Глава V. Крестовые священники и дьяки В обыденной церковно-обрядовой стороне жизни московского государя и его семьи в XVI в. и в XVII в. немаловажное значение имели так называемые крестовые священники и дьяки. Самое название «крестовые» указывает на то, что лица, носившие оное, совершали церковную службу в крестовой палате, во дворе. Как известно, правила Домостроя имели сильное влияние на устройство образа домашней жизни наших предков в XVI и XVII в. По одному из таких правил, предписывалось всякому христианину «в дому своем святые и честные образа ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светильниками, и в сем месте совершать домашнюю молитву» 1910 . В силу сего предписания, в домах знатных бояр и тем более в государевом дворце, для отправления домашней молитвы посвящалась особая комната, которая, как убранная иконами, называлась крестовою. Во дворце эта комната была устроена на подобие церкви. Одна стена ее была сплошь занята иконостасом в несколько ярусов, причем все иконы украшались золотом, серебром, дорогими каменьями и различными привесками. Внизу икон, особенно в праздники, подвешивались пелены, шитые золотом, низанные жемчугом, убранные дробницами. Пред иконостасом стояли книжные аналои и для чтения – глухие или разгибные, украшенные резьбою, золоченьем и расписанные красками. Кроме икон, в крестовой палате сохранялись еще и другие священные предметы, приносимые из местных монастырей и с Востока. «Вообще иконостас крестовой комнаты был хранилищем домашней святыни, которая служила изобразителем внутренней благочестивой истории каждого лица, составлявшего в своей крестовой иконостас – собственное моление» 1911 . В такой-то комнате, согласно предписанию Домостроя, муж и жена с детьми и домочадцами должен был каждый день вечером «отпеть вечерню, повечерницу, полунощницу с молчанием и вниманием и с кротко-стоянием и с молитвою и с поклоны», а утром, восстав от сна, – семья должна была отпеть утреню, и часы и за тем уже посещать церковные службы 1912 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Рясы жемчюжные тройные, на рясах запонки обнизаны жемчюгом, в средине королечьки черчаты, по концам тряпочьки серебряны золочены. Серьги серебряны золочены на турское дело, с камешки и з жемчюги — на серьге по тринатцети жемчюгов. На стороне у того ж образа у святаго Тихона ожерелейцо жемчюжное; на киоти на затворех писаны святые. Образ Пречистые Богородицы Владимерские жь в киоти деревянной, затвор у киоти (Л. 56 об.) слюдяной; обложен тот образ серебром басмою; венец и цата басемные, оклады, и венцы, и цаты серебряные золочены. Поднизь у Пречистые [и] ожерелье жемчюжное. У того ж образа крест серебрян женской. Серьги двойчатки достоканы зелены‚ на них на другой серьге жемчюжины; у обоих серег двенатцеть жемчюжин с каточки серебряны глаткие. По киоту по сторонам писаны травы краски. Образ Пречистые Богородицы Владимерские ж в киоти древянном за слюдою, обложен сребром, (Л. 57) золочен, с трубами; венцы у Пречистые Богородицы и у Превечного Младенца серебряны золочены резные. У того ж образа цата серебряна басемная золочена; поднизь и ожерелье у Пречистые Богородицы жемчюжные. У того ж образа два креста аспидных: один зелен, а другой лазорев — обложены серебром, золочены; у одного креста сопреди Распятие литое; у обоих крестов главы серебряны золочены, по перевитям у крестов по четыре жемчюшка. Две понагеи серебряны под хрусталем: одна Знамения Пречистые Богородицы, а другая Николы Чюдотворца — обложены резью, золочены; (Л. 57 об.) главы серебряны золочены; меж крестов и понагей четыре прониски серебряны золочены. Образ Николы Чюдотворца в киоти жестяном, обложен серебром, оклад по полям басемной, с трубами; венец и цата серебряны резные, в венце и в цате шесть каменев розных цветом. У того ж образа на манисте два креста аспидные: один черчат, другой лазорев — обложены серебром, золочены; сопреди у обеих крестов Распятие, во главе и в ручьках камешки розных цветом да жемчюжинка. Крест аспид желт невелик, обложен (Л. 58) серебром резью; глава серебряна золочена. Да два шкиля серебряные золочены.

http://sedmitza.ru/lib/text/10239024/

Воскресенской, в Таганке, свящ. Н. Ан. Красновского 5 р. Гавриило-Архангельской, при Почтамте, свящ. И. А. Соколова 1 р. —239— Георгиевской, на Всполье, близь Кудрина, свящ. С. М. Садковского 10 р. Георгиевской, в Грузинах, свящ. И. И. Архангельского 13 р. Григорие-Богословской, на Дмитровке, свящ. Е. П. Островского 7 р. Девятинской, близь Пресни, прот. А. И. Любимова 20 р. Евпловской, на Мясницкой, свящ. Д. Ф. Добронравова 10 р. Екатерининской, при Воспитательном Доме, прот. Н. К. Протопопова (по двум подписным листам) 3+3 р. Елисаветинской, на Дорогомиловском кладбище, свящ. Д. Д. Виноградова 1 р. Ермолаевской, на Садовой, прот. С. С. Модестова 5 р. Зачатиевской, в Зачатиевском монастыре, свящ. А.П. Соколова 11 р. Зачатиевской, в Углу, прот. М. С. Боголюбского (по двум подписным листам) 6+6 р. 50 коп. Знаменской, на Знаменке, свящ. Г. А. Ключарева 15 р. Знаменской, в Переяславской слободе, свящ. В. П. Флерина 10 р. Илие-Обыденной, свящ. И. М. Лебедева 3 р. Иоанно-Богословской, в Бронной, свящ. В. Н. Булгакова 3 р. Иоанно-Богословской, под Вязом, прот. А. И. Телегина (по двум подписным листам) 1+3 р. Иоанно-Предтечевской, у Варварских ворот, свящ. Г. А. Побединского 5 р. Иоанно-Предтечевской, на Пресне, свящ. Ф. Г. Ремова 9 р. Казанского собора, прот. Д. И. Кастальского, (по двум подписным листам) 5+5 р. Казанской, в Сущеве, свящ. А. С. Грузова 23 р. Константино-Еленинской, в Кремле, прот. В. Н. Амфитеатрова (по двум подписным листам) 10+10 р. Козмодамианский, в Старой Кузнецкой, прот. М. В. Соловьева 10 р. Козмодамианский, в Старых Папех. прот. В. С. Богословского (по двум подписным листам) 5+5 р. —240— Крестовоздвиженской, в Алексеевском монастыре, прот. С. П. Смирнова 3 р. Крестовоздвиженской, в бывом монастыре, прот. Ф. И. Кроткова 19 р. Крестовоздвиженской, на Убогих домах, свящ. А. И. Голубева 2 р. Максимовской, на Варварке, свящ. А. С. Смирнова (по двум подписным листам) 3+3 р. Марие-Магдалининской, при Коммерческом училище, священника И. О. Покровского 3 р. Марие-Магдалининской, в малолетнем отделении Николаевского Института, свящ. В. А. Крылова 1 р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из донесений моих, от 19 июня и 7 ноября прошлого 1836 года за 544 и 948, известно коллегии о приобретённой мною тогда церковной утвари и сосудах для Греко-униатских церквей Литовской епархии. Ныне для дальнейшего снабжения сих церквей необходимой священной утварью и сосудами приобретено мною вновь: 10 плащаниц, каждая по 75 рублей, всего за 750 руб.; 10 плащаниц, каждая по 60 рублей, всего за 600 рублей; 15 дарохранительниц, каждая по 100 рублей, всего за 1500 рублей: 15 дарохранительниц, каждая по 75 рублей, всего за 1125 рублей; 40 дарохранительниц, каждая по 35 рублей, всего за 1400 рублей; 25 дарохранительниц, каждая по 27 рублей 50 копеек, всего за 687½ рублей; 25 дарохранительниц, каждая по 19 рублей, всего за 475 руб.; 10 крестов больших с финифтяными образами, каждый по 25 рублей, всего за 250 рублей; 5 крестов резных позолоченных, каждый по 18 рублей, всего за 90 рублей; 3 креста средней величины с финифтяными образами, каждый по 15 рублей, всего за 45 руб.; 20 крестов меньших, тоже с финифтяными образами, каждый по 10 рублей, всего за 200 рублей; 18 блюд для благословения хлебов на всенощном, каждое по 18 рублей, всего за 324 рубля; 20 таковых же блюд, каждое по 15 рублей, всего за 300 руб.; 12 дароносиц, каждая по 6 рублей, всего за 72 рубля; 5 мирниц, каждая по 18 рублей, всего за 90 рублей; 20 ковшиков аплике для теплоты, каждый по 5 рублей, всего за 100 рублей; 30 таковых же ковшиков лужёных, каждый по 2 рубля, всего за 60 рублей. Означенная церковная утварь и сосуды отправляются ныне С.-Петербургским купцом Пучковым в Жировицы, с уплатою за доставку 400 рублей ассигнациями, из коих 100 уплатит доставщику, согласно условию, консистория на месте. За тем следует уплатить купцу Пучкову за помянутые церковные вещи, равно за доставку, всего 8.368 руб. 50 коп. ассигнациями. Для таковой уплаты находятся у меня: во-первых, 273 рубля ассигнациями, оставшиеся от прежней покупки и упомянутые в рапорте моём, от 7 ноября прошлого года за 948; и, во-вторых, деньги, выданные из монетного двора за отосланные в оный слитки из серебряных вызолоченных монстранций и других негодных к употреблению сосудов, Греко-униатским церквам принадлежащих, именно: по Слонимскому благочинию на 685 р.; по Минскому благочинию на 330 р.; по Пружанскому благочинию на 1.250 р.; по Брестскому благочинии на 825 рублей; по Гродненскому благочинию на 1.295 р.; по Дорогичинскому благочинию на 285 р.; по Кобринскому благочинию на 1.030 рублей и по Ошмянскому благочинию на 370 рублей; а всего находится у меня церковных денег 6.343 рубля ассигнациями. Затем для уплаты означенных следующих купцу Пучкову денег недостаёт ещё 2.025 рублей 50 копеек ассигнациями, об отпуске мне коих из суммы пяти тысяч рублей, назначенной Высочайше к ежегодному отпуску для устройства церквей Литовской епархии, честь имею сим просить коллегию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Подобно тому, как мы знаем о смерти нерождавшегося генерала, мы знаем все об уничтожении неизвестно почему и как возникших монастырей. Конечно, этого мало даже для умного человека, ненавидящего монастыри. Этого ничтожно мало и для того, чтобы ненавидеть даже вполне заслуживающие ненависти вещи. Все вы, наверное, слышали от историков и романистов о тёмном деле, называемом испанской инквизицией. Дело это действительно тёмное, хотя бы потому, что темно его происхождение. Протестантская история начинает прямо с ужасов, как пантомима начинает с короля чертей на бесовской кухне. Я не сомневаюсь, что испанская инквизиция, особенно к концу, была действительно страшной, а то и бесовской; но почему? Чтобы понять испанскую инквизицию, надо понять прежде всего две совершенно неизвестные нам вещи — Испанию и инквизицию. Первая поставит нас перед великой проблемой крестового похода против мавров, и мы узнаем, как герои и рыцари спасли Европу от пришельцев из Африки. Вторая вызовет к жизни всю сложность другого крестового похода — похода против альбигойцев, и мы узнаем, почему люди любили и почему ненавидели всеотрицающее восточное наваждение. Пока мы не поймем, что то и другое началось с опрометчивости и романтики крестового похода, нам не понять, куда именно пробрались предательство и зло. Конечно, крестоносцы злоупотребили победой, но победа была. А где победа, там и смелость, там и народная любовь. Восторг победы покрывает ошибки и подстрекает к крайности. Например, я давно, с молодости, говорил о том, что Англия жестока к ирландцам. Но несправедливо описывать бесовщину 98-го года, не упомянув о войне с Наполеоном. Несправедливо утверждать, что англичане хотели только смерти Эммета; в действительности их куда больше волновала славная смерть Нельсона. К сожалению, это грязное дело не кончилось 98-м и несколько лет назад наши политики снова попытались прибегнуть к убийству и грабежу, мягко укоряя ирландцев, поминающих былое. Говорить о войне с Ирландией, забывая, как бескорыстны были мы в воине с Пруссией,— нечестно по отношению к Англии- Точно так же нечестно по отношению к Испании расписывать орудия пытки, словно ужасные игрушки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1977...

Манас. р. рлксс. Т. ВВВМЛ. Р. Рмл. насс. ix у – фа» вырезанные буквы повреждены и указывают, вероятно, на имена мастера и принимавших участие в устроении креста; но какие были имена их, определить невозможно. Нельзя определить и того особенного случая, по которому поставлен крест Людгощичами на поклонение православным христианам. Что касается до наименования означенных на кресте Людгощичей, то они относятся к жителям Легощей улицы, разделявшей концы Неровский от Загородного и находящейся доселе по левую сторону церкви Флора и Лавра 260 . Третий деревянный резной крест, XVI века, в Спасо-Преображенской церкви, на Торговой стороне, прибит к южной стене подле клироса. Величиной он в вышину 2 арш. 8 вершков, а в ширину 1 арш. 14 вершков. На нём вырезаны и позолочены распятие и 16 Господских и Богородичных праздников в кружках. Внизу креста вырезана надпись: «въ лто 7040 (1532)-е вырзанъ быстъ крестъ сей при великомъ княз Иванович московскомъ и при митрополит и при великого Новаграда и Пскова владык а раба Никифора Еимовича на всмъ, а рзалъ крестъ сей мастеръ Стефановъ своими руками». Год и лица, при коих устроен крест сей, видны из надписи; но о причине поставления его не известно ни по летописям, ни по преданию. Подобной резьбы деревянные кресты с отживлёнными лицами находятся в Воскресенской на Красном поле и Мироносицкой церквах. Первый в вышину 3½ арш., а в ширину 2 арш. 6 вершк. в большой его поперечине. Второй в вышину 2 арш., а в ширину 1 аршин. На первом вырезано в средине распятие с предстоящими и со многими святыми вверху и внизу 261 . А на втором одно распятие с предстоящими. Кроме этих крестов, были издавна резные кресты запрестольные с резными изображениями на них по дереву и по кости. Первого рода крест находится в Благовещенской церкви на Аркаже, а с костяными вставными изображениями в монастырях – Юрьеве 262 и Вяжицком. Много было крестов, на коих был вырезываем распятый Спаситель с терновым венцем и в язвах. Из таковых крестов более древние остались – один в Троицкой церкви, перенесённый сюда из упразднённой Крестовоздвиженской, а другой в Никольской кремлёвской часовне, принадлежащей к Софийскому собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В публикуемой статье Μ. Н. Сперанского проводится сравнительный анализ основных видов крестов – греческого и латинского, а также рассматриваются все известные ему типы придорожных крестов Чехии и Моравии, на основе чего, автор приходит к выводу о принадлежности только некоторых из крестов к кирилло-мефодиевской традиции, и о влиянии на их стиль, именно, византийских памятников. Такие серьезные исследования, использующие в качестве источниковедческой базы кресты, и позволяют нам утверждать, что к началу XX века ставрография сложилась как наука, – вспомогательная историческая дисциплина, являющаяся разделом церковной археологии. Во второй половине XIX века издаются множество каталогов, описей, альбомов музейных и частных собраний, древлехранилищ, ризниц церквей и монастырей. В этот период резко возрастает интерес к отечественным древностям, и, в особенности, к археологическим находкам. Внимание археологов, собирателей и знатоков искусства во многом сосредотачивается на каменных, деревянных и металлических крестах, иконах, складнях и прочих предметах декоративно-прикладного искусства, что послужило прочным фундаментом ставрографической науки. В 1888 г. появилась в свет книга-каталог А. К. Жизневского «Описание Тверского музея», в которой особый раздел составляют кресты, систематизированные по назначению и видам, даны их прориси 17 . В этой работе А. К. Жизневскому помогал археолог граф А. С. Уваров 18 . Достоинством этой книги является типологическая классификация памятников с указанием их размеров и источника поступления. В редких случаях приводятся датировки предметов, правда, без научного их обоснования. В этом же каталоге есть раздел «Каменные кресты», в котором впервые (поскольку они поступили в музей только в 1879 г.) описаны самые знаменитые из них – Стерженский и Лопастицкий кресты, стоявшие в древности на водных путях, а затем поступившие в Тверской музей 19 . Обширные археологические раскопки, которые велись наиболее активно в Приднепровье в последней трети XIX – начале XX вв., позволили местным коллекционерам и археологам собрать значительное количество памятников мелкой пластики, среди которых доминировали нательные и нагрудные кресты (в основном, каменные и металлические).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

129.700 Всего за домом Архиерейским и монастырями 109.017 Платёж в экономию 3. Епархия Ростовская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом 16.340 А) за мужскими монастырями: За Богоявленским Аврамиевым За Борисоглебским, что на Устье, с приписными За Спасским, что на Песках (по другим 599) За Троицким, что у варниц За Спасоярославским 13.981 За Ярославским Тольским За Ярославским Афанасиевским с приписными Христорождественским и Вознесенским, что на Обноре За Александровой пустынью (по другим 571) За Синодальной Воскресенской Карошевской пустынью За Пошехонской Выксинской пустынью За Николаевской Тропской пустынью За Воскресенским, что на Обноре, с приписным Рождественским, что в Носкове За Угличским Покровским За Угличским Воскресенским За Угличским Алексеевским За Никольским Улеменским За Учемской Кассияновой пустынью За Южской Дорофеевой пустынью За Богоявленским Острожским За Адриановым За Тихвинской пустынью За Исааковой пустынью За Ройской пустынью За Досифеевой пустынью Б) За девичьими монастырями За Богоявленским За Рябининой пустынью Итого за монастырями: 38.078 Всего за домом Архиерейским и монастырями 54.418 Платёж в экономию 4. Епархия Тверская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом 11.980 А) За мужскими монастырями: За Отрочим За Желтиковым За Успенским Иваницким За Малицкой Николаевской пустынью За Кашинским Дмитровским За Клабуковым За Троицким Колязинским За Знаменским Капшиным За Благовещенским Ширинским За Троицким Рябовым За Старицким Успенским За Зоринской пустынью За Раковой пустынью За Никольской пустынью, что в красных горах За Крестовоздвиженским За Троицким Селижаровым За Ниловой пустынью Б) За девичьими монастырями: За Рождественским За Сретенским Итого за монастырями 19.697 Всего за Архиерейским домом и монастырями 31.677 Платёж в экономию 5. Епархия Крутицкая Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями: За Вяземским Предтечевым За Белевским Спасским За Лихвинским Добрым За Гремячим За Мещовским Юрьевским

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

34 . Двои воздухи в средине байберек по красной земле, кресты и Херувимы изображены, вкруг каймы объярь серебряная, подложены тафтою. 35 . Завес к царским дверям камка алая, у него вверху пришиты шестнадцать колец литых серебряных на проволоке. 36 . Покров на гроб Святейшего Никона Патриарха бархат черной, около шиты слова большие золотом по зеленому бархату, на средине крест нашит дробницами серебряные позолочены, счетом сорок три дробницы резные. 38 . Пять орарей Диаконских: Первой бархат золотной опушен белым атласом, на нем 6 крестов того ж атласа, да шесть кистей золото с шелками, подложен красною тафтою. Два ораря атлас золотной с серебром, опушены червчатым атласом, кресты атласные по шести кистей, шелк с золотом и с серебром, подложены красною тафтою. Два ораря байберек золотной по червчатой земле, вкруг тех орарей обшито голунцом серебряным, кресты того ж голунца, у них по шести кисток золото с шелками, подложены красною тафтою. 38 . Семеро поручей, в том числе трое: бархат золотной с разными шелками по червчатой земле, кругом обложено кружевцом серебряным, кресты серебряные, по десяти пуговиц серебряных, у них опушка атлас белый, подложены желтою и красною тафтами. Двои поручи байберековые, на них травы золотные, кругом обшиты голунцом серебряным, а у них по десяти пуговиц золочены, подложены тафтою красною. 39 . Двои поручи атлас золотной по серебряной земле, опушка и кресты атлас червчатой, у них по десяти пуговиц серебряные золоченые, подложены тафтою красною. 40 . Поручи аксамит золотной, кругом высоких трав обнизано в одно зерно жемчугом, по краям кружево серебряное с городками, кресты вынизаны жемчугом, тридцать шесть колец серебряных, вместо пуговиц. 41 . Орарь низан жемчугом по вишневому атласу, на нем тринадцать крестов, между крестов низано жемчугом, у него шесть кисток золотных и серебряных, подложен объярью желтою. 42 . На жертвенник покров изорбаф травчатой по белой земле, обложен атласом желтым, крест кружевной золотной четвероконечный, подложен киндяком красным.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

«Очи» – украшения округлой формы (глазки, кружки), которые часто подвешивались к иконам и крестам. В средние века были широко распространены представления о том, что предметам, прикоснувшимся к Божественной благодати, присущи магические свойства, как если бы они позаимствовали часть Божественной силы. Такими необычными свойствами наделялись все освящённые предметы; именно поэтому их часто стремились использовать в магических действиях. Вероятно, этим объяснялись многие церковные и монастырские кражи, особенно мелкие, в частности – кражи «очей», снимавшихся с икон. Во многих текстах именно так объясняются подобные кражи: «на которыя потребы», «потворы» или «наузы», «ворожи деля». 869 Выше мы уже говорили, что «врачевание» относилось к колдовским умениям; о том же свидетельствует статья, читающаяся в тексте XII в.: «Или мошок с креста взимала еси, врачевания ради, или треску у церкви с стены взимала еси?» 870 В одном из текстов составитель указывает на невежество как на причину суеверий, побуждающих совершать кражи церковных предметов: «за глупость измала». 871 Крали не только «очи», но и другие мелкие украшения, отламывали кусочки крестов и икон, собирали даже мох и паутину, полагая, что они успели «освятиться» от соседства с иконой. В текстах так описываются подобные поступки: «у крестов мощи крадывала?», «у икон очи вертела?», «у крестов мошьку и троску имывала?», «треску у церкви со стены взимал?», «не имал ли у святых паучину?» 872 В тексте ХП в. переписчик ошибочно вместо «имала» прочитал «умыла». 873 Ошибка показательная: выше мы уже не раз говорили о представлении, будто водой или иной жидкостью можно смыть те свойства, которые определяют суть вещи, так что эти свойства переходят в воду. Епитимья за подобные грехи в исповедных вопросниках не указывалась. Небольшие вещицы было удобно использовать для наузов (заговоренных узелков) или другого колдовства («потворов»), о чем говорится в одном из исповедных текстов: «естъ убо от образов на иконах отемлют нечто, и дору емлют, и просвиру, не во освящение себе, но в потворы ко человеком».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010