Крестовоздвиженский храм, 30 мая 1984 года, вечер Отдание праздника Пасхи Христос воскресе! Господь сказал: " Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света " . И в другом месте: " Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века " . Он с нами пребывает - с теми, кто принадлежит к Церкви. Господь принес огонь на землю, свет, и Он страдал, чтобы этот свет разгорелся в сердцах людей. А сказанное Господом " доколе свет с вами " означает, что можно так жить, что света с нами не будет. Человек сам из своей души изгоняет свет, и тогда тьма заполняет все его существование. Почему же один пытается войти в свет, а другой, наоборот, его в себе гасит? Потому что он не верует настолько, чтобы идти путем Христовым. А что значит " будете сынами света " ? Можно быть сыном какого-то существа, и свет - это есть Сам Бог. Если мы будем веровать в свет и по нему жить, мы будем сынами света, то есть сынами Бога. Если мы будем исполнять заповеди Христовы, то станем наследниками Бога, Его сыновьями, то есть сделаемся уже Богу не чужими, а сродниками. И это наше сродство осуществляется через Иисуса Христа. Человек становится со Христом одним телом. А Тело Христово - это есть Святая Церковь. Когда человек причастен Телу Христову, причастен Церкви, он причастен Сыну Божию, он срастворяется с Ним и тем самым усыновляется Отцу, становится сыном Божиим. Далее в Евангелии сказано: " Столько чудес сотворил Он перед ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем " . Впрочем, в Евангелии повествуется, что многие из начальников " уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Крестовоздвиженский храм, 30 мая 1984 года Вознесение Господне Как выяснилось сегодня утром, некоторые не знают, что мы празднуем. Сегодняшний праздник называется Вознесение. Мы празднуем то событие, о котором сейчас читали в Евангелии от Луки: что Господь - после того как Он пребывал в течение сорока дней после Своего воскресения с учениками, являлся им время от времени, беседовал с ними,- вознесся на небо. А на всенощном бдении мы читали у евангелиста Марка, как Господь явился ученикам и они, увидев Его, испугались, подумали, что это призрак. Тогда Господь говорит: можете Меня потрогать, это Я - и показал им руки и ноги, в которых были язвы от гвоздей. Но ученики еще сомневались, и Он спросил: есть ли у вас какая-нибудь еда? Они дали Ему кусок рыбы печеной и пчелиных сот, и Он перед ними ел, чтобы доказать, что Он не дух, а человек во плоти - только в другой, уже воскресшей. В этой самой плоти Господь Иисус Христос и вознесся на небо. Поэтому Святая Церковь Ему так и благодарна, что Господь нас всех соединил со Своею плотью. А если мы соединяемся с плотью Христовой, то тоже возносимся на небо вместе с Ним. Вот сегодняшнее Евангелие как раз поучает нас тому, что мы должны сделать, чтобы со Христом вознестись. В Евангелии сказано: " Тогда отверз им ум к уразумению Писаний " . Чтобы разуметь Священное Писание, нужно иметь отверстым ум. Нет такого языка на земле, на которое не было бы переведено Священное Писание. Нет ни одного писателя, поэта, ученого, философа, нет ни одной книги, которая бы издавалась столько раз, сколько Священное Писание. За границей даже в гостиницу любую приезжаешь - и в каждом номере лежит Библия. Пожалуйста. Священное Писание читают на земле миллиарды людей. Но читать - это одно, а разуметь - совсем другое. Писание возможно уразуметь, только начав выполнять то, что оно требует от человека. Допустим, он прочел страничку и понял только что-то одно, например: кто меньше всех, тот будет велик. И человек начинает перед всеми умаляться, старается не возвеличивать себя, а, наоборот, смиряться. Вот когда он начнет это в своей жизни исполнять, тогда ему сразу станет понятно еще и нечто другое. А когда он начнет и это исполнять, тогда станет понятно третье. В противном случае ему покажется, что он что-то понял, на самом же деле его чтение будет бесплодным и не даст понимания Священного Писания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Мы, верующие, " прах попираемый " , мы безумцы для мудрых мира. Нам сказано, что широк путь к погибели и многие идут им, а узкий путь ко спасению избирают немногие. Церковь даёт примеры, как отражать эти искушения. Святой Григорий Богослов говорит: " Скорее реки потекут вверх и огнь примет направление, противоположное обычному своему стремлению, нежели я изменю чему-либо в моём спасении " . А Максим Исповедник, когда его заставляли причаститься с отступившим от православной веры патриархом, воскликнул: " Если и вся вселенная начнёт причащаться с патриархом — я не причащусь с ним " . И всё же мысль, что другие думают иначе, что " все " уходят от Церкви — соблазняет и отравляет души. Христос обращается не к массам, а к отдельной человеческой душе. Он говорит: — Ты Иоанн, ты Мария, ты Пётр. Выбирайте путь свой, не оглядываясь на соседей, а вопрошая свою совесть. Пусть они идут своею дорогой. Мы пойдём своей — на вечерю Христову. Дабы соделаться нам, как говорит апостол Пётр, " причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью " (2 Пет. 1, 4). Аминь.     8 января 1925 г. В Крестовоздвиженской церкви за всенощной Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! " И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь " . А многочисленное воинство небесное славило Бога: " Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! " (Лк. 2, 10–14). Но где же слава — когда поругание? Когда надели венец терновый и били по лицу, и спрашивали, издеваясь: " Скажи, кто ударил Тебя? " Но где же мир — когда ненависть и крики: распни, распни Его! Где благоволение в людях — когда Голгофа? И вопрошают люди мирские: где обетованная радость, когда вся жизнь — беспрерывный ряд скорбей? Думали ли вы когда-нибудь, что должен испытывать человек, приговорённый к смерти? И вот, после долгих и страшных ожиданий распахнулась бы дверь, и некто сказал бы: " Ты, свободен " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Один архиерей даже сомневался в его святости из-за этой «бескрестности» пути о.Иоанна. И только будто бы в последние четыре-пять лет жизни он испытал открытые гонения в газетной печати, в слухах, в лице неразумных почитателей – «иоаннитов» и т. п. То – правда, что он открыто был гоним лишь в последние годы жизни. Но совершенно несправедливо, будто он не терпел креста в течение всей долгой жизни своей. Да это просто невозможно было уже потому, что крест был уделом Христа Спасителя; что крестное трудное житие есть и удел всякого христианина. Значит, если бы о.Иоанн был без крестов, он не был бы христианином; а если был христианином, то не мог обойтись без крестоношения. Одно с другим – связано неразрывно! Замечательный пример мы видим в Самом Христе и апостоле Петре. Только что последний назвал Христа «Сыном Бога Живого» и был за это похвален, ибо на этой вере в Божество Христово будет основана Церковь Его; как тотчас же получил резкий упрек от того же Христа. За что же? За то, что он дерзнул «отозвать Его» и начал прекословить Ему: «будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!» «Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» ( Мф.16:15–22 ). А Христос, обратившись ко всем ученикам, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана; ты Мне соблазн; потому что думаешь не от том, что Божие, но что человеческое» (23). Сатаною назвал исповедника Петра за то, что тот отговаривал Его от креста. А далее сказал ученикам, что и им придется нести крест свой: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (23). Так Христос утвердил крестоношение; а отречение креста, крестоборчество назвал «человеческим» делом; даже больше того – сатанинским; ибо за Петром стоял сатана. А если так, что совершенно несомненно, – как и сказал Господь, – крестоношение было необходимо и для Него – за всех нас, и каждому – за себя. Так было и с о.Иоанном. Но начнем с Христа Спасителя. В праздник Воздвижения Креста Христова вот что говорит он.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Однако гораздо больший интерес представляют находящиеся в коллаборации с ними (в качестве элемента либерального интернационала) религиозные деятели, которых многочисленные неискушенные умы продолжают относить к христианам и даже к «христианским учителям», «богословам». Про них в Священном Писании предупреждено особенно, поскольку хотя они и не находятся у штурвала сатанинского флагмана, именно они своей ложью наносят самый вредоносный ущерб как Православной Церкви, так и находящимся под ее покровом народам и государствам: «Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “Я Христос”, и многих прельстят» (Мф.24:5). «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин.4:1). «Многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Мф.24:11). «И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян.20:30). И именно эти ложные учителя и «пророки» с ядовитой иронией или открытой злобой ополчились ныне на провозглашение Всемирным русским народным собором СВО на Украине Священной войной против сатанизма, покушающуюся на Святую Русь как главный и один из последних бастионов Бога и Его Церкви на земле, за которым открывается свободный путь для установления сатанинского «Нового мирового порядка». Кто же они? Оставим в стороне Ватикан, который уже почти 1000 лет ведёт и будет вести до своего конца непрекращающийся «крестовый поход» (то есть, свою «священную войну») на земли православных народов и сугубо 800 лет – на русские земли. Само собою разумеется, что Священная война по сопротивлению его «священной войне» – это «страшная и неприемлемая ересь»! Вторым эшелоном «христианских разоблачителей» русско-православной Священной войны является «Православная церковь Украины» – антихристианская секта, созданная фашистским режимом Порошенко-Вальцманом под покровительством ЦРУ и его подопечных в «Константинопольском патриархате», и носимая обеими крыльями современного сатанинского идеологического репертуара – либерализма и нацизма. «Архиереи» этой секты хорошо известны в православном мире своей развращённостью, злобой, продажностью и властолюбием. ПЦУ ожидаемо «прославилась» своими антихристианскими акциями (вплоть до оккультных шабашей в храмах Киево-Печерском Лавры) и соответствующей же «общественно-моральной» позицией, поддерживающей всю либерально-сатанинскую повестку вплоть до легализации содомии (ЛГБТ). В общем-то, вой ПЦУ в ответ на провозглашение Священной войны, являющийся одним из рупоров «жидобандеровского режима» Укрорейха, обращенным в сторону православного большинства Украины, не только у христиан, но у более ли менее вменяемых людей не должен даже вызывать интерес.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/22/pr...

Он требует от нас войны, не той войны, какую советуют нам современные устроители общественной жизни («в борьбе обретешь ты свое право»), нет, Господь требует войны с самим собою, с ветхим греховным человеком, живущим во удах наших со дней грехопадения и доселе. «От дней Иоанна Крестителя и доныне царство небесное силою берется, говорит Господь, и употребляющие усилие восхищают его». Тут все дело сводится к тому, чтобы очистить себя, душу свою от разного рода греховных привычек, ставших нашею второю природою. Если правый твой глаз соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; если правая рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя. Конечно, не калечество, не изуродование своего тела предлагает нам Спаситель, а лишь отсечение эгоистических греховных навыков, но все же отсечение, самоотвержение, как бы ни было это тяжело для нашей греховной природы. Отвергнись, человек, себя, сбрось с себя тленную одежду ветхого человека и облекись в одежду Христову, возьми крест свой жизненный и иди за Христом. А Он, Господь твой, не далеко от тебя: мы Им живем и движемся. «Се стою у двери человеческого сердца, говорит Господь, и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, Я войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». Тогда, разумеется, и наступит в сердце человека-грешника мир Христов. Вот, этого мира я и желаю всем вам, братья псковичи. Аминь. 2. Ответ на приветствие о. архимандрита Никодима при вступлении Владыки в Крестовую церковь О. Архимандрит! В своем кратком слове Вы указали на то, что на нас, монашествующих, нападают; на нас иноков, клевещут; про нас говорят и даже часто пишут непотребное. Но стоит ли на это обращать внимание? Стоит ли волноваться по поводу клеветы даже в печати? Я сам – плохой монах, потому, что пришел к нему во единонадесятый час моей жизни; но я люблю монашество и готов всячески защищать его. Монах есть свеча, которая непрестанно горит тихим светом пред Богом, и никто не смеет угасить ее. Она горит, пока не угаснет. Пока существует мир, существует христианство, будет существовать и монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

поиск:   разделы   рассылка Священник Димитрий Свердлов Выборы, выборы... Источник:  Православие и мир Если говорить просто, то сегодня священнику в политике участвовать нельзя. Таковы правила. По-разному бывало в истории Церкви, но сейчас – так. Тем более нельзя ему быть членом политической партии и за какую-либо партию агитировать: что он не будет такого делать, священник давал присягу перед тем, как его рукоположили в сан. И вот как в таком случае священнику говорить о выборах?.. Да никак, такая сложная тема... Поэтому возьмем простой детский учебник " Закона Божия " и повторим знакомые материи: почитаем о страстях и заповедях. 1. Я – Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня... Бог – самое главное в жизни человека. Ничто другое, ничто земное, включая актуальную политику, какой бы важной она ни казалась, – не может встать на первое место в приоритетах человека. Все, что пытается захватить сознание, заменить собой первое и главное – Бога, – должно быть отставлено на второй план или на подобающее ему место... Поэтому нельзя дать политике полностью овладеть разумом и эмоциями. На шаг в сторону от повестки дня, сохраняй трезвость. 2. Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе, вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землею: не покланяйся им и не служи им. Не сотвори себе кумира из политического деятеля, не очаровывайся никем – чтобы не было потом разочарования. Из Родины, страны, государства – тоже не сотвори кумира. Государства проходят, Бог и Церковь остаются. Интересы Родины не могут быть выше Божьих заповедей. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно... ...Особенно не используй его в политической пропаганде. Чада Божии все – и твои политические конкуренты тоже. И далеко не факт, что ты понял Божью волю и чувствуешь Божьи судьбы лучше, чем они. Не пытайся повлиять на избирателя, демонстрировать близость политика к Церкви: фотографии со священниками, на фоне крестов и церквей, использование благочестивой риторики и проч. Не манипулируй вечным.

http://religare.ru/2_90910.html

Поэтому если уж мы уверовали и взялись за плуг, то не надо оборачиваться назад, а надо идти к Царствию Небесному. Если уж нам открылась воля Божия, то нельзя от этого уклоняться, иначе жизнь наша вся пойдет вразнос и в перекос. Будем же благодарить Бога, что у нас есть такая счастливая возможность в день праздников посещать храм Божий. Это ведь чудо из чудес - не надо забывать, что сейчас конец двадцатого века. Господь избрал нас из многих миллионов людей и дал нам веру. Только вера наша еще почти как неверие. Будем же ее укреплять. Это возможно только исполнением заповедей Божиих, потому что как заповедь Божию исполнил - так и благодать придет. А вера укрепляется только благодатью. Поэтому чем больше наш подвиг будет расти, тем больше мы приобретем благодати Божией и тем больше будет вера наша, тем скорее узрим мы в нашей жизни воскресшего Христа. Аминь. Крестовоздвиженский храм, 24 сентября 1988 года, вечер Неделя 20-я по Пятидесятнице Господь пришел на землю и основал Церковь с одной только целью: чтобы человек мог достичь Царствия Небесного. Царствие Небесное - это полное общение души с Богом. А так как на язык человеческий перевести это событие очень трудно, трудно передать словами, Господь объясняет состояние общения с Богом, вечную жизнь, притчами, потому что притчу легко запомнить и через нее легче понять, как этого Царствия достичь. " Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то " . Каждый человек, если он возжаждет Царствия Небесного, тогда только его достигнет, когда пренебрежет ради него всем тем, что имеет в мире. Если же у него есть что-то другое, какая-то привязанность, которая равноценна желанию достичь Царства Небесного или даже превышает его, то жизни вечной он не достигает и достичь не может. Обязательно человеческое стремление к Царствию Небесному должно превосходить все стремления, которые только могут возникнуть. Поэтому каждый из нас должен задать себе вопрос: желание Царствия Небесного у меня наибольшее изо всех желаний или еще что-то есть в моей жизни - моя работа, мои дети, моя семья, мой дом - более важное? Тогда Царствия Небесного не достигнуть. Мы можем заключить это на основании сегодняшней притчи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Проповедь Ионы сильно подействовала на язычников, спасла Ниневею от истребления, а жителей ее от верной смерти. Что означает это чудное событие? Св. Церковь отвечает нам: Водного зверя во утробе, длани Иона крестовидно распростер, спасительную страсть преображаще яве. Тем тридневен исшед, премирное Воскресение прописаше, плотию пригвожденного Христа Бога, и тридневным Воскресением мир просвещающего. Воздвиж. песнь 6). Иисус Христос также сначала проповедовал евреям, – и они не внимали Ему, предали Его на смерть и запечатали гроб Его. Через три дня Господь воскрес, послал учеников Своих к язычникам, и язычники уверовали в Иисуса Христа, получили спасение и жизнь вечную. Вот что означает случившееся с Ионою! Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. ( Мф. 12:40 ), говорить Спаситель. Св. Михей предсказал, что Иисус Христос родится в городе Давидовом Вифлееме и будет царствовать вечно. И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение от начала, от дней вечных. (5:2). От Сиона выйдет закон и слово Господне – из Иерусалима, говорит Пророк о всемирной проповеди св. Апостолов, получивших Святого Духа на Сионе (4:2). Св. Аввакум, проповедуя о чудном пришествии Мессии на землю и распятии Его между двумя разбойниками, говорить: Господи, услышал и слух Твой и убоялся. Господи! Господи, разумны дела Твои и ужасны. Будешь узнан посреди двух при приближении лета. Бог придет с юга и Святой с горы, покрытой чащей. (3:1–3). Для пояснения последних слов пророчества нужно прибавить разве только то, что Вифлеем, где родился наш Спаситель, лежит к югу от Иерусалима, на гористой местности и еще около времен св. Кирилла Иерусалимского окружен был частым, тенистым лесом. Св. Захария предвозвестил, что Мессия придет на землю царем кротким и спасающим, вступит в Иерусалим на ослице и осленке, не знавшем ярма; что Спаситель продан будет за тридцать серебренников, распят, прободен, а ученики Его разойдутся, как овцы не имущие пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Руины византийской церкви IV в. находятся на невысоком холме в юго-восточном конце деревни. В XII в. крестоносцы построили на ее развалинах однонефную базилику во имя святого Георгия Победоносца. Доныне жители деревни сохранили древний обычай: во исполнение обета возле церкви приносится в жертву агнец, и его кровью помазываются косяки церковных дверей в виде символических крестов. Мясо его затем раздают бедным. Современная православная церковь построена также на месте византийской базилики, от которой сохранились фрагменты мозаичного пола, в том числе с греческой надписью. Наиболее ценные находки, обнаруженные в окрестности Тайибы, помещены в небольшом музее здешнего католического прихода, в том числе римский верстовой столб с обозначением X легиона. В так называемом «библейском доме» посетитель может ознакомиться с жизнью и бытом древнего населения Палестины. Вефиль и Силом Рядом, в 4 км к юго-западу, находится арабская деревня Бейтин, библейский Вефиль (Бет-Ель, Дом Божий). Это место, в 22 км к северу от Иерусалима, и в добиблейские времена представляло важный пункт на караванном пути, шедшем по водоразделу Иудейских гор. Этой дорогой двигался Авраам, когда впервые пришел в Ханаанскую землю. Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток, и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа, явившегося ему ( Быт. 12, 8 ). Авраам еще раз вернулся в эти места после странствования в Египет (см. Быт. 13, 3–4 ). Но более всего это святое место связано с внуком Авраама Иаковом. Здесь было ему видение лестницы от неба до земли, по которой Ангелы сходили и восходили, здесь прозвучало обетование Божие: Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему... и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные ( Быт. 28, 13–14 ). Иаков пробудился и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные... И нарек имя месту тому: Вефиль ( Быт. 28, 17–19 ). Точное место, где воздвигли свои жертвенники Авраам и Иаков, со временем забылось. Но остатки города Вефиля были раскопаны археологами. Установлено, что поселение, возникшее еще в начале бронзового века (3 тыс. до Р.Х.), существовало в течение трех с половиной тысячелетий до арабского завоевания (VIII в. н.э.). Период процветания города относится к эпохе патриархов (II тыс. до Р.Х.). Этот укрепленный ханаанский город Луз был захвачен коленами Иосифа и Ефрема. Рядом с разрушенным городом израильтяне выстроили небольшое неукрепленное селение, названное, как мы видели, Вефиль – в память о видении Иакова. Вскоре Вефиль стал важнейшим центром религиозной жизни иудеев: здесь, в небольшом храме, находился одно время Ковчег Завета (см. Суд. 20, 27 ). Археологические раскопки свидетельствуют, что в эпоху Судей (XII-XI вв. до Р.Х.) город дважды был захвачен филистимлянами – факт, не отмеченный в Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010