Исторические судьбы Запада и Востока складывались очень по–разному. Запад приобретал, вовлекал в Церковь новые варварские народы, приходящие с севера. А христианский Восток, наоборот, терял земли под натиском Ислама. Правда, в 988 г. он получил значительное приобретение: совершилось крещение Руси. Сначала Русь была митрополией Константинопольского Патриархата, потом, в 1448 году, стала Автокефальной, то есть самоуправляющейся. Но все равно, Восток много претерпевал и от арабов, и от турок, и от монголов, все четыре восточных патриархата умалялись. А по мере успехов на западе, возрастало и мнение о себе Римского епископа. Помимо объективных успехов, создавалось и далеко не всегда добросовестное религиозно–историческое обоснование его претензий на особое положение в Церкви. Но как мы видим на примере Авеля и Каина, а также на примере Израильского и Иудейского царств, фактор внешней победы и фактор большинства – еще не являются критерием истины. И, может быть, то, что все православные народы впоследствии оказались кто под турецким, а кто под большевистским гнетом, является признаком особой заботы Господа, чтобы воспитать нас в смирении. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» ( Евр. 12:6–8 ). Вообще все вызовы, бросаемые Православию, в конечном итоге идут ему же на пользу: заставляют думать, анализировать, формулировать то, что еще недостаточно продумано и сформулировано; заставляют терпеливо относиться к собеседнику; заставляют порой увидеть и у противников нечто доброе, и внимательнее относиться к своей жизни и к своим речам. Гонения, которые периодически постигают Церковь , способствуют чистке ее рядов. Когда тебе предлагают выбор: жизнь без Христа, или смерть со Христом, тут–то и выясняется, насколько ты христианин. Как при встряхивании одеяла – все случайно приставшее отлетает, и остается только органическая основа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Таким образом, концепция двоеверия, не находит серьезных подтверждений. То, что обычно приводят в пример как смешение язычества и христианства, на самом деле является народной христианской мифологией на базе христианского вероучения, переданного в форме, характерной для традиционной культуры. Искать здесь остатки язычества, пытаться выделить языческий элемент для последующей реконструкции – не более чем самообман. Приведем пример со святым пророком Илией, которого «двоеверцы» отождествляют с Перуном на основании того, что по народным поверьям он ездит по небу на колеснице, повелевает дождем и молниями, наказывает грешников. «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» ( 4Цар. 2, 11 ). «И сказал Илия не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» ( 3Цар. 17, 1 ). «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог , и Ты обратишь сердце их [к Тебе]. И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве» ( 3Цар.18, 37–38 ). «И отвечал Илия и сказал ему: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток. И сошел огонь Божий с неба, и попалил его и пятидесяток его» ( 4Цар. 1, 12 ) 51 . Народные представления об Илии пророке основаны на Библии , и в них нет и никогда не было никаких языческих элементов. Не менее интересно отождествление святого Власия со «скотьим богом» Велесом. История та же, что и с Перуном, мол, функции Велеса как покровителя животных перешли на святого Власия, мол, даже имена похожи... Однако как нам известно из жития святого Власия, он, будучи епископом, принял мученическую смерть за Христа. При жизни он лечил и оберегал животных, совершил несколько чудес, связанных с домашними животными, и в иконографии он изображается в окружении зверей. Но его житие написано за несколько веков до Крещения Руси, и авторы жития уж точно не могли приписать ему свойств далекого варварского бога.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossijsk...

Объясняя женолюбство Владимира (5 жен и 800 наложниц), летописец находит «оправдание» ему в подобном пристрастии к женщинам премудрого Соломона: «ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц» (с. 174). Но не этим оба снискали себе славу, а служением Богу. Раскаяние в грехе прелюбодеяния и крещение приводит к спасению Владимира, а Соломона не спасает даже строительство храма во имя Господа. И тут являются куда более существенные, чем с наложницами, параллели: Соломон намеревается «построить дом имени Господа, Бога моего» (3 Цар.5.5), князь Владимир «задумал создать церковь Пресвятой Богородицы» (С. 191). По окончании работ Соломон «воздвиг руки свои к небу, и сказал: «Господи, Боже Израилев!.. Небо и небо небес не вмещают тебя, тем менее храм сей, который я построил имени Твоему. Но призри на молитву раба Твоего… услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем» (3 Цар.7.51; 8.22–30). Аналогичным образом поступает князь Владимир: «Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: «Господи Боже! Взгляни с неба и воззри… Взгляни на церковь твою, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившей Тебя Матери Приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы» (с. 192–193). А затем оба устраивают «праздник велик», длящийся по восемь дней: «И сделал Соломон в это время праздник… В восьмой день Соломон отпустил народ. И благословили царя, … радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь» (3 Цар.8.65–66). «Праздновал князь (Владимир. – А. У.) восемь дней … устроил великое празднование, сзывая бесчисленное множество народа. Видя же, что люди его – христиане, радовался душой и телом» (с. 193). Подводя итог жизненному пути князя Владимира, летописец находит еще одну историческую аналогию (но уже из новозаветного периода истории) и сравнивает заслуги киевского князя по крещению Руси с деяниями равноапостольного византийского императора Константина: «То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот (т. е. Владимир. – А. У.) поступил подобно ему. Если и пребывал он прежде в скверных похотных желаниях, однако впоследствии усердствовал в покаянии, по слову апостола: «Где умножится грех, там преизобилует благодать». Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее». А потому и достоин принять «венец с праведными … и ликование с Авраамом и другими патриархами…» (с. 196).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Далее: «Кто хочет душу свою [то есть, жизнь свою] сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу [жизнь] свою ради Меня, тот сбережет ее». Вот такие требования! А чтобы не думали, что Христа можно послушать, где-то в глубине души Ему симпатизировать, но, если жизнь заставит – отказаться от Него, Христос говорит: «…кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и [славе] Отца, и святых Ангелов». ( Лк. 9. 26 ) Вот какие требования! Хочешь слушать Христа – пожалуйста. Однако помни: это все очень серьезно. Не думай, что это ни к чему не обязывает. Но знай и то, что Спаситель, требуя от Своих последователей верности, не оставляет их без поддержки. Он дает им знак, что Он – истинный Сын Божий. «Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (27-й стих). Что Он имеет в виду? Свое Преображение, которое вскоре и происходит (в Евангелии рассказ о Преображении следует сразу за только что процитированным обещанием Христа). Во время Преображения «некоторые», а именно трое апостолов, действительно увидели, как на миг сквозь человеческую природу проглянула, сверкнула Его Божественность. Вот этот знак силы Божией, Царства Божия! Но мы помним, что Божественная сторона Его природы сверкнула – и скрылась. И опять обычная жизнь. Вот и у нас – так же. Верить во Христа. Идти за ним, неся крест. Знать, что, если будем верны Ему, на Суде и Он не отречется («не постыдится») от нас. А поддержка нашей вере – будет. Бог будет иногда Своей ослепительной силой, и красотой, и радостью открываться нам, но лишь на мгновенья. Как в день Преображения. В последнее время постоянно возникает мысль: мы живем в удивительное, историческое время! Я имею в виду, что это время духовного пробуждения России. Так много людей хочет верить! Так много людей хочет верить, но не дает предубеждение против Церкви… Боятся. Наша задача, задача христиан этих лет, – разбивать предубеждения, приводить людей в Церковь. Лет через 50, наверное, ситуация успокоится. Все, кто не хочет верить, кто предпочитает жить только этим миром, его удовольствиями, так и будут жить. Все, кто мог поверить, – уже будут верить. Но сейчас мы живем как раз в то время, в которое можно вернуть, и мы возвращаем, к Богу прекрасных, добрых, честных людей, обманом отлученных от Бога. Сегодняшнее время – время второго крещения Руси. А лет через 30 наступит уже совершенно другая эпоха: эпоха борьбы за абсолютно секуляризованные, омирщвлённые (от слова «мир») души.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Наконец, празднование 1000-летия Крещения Руси дало Церкви возможность ввозить в страну, издавать и переиздавать духовную литературу, в первую очередь — Библию, богослужебные книги, жития святых… О «перестройке» тогдашней власти можно сказать словами евангельской притчи: «Никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата… никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут» (Лк. 5: 36–38). Власть не менялась, потому что не была способна к переменам, но менялись люди, в том числе — власть имущие. Помню наши встречи с Горбачёвым, визит Рейгана в Даниловский монастырь; помню и то движение навстречу друг другу, которое совершалось между Церковью и, нет, не столько государством, сколько представителями этого государства. Уверен, что многие советские лидеры и деятели высших и средних государственных эшелонов не были убеждёнными атеистами. При первой же возможности, когда им за это уже не грозили партийные взыскания, — они поворачивались к Церкви лицом и нередко входили в неё, становясь полноправными христианами. Помню, как годы спустя, после церемонии открытия мемориала на Прохоровском поле, в кулуарах прозвучало благодарение Богу и Священноначалию за то, что вчерашние гонители Церкви нередко становятся её чадами и не на словах, но на деле доказывают искренность своих убеждений. Не знаю, многие ли сегодня помнят, что накануне распада Советского Союза был проведён общесоюзный референдум, на котором абсолютное большинство жителей огромной страны высказались за сохранение единого государства. Но их воля была беззастенчиво попрана, и распад державы был совершён предельно узким кругом политических деятелей, почуявших запах личной власти в меньшем, но суверенном государстве. К слову, республиканские политические и экономические элиты в тот момент меньше всего думали о народе: ведь «на местах» предстоял «великий передел» собственности и власти — собственно, в это и вылилась «перестройка» старой системы, потерявшая с годами и доверие народа, и романтический ореол первых лет. Теперь, когда время достаточно далеко отстранило от нас события двадцатилетней давности, мы понимаем, что Чернобыльская ката­строфа с её трагическими последствиями не без оснований казалась предвестницей грядущих исторических потрясений.

http://pravmir.ru/mitropolit-filaret-vax...

Граф Лев Толстой провозглашает всех современных европейцев, исповедующих древнюю христианскую веру, сумасшедшими, заключая от частного к общему, от противного, от самого себя; не вернее ли заключить наоборот, от общего к частному, от общего противного к частному противоположному, что он один, считая себя одного здравомыслящим, между тем рассуждая не как все, он-то один и помешался в уме и что в отношении к нему и справедливо и пора принять приличные болезненному поражению его ума меры врачевания?… Так вот куда, естественно и прямо, в конце концов заводит отступничество от православной христианской веры. Опыт этого мы видели в русских нигилистах. Опыт того же видим и в графе Льве Толстом. Он начал, как и нигилисты начали, с корня: с подрытия корней христианской веры, а оканчивает, как и нигилисты, призывом к всеобщему перевороту,– разрушать основы существующего общественного и государственного порядка. Отступничество от веры – это корень, призыв к всеобщему взрыву – это плод. Если плод нехорош, поймите, что и корень нехорош. И помните, что от этого дурного корня вырастет всегда и дурное дерево с дурным плодом – всеобщим переворотом. Потому-то истинный Христос Бог наш и предостерегает нас, верных чад своих, и все наше христолюбивое отечество и богопоставленных носителей власти Божией на земле: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают, и бросают в огонь. По плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного. Мне скажут в тот последний день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали и проповедовали? И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня делающие беззаконие» ( Мф. 7:15–23 ). Аминь. Источник: Публикуется по изд. архиеп. Никанор Херсонский. Беседа в день Святого Апостола Андрея Первозванного//Православное обозрение. 1887. Январь. С. 9–21 Поучение на 15-е июля, день памяти святого благоверного равноапостольного Князя Владимира и празднования 900-летия по крещении Руси в Херсонесском храме святого Владимира, над самою купелью его крещения

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Воинам напутствие на бранный подвиг 111 Господь разрушает советы язычников, уничтожает помыслы народов. Блажен народ, у которого Господь есть Бог, – племя, которое Он избрал в наследие Себе. С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих ( Пс. 32:10–13 ). О, призри с небес, призри с небес, Господи, на народ наш Святорусский, который Ты избрал в наследие Себе! Разруши, Господи, советы язычников, уничтожь враждебные на нас помыслы народов! Да, братие, без малого полная тысяча лет прошла с тех пор, как наша Русская земля стала христианскою, православною и сделалась наследием Божиим. Тысячу лет народ наш почитает Крест святой и грудью защищает его от неверных. Сколько крови пролил он в защиту Креста, сколько войн он вел за веру Христову, сколько выказал безграничного мужества, сколько жертв самых тяжких принес он на это великое и святое дело! И Господь благословил наше царство: разрослось оно больше всех других царств на свете. Долго и тяжко строилось оно слезами, трудом, великими подвигами и многою молитвой, и стало теперь сильнее всех государств в мире. Позавидовали России далекие язычники, кланяющиеся идолам; позавидовали и другие народы и стали втайне помогать неверным; захотели они ослабить наше царство, отнять у нас наше достояние, отнять то, что нами приобретено трудами и кровью. Боятся они святой Руси: знают, что она везде и всегда стоит за правду! Ненавидят они Россию за ее силу и величие. А пуще всего ненавидят они Христа, нашего Спасителя, и честной Крест Его, и вот почему ополчились теперь язычники со всею злобою на крещеное царство наше. Похваляются они теперь на весь свет извести нашу родину, побить наше воинство, а сами, между тем, коварно, обманом, не объявивши войны, в глухую полночь, как воры, напали на нас на Дальнем Востоке. Видно, честного-то бою испугались... Туда теперь отправляетесь вы, братья, грудью постоять за Крест и веру православную, защитить честь и славу Царя и родины. Итак, славная кавказская армия не осталась в стороне от завязавшейся борьбы христианства и язычества, и вы, братья, в числе первых ее представителей, идете на правую брань.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Таким образом, необходимо отметить, что проблема существования в мире добра и зла объективно актуальна для всего человечества, и отстранение от её осознания лишает общество самого важного свойства человеческой природы – стремления к нравственности, ставит человека в один ряд с прочим тварным миром, чем умаляет образ Божий в венце Его творения. Для христианина очень важно сформировать в личностном восприятии верное отношение к проблеме существования зла в мире, поскольку через это возможно понимание истинного всемогущества Бога, Который допускает существование злого начала в мире в той степени, в какой Он любит Своё творение. При этом Господь не только нивелирует Своей благодатью и искупительной жертвой Христа все негативные последствия злых дел, но использует это зло так, что оно служит делу спасения человека, его обожения, изменения его личности таким образом, что тот, кто искренне обращается к Богу, приходит к осознанию превосходства духа над телесным началом. Формирование верного представления о проблеме существования зла и природе добра в мире открывает для всякого человека знание о том, что Бог есть Любовь , что лишает человеческую душу страха перед миром, открывает ей путь к исповеданию истинной веры в Бога, лишённой всяких суеверий и ошибок. Это позволяет осмыслить через личный опыт веры то, что было выражено словами апостола Павла в Послании к Римлянам: Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? ( Рим.8:28–31 ). Анализ проблемы влияния древнего славянского язычества на Церковь с точки зрения полемики с неоязыческими культами Священник Кирилл Петрович, старший преподаватель СПДС В последние десятилетия вместе с возрождением традиционных конфессий появилось множество новых религиозных течений, всё чаще о возрождении дохристианских языческих культов заявляют и представители неоязычников. В силу примитивности учения и наличия националистической составляющей, их представители приобретают всё большее количество новых адептов. Вместе с призывом вернуться к «вере предков» и не быть «предателями отеческих преданий», почти поголовно новоявленные лидеры выступают с рядом упрёков к Русской Православной Церкви. Основные из них хорошо известны – это «насильственное» Крещение Руси 65 , уничтожение «варварами-христианами» прекрасного высококультурного 66 язычества огнём и мечом, разобщение якобы единых и терпимых языческих народов, «похищение» у язычников, которые «славили Правь», термина «Православие» 67 , не говоря уже о самом учении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ну, не знаю, может, Вы и слабы, и мозг ваш не защищен. Вам виднее. А у нас все нормально и становимся только сильнее. А то, что живем в окружении врагов, так это испокон веков со дня Крещения Руси доля такая России - противостоять врагу рода человеческого. Автор, как всегда прав. И боятся нас, Слава Богу, знают, что Россия в итоге побеждала. Поэтому и пытаются нас взорвать изнутри. Теперь под предлогом борьбы с коррупцией. Прекрасный лозунг! Он так дополняет: " Долой самодержавие! Фабрики рабочим! Землю - крестьянам! Превратим империалистическую войну в гражданскую! " Ничего нового. Только вид валюты гонораров для исполнителей этих шлягеров изменился, стал более прогрессивным: перешли с марок и доларей на биткойны. Только вот призывы к гражданской войне в России не пройдут. История учит, что те, кто больше всего призывает к войне, во-первых, сам воевать не будет, о во-вторых, рассчитывает на ней нажиться. То есть подлецы и прохвосты. Но дураков нет. Вернее , есть, но ничтожно малый процент. Украина показала Россию без твердой державной власти, т.е. то, к чему призывает малый либеральный народец. Ну, а если власть не будет справляться, то мы поможем. Так что за нас не переживайте. И мозг у нас нормальный, и здоровьем не обижены и силы, как внутренней так и внешней не занимать. Мы русские - с нами Бог! 04.02.2021 - 10:39 Навальный почти повторил путь : Навальный почти повторил путь, пройденный Иудой: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им» (Лк 22:3-4). «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин 12:3-6).

http://radonezh.ru/2021/01/29/liberalnyy...

Следующий вопрос – о сохранности Церкви и ее исповедания веры с дня Пятидесятницы до современности. Все протестанты и неопротестанты учат о том, что Православная Церковь отступила от Первоапостольской Церкви. Адвентисты обвиняют в отступлении от почитания субботы и законов кашрута – чистой и нечистой пищи согласно определениям Пятикнижия Моисеева; баптисты в том, что православные крестят младенцев; пятидесятники, что якобы Церковь утратила крещение «святым духом», если нет дара говорения на иных языках и ежедневного чуда и прочее. Несмотря на все их расхождение между собой в вероучительных заблуждениях (основные особенности мы рассмотрим ниже), всех их объединяет одно мнение – отступление Церкви от веры после апостольского периода. В начале работы уже было сказано об условиях принадлежности к Церкви и признаках отпадения от Нее. Один из таких признаков, который утеряли сектанты – апостольская преемственность. Русская Православная Церковь имеет преемственность от святого Андрея Первозванного. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – 179-й от Апостола Андрея 27 . Апостольская преемственность передается от избранных Апостолов – от 12-ти и от 70-ти. Отсутствие преемственности говорит о самочинной организации собравшихся и объявивших себя церковью, но к Церкви Христовой никакого отношения не имеющих. Преемственность – это не просто формальная передача власти. Через преемственность передается благодать Святого Духа от дня Пятидесятницы до настоящего времени. Апостол Павел пишет своему преемнику епископу Тимофею: «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим. 1, 6 ). Итак, дары Духа Святого передаются согласно преемственности. Без нее любая организация, именующая себя «христианской церковью», безблагодатна. Когда мы говорим об апостольской преемственности, то необходимо рассмотреть вопрос об обращении Савла, будущего Апостола Павла. История с его обращением описывается в книге Деяний Апостолов, глава 9. Отвергая апостольскую преемственность и ссылаясь на эту историю, возникает учение о том, что как Апостол Павел не входил в число учеников и был призван внезапно, так и нам встретился Христос на пути и мы уверовали в Него. В ответ на такое недоразумение можно предложить внимательно прочитать тест : «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» ( Деян. 9, 3–5 ). Обычно, дочитывая до этого места, адептам втолковывают, что нет необходимости ни в какой преемственности, ведь мы, как и Апостол Павел, призваны Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010