Сей день Богоявления и Крещения Сына Божия, Человеколюбца настолько славен и величествен, что сбылось на нем слово Псалмопевца – о том, что перед Богом один день, как тысяча лет ( 2Пет.3:8 ; Пс.89:5 ). Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню ( Мф.4:1 ). О князе мира сего И увел Дух Иисуса в пустыню, чтобы диавол искушал Его. Какой ужас после радости, какой мрак после света Богоявления! И какая загадка: Святой Дух, явившийся над Иисусом в виде незлобивого белого голубя; Святой Дух, по крещении исполнивший Иисуса всем[и благами], – Сей Самый Дух повел Его к диаволу на искушение. Для чего и по какой логике? Это ясно обнаружится лишь впоследствии. Здесь впервые в Новом Завете упоминается диавол. А доселе он не смел даже приблизиться к Иисусу. Кто такой диавол? Божие творение и творец зла, причина и источник греха, отступник от Бога и человеконенавистник. Его [существование] насчитывает очень много лет, простираясь в две хронологические эпохи: в ту, что [была] прежде создания мира, и [собственно] в историю сотворенного мира. Стар диавол, весьма стар – частично от времени, но еще больше от греха. И никогда не сможет он возвратиться в свою ангельскую юность. Когда Бог создавал духовный мир, мир Ангелов и прочих небесных Сил, то был сотворен и он [денница] как один из великих Ангелов. Так пишет о нем пророк Исаия: Как упал ты с неба, денница (в серб.: люцифер, денница. – Пер. ), сын зари! разбился о землю попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера (в серб.: на горе собрания, в сонме богов на стороне северной. – Пер. ). Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (в серб.: Выйду в высоту над облаками, облаками Ангелов, сравняюсь со Всевышним. – Пер. ). Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней ( Ис.14:12–15 ). Пророк Иезекииль дополняет вышеприведенное описание. Так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты... Ты был помазанным херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней (в серб.: ходил посреди камней огненных, среди Ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Сколько должен был перенести невыносимых мучений Авраам в то время, когда Господь ему сказал: " Возьми сына своего единородного, которого ты любишь, Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе " (Быт. 22, 2). Голгофский холм находится рядом с холмом Мориа (всего в 500 метрах). Холм Мориа стоит над обрывом в долине потока Кедрона. Так вот сюда и повелел Господь идти Аврааму, сказав ему: " На одной из гор, которую Я укажу тебе " . Значит, не все равно, на какой из них, а именно на той, которую Господь избрал, именно на горе Мориа, на которой находился и холм Голгофы. Это место Господь избрал для жертвоприношения Сына Своего Единородного, которое должно было стать величайшей святыней рода человеческого, к которому притекут сыны Сима и Иафета со всех концов земли, чтобы в страхе и трепете духовном со слезами облобызать место святое сие. Образ Голгофского холма христиане всего мира создадут в своих храмах и будут припадать к нему, целуя изображение распятого Христа. Как потрясает библейский прообраз Голгофской жертвы, так тесно связанный с именем праотца Авраама! И, наконец, рассмотрим поразительный Божественный прообраз Богоявления, явления людям Пресвятой Живоначальной Троицы на месте Крещения Господня. Только на этот раз место появления Бога на земле в прообразовательном явлении Аврааму при дубе Мамврийском и Богоявление Пресвятой Троицы у вод Иордана не совпадают территориально, а находятся лишь в пределах той же святой Палестинской земли, которую всю исходил Своими стопами Христос Спаситель, являя людям Свой Божественный лик. Первый раз видимое Богоявление было у дуба Мамврийского Аврааму и Сарре, а второй раз – всем сыновьям израильским. Никто никогда в Ветхом Завете ни до Авраама, ни после него не видел на земле Бога в человеческом образе так явственно. Подчеркиваем – на земле, потому что в видениях на разверзшихся небесах видели Господа пророки Божий, Боговдохновенные мужи – Иаков, Иезекииль, Исайя, а, может быть, и другие. Но на земле так явственно беседовать и лицезреть явившегося в человеческом образе Бога удостоился лишь Авраам, в котором благословились все племена земные.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Так бывало, например, в первые века христианства, когда веру Христову принимали в зрелом возрасте. Самое обращение к вере означало тогда уже сознательно совершившийся переворот в жизни и знаменовало собою тот духовный перелом, после которого уже не могло быть возврата к прежнему образу мысли, чувства и жизни. Но как в те времена, так и в последующие века, до наших дней, чаще бывали случаи, когда это перерождение духа наступало у верующих уже после крещения, под влиянием разных обстоятельств, посылаемых человеку от Бога. Припомним день 50-цы. Апостолы, бывшие со Христом от начала Его проповеди , только в этот день переродились силою Св. Духа, почившего на них, как и на Христа в день Богоявления. Только после этого сыны грома становятся апостолами любви, колеблющийся Симон – неустрашимым исповедником Христа и вообще все ученики такими апостолами веры, религиозного одушевления и новой во Христе жизни, что «ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, никакая другая тварь не могла отлучить» их от любви Божией. Но горе наше в том, что эти случаи перерождения становятся все реже, и мы мало по малу теряем сознание того, что перерождение необходимо для нас. В самом деле, почему мы, как христиане, как ученики Господа нашего Иисуса Христа, так дряблы, нерешительны, трусливы? Почему, исповедуя веру во Христа, глубоко сочувствуя Его Евангелию, искренне сожалея о своем ежедневном противлении Его заповедям, – мы все-таки не можем оторваться от земных пристрастий, бессильны сделаться всецело Христовыми? Почему, крестившись во Христа, мы в продолжение всей жизни нашей не можем облечься в Него? – Потому, что мы не пережили того состояния возрождения, которому начало положено в крещении; мы не видели над собою открытого неба и не слышали в сердце своем голоса Божия: Ты есть Сын Мой возлюбленный. Отсюда и происходит то оскудение христианской жизни и умаление веры, которое угрожает нам и нашей Церкви величайшею опасностью. Не внешние враги страшны делу Христа в мире и Его святой Церкви, а страшны мы с нашей расслабленною верою, с нашею нерешительностью и малодушием в делах евангельской правды и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Эти тексты (тропарь и кондак) неоднократно будут звучать и в Сочельник, и в сам праздник Рождества, и в попразднство (которое длится до 13 января). Время служения праздника в разных храмах отличается. У нас в храме Всенощное бдение начинается 6 января в 23:00 и плавно перетекает в Литургию. Служба заканчивается примерно в 3:00 ночи. На Всенощном бдении читается Евангелие о Рождестве Христовом по Матфею (Мф. 1:18-25). На Литургии читается продолжение: «Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока…» (Мф. 2:1-12). Также читается отрывок из послания апостола к Галатам: 4 Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, рожденного от женщины, рожденного под Законом, 5 чтобы искупить тех, кто под Законом, чтобы получить нам усыновление. 6 А поскольку вы – сыны, Бог послал Духа Сына Своего в наши сердца, взывающего: «Авва! Отец!». 7 Так что ты уже не раб, но сын; если же сын, то и наследник – благодаря Богу. (Апостол: Гал. 4:4-7). Этот отрывок раскрывает ключевую идею, которая проходит через все послание к Галатам – усыновление. Все люди, все верующие, получают статус детей Божьих, и по этому праву обращаются к Богу как к отцу. Особый день попразднства – Собор Пресвятой Богородицы (8 января). Особым днем также является первое воскресенье после Рождества Христова – день памяти святых праведных Иосифа Обручника, Давида Царя и Иакова, брата Господня. Читается Евангелие о бегстве Святого Семейства в Египет, об избиении Иродом младенцев в Вифлееме, о возвращении из Египта и поселении в Назарете во исполнении пророчеств (Мф. 2:13-23: «Когда волхвы отошли…»). Однако, когда Рождество выпадает на воскресение, то этот день памяти празднуется 8 января и совпадает с Собором Пресвятой Богородицы. 19 января празднуется Богоявление (подразумевается праздник Крещения Господня, хотя, как сказано выше, словом Богоявление можно обозначить оба праздника: Рождество и Крещение, которые ранее отмечались в один день). 15 февраля (на 40-й день после Рождества Христова) мы замыкаем Рождественский цикл, начатый Рождественским постом, и празднуем Сретение Господне.

http://texts.aquaviva.ru/sorokin-lectio/

В течение тридцати лет Иисус Христос жил со Своей Матерью в семье Иосифа-обручника. По истечении этого срока Он вышел на открытое служение для возвещения Евангелия и спасения людей. Незадолго до этого последний пророк Ветхого Завета Иоанн Креститель вышел на проповедь покаяния: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Лк.3:9 ). Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду ( Мф.3:13–15 ). Люди приходили к Иоанну, искренне совершали вслух перед всем народом покаяние в своих грехах и погружались пророком в воды Иордана. Это крещение Иоанново – погружение в речные струи – означало искреннее желание кающихся очиститься от своих грехов. Но Иоанн возвещал, что очищать от грехов будет не он, а Другой, Которому он через проповедь покаяния прокладывает путь в человеческие сердца. Увидев Христа, Иоанн Креститель почувствовал, что в Нем нет никаких грехов, а значит, – и никакой нужды в покаянии, поэтому и не посчитал нужным совершить Крещение Сына Девы Марии. Услышав же от Спасителя, что на это есть воля Божия, Иоанн тотчас же совершает Крещение Иисуса Христа. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий (говорящий – прим. авт.): Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф.3:16–17 ). Крещение Господне называется еще Богоявлением, потому что именно через это событие явилась миру тайна Святой Троицы: Сын Божий принимает Крещение от рук Иоанна; слышен голос Бога Отца, свидетельствующего о Своем Сыне; и виден Тот, Кого нельзя увидеть, – в виде голубя является Дух Святой. Принимая Крещение на Иордане и освящая Своим погружением Иорданские воды, Иисус Христос принимает на Себя, на Свои плечи, тяжесть всех человеческих грехов – грехов тех людей, которые будут принимать христианское Таинство Крещения и возрождаться в крещальных водах, усыновляясь Богу и становясь Его детьми. И за все человеческие грехи Спаситель добровольно взойдет на Крест, чтобы уничтожить их ценой Своей жертвенной смерти.

http://azbyka.ru/katehizacija/o-nashej-v...

Мы просто не сознаем смертельной опасности, в которой мы находимся. Дом, где мы живем, зажжен с четырех углов. Наша жизнь охвачена пламенем вечной смерти. Что нам делать? Куда бежать от огня, от всепожигающего праведного гнева Божия? Нас может спасти только правда – вся правда, вся праведность, а не часть ее. Достаточно одной искры неправды, чтобы все загорелось с новой силой. И потому Христос говорит: «Так надлежит нам исполнить всякую правду». Святой Иоанн Предтеча возвещает крещение Духом, бесконечно превосходящее его крещение водой. То, чем крестит Иоанн, – вода. То, чем будет крестить Христос, – Дух Святой. То, что мы принимаем в крещении, в Богоявленской воде – Сам Дух Святой, Божественная любовь. Но в праздник Богоявления, всякий раз, когда мы устремляемся к Христовой любви, перед каждым из нас, перед всею Церковью стоит Предтеча. Прежде – покаяние, потом – любовь. Прежде – страх Божий, очистительное огненное страдание, суд очищающий, потом – утешение Христовой любовью. Как принять утешение от Утешителя тому, кто оскорбляет Его? Невозможно покаяться перед Богом, отвергая требования совести и правды, понятные и некрещеному человеку. Только творящему дела покаяния открывается, что вода эта – дар, который нельзя ничем заслужить, который стоит Крови Христовой. Это новый наш с Богом завет. Покаяться – значит жить жизнью, которую Бог предназначил для нас. Глас вопиющего в пустыне – для того, чтобы не было пустыни, а был Божественный сад – «от негоже ядше живи будем, не якоже Адам умрем», как недавно исповедовали мы. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Утреня Мк, 2 зач., 1, 9–11 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Евангелие от Марка начинается сразу с Крещения Господня. Ничего не говорится о рождении и детстве Христа. Никакой родословной. Впечатление, будто Христос сразу сошел с небес. Здесь, вне сомнения, – начало жизни Христа, как начало жизни каждого из нас, когда мы стали сынами Божиими – в крещении. Потому и сказано: начало Евангелия. Но первые стихи подчеркивают, что крещение Иоанново было «во оставление грехов». Выход крещаемого из воды – воссоздание творения мира: вот, наше человеческое естество, обновленное, омытое от грехов, в невинности первого дня творения. Принимая крещение от Иоанна, Христос показывает, что Он пришел приобщиться судьбе всех людей. Это Крещение – пророческое прообразование Его Крестных Страданий. «Крещением должен Я креститься», – говорит Он о них ( Лк.12:50 ). На Кресте Господь узн?ет не символически, а на деле судьбу человека-грешника, когда Он «со беззаконными вменится».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Крещение Господне. Эль Греко. 1596– 1600гг. О сошествии Святого Духа на Иисуса упоминается в Евангелии от Иоанна, в котором рассказ о крещении отсутствует. Здесь приводятся слова Иоанна Крестителя об Иисусе: я видел Духа, сходящего с неба, как. голубя, и пребывающего на Нем. Креститель подчеркивает: я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым ( Ин. 1:32–33 ). Дважды употребленный глагол «пребывать» указывает на то, что с момента крещения Святой Дух остается при Иисусе, постоянно пребывает с Ним. Голубь как символ мира и кротости, но одновременно и символ спасения ( Быт. 8:8–12 ), стал тем образом, в котором Святой Дух был явлен людям. Его сошествие на Иисуса в момент, когда звучал голос Отца, свидетельствующий о Сыне, стало видимым подтверждением единства трех Божественных Лиц, о Которых говорится в конце Евангелия от Матфея ( Мф. 28:19 ). История крещения Иисуса от Иоанна получила свое продолжение в церковной традиции. Прежде всего это выразилось в празднике Богоявления, который, как мы уже говорили, поначалу включал в себя воспоминание рождения Иисуса от Девы и крещения от Иоанна, но уже в IV веке выделился в самостоятельное празднование Крещения Господня. Крещение Господне. Икона. XII в. Богослужебные тексты этого праздника содержат осмысление самого события крещения, роли Иоанна Крестителя, сошествия Святого Духа на Иисуса и других аспектов крещальной истории. Многочисленные ссылки на эту историю содержатся также в чинопоследовании (тексте) таинства Крещения, совершаемого над всяким, кто желает вступить в Церковь . Крещение Иисуса в Иордане нашло свое отражение также в иконографической традиции. На древних иконах, мозаиках и фресках Иисус, сошедший в воды Иордана, представлен полностью обнаженным. Это имеет глубокий богословский смысл, связывая Иисуса с первыми людьми – Адамом и Евой, которые до грехопадения были оба наги... и не стыдились ( Быт. 2:25 ). Ощущение наготы как позора стало первым открытием Адама после того, как он вкусил от древа познания добра и зла ( Быт. 3:10 ). С этого времени нагота становится символом незащищенности человека от диавола, символом его позора, ставшего следствием греховной жизни. Иисус через крещение восстанавливает человека в его первозданном достоинстве; нагота Иисуса символизирует изначальную чистоту человеческого тела, не оскверненного грехом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства. События Крещения Господня После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом. Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22). Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы  Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил. В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола). Что можно есть на Крещение Господне Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма. Крещение Господне — история праздника

http://foma.ru/19-janvarja-2023-kreshhen...

Иисус жил в Назарете, возрастая в премудрости и благодати у Бога и человеков. В это время воззван Богом на служение Иисусу Христу Иоанн, Его Предтеча. Он уже прославился жизнью самой строгой, постнической и уединенной, когда начал проповедовать приближение царствия небесного; он призывал народ к покаянию и покаявшихся крестил в водах иорданских. Многие думали, что он, может быть, и есть Мессия; но Иоанн говорил им: «я крещу вас водой для покаяния; идущий же за мною крепче меня и я недостоин развязать ремня у Его сапога. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.» Крещение Господне В числе получивших крещение от Иоанна был и Иисус Христос ; Он пришел для этого на Иордан, вскоре после того, как исполнилось Ему 30 лет. Когда Иоанн совершил над Ним крещение и Иисус вышел из воды, вдруг отверзлись над Ним небеса, и Дух Святой в виде голубя сошел на Него, и слышан был глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Коем все Мое благоволение.» Крещение Господа Иисуса Христа называется также Богоявлением и празднуется 6 января. Смерть Иоанна Крестителя После этого Иоанн недолго оставался на свободе; Ирод взял его под стражу, заключил в темницу и потом предал смерти. Это случилось так. Ирод отнял у брата своего жену его Иродиаду и жил с ней беззаконно. Иоанн смело укорял его в преступлении против закона и за то посажен был в темницу. Во время пиршества в день рождения Ирода, дочь Иродиады плясала так хорошо, что царь дал ей слово исполнить все, о чем она попросит. Дочь, по наущению матери, сказала Ироду: «Дай мне теперь же голову Иоанна Крестителя.» Царь опечалился, но не преминул исполнить ее просьбу: отсеченную главу пророка поднесли на блюде девице, а она передала ее своей матери. Ученики Иоанна похоронили обезглавленное тело его и известили о том Христа, День смерти Иоанна празднуется 29 августа и называется Усекновение главы Иоанна Предтечи. Искушение Иисуса Христа от диавола Принявши крещение, Иисус уединился в пустыню и пробыл там сорок дней и сорок ночей в молитве, не вкушая никакой пищи. Здесь приступил к Нему диавол и стал Его искушать разного рода предложениями; но был побежден Спасителем, отступил от Него, – и тогда приступили к Иисусу Ангелы и служили Ему. Поучение Спасителя

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

Нет пользы от Крещения, если в сердце мерзостно (8, с.435–445). Хотя во святом Крещении человек и возрождается для жизни вечной, становится новой тварью, однако это еще не значит, что он стал святым – в святости надо утвердиться (7, с.306). Когда можно принимать святое Крещение Нужно походить в храм Господень, знать заповеди Божии и устроять свою жизнь согласно их требованиям, а также веровать в Бога от всего сердца, и только тогда креститься (3, с.93). Христос – Основатель нового благодатного Царства «Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него» ( Мф.3,13 ). «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» «Оставь теперь, – отвечал Господь Ио­анну, – ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф.3,14–15 ). И Предтеча допускает Его. Как человек Христос был безгрешен. Он лично не нуждался в покаянии, но выступал пред людьми, как Основатель нового благодатного Царства. В это Царство, по Его учению, нельзя войти без Крещения ( Ин.3,3 ). Крестившись, Иисус молился. И вот «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение» ( Лк.3,21–22 ) (5, с.69). Крещение – видимый знак посвящения Христа на общественное служение В день Крещения Господня открылась людям истина о Триипостасном Боге. Отец глаголет, Возлюбленный Сын является в образе Сына Человеческого и Божественный Дух – в виде голубя. В Крещении Господь наш Иисус Христос выступил открыто на мессианское служение как Агнец Божий, пришедший взять на Себя грех мира ( Ин.1,29 ). Таково новозаветное Богоявление. Крещение Спасителя есть вместе с тем торжественное объявление о Его Божественном достоинстве. Оно, наконец, есть видимый знак посвящения Его на общественное служение (пастырство) и явления миру ( Ин.1,32 ). Христос, выступая на служение миру, являя Себя людям, показал Себя не в громе, молнии и землетрясении, не в славе Сына Божия в сопровождении сонма Ангелов, а как смиренный человек. И обращается Он к Крестителю Иоанну не как Бог, а со смирением просит совершить над Собою Крещение во исполнение «правды» Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010