Это православное торжество свершилось в 1625 году при первом государе из рода Романовых – Михаиле Фёдоровиче и его отце – Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Филарете. Тогда же был учрежден и праздник, посвящённый великому событию. Митрополит Крутицкий Киприан, современник и очевидец этого события, составил специальную торжественную службу, которая до сих пор звучит в храмах и монастырях Русской православной церкви. Около 1627 года была написана икона «Положение Ризы Христовой». На иконе изображена Риза Господня в Успенском соборе Московского Кремля. В центре стоит Патриарх Филарет, напротив его сын – государь Михаил Фёдорович. Патриарх собственноручно полагает Ризу Господню в ковчег. Патриарх и государь окружены святителями и другими духовными лицами, православным народом. И все они узнаваемы, написаны портретно, хотя на иконе около полусотни государственных мужей, духовных лиц и мирян.      …Риза Господня прошла поистине тернистый путь из Иерусалима – через Грузию и Персию! – в Россию. И ныне, слава Богу, эта святыня доступна для поклонения верующим – её частицы хранятся в нескольких храмах и монастырях нашего Отечества. 23 июля 2020 года (10 июля по ст. стилю) Русская православная церковь, продолжая традиции наших благочестивых предков, во всех храмах и монастырях вновь праздновала Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве. Святыни, связанные с распятием Спасителя, известны как «Страсти Христовы». Те, что сохранились в храмах и монастырях разных стран, почитаются всем христианским миром. Особое место в их ряду занимает Риза Господня – льняной хитон, в который был облачён Христос на Голгофе. Евангелие повествует: «Воины же, когда распяли Христа, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19).

http://pravoslavie.ru/132998.html

В Неделю апостола Фомы Патриарший наместник Московской епархии возглавил Литургию в Новодевичьем монастыре 17 апреля 2018 г. 11:38 15 апреля 2018 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Успенском храме Новодевичьего женского монастыря города Москвы. Его Высокопреосвященству сослужили клирики обители. По окончании богослужения Патриарший наместник Московской епархии обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Дорогие и возлюбленные братья и сестры, Христос Воскресе! Мы в духовной радости отмечаем Пасху Господню. Сегодняшнее воскресенье именуется " Фоминым " , или Неделей Антипасхи, то есть второй Пасхи. Вы помните, что на пасхальной вечерне читалось Евангелие, в котором говорилось о первом явлении Воскресшего Христа святым апостолам (см.: Ин. 20:19-25). Среди них в этот момент не было апостола Фомы. А когда ему ученики сказали: " Мы видели Господа " , — он ответил: " Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю " (Ин. 20:25). И вот прошла целая неделя ожидания. Все кругом радовались, апостолы силой Воскресшего Господа творили чудеса. В книге Деяний говорится, что даже тень апостола Петра исцеляла людей (см.: Деян. 5:15). Вот какая была вера, какой был подъем. А апостол Фома находился в поисках Господа. Он не мог вместить в свое сердце, поверить, что Христос воскрес. Сегодня мы вспоминаем очередное явление Воскресшего Господа святым апостолам, среди которых был уже и Фома. Евангелист повествует, что Христос появился среди них " дверем затворенным " (Ин. 20:19). Через это евангелисты показывают, что тело Христово изменилось, оно получило возможность преодолевать ограниченность материального мира. Все мы верим, что по воскресении из мертвых, когда Господь придет нас судить, изменится наше человеческое естество, и уже в нем мы будем жить со Христом в Царстве Божием вечно. Когда мы размышляем о явлении Христа апостолам, то понимаем, что не один апостол Фома, а может быть, многие люди и сегодня находятся в поисках Господа, до тех пор, пока Господь Сам не проявит Свою силу и не скажет: " Подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим " (Ин. 20:27). Для нас осталось подлинное свидетельство о жизни, проповеди и Воскресении Христовом, находящееся в Святом Евангелии. И не нужно другого явления или доказательства, чтобы уверовать, что Христос воистину есть Сын Божий, что Он пришел на землю ради нас и ради нашего спасения. Того, кто воспринимает в своем сердце эту веру, можно сравнить с апостолом Фомой, который уже не сомневается, а восклицает: " Господь мой и Бог мой! " (Ин. 20:28). Так и мы на пасхальных богослужениях в ответ на обращение священнослужителя, возглашающего: " Христос Воскресе! " , отвечаем: " Воистину Воскресе! "

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В последние годы жизнь Русской Православной Церкви развивается очень быстро. По всей России идет возвращение верующим православных святынь и их восстановление. К сожалению, мало кто проявляет интерес лучше узнать нашу церковную историю и использует открывающиеся возможности поклониться российским святым местам! А жаль! Многие, получив отпуск «для лечения», стремятся раз за разом в паломничество за границу, оставаясь равнодушными к отечественному духовному наследию. Это неправильно. А тем храмам и монастырям нашей епархии, которые являются хранителями драгоценного духовного достояния, следует озаботиться, чтобы иметь квалифицированных экскурсоводов из своей среды, справочную литературу и элементарные условия для оказания внимания прибывающим паломникам и самое главное – желание это делать. И уж никак недопустимо грубое и равнодушное отношение к тем, кто хочет помолиться в святых местах нашей епархии. Цель нашей деятельности не должна ограничиваться лишь восстановлением и строительством храмов. Нам необходимо стремиться к тому, чтобы дом Божий наполнялся просвещенными светом Христовой веры людьми, в жизни своей воплощающими заповеди Божии. Новые члены Церкви должны получать достойное наставление в вере и духовное воспитание в обстановке, когда пастырь служит для них личным примером благочестия. Пусть же никто из нас не будет подобен ветхозаветным пастырям, о которых пророк говорит, что они «пасли себя самих», услаждались земными благами, забывая об укреплении слабых, врачевании больных, а по отношению к ближнему проявляли насилие и жестокость (см.: Иез. 34:2-4). Грозно предупреждал таких святой апостол Павел: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). Святая Церковь предлагает нам благодатный и радостный путь служения Богу и ближним, возлагая на каждого ответственность быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12), вразумлять бесчинных, утешать малодушных, поддерживать слабых, быть долготерпеливыми ко всем (см. 1 Фес. 5:14).

http://patriarchia.ru/db/text/72323.html

— Возможно ли, на Ваш взгляд, повторение подобных гонений на христиан — у нас или где-либо еще? — Такого масштаба гонения возможны лишь при участии государства, зачастую их начало непредсказуемо, за исключением того, что уже названо Христом. Важно то, что Господь предупредил нас, как следует себя вести в период наступивших гонений. Мы же можем говорить лишь о достойном христианина образе жизни, когда гонения есть и когда они отсутствуют. В условиях отсутствия гонений человек созидает свою душу и созидает еще что-то в окружающем мире. Он строит, по слову апостола Павла, на основаниях, состоящих из разных материалов — из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы (1 Кор. 2:12). В отсутствие гонений человек может заниматься широкой благотворительностью, просвещением, миссионерской деятельностью. Но когда наступает период гонений, он вынужден заниматься лишь главным — созиданием своей души в кругу единомысленных ему христиан. Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, из двенадцати лет своего первосвятительского служения почти все двенадцать лет провел в ссылке и заточении, но сам лично ничего от этого не потерял. Вместе с апостолом он учит нас: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 2:16-18). Беседовала Мария Хорькова Богослов.ru /Патриархия.ru Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6108469...

Главным достижением проделанной в минувшие два десятилетия работы стало следующее. Во-первых, молодые люди в определенной своей части получили знания о Православии. Многие из них уже создали свои семьи и привели их в храм. Во-вторых, значительная часть учителей приобрела личный духовный опыт, а также признает важность обучения знаниям о Православии не только для обеспечения полноты образовательного процесса в условиях России, но и для нравственного воспитания молодежи. В педагогической среде развернулась многообразная творческая деятельность, направленная на создание различных программ и пособий, призванных помочь учащимся усвоить православные ценности. Нельзя оставить без внимания то, что иногда преподавание духовно-нравственных дисциплин берут на себя люди, по разным причинам враждебно относящиеся к Православию. Они могут даже проходить курсы повышения квалификации, однако результат их участия в обучающем процессе является контрпродуктивным. Мне неоднократно доводилось в своих выступлениях говорить о том, что именно верующий учитель будет более всего успешен в своей педагогической деятельности по преподаванию знаний о Православии. Не будем забывать и о том, что в минувшую эпоху общественно-исторического развития нашей страны школа стояла в авангарде атеистической борьбы. Сохранилось немало «ветеранов» в кавычках, которые считают своим долгом сопротивляться православному просветительству. Это в некоторых регионах ощущается до сих пор. Служение Церкви на ниве просвещения в современной России находится на пороге нового этапа развития, который должен характеризоваться дальнейшей консолидацией усилий и четкой структуризацией процесса. Нельзя оставлять усилий, направленных на юридическое закрепление присутствия «Основ православной культуры» или аналогичных предметов в светской школе. В заключение хочется выразить глубокую благодарность всем труженикам православного образования. Эта деятельность сложна, сопряжена с преодолением множества препятствий, но и благословенна. В Священном Писании есть страшные слова о народе, оставившем Бога: «Нечестивые… понесут наказание за то, что презрели праведного и отступили от Господа. Ибо презирающий мудрость и наставление несчастен, и надежда их суетна, и труды бесплодны, и дела их непотребны» (Прем. 3:10-11). Пусть эти слова будут не про наш народ. Мы объединяем наши усилия для того, чтобы помочь людям преодолеть атеистическое наследие минувших десятилетий и, наконец, в молитвенном благоговении с благодарностью Богу сказать вслед за апостолом: все, что мы делаем, словом или делом, все делаем во имя Господа Иисуса Христа (см.: Кол. 3:17).

http://patriarchia.ru/db/text/1394719.ht...

Говоря о прославлении новомучеников, следует отдельно остановиться и на вопросе о канонизации Царской Семьи. Одновременно с изучением вопроса о канонизации новомучеников Российских Комиссия рассматривала поступившие к ней материалы о подвижниках веры и благочестия как прошлых веков, так и ХХ века. Комиссия, решение которой было одобрено Священным Синодом, предлагает ряд таких подвижников благочестия канонизовать для общецерковного почитания. I. С любовью и благоговением обращаемся мы сегодня к подвигу новомучеников Российских. В их жизненном пути, исполненном страдания и скорби, православные христиане находят образ веры, пример жертвенной любви к Богу и ближним, опору в переживаемых испытаниях. Подобно святым апостолам они на своем исповедническом пути претерпели все скорби и мученическую за Христа смерть, явив себя «как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке» (2 Кор. 6:4-7). Сколько священнослужителей и мирян пострадало в ХХ веке во время гонений за веру? Точного ответа на этот вопрос сегодня не даст никто. Гонения на Русскую Православную Церковь начались с 1917 года и приняли массовый и ожесточенный характер уже в 1918 году. Своего апогея они достигли в 1937-1938 годах. По данным Правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в 1937 году было арестовано 136.900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85.300; в 1938 году арестовано 28.300, расстреляно 21.500 Совершая канонизацию новомучеников, Русская Православная Церковь опирается на примеры почитания мучеников в первые века христианской истории. Древние мученики почитались как святые уже по самому факту пролития ими крови в свидетельство своей веры в распятого и воскресшего Спасителя. Но в наш лукавый век необходимо применять дополнительные критерии при подходе к данной теме, учитывать обстоятельства эпохи. Хочу это пояснить.

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

К счастью, у нас в Подмосковье созданы возможности для того, чтобы преподавание знаний о Православии распространялось, хотя бы в части образовательных учреждений. Процесс этот до сих пор идет не безболезненно. Противники нашего сотрудничества находят разные поводы для критики, но все они, так или иначе, субъективны. Обратимся к главному. Я прочту вам хорошо знакомые слова, которые обращает Иисус Христос к тем, кто сподобился вечной жизни в Царстве Небесном за праведные дела на земле: " Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне " (Мф. 25:34-36). Здесь сказано о том, что является основой человечности, о сущности жизни доброго сердца, — а, следовательно, об идеальной цели воспитательного процесса. И что может быть прекраснее, чем труд педагога, который взращивает подрастающее поколение в духе высоких нравственных ценностей? Хочу сказать вам, что именно в данной перспективе следует рассматривать имеющее уже определенную историю и традицию современное сотрудничество между Церковью и школой. Мы живем в эпоху, когда человеку предлагается альтернатива: или признать, что в его существовании на земле есть смысл, сопряженный с поиском истины и духовного подвига, или согласиться, что все вокруг временно, обречено на погибель и не заслуживает серьезного отношения, что можно, как теперь говорят, " расслабиться " и ни о чем не заботиться. Тут уместно напомнить слова людей, лишенных веры в вечную жизнь, которые приводит святой апостол Павел: " Станем есть и пить, ибо завтра умрем! " (1 Кор. 15:32). Вызов сегодняшнего дня — помочь молодежи сделать правильный выбор. И работа в этом направлении ведется. Не могу не выразить особой радости по поводу того, что многими педагогами Подмосковья эта задача воспринята как важная и требующая творческого подхода. Об этом свидетельствуют ежегодные результаты конкурса на соискание премии " За нравственный подвиг учителя " . Наше учительство постоянно находится в поиске новых методик, создает новые программы обучения для приобщения детей и юношества к отечественному духовному наследию и для позитивного формирования личности учащихся.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Жития новомучеников и исповедников Московской Епархии Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии Июнь-август Издание подготовлено под руководством и общей редакцией Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых Тверь, " Булат " , 2003 год - 288 страниц. Тираж 5000 экз. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии Январь-май Издание подготовлено под руководством и общей редакцией Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых Тверь, " Булат " , 2002 год - 288 страниц. Тираж 5000 экз. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии Сентябрь-октябрь Издание подготовлено под руководством и общей редакцией Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых Тверь, " Булат " , 2003 год - 240 страниц. Тираж 5000 экз. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии Ноябрь Издание подготовлено под руководством и общей редакцией Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых Тверь, " Булат " , 2004 год - 336 страниц. Тираж 5000 экз. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии Декабрь Издание подготовлено под руководством и общей редакцией Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых Тверь, " Булат " , 2004 год - 176 страниц. Тираж 5000 экз. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии Дополнительный том I Издание подготовлено под руководством и общей редакцией Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых Тверь, " Булат " , 2005 год - 287 страниц. Тираж 3000 экз. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии Дополнительный том II

http://fond.ru/izdaniya-fonda/zhitiya-no...

в Верхнеуральской тюрьме [без даты] В[ерхне]-Уральская т[юрь]ма   ПОЛЯНСКИЙ Петр Федорович, (он же митрополит КРУТИЦКИЙ) 1862 г. рожд[ения], урож[енец] с. Сторожевое, Воронежск[ой] обл. гр. СССР, бесп[артийный], «патриарший местоблюститель», в 1926 г. был осужден Колл[егией] б. ОГПУ на 3 г. к[онц]лагеря. В 1928 г. срок заключения продлен на 2 г. Пост[ановлением] Кол[легии] ОГПУ. 23/VII–31 г. осужден на 5 лет в тюрьму за акт[ивную] к[онтр]р[еволюционную] деят[ельность] срок заключ[ения] истекает 23/VII–36 г. [без подписи]   Архив УФСБ РФ по Тюменской обл. Д. 1740. Л. 56. Подлинник. Машинопись. 27. Выписка из протокола Особого совещания   при НКВД СССР 9 июля 1936г. СЛУШАЛИ: 131. Пересмотр дела 5938 ПОЛЯНСКОГО Петра Федоровича, он же митрополит КРУТИЦКИЙ ос[нование] постан[овление] Колл[егии] ОГПУ от 23.7–31 г. к тюр[емному] закл[ючению] на 5 лет.   ПОСТАНОВИЛИ: ПОЛЯНСКОМУ Петру Федоровичу, он же митрополит КРУТИЦКИЙ – продлить тюремное заключение сроком на ТРИ года. Войти с ход[атайством] в През[идиум] ЦИК СССР об утверждении настоящего постановления.   Отв[етственный] секретарь Особого совещания Архив УФСБ РФ по Тюменской обл. Д. 1740. Л. 54. Подлинник. Машинопись.   28. Выписка из протокола заседания Президиума ЦИК СССР 25 августа 1936г. СЛУШАЛИ: 3. Ходатайство Особого Совещания при НКВД СССР от 9/VII–36 г. о продлении гр. ПОЛЯНСКОМУ Петру Федоровичу (он же митрополит КРУТИЦКИЙ) тюремного заключения сроком на ТРИ года. ПОСТАНОВИЛИ: ХОДАТАЙСТВО УДОВЛЕТВОРИТЬ. ПП Секретарь ЦИК Союза ССР И. Акулов Верно: Зам[еститель] Особоуполномоченного НКВД СССР Майор гос[ударственной] безопасности Бердичевский Архив УФСБ РФ по Тюменской обл. Д. 1740. Л. 55. Подлинник. Машинопись. 29. Разъяснительная записка начальника Верхнеуральской тюрьмы   о продлении срока тюремного заключения митрополиту Петру 5 сентября 1936 г. Пом[ощнику] нач[альника] Учет[но-]арх[ивного] отдела   капитану гос[ударственной] безопасности т. Зубкину г. Москва В[ерхне-]Уральская тюрьма о[собого] н[азначения] НКВД сообщает, постановление Особ[ого] Совещания от 9/VII–1936 г. о продлении тюремного заключения зак[люченному] ПОЛЯНСКОМУ Петру Федоровичу нами объявлено 1/IX–1936 г., так как Ваш 14/5938 от 29/VII–1936 г. был заслан в Западно-Казахстанское обл[астное] Управление.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

01(?).1926. Телеграмма Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] митрополиту Новгородскому Арсению [Стадницкому] c приглашением последнего к участию во вновь организующемся коллегиальном Высшем Церковном Управлении 01(?).1926. Телеграмма Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгоролскому] об образовании коллегиального органа Высшего Церковного Управления Третье письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Сопроводительное письмо Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] его же посланию о вступлении в управление Российской Церковью к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию (и епархиальным архиереям) Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] Письмо («Объяснение») Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского], привезённого этапом в Московское ГПУ заключённому Патриаршему Местоблюстителю, митрополиту Крутицкому Петру [Полянскому] по поводу своих административных действий в связи с раздорнической деятельностью «григорианских раскольников» и выступлением митрополита Агафангела [Преображенского] Ответное письмо (из места заключения) Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] 15(?)(28).04.1926. Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] в Пермь Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] по вопросу о преемстве высшей церковной власти Телеграмма митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] (Ярославль) Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] (Нижний Новгород) Телеграмма Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] (Нижний Новгород) митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] (Ярославль) Телеграмма митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] (Ярославль) Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] (Нижний Новгород) Письмо Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского], отправленное из места заключения митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому], по вопросу о передаче последнему местоблюстительских прав и обязанностей и 10(23).05.1926.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010