На воскресном бдении Евангелие не должно читаться на середине храма; оно всегда должно читаться в алтаре. Лишь потом, во время чтения 50-го псалма, оно должно износиться на середину храма, священник должен держать его на персях и братия должна по двое подходить и целовать Евангелие. У нас все это происходит по-другому. А вот в этот день Евангелие читается так, как должно быть по Уставу, древний чин в этот день удержан. Наконец, когда приходит время пения Трисвятого, в конце великого славословия, то старший священник, держа Крест на главе, исходит через северные врата в сопровождении других священнослужителей, свещеносцев, дьяконов, и стоя в Царских вратах, возглашает: «Премудрость, прости». И здесь трижды поется тропарь Кресту: Спаси, Господи, люди Твоя. Крест полагается на середине храма и совершается особенное поклонение Кресту: сначала поется тропарь 6-го гласа «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Потом все находящиеся в храме должны подойти и поклониться Кресту при пении особенных стихир: «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся...» и пр. И затем поются те стихиры, которые мы слышали на Крестовоздвижение. В этот день нам заранее является то, что мы услышим на Страстной, особенно торжественные и значительные стихиры, которые еще раз нас поставят перед тайной Креста. Так говорится в стихирах: «Днесь Владыка твари, и Господь славы, на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, Сладость Церковная, венцем от терния облагается, покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания, и заушается бренною рукою, рукою создавый человека. По плещема биен бывает, одеваяй небо облаки, заплевания и раны приемлет, поношения и заушения. И вся терпит мене ради осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мя от прелести, яко Благоутробен». Так является несоединимость величия Божия и того уничижения, которое мы видим. После поклонения Кресту воскресная всенощная кончается своим чередом: ектеньи и обычный конец. Надо сказать, что с седмицами и неделями Великого поста получается некая трудность со счетом. Обычно мы привыкли, что неделя, – воскресный день, – начинает седмицу. Так, например, глас начинается в неделю и действует всю седмицу. А в Великом посту получается сложнее. Сначала проходит первая седмица, а потом бывает первая неделя, т.е. первое воскресенье. Проходит вторая седмица, потом бывает вторая неделя. Счет недель и седмиц идет по другому, чем в обычное время. Однако нельзя сказать, что обычная логика строения седмицы не действует в Великом посту. Неделя, т.е. воскресный день, воскресная литургическая память, конечно же, имеет влияние на ход седмицы. В некоторых седмицах это заметить сложнее, но на Крестопоклонной это совершенно ясно. Надо сказать, что такое двойственное положение воскресений, возможно, определено положением первого дня Пасхи, к которому ведет вся Страстная и за которым следует Светлая седмица, составляющая с днем Пасхи как бы один день.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Христианство, возвеличив человека («ты не пыль, “нас ради человек и нашего ради спасения” Бог сам стал таким, как ты») одновременно его и унижает («забудь о самосовершенствовании и самоспасении, ты, сотериологический неумёха»). Успехи йогов, жрецов и толкователей отодвинуты в сторону. Никакой ритуально-социальный «закон никого не довел до совершенства», говорит первым христианам некогда очень продвинутый «толкователь» («книжник»). Засмотревшись на Крест, этот Павел все свои былые заслуги, успехи и преимущества теперь расценивает как «дерьмо» (Флп. 3,8). У подножия Креста лежит большая куча, составленная из олимпийских медалей, генеральских погон, докторских дипломов и черных поясов. Человеческие знаки отличия и преимущества вдруг переживаются как слишком маленькие. Они подарили несколько дней радости и триумфа, но так и не смогли заполнить собою боль и бездну души. Так Крест разрушает мирки. Но он же хранит Вселенную. Крест – форма устойчивости. Если Бог так, крестно заботится о человеке, значит, на такого Бога и на Его Крест можно положиться. Человек не потерян и не растворен в эфирных безднах. Крест охраняет его от «древнего Зла». И потому под сенью Креста можно жить. Олимпионик может идти на тренировку, банкир – в банк, генерал – в штаб, студент – в аудиторию. Если ты помнишь о той цене, которой ограждено твое бытие, ты имеешь право на быт. Ты можешь жить на земле и идти земными путями. Просто найди свои слова для памяти о том, что по своему сказал рокер Сергей Трофимов: Все-таки весна это чудо от Бога, Тайна мирозданья в улыбке Творца. А земная жизнь – это просто дорога, Только долгий путь от креста до венца. И в конце пути – ощущенье свободы Оттого, что там, где рождается новь, За меня, дурного, над всем небосводом Тело держат гвозди, а душу – любовь. Читайте также: Сила крестная Почему на третье воскресенье Великого поста выносится на середину храма Крест Господень? Неделя Крестопоклонная: «Ты не можешь назвать ни одного мучения, которого бы я уже не взял на Себя» Царь

http://pravmir.ru/krestopoklonnaya-nedel...

Господи, прости нас, грешных, за наше лукавство, за наше нежелание исполнять волю Твою, за то, что мы не умеем видеть Тебя в искушении и болезни, в трудной обстановке. Конечно, мы не думаем, что Бог посылает болезнь, что Бог посылает искушение. Но Он попускает нам оказаться в трудных обстоятельствах, чтобы душа наша ковалась, чтобы она становилась крепче, чтобы наша верность Ему в испытаниях укреплялась. Недаром говорили люди в старину про того, кто оказался в трудных обстоятельствах, что его посетил Господь… Господи, прости нас, грешных… 8 марта 1987 Господи, прости нас, грешных! Неделя Крестопоклонная Сегодня неделя Крестопоклонная. Прошло уже три недели Великого Поста, и мы стараемся за это время остановиться, задуматься, опомниться, вернуться к себе как после долгого блуждания. Человек может жить, не думая о жизни, как будто его несет волна, несет река. И Великий пост — это как бы остановка: остановись, загляни в свою совесть, просмотри все, что было. Нам для того и дан разум, чтобы мы могли взглянуть в свое сердце, потому что чувства наши не всегда нас учат понимать, отдавать отчет в жизни. Больше того, чувства наши — это и есть то место, где зарождаются все грехи. Большая часть грехов происходит от того, что разум и совесть спят, сознание наше спит, живем так, как трава растет. Сегодня мы призываем свою совесть, свой разум стать перед лицом Бога. Это не всегда легко — но перед нами Священное Писание, мы его открываем и начинаем снова — по азам, по азбуке, с самых первых шагов, как будто мы с вами только–только духовно родились — и все начинаем сначала. Святые отцы недаром называют покаяние вторым крещением. В самом деле, нас крестили когда–то по вере Церкви, во оставление грехов, чтобы мы были очищены перед Богом. Но по нашей вине многое темное вернулось к нам опять. Крещение не зачеркнуто, но как бы замутнено, и мы уже не те омытые, которые были в первый момент перед Господом. Поэтому, зная о нашей немощи, Господь всегда нас ждет, как в притче о блудном сыне отец ждал своего неблагодарного сына. И сегодня мы к Нему возвращаемся, открываем слово Божие, чтобы понять: что же мы сделали? Перед чем мы виноваты?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Скачать epub pdf Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная Прокимен, глас 6: Спаси, Гóсподи, люди Твоя,/и благослови достояние Твоé. Стих: К Тебé, Гóсподи, воззовý, Бóже мой, да не премолчиши от менé. Ко еврéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Имéя Первосвящéнника великого, прошéдшего небесá, Иисýса Сына Бóжия, бýдем твёрдо держáться исповéдания нáшего. Ибо мы имéем не такóго первосвящéнника, котóрый не мóжет сострадáть нам в нéмощах нáших, но котóрый, подóбно нам, искушён во всём, кроме грехá. Посемý да приступáем с дерзновéнием к престóлу благодáти, чтóбы получить милость и обрести благодáть для благоврéменной пóмощи. Ибо всякий первосвящéнник, из людéй избирáемый, для людéй поставляется на служéние Бóгу, чтóбы приносить дары и жéртвы за грехи, могущий снисходить незнáющим и заблудшим, потомý что и сам облóжен нéмощью, и посемý он дóлжен как за нарóд, так и за себя приносить жéртвы о грехáх. И никтó сам собóю не приéмлет этой чести, но призывáемый Бóгом, как и Аарóн. Так и Христóс не Сам Себé присвóил слáву быть первосвящéнником, но Тот, Кто сказáл Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»; как и в другом мéсте говорит: «Ты свящéнник вовéк по чину Мелхиседéка». ( Евр 4:14–5:6 ) Перевод архимандрита Ианнуария Брáтия! Имéя великого Первосвящéнника, Котóрый прошёл через небесá, Иисýса, Сына Бóжия, – бýдем крéпко держáться нáшего исповéдания. Ведь наш Первосвящéнник – не тот, кто не мóжет сострадáть нáшим нéмощам, но Тот, Кто, как и мы, испытáл искушéние во всём, но не согрешил. Поэтому мы мóжем смéло приступáть к престóлу благодáти, чтóбы, находя милость и благодáть, получáть своеврéменную пóмощь. Ведь всякий первосвящéнник берётся из среды людéй и поставляется посрéдником людéй в их отношéниях с Бóгом, чтóбы приносить Ему дары и жéртвы за грехи. Он мóжет с терпéнием сочувствовать тем, кто пребывáет в невéдении или заблуждáется, потомý что и сам он в нéмощи со всех сторóн и по этой причине дóлжен приносить жéртвы как за грехи нарóда, так и за свои сóбственные. И такую честь никтó не присваивáет себé сам, но призывáется Бóгом, как и Аарóн.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

8.1. [I Афонская редакция] В первой половине 60-х годов XIX века в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне находился список четырех рассказов в Первоначальной редакции, к которому восходит афонская рукопись Пант-141 (см. 7.2). Однако текст Пант-141 имеет незначительные отличия от авторского, которые указывают на деятельность неизвестного редактора, например: «Искатель непрестанной молитвы» I Афонская редакция (Пант-141) Подумай, если ты намерен лично просить о чем-либо царя, то не должен ли часто ходить во дворец его, чтобы получить к нему доступ? Какая тебе польза от молитвы, если ты бессчетно тратишь деньги… (С. 63). Подумай, если ты намерен лично просить от господина или царя, то не должен ли часто ходить в дом или во дворец его, чтобы получить к нему доступ? Какая тебе польза от молитвы, если ты бесчестно тратишь деньги … (Л. 5). Весь день провел я в радости, как бы отрешенным от всего прочего, как будто на другой земле, и с легкостию окончил двенадцать тысяч молитв в ранний вечер (С. 71). Весь день провел я в радости и с легкостию окончил 12 тысяч молитв в ранний вечер (Л. 12). дал мне за сторожу два целковых (С. 72). дал мне за сторожку два рубля серебром (Л. 13). 8.2. [II Афонская редакция] Все особенности текста Пант-141 имеются и в тексте Пант-4959 (фрагмент: Предисловие, первый рассказ и часть второго рассказа). Однако текст Пант-4959 по сравнению с текстом предшествующей редакции отражает значительную стилистическую правку, например: I Афонская редакция (Пант-141) II Афонская редакция (Пант-4959) Настала Крестопоклонная неделя (Л. 4). Наступила Крестопоклонная седмица (Л. 12). школьной научности (Л. 8 об.). школьной учености (Л. 20 об.). ясно и подробно можешь уразуметь (Л. 9). яснее и подробнее можешь уразуметь (Л. 21). При дышании говори (Л. 9 об.) При движении (!) говори (Л. 22 об.). Весь день провел я в радости и с легкостию окончил 12 тысяч молитв в ранний вечер (Л. 12). Весь день я провел в духовной радости, и с легкостию окончил 12 тысяч молитв в ранний вечер (Л. 26 об. – 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

172 Львов Георгий Евгеньевич (1861–1925) – князь, крупный помещик. Депутат 1-й Государственной думы. Председатель Всероссийского земского союза, один из руководителей «Земгора» (объединенного комитета Земского и Городского союзов, созданного 10.07.1915 для помощи правительству в организации снабжения русской армии). В марте – июле 1917 г. глава Временного правительства. После Октябрьской революции в эмиграции; в 1918–1920 гг. глава Русского политического совещания в Париже. 173 Земские съезды – нелегальные совещания участников земского движения с целью выработки общей политической программы и координации выступлений в земских собраниях. Зародились в 1870-х гг. В 1903–1905 гг. состоялось 5 земских съездов. 174 Лопухин Алексей Александрович (1864–1927) – директор департамента полиции. После того как в 1905 г. был снят со своей должности, выступил в печати с обвинениями департамента полиции в печатании антисемитских прокламаций и разоблачил Азефа. По этому поводу Е. Н. Трубецкой написал статью «К делу Лопухина » (Московский еженедельник. 1909. 18. С. 1–6). 179 Демидов Игорь Платонович (1873–1947) – журналист, в эмиграции был заместителем П. Н. Милюкова в его качестве редактора газеты «Последние новости», выходившей в Париже. 181 Штюрмер Борис Владимирович (1848–1917) – российский государственный деятель. С 1904 г. член Государственного совета. При поддержке Г. Е. Распутина и императрицы Александры Федоровны был назначен председателем Совета министров (январь – ноябрь 1916 г.), одновременно – министр внутренних дел (март – июль) и министр иностранных дел (июль – ноябрь). После Февральской революции арестован, умер в Петропавловской крепости. 182 Крестопоклонная неделя Великого поста – воскресенье, которым начинается 4 неделя поста, а также и вся неделя, назначенная для особого поклонения кресту. 183 Ср. в рассказе А. М. Горького: «В одной из грязненьких уличных газет некто напечатал свои впечатления от поездки в Царское Село. В малограмотной статейке, предназначенной на потеху улицы и рассказывающей о том, как Николай Романов пилит дрова, как его дочери работают в огороде, – есть такое место:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

  Неделя 1-я Великого поста.   Торжество Православия   Тропарь воскресный гласа   Тропарь, глас 2-й Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир. Кондак, глас 2-й Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаемь: и оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси. Но исповедающе спасение, делом и словом, сие воображаем.   Неделя 2я Великого поста. Святителя Григория Паламы   Тропарь воскресный гласа   Кондак, глас 4-й Ныне время делательное явися, при дверех суд, востанем убо постящеся, принесем слезы умиления, милостынями, зовуще: согрешихом паче песка морскаго. Но ослаби, Содетелю всех, яко да приимем нетленныя венцы.   Святителю Григорию, тропарь, глас 8-й Православия светильниче, Церкве утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися выну спастися душам нашим. Кондак, глас 8-й Премудрости священный и Божественный орган, богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя, Григорие богоглагольниче: но яко ум, Уму первому предстояй, к Нему ум наш, отче, настави, да зовем: радуйся, проповедниче благодати.   Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная   Тропарь воскресный гласа   Тропарь, глас 1-й Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 1-й Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских: на тыя бо найде преславный соуз древо крестное, смертное жало, и адова победа прогнася. Предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай. Тропарь на поклонение Кресту, глас 6-й Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Стихира на целование Креста, глас 2-й Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся, на немже Христос Царь Славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, ихже прежде сластию украд враг, изгнаны от Бога сотвори. Приидите вернии, Древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы. Приидите вся отечествия язык, Крест Господень песньми почтим: радуйся Кресте, падшаго Адама совершенное избавление! О тебе вернии хвалятся, яко твоею силою исмаильтеския люди державно покаряющии. Тебе ныне со страхом христиане целуем: на тебе пригвоздившагося Бога славим, глаголюще: Господи на том пригвоздивыйся помилуй нас, яко Благ и Человеколюбец.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Убедительно просим ваших детей отойти от наших телеэкранов!» Клирик Московской епархии протоиерей Андрей Ткачев рассуждает о том, что важно для детей во время поста. – Детей нужно постить в вещах информационных, в первую очередь. Телевизор убрать на какие-то главные моменты: первая неделя, Страстная неделя, Крестопоклонная неделя. Его занавесить траурной тафтой, как Онегин занавесил полку с книжками: «И полку с пыльной их семьей задернул траурной тафтой». Нечего там смотреть. Даже то, что кажется хорошим и безвредным, как правило, ворует у человека время, силы и энергию. Детям это тем более не нужно. Когда уберем ребенка от гаджетов, тогда появится некое свободное время для того, чтобы сесть с ним и пообщаться или почитать что-либо вместе. Попытайтесь в посту общаться с детьми, гулять. Если вы дадите им, скажем, творог или сметану, молоко или сыр на бутерброд, в этом нет ничего страшного, как по мне. Если же в посту вы высвободите время для общения с ними, если вы удалите от них лишнюю информацию, это будет очень хорошо. Еще мне кажется, что по части лакомств и излишеств можно поститься смело. Молоко нужно детям, творог тоже, сыр нужен и нужен белый хлеб. А вот мороженое не нужно, и шоколад не нужен. Нанесите, пожалуйста, «чувствительный удар» по кондитерской промышленности своим кошельком. Вкус у нас, людей, испорчен. Люди не чувствуют вкуса хлеба как такового. Они чувствуют вкус хлеба только с вареньем или с маслом, или с ветчиной, и надо почувствовать вкус хлеба по существу. Если эти вещи будут сделаны в отношении детей, если у них упростится вкус, и отдохнут глаза от наших голубых телеэкранов, я думаю, что этого достаточно. Если вы еще к этому добавите посещение храма Божьего вместе или какое-то краткое чтение молитв утром или вечером, считайте, что вы умничка. Общаться с ними надо, общаться. Разговаривать, читать, говорить, настраивать теплые отношения, которые достойны имени семьи. Но не подвижничать с детьми. Подвижничество и взрослым не всем дается. Если вы захотите подражать Сергию Радонежскому, который в среду и пятницу, будучи грудным дитем, мамину грудь не брал, и захотите вот этот образ благочестия повторить на своих детях, вы страшно ошибетесь, потому что у вас ничего не получится. У вас лишь получатся попытки искалечить ребенка, но никакой святости на выходе не будет.

http://pravmir.ru/protoierej-andrej-tkac...

72. В ту же неделю Иже хощет по мне итти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет Мф.16:24 Надлежало бы каждому христианину, желающему себе вечного спасения, с большим вниманием вслушиваться в ныне прочтенное Евангелие и стараться уразуметь оное; ибо в нынешнем Евангелии Господь говорит нам о спасительном кресте, который каждый из нас должен в жизни нести; говорит о произвольных, но необходимых для нашего спасения страданиях; потому-то и неделя сия третья Великого поста называется: Крестопоклонная неделя. Все мы, по-видимому, сделали для вечного своего спасения: и постились, и молились, исповедью очищали грехи и приносили плоды покаяния – подавали милостыню; казалось бы, что мы все уже сделали; но вот Христос Господь предлагает, так сказать, предназначает нам еще крест: «Полюби крест, христианин, поклонись ты Моему кресту, на котором Я страдал; бери и свой на себя крест и иди за Мною. Ничего лучшего не мог даровать Мне Отец Небесный, по любви ко Мне, как допустить Меня понести крест, пострадать на кресте; ибо крестом только и можно было спасти род человеческий; но такой крест надлежит полюбить и понести и каждому верующему в Меня: иже хощет по Мне итти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет», – сказал Господь. Хочешь ты, христианин, спастись, хочешь блаженствовать на небе со всеми святыми, не живи по своей воле и по внушению страстей своих, а живи страдальчески; не щади себя, не жалей себя, а со смирением переноси все скорби, в жизни посылаемые; убегая всяких выгод в жизни, всех удобств, всех предприятий, которые доставляют пищу страстям и всякие удовольствия; бегай роскоши, пьянства, всякого широкого и пространного пути для своеволия приятного; а избирай путь узкий в жизни, прискорбный, тесный, страдальческий: иже хощет по Мне итти, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет. Бог всякому человеку, по любви к нему, посылает крест или тяжелый или легкий, но верно всегда спасительный; этот-то крест ты должен понести. Ты не можешь знать, который для тебя крест спасителен, но верно тот спасительнее всех крестов, который посылает тебе Сам Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Слава: Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя,/и елика в житии согрешиша, прости:/никтоже бо безгрешен, токмо Ты,/могий и преставленным дати покой. Слава: Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих/и всё, в чем они в жизни согрешили, прости:/ибо никто не безгрешен, кроме Тебя./Ты можешь и преставившимся дать покой. И ныне, Богородичен: Мати Святая Неизреченнаго Света,/ангельскими Тя песньми почитающе,/благочестно величаем. И ныне, Богородичен: Матерь святая неизреченного Света,/ангельскими песнями мы чествуем Тебя/и благоговейно величаем. Кондак, глас 6: Со святыми упокой,/Христе,/души раб Твоих,/идеже несть/болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,/но жизнь безконечная. Кондак, глас 6 Со святыми упокой, Христе,/души рабов Твоих,/там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания,/но жизнь бесконечная. НЕДЕЛЯ ВТОРАЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ, АРХИЕПИСКОПА ФЕССАЛОНИКИЙСКОГО (1360) Тропарь воскресный гласа. Тропарь воскресный гласа. И святителю тропарь, глас 8: Православия светильниче,/Церкве утверждение и учителю,/монахов доброто,/богословов поборниче непреборимый, Григорие чудотворче,/Фессалонитская похвало, проповедниче благодати,/молися выну спастися душам нашим. И святителю тропарь, глас 8 Православия светило, Церкви утверждение и учитель,/монахов красота, богословов защитник непреоборимый,/Григорий чудотворец, Фессалоникийская хвала,/провозвестник благодати,/моли непрестанно о спасении душ наших. Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Кондак, глас 8 Премудрости священный и Божественный орган,/богословия светлую согласно трубу,/воспеваем тя, Григорие богоглагольниче,/но яко ум, Уму первому предстояй,/к Нему ум наш отче настави, да зовем:/радуйся, проповедниче благодати. Мудрости священный и божественный орган,/богословия громкую трубу,/мы стройно воспеваем тебя, Григорий богословесный./Но, как ум, стоящий близко к Верховному Уму,/к Нему ум наш, отче направь, дабы нам восклицать:/“Радуйся, провозвестник благодати!” НЕДЕЛЯ ТРЕТЬЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА, КРЕСТОПОКЛОННАЯ Тропарь воскресный гласа.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/tropari-i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010