15. Не имамы бо архиерея, не могуща спострадати немощем нашим, но искушена по всяческим по подобию, разве греха. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха». Сказав прежде о строгости Божией к древним непокорным Евреям, и также упомянув о Божеском величии нашего великого Первосвященника, прошедшего небеса и «седящего одесную Бога Отца», Господа Иисуса Христа, теперь утверждает в непоколебимой надежде на Него как всем доступного, и готового каждому оказывать необходимую помощь. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших». Мы имеем не такого первосвященника, каковы были первосвященники ветхозаветные, которые, как подобные нам, немощные и смертные люди, не могли оказывать людям необходимой помощи в их нуждах, – и по общему человеческому бессилию и по своей смертности: иногда и хотели бы они, но не могли, по недостатку сил; а иногда хотели бы, но смерть прекращала их деятельность. «Но который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха». Но имеем такого первосвященника, который, хотя «прошел небеса и седит одесную Бога Отца», во славе Божией, как единородный Сын Божий и истинный Бог, всесвятый и всесовершенный, но всегда близок к нам, всегда готов сострадать нам, или являть свою милость помогать нам в нуждах наших: потому что Он воспринял в нераздельное единение с Своим Божеским Лицем наше естество человеческое, и в нем, пребывая на земле, «искушен был во всем кроме греха», нес все труды и подвиги, какие должен нести человек, и испытал все скорби и болезни, каким подвергаются смертные люди, по причине бренности человеческой своей природы. Как это понес и испытал Сын Божий? – Иисус, единородный Сын Божий, приняв наше человечество, принял на Себя и обязанности человеческие, и грехи всего рода человеческого. Так Он подчинился закону, и по закону был обрезан, как подзаконный ( Лк.2:21 ); потом принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, и принести за него жертву (ст. 22–24); наконец, быв уже двенадцатилетним отроком, он вместе с своими родителями, ходил опять в храм Иерусалимский (ст. 42–51). Как воспринявший на себя вину грехов человеческих, Он во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти ( Евр.5:7 ), которой добровольно подвергся, как Агнец вземляй грех мира ( Ин.1:29 ). Так молился Он, умилостивляя Отца небесного, и в саду Гефсиманском ( Мф.26:37–42 ), и на кресте ( Мф.27:47 ). Иисус Христос терпел искушение и от диавола ( Мф.4:1–10 ; Лк.4:1–13 ), и от людей, как-то книжников, фарисеев и иродиан; терпел искушение от разных затруднений; терпел бедность, голод и жажду, утомление от пути, презрение и посмеяние от врагов и грубого невежества народа: но все искушения перенес и преодолел; был послушен Отцу до смерти крестной.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

17. На ком видимое знамение благоволения Божия ( Деян.10:11–13 ), того отвергать мы не можем без опасности быть противниками Богу ( Деян.5:39 сл.). Господь наш И. Христос есть Бог Иудеев и язычников ( Рим.3:29 ), и сим последним Он ниспосылает такой же дар, как и первым: все сыны Божии по вере во Христа Иисуса ( Гал.3:26 ). Кто может противиться Богу? Кто может противиться Иисусу Христу ( Деян.9:5 )? 18. И язычники могут иметь покаяние в жизнь ( Рим.2:15 ), только бы не хвалились своими делами перед Богом ( Рим.3:20 ): но будущая жизнь язычников, живущих по разуму ( Рим.2:14 ), и при этом совсем не подобна жизни верующего во Христа, Спасителя от всех грехов ( 1Кор.2:9 ). По вере во Христа и язычники могут иметь покаяние в жизнь вечную ( 1Кор.2:9 ). 24. Добрые дела предуготовляют нас к приятию дара Духа Святаго и к вере в Господа Иисуса. Есть добродетель естественная, и есть добродетель благодатная; кто имеет сию последнюю, тот делает добро по вере в спасающую благодать И. Христа. С кем рука (благодать) Господня ( Деян.11:21 ), тот, горя духом веры, многих обращает к Господу Богу. 26. В церкви (λησα) бывает немалое число людей, а верующих не меньше двух или трех ( Мф.18:20 ). Христианская церковь состоит из Христиан, наученных не человеческой мудрости, но вере во Христа, как духовной силе ко спасению ( 1Кор.2:4–5 сл.). 27–28. Пророчество, оправдываемое событием, есть предсказание Духа Святаго устами Пророка ( 2Пет.1:21 ). 29–30. Бог производит в нас и хотение на добро и действие, по Своему благоволению ( Флп.2:13 ). 30. Благотворения и пожертвования в пользу Церкви идут через руки Священников к церковным Старостам. Гл. 12. Ст. 1. Поднять руки на кого иногда означает – гонение: никогда не поднимай ни на кого рук ( 1Пет.3:11 ), и не убивай. 2. Мученическая смерть подобна святому крещению ( Мф.20:23 ), но не все крещаются сим крещением, а только те, которым назначено запечатлеть веру свою в Бога кровию. Кому Бог назначил нести особенный Крест, тот помышллй о том, как бы донести его до могилы ( Откр.2:10 ; Мф.24:13 ), а не о том, чтобы прежде совершения крестного пути вступить в царствие небесное ( Мф.20:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

1924 г. Когда Божия Матерь введена была в храм, то таково было состояние еврейской церкви, что вводивший Ее первосвященник Захария был убит в храме. Однако это не служило препятствием к благодатному воздействию на Божию Матерь, ибо еще не окончилось время ветхозаветной Церкви. Так и нам не нужно смущаться грехами наших пастырей, из-за которых благодать Божия не отступит от Новозаветной Церкви, доколе не окончится время, во Второе Пришествие Христово. 1924 г. Духовный разум в основе своей истинен, ибо он покоится на законах логики, философии, искусства, жизни и проч., то есть тех же законах бытия, которые есть Божии. Поэтому в основе его может быть просто проницательность, свойственная здравому, серьезному, сильному и глубокому уму, а ее люди простые могут принять за чудесную прозорливость, в которой могут ходить люди, пребывающие в прелести. Господь же не отменяет Своих законов бытия, и поэтому такие предсказания могут часто исполняться. Но как они далеки от прозорливости святых! Творец есть начало жизни в мире и уничтожает разрушение ее, приносимое злом. Победные действия Его никто никак предугадать не может, ибо они выходят за пределы законов бытия. Лишь Сам Господь может открыть о них Своим избранникам. Это и есть прозорливость святых. Бог есть творящий Ум, а кто может знать, что Ему угодно сотворить: (33) О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (34) Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (35) Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? (36) Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь ( Рим. 11:33–36 )? Из открытого Им избранным, они [избранные] могут верующим говорить лишь то, что ими приемлемо и послужит на пользу, а остальное оставлять при себе. Тогда дух ведения не оставит их. Направлять же верующих к утверждению в них веры нужно указанием на очевидное свидетельство истины Христовой в мире о самой себе. Сего достаточно. 1924 г. Ради св. Божественной литургии, которая есть всегда обновление крестной жертвы Иисуса Христа (или принесение Божественной любви в жертву и на служение твари) стоит мир. Посему пастырю нужно как можно чаще ее совершать, ибо благодать священства есть продолжение дела Христова на земле. Имея эту мысль, никогда не отказывайся, о пастырь, от совершения Божественной литургии, ссылаясь на свое недостоинство часто совершать ее, да не будет тщетна в тебе благодать пастырства (священства).

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

19 ст. Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота. Такова воля Бога Отца, чтобы в Нем вселилась вся полнота божеских свойств, а потому он ни в каком случае не может быть приравниваем к какой-либо низшей силе, напр. ангелам, как учили еретики, – которых они объединили в одну плерому, из которой уже они, как эоны, т. е. как богоподобные существа, истекали в мир; причем одним из этих эонов был Христос. 20 ст. И чтобы посредством Его примирить с Собой все, умиротворив чрез Него, Кровью креста Его, и земное, и небесное. Это переисполнение всей полнотой божеских сил и свойств, необходимо было Христу, чтобы чрез Него, как воплотившегося Сына Божия, примирить небо и землю, Бога и человека, т. е. восстановить ту гармонию единения и взаимообщения, какая была в мире до грехопадения человека. Примирить, т. е. человека чрез грех, уклонившегося от истинного пути, указанного ему волей Божией, вновь направить на этот путь истинный. Умиротворив Кровью Креста Его. И это примирение совершенно достигнуто тем, что Сын Божий, Господь Иисус Христос, приняв на себя грехи человеческого мира, взял на себя всю вину человека и то наказание, которое человек заслуживал, т. е. проклятие и смерть, и, умерши крестной смертью и проливши свою пречистую кровь, тем удовлетворил правде Божией, восстановил разрушенные отношения с Богом. Затем, воскресши и вознесшись на небо и седши одесную Бога Отца и по человечеству, Он этим самым возвел человека на небо, показал, что Он действительно примирил его и с Богом и с ангелами и в этом смысле примирил все небесное и земное. 21 ст. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, 22 ст. ныне примирил в теле плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными, и неповинными пред Собой. Сказавши об искупительных заслугах Христа по отношению к миру вообще, апостол говорит в этих двух стихах в частности о том, что приобрели Колоссяне чрез эти заслуги Христа по вере в Него. Вас, говорит апостол, бывших некогда врагами Божиими, по вашей сознательной любви и расположенности к злым, лукавым и греховным делам, ныне примирил Бог с собой, в теле плоти Его, смертью Его, т. е. когда Он, Господь Иисус Христос, был еще на земле, в этом бренном, тленном нашем теле, которое умерло как обыкновенное смертное тело и ради этой смерти Его все верующие в него и вы, Колоссяне, получаете прощение грехов и примирение с Богом, дабы явиться вам пред Ним совершенно чистыми, непорочными и не укоризненными и в сей жизни и на будущем суде. Сказавши о том, что Христос примирил нас с Богом, когда еще был в земном, непрославленном, смертном теле, этим самым апостол опроверг Колосских лжеучителей, присваивавших спасение людей бесплотным ангелам или духам, наделенным особенными тонкими, эфирными телами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

2, 10). К предстоящему Архиерейскому Собору. Путь Русской Зарубежной Церкви — путь духовной свободы    Немного уже остается времени до созыва Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей, который назначен на 1730 сентября с. г. Перед лицом этого важного в жизни нашей Церкви события, дадим себе ясный отчет в том, почему мы так дорожим нашей Русской Зарубежной Церковью и в чем видим несомненную правоту ее пути?    Наша Русская Зарубежная Церковь дорога нам тем, что среди общего, поработившего почти весь мip духовного мрака, она ставит своей главной задачей сохранение полной духовной свободы от безбожных и антихристианских сил.    Божественный Основатель Церкви — Господь Иисус Христос Своею крестною смертью и преславным Воскресением из мертвых освободил человечество от власти диавола, и с тех пор духовная свобода сделалась неотъемлемой принадлежностью христианства — истинной Церкви Христовой.     «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства»  (Галат. 5:1) — увещевает христиан Св. Апостол Павел.     «К свободе призваны вы, братие», говорит он дальше: «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти»  (Гал. 5:13).    Эта христианская свобода неразрывно связана с истиной, неотделима от нее и ею именно обуславливается.     «Познаете истину», так говорил Сам Господь Иисус Христос нежелавшим веровать в Него иудеям:«и истина сделает вас свободными»  (Иоан. 8:32). «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете»  (Иоан. 8:36).     Там, где нет истины, — где воцаряется ложь, там утрачивается и драгоценное благо христианской свободы.    Самой губительной ложью нашего времени является усиленно распространяемая многими мысль о том, что «религия есть частное дело каждого человека» и что общественная и государственная жизнь людей должна протекать вне религии, должна быть «отделена» от нее. И никто не хочет замечать абсурдности такого утверждения. Ведь это — все равно, что сказать: частная жизнь человека — сама по себе, а общественная и государственная — сама по себе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

3. Согласно с предвечными советами Божьими, многократно и многообразно предвозвещенными Богом. Весь Ветхий Завет со всеми своими откровениями и обетованиями, событиями и делами, законом и установлениями, символами и прообразованиями, служил ясным и громким указанием на Иисуса Христа, Искупителя мира и Сына Божьего (Ис. 53:4. 5). И вот этот Иисус, Сын Божий, предвозвещенный Моисеем и пророками, идет теперь с двенадцатью учениками в Иерусалим, чтобы исполнить предвечный совет Божий о спасении грешного человеческого рода. В живейшем сознании Своего сыновнего общения с Богом Отцом, с неустрашимым мужеством победителя смерти, с полной уверенностью в Своем могуществе над гробом и адом, идет Он на встречу крестной смерти — и « в третий день воскреснет .» Великая тайна креста « Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет » и т. д. (32–34). Что это — « внутрь меня явил мне мудрость », о которых говорит Давид (Псал. 50: 8)? Тайны существуют везде. Тайны природы. Мы видим ежедневно глазами солнце, но никто не знает, что это за свет, который от него исходит. Тайны в религии (1Кор. 2:10 ). Особенно тайны Евангелия (2 Кор. 4:3; Ефес. 5:32 ). 1. Креста Христова. Спаситель возвещает ученикам Своим о Своих страданиях, но « слова сии », по замечанию евангелиста Луки, « были для них сокровенны, и они не разумели сказанного » (Лук. 18:34; ср. l Кор. 2:14 ). а) По отношению к Его лицу. Сын человеческий и вместе Сын Божий (Филип. 2:8; Евр. 12:2; 1 Тим. 3:16 ). б) По отношению к причине и действию этого креста. Так решено, чтобы « Христос умер за грехи наши, по Писанию » (1Кор. 15:3–4 ), но почему? Неисследимы пути Его (Рим. 11:33–34 ). Далее говорится: нет ни в ком другом спасения (Деян. 4:12 ). Бог во Христе примирил мир с собой (2 Кор. 5:19; Ефес. 2:16 ). Кто верует в Него, получит жизнь вечную. Все это — сокровенные истины, служащие соблазном для иудеев и еллинов (1Кор. 1:23; Гал. 3:1 ). Горы Голгофы мы не можем перешагнуть нашим умом.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

454 Авраам – см. коммент. к апокрифам о Давиде. В Библии сказано, что Авраам просил Бога пощадить Содом и Гоморру, если в них найдется хоть десять праведников ( Быт. 18, 20–33; 19, 15–38 ). Суд Авраама над Лотом – апокриф. 455 ...дрво оста при рц Мерстй. – Мерра, в переводе «горечь». В Библии Меррой названа не река, а местность: «Пришли в Мерру и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя Мерра» ( Исх. 15:23 ), «И расположились станом в Мерре» ( Чис. 33, 8–9 ). По-видимому, это место в пустыне Сур на восточном берегу Красного моря. Есть предположение, что речь идет о минеральном источнике Товаре, находящемся на пути от Айют-Муза к Синаю. 456 ...Да егда изведе Моиси израильтны... – Моисей – пророк. Его биография изложена в библейских книгах – Исход, Числа. По библейской традиции он считается автором Пятикнижия. Моисей вывел еврейский народ из Египта, где тот находился в рабстве, 40 лет водил его по пустыне, прежде чем достиг Палестины. 457 ...не имшя что пити ... и усладися вода от дрва. – Сюжет о ослаждении (опреснении) воды есть в Библии: «Моисей возопил к Господу, и господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» ( Исх. 15:25 ). Использован он и в «Речи философа» в Повести временных лет. 460 Соломонь – царь, младший сын Давида от Вирсавии (около 950–933 гг. до н. э.). Убив своего старшего брата, захватил власть. Объединил царства Израиля и Иудеи. Предпринимал обширные строительные работы; при нем построены храм бога Ягве и царский дворец. Развиваются торговые отношения с Египтом и Финикией; владения государства расширяются на юг. Библия называет его самым мудрым царем Палестины. Он считается автором книги Песни песней, Притчей и некоторых Псалмов, вошедших в состав Ветхого Завета. 461 ...дом Божий святый Сионь... – Сион – гора, на которой Давид построил основное укрепление Иерусалима. У пророков Сион означает царство Божие, место жительства Бога на небесах; земной Сион – церковь Божия (Солярский П. Опыт библейского словаря собственных имен. СПб., 1884. Т. 4. С. 15–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

53: 2, 3). Потому-то и сам Он применил к Себе название червя. Где же это? " Я же червь, а не человек " (Пс. 21: 7). А в книге Исайи Отец именует Его так: " Не бойся, червь Иаков " (Ис. 41: 14) . Затем, имея в виду Его славную кончину, тот же пророк говорил: " и покров твой –  червь (Ис. 14: 11). Да и необходимо было, конечно, чтобы Он, как мудрый рыболов, блестящую, подобно молнии, удочку Божества Своего прикрыл в качестве приманки червяком плоти и, закинув в глубину этой жизни, уловил таким образом змия, чтобы в действительности исполнилось написанное в книге Иова: " извлечешь ли змея удою? " (Иов. 40: 20). " Подобно Царствие Небесное зерну горчичному " . Но кто-нибудь из слушателей скажет: " Как это одно и то же является и Царством Небесным, и зерном горчичным, и великим, и малым – в одно и то же время? " По безмерной любви к своему созданию Он бывает для всех всем, чтобы спасти всех. Он был Богом, как конечно и есть, и будет по Своей природе, и делается человеком ради нашего спасения. " О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! " (Рим. 11: 33). О, Зерно, через которое мир сотворен, которым тьма рассеяна и Церковь воссоздана! Это Зерно, вися на Кресте, такой возобладало силой, что, будучи само в узах, единым словом разбойника подъяло с древа крестного и ввело в рай сладости; это Зерно, пронзенное копьем в ребро, источило жаждущим питье бессмертия; это Зерно горчичное, снятое с древа и положенное в саду, всю поднебесную осенило своими ветвями; это Зерно горчичное, будучи положено в саду, корни свои пустило в ад и оттуда извело души и на третий день привело их на небо; это Зерно горчичное, будучи сокрушено на дереве, врага нашего змия поразило и помрачило и, пробудив от сна ад, принудило его вернуться в то место, которое ему отведено. Итак, " Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем " . Посей это горчичное зерно в саду души твоей, чтобы и ты мог говорить потом: " Поднимись, ветер, с севера и принесись с юга, повей на сад мой - и польются ароматы его! " (Песн.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

53); многократно подвергался насмешкам, нападкам людей и диавола , испытаниям и мучениям (Евр 4. 15; 5. 7-8; Мф 4. 3-11); несмотря на все Его чудеса и благодеяния, Его оскорбляли, считали одержимым падшими духами (Ин 7. 20; 8. 48, 52; 10. 20), предполагая, что Он совершает чудеса с помощью нечистой силы (Мф 12. 24); в конце Его земной жизни ненависть к Нему со стороны иудейской знати, священников и учителей достигла такой степени, что по ложному обвинению Его заключили под стражу, подвергли пыткам и приговорили к публичной смерти на Кресте - самой мучительной и позорной (Мф 26. 3 - 27. 50 и др.); после смерти и до воскресения душа Его находилась в аду (Мф 12. 40). Иисус Христос знал, что страдания - это Его путь, к-рый Он призван пройти ради спасения людей: «Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену (ξουδενηθ)» (Мк 9. 12). Он прошел по этому пути, полностью осознавая Свое предназначение (ср.: Мф 20. 28). Крестная смерть принята Им сознательно и добровольно: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин 10. 17-18). Наиболее полно учение о К. Христа выражено в Посланиях ап. Павла. В Послании к Филиппийцам говорится, что уничижение не было отказом или временным удалением Иисуса Христа от Своей божественности. Он принял «образ раба», не переставая быть Богом: «Он, будучи образом Божиим (ν μορφ Θεο), не почитал хищением быть равным (σα) Богу; но уничижил (κνωσεν) Себя Самого, приняв образ раба (μορφν δολου), сделавшись подобным (ν μοιματι) человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2. 6-8). Христос принимает на Себя страдания согрешившего человечества. Сотериологический смысл самоуничижения Богочеловека в том, чтобы принести за грешный человеческий род безмерно великую жертву искупления : «...когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал 4.

http://pravenc.ru/text/1684191.html

9) За грех вечная мука и огонь вечный уготован, в который непокаявшихся грешников Христос, Судия праведный, пошлет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). 10) Чем более грешит человек, тем большая, тягчайшая ожидает его вечная мука. О человек! «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его», и прочее ( Рим 2:4–6 и след.). Убоимся же, христианин, суда Божия, обратимся к Богу, пока время не ушло, ибо приемлет Бог обращающихся, и сотворим плоды, достойные покаяния. Возненавидим грех ныне, чтобы тогда не вкусить плода его горестного. (Смотри еще статью 2-ю первой книги).   Глава 11: Как христианин может себя утешать в приключающихся скорбях? «Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» и прочее ( Евр.12:5–7 и след.). § 420. Дабы возмочь, христианин, в случившейся скорби получить утешение печальному сердцу твоему, внимай следующему рассуждению: 1) Без всякого сомнения известно, что истинным христианам без скорби в мире этом быть невозможно. Так свидетельствует Божие слово: «Многи скорби праведным» ( Пс.33:20 ); «в мире будете иметь скорбь» ( Ин.16:33 ); «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» ( 2Тим.3:12 ). Ибо путь, который их вводит в жизнь, узок ( Мф.7:14 ). Что же? Ты ли один хочешь без скорби пребыть, и с тесного пути на пространный, который ведет в погибель ( Мф.7:13 ), выйти, и так из числа истинных христиан себя исключить? Прочитай священную от начала мира историю и увидишь, что все святые чашу горести крестной пили, и ныне в мире странствующие пьют, и до конца мира будут пить. Достаточно тебе к утешению твоему то, что и ты соучастник им в скорби ( Откр.1:9 ), что участвуешь в Христовых страданиях ( 1Пет.4:13 ), что ты уже не чужой и не пришелец, но согражданин святым и свой Богу ( Еф.2:19 ). Мало ли тебе быть сыном Церкви Святой, быть живым членом Христовым, здесь Ему сообразным быть в страдании и в будущем веке в славе? Это всякую горесть усладить может, если примешь то в рассуждение. Только смотри, стараешься ли достойно ходить такового звания, имеешься ли истинный христианин. О сем должно печалиться, но не отчаиваться, но истинно исправиться, каяться и верою во Христа утешаться. А скорбь тебе не повредит, не отнимет у тебя истинного блаженства, но паче умножит, как ниже увидишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010