Украдкой я вглядывался в икону, надеясь увидать хоть капельку чудесно источенного мира. Фарисей! – я искал чуда, ради чуда, я требовал знамения, подобно тому, как требовали его от Спасителя Иудеи. Помните, что Он им ответил? – «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме Ионы пророка. Ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:39–40 ). Трехдневное пребывание пророка во чреве китове прообразовало собой предстоящее крайнее смирение и уничижение Спасителя в Его искупительных страданиях и крестной смерти. Жизнь и кончина всякого христианского мученика является малым подобием, образом и подражанием Христовым страданиям. Мученичество, как подвиг христианской любви, и есть то наивысшее знамение, которое многократно было являемо перед глазами людей. О чем же говорит и чему учит сие неложное знамение? Оно предвозвещает и свидетельствует о торжестве Истины, о победе, победившей мир – о вере нашей, о конечном торжестве православного Христианства. Ведь за распятием и погребением Спасителя последовало Его всесветлое Воскресение. И каждый мученик, убиваемый палачами, обретает жизнь вечную. В конце концов земная история Христианской Церкви тоже завершится мученической Голгофой, ибо без Голгофы нет Воскресения. Обо всем этом, как думается, и должно вспоминать, когда Господь дарует Церкви нового мученика. XX век по праву можно назвать – веком русского мученичества, хотя, конечно, и в других Поместных Церквах просияли в наши дни преславные мученики. Верится, что брат Иосиф, избранник Богородицы, сподобился Божественной милости – увенчать славную чреду новомучеников XX столетия; столетия, которым завершается второе тысячелетие Христианства. Потому мы не ошибемся, если скажем, что мученичество брата Иосифа есть событие вселенского значения. Отныне мученик Иосиф принадлежит не только русскому, но и всему вселенскому Православию. Быть может, для того и сокрылась от нас пятнадцать лет хранимая братом Иосифом Мироточивая Икона, дабы мы ныне устремили свое духовное внимание на Ее скромного хранителя, мученичество коего было предумащено благодатным и многолетним мироточением Иверского образа Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

1) Деян.17:24–25 . «Бог, сотворивший мир… не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем либо нужду, Сам дая всему жизнь, и дыхание, и все» . Но смысл приведенных слов тот, что Истинный Бог не нуждается в помощи людей, как языческие боги, которые без содействия рук человеческих не могли сдвинуться с места; напротив, Сам дает всему все. Господь не нуждался и в жертвоприношениях, как неоднократно Он говорил через пророков и как исповедали псалмопевцы ( Пс.49 ) и Царь Соломон ( 2Пар.2 ), но Господь установил законы о жертвах для того, чтобы души людей через сие служение возносились мысленно к Богу. Что же касается крестного знамения, то, полагая его, мы не думаем помочь в чем-либо Господу, а просто наглядно выражаем нашу веру в Распятого за нас Сына Божия. В этом смысле, как известное молитвенное действие, то или иное участие в молитве рук вполне согласно с Словом Божиим. «Желаю, писал Святой Апостол, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). 2) Евр.6:4–6 . «Ибо невозможно... отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» . В данном свидетельстве распинанием Сына Божия названа жизнь, полная беззаконий, и отречение от Господа, Иисуса Христа ( Евр.10:29 ). О крестном же знамении здесь нет и речи. Да и невозможно допустить, чтобы «отпавшие» от веры и «ругающиеся» Христу могли полагать на себе крестное знамение, чем выражается вера в Распятого Господа. Приведенные слова Апостола гораздо ближе касаются сектантов, отпавших от истинной веры и Церкви Христовой и выдумавших новую веру, которой не было от времен Христа до середины 19 века. 3) Откр.13:16 . «И он (антихрист) сделает то, что всем малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам положено будет начертание на правую руку их, или на чело их» . Из приведенного свидетельства сектанты кощунственно заключают, будто крестное знамение – печать антихриста. Но, как видно из дальнейших слов начертание на правой руке, или на челе, которое положит антихрист своим слугам, совсем не похоже на крестное знамение. Это начертание будет выражать « имя зверя » или « число имени его » (Ст.17), при этом никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто будет иметь это начертание. Все это показывает, что в вышеозначенном свидетельстве говорится не о крестном знамении, а совершенно о другом. 12. О постах

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   Крест с распятым на нем Спасителем был предзнаменован также и распростертыми руками Моисея во время войны Израильтян с Амаликитянами. «Когда Моисей, — повествуется в Писании, — поднимал руки свои, одолевал Израиль; а когда опускал руки свои, одолевал Амалик.... И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его...» (Исх. 17:11—13). Так же точно и крестообразным распятием Господа, или знамением этого распятия христиане поражают духовного Амалика, врага нашего — диавола и воинства его.    Крест Господень был предуказан медным змием, выставленным на знамени в пустыне. За ропот Израильтян «послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых ... И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и, ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Чис 21:6, 8, 9). И Спаситель указал, что выставленный на знамени медный змей прообразовал Его. «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:14, 15). И вот, подобно тому, как укушенный змеем в пустыне исцелялся, когда с верою глядел на медного змия на знамени, точно так же освобождаются от духовной болезненности и духовной смерти те, кто уязвляется диаволом и взирает с верою на крест с изображением на нем распятого Спасителя. Как относятся христиане ко кресту Христову?   Вспоминая страдания Господни на кресте и Его победу над диаволом, христиане чтут и самый крест Христов, как средство нашего спасения. Не противно ли разуму чтить крест Христов, явившийся орудием позорной казни?   Крест был орудием позорной казни до того времени, пока он не соделался средством нашего спасения. Но когда Христос пострадал, как предсказано о Нем (Деян. 3:18), на кресте, умер, воскрес и этим спас нас, право верующих — тогда крест стал победоносным орудием, вожделенным для христиан. Диавол хотел погубить Христа и орудием для этого избрал крест, но Господь Своею смертью победил диавола и, таким образом, крест явился для Христа победоносным орудием в Его борьбе с искусителем. Подобно тому, как на войне, если победят неприятеля, то захватывают вражеское оружие, и оно уже не страшно для победителей, но радостно, и победившие гордятся им, так и страшное орудие казни — крест, после того, как Господь поразил им Диавола, перестал быть страшным для побеждающих диавола христиан, но является желательным и вызывает у них радостные чувства. Поэтому-то и говорил Апостол, что за крестную смерть Господь превознесен. Он «смирил Себя быв послушным даже до смерти и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его...» (Филип. 2:8, 9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вера Христианская и своим именем удостоверяет в действительности воскресения Христова. Аще Христос не воста, говорит апостол Павел, обличая нелепость неверия или сомнения в истине воскресения Христова, аще Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша. Обретаемся же и лжесвидетели Божии (пред Богом), яко послушествовахом на Бога (поскольку свидетельствовали бы о Боге), яко воскреси Христа, Его же не воскреси... Аще Христос не воста, суетна вера ваша; еще есте во гресех ваших: убо и умершие о Христе погибоша. И аще в животе сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейши всех человек есмы. Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть – Христос воскрес из мертвых, первенец из мертвых ( 1Кор. 15:14–20 ). Для чего Иисус Христос воскрес из мертвых? Для того чтобы, силою воскресения Своего, всем верующим в Него, Победителя смерти и ада, даровать воскресение и вечную жизнь. Так учит апостол: Ныне Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть. Понеже бо человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых. Яко же бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут. Кийждо же во своем чину: начаток Христос, потом же Христу веровавшии в пришествии Его ( 1Кор. 15:20–23 ). Смерть вошла в мир чрез преслушание Адама, и царствовала в мире, вместе с грехом, до смерти Христа Спасителя. Иисус Христос Своими заслугами и крестною смертью, подъятою за грехи мира, загладил вину нашу пред Богом, и тем отнял силу у греха и смерти, и воскрес из мертвых, как Победитель смерти. Потому «как в Адаме все умирают; так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его». Иисус Христос воскрес из мертвых и пребывал на земле, по воскресении, сорок дней, и для того, чтобы показать Свое Божественное величие и утвердить учеников Своих в вере в Него и Его учение. Прежде Своих страданий и смерти Иисус Христос указывал книжникам и фарисеям на Свое воскресение, как на знамение Божества Своего, говоря: род лукав и прелюбодейный знамения ищет; и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы Пророка ( Мф. 16:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОНА, ПРОРОК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Пророк Иона. Из Преображенской церкви Спасо-Кижского погоста Иона ( VIII в. до н.э. ), пророк из числа малых , преемник пророка Елисея Память 22 сентября Мать Ионы была той вдовой из Сарепты Сидонской , к которой во время голода по велению Божию пришел пророк Илия , и у нее не истощались мука и масло. Иона, в то время маленький мальчик, заболел, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала вдова Илии: «Что мне и тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить мне грехи мои и умертвить сына моего». И воззвал Илия ко Господу: «Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него!» И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока, и он ожил. Книга пророка Ионы входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима , кончине мира. Кроме пророчеств, в книге Ионы рассказано, как он был послан Господом к ниневитянам с проповедью о покаянии ( Иона 3, 3 - 10). Господь повелел Ионе идти проповедовать покаяние нечестивым жителям города Ниневии . Но Иона не захотел исполнить волю Божию. Но от Бога никто не может укрыться, и, когда Иона плыл на корабле по морю, Господь, желая вразумить раба Своего, поднял великую бурю. Ужас объял корабельщиков, и Иона велел выбросить его в море, и, как только так сделали, буря прекратилась. А пророка Иону по велению Божию проглотил кит, и пробыл Иона в животе у кита три дня и три ночи. Там он плакал и каялся, непрестанно молясь Богу, и Господь повелел, чтобы кит изверг Иону на сушу. Тогда уже Иона безропотно, благодаря Бога, пошел исполнять волю Его. И грешные жители Ниневии покаялись, и Господь отвратил от них гнев Свой. Господь наш Иисус Христос в беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, сказал, что им не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы пророка: " Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи " ( Мф. 12, 40 ). Из этих слов Господа становится ясным преобразовательное значение Книги пророка Ионы в отношении Крестной смерти, сошествия во ад и Воскресения Господа Иисуса Христа. Обличая нераскаянность и упорство иудеев, Господь сказал: " Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы " ( Мф. 12, 41 ).

http://drevo-info.ru/articles/3972.html

И наконец, через Крест Иисус Христос вознесся во славе ( 1Тим.3:16 ; см. также: Лк.24:26 ; Ин.17:1 ; Флп.2:8–9 ). Глава 10. О крестном знамении Священник : Каждый христианин, если он истинный сын Православной Церкви Христовой, проводящий жизнь в благоговении и страхе Божием, имеет обычай при начале и окончании всякого дела (будь то молитва или телесный труд, душеполезное чтение или домашняя трапеза, пробуждение или отход ко сну, сборы в дорогу или возвращение), а также во время бедствий или искушения от худых помыслов, осенять себя знамением святого Креста. Поступая так, он приводит себе на память безмерную силу Того, Кто освятил крест пречистой Своею Кровью и оставил его нам как Божественное знамение и непобедимое оружие на диавола, по слову Писания: Ты дал боящимся Тебя знамение, дабы они избегли лука ( Пс.59:6 ), и еще: запечатлелся на нас свет лица Твоего, Господи ( Пс.4:7 ). Мы знаем, что в молитве, наравне с умом и сердцем, должно участвовать тело со всеми его членами, среди которых особое значение принадлежит рукам. Вот несколько свидетельств об этом Священного Писания. – Сам Господь руками благословлял апостолов: И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их ( Лк.24:50 ) и детей: И, обняв их, возложил руки на них и благословил их ( Мк.10:16 ). – Апостолы посвящали священников и диаконов через молитву и возложение рук (см.: Деян.6:6; 14:23 ), почему и таинство священства называется в Павловых посланиях возложением рук священства ( 1Тим.4:14 ). Молитвой и возложением апостольских рук приобщались Духа Святого новокрещеные, и это было прообразованием таинства миропомазания (см.: Деян.8:14–17; 19:5–6 ). То, что в молитве должно участвовать тело и в особенности руки, явствует также из увещаний апостола: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ); желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ). Уже Ветхий Завет говорит о молитве, сопровождаемой телесными действиями колено- и главопреклонением, воздеянием рук и так далее. Например, у Псалмопевца читаем: Так буду благословлять Тебя в жизни моей, во имя Твое подниму руки мои ( Пс.62:5 ) 76 . Руки ветхозаветных патриархов и праведников прообразовали и знамение святого Креста, будучи то скрещены (когда Иаков преподал благословение сыновьям Иакова. См.: Быт.48:14 ), то простерты вперед (когда Моисей разделил воды при переходе евреев через Красное море. См.: Исх.14:26–28 ), то воздеты к небу (когда он же остановил течение солнца в битве с амаликитянами. См.: Исх.17:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Иоанн ободрил его словами утешения, подкрепил его божественными изречениями, наставил его в святом учении, научил его всем сердцем веровать в распятого Иисуса Христа, Спасителя всех, и крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа. Он, получив крещение, возвратился в дом свой. XXIV. Сын судьи Креза освобождается от беса и принимает крещение. В том же городе был человек, по имени Крез, а имя жены его было Селена. У них был один сын, одержимый нечистым духом, а Крез был судьёй в том городе. Когда он услышал, что Иоанн совершает именем Иисуса великие силы, то, взяв сына своего, пришел в дом Мирона. Иоанн, увидев его, сказал: «Крез! Сын твой гибнет от грехов твоих; если уверуешь в истинного Бога, то получишь от Него великие благодеяния и заслужишь похвалу. Не будь лицеприятен на суде вопреки душе своей, и таким образом исполнишь повеление Божие». При этих словах Крез сказал: «Что я должен сделать, чтобы сын мой был здоров и освободился от нечистого духа»? Иоанн сказал: «Веруй в распятого Иисуса Христа, и сын твой получит исцеление». Крез сказал: «Верую, господин, только бы исцелился сын мой». Тогда Иоанн, взяв сына его за правую руку, трижды оградил его крестным знамением и выгнал из него беса. Крез, видя, что Иоанн сделал крестное знамение, пал к ногам его и поклонился ему. Иоанн же, начав с изречений из святых Писаний, огласил его, а он, прославляя Бога и исповедуя, что Иисус Христос есть истинный Бог, и что он верует в Него, пошёл в дом свой, взял жену свою и сына, и множество денег, и возвратился в дом Мирона к апостолу Иоанну, говоря: «Возьми, господин, деньги эти и дай мне и жене, и сыну моим знамение Христово». Иоанн сказал ему: «Знамение Христово не имеет нужды в деньгах, но в законной вере. Смотри, не помышляй такового, но возвратись в дом свой и раздай принесенное тобою бедным». Когда он исполнил это, Иоанн крестил их во имя Отца и Сына и Святого Духа, и отпустил их в дом их в мире. XXV. Блаженный Иоанн разрушает храм Аполлона, за что жрецы наказывают и схватывают его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иона благодарил Господа за свое спасение, и Господь опять повторил свое повеление идти ему в Ниневию с проповедью о покаянии. На этот раз Иона исполнил волю Божию и, придя в Ниневию, обходил улицы этого города со словами: «Еще 40 дней – и Ниневия будет разрушена». Жители города поняли, что Господь дает им время на покаяние; все они от мала до велика стали усердно каяться, наложив на себя пост и молясь о прощении грехов. Даже их царь снял с себя порфирные одежды, оделся во вретище и сидел в пепле, каясь вместе со всеми. Бог помиловал Ниневию, и город остался цел; пророку же Ионе Господь сказал, что Он отменил Свое определение о разрушении Ниневии и пощадил грешников ради их покаяния и милосердствуя о невинных младенцах, которых много в таком огромном городе. Пророк Иона вернулся в свое отечество и там оставался вплоть до своей смерти. Господь наш Иисус Христос в беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, сказал им, что им не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы пророка: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф. 12, 39–40 ). Из этих слов Господа становится ясным прообразовательное значение Книги пророка Ионы по отношению к Крестной смерти, сошествию во ад и Воскресению Господа Иисуса Христа. Обличая нераскаянность и упорство иудеев, Господь сказал: Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы ( Мф. 12, 41 ). Преподобный Иона пресвитер (IX в.) жил в Палестине, проводя добродетельную и богоугодную жизнь. Он состоял в браке и имел двух сыновей, прославленных Церковью, как доблестных исповедников и борцов за православную веру во время разгара иконоборческой ереси,– Феодора (память 27 декабря) и Феофана (память 11 октября) Начертанных. Начертанными святые братья именуются потому, что они перенесли следующее истязание: им на лицах раскаленными иглами начертали позорящие слова. После смерти своей супруги святой Иона пресвитер удалился в Лавру преподобного Саввы Освященного, где еще раньше приняли монашество оба его сына; приняв и сам иноческий постриг, святой Иона подвизался в Лавре вплоть до своей смерти. Господь послал ему благодатный дар врачевания. Кончина его была мирной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Какая же суть проявления телесного поклонения? Прежде всего, преклонения колен апостол Павел свидетельствует, что когда у человека появляется молитвенное настроение, то он «падет ниц и поклонится Богу» ( 1Кор.14:25 ). И действительно, из Св. Писания мы знаем, что и Спаситель и апостолы во время молитвы преклоняли колена. Так о Спасителе евангелист Лука повествует, что Он «отошел от (апостолов) на вержение камня», когда был в саду Гефсиманском, «и преклонив колена, молился» ( Лк.22:41 ). Книга Деяний сообщает, что апостол Петр пред тем, как воскресить умершую Тавифу потребовал «выслать всех вон и преклонив колена, помолился» ( Деян.9:40 ). Апостол Павел пишет: «Для сего преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа» ( Еф.3:14 ). Другое проявление телесного поклонения – это воздеяние рук. Об этом святой апостол Павел заповедует так: «Желаю, чтобы на всяком месте возносили молитвы мужи, воздавая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). Но самое главное проявление телесного поклонения у христиан является, без сомнения, крестное знамение. Крестным знамением христиане наглядным образом исповедуют свою веру в распятого Господа, по слову Спасителя, Который сказал: «Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным» ( Мф.10:32 ). Полагая на себя крестное знамение христиане наглядно показывают, что верят в спасение, совершенное некогда на Кресте Святейшим Сыном Божиим. «Я рассудил, – пишет христианам святой апостол Павел,– быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» ( 1Кор.2:2 ). Складывая персты для крестного знамения, христиане изображают ими свою веру в Святую Троицу и два естества в Господе Иисусе Христе. Касаясь перстами чела, плеч и груди христиане показывают, что все части их существа освящены крестными страданиями Спасителя. Видите теперь, православные христиане, что не напрасно мы с духовным поклонением Богу соединяем и поклонение телесное, не напрасно полагаем на себя крестное знамение. Поступая так, мы следуем Слову Божию и исполняем закон Господа и святых апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Конечно, Бог простит омытый раскаянием грех , но мысль та, что одно покаяние ещё не возвратит человеку прежней духовной целостности, а восстанавливать её придется многими трудами и долгими скорбями, как Мария Египетская. Апостолы, отступившиеся от Господа, не могли долго поверить Его воскресению, а верные Мироносицы сразу признали Явившегося. Последствия неуклонной верности кандидата священства своему знамени Если уклонение от исповедания веры приводит будущего пастыря к таким печальным последствиям, то наоборот, – постоянная верность слову истины сообщает ему неоценимое сокровище духовных благ. Постоянное следование одному знамени, прежде всего, создает в человеке-христианине ту целостность нравственного характера, то гармоническое взаимное соглашение всех сторон последнего, по которой вы сразу можете узнать человека религиозного без фанатизма, без болезненной раздражительности или бездеятельного оцепенения, квиетизма. Правила христианской добродетели и истин веры служат для него неизменным мерилом при оценке и явлений жизни, и произведений мысли, и самых людей. Но этого мало: постоянная привычка давать себе отчет в нравственной качественности всякого, воздвигаемого в общественной жизни знамени, развивает в нем художественный вкус для мгновенной иногда оценки людей или явлений трудноопределимых или лицемерных. «Думаю, говорит греческий мудрец, что не последняя часть мудрости заключается в том, чтобы распознавать, каков каждый человек». Иисус сын Сирахов, советуя каждому по силе своей узнавать ближних его ( Cup.IX, 19 ), научает судить о них по себе самому и рассуждать о всяком действии ( Cup.XXXI, 17 ). Но начало этой духовной мудрости есть страх Божий, противополагаемый всякому другому страху: «бойся Господа, и кроме Него не бойся никого». Пока Ап. Петр не освободился от изменчивого страха, то не имел и дара ясного познания вещей и отговаривал Спасителя от крестного подвига. Неутвержденные в вере Самаряне не понимали личности Симона волхва; но тот же Петр, просвещенный Духом Святым и исповедничеством, стал говорить ему: «вижу тебя исполненным горькой желчи и в узах неправды» ( Дeяh. VIII, 23 ). Точнейшее изречение о связи между верностью и разумом духовным суть слова Господни: «прежде всего, возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая вас в синагоги и темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое. Будет же это вам для свидетельства. Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать; ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостать все противящиеся вам» ( Лyk. XXI, 12–15 ). Христианская совесть, поставленная несколько раз высшей целью наших дел и слов, приобретает ту исключительную ясность и чуткость, которая при содействии Божественной благодати научает у людей – читать в сердцах, а в явлениях жизни, встречах или предприятиях – сейчас усматривать пользу их или вред для спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010