– В своем докладе на VIII ежегодных Феофановских чтениях Вы назвали основные вехи на этом пути, в их числе и создание музея святителя Феофана, позволяющего рассказать о сокровенном подвиге затвора паломникам... – В нашей беседе хочу обратить внимание и на другую сторону, не менее важную: на крестные ходы с Вышенскими святынями: чудотворной иконой Божией Матери Казанской Вышенской и мощами святителя Феофана Затворника. Такие крестные ходы прошли в Тамбовской, Тверской, Владимирской, Рязанской, Орловской, Элистинской и Калмыцкой, Ханты-Мансийской епархиях, а также по многих епархиях Украины, что помогло людям больше узнать о святителе, дало им возможность помолиться у святынь, испросить небесного предстательства и покровительства в различных нуждах и обстояниях. – Сегодня уже много сделано для подготовки 200-летнего юбилея со дня рождения святителя Феофана Затворника. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла юбилей будет отмечаться в следующем году на общецерковном уровне. Вы, как настоятельница обители, находитесь в самой гуще событий. Нам рассказывали, что для Вас стали привычными маршрут Выша – Рязань – Москва и участие в разных мероприятиях, связанных с предстоящим празднованием. Благодаря этому множество людей знакомится с духовным наследием епископа-затворника. Матушка, как давно сами Вы узнали о святителе? – К своему стыду, узнала я достаточно поздно. Предыстория такова: я жила и работала в Москве. Работа была, можно сказать, публичная, насыщенная делами, встречами, – постоянно в движении. Но когда у меня появился духовник в Почаевской лавре, вся эта публичность попросту стала неинтересна. Моя жизнь тогда начала кардинально меняться. Пришло решение купить дом рядом с Почаевской лаврой, чтобы быть поближе к своему духовному отцу. Однако он не благословил, сказал: «Ищи в своих местах». Сначала я в Оптину пустынь поехала, затем мои знакомые предложили поискать дом в Тверской области рядом с Нило-Столобенской пустынью. Но вдруг позвонил один из водителей, который возил меня, и предложил: «Мы собираемся с супругой в Вышу. Не хотите ли с нами поехать?» Я спросила: «А где это?» Он ответил: «В четырехстах километрах от Москвы». Честно говоря, так далеко ехать не хотелось: ведь уже решила подыскивать себе дом возле Нило-Столобенской пустыни! Водитель стал уговаривать, и вот тогда-то я впервые услышала имя святителя Феофана Затворника. Может, какие-то его изречения и читала раньше, но не вникла, кому они принадлежали. В общем, меня уговорили. Мы приехали в Вышу в половине десятого вечера. Темень была непроглядная! Но, как только мы въехали в поселок, я вдруг почувствовала, что у меня сильно забилось сердце. А в машине был включен радиоприемничек, и оттуда неслись слова песни: «Здесь воздух святостью наполнен...» Могло ли это быть случайностью?

http://pravoslavie.ru/75021.html

Был Леонид наш и мудрым духовником в вопросах духовной брани, которую ведёт каждый внимательный воин Христов, и которую, разумеется, в той или иной степени, не миновали на протяжении этих десятилетий и братчики СПХ. Промыслом Божиим собирались в наш Союз люди совершенно разные: по возрасту, семейному положению, по образованию, трудовым навыкам – так, через Крестные Ходы, мог собрать нас в братство только Господь наш Иисус Христос! «По вере вашей и будет вам». Никому из людей это не под силу, если не Сам Бог будет действовать: « Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии его». И во главе такого уникального явления современной России Господь поставил Леонида Донатовича. Другой бы и не справился! А сколько было «самочинных» «организаторов» в безплодных попытках перехватить власть, возглавить, перенаправить, отвлечь?.. – а видя, что это у них не получается – записывали тогда, и сейчас злорадно записывают в « маргиналы » (как будто дело в количестве), старались развалить Союз, разогнать, разсеять… Сколько клеветы и напраслины было возведено и на Леонида, и на Братство СПХ, и на самих Хоругвеносцев. Сколько было коварных нашептываний и лукавых советов… Многие ушли, не выдержали служения и брани, были и, что называется, «внештатные сотрудники». А сколько нападок пережил и сам Леонид, вплоть до прямых физических нападений, и братчики… Но где они теперь все – эти ненавистники? – там же, откуда и были направлены для своих всегда деструктивных целей: в известных «управленческих структурах», в ослеплении своём считающих, что им подвластна Вселенная… Скажу о важном: в современных условиях, до совсем недавнего времени – 2022 г. – Леонид Донатович был, как это не покажется диким и «мракобесным» нынешнему обработанному либерализмом сознанию, – был и для нас, и для многих Русских Православных людей – Истинным вождём. Причём, не «диктатором», не «гуру», не «фюрером» – а именно вождём – потому что в прямом смысле этого слова водил Крестные Ходы. И неизменно все эти десятилетия Леонид Донатович был впереди Крестных Ходов и водил их по Третьему Риму – Москве, и по всей нашей необъятной Святой Руси , и даже и в других странах. Все эти 30 лет, прошедшие с возсоздания и укрепления братства Хоругвеносцев, составившего в своё время основу и костяк Союза Православных Братств Русской Православной Церкви – во главе неизменно был Леонид Донатович Симонович-Никшич.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/11/go...

Избыток сердца удерживать вредно, а порой даже и преступно. Мне известны случаи, когда одно простое и крепкое объятие без слов спасало человека от гибели. Поэтому объятия – самый доступный вариант здорового неистовства, то есть пасхального духовного упражнения. Этот вид аскезы наиболее популярен в силу его доступности и дешевизны. Шуметь можно и по-крупному Не забываем, что на Пасху непременно надо шуметь и как можно больше. Поэтому в дни Светлой седмицы церковные службы – самые живые богослужения в году. Все поют, и здесь даже отсутствие слуха и голоса не помеха, потому что уста глаголют от избытка сердца, которое удерживать вредно, значит петь надо всем, причем много и громко, что непременно обернётся очевидной духовной пользой. Шуметь можно и по-крупному. Для этого у христиан есть колокольни. В большие праздники церковный устав предписывает звонить «во вся тяжкая». Это церковное выражение перекочевало в светский лексикон, сохранив память о здоровом неистовстве, которое и есть подлинная причина появления в церковном обиходе колоколов и колоколен. Ради духовного плода непременно следует вскарабкаться на башню и как следует погреметь, отвести душу, ведь в дни Светлой седмицы никто вас с колокольни не прогонит. По крайней мере, до тех пор пока ваше неистовство будет оставаться здоровым. Один старичок как-то говорил: «Россию спасут крестные ходы». А я слушал и посмеивался: вот ведь какой наивный. Мудрость этого пророчества открылась мне с годами. Крестный ход это один из самых известных видов здорового неистовства, а значит, проявление избытка сердца. Старичок всего лишь перепутал причину и следствие. Правильнее так: крестные ходы – признак оздоровления России. Чем больше людей добровольно, по требованию своего благодушного сердца участвует в крестных ходах, тем крепче в народе утверждается пасхальная весть Евангелия. Ноги сами просятся в путь, песня сама рвётся из груди, руки сами тянутся к колоколу, когда переполняет человека избыток сердца, радость, бьющая через край.

http://pravmir.ru/vo-vsya-tyazhkaya/

2. Ответ на 1, Лапшин С.С.: Христос сказал, что дьявол был человекоубийца искони. Отношение к абортам – это лакмусовая бумажка, индикатор, показывающий, кому служит человек: Богу или дьяволу. Патриарх в 2016 году уже обращался к президенту с просьбой о запрещении абортов, подпись под петицией поставили более 300 тысяч человек. Обращался и в прошедшем году. Но власть у нас – сатанинская; западные сатанисты их к себе в общение на равных не приняли, и тогда они стали говорить о традиционных ценностях и патриотизме, как Медведев, который из либерала перекрасился в патриота. Нужны массовые крестные ходы для изгнания бесов из власти, а иначе мы будем болтать в интернете, но ничего не сдвинется. Если власть сатанинская, ей надо на это указать, объявив всенародно анафему сатанистам. 1. Христос сказал, что дьявол был человекоубийца искони. Отношение к абортам – это лакмусовая бумажка, индикатор, показывающий, кому служит человек: Богу или дьяволу. Патриарх в 2016 году уже обращался к президенту с просьбой о запрещении абортов, подпись под петицией поставили более 300 тысяч человек. Обращался и в прошедшем году. Но власть у нас – сатанинская; западные сатанисты их к себе в общение на равных не приняли, и тогда они стали говорить о традиционных ценностях и патриотизме, как Медведев, который из либерала перекрасился в патриота. Нужны массовые крестные ходы для изгнания бесов из власти, а иначе мы будем болтать в интернете, но ничего не сдвинется. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/04/mi...

Этого средства, – добавляет не в меру остроумный швейцарец, – не значится в списке предохранительных мер, который привезен министром» 55 . Даже и благонамеренные люди высказывали те или другие опасения по поводу установления усиленных молений. И прежде всего думали, что такие моления увеличивают в обывателях страх пред грозящею опасностью, тогда как все медицинские правила предосторожности от заболевания холерою предписывают бесстрашие, как одно из важнейших предохранительных средств. Выражение этой мысли, конечно, ложной в своем основании и несправедливой по отношению к Филарету, напротив удалявшему страх, мы находим у того же самого Кристина и в том же письме его от 11 сентября, где он между прочим пишет: «У меня две недели был болен кучер. По несчастью, он умер в воскресенье по утру, в то самое время, как по всем церквам читалась нарочно составленная молитва с коленопреклонением, и следовательно страх еще усилился от этого нововведения». За тем он и описывает, как, вследствие будто бы страха, соседи его сочли болезнь кучера за холеру единственно потому, что у него пред смертью была рвота, какое волнение произошло от этого в народе и т.д.» 56 . Далее он же, по поводу крестных ходов 25 сентября, от 26 сентября пишет той же особе: «Прилагаемым у сего ведомости 57 послужили несколько к успокоению умов; но за то другая мера усилила страхи: совершают крестные ходы по всем улицам. Священники, с толпами народа, носят образа, хоругви, фонари, поют молитвы с коленопреклонениями на мостовой, что конечно очень может действовать на воображение. Это очень богомольно и похвально, но все возвращаются оттуда бледные как мертвецы, считая себя при последнем часе. Выпускают объявления для успокоения и устраивают крестные ходы для тревоги: стало быть на все вкусы: и для храбрых, и для трусливых. Но я за первых» 58 . Помимо того высказывались и другие опасения. Сам святитель Московский, в вышеприведенном письме своем к викарию Леониду от 6 июля 1861 года пишет о рассматриваемом нами времени: «Говорили, что опасны собрания народа в церквах и в крестных ходах и представляли в пример город, в котором церкви были заперты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Сектанты давным-давно поняли, что нельзя оставлять народ в праздности, ибо праздность или лень – мать всех пороков, она губит, отравляет, развращает человека. И потому, чтобы удержать народ от пьянства и разного рода бесчинств, и чтобы хоть немного нравственно оздоровить и воспитать его, сектанты в свободное от работы время устраивают для простого, праздного люда чтения, собеседования, молитвенные собрания, где поют, читают, произносят проповеди и тем с пользой коротают время и для тела и для души. Надо бы и нам что-нибудь подобное устроить для народа в воскресные и праздничные дни, а также во время, свободное от работ. Надо и нам организовать чтения, собеседования, общее пение, призвать и воодушевить прихожан на какие-либо общественные работы и дела, например, в пользу церкви, школы, на бедных и т. п., что, несомненно, отвлечёт народ от непристойных затей, убьёт его время, разумно заполнит его досуг и отрезвит его мысль, его душу, его совесть. Не сделаем этого – и народ наш по-прежнему будет безобразничать и напиваться в свободное время, будет тосковать, нудиться и от скуки погибать. Новгородское епархиальное начальство для религиозного воодушевления рекомендует ещё совершать крестные ходы. Это тоже одна из полезных и разумных мер. Кто читал Короленко: „За иконой”, или М. Горького „Исповедь”, или Габриеля Д-Аннунцио „Страх смерти” и другие в этом роде произведения, где так мастерски описаны крестные ходы с чудотворными иконами, тот знает, как сильно действуют на толпу эти религиозные церемонии, как захватывают, увлекают они, как пробуждают от религиозного усыпления и сплачивают воедино не только искренних, глубоко верующих лиц, но даже равнодушных, неверующих („Исповедь”). И в самом деле, как не умилиться душою при торжественной встрече с крестным ходом чудотворной иконы, когда всё, начиная с празднично-нарядной и настроенной толпы богомольцев, звона колоколов, пения священных песнопений, самого шествия навстречу друг другу святынь, – невольно располагает душу к молитвенному настроению, общению с Богом, способному довести человека до религиозного экстаза. Древняя история христианской и русской Церкви немало нам даёт примеров проявления благодатной силы в каком-либо явном чуде при совершении крестных ходов. Здесь со всею очевидностью исполняются слова Господа: „где два или три собраны во имя Моё, там Я посреди их”. И недаром наша православная Русь, легкомысленно осуждаемая врагами св. Церкви за её приверженность к религиозной обрядности, всегда так высоко смотрела на религиозные процессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Священники с таким же вниманием и точностью как в церкви должны производить молитвословия по домам прихожан, совершать крестные ходы и переносить св. иконы (уст. дух. конс. ст. 36). Примечание. Благочинные не должны допускать новых крестных ходов (инстр. благ. § 21). Вновь учреждаемые крестные ходы разрешаются Св. Синодом. Из церквей дозволяется брать иконы в частные дома, но не иначе, как на руках или в каретах и без громогласного на улице пения (уст. о пред. и пресеч. прест, ст. 17. т. XIV Свод. Зак. изд. 1890 г.). 71 . Губернаторы, местная полиция и вообще все места и лица, имеющие начальство по части гражданской или военной обязаны всеми зависящими от них средствами предупреждать и пресекать всякие действия, клонящиеся к нарушению должного уважения к вере или же общественного спокойствия, порядка и благочиния (уст. о пред. и прес. преет, ст. 1, Свод. Зак. т. XIV изд. 1890 г.). А потому полиция наблюдает, чтобы близь церквей, особливо во время службы не было на улицах крику, драки и вообще никакого бесчинства, а также в городах и селах в воскресные, праздники, торжественные и храмовые дни, прежде окончания в приходской церкви литургии не были начинаемы игрища, музыка, пляски, пение песен по домам и улицам, театральные представления и всякие иные общенародные забавы и увеселения. а торговые лавки (исключая тех, в коих продаются съестные припасы и корм для скота) и литейные дома не были открываемы (там же ст. 18 и 14 и ст. 1382 т. II Свод. Зак. изд. 1876 г.). Примечание. Воспрещение продажи вина во время совершения в церквах литургии не распространяется на гостиницы, подворья, меблированные комнаты, собственно трактиры, ресторации и постоялые дворы (кас. реш. 1866 г. 372, 618 и ст. 329 пит. уст., изд. 1876 г.). Запрещается устраивать шалаши для продажи съестных припасов и напитков внутри церковных оград (реш. кас. депар. 1869 г., 1032 и 1871, 959 и 977). 72 . Полиция наблюдает за сохранением благочиния во время церковных торжеств, крестных ходов, водосвятия и тому подобных установленных обрядов (уст.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Могут ли быть допускаемы крестные ходы, без участия священника? В некоторых местностях в обычае ходить, без священника, диакону или причту и даже мирянам, с крестным ходом и иконами; это незаконно: «всем мирянам, – сказано в Иустиниановых законоположениях, – воспрещаем совершать литии и крестные ходы без епископов и подчиненных им знатнейших клириков» (Iustinian novel 123, с. 32). Нельзя думать, чтобы в числе клириков знатнейших могли считаться диаконы и вообще низшие члены клира (Руков. для сельск. паст. 1868 г. т. II , стр. 480–493). р8 Последствия неисполнения правил – За нарушение порядка при торжественных шествиях виновные подвергаются: аресту не свыше пятнадцати дней, или денежному взысканию не свыше пятнадцати рублей (Уст. о наказ. налаг. мир. судьями ст. 36). – За открытие харчевень, трактиров, питейных и других сего рода заведений в недозволенное время (т.е. во время крестных ходов), а равно за допущение в них в то время недозволенных увеселений, игр, бесчинств или беспорядков, виновные подвергаются: денежному взысканию не свыше пятидесяти рублей (Там же, ст. 41) 99 . – Материал, употребленный на подмостки для смотрения на крестный ход, отбирается полицией (Том XVI уст. о предупр. и прес. прест. ст. 20). – Остановившийся во время крестного хода на месте, предназначенном для шествия, и тем причинивший оному помешательство, берется под стражу до окончания священного обряда (Там же, ст. 19). – Нарушивший благочиние во время крестного хода, если он не принадлежит к духовному ведомству, предается суду светского начальства; а когда нарушение было важное, именно, когда неприличные слова или действия произвели соблазн или остановку богослужения, то доносится также и Св. Синоду, с прописанием сделанного по сему случаю распоряжения; если же обвиняемый принаждлежит к духовному званию, то дело исследуется по духовному ведомству, и виновный подвергается суду консистории; о решении же, которое последует в том или другом случае, доносится вновь Св. Синоду (Св. Зак. т. XIV, ст. 13 и Ус. Дух. Консист. ст. 37 и 37). Водоосвящение

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

О том, что в Донецке православные чуть ли ни ежедневно проводят Крестные Ходы, мы слышали и раньше, но где и когда - не знали. И вдруг услышали многоголосое церковное пение, которое своим искренним «непрофессиональным» строем напомнило нам большие Крестные Ходы в Москве и Сергиевом Посаде 1990-1998 годов, напомнило нам нашу царистскую молодость. Выглянули на улицу из-за брустверов и увидели торжественную процессию с Крестом, Хоругвью, Знаменем Спаса Нерукотворного, иконами, впереди - два десятка мужчин разных возрастов, а за ними более полутора сотен женщин и девушек. Валерий бросил охране, что знает - объекты снимать нельзя и будет снимать только людей в Крестном Ходу. Не дожидаясь ответа о разрешении съемки, начал щелкать. Старший караула даже опешил от такой «наглости», вроде бы возмутился вдогонку. Я ещё раз объяснил командиру поста, что Валерий тщательно проинструктирован относительно съемки и ничего запрещенного фотографировать не станет. Но некоторая нервозность сказалась на качестве снимков. Дело в том, что при нас вообще не было никаких разрешительных документов, кроме наших российских паспортов. И если бы стали проверять фотоаппарат Валерия Владимировича, то предыдущая съемка машин и бойцов отряда Мотороллы могла бы стать поводом для самого серьезного разбирательства. Но сама могучая Благодать Божия, которая присутствует в каждом Крестном Ходу, решила эти проблемы своим Покровом. Ведь и на блокпосту были люди православные, о чем свидетельствует молитва, прикрепленная к брустверу возле бойницы. Крестоходцы вызвали в нас восторг своим скромным мужественным величием. И сам порядок шествия - впереди мужчины, а потом женщины - тронул наши «клерикальные» сердца. Для Центральной России больших городов такой чин в храмах давно стал считаться «устаревшим», там только в отдельных церквях да в сельской глубинке Настоятелями и чередными Священниками из ревнителей Православного Благочестия соблюдается такая иерархия среди мipяh, когда мужчины знают свое место, а женщины - своё…

http://ruskline.ru/news_rl/2014/08/26/za...

Первые совершаются по заведенному порядку, для вторых требуется на всякий раз особое разрешение. В католической церкви религиозные процессии весьма распространены. В католических пастырских богословиях им отводится большое место, с описанием разных видов этих процессий, их ритуала и всех, даже мельчайших, подробностей их совершения, с указанием места каждому участвующему в них. Строгая система и внешний порядок, являющиеся характерными особенностями римско-католического исповедания, отличают и католические религиозные процессии, делая их действительно стройными, величественными, производящими сильное впечатление. В Православной Церкви крестные ходы совершаются реже. Но в последнее перед революцией время в Русской Церкви они стали чаще и чаще совершаться, причем начал получать все большее и большее распространение особый вид крестных ходов – паломнический, к каким-либо чтимым св. местам, куда, за 20–30, даже 80 километров, в преднесении св. креста, хоругвей и святых икон, в предшествии духовенства, иногда с епископом во главе, с непрерывающимся пением устремлялась многотысячная толпа. На неизбежных при столь длинных переходах остановках служились молебны, произносились проповеди. По прибытии к месту назначения, там совершались торжественные богослужения, за которыми многие из участников хода, как и тут присоединившиеся к ним, говели – исповедовались и причащались. Религиозный подъем и воодушевление при этих крестных ходах достигали высочайшей степени. Правительство, оценившее значение их, оказывало всякое содействие, охраняя порядок, устраивая на пути заблаговременно помещения для ночлега, питательные пункты, санитарную помощь и даже наряжая подводы для перевозки больных и ослабевших. Такими крестными ходами стяжал себе большую известность и любовь народную священномученик нашего времени, Петроградский митрополит Вениамин, в бытность свою викарием в течение каждого лета совершавший по нескольку таких крестных ходов. В полном облачении, с митрой на голове и архиерейским посохом в руках, он – было несколько случаев – проходил во главе крестного хода по восьмидесяти километров. Пример неутомимого, смиренного и истинно благочестивого святителя еще более усиливал впечатление от крестного хода.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010