, где прежде часто грабили богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В 1843 году при игумене Константине Сретенским монастырем были получены мощи святого благоверного князя Михаила Тверского и вложены в ковчег со святыми мощами преподобной. Согласно монастырской описи, в 1843 году новый медный посеребренный подсвечник устанавливается «при святых мощах преподобной Марии Египетской и святого благоверного князя Михаила». 15 ноября 1844 года на средства купеческой дочери девицы Марии Дмитриевны Лухмановой сооружен новый серебряный ковчег, соответствовавший новому положению дел. На наружной крышке ковчега вычеканены преподобная Мария Египетская и святой благоверный князь Михаил Тверской. «Под сею крышкою серебряная вызолоченная другая крышка, покрывающая части святых мощей. На раке с трех сторон изображены преподобный Зосима и преподобная Мария Египетская, а с четвертой – надпись… Весу 9 фунтов 95 золотников». В начале XX века новый серебряный ковчег был выложен на специальном аналогии, стоявшем у правой колонны. Согласно записи на полях монастырской описи 1908 года, новый серебряный ковчег был изъят вместе с другими церковными ценностями в 1922 году. Судьба святых мощей из ковчега неизвестна. Старый серебряный ковчег весом 4 фунта 38 золотников хранился в монастырской ризнице до 1920 года, когда «рака древняя изъята в губ. музей». Этим изъятием памятник был спасен от гибели и переплавки в 1922 году. Потом он оказался в фондах Антирелигиозного музея искусств в Донском монастыре, откуда в 1935 году его забрали в Государственный Исторический музей. После празднования в 1862 году 1000-летия России повсеместно возникает интерес к отечественным памятникам церковной истории. В Сретенской обители объектом пристального внимания становится древний храм преподобной Марии Египетской, с 1832 года пребывавший в аварийном состоянии. 31 марта 1880 года и 17 июня 1880 года архимандрит Виктор подает в Московскую духовную консисторию донесения о необходимости исследования и возобновления в первозданном виде каменного храма святой Марии Египетской. После указа Московской духовной консистории 4849 от 23 сентября 1880 года церковь осматривает комиссия членов Московского археологического общества.

http://sobory.ru/article/?object=41483

Соответственно и все, что находилось в скинии, было прекрасным и многозначительным, но временным. Всё это прешло вместе с преходящим ветхим Законом, который был упразднен во Христе. Прежнее и пришедшее к своему концу богослужение служило только символом и прообразом того истинного служения Богу, которое непреходящее, вечное. Послание к Евреям кратко перечисляет священные сосуды и предметы, находившиеся в Святая Святых скинии Завета. Это и жертвенник для каждения, и Ковчег Завета с его содержимым. Намекая на то, что все эти сосуды были важны не только сами по себе, но служили видимыми знаками чего-то более высокого, но невидимого, «изъяснение чего может потребовать слишком много времени» (блаж. Феофилакт Болгарский ), автор послания отказывается от подробных рассуждений на эту тему, как бы предлагая нам самим заняться полезным размышлением над этими предметами. Особенно плодотворно типологическое размышление над Ковчегом Завета, в котором хранились, среди прочего, скрижали Завета. Ковчег был покрыт крышкой, осеняемой крылами херувимов. Об этой крышке Моисею было сказано: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою посреди двух херувимов, которые над Ковчегом откровения» ( Исх.25:22 ). Иными словами, крышка Ковчега была местом присутствия Бога среди народа, местом славы Божией. Переводчики по-разному переводят соответствующее этой крышке слово. Так, например, в церковно-славянской Библии, оно переводится то как  «очистилище»  ( Исх.25:17 ), то как  «очищение»  ( Рим.3:25 ), то как  «олтарь»  ( Евр.9:5 ). В переводах на другие языки слово, обозначающее крышку Ковчега, переводится как «престол милости», или «престол благодати». Как бы то ни было, но именно это место было самым святым в Святая Святых, определенное Самим Богом видимое место присутствия невидимого Господа Бога. Отношения между Богом и народом Израиля основывались на Завете. Грех разрушал отношения с Богом. Цель жертвоприношений состояла в том, чтобы искупить грехи, то есть нарушения Завета, и восстановить связь с Господом.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Это прекрасный образец поэтической мысли – размышления о событиях, описанных во 2Цар. 7 . В этой главе говорится о намерении Давида построить дом Господу, тогда как Господь сообщает ему, что Он устроит дом Давида, и в псалме находят отражение эти две клятвы: Давида (2–5) и Господа (10–11). Псалом делится на две части, в структуре которых проявляется четкая закономерность: молитва (1, 10), утверждение (2, И), высказывание (Давида: 3–5; Господа: 11–12), новое утверждение (6, 13) и заключительное высказывание (побуждение, 7–9; и обетование, 14–18). Таким образом, намерения и желания человеческие (1–9) ясно сочетаются с Божественным замыслом и Его обетованиями (10–18). Клятва Давида (1–5) подкрепляется твердыми намерениями исполнить ее (6–9); клятва Господа (10–12) – Его заверениями исполнить обещанное (13–18). Легко вообразить себе, как в допленовое время все израильское сообщество собралось на одном из ежегодных праздников, радостным песнопением поддерживая горячее желание Давида отыскать достойное место для святилища и уповая на заверения Господа о том, что Он «избрал… Сион… в жилище Себе». 1 Сокрушение. Перенос ковчега на Сион не обошелся без разочарований и трагедий ( 2Цар. 6:5–9 ), потребовал серьезной подготовительной работы, стоил множества затрат и потерь ( 2Цар. 6:12–23 ). Кроме того, к разряду сокрушений, несомненно, нужно отнести и глубокие переживания Давида о том, что он был отвергнут как строитель храма ( 2Цар. 7:5,13 ; 3Цар. 5:3 ; 1Пар. 22:8; 28:3 ). 2 Такая клятва в исторических книгах не отмечается. Возможно, это какая–то дополнительная информация или поэтический прием, описывающий страстное стремление Давида воздать славу и честь Господу в учреждении столицы Его на Сионе и строительстве дома Господня. Сильному Иакова ( Быт. 49:24 ; Ис. 49:26; 60:16 ; ср.: Ис. 1:24 ) подчеркивает всемогущество Божье. 3–5 Подчинение личной жизни и собственных удобств высшим приоритетам. 6 Ефрафа – смысл не совсем ясен, возможно, ассоциируется с Вифлеемом ( Быт. 35:16 ; Руф. 4:11 ; Мих. 5:2 ). Иарим – сокращение от Кириаф–Иарима ( 1Цар. 7:1–2 ), где долгие годы находился ковчег. 7 К жилищу… подножию – святилище/скиния/храм отождествлялись с местом пребывания Бога среди Своего народа ( Исх. 29:43 и дал.; 3Цар. 8:10–11,13,27 ). Внутри скинии/храма крышка ковчега откровения была местом, где Святой Бог являл Свое присутствие на земле ( Исх. 25:17–22 ; Лев. 16:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

е. кивоту завета. Кивот завета находился в святейшей части скинии свидения и потом в храме Соломоновом. Этому святейшему месту соответствует святейшая часть христианского храма, именно алтарь. Главная святыня ветхозаветного святого святых служил ковчег завета, на котором Господь, как царь избранного народа, являл Свое особенное присутствие. Сей святыне соответствует в христианском алтаре трапеза, на которой Господь Иисус Христос, как на престоле, открывает Свое присутствие в качестве Царя новозаветного царства или основанной Им Церкви. Знамением царской власти ветхозаветного святого святых служили начертанные на скрижалях заповеди. Сим скрижалям в новозаветном алтаре соответствует книга Евангелия, книга нового завета, лежащая на престоле. Учение, содержащееся в сей книге, для новозаветных верующих, как для подданных царя Христа, не меньше священно и обязательно, как для ветхозаветных верующих основные заповеди закона Божия, написанные на скрижалях. Ковчег завета осенен был изображениями херувимов, благоговейно преклоняющихся пред царем Богом, воссидящим на нем, как на престоле. Равно на присутствие херувимов близ царя Христа, восседающего на престоле христианского алтаря, указуют лица, херувимов, изображенные на ряду с ликами Евангелистов, на верхней стороне книги Евангелия под образами орла, льва, тельца, человека, под каковыми образами херувимы являлись ветхозаветному пророку Иезекиилю (гл. 1) и новозаветному тайнозрителю Иоанну Богослову ( Апок. 4:6–8 ). Ковчег завета был не только престолом царя Бога, но вместе очистилищем, местом принятия умилостивительной за грехи народа жертвенной крови; но эта кровь, которою окропляема была крышка ковчега завета, была только предызображением умилостивительной кровавой жертвы, принесенной Господом Иисусом однажды навсегда на крестном жертвеннике и в бескровном виде многократно приносимой на трапезе христианского алтаря, на которой Он является не только жертвою, но и жрецом, приносящим ее руками священнослужителя. На сию же жертву указует и Крест, составляющий постоянную принадлежность престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В сир. христ. традиции исключительное место занимает почитание Креста как символа спасения человека и знака невидимого присутствия Бога. И. С. уделяет большое внимание осмыслению богословия Креста Христова. Он подчеркивает, что в Кресте нет особой силы, отличной от той вечной и безначальной силы, к-рая привела в бытие миры и к-рая управляет всей тварью в соответствии с волей Божией. В Кресте живет та самая божественная сила, к-рая жила в ковчеге завета, «которому Народ поклонялся с великим благоговением и страхом»; эта сила совершала «чудеса и страшные знамения среди тех, кто не стыдился называть его даже Богом, то есть кто смотрел на него в страхе, как бы на самого Бога, ибо честь досточестного имени Божия была на нем». Та же самая сила «живет, как мы веруем, в этом поклоняемом образе Креста, который почитается нами в великом сознании присутствия Божия» (II 11. 3-4; ср.: Исх 26. 10-22). Силой, к-рая жила в ковчеге завета и делала его столь страшным и исполненным всевозможных сил и знамений, была Шехина - невидимое Присутствие Божие: «Не повергались ли Моисей и народ перед ковчегом в великом страхе и трепете? Не лежал ли Иисус сын Навин перед ним с утра до вечера, простершись на лице? Не были ли страшные откровения Божии явлены в нем, вызывавшие почитание его? Ибо Шехина Божия жила в нем - та самая, что живет теперь в Кресте: она ушла оттуда и таинственно вселилась в Крест» (II 11. 5). Говоря о поклонении Кресту, И. С. отводит обвинение в идолопоклонстве - то самое, к-рое выдвигалось против защитников иконопочитания в Византии в VIII-IX вв. Хотя контекст визант. полемики с иконоборчеством был иным, мысли И. С. о присутствии Божества в материальных предметах перекликаются с тем, что писали визант. полемисты его времени относительно присутствия Бога в иконах. В частности, И. С. говорит о том, что обвинение в идолопоклонстве было бы справедливым, если бы Крест изготовлялся не во имя «Человека, в Котором живет Божество», т. е. воплотившегося Сына Божия (II 11. 13). Он также ссылается на толкования «православных отцов» (имеется в виду Нарсай ), согласно к-рым золотая крышка, помещенная наверху ветхозаветного ковчега, прообразовала человеческое естество Христа (I 11. 15).

http://pravenc.ru/text/674153.html

2031. Свт. Вассиан Лавдийский, епископ г. Laus Noua (ныне г. Лоди, Италия). См. у Павлина, uita А. 47. Память свт. Вассиана отмечается Православной Церковью 10 (23) июня. 2032. Базилика, о которой идет речь, находилась на месте, где сейчас находится церковь San Bassiano a Lodivecchio. 2033. То есть день епископской хиротонии. 2034. Praesumptum habeo — возможно, это начало появления в романских языках аналитических форм. — Примеч. ред. 2035. См.: Пс. 140. 2. 2036. См.: Евр. 9. 4. 2037. См.: Евр. 9. 4. 2038. Очистилище — крышка ковчега завета, где хранились скрижали Закона. 2039. См.: Евр. 9. 5. 2040. См.: Числ. 16. 47–48. 2041. Ср. у Филона (rer. diu. heres 42. 201). 2042. Ср.: Ос. 13. 14; 1Кор. 15. 55–56. 2043. См.: Ис. 25. 8. 2044. См.: 1Кор. 15. 21–26; Рим. 1. 4, а также: ехр. 118, 18. 12. 2045. См.: 1Тим. 1. 18. 2046. См.: 1Тим. 6. 20. 2047. См.: Мф. 25. 27. 2048. См.: Мф. 25. 21–23. 2049. См.: 2Тим. 4. 5; 1Тим. 3. 1. 2050. См.: 2Тим. 4. 8. 2051. Сходную мысль см. у Филона (pmn. prob, liber. 1. 2). 2052. Ср. у Климента Александрийского (strom. 1. 14. 62), где сначала говорится, что Пифагор был сириец или тириец, а далее высказывается более общее предположение, что родом он был из варваров. 2053. Об этом также говорит Климент Александрийский (strom 1. 22. 150), его слова повторяет Евсевий Кесарийский (praep. cuang. 9. 6. 8). 2054. Ср. у Климента Александрийского (strom. 1. 21. 107) и у Евсевия Кесарийского (praep. euang 14. 5. 2). 2055. См.: Иис. Нав. 5. 15. 2056. См.: Исх. 24. 13–15. 2057. Conuersatio можно перевести как «образ жизни», однако в сочетании со strata это слово звучит как метафора (образ жизни большинства людей — мостовые, на которых постоянно «крутятся» какие–то люди, толпы людей). 2058. Ср. у Цицерона (fam. 4. 3. 2). 2059. Ту же мысль см. у Филона omn. prob, liber. 1. 3–5. 2060. См.: Вар. 3. 22–23. 2061. См.: 1Кор. 10. 5–6. 2062. См.: Иов. 28. 22, 23. 2063. См.: Иов. 4. 19. 2064. О том, что цикады питаются ветром, см. у Филона (omn. prob, liber. 2. 8).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

18 августа. Письмо А. Н. Муравьеву: «С особенным утешением узнаю, что преосвященный Василий приемлет меня с тою же любовию, с какою я его приемлю Крест преподобныя Ефросинии имеет многих усердных поклонников. Мне удалось быть первым, и притом в день Святаго первомученика Стефана, которого часть мощей есть в сем кресте. На завтрашний день я выпросил его у преосвященного для крестного хода и на молебствия» (Письма. 1869. С. 99–100. 70). 20 августа. Резолюция на рапорте благочинного по показаниям священников о том, что крышка от ковчега с крестом была оторвана народом, желавшим приложиться ко кресту во время крестного хода: «Дело не благообразно, хотя произошло от усердия и нечаянности. На то и назначены были ассистенты, чтобы охранять святыню; и потому, при начатии затруднения, тотчас надлежало закрыть ковчег, ибо время крестнаго хода не есть время целования креста» (Резолюции. Т. 4. С. 226. 9509). 21 августа. Служение литургии и молебна в Успенском соборе в день годовщины коронования императора Николая Павловича в присутствии военной и гражданской администрации г. Москвы. По окончании произнесено Слово (МВ. 1841. 69. С. 522). 23 августа. Резолюция на прошении вдовы дьячка об определении ее в богадельню, по бедности ее сына, имеющего большую семью: «Правда, что у сына семья велика. Но ведомость говорит, что просительница живет у сестры, просфирни Пятницкаго кладбища. В таком случае на что ей богадельня?» (Резолюции. Т. 4. С. 254. 9569). 25 августа. Резолюция на выписке из докладного реестра Консистории с просьбой запрещенного священника разрешить ему священнослужение: «Учинить следующее. Разрешить в священнослужении, с дальнейшим надзором и испытанием» (Резолюции. Т. 4. С. 226. 9510). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Что Π. В. А. 122 и к Преподобному нейдет, это очень тяжко. А мне изъявлял он согласие, чтобы над ним помолились, и с сею особенною мыслию обратил его к Вам. Посмотрите, не найдется ли возможности приложить ему врачевание. Господь да поможет ему, и Преподобный Отец наш Сергий да предстательствует о нем» (Письма преподобному Антонию. С. 245. 302).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010