Декретом Советской власти от 23 января 1918 г. церковь была отделана от государства. Все церковное имущество было объявлено собственностью государства и передано в пользование религиозным общинам. В 1920-х г. кладбищенская церковь была превращена в приходскую. 18 марта 1922 г. состоялось заседание губернской комиссии по изъятию церковных ценностей в г. Барнауле. Представителей религиозных общин ознакомили с распоряжением центральной власти и инструкцией ВЦИК. В 1923 г. Алтайское церковное управление (обновленцев) вышло с просьбой в административный отдел, разрешить 13 мая совершить крестный ход из Крестовоздвиженской и других церквей до Петропавловского собора, а от собора к р. Обь для исполнения обряда водоосвящения. В ноябре 1923 г. вышло распоряжение Алтайского губернского исполкома о том, что на основании указаний центральных учреждений категорически запрещалось закрытие или ликвидация храмов, молитвенных домов и др., всех культов и передача их для других целей без специального на то постановления Президиума губисполкома. Госучреждения и представители власти не должны были вмешиваться во внутри церковные дела. Государственным органам предоставлялось право наблюдения за сохранностью культового имущества и надлежащим его использованием. Запрещалось государственной власти вмешиваться в борьбу различных течений церкви в деревне и не покровительствовать никаким религиозным течениям. С санкции губернского исполкома, при наличии законных оснований к расторжению существующих договоров, считалось целесообразным закрепление по договору молитвенных домов и храмов за наиболее прогрессивными религиозными течениями. На 19 декабря 1923 г. в Барнауле было 15 действующих религиозных общин, в том числе и Крестовоздвиженская (кладбищенская) община. В октябре 1924 г. вышло постановление Алтайского губернского исполнительного комитета о перерегистрации религиозных общин. В ноябре 1924 г. административный отдел горисполкома передал в губернский отдел Госполитуправления (ОГПУ) списки на священнослужителей, членов церковного Совета и верующий, которые были предоставлены религиозными общинами. Община Крестовоздвиженской церкви относилась к общине обновленцев. В 1925 г. административный отдел разрешил крестный ход 19 января из Крестовоздвиженской и других церквей до Петропавловского собора, а от собора на «иордан-пруд». В 1925 г. должен был состояться III Всероссийский поместный церковный собор. Архиепископ А.А. Введенский обратился в административный отдел губернского исполкома с просьбой разрешить созвать епархиальный съезд делегатов от духовенства и мирян в количестве 50 человек.

http://sobory.ru/article/?object=05376

Год смерти в документе указан не верно, так как списан с надгробной плиты на могиле И.С. Котельникова. Об этом сообщает в своей книге священник С. Архангельский, который писал свою работу не только на основании рассказов очевидцев «лиц авторитетных, лично знавших его [блаженного Иоанна]» (4), но и на основании записей в метрических книгах Крестовоздвиженской церкви. Автор называет дату смерти – 1850 г.(5). В Госархиве Тульской области сохранилась метрическая книга Крестовоздвиженской церкви г. Тулы за 1850 г., где в разделе об умерших в январе месяце под N 1 записан «Тульский купец Иван Степанович Котельников», умер – 12 января «от престарелости» в возрасте 74 лет (запись обычно делалась со слов родственников), похоронен – 15 января. В графе «Кто исповедовал и приобщал» записан приходский священник Василий Глаголев. В графе «Кто совершил погребение и где погребены» названы имена священника Василия Глаголева, диакона Николая Кутепова, дьячка Петра Маккавеева и пономаря Ивана Карсунского(6). Местом погребения в документе названо – Всехсвятское кладбище, а не Николочасовенская церковь. Известно, что запись в метрической книге после совершения требы делал или сам священник или кто-либо из причта. За случайные ошибки следовало взыскание, поэтому они допускались чрезвычайно редко. Хоронили очень известного в Туле прихожанина Крестовоздвиженской церкви. Что произошло в данном случае – в настоящее время у нас нет документальных подтверждений. Можно предположить, что эта запись была сделана преждевременно. В последний момент по срочному распоряжению Владыки Дамаскина вместо Всехсвятского кладбища тело блаженного торжественно перенесли из дома в Николочасовенскую церковь. Тому подтверждение – вышеописанный рассказ схимонахини Сиры. В 30-годы ХХ века Николочасовенская церковь была снесена, а святого перезахоронили на Всехсвятском кладбище. Так мистически подтвердилась запись в метрической книге за 1850 г. Известный тульский Старец, схиархимандрит Христофор, очень почитал блаженного Иоанна Тульского и посылал на его могилку своих духовных чад еще до прославления на архиерейском Соборе Русской Православной Церкви и причисления к лику местночтимых святых в 1988 г. По словам монахини Иоанны, автора статьи «Старец Христофор»: «Однажды Блаженный явился о. Христофору во сне и сказал, что пора его канонизировать, пора открывать мощи. Пораженный этим явлением, схиархимандрит Христофор поехал к Владыке Серапиону. Митрополит отнесся с полной серьезностью и благоговением к сообщенному о. Христофором явлению. Как истинный сын Церкви, в которой основной закон, – послушание, он не стал ничего предпринимать самовластно, но отправился в Москву, к Патриарху. Святейший дал благословение открыть могилу Иоанна Котельникова» (7). 3 августа 1990 г. в парадных облачениях вокруг могилы собралось духовенство Всехсвятского кафедрального Собора и с чтением Псалтыря и благоговейным пением батюшек состоялось открытие святых мощей.

http://pravicon.com/info-3807

Два упомянутые нами случая покражи вполне объясняются положением церкви среди огородных мест и малолюдных улиц, каким оно остается и до сих пор. 5. Присоединение Крестовоздвиженской церкви к Троицкому собору (Присоединение Крестовоздвиженской церкви с ее приходом к Троицкому собору, в качестве приписной). Тогда как Троицкий собор, с самого своего основания до времени упомянутого присоединения, был бесприходною церковию, вся окружающая его местность составляла приход сначала Рождество-Богородичной, потом Никольской Труниловской и наконец нынешней Крестовоздвиженской церкви. В июле 1750 года, при определении старосты Успенской церкви Якова Афанасьева Белильникова во священника к Никольской Труниловской церкви, дух. консистория делала С.-Петербургской части съезжему двору запрос о числе дворов, состоявших тогда в приходе Никольской церкви. В своем запросе дух. консистория так определяла пределы Никольского прихода: «от синодального дому (находившегося на берегу Большой Невы, не далеко от первоначального дворца Петра I, на месте нынешнего пенькового буяна) и по берегу Малой Невы реки до двора С.-Петербургского купца Димитрия Погодина (вероятно, у аптекарского моста) и оттуда мимо Матвеевской церкви по болоту к сенной площади и паки кругом до того ж синодального дому». А в ответе съезжего двора на запрос консистории переименованы самые улицы, находившиеся в означенных пределах и входившие в состав Никольского прихода. Дворы, принадлежавшие этому приходу, по отзыву съезжего двора, находились: «по берегу Большой и Малой Невы, в Большой и Малой Дворянских улицах и против старого гостиного двора и против конной площади, по Большой и Малой Посадской улицам, по Большой же и Малой Ружейным улицам, також и на ружейном старом дворе». Подворные описи С.-Петербургского острова от 1713 года, сохранявшиеся в делах С.-Петербургской губернской канцелярии, дают нам возможность определить число дворов, существовавших в этом году в указанных выше местностях; но мы избираем некоторые из них, обозначенные и в ответе съезжего двора и в подворных описях с большею определённостью. По берегу Большой Невы от Троицкого собора, в 1713 году, считалось 9 дворов, исключительно вельможных лиц петровского времени; от стрелки буяна по Малой Неве до Аптекарского острова 21 двор и 21 изба; последние большею частию были солдатские лазареты; по Большой Дворянской улице – 36 дворов; на большом рынке у гостиного двора – 4 двора; в Посадской улице от Казанской часовни – 60 дворов; в той же улице от фортебной избы в переулке – 5 дворов; около гостиного двора от Казанской часовни – 35 дворов; в Посадской улице от генеральной мызы – 155 дворов. Итого в указанных нами местностях, в 1713 году, насчитывалось около 300 дворов. Если многие из этих дворов принадлежали иноземцам и не были приходскими, за то указанная нами цифра не обнимает всего Никольского прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В 1848 г. обветшавшая колокольня была разобрана и к 1849 г. возведена новая — шестиярусная по проекту архитектора П.П. Буренина. После 1917 г. церковь Воздвижения некоторое время была Патриаршим и Московским кафедральным собором, так как храм Христа Спасителя был захвачен обновленцами. Церковь закрыта не ранее 1929 г., снесена в 1934 г. На месте снесенного храма устроили шахту Метростроя. До зимы 1979 г. на проспект Калинина еще выходили бывшие монастырские ворота, но и их снесли при строительстве подземного перехода. В наши дни на месте собора находятся подсобные сооружения метрополитена. Уцелела лишь часть монастырских зданий на углу Воздвиженки и Крестовоздвиженского переулка. http://www.losev-library.ru/index.php?pid=4927 Церковь Воздвижения Креста Господня стояла напротив здания Военторга на одноименной улице - Воздвиженка, там, где сейчас находится подземный переход. До 1814 года она была соборным храмом Крестовоздвиженского монастыря, по которому была названа улица, после революции переименованная в улицу Коминтерна (по находящемуся на ней зданию, где Коминтерн работал в первые годы после революции), а потом в проспект Калинина - также по угловому зданию с Моховой, где находилась приемная " всесоюзного старосты " . История древней Крестовоздвиженской церкви овеяна множеством легенд. Одна из них гласит, что в середине XV века на этом месте стоял дом любимца Василия Темного, князя Ховрина, чьи владения простирались от Старого Ваганькова (за Музеем изящных искусств) до Поварской и Арбата к Москве-реке. На его дворе стояла деревянная церковь. Потом на месте своего дома князь выстроил новую, каменную, и вскоре основал здесь монастырь и сам принял в нем иночество. Когда в 1440 году казанский хан Махмед явился в Москву, схимник Крестовоздвиженского монастыря, вооружив монашескую братию, присоединился к начальнику московского войска князю Юрию Литовскому и неожиданно напал у Арбатских ворот на казанцев, грабивших город. Отбив у них плененных женщин, детей и граждан московских, он на том же месте окропил всех святой водой. Летопись повествует о другой истории Крестовоздвиженской церкви: в 1540 году в Москву из Ржева принесли две чудотворные иконы - Богоматери и Воздвижения. Их встречали малолетний великий князь Иоанн (будущий царь Иван Грозный) с митрополитом за Неглинной, и на этом месте был поставлен памятный Крестовоздвиженский храм. Хотя в 1899 году здесь было найдено погребение 1538 года, и это может подтверждать версию о князе Ховрине.

http://sobory.ru/article/?object=34439

Архив Пн В день памяти святителя Николая Чудотворца Предстоятель Русской Церкви освятил Вознесенский собор Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря 19 декабря 2015 г. 16:20 19 декабря 2015 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь  в селе Лукино городского округа Домодедово Московской области. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения главного храма обители — возрожденного собора Вознесения Господня и Божественную литургию в новоосвященном соборе. Центральный престол был освящен в честь Вознесения Господня, северный — в честь Успения Пресвятой Богородицы, южный — в честь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца. За Божественной литургией была совершена хиротония  архимандрита Сергия (Копылова)  во епископа Семилукского, викария  Воронежской епархии . Его Святейшеству сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Воронежский и Лискинский Сергий ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник  Троице-Сергиевой лавры , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Россошанский и Острогожский Андрей ;  епископ Валуйский и Алексеевский Савва ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Петр Петров, настоятель Никольского храма г. Воронежа; клирики  Воронежской митрополии , Свято-Троицкой Сергиевой лавры и г. Москвы. За богослужением молились заместитель председателя Синодального отдел по монастырям и монашеству, настоятельница  Зачатьевского ставропигиального женского монастыря   игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря  игумения Екатерина (Чайникова) , настоятельница  Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря  игумения Викторина (Перминова), настоятельница  Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря  игумения Елисавета (Жегалова), настоятельница Князь-Владимирского архиерейского подворья в Нарва-Йыэсуу (Эстония) монахиня Флавиана (Пономарева), насельницы Крестовоздвиженской Иерусалимской обители.

http://patriarchia.ru/db/text/4301933.ht...

Митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Женевы 13 февраля 2017 г. 17:32 12 февраля 2017 года, в Неделю о блудном сыне и день празднования Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в Крестовоздвиженском соборе Женевы (Швейцария) Божественную литургию в сослужении архиепископа Женевского и Западно-Европейского Михаила (Русская Зарубежная Церковь), представителя Московского Патриархата при Всемирном совете церквей протоиерея Михаила Гундяева, проректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры по учебной работе иеромонаха Иоанна (Копейкина), клириков собора. После сугубой ектении председатель ОВЦС вознес молитву о мире на Украине. По завершении Литургии архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил приветствовал владыку Илариона и преподнес ему на молитвенную память образ Спаса Нерукотворного. В ответном слове митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Дорогой владыка, дорогие отцы, братья и сестры! Всем вам хочу передать благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. По его благословению я нахожусь сейчас в Швейцарии и радуюсь возможности вновь посетить этот благолепный исторический храм — одну из святынь Русского Зарубежья, вознести молитвы вместе с вами, дорогой владыка, и порадоваться тому, что собор находится на реставрации: темные слои снимаются, а изначальный светлый слой росписи вскоре раскроется перед очами наших православных верующих. Вот уже почти десять лет, как Русская Православная Церковь Заграницей находится в полном общении с Московским Патриархатом. И за эти годы мы имели много возможностей вместе молиться, вместе служить, вместе причащаться и радоваться нашему общению. Сегодня мы вновь вознесли молитвы о единстве нашей Церкви, обо всех наших верующих — и тех, которые живут на своей родине, и тех, которые находятся в рассеянии, и тех, которые сегодня страждут на украинской земле.

http://patriarchia.ru/db/text/4803202.ht...

Благодарный отец дал обет возродить Крестовоздвиженский храм и вернуть Распятие на прежнее место. Летом о. Никанор был назначен временно исполняющим обязанности настоятеля Успенского храма и получил, таким образом, дополнительные полномочия для исполнения своего замысла. В сентябре начались работы по обновлению Крестовоздвиженского храма. Трудом и деньгами в этом участвовали не только православные: пожертвования вносили и местные католики, в ремонте были задействованы солдаты стоявшего в городе Полтавского пехотного полка. Освящение обновленного Крестовоздвиженского храма состоялось ровно через год после начала работ – 13 сент. 1853 г. Утром этого дня, перед Божественной литургией, из Успенского храма к Крестовоздвиженскому прошел крестный ход с чудотворным Распятием, которое и в дальнейшем прославилось множеством исцелений. Тогда же от Успенского храма к Крестовоздвиженскому перешел статус собора. Вскоре в нижнем ярусе башни был устроен придел Воскресения Христова. В 1911-1914 гг. в клире собора служил Аркадий Остальский (†1937) — тогда иерей, впоследствии еп. Лубенский, викарий Полтавской епархии. В советское время собор закрыли. В 1997-2000 гг. происходил процесс возвращения святыни верующим. По состоянию на 2003 г. при храме уже проживали монашествующие. С тех пор в обители проведены большие работы по обустройству жилых и хозяйственных помещений, открыт домовой храм, в 2009-2010 гг. возведен отдельный храм прп. Серафима Саровского, не менее раза в год совершается богослужение в стенах старинного храма, который требует капитального ремонта и реставрации. Святые [ править править код ] В 1911-1914 гг. в клире Крестовоздвиженского храма обители (когда он был приходским) служил сщмч. Аркадий Остальский (†1937) — тогда иерей, впоследствии еп. Лубенский, викарий Полтавской епархии. Престольные праздники [ править править код ] Воздвижение Животворящего Креста Господня - 27 сентября Серафим Саровский, преподобный - 15 января, 1 августа Местонахождение [ править править код ] Адрес : Украина, Хмельницкая область, г. Староконстантинов, ул. Ивана Федорова, 34 Телефон: (03854) 2–25–80 Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Крестовоздвиженский мужской монастырь (г. Староконстантинов) Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

Осуществивший работы мастер Михаил Семенович Стрелков был хорошо известен в Угличе. Он был выходцем из села Заозерья – бывшим крепостным крестьянином помещиков Репнина и Волконского. Лишь со временем получил свободу и стал ярославским мещанином. М.С. Стрелков являлся представителем династии резчиков, столяров, иконостасных мастеров. Его отец, Семен Иванович, в начале и первой половине XIX века выполнил немало ответственных и крупных заказов, среди которых были иконостасы для Филипповской, Успенской, Крестовоздвиженской церквей, Покровского монастыря, храма села Климатино… Михаил Семенович активно работал на протяжении 1840-1860-х годов. Его артелью были созданы иконостасы для Петропавловской, Корсунской, Всехсвятской церквей города Углича, Феодоровского храма Богоявленского монастыря, храмов сел Ильинского «в Поречье», Заозерья, Спасского «на Молокше», Оносова, Богородского, Архангельского Мышкинского уезда и многих других. Известны места расположения мастерских М.С. Стрелкова. Примерно в 1848-1853 годах он снимал помещения в имении на перекрестке Крестовоздвиженской и Большой Васильевской улиц (Октябрьская, 8/16), где в разное время размещались полотняная фабрика купцов Буториных и медно-самоварный завод Скорняковых. Для квартирования и произведения столярной резной работы М.С. Стрелков арендовал верхний этаж дома, деревянные надворные строения, часть каменного корпуса и огородной земли. Именно в том имении в 1851-1852 годах велась работа над иконостасом собора. В 1856-1857 годах Стрелков арендовал деревянный дом дворян Яминских на Петербургской улице, который в более позднее время принадлежал Бучкиным. В 1858 году был приобретен собственный большой двухэтажный каменный дом на углу Ростовской и Крестовоздвиженской улиц (Октябрьская, 2/21), ранее принадлежавший купцам Вознесенским, Суриным. Этим домом М.С. Стрелков владел до 1876 года. В истории иконостаса Спасо-Преображенского собора памятен еще один мастер – ярославский мещанин Дмитрий Петров Истомин, который по договору от 11 октября 1851 года выполнил позолотные работы. За плату 5715 рублей серебром он обязался «всю новую резьбу и новые колонны в иконостасе позолотить на полимент своим лучшим полузолотниковым золотом и весь прочий иконостас перезолотить таким же образом, как представлена мною проба на гладь и резьбу, не отступая ни на самую малость от представленной пробы».

http://sobory.ru/article/?object=01005

14 мая 2016 г. - в день празднования в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» - Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе КБМ совершил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр (А.Г. Могилёв), посещавший по приглашению митрополита КиТ Феофана (И.А. Ашуркова) г. Казань. На богослужении, в числе прочих, присутствовали: заместитель губернатора Костромской области А.В. Соколов, депутат ГС РТ И.Ш. Фардиев и депутат Костромской областной Думы Ф.Ф. За литургией была также вознесена молитва о мире и преодолении междоусобной брани на Украине . В проходившем 14 мая 2017 г. в Крестовоздвиженском соборе КБМ богослужении принял участие клирик Русской Православной Церкви Заграницей - ключарь собора во имя иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» в г. Нью-Йорке (США) протоиерей Андрей Соммер, сопровождавший ковчег с десницей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. На память о посещении г. Казани правящий архиерей благословил священника Казанской иконой Божией Матери и подарил ему книгу, посвящённую истории чудотворного образа. Протоиерей Андрей Соммер, в свою очередь, вручил митрополиту КиТ Феофану (И.А. Ашуркову) икону преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары с частицей святых 20 мая 2017 г. в Крестовоздвиженском соборе КБМ прошло соборное архиерейское богослужение. Всенощное бдение возглавили управляющий делами Московской Патриархии (МП) митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (А.В. Судаков), митрополит КиТ Феофан (И.А. Ашурков) и председатель Учебного комитета РПЦ, ректор Московской духовной академии (МДА) и семинарии, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, архиепископ Верейский Евгений (В.Г. Решетников). Архипастырям сослужили заместитель управляющего делами МП архимандрит Савва (С.А. Тутунов), наместник КБМ игумен Марк (М.И. Виленский), настоятель Свято-Введенского Кизического мужского монастыря г. Казани игумен Пимен (С.А. Ивентьев), настоятель храма преподобного Серафима Саровского г. Набережные Челны протоиерей М.М. Гречко и насельники КБМ.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мы должны с любовью решать все вопросы церковной жизни По словам митрополита Илариона, Первоиерарха РПЦЗ, Архиерейский Синод Зарубежной Церкви должен разобраться в сложившейся ситуации с архиепископом Михаилом (Донсковым) и принять соответствующие меры для общего блага 07.11.2017 1065 Время на чтение 3 минуты «Приветствую всех вас, дорогие мои, с добрым сердцем и христианской любовью и молитвенно желаю от Бога неоскудевающей помощи в это сложное время для нашего дорого Крестовоздвиженского кафедрального собора в Женеве, освященного подвигами святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского, Сан-Францисского чудотворца, и великих братьев Бартошевичей, преданных учеников митрополита Антония (Храповицкого) - Преосвященных архиепископа Антония и епископа Леонтия! И среди моих собратьев Преосвященных членов Архиерейского Синода, и в моем архипастырском сердце глубоко почитаются сии приснопамятные святители, которым небезразлична судьба нашего собора. Горячо молимся мы в эти дни святителю Иоанну и о упокоении вышеупомянутых архипастырей, чтобы Господь благословил всех вас крепостью Своею и неземным Своим миром», - говорится в поступившем в редакцию РНЛ архипастырском послании митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, Управляющего Западно-Европейской епархией, клиру, прихожанам и богомольцам Крестовоздвиженского кафедрального собора в Женеве. «Выслушав доклад архиепископа Берлинского и Германского Марка, посетившего вас недавно, Архиерейский Синод на последнем своем заседании единогласно постановил поручить Его Высокопреосвященству собрать и возглавить работу особой комиссии по внесению необходимых поправок в устав прихода Крестовоздвиженского кафедрального собора. Во время доклада архиепископа Марка нас обрадовала и весть о том, что представители «Общества русской церкви» в Женеве (SER) выразили свою готовность к оцерковлению ключевых пунктов своего устава, принятого много лет тому назад. Даст Бог, мы будем совместно работать в этом направлении, чтобы окончательно урегулировать ситуацию в Женеве», - сказано в документе.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/07/my...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010