Константин Любимов благополучно вернулся в Троицкую обитель. 4 января 1883 года он подал прошение о принятии его в число послушников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. К тому времени прошло пять лет его испытательного срока. 31 января Учрежденный собор Лавры обратился к митрополиту Московскому и Коломенскому Иоанникию (Рудневу) с прошением о принятии Константина Любимова в число лаврских послушников, свидетельствуя о его хорошем поведении и способностях. 2 февраля митрополит Иоанникий утвердил это ходатайство. Послушник Константин был назначен келейником наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Леонида (Кавелина), ученика Оптинских старцев и одновременно ученого монаха. Как и другие насельники, он окормлялся у духоносных старцев, в том числе у затворника Зосимовой пустыни иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928). Вскоре начались искушения, неизбежно встречающие подвижника, начинающего путь духовной жизни. Одно из них было связано с ежегодным путешествием на родину. Проезжая через Москву, Константин останавливался у своего дяди, помощника начальника Николаевского вокзала. Жизнь дяди была светской: он ни в среду, ни в пятницу пост не соблюдал. Бывая в семье дяди, послушник Константин вкушал молоко и яйца даже в эти постные дни. «В сознании моем, – вспоминал отец Кронид, – тогда обычно пролетала мысль: “Что я за человек, чтобы для меня специально готовили пищу”. Потому я ел все, что мне предлагали». За год до своего пострижения в монашество он увидел сон. Будто бы стоит он в каком - то большом храме. Храм необычен, как бы небесной красоты. Позади правого клироса – большая икона Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Божия Матерь была изображена величиной в рост человека и в короне. Иконные черты напоминали Черниговский образ Божией Матери. Видя чудный лик Богоматери и поражаясь его красотой, Константин преклонил свои колени пред святым образом и стал просить милости и предстательства Ее пред Господом. Но, к своему ужасу, он увидел, что Матерь Божия отвращает от него Свой лик. Тогда он в страхе и трепете воскликнул: «Матерь Божия! Чем я оскорбил Тебя, что Ты отвращаешь Свой Божественный лик от меня, недостойного?» И услышал в ответ: «Нарушением поста! Ты в среду и пяток позволяешь себе вкушать скоромную пищу и не почитаешь страданий Моего Сына. Этим оскорбляешь Его и Меня». На этом видение закончилось, но, по словам отца Кронида, оно было уроком для его души на всю последующую жизнь. |
— «Основы ветхозаветной экзегезы» : психологический, семиотический, культурологический аспекты экзегезы, история текста, экзегеза законодательных текстов, экзегеза книг поздних пророков, имплементация базовой ценностной системы и т. д. и т. д. — Курсы лекций, где одна лекция приходится на каждую главу следующих книг Библии: Екклесиаст , Иов , Амос , Осия . Книги «История одной старушки» — мемуары врача, монахини, ученицы Оптинских старцев Амвросии (Оберучевой), прошедшей через две мировые войны, русские революции, гонения, аресты и ссылки. «Подвиг любви» — книга о жизни монахини, старицы, врача и миссионера Гавриилии (Папаянни), а также ее изречения, письма и пр. «Троицкие цветки с луга духовного» преподобномученика Кронида (Любимова) — книга коротких рассказов о современных (кон. XIX — нач. XX в.) чудесах. Рассказы систематизированы по разделам: христианская честность и доброта, христианские кончины — союз любви живых и умерших, христианская семейная жизнь, близость Спасителя к больным и скорбящим, небесный покров святых, рассказы о последних подвижниках Троице-Сергиевой лавры и ее скитов, преподобный Сергий, игумен Радонежский, целитель больных и утешитель печальных. «Комедианты» — один из лучших романов Грэма Грина. Действие романа разворачиваются на Гаити, во времена правления диктатора Франсуа Дювалье. Героям нужно будет сделать выбор между добром и злом. Роман христианского писателя о диктатуре. Грэм Грин бывал на Гаити несколько раз, как до прихода к власти Дювалье, так и после. Реальный отель «Олоффсон» стал в книге «Трианоном». Многие персонажи имеют реальных прототипов: мистер и миссис Смит списаны с художника-американца и его жены, доктор Мажио — с бывшего министра здравоохранения. Роман «Комедианты» был впервые опубликован в 1966 году. Он вызвал негативную реакцию на Гаити. Статьи « Свет в конце тоннеля: жизнь и танец слепой прима-балерины» Ксения Гринькова: «Эта кубинская балерина впитала в себя все самое лучшее, что было мировом балете. В 19 лет она частично потеряла зрение, которое в дальнейшем только ухудшалось. Это не помешало ей стать одной из самых выдающихся балерин XX столетия». |
Творить добро в тайне – завет матери-Церкви, завет Самого Христа, который для нас дороже требований мира, никогда не довольного никакими жертвами... Памяти архимандрита Товии Еще не стало одного из крепких современных столпов монашества: 7-го сего марта скончался бывший наместник Троицкой Сергиевы Лавры архимандрит Товия. Он отошел к Богу в старости глубокой, на 80-м году своей жизни. Юношей поступил он в Святые Горы, Харьковской епархии, а в 1861 году перешел в Сергиеву Лавру, где митрополитом Филаретом и был удостоен сана иеродиакона. Около 25 лет был он архидиаконом, потом экономом и казначеем; в 1893 году был назначен наместником Московского Чудова монастыря, а в 1904 году, по смерти старца наместника архимандрита Павла – наместником родной ему Лавры Преподобного Сергия. Строгий к себе, он умел руководить как собственно монашескою, так и хозяйственною жизнью великой обители, охраняя ее предания, которые он унаследовал от прежних ее наместников, архимандритов Антония и Леонида. Любители благолепия церковного не забудут его благоговейного служения, еще и диаконского: это был воистину типичнейший благоговейный архидиакон. Читал ли он Евангелие, говорил ли ектению, он все совершал как перед лицом Божиим; обладая сильным голосом, он никогда не возвышал его до последних нот, помня, что грешно величаться даром Божиим; самая походка его при служении показывала, с каким достоинством и вместе благоговением он творит служение Богу. Получив в управление Лавру, он того же требовал и от порученной ему братии. Родом он был из крестьян Воронежской губернии. В родной станице построил он великолепный храм, при нем школу, дома для священнослужителей, отдал туда всю свою библиотеку, а в последнее время написал даже завет своим односельцам, полный интересных и поучительных воспоминаний о своем отрочестве и жизни дедов и прадедов. В прошлом году, чувствуя ослабление сил и не желая отвечать Богу за упущения, какие могут быть при старости и немощах наместника в обители, он сложил с себя звание наместника, указав себе преемника в лице нынешнего наместника архимандрита Кронида, от юности питомца родной обители. Его мечта была – поселиться в любимой им обители Св. Параклита, где он построил себе домик и где подвизался и скончался его родитель – схимонах Товит. Там он и провел минувшее лето. Но в Лавре было удобнее присутствовать при богослужениях в Зосимовской церкви, и он зиму проводил здесь. За неделю до кончины с ним сделался припадок сердечной болезни; его немедля напутствовали Св. Тайнами, пособоровали, а затем постригли в схиму. Опасность миновала, но не прошло недели, как смерть открыла ему двери в вечную жизнь. |
Братия вновь открытой Троице-Сергиевой лавры. 1946 г. В центре — наместник архимандрит Иоанн (Разумов) По воспоминаниям архиепископа Михея, Патриарх Алексий вызвал архимандрита Гурия и сказал ему: «Вы открыли Лавру, поставили дело на рельсы, и теперь Вам новое послушание — быть епископом Ташкентским» . Таким образом, архимандрит Гурий пробыл в стенах Троице-Сергиевой Лавры менее года, но в истории монастыря он остался первым наместником, на чьи плечи легло тяжёлое и ответственное, но в то же время и радостное бремя послевоенного возрождения обители преподобного Сергия Радонежского. Задачей архимандрита Гурия была поставить Лавру на ноги. Дальнейшие труды выпали на долю нового наместника — бывшего келейника Патриарха Сергия архимандрита Иоанна (Разумова), впоследствии митрополита Псковского и Порховского. Список литературы: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 30. Л. 79. Там же. Д. 80. Л. 114. См.: Там же. Д. 30. Л. 100. См.: Никитин В. А. Патриарх Алексий I. С. 363. См.: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 145. Л. 6 об. Северин Г., прот . Воспоминания о митрополите Гурии (Егорове). С. 275. Павлов Д. В. «”До смерти я буду призывать вас к молитве”: Жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова)». С. 1195. См.: Архив Троице-Сергиевой Лавры (АТСЛ). Переписка с Патриархом с 1945 г. Л. 477. См.: Там же. Л. 473. См.: Там же. Переписка с Советом по делам Церкви. Л. 1 – 1 об. См.: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 9. Д. 3. Л. 35. См.: Алексий (Симанский), патр. Дневниковые записи. Т. 1: 1943–1950. Л. 98. См.: Андроник (Трубачёв), игум . Закрытие Троице-Сергиевой Лавры. С. 297. См.: АТСЛ. Переписка с Советом по делам Церкви. Л. 2. Боскин С., протодиак. Пасха 1946 года. С. 19. Там же. См.: АТСЛ. Переписка с Советом по делам Церкви. Л. 5 – 5 об. Андроник (Трубачёв), игум . Закрытие Троице-Сергиевой Лавры. С. 297. См.: Георгий (Тертышников), архим. Жизнеописание архимандрита Кронида (Любимова). С. 161. Боскин С., протодиак. Пасха 1946 года. С. 20–21. Существует другая версия (по воспоминаниям архиепископа Михея): «Незадолго до открытия к владыке Гурию пришла женщина, принесла папку канцелярскую и сказала, что у неё жил последний наместник Лавры после её закрытия — архимандрит Кронид — и передал ей на хранение эту папку со словами: “Передашь ее следующему наместнику”. Когда отец Гурий открыл её, в ней был антиминс Успенского собора». См.: Человек, каких всё меньше и меньше. 2010. 17 (33). С. 102. |
В Великий Вторник, 16 апреля, на большом куполе Успенского собора установили крест, упавший в 1927 г. от сильного урагана. Во время поднятия креста на купол архимандрит Гурий читал по Требнику молитву, которая, по заверениям мастеров, содействовала лёгкому и быстрому подъёму креста. «Эта первая молитва наместника Лавры и водружённый крест, торжественно осенивший купол собора, явились явным благословением на начало открытия Лавры» . В Великую Среду, 17 апреля, с волнением и молитвой архимандрит Гурий открыл Успенский собор, который внутри представлял унылое зрелище: «В куполах — из окон сосульки, слой пыли на всём, ни подсвечника, ни аналоя: пустота, холод и запустение» . В уборке помещений собора помогли прихожане Ильинского храма. Ольга Павловна Флоренская взяла на себя труд пошить облачения на престол и жертвенник. Необходимое для богослужений предоставили Патриархия и Ильинский храм. Архимандрит Гурий ранее ходатайствовал о содействии в получении от Загорского музея богослужебных сосудов, священнических облачений и церковной утвари . Согласно официальным документам, 18 апреля из ризницы музея Лавре были переданы: облачения (чёрные, белые и пасхальные), иконы, богослужебные сосуды, три Евангелия, митра с Радонежскими чудотворцами, плащаница, а также «музейный экспонат 112–4354» — «покров, схима (в раке Сергия)» . Александр Хархаров после демобилизации. 1946. Заканчивая все необходимые приготовления в Успенском соборе, архимандрит Гурий совершил в храме малое освящение престола. Антиминс для престола принёс Тихон Тихонович Пелих (будущий протоиерей), получивший его в 1930-х гг. из рук последнего наместника Лавры архимандрита Кронида (Любимова), мученически закончившего свой жизненный путь в праздник иконы Божией Матери «Знамение» (расстрелян 10 декабря 1937 г. на Бутовском полигоне) . Архимандрит Кронид передал антиминс со словами напутствия Т. Т. Пелиху: «Храни, он нужен будет». На антиминсе была надпись: «Антиминс с Престола Успения Б[ожией] М[атери] Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры» . |
Изданные 30 августа 1918 г. Наркоматом юстиции «Инструкции об отделении Церкви от государства” лишали духовенство всех прав по управлению церковным имуществом. «Двадцатки” мирян становились единственным видом общественных объединений, правомочных получать от государства в аренду культовые здания и прочее церковное имущество. 31 августа в Гефсиманском скиту Чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией и саботажем был произведен обыск. «Обыск произведен, ничего подозрительного не оказалось”, – таково заключение Чрезвычайной комиссии 23 . Осенью началась конфискация имущества, принадлежащего Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, о чем Духовный собор 13 октября 1918 г. сообщил в своем докладе Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону 24 . После секуляризации лаврских земель 1 ноября 1918 г. Наркомпрос утвердил Комиссию по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры. В начале 1919 г. в сергиевской газете «Трудовая неделя” стали появляться статьи о Лавре, о мощах и возможности их вскрытия. В дни Великого поста в Трапезном храме Лавры по этому поводу состоялось большое собрание верующих. Наместник Лавры архимандрит Кронид сказал краткую, но проникновенную речь, в которой призвал верующий народ защитить от поругания «священное место, где отпечатались стопы отца нашего Преподобного Сергия” 25 . После этих слов отец Кронид земно поклонился народу, который отвечал ему тем же, и все запели тропарь Преподобному. Вскоре после этого в храмах Лавры, в академическом храме и других посадских приходских церквах стали собирать подписи под прошением Совнаркому не вскрывать мощи Преподобного Сергия. 4 марта 1919 г. братия Лавры во главе с наместником архимандритом Кронидом также обратилась к Председателю Совнаркома с просьбой запретить вскрытие раки с мощами Преподобного Сергия: «В Посаде, а затем и в столичной печати появилось известие о желании некоторой группы лиц вскрыть и подвергнуть осмотру мощи Преподобного Сергия. Неуместно здесь доказывать святость Преподобного и то искреннее благоговейное чувство любви, которое питаем к нему мы, часть русского народа, наконец, вся Русская Церковь . |
В последние годы жизни он, уже почитаемый старец, мало разговаривал, юродствовал. В любое время года ходил по улице в одном подряснике, босой, из-за чего у него опухали и болели ноги. Спал на полу или в гробу. После закрытия Лавры он проживал в доме Сычева . Почитался как человек высокой духовной жизни и прозорливый старец, кроме духовничества нес еще послушания библиотекаря и «гробовым монахом», много лет стоял у святых мощей преподобного Сергия . В эти годы он юродствовал - ходил босой зимой и летом, в одном подряснике, без белья, спал на полу. В 1928 году его попытались арестовать по делу " антисоветской группы черносотенных элементов в г. Сергиево Московской области " . Тогда старцу было около 73 лет. Пришедшим его арестовывать он ответил: " Дайте мне одеться, я пойду оденусь. А то что же, я — босой и раздевши, я замерзну. Подождите здесь, а я пойду оденусь " . Он вышел, прошел черным ходом, и его не смогли найти. Последние десять лет старец тайно жил в доме Николая Михайловича Сычева на ул. Правая Штатная, 5. В этом доме располагался " домашний монастырь " из бывших насельников Лавры. В ноябре 1937 года, когда органами НКВД было возбуждено дело против наместника Лавры архимандрита Кронида , кроме него самого, по этому делу проходили Н. М. Сычев , многие братия и жильцы его дома. В обвинении говорилось: " Идейными руководителями этой контрреволюционной группировки являлись наместник бывшей Троице-Сергиевой Лавры, в прошлом пользовавшийся особым расположением бывшего царского дома Романовых, ярый монархист Любимов Константин Петрович, и бывший благочинный Загорского и других районов, дворянин протоиерей Баянов Дмитрий Федорович. Эта контрреволюционная монархическая группировка монахов и духовенства сохранила до последних дней продолжение Троице-Сергиевой Лавры как нелегальный монастырь, с сохранением лаврского уставного порядка взаимоотношений между собой и [по отношению] к архимандриту Крониду; сохранялся старый, особо монастырский порядок церковной службы по подобию прежней службы в Троице-Сергиевой Лавре в церкви Петра и Павла, а после ее закрытия в церкви Кукуевского кладбища; открывались филиалы нелегального монастыря на домах, как например в доме крупного загорского домовладельца и торговца Сычева Николая Михайловича, где проживало 6 монахов и монашки в маленьких комнатках — подобиях келий с “прозорливцем”, старцем Ипполитом [Яковлевым — бывший духовник Лавры] и игуменом Никодимом.... " |
Чудная повесть благоговейного ямщика Когда утром проснулся, то у меня руки и ноги сделались бесчувственными. Я весь стал, как деревяшка, и не владел ни руками, ни ногами. 8 октября, 2009 Когда утром проснулся, то у меня руки и ноги сделались бесчувственными. Я весь стал, как деревяшка, и не владел ни руками, ни ногами. Источник: http://eparhia-saratov.ru 8 октября Православная Церковь молитвенно чтит память великого заступника Земли Русской – Преподобного Сергия Радонежского. Мало кто из русских людей не слышал этого имени. Вот уже более шести веков в Лавру Преподобного нескончаемым потоком идут паломники. Идут за помощью и утешением. Идут, чтобы просить совета и благословения. Ведь для них святой угодник не персонаж забытой школьной истории, а один из самых близких и родных людей на свете. Святителя Филарета Московского как-то раз спросили: «Где сердце Земли Русской?» Он ответил: «В Лавре, у мощей Преподобного Сергия». По молитвам у мощей Преподобного произошло множество случаев чудесных исцелений, помощи Божией в трудных обстоятельствах. Мы предлагаем вниманию наших читателей отрывок из книги преподобномученика Кронида (Любимова), последнего наместника Лавры перед закрытием в 1920 году, который на протяжении многих лет собирал и записывал «рассказы о необыкновенном». «Однажды в Москве от Ярославского вокзала ехал я на извозчике к Ильинке, – вспоминал архимандрит Кронид. – Во время езды извозчик, оборотившись ко мне, спросил: «Что, батюшка, вы будете из села священник?» Я сказал: «Нет, я монах из обители преподобного Сергия». Тогда он пристально посмотрел мне в лицо и радостно повторил: «Так вы из обители преподобного Сергия?» Я подтвердил это, сказав: «Да!» При этом я, в свою очередь, спросил его: «Что тебя так тронуло и почему тебе так приятно, что я из этой обители?» – «Да как же, батюшка, – ответил он, – ведь преподобный – мой вечно незабвенный благодетель». И рассказал мне такой случай. Я, – сказал он, – в свое время по воинской повинности служил в Петербурге в гвардейском полку. Были мы на маневрах под Царским Селом. Стояла ненастная, дождливая погода, так что все наши палатки промокли под дождем, даже постели подмочило. В один из вечеров, ложась спать, я не обратил на это внимания и на мокрой, холодной постели проспал всю ночь. |
Петра Царапкина (1883 -?) Сергия Тихомирова (1865-1922) от Троице-Сергиевой Лавры: архимандрита Кронида (Любимова; 1859-1937) от Валаамского монастыря: иеромонаха Арефы (Митренина; 1879-1932) монаха Иеремии (Леонова; 1876-1918) от Данилова монастыря: архимандрита Георгия (Лаврова; 1868-1932) от Новоспасского монастыря: архиепископа Могилевского Павлина (Крошечкина; 1879-1937) епископа Екатеринбургского Аркадия (Ершова; 1878-1937) епископа Орловского Макария (Гневушева; 1858-1918) священника Анатолия Левицкого (1894-1937) священника Никандра Чернелевского (1880-1937) Киприана Анникова (1875-1937) от Соловецкого монастыря: епископа Белгородского Никодима (Кононова; 1871-1918) епископа Подольского Амвросия (Полянского; 1878-1932) архимандрита Вениамина (Кононова; 1869-1928) протоиерея Александра Сахарова (1873-1927) священника Иоанна Скадовского († 1937) иеромонаха Никифора (Кучина; † 1928) Анны Лыкошиной (1884-1925) от Нижегородской епархии: епископа Балахнинского Лаврентия (Князева; 1877-1918) протоиерея Алексия Порфирьева (1856-1918) священника Александра Белякова (1890-1937) священника Александра Ильинского (1899-1937) священника Александра Крылова (1879-1937) священника Александра Курмышского (1879-1937) священника Александра Никольского (1883-1937) священника Алексия Молчанова (1878-1937) священника Андрея Бенедиктова (1885-1937) священника Валентина Никольского (1885-1937) священника Василия Завгороднего (1893-1937) священника Евгения Яковлева (1856-1937) священника Иоанна Быстрова (1888-1938) священника Иоанна Лазарева (1876-1937) священника Иоанна Никольского (1868-1937) священника Иоанна Ромашкина (1891-1937) священника Иоанна Флерова († 1918) священника Михаила Адамонтова (1892-1937) священника Михаила Воскресенского (1883-1918) священника Николая Восторгова (1875-1930) священника Николая Троицкого (1885-1937) священника Николая Хвощева (1883-1937) священника Павла Борисоглебского (1874-1937) священника Павлина Старополева (1865-1937) священника Петра Лебединского (1881-1937) |
Прошу помолится о зравии сорокоуст о моих родных рб Валентине Татьяне Ионне Ларисы Владимире Павле иром Аверкие Анне заранее благодарна все мои родные служат по своим силам матери нашей Церкве о укреплении здравия духовного и телесного галина инвалид 2014/04/18, 03:14:21 Прошу Молитв за рб.Антонину,чтоб хорошо прошла учебу и успешно работала.СПАСИ ГОСПОДИ! Тамара 2014/04/18, 00:25:39 Помяни,Господи во Царствии твоем: схиархимандрита Пантелеимона,архимандрита Серафима, епископа Кронида,отца Василия,монахиню Марфу,отца Николая,отца Сергия,матушку монахиня Димитрия 2014/04/18, 00:19:05 Прошу братских молитв о здравии Анны, Татианы, Николая, Валерии, Владислава, Владислава..младенца Димитрия ... монахиня Димитрия 2014/04/17, 23:24:20 Дорогие отцы и братья! Прошу ваших молитв об исцелении рабы Божьей Елены и раба Божьего Ильи. Об обретение любимой работы с достойной оплатой и об устройстве личной жизни рабы Божьей Елены. И пусть всё будет не как я хочу, а по воле Господа Нашего Иисуса Христа! Слава Богу за всё! Спасибо Вам! 2014/04/17, 22:17:18 ПРОШУ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ МОЕЙ СЕСТРЫ БОЛЯЩЕЙ ПОЛИНЫ,МИРА И СОГЛАСИЯ В СЕМЬЕ АНАТОЛИЮ. НАТАЛИИ. ИРИНЕ .ИГОРЮ, ФОТИНИИ,МЛАДЕНЦУ ИЛИИ ,МЛАДЕНЦУ АНГЕЛИНЕ. ПРОСИМ РАБОТУ ДЛЯ ИГОРЯ, ИДЕАЛЬНО - ФЕЛЬДШЕРОМ СКОРОЙ ПОМОЩИ, НО ТЕБЕ ВИДНЕЕ,ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ ,ЧТО ЛУЧШЕ,СЛАВА БОГУ ЗА ФОТИНИЯ 2014/04/17, 17:10:00 Дорогие отцы и братья. Очень вас прошу помолиться о спасении Украины и юго-востока. У меня ни чего не ладиться ни с работой ни с личной жизнью..Пожалуйста помолитесь о моей грешной душе Виктория( в крещении Вероника) 2014/04/17, 15:10:09 Прошу Молитв о здравии ГОСПОДИ! Тамара 2014/04/17, 13:46:18 Прошу Ваших молитв о нас Алексие, Ирине, отр.Родионе со сродниками.О мире в наших сердцах, о здравии душевном и телесном, об избавлении от врагов видимых и невидимых. Что-бы в нашей жизни все было хорошо, что-бы мы были счастливы. Господи спаси нас и сохрани, прости нам грехи наши тяжкие, наставь нас на путь истинный. Благослови Вас господь. Аминь. |
| |